Число православных церквей

В центральных районах Москвы находится больше всего церквей, подсчитали эксперты «Районной аналитики Москвы». Больше всего храмов находится в Тверском районе, там их, включая территорию Кремля, — 41. Далее следуют Таганский (28 храмов), Басманный (27), Хамовники (24) и Мещанский (20).

— На территории Москвы находятся более 550 храмов, церквей и других религиозных объектов, относящихся к Русской православной церкви, — отмечают эксперты. — В это число входит пока лишь малая толика храмов, строящихся по программе «200 храмов».

В 2011 году власти Москвы совместно с РПЦ действительно запустили программу «200 храмов». Цифра в 200 храмов появилась исходя из того, что на один приход приходится 25– жителей, отмечал архиепископ Марк. К январю 2023 года по программе было построено в Москве, еще 43 сейчас строятся, следует из данных сайта программы.

Фото: Районная аналитика Москвы / T.me

Эксперты «Районной аналитики» также обнаружили, что в 11 районах Москвы вообще нет храмов, которые находятся в ведении РПЦ. Среди них:

  • Метрогородок (ВАО);
  • Северное Измайлово (ВАО);
  • Проспект Вернадского (ЗАО);
  • Матушкино (ЗелАО);
  • Старое Крюково (ЗелАО);
  • Восточное Дегунино (САО);
  • Дмитровский (САО);
  • Алтуфьевский (СВАО);
  • Лосиноостровский (СВАО);
  • Марфино (СВАО);
  • Южное Тушино (СЗАО).

По мнению архитектора и урбаниста Александра Багно, не в последнюю очередь храмы влияют на внешний вид района.

— С архитектурной точки зрения храмы внесут разнообразие в местную застройку. Большинство нецентральных московских микрорайонов составлены из типовых домов. В них очень не хватает оригинальных зданий, которые могли бы стать местными достопримечательностями. Храмы обычно стараются строить непохожими друг на друга. И каждый храм станет одним из самых приметных домов в микрорайоне. Разумеется, районы могут существовать и без храмов. Но тогда у них будет более бедная архитектура, — рассказал Багно корреспонденту MSK1.RU.

Ранее мы писали о том, что храм, построенный по программе «200 храмов», сейчас мешает строительству дороги в элитном московском ЖК. Мы также рассказывали, как в Подмосковье снесли часть исторического храма XVII века ради постройки туалета.

ЧИСЛО ПРАВОСЛАВНЫХ В МИРЕ

Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.

Страны, географически и культурно
ориентированные на православие:

Миссии: ЮАР 38000 Кения — 400000
Service Orthodoxe de Presse / Православие 2000 (перевод с французского)

Итак, как вы видите, я привёл православные данные об их предполагаемой численности. Совершенно непонятно, в какой такой ситуации находятся большинство поместных православных церквей, что невозможно подсчитать численность православных. Например, почему невозможно посчитать количество православных в России? Или почему, это сложнее сделать сложнее чем, скажем в США? А вот почему. Православные специально завышают данные о своей численности в России. Любые же социологические опросы, показывают, что количество православных в России значительно меньше приведённой цифры и составляют в лучшем случае 15-20% населения России, что в абсолютных величинах соответствует 22-30 миллионам. Это если считать не только «воцерквлённых» — таких вряд ли наберётся больше 1- 2 миллионов — но и «сочувствующих», т.е. лиц, не исполняющих церковные обряды, но называющих себя православными под давлением религиозной пропаганды. Естественно, такое малое количество верующих не позволяет говорить о «православной России», и мешает претендовать православию на роль государственной религии. Поэтому, попытка определить число православных равным 80 миллионам абсолютно без каких либо оснований имеет только одну цель — «доказать» абсолютно неверное утверждение, что православных в России большинство.

Даже беглый анализ вышеприведённых данных показывает, что они полностью фальшивы. Понятны и мотивы этой фальсификации — православию требуются данные, на основе которых оно могло бы обосновать своё положение не только в России, но и во всём мире.
Такое положение вещей требует серьёзных, независимых и гласных статистических исследований численности адептов разных религий в России, где такого рода исследования в последние 10 лет практически не проводились .

№ 61 — 62
1 — 14 апреля 2002

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ
Второе место по числу верующих занимают униаты

Что касается католиков, то об их численности есть более точные цифры: по данным ватиканского Католического альманаха, на 31 декабря 1995 года в 3323 приходах было 5752 тысяч прихожан. Из этих приходов не менее 600 принадлежат римо-католикам (около 1 млн. прихожан), а остальные примерно 2700 — греко-католикам (4,5-5 млн. прихожан). Практически все греко-католические приходы были в начале 1990-х годов насильственно отобраны у православных и римо-католиков, в Галиции почти не осталось не только православных (из почти 3000 православных приходов в конце 1980-х годов уцелело не более 200), но и римо-католических приходов (их приходы расположены в основном в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областях).

Кроме того, в конце 2000 года здесь было около 1000 иеговистских общин и 260 тысяч человек, принимавших участие в собраниях «Общества Сторожей башни» (в конце 1997 года — 710 общин и 225 тысяч посещавших собрания), а также на конец 1997 года было 52 мормонские общины с 5 тысячами членов (на конец 1995 года — 3,1 тысяч членов в 37 общинах).

На четвертом месте находятся мусульмане (сунниты), составляющие 0,5% населения (по оценкам на 1998 год) и представленные почти исключительно крымскими татарами, вернувшимися в Крым в 1989-1991 годах из Казахстана и Средней Азии.

Представление о том, что храмы пустеют, является продуктом домыслов и спекуляций тех, кто храмы не посещает. Опыт последних десятилетий показывает, что количество верующих в храмах только растет. И даже если где-то раньше стоял один храм, а теперь вокруг построили еще несколько, количество прихожан в этом храме не уменьшается.

В 1988 году у Русской Православной Церкви был 21 монастырь. Сейчас их около тысячи. В каждом монастыре есть как минимум один храм, в некоторых — по 2, 3 и более храмов. В общей сложности в монастырях проживает около 15 тысяч монашествующих.

Общее количество духовенства Русской Церкви, включая епископов, священников и диаконов, перевалило за 40 тысяч. При этом заметно понизился средний возраст духовенства.

Формула «три храма в день» относится к Русской Церкви в целом, не к Церкви в Российской Федерации. В России ежегодно открывается около 500 храмов.

Важно понимать, что открытие храмов в течение всех этих лет не было результатом какого-то продуманного плана или разнарядки, спускаемой сверху. Храмы создавались там, где в этом возникала потребность. Как правило, сначала создавалась община, она начинала молиться в съемных помещениях, в нее назначался священник, и лишь по прошествии определенного времени начиналось строительство храма. Так было в России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Темпы роста числа духовенства, монашествующих, мирян, храмов и монастырей в Русской Православной Церкви беспрецедентны. Они не имеют аналогов ни в мировой истории, ни в современной ситуации. Эти темпы являются особенно впечатляющими на фоне того упадка религиозной жизни, который характерен для многих христианских общин на Западе, где регулярно снижается число верующих и количество священнических призваний, а храмы и монастыри все чаще закрываются.

Относительно школ и больниц — это вопрос не к Церкви, а к государству. Храмы строятся не на государственные деньги и не на средства налогоплательщиков. Многие из более тридцати тысяч храмов, построенных за последние тридцать лет, возводились на пожертвования простых верующих. Для строительства некоторых привлекались благотворительные средства, поступавшие, в том числе, от крупных промышленных предприятий, нефтяных и газовых компаний, банков и торговых центров.

Каждый храм, будучи местом богослужения и молитвы, является еще и важным социальным центром. При некоторых храмах действуют благотворительные учреждения, включая сиротские приюты, дома для престарелых, столовые для бездомных. При многих храмах существуют воскресные школы для детей, центры для различных категорий взрослых, в том числе для одиноких матерей с детьми, для лиц, борющихся с алкогольной или наркотической зависимостью.

В зарубежье приходы Московского Патриархата нередко становятся центрами приобщения к русскому языку и русской культуре, местами, где соотечественники могут после богослужения пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

Наконец, есть третья проблема, число храмов в существующих границах России. Именно из за нее, РПЦ считает все храмы в своей юрисдикции, не заморачиваясь с национальными границами.
В результате, проще всего принимать за число храмов в России число юридически зарегистрированных религиозных организаций, то есть приходов, к примеру. А не ловить различные нерегулярные утечки из патриархии, типа таких «В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. » И не совершать глупейшие ошибки, принимая это число храмов в РПЦ, за число храмов в России.

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Православная церковь Святого Захара и Елизаветы в Савонлинна «Pikkukirkko» («маленькая церковь») была построена в 1846 г. по проекту Л. Висконти. В то время территория Савонлинна в составе княжества Финляндского относилась к Российской империи, и в городе располагался российский гарнизон. Количество православных прихожан было относительно большое. После получения Финляндией независимости в 1917 г. количество православных прихожан резко упало, и средств на содержание церкви стало не хватать. Так церковь была продана лютеранскому приходу в 1938 г. Вплоть до 2012 г. церковь обслуживала лютеранских прихожан.

Начиная с 90-х гг. количество православных прихожан в Финляндии стало расти в связи с эмиграцией русскоязычного населения. На сегодня в Финляндии проживает более 100 тыс. русскоязычного населения, из которых несколько сот человек в регионе Савонлинна. Достаточно большая часть из них являются православными, и, естественно, необходимость в обслуживании православных прихожан возросла значительно за последние 10 лет. Это означает также, что и состоятельность православной церкви растёт, так как с каждого члена православного прихода взымается ежемесячно церковный налог — 1% с доходов. В то же время, в связи со сложной экономической ситуацией доходы лютеранской церкви упали в последнее время, а содержание церквей тяготит бюджет прихода. Так сложились предпосылки для продажи Маленькой церкви (Pikkukirkko) обратно православному приходу. Две стороны достигли договорённости в 2012 г., и стоимость составила 200 тыс. евро. Средства на покупку церкви были получены от состоятельных православных меценатов. Однако церковь пока не предназначена для богослужений, планы по использованию церкви пока находятся на стадии разработки. Сейчас в церкви ведутся работы по переоборудованию церкви на православный манер – установлению иконостаса, алтаря, икон и колокольни.

Город Нейшлот, ныне Савонлинна, находится в Сент-Михельской губернии, в 358 верстах от С.-Петербурга и в 112 от С.-Михеля. Крепость его существует около 500 лет. Город перешел во владение русских в 1743 г. при Елизавете Петровне.

Название его Нейшлот – шведское и значит «новый замок». Город расположен на двух островах озера Саймы; кроме одного хлебного магазина каменного, все здания на острове деревянные. Город походит более на деревню; крепость устроена с южной стороны Нейшлота, где находится главный проход судов в города Куопио и Иоенсуу. Через Нейшлот проходит почтовая дорога из Петербурга, через Выборг, Вильманстранд, Куопио и Улеаборг в Торнео – пограничный со Швецией город.

/Йшлот основан в 1475 г.; по фински он называется Саволакса, жителей его в 1860 г. считалось до 1000 человек. Крепость построена в 1477 г. тогдашним губернатором Финляндии и шведским полководцем Тоттом, а обновлена Суворовым./

По ведомости 1829 г. известно, что церковь св. праведных Захария и Елисаветы построена в давние времена, при шведском владении, от казны, внутри крепости. Но вернее предположить, что церковь устроена со времени завоевания Нейшлота русскими войсками, и, может быть, даже в память императрицы Елизаветы.

Нынешний храм устроен в 1845 г., по плану Совета путей сообщения и публичных зданий, рассмотренному и ободренному Советом по журналу 2 декабря 1838 г. под № 3032. Церковь деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом, с 14 окнами. Длина ее с папертью, над которой колокольня, и алтарем, имеющим вид тупого неполного треугольника, три с половиной сажени, а в тупом углу полторы сажени; паперть со сторожкою на правой стороне и ходом на колокольню имеет в длину три сажени. Высота церкви с кровлею 3 саж. и 2 аршина, кроме глухого купола, который над кровлею возвышен еще на одну сажень и один аршин и венчается медным позолоченным крестом.

Церковь снаружи обшита досками, кровля и стены выкрашены красною медянкою. Пол деревянный, выкрашен желтой краской; потолок, утвержденный на 4 деревянных толстых колоннах, окрашенных белою масляною краскою, оштукатурен известью, стены обтянуты широким равендуком, окрашенным масляною краскою; по сторонам дверей, ведущих в церковь, две голландские кафельные печи, в алтаре и в сторожке по одной голландской печке из простого кирпича, оштукатуренные известью; амвон возвышается на пол-аршина. Церковь эта в сравнении с местными зданиями и чухонскими кирками как по архитектуре извне, так и по внутренним украшениям, например, по живописи, хотя не богатой, но чистой и искусной, далеко превосходит их.

Антиминс священнодействован митрополитом Григорием 1 июня 1858 г. и в этом же году выдан. Метрические книги имеются с 1801 г., исповедные с 1805, обыскные с 1803, приходо-расходные с 1809 гг. Причт издавна состоит из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Земли при церкви никакой нет, единственное занятие причта – рыбная ловля. К церкви прежде принадлежал деревянный дом, выстроенный на церковной земле. В 1857 г., с Высочайшего разрешения, он передан бывшему при сей церкви диакону Константину Копьеву за 10 руб. вместе с дворовою землею. Ныне причт живет на наемных квартирах.

Раскольников в приходе нет, грамотные почти все: дети православных учатся в городской школе, где священник за преподавание закона Божия получает в год 115 руб. сер. Число русских бывает около пяти человек. Прихожане соблюдают все уставы церкви и храм Божий посещают часто, кроме живущих в отдалении, которые посещают храм только по большим праздникам, например, на Рождество и Пасху. Кладбище находится в версте от города, на песчаной горе, и обнесено каменной оградой.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.

Так, по его данным, если год назад УПЦ насчитывала 12 092 прихода, то теперь их 12 338. Кроме того, рост числа новых общин канонической церкви в уходящем году сопровождался увеличением числа священников (с 12 409 до 12 411), архиереев (с 97 до 99) и монахов (с 4501 до 4609).

В то же время число монастырей снизилось на четыре — с 258 до 254. Общее количество епархий УПЦ осталось прежним — 53, также не изменилось число церковных учебных заведений, которых было и осталось 17 штук.

При этом приведенная статистика становится более показательной при учете недавно озвученных митрополитом Антонием данных, согласно которым с декабря 2018 года, когда была создана ПЦУ, около 100 храмов УПЦ были захвачены, 220 приходов незаконно перерегистрированы и около 78 приходов перешли добровольно.

Получив от патриарха Варфоломея томос об «автокефалии», в действительности она оказалась почти полностью зависимой от Константинополя. Помимо Константинопольской, ПЦУ признали еще только две из 15 поместных православных церквей — Элладская и Александрийская.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector