Чудотворная икона божьей матери

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Чудотворная икона божьей матери

Иконы Пресвятой Богородицы

Диск «Иконы Пресвятой Богородицы» разработан православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. На диске представлено свыше четырёхсот наименований икон Божией Матери общим числом более двух тысяч, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых. По каждому наименованию приводится краткое описание.

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования. Также представлен ряд статей по иконописи и иконографии. Материалы диска сопровождает молебное пение ко Пресвятой Богородице с каноном и акафистом в исполнении мужской группы хора храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалацкая г. Новосибирска.

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

Комплексный омолаживающий уход NovAge Time Restore

Совершенство кожи и защита от первых возрастных изменений в одной формуле! Всего 4 шага к увлажненной, сияющей и безупречной коже. Серия NovAge True Perfection борется с последствиями современного образа жизни и первыми признаками старения. В основе серии — экстракт персидской шелковой акации и экстракт стволовых клеток ягод асаи.

Чудотворные иконы Божией Матери в России

Уже полторы тысячи лет, со времен Третьего Вселенского собора, Церковь исследует и собирает свидетельства о жизни земной Пресвятой Богородицы.

Сведения о жизни земной Пресвятой Девы, о Которой так мало написано в Евангелии, хранили сперва Ее самые близкие люди — апостолы, которым Она, по-видимому, Сама рассказывала о многих подробностях детства Своего Божественного Сына и о Своей жизни.

Апостолы передали эти рассказы другим христианам, и так они хранились и передавались из уст в уста сотни лет. Их запись началась, видимо, в третьем или четвертом веке, во времена, уже довольно отдаленные от описываемых событий, и в этих преданиях, как писал профессор А. В. Горский, «к истине примешивались вымыслы, иногда даже нелепые, и вообще разноречивые».

Потребовались века, чтобы отцы Церкви очистили эти предания, а древние историки Сократ, Евсевий, Евагрий, Созомен дополнили точными сведениями.

Епархии

Много сведений о жизни земной Божьей Матери сохранилось в так называемых апокрифических евангелиях. Церковь не признает их источником вероучения, но признает ряд сюжетов, в которых описывается земная жизнь Божьей Матери. Эти сюжеты использованы и в трудах отцов Церкви, и в богослужебных текстах, и в иконографии.

Нас не должно смущать определение этих евангелий как апокрифических — мы говорим сейчас не о еретических гностических сочинениях, а об отредактированных, очищенных от всего лишнего и сомнительного древних текстах (второго или третьего веков), которые не только не противоречат повествованию о Божией Матери в Евангелии, но и дополняют его.

Чудотворные иконы Божией Матери на Украине

Епархии

Но даже этих сведений все же очень мало. И сейчас, в двадцать первом веке, наши знания так скудны, что слова профессора М. Скабаллановича, произнесенные лет сто назад — «Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало», — остаются актуальными: земная жизнь Божьей Матери как бы покрыта святым молчанием.

Чудотворные иконы Божией Матери близлежайшего Зарубежья

В нашем изложении жизни земной Пресвятой Богородицы мы постарались привести древние сказания, сохраненные Церковью, систематизировать высказывания отцов, использовать сведения историков, рассказать о современном состоянии мест, освященных пребыванием в них Господа Иисуса Христа, Его Матери и первых учеников.

Чудотворные иконы поместных православных церквей

Вышитая на мастер-классе икона Матери Божией Казанская

Вышитые бисером иконы

Масло для лица: забота о твоей коже круглый год

Подписывайтесь на канал YouTube — «Вышивка икон бисером и камнями». Будет много интересного.

Вышитая икона в дар Храму

Вот уже более 15 лет мы занимаемся вышивкой икон. Вышиваем бисером, жемчугом, янтарём, полудрагоценными и драгоценными камнями. Используем в вышивке натуральные материалы. Как-то так само сложилось, что часть вырученных денег мы тратили на покупку материалов, чтобы вышить икону в дар.

Давайте поможем восстановить храм>>>

Как купить вышитую бисером икону

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Срок вышивки 1,5 — 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Чудотворная икона божьей матери

По благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа митрополита Симбирского и Новоспасского, когда весь православный мир празднует явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году, в Благовещенский храм г. Ульяновска прибыла святыня Cимбирской земли — чудотворная Казанская Жадовская икона Божией Матери.

Встреча чудотворного образа духовенством Благовещенского храма состоялась 20 июля в 17 часов. Богослужение возглавил секретарь Симбирской епархии, настоятель храма иеромонах Тихон (Тихомиров).

Святой Жадовский образ будет пребывать в Благовещенском храме в течение недели до 26 июля. Жители дальнего Засвияжья и всего города в эти дни могут помолиться Пресвятой Богородице перед Её чудотворным образом. Ежедневно после Божественной Литургии и по вечерам духовенство Благовещенского храма г. Ульяновска совершает перед святыней молебны и чтение акафиста чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

26 июля святой Жадовский образ покинет Благовещенский храм и вернётся на место своего постоянного пребывания в Свято-Казанский Жадовский мужской монастырь.

График совершения молебнов перед

чудотворной Казанской Жадовской иконой Божией Матери

17:00 Встреча чудотворной Казанской Жадовской иконы Божией Матери.

По окончании поздней Божественной литургии — Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

17:00 Молебное пение с акафистом чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

По окончании Божественной литургии —

Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

17:00 Молебное пение с акафистом чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

По окончании Божественной литургии — Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

16:30 Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

По окончании Божественной литургии — Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

16:30 Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

По окончании Божественной литургии — Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

16:30 Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

По окончании поздней Божественной литургии — Молебен чудотворной Казанской Жадовской иконе Божией Матери.

Проводы чудотворной Казанской Жадовской иконы Божией Матери.

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 — 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 — 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Чудотворная икона божьей матери

31 августа (понедельник) в 17:00 в кафедральный собор святого Архангела Михаила города Мозыря из Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря будет принесена одна из главных святынь Полесского края — икона Пресвятой Богородицы «Юровичская-Милосердная».

Чудотворный образ будет находиться в кафедральном соборе до 12 сентября 2020 года.

Поклониться святыне можно будет ежедневно с 07:30 до 19:30.

Справка: празднование в честь одной из самых почитаемых белорусских святынь — иконы Божией Матери «Юровичская-Милосердная» совершается 13 сентября.

Юровичская икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертной комиссии искусствоведов, была написана в начале XVII века в Беларуси.

Почерневший от времени древний образ Богоматери Юровичской, которая почти 350 лет была небесной покровительницей всего Мозырского Полесья совершенно случайно был обретен в Юровичах, в подвале разрушенного при Хрущеве монастыря. А 13 сентября 2006 года, после экспертных и реставрационных работ, икона крестным ходом из Мозыря была доставлена в Юровичский Рождествено-Богородицкий монастырь, который ныне восстанавливается из руин.

Чудотворная икона Божией матери Юровичская «Милосердная» издавна любима жителями всего Мозырского Полесья как заступница в несчастьях и покровительница в житейских трудностях. В селе Юровичи и окрестностях по сей день ходит удивительная и красивая легенда из местной жизни (опирающаяся, впрочем, на юридические акты и исторические факты).

Примерно к началу 1860-х годов в близлежащей деревне умер старый, добрый барин, и хозяйничать сюда прибыл из Петербурга его сын – молодой хлыщ, гуляка и азартный игрок. У этого отставного гусара были вполне характерные для тех времен понятия о чести и достоинстве: вот, например, карточный долг – это святое, его надо либо отдавать, либо пускать себе пулю в лоб. А то, что выколачивание последней гости зерна из своих крестьян (ради отдачи этого самого карточного долга) обрекает на голодную смерть десятки ни в чем не повинных, зависимых от тебя людей – так это ничего, это все по закону…

В общем, довел молодой барин своих крепостных до последней стадии отчаяния: осень, а хлеба нет не только на посевную, но и на предстоящую зиму. Да что зиму! На завтрашний день нет еды. Весь урожай ушел в оплату карточных долгов барина.

Собрали крестьяне последние копеечки и поли пешком в Юровичи, к Милосердной Заступнице, Юровичской иконе Божьей Матери. Вскладчину купили большую свечу и зажгли ее перед образом Царицы Небесной, и все молились, пока горела свеча.

А в это самое время их беспутный барин был в гостях у соседа – помещика разумного, верующего и порядочного. Помещик этот, по заповеди Церкви, отродясь не брал в руки карт, а тут вдруг какой-то властный голос стал ему диктовать: сыграй! Садись и играй со своим гостем!

И после нескольких раздач колоды обнищавшая деревня с пашнями, лесами и земледельцами перешла в собственность хозяйственного и доброго к своим крестьянам помещика. А барин-кутила вернулся в Петербург на военную службу. Каждому – свое, и неисповедимыми путями творится правда и справедливость.

Возможно, именно с тех пор, а, может быть, и раньше, Юровичская икона Божией Матери «Милосердная» стала непреложно почитаться как святыня, молитва перед которой помогает пережить тяжелые времена: неурожаи, оккупацию, личные жизненные невзгоды. Перед этой иконой паломники со всего христианского мира (и православного, и католического) молятся в случае потери работы (дохода), долговой кабалы, утраты средств к существованию – то есть, когда человек просто не знает, на что он будет жить завтра. Католики, конечно же, предпочитают ездить на поклон Милосердной Юровичской иконе в Краков, где она с конца XIX века пребывает в костеле святой Барбары (Варвары). Там, в Польше – подлинник чудотворного образа, оказавшийся за пределами Беларуси в результате откровенного хищения, лицемерно прикрываемого «заботой о сохранении святыни». Но об этом – в свое время.

А православные верующие из Беларуси, России и Украины, чтобы вознести свои ходатайства к Царице Небесной перед ее Милосердным образом, стекаются, как и три с половиной века назад, в мужской Рождествено-Богородицкий монастырь села Юровичи, что на Гомельщине. Удобно расположено древнее село для паломников из братских восточно-славянских народов – почти на стыке границ трех государств.

27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.

Чудотворная икона божьей матери

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Икона Божьей Матери «Феодоровская». История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Икона Божьей Матери «Феодоровская» – чудо

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

— покровительница невест, семейного благополучия;
— рождения детей у бездетных пар;
— помогающая в трудных родах.

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

1 сентября 2020 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря.

По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери.

Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы, префектуры Южного административного округа столицы и Государственной Третьяковской галереи.

Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.00 2 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста.

Как ожидается, Божественную литургию в день престольного праздника Донской обители — 1 сентября — возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало богослужения в 10.00.

Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях говорится, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора — первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией.

После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения.

Чудотворная икона божьей матери

В монастырском предании, бытовавшем свыше 2 столетий в устной форме и записанном московским книжником в сер. XVI в., взятие Серр серб. войсками штурмом и истребление его защитников не находят подтверждения в греч. источниках (к-рые несомненно не умолчали бы о факте подобной жестокости противника). Согласно их свидетельствам, город сдался после длительной осады, сопровождавшейся продолжительными переговорами сторон ( Миљковић. 2006. С. 322-323 (1347)). Уникальной жанровой особенностью повести, не находящей соответствия в сказаниях о др. чудотворных иконах, является ситуация, в которой икона Божией Матери, традиционно олицетворяющая небесное заступничество и защиту города, выступает в роли Полиоркитиссы (Градоборительницы), штурмующей крепость. В то же время вполне достоверными можно считать сведения о связи Е. и. с г. Битола и о «фрязине» Каваларе. Магнатская фамилия Каваларей (написание вариативно) известна в Византии с сер. XIII в. ( Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321). В 1347 г. неизвестный, по имени Калавар, упоминается в хрисовуле царя Стефана Душана Хиландару ( Фотић. 2000. С. 244), год спустя тот же (?) Кавалар (не названный по имени) оставил подпись на акте церковного суда в Серрах, где председательствовал митр. Иаков ( Fotic. 2002. Р. 213; Миљковић. 2006. С. 321). В 1351 г. Михаил Каваларь (Калавар) упоминается как вельможа (архонт) царя Стефана Душана, сделавший значительное земельное пожалование Великой Лавре ( Kopaћ. 1992. С. 88; Фотић. 2000. С. 245). Разыскания серб. исследователей подтверждают и существование во владениях Хиландара крепостной башни, возведенной или капитально отстроенной Каваларем,- это мощный пирг «на Савином поле» к северу от мон-ря, на полпути к морю, более известный под именем Милутинова (Ibid. С. 244-246; Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321).

Время и обстоятельства прославления Е. и. в сочетании со свидетельством об изображении на ее обороте прор. Илии (нетипичным для выносных икон) с высокой степенью надежности позволяют отождествить ее с сохранившейся в Хиландаре выносной иконой Божией Матери Аврамиотиссы («Взыграние Младенца», вариант — Младенец на левой руке Богородицы) XIV в. (размером 117×67 см) с греч. надписью, на обороте которой помещена композиция «Илия пророк в пустыне». На первый взгляд как бы существует противоречие между повестью, где Е. и. именуется Одигитрией, и сохранившейся иконой Хиландарского мон-ря, на которой представлено «Взыграние Младенца». Но в действительности противоречия нет, поскольку в средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жестко с определенной иконографией. Икона сильно повреждена с обеих сторон, живопись утрачена на значительных участках; недавно была произведена консервация памятника (Ibid. 2006. С. 319-348). Не сохранился и драгоценный убор Е. и., упоминаемый в сказании. Связь Е. и. с Битолой, отмеченная в тексте, подтверждается существованием иконы Божией Матери Пелагонитиссы 1422 г. работы изографа Макария (Художественная галерея, Скопье), иконография которой совпадает с хиландарским образом. По всей вероятности, Е. и. является списком, сделанным не позднее 1345 г. (до отождествления хиландарская икона датировалась 3-й четв. XIV в.- Богдановић, Джурић, Медаковић. 1978. С. 110) с почитавшегося в Битоле по крайней мере с нач. XIV в. чудотворного образа, который получил по месту пребывания наименование Пелагонитиссы. Его оригинал не сохранился (о др. списках, преимущественно изображенных в стенописи, см. в ст. Пелагонитисса), но, судя по наименованию Е. и. в надписи Аврамиотиссой, восходил к чудотворному образу из мон-ря Авраамитов в К-поле ( Миљковић. 2006. С. 330-332). Непосредственно к Е. и. восходят, вероятно, хиландарская икона сер. XIV в. и 2 надгробных фресковых изображения (оба до 1371) в аркосолиях хиландарского кафоликона: над погребениями кесаря Воихны и его внука по жен. линии, малолетнего Иоанна Углеши (Ibid. С. 327, 342-343; сл. 9-11).

Чудотворная икона божьей матери

В монастырском предании, бытовавшем свыше 2 столетий в устной форме и записанном московским книжником в сер. XVI в., взятие Серр серб. войсками штурмом и истребление его защитников не находят подтверждения в греч. источниках (к-рые несомненно не умолчали бы о факте подобной жестокости противника). Согласно их свидетельствам, город сдался после длительной осады, сопровождавшейся продолжительными переговорами сторон ( Миљковић. 2006. С. 322-323 (1347)). Уникальной жанровой особенностью повести, не находящей соответствия в сказаниях о др. чудотворных иконах, является ситуация, в которой икона Божией Матери, традиционно олицетворяющая небесное заступничество и защиту города, выступает в роли Полиоркитиссы (Градоборительницы), штурмующей крепость. В то же время вполне достоверными можно считать сведения о связи Е. и. с г. Битола и о «фрязине» Каваларе. Магнатская фамилия Каваларей (написание вариативно) известна в Византии с сер. XIII в. ( Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321). В 1347 г. неизвестный, по имени Калавар, упоминается в хрисовуле царя Стефана Душана Хиландару ( Фотић. 2000. С. 244), год спустя тот же (?) Кавалар (не названный по имени) оставил подпись на акте церковного суда в Серрах, где председательствовал митр. Иаков ( Fotic. 2002. Р. 213; Миљковић. 2006. С. 321). В 1351 г. Михаил Каваларь (Калавар) упоминается как вельможа (архонт) царя Стефана Душана, сделавший значительное земельное пожалование Великой Лавре ( Kopaћ. 1992. С. 88; Фотић. 2000. С. 245). Разыскания серб. исследователей подтверждают и существование во владениях Хиландара крепостной башни, возведенной или капитально отстроенной Каваларем,- это мощный пирг «на Савином поле» к северу от мон-ря, на полпути к морю, более известный под именем Милутинова (Ibid. С. 244-246; Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321).

Время и обстоятельства прославления Е. и. в сочетании со свидетельством об изображении на ее обороте прор. Илии (нетипичным для выносных икон) с высокой степенью надежности позволяют отождествить ее с сохранившейся в Хиландаре выносной иконой Божией Матери Аврамиотиссы («Взыграние Младенца», вариант — Младенец на левой руке Богородицы) XIV в. (размером 117×67 см) с греч. надписью, на обороте которой помещена композиция «Илия пророк в пустыне». На первый взгляд как бы существует противоречие между повестью, где Е. и. именуется Одигитрией, и сохранившейся иконой Хиландарского мон-ря, на которой представлено «Взыграние Младенца». Но в действительности противоречия нет, поскольку в средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жестко с определенной иконографией. Икона сильно повреждена с обеих сторон, живопись утрачена на значительных участках; недавно была произведена консервация памятника (Ibid. 2006. С. 319-348). Не сохранился и драгоценный убор Е. и., упоминаемый в сказании. Связь Е. и. с Битолой, отмеченная в тексте, подтверждается существованием иконы Божией Матери Пелагонитиссы 1422 г. работы изографа Макария (Художественная галерея, Скопье), иконография которой совпадает с хиландарским образом. По всей вероятности, Е. и. является списком, сделанным не позднее 1345 г. (до отождествления хиландарская икона датировалась 3-й четв. XIV в.- Богдановић, Джурић, Медаковић. 1978. С. 110) с почитавшегося в Битоле по крайней мере с нач. XIV в. чудотворного образа, который получил по месту пребывания наименование Пелагонитиссы. Его оригинал не сохранился (о др. списках, преимущественно изображенных в стенописи, см. в ст. Пелагонитисса), но, судя по наименованию Е. и. в надписи Аврамиотиссой, восходил к чудотворному образу из мон-ря Авраамитов в К-поле ( Миљковић. 2006. С. 330-332). Непосредственно к Е. и. восходят, вероятно, хиландарская икона сер. XIV в. и 2 надгробных фресковых изображения (оба до 1371) в аркосолиях хиландарского кафоликона: над погребениями кесаря Воихны и его внука по жен. линии, малолетнего Иоанна Углеши (Ibid. С. 327, 342-343; сл. 9-11).

Чудотворная икона божьей матери

В нач. ХVIII в. жители дер. Губинской, чтобы прекратить эпидемию моровой язвы, решили заказать Казанскую икону Божией Матери, для чего в близлежащую Гуслицу, славившуюся иконным письмом, были отправлены 2 посланника. На полпути им встретился мастер, пообещавший написать образ. Долгое время от него не было вестей, и губинцы вновь отправили односельчан за иконой. На прежнем месте они встретили того же мастера, к-рый передал образ и, не взяв платы, исчез. Икону поместили в Губинской моленной, где она находилась до 1847 г., когда моленная была повреждена пожаром.

Чудотворная икона божьей матери

Г. и. прославилась в Гуслице и близлежащих селениях после чудесного избавления от холеры дер. Слободищи Богородского у. (ныне дер. Слободище Орехово-Зуевского р-на). Глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец и сообщал, что для прекращения эпидемии надо поехать в дер. Губинскую, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. Уста девушки чудесным образом разверзлись, и она рассказала о видениях. Когда Г. и. привезли в Слободищи и начали служить молебен, поднялся вихрь, вскоре эпидемия прекратилась, мн. больные исцелились. В 40-50-х гг. XIX в. усилились преследования старообрядцев властями, и образ тайно перевозили из Губинской в др. деревни, укрывая на дне телеги.

Во 2-й пол. XIX в. Г. и. находилась в доме живших в дер. Губинской владельцев бумаготкацкой фабрики Кокуновых. В 1905 г. икона была помещена в старообрядческий храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в Губинской в кон. XIX в. Большую часть года Г. и. возили по старообрядческим приходам в специально сооруженном для этого ковчеге. В гуслицких селениях сложился следующий порядок встречи Г. и.: 11 июня торжество совершалось в Селиванихе, 12 — в Степановке, 13 — в Абрамовке, 15 — в Малькове, 16 — в Шувое, 17 — в Нарееве; принимали образ и в др. гуслицких селениях. Крестными ходами народ встречал и провожал Г. и., на фабриках останавливали работу. В честь прибытия Г. и. служились всенощная и литургия, затем совершались крестные ходы вокруг селений и по полям, молебны с водосвятием. Г. и. неоднократно принимали общины Москвы. Так, в 1910 г. ее привезли в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы при Остоженской старообрядческой общине, где 13 нояб. было отслужено всенощное бдение, а утром, после литургии, совершен крестный ход с иконой вокруг храма.

Благодаря Г. и. дер. Губинская в XIX в. стала одним из старообрядческих центров Подмосковья. В сер. XIX в. в 6 км от деревни, в лесу, был устроен старообрядческий жен. скит, в к-ром к нач. XX в. жили 11 инокинь и окормлявший их иером. Иосиф, попечителем скита был владелец фарфоровых заводов М. С. Кузнецов. В 1931 г. 12 насельниц скита во главе с игуменией Ириной (Зотовой) и духовником свящ. Николой были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации», приговорены к ссылке в Казахстан.

В нач. 40-х гг. XX в. в губинском храме был пожар, до восстановления храма в 50-х гг. богослужения совершались в домах прихожан. Во 2-й пол. XX в. украли первоначальный драгоценный оклад с Г. и., его заменили современным из желтого металла. В наст. время крестные ходы в Гуслице совершаются со списком с Г. и., выполненным в 1899 г.

Г. и. принадлежит к изводу Казанской иконы Божией Матери. В иконографии (типы ликов) заметна ориентация на первообраз, явленный в 1579 г. Удлиненные пропорции фигур (с немного выступающей вперед левой покровенной рукой Младенца), лики с большими округлыми подбородками и сравнительно мелкими чертами характерны для списков XVII-XVIII вв. Личное написано в стиле традиц. иконописи XVII в., почти без влияния «живоподобия», с преобладанием графики рисунка (четкие линии бровей, переносицы, век, тени под губами), сохранились фрагменты разбеленного охрения. Авторская живопись, по-видимому, была прописана в XIX в.

Вот уже более двух тысячелетий Пресвятая Владычица Богородица являет Свою милость и помощь грешному роду человеческому. На Святой Руси, в избранном уделе Пресвятой Девы, прославлено множество чудотворных икон Богоматери, от которых по сей день подается благодатная помощь всем, с верою притекающим. Одна из таких чудотворных икон называется Святогорской и находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре.

До закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви. Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром.

Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.

История написания чудотворного списка Святогорской иконы Божией Матери, находящегося в Успенском соборе Святогорской Лавры, связана с одним афонским старцем-иконописцем, который посетил Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г. Афонскому иноку очень понравилась Святогорская обитель, ее устав, схожий с афонским, красоты окружающей природы, меловая скала с храмом и пещерами. Будучи бедным, он решил украсить обитель тем искусством, которое хорошо знал, и в дар монастырю написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской церкви, в которой в то время молился несший подвиг затвора в меловой скале преподобный Иоанн. Здесь икона была чудесно сохранена не только от сырости, но и от пожара, случившегося в пещерном храме.

Из описи ризницы конца XIX века известно, что Святогорская икона Божией Матери в то время помещалась в деревянном, позолоченном на гольдфарбе киоте, Лики Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными венцами.

Впоследствии икона прославилась чудотворениями и по велению Богородицы была изнесена из пещер. С молебным пением ее носила братия Святогорского монастыря по окрестным селам до самых кровавых революционных годов.

5 октября 1918 г. крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Богородицы расположился в одном из домов села Байрачек Купянского уезда. Большевики ночью напали на дом, взломали двери и расстреляли иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежали у подножия иконы, стоявшей в луже крови. То, что не мотив грабежа руководил бандитами, видно по словам одного из убийц: «Вы мóлитесь, чтобы Бог наказал большевиков».

В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей большевики прежде всего ограбили древнюю Святогорскую чудотворную икону Божией Матери: находившаяся на ней риза была одной из самых драгоценных в обители. После закрытия монастыря местонахождение этой иконы остается неизвестным.

Чудотворный список, сделанный афонским иконописцем, братия монастыря сохраняла во Всехсвятском кладбищенском храме до его закрытия в 1931 году. По свидетельству рабы Божией Евдокии, жительницы города Красный Лиман, некоторое время икона отсутствовала в храме: как впоследствии выяснилось, она находилась на реставрации. До сих пор, если внимательно всмотреться, на Ликах Спасителя и Богоматери видны следы кощунствовавших большевиков — глубокие царапины, закрашенные умелой рукой реставратора. В советское время этот чудотворный список был сохранен благочестивыми людьми. Последним его местопребыванием была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.

4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 32 км, более девяти часов крестный ход шел пешком, а икону несли священнослужители на руках.

Чудотворная икона божьей матери Святогорская икона Божией Матери под сенью

Пресвятая Владычица Богородица и доныне посылает Свою всесильную помощь всем, с верою притекающим к Ее Пречистому образу. Многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Божией Матери, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону. Особую помощь от чудотворного образа получают страдающие онкологическими заболеваниями и бесплодием. Множество золотых и серебряных подвесок, монет, крестиков, цепочек, дукачей у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

В 2002 году икону украсили сребропозлащенной ризой, изготовленной из драгоценных приношений, которые были принесены в дар Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.

Празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери совершается 30 июля. В этот торжественный день в обители из Успенского собора крестный ход следует к памятнику Богородицы на Лаврской площади. Чудотворный образ, который несут священнослужители на руках, сопровождают с молебным пением вся братия обители и около 10000 паломников со всей Святой Руси.

В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения перед чудотворной иконой служится молебен с акафистом Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Тропaрь, глас 4-й

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, / гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, / в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: / Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши, / потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, / не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́, / Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 8

В збра́нной Воево́де победи́тельная, / я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, / бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: / но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, / от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: / Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Молитва

Ц ари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́ Богоро́дице, Прия́телище си́рых, и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ ско́рбь, помози́ ми́ я́ко не́мощну, окорми́ мя́ я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту́, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти; я́ко да сохрани́ши мя́ и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Специально написанной службы и акафиста Святогорской иконе Божией Матери не существует. На праздник — 30 июля, совершается отдельно составленная служба из канона Божией Матери “Одигитрии” и стихир к ней, а также других стихир Божией Матери, (они есть например, в полном каноннике, но их нет в Общей Минее). Акафист поется: «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Ссылка на основную публикацию