Иерусалимская икона божией матери значение

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании, и была первой из всех образов Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году образ был перенесен из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим (457—474) и поставлен в храме Богородицы – Пигии (греч. — «Источника»). При императоре Ираклии (575—641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую константинопольскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа. При этом правителе, в 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. В свою очередь, св. кн. Владимир не долго хранил чудотворный образ в своем Киевском княжестве, но даровал его новгородцам, по их обращении в христианскую веру.

Более четырехсот лет икона Богородицы пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода. Ее почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимскому образу во многих градах и весях Русского Севера. В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес ее в московский Успенский собор.

Во время нашествия французов в 1812 году икона была ими похищена и принесена в Париж, где и находится доныне в соборе Парижской Богоматери. В Успенском же соборе, за патриаршим местом хранится только точный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Празднование Иерусалимской иконе совершается 12/25 октября, а в некоторых местах в ее честь отмечаются дни — 13 ноября и пятая суббота святой Четыредесятницы.

С иконографической точки зрения, Иерусалимская икона Божией Матери представляет собой тип «Одигитрии» (греч. – «Путеводительница») — поясного изображения Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди. Здесь наблюдается смягчение строгого, несколько отстраненного типа Божией Матери «Одигитрии».

Чудотворные и местночтимые списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора.

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в Измайловском Покровском соборе. Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконыы изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, которая располагалась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Со времени освящения этого образа, т. е. с 1711 г., в Кривоезерской обители вошло в обычай отпускать св. икону из монастыря по просьбе окрестных жителей, имевших к ней большую веру, в их приходские церкви, а оттуда в селения и дома для совершения молебствий.

В центре Бронниц (Подмосковье) в 1840 году был построен храм, посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной иконы из Успенского собора. Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы.

Один из наиболее прославленных списков Иерусалимской иконы Богородицы был дарован святителем Московским Филаретом Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре.

Иерусалимская икона божией матери значение

Иеру­са­лим­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой в 15-й год по­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да в Геф­си­ма­нии (48).

В 463 го­ду об­раз был пе­ре­не­сен гре­че­ским ца­рем Львом Ве­ли­ким в Кон­стан­ти­но­поль. Во Влахерн­ской церк­ви ико­на пре­бы­ва­ла по­чти три сот­ни лет.

Иерусалимская икона божией матери значение

За­ступ­ни­че­ством Иеру­са­лим­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ви­зан­тий­ские вой­ска от­ра­зи­ли на­па­де­ние ски­фов. В 988 го­ду ико­на бы­ла при­не­се­на в Кор­сунь и по­да­ре­на свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру. Ко­гда нов­го­род­цы при­ня­ли хри­сти­ан­ство, свя­той Вла­ди­мир от­пра­вил им этот об­раз. Иоанн Гроз­ный в 1571 го­ду пе­ре­нес ико­ну в Мос­ков­ский Успен­ский со­бор.

По­сле оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да древ­ний Иеру­са­лим­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри ис­чез из Мос­ков­ско­го Крем­ля. Су­ще­ство­ва­ла ле­ген­да о том, что фран­цуз­ские сол­да­ты по­хи­ти­ли свя­ты­ню, увез­ли ее во Фран­цию и уста­но­ви­ли в со­бо­ре Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри. Од­на­ко в 1977 го­ду глав­ный ин­спек­тор по па­мят­ни­кам ис­то­рии Фран­ции на за­прос о судь­бе Иеру­са­лим­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­ве­тил, что та­кая ико­на в ин­вен­та­ре со­бо­ра не зна­чит­ся.

Иерусалимская икона божией матери значение

В Успен­ском со­бо­ре за пат­ри­ар­шим ме­стом вме­сто под­лин­ни­ка был по­ме­щен ста­рин­ный спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны, на­хо­див­ший­ся до это­го в двор­цо­вой церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, «что на Се­нях». И се­го­дня в глав­ном со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля на­хо­дит­ся точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Иеру­са­лим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Древ­ние спис­ки с чу­до­твор­ной, очень по­чи­та­е­мой в сре­де рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да ико­ны на­хо­дят­ся в церк­ви Вос­кре­се­ния на Ста­ро­и­е­ру­са­лим­ском по­дво­рье, церк­ви Тро­и­цы в Веш­ня­ках (г. Москва), в Но­вом Иеру­са­ли­ме , г. Брон­ни­цах (Мос­ков­ская епар­хия) и дру­гих ме­стах.

На Афоне, в Ру­си­ке, над цар­ски­ми вра­та­ми со­бор­но­го По­кров­ско­го хра­ма так­же есть чти­мый Иеру­са­лим­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рым на­ка­нуне Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков и в вос­крес­ные дни, по­сле ве­чер­ни, чи­та­ет­ся ака­фист.

Почитаемых икон Богородицы свыше 700. Сегодня мы расскажем об Иерусалимской иконе Божией Матери. Она была написана святым апостолом и евангелистом Лукой во время жизни Богородицы, и произошло это, по преданию, через 15 лет после Вознесения Спасителя. То есть образу почти 1970 лет.

Иерусалимская икона Богородицы написана по иконографическому типу Одигитрии, т. е. Путеводительницы. Дева Мария изображается по пояс, Она смотрит на Богомладенца, Которого держит на правой руке. Зеркальное отражение этой иконы — образ Грузинской иконы Божией Матери, о котором мы уже рассказывали >> Еще одна из особенностей иконы, в частности, на Измайловском списке — благословение Спасителя. Персты Его десницы сложены именословно (имясловно). Так образуется имя Иисуса Христа: IC XC. Таким образом благословляют епископы и священники.

«Иерусалимский» образ был написан в столице Израиля, поэтому эту икону можно было бы называть Корсунской, как и ту, чей день празднования приходится на 22 октября. Ибо в своей истории она тоже побывала в Корсуни (нынешний Херсонес). Но обо всем по порядку…

Из Иерусалима икону Богородицы перенесли в Царьград в 463 году. Греческий царь Лев Первый, или Великий, повелел разместить ее в византийской столице в храме Богородицы — Пигии. Благословение пребывало на жителях города, осчастливлены они были и благочестивым правителем, царем Ираклием. Также Свою силу явила Богородица во время нападения скифов на Константинополь. Благодаря молитвам у чудотворной иконы враги были побеждены. Благодарные жители перенесли «Иерусалимский» образ во Влахернскую церковь.

В X веке икона покинула Византию и в качестве подарка отправилась великому русскому князю Владимиру. Он собирался креститься в 988 году в нынешнем Херсонесе, который прежде называли Корсунью. После крещения и венчания с византийской царевной Анной русский правитель увез икону с собой в Киев. А уж потом подарил новгородцам, которые обратились в христианскую веру.

Почти полвека провел образ Богородицы в Софийском соборе Великого Новгорода. Весь Русский Север полюбил Иерусалимскую Богородицу. Однако в XVI веке икона покинула свое временное пристанище и оказалась в Москве. История не имеет сослагательного наклонения, но если бы не перемещение в столицу Российского государства, возможно, она бы сохранилась на Руси, потому что во время Отечественной войны 1812 года французы захватили ее и увезли в Париж. По некоторым сведениям, она хранится в Ватикане.

Однако милостью Божией на Руси сохранились чудотворные копии Иерусалимской иконы Богородицы. Русские государи повелели писать точные списки с Иерусалимской иконы Богородицы и помещать их в своих домовых церквях. Одна из таких икон располагалась в церкви Рождества Богородицы на Сенях, которая находилась прямо в палатах, где жили московские цари. Сейчас она хранится в московском Кремле в Успенском соборе на месте оригинала. Этот образ особенный, ибо к изображению нашей Небесной Заступницы на полях добавили лики святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй сохранившийся список Иерусалимской иконы Богородицы находится в Измайлове в храме Рождества Христова, ныне действующем и никогда не закрывавшемся. Туда его перенесли из Покровского собора царской усадьбы, что располагается на острове на Серебряно-Виноградном пруду.

Измайловский лик прославился исцелениями во время эпидемии холеры в 1866 году. Жители окрестных сел Новинки, Дьяково и Нагатино отправились с крестным ходом с «Иерусалимской» иконой. Тем, кто нес икону, пришлось изрядно потрудиться, потому что написанный образ большой и достаточно тяжелый. Чтобы обойти с крестным ходом деревни, потребовалось восемь человек. С того момента смертельная эпидемия оставила русские села.

Такое же чудо случилось в том же году в подмосковном Подольске. Там бушевала холера, гибли люди. Жители города стали просить митрополита Московского Филарета о том, чтобы принести к ним чудотворную московскую «Иверскую» икону. Но в то время перед ней ежедневно служились молебны, ибо и Москву не оставляла эпидемия. Образ возили по городу. И владыка повелел взять вместо «Иверской» Иерусалимскую икону Божией Матери, которая находилась в Бронницах. 12 августа 1866 года такая же огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Тысячи обнадеженных подольчан вышли навстречу. Случилось чудо. В тот день никто не только не умер, но даже не заболел. Численность заболевших резко пошла на спад, холера прекратилась. С тех пор ежегодно жители Подольска стали торжественно приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. Кроме того, с нее сделали точный список и поместили его в Троицком соборе Подольска. Ежегодно там совершался крестный ход с «Иерусалимским» образом. Причем дистанция была поистине марафонская — 40 верст (это почти 42 километра).

Иерусалимская икона Богородицы объяла молитвами всю Русь. Чудотворные образы находятся и в небольших храмах, и в великолепных соборах. Всюду проистекают от них чудеса…

Ссылка на основную публикацию