Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

Фото Reuters

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам конференции «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», которая проходит в Москве 16 и 17 сентября. Во вступительном слове глава РПЦ не просто в очередной раз обрушился с упреками на Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея, к чему все уже привыкли, но усомнился в легитимности его власти первоиерарха.

«Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить как кризисную. О кризисе ясно свидетельствуют серьезные разногласия, сложившиеся между православными, о том, как мы понимаем устройство вселенского православия», – сказал патриарх в обращении к участникам конференции. Как передает ТАСС, глава РПЦ прослеживает тенденцию оторвать греческое и вообще средиземноморское православие от славянского православия и Московского патриархата. «Как предстоятель Русской православной церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми поместными православными церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским патриархатом и с теми церквами, которые были втянуты Константинополем в признание так называемой автокефальной украинской церкви, на деле представляющее не что иное, как легитимизацию церковного раскола», – добавил Кирилл.

«Важно еще раз осмыслить, что означает церковный раскол, как поместные церкви должны на него реагировать, допустимо ли вступление в молитвенное и евхаристическое общение с раскольниками и какие канонические последствия несет за собой такое вступление, может ли считаться легитимной церковная власть, которая нарушила церковный строй, учинив сослужение с раскольниками и самосвятами, не имеющими канонической хиротонии», – заявил патриарх далее, его слова приводит ИА «Интерфакс-религии». Заметив, что церковные каноны дают на все эти вопросы вполне исчерпывающий ответ, патриарх призвал богословов разных стран, принимающих участие в форуме, осмыслить, как применять эти каноны на практике, что конкретно они означают в нынешней ситуации, сообщает информационное агентство.

«Предстоящий Архиерейский собор Русской православной церкви даст оценку тому, что мы сейчас наблюдаем в православном мире, и если это будет угодно Духу Святому и собравшимся архиереям, примет решение, касающееся позиции нашей церкви в отношении деяний Константинополя», — пообещал патриарх Кирилл в своем выступлении на сегодняшней конференции. Архиерейский собор РПЦ будет проходить с 15 по 17 ноября с.г.

В последнее время председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) едва ли не в каждой субботней передаче, которую он ведет на государственном телеканале «Россия-24», ругает патриарха Варфоломея. Причем уничижительные эпитеты, которыми Иларион награждает заморского патриарха, не отличаются разнообразием. Чаще всего в его критике Константинополя встречается определение «разбойничий». В умах подготовленных зрителей это, видимо, должно напомнить о Втором Эфесском соборе 449 года, прозванном Разбойничьим собором. Он привел к недолгому господству в пределах Византийской империи учения, которое позже было признано еретическим как западными, так и восточными кафедрами. В дальнейшем эти события привели к расколу в христианстве.

Такое настойчивое шельмование Варфоломея первым помощником патриарха Кирилла, разумеется, должно было иметь цель. Вероятно, достигнутый информационный и эмоциональный эффект на наших глазах должен вылиться в какие-то практические шаги. Впрочем, некоторые из них уже последовали. Московский патриархат пытается создать на «домашней территории» Константинопольского патриархата, то есть Турции, столь любимой российскими туристами, независимые церковные общины. В Европе и Юго-Восточной Азии созданы экзархаты, что было невозможно, когда между Москвой и Константинополем существовали полноценные отношения. Теперь же связи порваны, совместное богослужение запрещено, однако Константинопольский патриарх формально остается в диптихах, хотя в храмах РПЦ его не поминают, как и тех глав православных церквей, которые признали Православную церковь Украины. Московский патриархат не признает право Варфоломея на арбитраж в межцерковных спорах, а также некоторые другие его привилегии.

Но, кажется, этого уже мало? Что же РПЦ предпримет дальше, раз слова о легитимности патриарха Варфоломея прозвучали публично? В результате Разбойничьего собора произошли перестановки на кафедрах по всей Византийской империи. Впрочем, после смерти императора Феодосия II ересиархи были повсеместно свергнуты. Если проводить параллели, то и сейчас следует предпринять шаги для организации всеправославного судилища над Варфоломеем с последующими его извержением из сана и выборами нового Константинопольского патриарха. Но где взять единую империю и императора, чтобы обеспечить все эти крутые меры?

Раз это невозможно, то остается вариант с созданием своей, параллельной системой мирового православия. Такой вариант предлагали еще в 2019 году, когда Варфоломей предоставил томос об автокефалии ПЦУ. Но тогда такие прожекты казались слишком экстремальными.

Готова ли РПЦ на радикальные шаги? Если не прислушиваться к громким заявлениям, то ее повседневная деятельность выглядит довольно спокойной и учтивой по отношению к внешнему миру. Скажем, накануне конференции, где прозвучали настораживающие слова патриарха Кирилла, митрополит Иларион встретился с послом США в Москве Джоном Салливаном. «По просьбе главы американской дипломатической миссии митрополит Иларион рассказал о трудных страницах истории Русской церкви в условиях атеистической идеологии, а также о церковном возрождении, которое началось в нашей стране 30 лет назад, восстановлении разрушенных храмов и строительстве новых, современной церковной жизни, духовном окормлении соотечественников, проживающих за рубежом, состоянии межконфессионального и межрелигиозного диалога в России», — флегматично рассказывает об этом официальный сайт РПЦ. Между тем и сам Алфеев, и чиновники МИФ РФ регулярно напоминают российской публике, что за спиной Варфоломея и его проекта украинской автокефалии стоит вашингтонская администрация. Так что Московский патриархат доказывает, что он виртуозно умеет существовать и в конформистском, и конфронтационном контексте одновременно, не испытывая ни малейшего дискомфорта.

Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

Прошу Вас оказать Ваше Отеческое попечение и разобрать сложившуюся ситуацию.

Бог – свидетель, я не хотел выносить эту информацию на всеобщее обозрение. Но моя христианская совесть подсказывает мне, что о подобном должно быть известно. Поэтому я, подумав и помолившись, решил обратиться к Вам в публичном поле.

31 октября 2021 года я последний раз сослужил за Божественной литургией с епископом Мелекесским и Чердаклинским Диодором в Преображенском кафедральном соборе г. Димитровграда Ульяновской области. За богослужением и после него в этот день произошло следующее.

В преддверии Анафоры, когда Архиерей читал Символ веры, он произнёс окончание 7-ого члена Символа веры следующим образом: «. Егоже Царствию несть конца». Епископ Диодор читает Символ веры только таким образом, на каждой Литургии, которую совершает. До этого дня я терпел это, но в связи с теми событиями, которые происходят в нашей епархии, и с той травлей, которую против меня воздвиг епископ, я сказал ему прямо: Извините, Владыка, но в нашей традиции мы читаем «. Егоже Царствию не будет конца».

Вообще я всегда был не согласен с тем, что епископ Диодор меняет прочтение нашего Символа веры. Я понимаю, что в старообрядческих или единоверческих приходах, такое, пожалуй, может являться нормой. Но мы придерживаемся того обряда и той традиции, которая не предполагает таких самочинных изменений. Тем более в Символе веры.

Примерно через 2-3 минуты после этой моей ремарки, епископ Диодор встал на колени и, дождавшись пока хор допоёт очередное песнопение, стал громко – на весь храм произносить будто бы «молитву», где сказал, что предаёт меня в руки Божии, чтобы Бог наказал меня. Причём, якобы молясь, он назвал меня не просто по имени – Георгий, а упомянул и фамилию – Сухобокий, чтобы все в храме услышали и точно поняли, о ком идёт речь.

Чуть позже произошло ещё более вопиющее событие. Когда епископ Диодор преподавал мне Пречистое Тело Христово, обращаясь ко мне, он сказал: «Как Христос на Тайной Вечери преподавал Иуде, так и я преподаю тебе». Когда же преподавал Святую Кровь Христову, епископ Диодор сказал: «От части Иудиной приемлешь».

Когда богослужение окончилось, архиерей стал говорить мне, чтобы я сию минуту уходил из храма, мол, делать мне здесь нечего. Я сразу же из храма не вышел. Тогда епископ Диодор дал поручение всем священникам, диаконам, иподиаконам, алтарникам и другим сотрудникам прихода брать телефоны и записывать каждое моё перемещение по прихрамовой территории.

«На ближайшей неделе на богослужениях тебе появляться запрещается», – сказал он мне. И затем добавил: «На этой неделе, а может и на следующей».

В середине недели епископ Диодор через своих ближайших помощников пытался заставить меня прийти и подписать документы о том, что я согласен с увольнением. Я с ним НЕ согласен и подписывать бумаги не стану.

Затем, видимо под давлением общественного мнения, епископ Диодор написал мне, что я всё-таки могу выйти на службу и совершать богослужения на грядущей неделе. Сегодня я так и поступлю: приду в храм на Всенощное бдение.

Все прекрасно понимают, что жизни мне здесь уже нет и не будет. Епископ Диодор и его ближайшее окружение будут предпринимать всё возможное и невозможное для того, чтобы выдавить меня из прихода и из епархии. При этом, разумеется, сами они очень хотят показаться людям добрыми пастырями.

Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

Глава Белорусской православной церкви митрополит Павел освобожден от должности и назначен главой Кубанской митрополии, где заменит умершего после заражения COVID-19 митрополита Исидора. Об этом сообщил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви (РПЦ) с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Священный Синод принял прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении от должности», — написал он в своем Telegrам-канале.

Новым экзархом Белоруссии назначен епископ Вениамин, который продолжит управлять и руководимой им до сих пор Борисовской епархией.

Митрополиту Павлу 67 лет, он занимал пост главы Белорусской православной церкви с 2013 года. После прошедших 9 августа в Белоруссии выборов президента он поздравил Александра Лукашенко с переизбранием на этот пост, однако позднее появились слухи, что свое поздравление митрополит отозвал. Минской епархии даже пришлось официально эти слухи опровергать.

Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

В середине августа митрополит Павел обратился к Лукашенко с призывом остановить насилие, позднее он посещал в больнице людей, пострадавших во время акций протеста, и призывал их не падать духом.

В принятом 25 августа постановлении Синода говорится, что усилия митрополита Павла, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия, в РПЦ приветствуют и поддерживают.

«Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона», — говорится в постановлении Синода.

Епископу Вениамину 51 год. Он закончил Минскую духовную семинарию и Минскую духовную академию, епископом Борисовским стал в 2010 году. В 2015 году был награжден премией президента Белоруссии «За духовное возрождение», в 2018 году — нагрудным знаком МВД Белоруссии «За садзейнiчанне», а также орденом преподобного Серафима Саровского III степени от РПЦ.

Кроме того, во вторник Синод РПЦ произвел еще несколько крупных перестановок в руководстве епархиями. В частности, архиепископ Амвросий был освобожден от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректора Сретенской духовной семинарии. Он назначен главой Тверской митрополии, а руководивший ей до сих митрополит Савва переведен на пост главы Вологодской митрополии.

В то же время бывший митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий назначен главой Саратовской митрополии, саратовский митрополит Лонгин — руководителем Симбирской митрополии, глава Симбирской епархии Иосиф стал митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским, а экс-глава Бурятской митрополии Савватий — митрополитом Чебоксарским и Чувашским. В начале июня занимавший ранее пост главы Чувашской митрополии архиерей Варнава умер от COVID-19.

Кроме того, Синодом произведены следующие перестановки:

  • председатель Учебного комитета РПЦ Максим Козлов назначен и.о. ректора Сретенской духовной семинарии;
  • иеромонах Иоанн назначен наместником Сретенского ставропигиального монастыря;
  • епископ Сергиево-Посадский Парамон снят с поста наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры и назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата;
  • новым наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры назначен епископ Бронницкий Фома, ранее бывший наместником Донского монастыря;
  • бывший митрополит Ростовский Меркурий утвержден в должности генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» (руководил церковным производством с октября прошлого года).

Должна ли РПЦ свергнуть Вселенского патриарха

Замдиректора Института Европы РАН Роман Лункин назвал прошедшее заседание Синода уникальным. «Прошедший Синод он публично воочию показал — и не только церкви, но и всему обществу — такой кризис церковного управления, менеджмента. Перестановки произведены не в каких-то отдельных областях, а затронуло это самые разные элементы», — считает Лункин.

«Это все стремление патриарха с помощью административных методов и обновлять церковные кадры, и, кроме того, подстегивать их деятельность. Со светской точки зрения стиль управления патриарха Кирилла — это такой непрекращающийся конкурс «лидер России», — пояснил собеседник РБК.

На прошедших 9 августа в Белоруссии выборах президента многие избирательные участки были расположены в школах, а в участковые избирательные комиссии входили преподаватели этих школ. По официальным данным, оглашенным ЦИК Белоруссии, победу одержал Лукашенко, за которого отдали голоса более 80%, однако сторонники оппозиции заявили о массовой фальсификации результатов. Согласно их подсчетам, большинство участников выборов проголосовали за соперницу Лукашенко Светлану Тихановскую.

В первые дни акции протеста жестко подавлялись силовиками. По данным Следственного комитета Белоруссии, более 600 граждан обратились с заявлениями о получении телесных повреждений при задержании сотрудниками правоохранительных органов. Как минимум три человека в ходе акций протеста погибли, несколько десятков человек оппозиция считает пропавшими без вести.

alt=»Евгений Калюков» width=»512″ height=»512″ />Евгений Калюков, Артем Афонский

Ссылка на основную публикацию