Евангелие в православной церкви

Евангелие от Матфея — первая из книг Нового Завета. Евангелие от Матфея относится к каноническим Евангелиям. Новый завет начинается четырьмя евангелиями – жизнеописаниями Иисуса Христа. Три первые Евангелия схожи между собой, поэтому их называют синоптическими (от греческого «синоптикос» — видеть сообща).

Читать Евангелие от Матфея.

Евангелие от Матфея состоит из 28 глав.

Церковное предание называет автором Матфея – сборщика податей, который последовал за Христом. Однако современные исследователи полагают, что Евангелие не было написано непосредственным очевидцем события, а, следовательно, апостол Матфей не может быть автором первого Евангелия. Считается, что данный текст был написан несколько позже, а неизвестный автор опирался на Евангелие от Марка и на недошедший до нас источник Q.

Ввиду вопросов с авторством, возникают и проблемы с датировкой Евангелия. Согласно традиционной датировке, текст написан в 41—55 гг. Современные исследователи часто датируют текст 70—80-ми годами.

Тема Евангелия от Матфея

Главная тема Евангелия от Матфея — жизнь и деятельность Иисуса Христа. Книга была предназначена для еврейской аудитории. Евангелие от Матфея изобилует ссылками на мессианские ветхозаветные пророчества. Цель автора – показать, что мессианские пророчества сбываются в пришествие Сына Божьего.

В Евангелии подробно описывается родословная Спасителя, начиная от Авраама и заканчивая Иосифом Обручником — мужем девы Марии.

Особенности Евангелия от Матфея.

Евангелие от Матфея — единственная книга Нового Завета, которая была написана не по-гречески. Арамейский оригинал Евангелия был утерян, а в канон был включён греческий перевод.

Деятельность мессии рассматривается в Евангелии с трех точек зрения:

  • как Пророка,
  • как Законодателя,
  • как Первосвященника.

В этой книге главное внимание уделяется учению Христа.

Евангелие от Матфея во многом повторяет другие синоптические Евангелия, однако здесь есть несколько моментов, которые не раскрыты ни в одной другой книге Нового Завета:

  • История исцеление двух слепцов,
  • История исцеление немого бесноватого,
  • История о монете во рту рыбы.

Есть в данном Евангелии также и несколько оригинальных притч:

  • притча о плевелах,
  • притча о сокровище в поле,
  • притча о драгоценной жемчужине,
  • притча о неводе,
  • притча о немилосердном заимодавце,
  • притча о работниках в винограднике,
  • притча о двух сыновьях,
  • притча о брачном пире,
  • притча о десяти девах,
  • притча о талантах.

Толкование Евангелия от Матфея

Помимо описания рождения, жизни и смерти Иисуса, в Евангелии также раскрываются темы о Втором Пришествии Христовом, об эсхатологическом раскрытии Царства и в повседневной духовной жизни Церкви

Книга была написана для выполнения 2-х задач:

  1. Рассказать иудеям, что Иисус есть их Мессия.
  2. Приободрить тех, кто верил в Иисуса как в Мессию и боялся, что Бог отвернется от народа Его после того, как был распят Его Сын. Матфей говорил, что Бог не отказался от народа и что Царство, обещанное ранее, придет в будущем.

Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус – Мессия. Автор отвечает на вопрос «Если Иисус действительно Мессия, то почему Он не установил обещанного Царства?» Автор говорит, что это Царство приняло иную форму и что Иисус снова возвратится на землю, чтобы установить на ней Свою власть. Спаситель пришел с благой вестью к народу, но в соответствии с Божьим планом Его весть была отвергнута, чтобы прозвучать позже для всех народов во всем мире.

Краткое содержание Евангелия от Матфея.

Глава 1. Родословная Спасителя. Рождение Мессии.

Глава 2. Бегство Святого Семейства в Египет. Возвращение Святого Семейства в Назарет.

Глава 3. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем.

Глава 4. Начало проповеднической деятельности Иисуса Христа в Галилее. Первые ученики Христа.

Главы 5 – 7. Нагорная проповедь.

Главы 8 – 9. Проповеди в Галилее. Чудеса Христа. Власть спасителя над болезнями, силами зла, природой, над смертью. Умение Спасителя прощать. Способность обращать тьму в свет и изгонять бесов.

Глава 10. Призвание 12 апостолов

Глава 11. Вызов, брошенный власти Сына Божьего.

Глава 12. Споры о власти нового Царя.

Главы 13 – 18. Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и близлежащих землях.

Главы 19 – 20. Иисус идёт из Галилеи в Иудею.

Главы 21 – 22. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там.

Глава 23. Обличение Иисусом фарисеев.

Глава 24. Иисус предсказывает свое Второе Пришествие после разрушения Иерусалима.

Глава 25. Новые притчи. Объяснение будущих событий.

Глава 26. Помазание Иисуса миром. Тайная вечеря. Арест Мессии и суд.

Глава 27. Иисус Христос перед Пилатом. Распятие и погребение Спасителя.

Что такое Евангелие: значение Евангелие — это книга Нового Завета. В переводе слово «Евангелие» означает — благая весть. Для нас это — весть о христианстве. Образно говоря, Евангелие — новый «договор» между Богом и человеком, который исполнил то, что было сказано в Ветхом Завете и начал новую эпоху отношений человечества с Богом. Именно из событий, […]

Что такое Евангелие: значение Евангелие — это книга Нового Завета. В переводе слово «Евангелие» означает — благая весть. Для нас это — весть о христианстве. Образно говоря, Евангелие — новый «договор» между Богом и человеком, который исполнил то, что было сказано в Ветхом Завете и начал новую эпоху отношений человечества с Богом. Именно из событий, […]

Евангелие в православной церкви

Что такое Евангелие: значение

Евангелие — это книга Нового Завета. В переводе слово «Евангелие» означает — благая весть. Для нас это — весть о христианстве. Образно говоря, Евангелие — новый «договор» между Богом и человеком, который исполнил то, что было сказано в Ветхом Завете и начал новую эпоху отношений человечества с Богом. Именно из событий, описанных в Евангелии мы узнаем о земной жизни Христа и апостолов. Книги Нового Завета были написаны во второй половине I века. Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Вынос Евангелия и чтение отрывков из Нового Завета — важная часть богослужения во всех христианских конфессиях. Во время чтения Евангелия в западноевропейской традиции, где допускается сидеть во время некоторых моментов богослужения, прихожане всегда поднимаются со скамьи в знак благоговения перед Словом Божьим.

Сколько Евангелий существует

Существует четыре канонических Евангелия, признанных Церковью.

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

И бесчисленное множество апокрифов, среди которых:

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Точной информации о том, истинно ли то, что написано в апокрифических текстах нет, а иные и вовсе выдают себя, как нечто, совершенно противоречащее Писанию.

Евангелие в православной церкви

Кто написал Евангелия

Авторы Евангелия — апостолы, ученики Христа (формально), считается, что Писание было создано по Божественному вдохновению. Апостолы описывали те события, свидетелями и участниками которых стали лично. В пользу истинности того, что написано в Евангелии говорит и история создания Нового Завета. После распятия Христа Его ученики были абсолютно сломлены и подавлены. Все, во что они верили рухнуло в один момент. Логичным было бы вести тихую и спокойную жизнь, признав свое поражение. Возможно, им даже пришлось бы скрываться. Но, получив весть о Воскрешении Христа, они с риском для жизни отправились проповедовать Его слово и, не сговариваясь, рисковали собой, приняв мученическую кончину.

Чем отличается Библия от Евангелия

Люди, начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?» и правильный ответ: ничем. Библия — это собрание книг Ветхого и Нового Завета, а Евангелие — Новый Завет, то есть — часть Библии, священного Писания. В иудаизме Библией является Танах, именуемый также еврейской Библией, в христианстве — Ветхий Завет и Новый Завет.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Читателям предлагается трехтомное толкование Нового Завета, составленное блж. Феофилактом в XI веке на основании творений Иоанна Златоуста и иных святых отцов православной церкви, живших ранее. Читая эту книгу, вы обнаружите, что блж. Феофилакт очень часто говорит об исключительной необходимости изучения Священного Писания и обязательности проповеди для всех христиан: и пастырей, и мирян, — так что, если бы не указывать автора этой книги, благочестивые православные наверняка бы заявили, что это пишет баптист или другой сектант. В связи с этим, к словам о Библии и проповеди добавлены комментарии о современном положении в Православной Церкви и уклонении ее от святоотеческого пути.

Приводится также толкование на Откровение Иоанна Богослова, составленное прот. Геннадием Фастом в 1980-ых годах на основе всех известных святоотеческих трудов, с учетом и опровержением многочисленных сектантских толкований.

Все тексты Священного Писания даются только на русском языке, тексты Нового Завета расставлены в соответствии с современной традицией разделения на стихи, с указанием их нумерации.

© Лапкин Игнатий Тихонович, 2009

Каждый день у нас проходят занятия в Skype по изучению Священного Писания (Библии) с толкованием Святых отцов Православной Церкви!

Евангелие в православной церкви Евангелие в православной церкви

Все тексты на сегодня представлены в соответствии с указаниями Типикона. Специальные чтения обозначены только для Великих и бденных праздников.

Порядок чтений: Среда, 14 декабря 2022 г. (1 декабря ст.ст.)
Седмица 27-я по Пятидесятнице
Прор. Наума (VII до Р.Х.)

На русском in English На завтра

Евангельские и Апостольские чтения

На литургии

Апостол

1Тим.5:22 Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужым грехом: себе чиста соблюдай.
1Тим.5:23 Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов.
1Тим.5:24 Неких (же) человек греси предявлени суть, предваряюще на суд: неким же и последствуют.
1Тим.5:25 Такожде и добрая дела предявлена суть: и сущая инако, утаитися не могут.
1Тим.6:1 Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение.
1Тим.6:2 Имущии же верных господий да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии. Сия учи и моли.
1Тим.6:3 Аще ли кто инако учит и не приступает к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и учению, еже по благоверию,
1Тим.6:4 разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава,
1Тим.6:5 беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых.
1Тим.6:6 Есть же снискание велие благочестие с доволством.
1Тим.6:7 Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем.
1Тим.6:8 Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем.
1Тим.6:9 А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель:
1Тим.6:10 корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим.
1Тим.6:11 Ты же, о, человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость:

Евангелие

Лк.20:1 И бысть во един от дний онех, учащу Ему люди в церкви и благовествующу, приидоша священницы и книжницы со старцы
Лк.20:2 и реша к Нему, глаголюще: рцы нам, коею областию сия твориши, или кто есть давый Тебе власть сию?
Лк.20:3 Отвещав же рече к ним: вопрошу вы и Аз единаго словесе, и рцыте Ми:
Лк.20:4 крещение Иоанново с небесе ли бе, или от человек?
Лк.20:5 Они же помышляху в себе, глаголюще, яко аще речем: с небесе, речет: почто убо не веровасте ему?
Лк.20:6 Аще ли же речем: от человек, вси людие камением побиют ны: известно бо бе о Иоанне, яко пророк бе.
Лк.20:7 И отвещаша: не вемы откуду.
Лк.20:8 Иисус же рече им: ни Аз глаголю вам, коею областию сия творю.

На каждой Литургии в храмах читается Евангелие. Евангелие в переводе с греческого означает «Благая весть». Эта главная книга христиан, которая содержит поучения Иисуса Христа, рассказывает о Его жизни, о сотворенных Им чудесах, Крестных страданиях и Воскресении. Сам Спаситель в письменном виде нам ничего не оставил. Его слова и поучения записали апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Матфей и Иоанн были из тех двенадцати, которых Христос призвал первыми «отвергнуться себя» и идти за ним. Марк и Лука – из числа семидесяти. Их Господь избрал позднее, послав проповедовать Слово Божие: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков».

Четыре Евангелия, – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна признаны Церковью каноническими, так как только они содержат истинное учение Иисуса Христа. Только эти четыре Евангелия были написаны учениками и очевидцами жизни Спасителя или с их слов. Матфей и Иоанн были рядом со своим Учителем во время Его земного служения, а Марк и Лука, хотя и не сопровождали Христа при жизни, но записали все происходившее с Ним со слов Апостолов. Марк – со слов Петра, а Лука – со слов Павла и других, как он пишет, «служителей Слова».

Но Евангелие, – это не просто книга. Это слово Бога, обращенное к человеку. Через Евангелие, как писал Апостол Павел, люди рождаются во Христе. Но не все, сокрушался он еще тогда, услышали Благую весть, не все приняли и поверили ей. К сожалению, и сегодня для многих Евангелие остается закрытым.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей. Ищи святую истину, старайся исполнять его заповеди. Это – книга жизни и читать ее надо жизнью».

По древней традиции во всех православных храмах за год – от Пасхи до Пасхи – прочитываются все четыре Евангелия.

Что такое богослужебное (напрестольное) Евангелие?

Евангелие в православной церкви

Евангелие, используемое во время богослужения, лежит в храме на престоле, от чего и происходит его название.

Богослужебное Евангелие отличается от обычного рядом параметров .

Текст в нем разбит на зачала – фрагменты, которые читаются во время службы. Это сделано для удобства, чтобы священнослужители сразу видели начало и окончание нужного им фрагмента.

Помимо этого, текст богослужебного Евангелия содержит ряд пояснений, какой фрагмент читать на определенных службах.

Как правило, служебное Евангелие достаточно массивно. Даже так называемое малое напрестольное Евангелие крупнее многих изданий, предназначенных для обычного чтения.

По традиции, напрестольное Евангелие имеет благолепно украшенную обложку – чаще всего, с металлическими накладками или полностью металлическую. На этой обложке мы обычно видим священные изображения. Все это делается в знак особого благоговения к слову Божию, заключенному в Евангелии.

Еще одним проявлением благоговения к храмовому Евангелию является использование особых красивых закладок. Как правило, такая закладка имеет весьма внушительный размер. Когда Евангелие лежит на престоле, она спускается вниз, составляя часть церковного благоукрашения.

Евангелие в православной церкви

Материалы окладов для напрестольных Евангелий

Сегодня чаще всего используются латунные оклады для храмовых Евангелий. Другой распространенный вариант – бархатный оклад с накладками из латуни. В богатых или старинных храмах вы можете увидеть оклады из серебра, а также Евангелия, украшенные финифтью – расписной эмалью. Встречаются и священные книги в кожаных обложках с металлическими накладками и даже камнями.

Варианты изготовления богослужебных Евангелий

Евангелие в православной церкви

В зависимости от назначения богослужебное Евангелие может быть как собственно храмовым, так и требным. Требное Евангелие священник берет с собой, отправляясь на выездные требы: освящение квартир, причащение и соборование на дому или в больнице и т.п. Требное Евангелие может использоваться и в храме при совершении исповеди или молебна. Такое Евангелие имеет относительно компактный размер и более простое убранство, нежели у того, которое является утварью для совершения основных богослужений: Литургии, Всенощного бдения и др.

Особенности оформления богослужебных Евангелий

Евангелие в православной церкви

Богослужебное Евангелие может быть как относительно простым, так и весьма благолепно украшенным. В ризницах старинных монастырей хранятся Евангелия, являющиеся подлинными произведениями церковного ювелирного искусства.

На обложке богослужебного Евангелия, как правило, мы видим 5 икон. В центре – образ Спасителя. Чаще всего это икона Воскресения Христова или Спас на престоле. По углам священной книги расположены иконы четырех евангелистов. На обратной стороне оклада напрестольного Евангелия для удобства его использования обычно делают небольшие ножки в форме вифлеемских (восьмиконечных) звезд. Допустимы и другие варианты оформления обложки храмового Евангелия. К примеру, история знает случаи, когда на обратной стороне священной книги, как и на лицевой, помещали иконы, в частности, образ Распятия Христова.

Полезный совет

Хорошо, когда в храме есть несколько богослужебных Евангелий. Во время будничных служб можно использовать малое, более простое, а на торжественных богослужениях – самое красивое и богатое. В той же стилистике, что и богослужебное Евангелие, может быть оформлен и богослужебный Апостол – еще одна книга, используемая во время службы.

Евангелие в православной церкви

Традиция богато украшать книги пришла к нам из древнейших времен. Уже в те времена, когда книги писали на пергамене, особо ценные экземпляры богато украшали: выделанную кожу покрывали пурпуром – краской из особого рода моллюсков, которая стоила огромных денег. Писали по такому пурпурному пергамену золотом. Рукопись украшали затейливые орнаментальные вставки и иллюстрации. Отделывали книги и драгоценными камнями.

В «Жизнеописании Константина» Евсевия Кесарийского упоминается, что равноапостольный император около 331 г. пожелал снабдить священными книгами возведенные им храмы и повелел изготовить «50 рукописей Священного Писания на пергамене тонкой выделки, удобных для переноски и отчетливо написанных профессионально подготовленными писцами, достигшими совершенства в своем искусстве». Историк упоминает, что книги были «роскошно переплетены».

Евангелие в православной церкви

Обложки богослужебных Евангелий, изготовленные в ювелирных техниках и украшенные священными изображениями, были распространены уже в Византии. Появились они и на Руси с ее Крещением.

Примером того, как в Древней Руси украшали богослужебные книги, является Евангелие, выполненное по заказу боярина Федору Кошки в XIV в. Книга написана уставом (древнерусским письмом без пробелов) на пергамене и помещена в серебряный оклад. В центре оклада деисис: Спас на троне с предстоящими Богоматерью и свт. Иоанном Златоустом. Выше – образ Спаса Эммануила в круглом медальоне; по сторонам от него – ангелы с орудиями Страстей Христовых. По углам оклада расположены образы евангелистов, по краям – миниатюрные рельефные изображения святых. Фон средника украшен тончайшей витой сканью и зернью, фоны изображений заполнены цветной эмалью.

Духовно-символическое значение

Евангелие – книга, несущая в себе слово Божие, во время богослужения символизирует Самого Христа – Бога-Слово. Православные христиане с особым благоговением относятся к любому Евангелию: по традиции, эту книгу не полагается класть на сидения и т.п. Богослужебному же Евангелию воздается почитание наравне с иконами: к примеру, на всенощном бдении его кладут на центральный аналой, и верующие с благоговением прикладываются к священной книге.

Евангелие в православной церкви

В наличии

Всякий, кто задумался о том, чтобы начать знакомство с христианством, сталкивается с выбором Евангелия, которое прочитать первым. Какое Евангелие наиболее просто и понятно? Об этом читайте в нашей статье.

Какое Евангелие читать первым?

Мы рекомендуем первым прочитать Евангелие от Марка. Причин этому можно выделить несколько:

  • Евангелие от Марка — самоекороткое и динамичное;
  • Его проще понять, так как оно было написано для аудитории, не знакомой с иудейской традицией;
  • Это Евангелие — самое древнее, по мнению многих ученых;
  • Именно Евангелие от Марка послужило основой для Евангелий от Матфея и Луки, а значит, знакомиться со следующими Евангелиями будет проще.

В каком порядке читать другие Евангелия?

После знакомства с Евангелием от Марка рекомендуем читать Евангелия в следующем порядке:

  • Евангелие от Луки.
  • Евангелие от Матфея.
  • Евангелие от Иоанна

Если вам интересно разобраться во всех особенностях Евангелий, присоединяйтесь к закрытому сообществу «Община online». В нем вы найдете подробный обзор каждого Евангелия, ссылки на полезную литературу и поддержку единомышленников.

Евангелие в православной церкви

Как правильно читать Евангелие?

Важно читать Евангелие не между делом, а сосредоточенно и внимательно. Если вы обращаетесь к этой книге не только как к историческому источнику, а как к главной книге христианства, прежде чтения текста помолитесь к Богу своими словами о том, чтобы понять те смыслы, которые заложены в текст. Даже если вы еще сомневаетесь в том, есть ли Бог, попробуйте обратиться в Нему, выразите свои сомнения и попросите разрешить их.

Подробнее узнать об изучении Евангелия вы можете в статье «С чего начать знакомство с христианством»

Евангелие в православной церкви

Программа «Читаем Евангелие вместе с Церковью» – это цикл ежедневных передач, раскрывающий глубины текстов Четвероевангелия в традиции отцов Церкви и известных православных богословов. Каждый день за богослужением читается особый евангельский отрывок – зачало, призванный вдохновить каждого христианина к богомыслию и рассуждению над совершенствованием своей жизни согласно Священному Писанию. К этому и призывает отец Пимен каждого зрителя православного телеканала «Союз».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector