Чем отличаются иконы божьей матери

Чем отличаются иконы божьей матери

Богоматерь на Руси всегда была почитаемой. Ещё самая первая церковь в Киеве — Десятинная была построена в честь святой Богородицы. С того времени и до наших дней появилось немало священных изображений, которые даже прославились как чудотворные и оказались свидетелями самых важных вех в истории нашей страны.

Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.

Владимирская:

Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.

Для иконы Владимирской Богоматери характерно изображение Богородицы и Младенца, которые соприкасаются ликами. Ножка Младенцы согнута таким образом, что видна его пяточка, а руки обнимают Мать за шею, как символ близкого общения души с Богом.

Перед этой иконой молятся об избавлении от различных неприятностей, от ересей и распрей, о прекращении вражды между странами и сохранении России.

Донская:

Всё то же изображение двух святых ликов, однако, в этом исполнении выражение лица Богоматери весьма эмоционально, что является редкостью. По мнению исследователей, эмоциональность – признак принадлежности иконы русским мастерам.

Оригинальная икона выполнена «с секретом», если перевернуть её, то на обратной стороне вы обнаружите другой образ — «Успение Пресвятой Богородицы». Это говорит о том, что над иконой работало два мастера.

Донская Божья Матерь считается заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В её чудодейственную силу веровал сам Иван Грозный.

Феодоровская:

На первый взгляд икона очень схожа с Владимировской, но есть существенные отличия. Например, то, что Младенец сидит на руке Богородицы, а вместо оголенной пяточки здесь видна ножка до колена. При этом, кажется, что его ноги хотят сделать шаг, и изображены на фоне облачения Святой, которые в отдалении напоминают чашу, как символ избавления.

Икона помогает тем, кто просит у неё о мире в семье, взаимопонимании и счастье в браке. Не случайно второе название у образа — Покровительница невест. Также среди других наиболее частых молитв, звучащих около святыни, — о рождении ребёнка, о лёгких родах и о здоровье детей. Не знаете какую икону купить на свадьбу? Этот образ станет отличным вариантом!

Приобрести деревянную икону Федоровской Богоматери можно здесь.

Казанская:

Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.

Иконе молятся о прозрении, об исцелении от всевозможных болезней глаз и любых других недугов, о сохранении Русской державы. Также этой иконой чаще других благословляют брак (смотрите разделы: венчальные иконы).

Один из самых распространенных и почитаемых образов.

Семистрельная:

Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.

Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.

На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную, выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.

Остроабрамская:

Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.

Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.

Отрада и утешение:

Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу – это как символ спасения.

В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.

Призри на смирение:

У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение, прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.

На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.

Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы – архаичен и многолик.

В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.

Чем отличаются иконы божьей матери

С у ществует множество иконописных изводов икон, изображающих Богородицу. И если какие-то иконы можно узнать сразу, то иные отличаются друг от друга мелочами.

Например, Игоревская икона Божией Матери относится к иконографическому типу «Умиление». Игоревская — оплечный (то есть урезанный до плеч) список с Владимирской. На Игоревской, в отличие от «полной» Владимирской, не изображаются руки Пресвятой Богородицы.

Другой вариант оплечного «Уми­ления», где руки Божией Матери и Христа переплетаются, будет, скорее всего, Корсунским образом Богородицы. У него совершенно иное происхождение, и, кроме упомянутого отличия от Игоревской, на Корсунской иконе Христос изображен справа, а не слева, а в правой руке Он держит свиток.

А вот обратный пример: Кас­пе­ров­ская икона Божией Матери иконографически не отличается от Корсунской. Предполагают, что одна — поздний список с другой.

Культурная традиция, в том числе и иконописная, нарастает, подобно органической ткани живого организма, а невозможность провести четкую грань между одними явлениями и другими — верный признак, что традиция жива.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению .

Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.

Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.

Отличительной особенностью иконы "Утоли моя печали" является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.

«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.

"Почаевская икона" Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же "стопочка" на камне (но не всегда) .

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Отличительная особенность иконы "Достойно есть" — крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп . Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса . один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены :

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

"Оранта" — это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится "Молящаяся".

Самые известные образы, это:

Иконы "Панахранта" . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Чем отличаются иконы божьей матери

Богоматерь особенно почитается в православном христианском мире. В ее честь проводится ряд праздников, а также написано две с половиной сотен самых разны икон. Почему так много, чем они отличаются, и о чем их просить, узнавали журналисты FTimes.

Традиционное написание иконы Богородицы

Чем отличаются иконы божьей матери

По словам церковных историков Никифора Каллиста и монаха Епифания, икон Божьей Матери существует около двух с половиной сотен. Однако есть главные традиции в написании классических икон Богородицы. В том числе — обязательное наличие мафория — покрывала замужней женщины, и туники — длинного платья синего цвета. Мафорий обычно украшают звездами. Самый яркий пример таких икон — Оранта.

Чем отличаются иконы божьей матери

Разновидностью таких классических икон являются также «Неупиваемая Чаша», Владимирская икона Богоматери, Елеуса или Умиление, Почаевская.

Чем отличаются иконы божьей матери

Также есть еще один распространенный тип икон Богородицы — Одигитрии. К ним относятся, например, Казанская, Всемилостивая, Всецарица.

Чем отличаются иконы божьей матери

Следующий тип икон с Божьей Матерью — Агиосоритисса. На них Богородица повернута в сторону в молитве. К таким иконам относится, например, Боголюбская.

Чем отличаются иконы божьей матери

Это лишь немногая часть икон Богоматери, их на самом деле огромное множество. Не следует теряться и обращайтесь с молитвами к тем иконам, которые у вас имеются. Главное — верить в душе в их силу и искренне желать очиститься духовно, морально.

О чем молятся перед иконами Богородицы

Чем отличаются иконы божьей матери

Интересно, что на самом деле Русская Православная Церковь создала и чтит 260 самых известных икон Богоматери. При этом утверждают, что их еще больше — около 900. Каждая из этих икон посвящена определенному событию из жизни Богородицы. Имея определенную проблему, заботу, люди выбирают «подходящую» икону. Например, о сохранении семейного благополучия, примирении, помощи в родах, успехах детей и о здравии защитников Отечества обращаются к Владимирскому образу Богоматери.

Чем отличаются иконы божьей матери

За избавление от пьянства и наркотической зависимости «отвечает» образ Богородицы «Неупиваемая Чаша», перед которой также молятся об успешных сделках, связанных с недвижимостью.

Чем отличаются иконы божьей матери

Об осужденных, прощении греха абортов и исцелении от злокачественных новообразований просят икону «Всех скорбящих радость».

Чем отличаются иконы божьей матери

О том, чтобы в семью вернулся супруг, а также о пополнении в семье просят «Иверскую».

Чем отличаются иконы божьей матери

Икона студентов и школьников — это образ Богоматери «Прибавление ума».

Чем отличаются иконы божьей матери

О том, чтобы найти свою вторую половинку, создать счастливую и крепкую семью, просят икону «Покров» Пресвятой Богородицы.

Чем отличаются иконы божьей матери

О женском здоровье и благополучии, о красоте и молодости можно просить икону Богородицы «Неувядаемый цвет».

Чем отличаются иконы божьей матери

Во всем мире икон Божьей матери насчитывается около 700 разновидностей. Такое большое разнообразие поражает воображение.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы

В истории христианства есть много стран и народов, которые ощутили тесную связь со святыми. К примеру, Грузия выпала Деве Марии по жребию для проповеди. В итоге Богородица обещала этой стране свое вечное покровительство.

Чем отличаются иконы божьей матери

Особенно почитали Богородицу на Руси. В 12 веке князь Андрей Боголюбский даже ввел новый праздник в церковный календарь – Покров Пресвятой Богородицы. На протяжении десяти столетий христианства в России было написано много гимнов Богородице и создано огромное количество икон. Многие проявились в качестве чудотворных.

В соответствии с преданием, первую икону Матери Божьей написал евангелист Лука. Почтение ее началось сразу после телесной смерти. Об этом говорит погребение Марии апостолами. Существует иконография, где Лука пишет, а Богородица ему позирует.

Чем отличаются иконы божьей матери

Во время гонения христианам Римской империи пришлось молиться в катакомбах, где до сегодняшнего дня сохранились картинки и фрески Богородицы. В разных ситуациях люди всегда молились перед святым образом, и всегда получали то, что просили.

В Евангелие от Луки большие всего рассказывается о Марии, ведь именно он создал ее образ. Так как Евангелие в древние времена считалось словесной иконой, в этом смысле можно сказать, что именно Лука и стал первым создателем иконы Богородицы, хотя кисточкой по холсту, скорее всего, не водил.

Какие бывают иконы Божьей Матери

Чем отличаются иконы божьей матери

Церковные историки — монах Епифаний и Никифор Каллист — сохранили данные о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии на всех иконах обязательно изображен пурпурный мафорий и туника синего тона. На мафории есть три звезды — на голове и плечах.

Самым популярным типом изображения является Оранта. На иконе Матерь Божья стоит в полный рост с распростертыми в стороны руками. Ладони при этом повернуты наружу. Этот жест является символом заступнической молитвы.

К таким иконам можно отнести Неупиваемую Чашу, которая достаточно популярна в России. Иконографический тип больше пользуется популярностью в сюжетах древней русской иконописи. Тут Богородица представлена с Иисусом на руках. К примеру, Почаевская и Владимирская иконы.

Чем отличаются иконы божьей матери

Иконы Одигитрии показывают Деву с Иисусом. Младенец зажимает правую руку в благословляющем жесте, а в левой у него книга. Примером такой иконы является Казанская. Всемилостивая серия показывает Богоматерь, которая сидит на троне — она символизирует большое величие.

На изображениях Агиосоритисса Мария показана в повороте в три четверти со сложенными для молитвы руками. Это Боголюбская Богородица, получившая широкое распространение в Византии. Ранее она была очень популярна в древнем русском церковном искусстве.

Иконы Богоматери: когда и о чем нужно молиться

Каждая икона посвящена определенному событию из жизни или Ее явлению людям в какой-то непростой момент жизни. Молясь перед образом, человек обращается именно к Ней, а не к какой-то другой сущности Богородицы.

Чем отличаются иконы божьей матери

Образ, который изображен на иконе, отождествляется с просьбой человека, дает возможность сосредоточить внимание на молитве, вспомнить, что когда-то Мария помогла людям в подобной ситуации.

Перед Владимирской иконой молятся о сохранении семьи. Предание гласит, что образ был написан Лукой на доске стола, за которым обедали Иисус, Марий и Иосиф Обручник. Икона помогает принять решение, способствует примирению людей и вразумлению врагов.

Неупиваемая чаша помогает избавиться от пьянства и наркомании. Считается, что в 1878 году отставной солдат, который был алкоголиком, страдал от того, что не мог ходить. Во сне к нему пришел старец, который направил его в Серпуховский монастырь.

Он повелел молиться перед Неупиваемой чашей, вот только о подобной иконе никто не знал. После длительных поисков нашли все же лик, где с обратной стороны была надпись Неупиваемая чаша. С того момента перед иконой молятся об исцелении от пьянства и остальных зависимостей.

Чем отличаются иконы божьей матери

Икона Прибавление ума помогает удачно сдать экзамен. В России ей молятся обычно перед началом или окончанием учебного года, перед экзаменами. Предание гласит, что она была написана в 17 веке. К мастеру пришла Мария и повелела написать ее именно в образе, в котором она предстала перед верующими.

Кроме помощи в учебе, икона также помогает родственникам людей, которые страдают психическими расстройствами. Если нужно решить какие-то серьезные вопросы, люди также молятся о помощи перед данным образом.

Чем отличаются иконы божьей матери

Вы правы, Богородица, действительно, только одна, и когда мы молимся перед той или иной иконой – мы молимся одной-единственной Деве Марии. Ведь молясь перед Ее иконой, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а вовсе не «икона Богородицы, спаси нас». Спасает нас не икона, не материя, а Та, чье изображение на ней. А тот факт, что в церковной традиции существует огромное множество икон Богородицы говорит о следующем.

Фактически, каждая икона Божией Матери связана с тем или иным Ее явлением человеческому роду. И в зависимости от того, в каких условиях и каким образом Преблагословенная Дева Мария являлась человеку, подобные нюансы отражены и на Ее иконах. Именно поэтому иконы Божией Матери носят название «Почаевская», «Владимирская» и т.д.

Однако, считать, при этом, что какая-нибудь икона Богородицы «лучше», «сильнее» или «святее» других – это уже кощунство и в некоторой степени язычество, потому что святость иконы зависит не от самого изображения, а от того, кто на нем изображен.

Икон Богородицы очень много, какие основные отличия? Как уметь правильно "читать" такие иконы?

Чем отличаются иконы божьей матери

Богородица особо почиталась на Руси. Иконы Богородицы отличаются разнообразием типов. По подсчетам специалистов, можно выделить до 700 особо почитаемых икон Богородицы. Вместе с тем основных типов таких икон не так много.

  1. Умиление (Елеу́са от греч. Ελεούσα — милостивая). Это один из основных типов икон Богородицы в русской иконографии. Богородица практически всегда изображается с младенцем — Иисусом. Младенец сидит на руке и прижимается к щеке Богородицы. Отсутствие расстояния между девой Марией и Сыном Божьим символизирует их безграничную любовь, на которую проецируется безграничная любовь Бога к людям. Яркий пример этого типа: Владимирская Богородица, которую по преданию написал евангелист Лука. На Русь эта икона попала в XII веке. Сначала она находилась под Киевом (в Вышгородском Богородичном женском монастыре), а затем Андрей Боголюбский перенес её во Владимир, по которому она и получила своё название.
  2. Путеводительница (Одигитрия, Οδηγήτρια — буквально с греческого — указывающая путь). Богородица изображена с Иисусом, который правой рукой благославляет (двумя пальцами). В левой руке может держать свиток. Мария рукой как бы указывает на Иисуса — путь для православных и их будущий судья. Примеры: Казанская, Смоленская, Тихвинская, Иверская и др.
  3. Молящаяся (Оранта, в русской традиции ещё называется "Зна́мение" или "Великая Панагия" от греческого "всесвятая"). Богородица изображена с поднятыми руками с открытыми ладонями наружу — в жесте заступнической молитвы. На уровне груди в круглом медальоне изображен Иисус-младенец (как правило). Примеры: Новгородская, Курская, Ярославская. Развитием типа "Оранта" является подтип "Неупиваемая чаша".
  4. Пречистая (Панахранта, от греч. Πανάχραντα — Всенепорочная. Также называемая "всецарица"). Богородица изображена на царском троне. Примеры: Свенская, Киево-Печерская.
  5. Просительница (в греческой традиции Параклесис или Агиосорити́сса — по названию часовни Агиа Сорос — святая Рака). Богородица изображена без младенца с молитвенным жестом рук. Примеры: деисусные иконы иконостасов: Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля.
  6. Особый тип: "Семистрельная" или "Умягчение злых сердец". Богородица изображена без младенца (как правило) с вонзенными в сердце семью стрелами или мечами, что свидетельствует о бескрайней сердечной боли, которую испытала Богородица во время земной жизни. Перед этой иконой молятся о примирении враждующих и избавлении от гнева и жестокосердия.
  7. Особо следует сказать об иконе "Троеручица". Эта икона связана с именем Иоанна Дамаскина, который был оклеветан и лишён кисти руки. По легенде он приставил кисть обратно и стал истово молиться Богородице. Кисть приросла обратно, и он в знак благодарности приделал к иконе Богородицы (типа "Одигитрия") 3-ю серебряную руку.

Различать типы икон Богородицы для непосвященного человека — трудное дело. Но постепенно можно запомнить основные типы и наиболее почитаемые иконы.

†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА.ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ.РЕЦЕПТЫ † запись закреплена

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИКОНОГРАФИИ БОГОРОДИЦЫ.
Деление Богородичной иконографии на основные типы достаточно условно и служит всего лишь ориентиром в мире православной иконописи.
Существует пять основных типов изображения Божией Матери:
1. «Молящаяся»(«Оранта», «Панагия», «Знамение»)
2. «Путеводительница»(«Одигитрия»)
3. «Умиление" («Елеуса»)
4. «Всемилостивая" («Панахранта»)
5. «Заступница" («Агиосортисса»)

1. «МОЛЯЩАЯСЯ» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)
Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Божия Матерь изображена на иконе обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы — Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение». Самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова. В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
К этому типу относятся икона Божией Матери "Знамение" "Нерушимая Стена" "Неупиваемая Чаша".

«ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА» («Одигитрия»)
Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой.
На иконах этого типа Пресвятая Богородица предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. Большинство икон типа "Одигитрия" представляют Божию Матерь с Богомладенцем, изображенным на правой руке. Правая рука Божьей Матери указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Но есть изводы, где младенец помещен на левой. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Казанская, Тихвинская, Смоленская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и другие.

3. «УМИЛЕНИЕ»(«Елеуса»)
На иконе «Умиление» Младенц — Христос припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Тип изображения Богоматери «Умиление» находит особый отклик в сердцах людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль созвучны чувствам всех православных христиан.
К типу "Умиление" относятся Владимирская икона Пресвятой Богородицы, Донская икона Божьей Матери, "Взыграние младенца", "Взыскание погибших", "Достойно есть", Касперовская икона Божией Матери, Почаевская, Толгская, Феодоровская иконы Божией Матери
и многие другие.

4. «ВСЕМИЛОСТИВАЯ" («Панахранта», «Всецарица»).
Панахра́нта (греч. Panachranta — Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны «Державная» «Всецарица», Киево-Печерская, Печерская (Свенская) ,Ярославская (Печерская), Псково-Покровская.

5. «ЗАСТУПНИЦА («Агиосортисса»)
Агиосорити́сса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда именование — Заступница. На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
В русской иконописи такой тип получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.

Иконы "Умиление", Серафимо-Дивеевская, "Огневидная","Филермская" и другие представляют собой "портретный вид" иконографии Божией Матери. Иконы "Неопалимая Купина", "Живоносный Источник", "Нечаянная Радость"- особые композиции, в которых прослеживаются некоторые типологические признаки.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Это свидетельство особого почитания Богородицы, особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых.

Пресвятая Дева Мария – Матерь Господа нашего Иисуса Христа – была прекраснее всех земных женщин и телом, и душой. Церковный писатель Никифор Каллист писал о Ней: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные. Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души».

При жизни облик Божией Матери был запечатлен апостолом Лукой – художником, евангелистом и врачом, обращавшимся к этой теме неоднократно и изобразившим Деву Марию более семидесяти раз. В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта в изображении. Интенсивные и яркие цвета напоминали современную живопись маслом. Древнейшие известные иконы VI-VII вв., созданные в этой технике, отличает хорошая сохранность. Вероятно, первые портреты Богородицы, написанные при Ее земной жизни св. Лукой, были также исполнены в этой технике, а позднее повторены темперной живописью на досках и в других материалах, расходясь в разных «списках» по всему миру.

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности, в римских катакомбах – подземных некрополях.

Облик Оранты

«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.

Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме. Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта. Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества. Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю. Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.

В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной». Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение». Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.

Св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие — первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии: «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин.
Как замужняя женщина, Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения:
— это символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»,
— символ Святой Троицы.
Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов «Матерь Бога», а IС ХС – сокращенное именование Спасителя.

Богоматерь на русских иконах всегда в печали: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы.

По Православному церковному календарю икон Божией Матери насчитывается около 860.

В иконографии Богородицы выделяются 5 основных типов.

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия» (греч.«всесвятая»), «Знамение»).
Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, в иконописи же изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Из икон этого типа наиболее известны: Казанская, Смоленская, Пименовская, Троеручица,

Тихвинская, Иверская и др.

На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Из икон этого типа наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны — «Державная» и «Всецарица».

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

Славимые имена Пречистой Девы

Мать Святой Руси, Посредница спасения, Одигитрия-Путеводительница, Предстательница, Мать святого Православия, Новая Ева, Непорочное начало, Матерь-Заступница, Матерь спасения, сходящая свыше, Владычица небесного Царьграда, Царица неба и земли, Державная, Царица мира, Мать наша и Госпожа, Матерь новой жизни, Мария Победа, Ходатаица, Соискупительница, Распределительница благодатных милостей и даров, Первоигумения, Первосвященница Мельхиседекова, Гора несекомая, Башня Давидова, Живая Книга жизни, Мистическая Роза, Неувядаемый Цвет, Садовница Райского сада, Царица вышнего Иерусалима, Мария — Ковчег спасения последних времен, Мать Евангелия любви, Наставница апостолов и учителей, Укрепление мучеников, Победоносная в брани, Живая Церковь, Купина Неопалимая, Огнезрачный Престол Божества, Скиния последних дней, Жена Облеченная в Солнце, Невеста Агнца. "

Если зайти в православный храм, то первое, что мы отметим в его убранстве, это иконы — изображения христианских святых или сцены из Нового или Ветхого заветов. На Руси сложилась традиция особого отношения к иконам, на которых изображена Богородица. Они носят разные названия, связанные чаще всего с местом их явления или хранения.

Чем отличаются иконы божьей матери

В чем же причина особого отношения к Божией Матери? И почему иконы Казанской, Смоленской и Владимирской Божией Матери снискали особое почитание у православных россиян?

Слово «икона» происходит от древнегреческого слова ейкон/ εἰκών eikốn — в значении «образ», слово, в свою очередь, образовано от древнегреческого глагола eikô — «быть похожим».

Богословы и религиозные философы, рассматривая такое явление, как икона, признавали его глубину и неоднозначность при кажущейся простоте и даже, возможно, примитивизме изображения.

В Ветхом завете было запрещено создание изображений как видимых объектов поклонения, о чем говорилось во второй заповеди Декалога. Но уже в собственно христианские времена изображения стали вводиться в религиозную практику — это христианские символы на стенах катакомб, когда первые гонимые христиане тайно исповедовали свою веру.

Иконы, появившиеся в религиозной практике, какое-то время отвергались иконоборцами, однако VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, принял догмат об иконопочитании. С тех пор иконы стали свободно применяться в богослужении. Чем отличаются иконы божьей матери Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь)
Фото: ru.wikipedia.org

Есть особый символический язык икон — язык красок, язык изображаемых жестов. Икона не является картиной или простой иллюстрацией библейского сюжета. Зерно феномена иконы лежит в единстве образа и первообраза. Образ — это само изображение, наглядное и в то же время символичное, а первообраз — эта та духовная субстанция, которая стоит за образом.

Чтобы понять природу особого отношения русских православных христиан к Богородице, надо осознать, кем прежде всего виделась им Дева Мария. Она прежде всего — мать Богомладенца. И у Божией Матери, как и у своей матери, человек ищет заступничества, понимания и прощения. А Иисус Христос, как любящий сын, будет готов исполнить то, о чем просит его Богородица. «Заступница», «защитница», «спасительница» — так именуется Божия Матерь в обращенных к ней молитвах.

Почитание Богоматери совершается в первую очередь через иконы. Только в церковном календаре числится около трехсот богородичных икон. Но особое место среди них занимают Казанская, Смоленская и Владимирская иконы Божьей Матери. Это связано с явлением великой духовной поддержки, когда сильнейшие исторические кризисы разрешались в пользу русского народа.

Смоленская икона

Такой тип образа, как на Смоленской иконе Богородицы, называют еще Одигитрией (Путеводительницей). Икона пришла на Русь из Греции.
Чем отличаются иконы божьей матери Смоленская икона Божией Матери
Фото: Дионисий, 1482 г., ru.wikipedia.org

По преданию император Константин благословил этой иконой брак своей дочери Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес икону из Чернигова в Смоленск и поместил ее в соборном храме Успения Богородицы. Там икона стала именоваться Смоленской.

В 1239 году после молитвенного обращения народа к Богородице случилось избавление Смоленска от набега отряда хана Батыя: объективно силы были на стороне хана, но татары так и не напали на город.

Не раз Смоленскую икону привозили в Москву. Икона была вынесена перед русским войском в 1812 году накануне Бородинской битвы. Перед занятием Москвы французами Смоленскую икону перенесли в Ярославль и после окончательной победы вернули в Смоленск. Это одна из древнейших богородичных икон на Руси.

Казанская икона

Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.

Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы. Чем отличаются иконы божьей матери Казанская икона Пресвятой Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org

В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.

Владимирская Божия Матерь

Древний оригинал иконы хранится в Москве, в Третьяковской галерее, в храме-музее Святителя Николая. Изначально он находился в Иерусалиме, по преданию этот образ создал апостол Лука, видевший живую Деву Марию.

В V веке образ перевезли в Константинополь. И в начале XII века патриарх Константинополя подарил икону князю Мстиславу. На Руси местом ее хранения стал сначала Вышегорский монастырь рядом с Киевом. Позже по чудесному волеизъявлению икона избрала местом своего пребывания город Владимир. Чем отличаются иконы божьей матери Владимирская икона Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org

Особо мощно икона явила свою помощь в спасении Москвы от Тамерлана и при так называемом стоянии на Угре, в 1480 г.

Перед иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля помазывали государей на царство и совершали избрание патриархов.

Тип силуэта Богоматери, держащей на руках младенца-Христа, по-гречески называется «елеуса», что означает — милующая. На иконе Богородица прижалась своей щекой к щеке сына, этот жест безграничной любви выражает всю суть отношения Божией Матери к Богомладенцу и глубже — суть отношения ко всем людям.

Чем отличаются иконы божьей матери

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

Православная вера неотделима от почитания икон. В истории Руси было немало моментов, когда чудом явленные иконы останавливали вражеское нашествие и эпидемии, спасали от пожаров и других бедствий, а люди, обращавшиеся к почитаемым иконам с молитвами, исцелялись перед чудотворными образами.

Главные иконы православия – это иконы Спасителя и Матери Божией, которые считаются покровительницей и защитницей России

4 иконы Божьей Матери, которые охраняют Россию

Иконописные образа Богоматери — самые почитаемые иконы в России.

Сложилось даже представление о том, что чудесный крест из икон Богоматери защищает Россию

Эти древние иконы Божией Матери имеют каждая свою историю: они были явлены в разные века и в разных местах, и сегодня эти самые знаменитые иконы сохраняют свое значение и служат защитой нашей Родины.

Вот самые знаменитые иконы Богородицы – покровительницы Руси:

  • Владимирская икона Божией Матери (в центре);
  • Тихвинская (защищает север);
  • Иверская (защищает юг);
  • Казанская (защищает восток);
  • Смоленская (защищает запад).

Чем отличаются иконы божьей матери

Это наиболее известные и сильные иконы Богородицы: самая древняя из них, Владимирская, помогла в спасении от Орды; Казанская была чудом обретена в дотла сгоревшем городе. С этими и другими образами связано немало интересных фактов об иконах. Всего же Русская православная церковь почитает около 260 чудотворных икон Богоматери, а всего Ее икон более 860.

Описание икон заступниц России

Как гласит предание, первые образы Матери Божией были написаны евангелистом Лукой еще при ее жизни, а Владимирскую икону он написал на доске от трапезного стола Иисуса.

В православной иконописи существует несколько типов образов Богородицы: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая) и др.

В русской иконографии Богоматери сложились определенные каноны Ее изображения: самые известные иконы России представляют Пресвятую Деву, часто с Младенцем Иисусом на коленях, в виде прекрасной женщины с ликом, исполненным скорбной или просветленной печали, на котором читается смирение, но в то же время и духовная сила.

Нельзя не упомянуть и другие Богородичные иконы, почитаемые в России: Донская, Курская-Коренная, Феодоровская, Псково-Печерская, а также «Знамение», «Скоропослушница», «Семистрельная», «Утоли моя печали», «Трех радостей» и многие другие.

Чем отличаются иконы божьей матери

Следует помнить, что молитва перед любой иконой является просьбой к изображенному на ней святому донести наше молитвенное прошение до Господа, поэтому икона Спасителя неизменно занимает главенствующее место и в храмах, и в домашних иконостасах.

Чем отличаются иконы божьей матери

Самые известные иконы особо почитаемых святых

В православной традиции сложилось представление о том, что многие святые помогают в определенных ситуациях. Так, великомученику Пантелеймону Целителю молятся об исцелении от болезней; о крепких семейных узах – Петру и Февронии Муромским; св. Ксении Петербуржской – об удачном замужестве; св. Василию – об успехах в делах и решении финансовых проблем; св. Матроне Московской – об удачном решении проблем с жильем и других бытовых проблем; св. Анне – об исцелении от бесплодия.

Кроме того, известные иконы помогают тем, кто крещен именем святого, ставшего их небесным защитником, поэтому в домах православных могут встречаться и достаточно редкие иконы.

Молитва перед иконой, даже самой знаменитой, должна содержать не только просьбы, но и благодарность, восхваление Господа и святого на иконе за милость, явленную нам. Святые образы служат посредниками между молящимися и Пресвятой Троицей, которой единственно дана сила воздавать молящимся по вере их.

Чем отличаются иконы божьей матери

За долгие века после их обретения многие иконы приобрели славу чудотворных благодаря явленным ими чудесным исцелениям, защите от врагов, пожаров, эпидемий. Наука не смогла объяснить чудо мироточения, явленное многими иконами, но это чудесное миро и сегодня исцеляет и служит подтверждением того, что икона – это не просто красивая картина.

Чем отличаются иконы божьей матери/wp-content/uploads/2022/01/umilenie-bozhey-materi-802D0EF.jpg

Икона, известная под названием «Умиление», а также «Радуйся, Невеста Неневестная» и «Радость Радостей», отмечена многими чудесами. Она исцеляет страждущих, утоляет печали и горести, даёт надежду на лучшее будущее. Но из-за особенностей расположения образа о нём знают немногие. Так кем же была создана святыня и почему она столь необычна? Из нашей статьи Вы узнаете, что собой представляет Умиление икона Божьей Матери значение и молитва, которую необходимо произносить у реликвии.

Как появилась икона Умиление Божьей Матери?

Изначально икона Матери Божьей Умиление была собственностью преподобного Серафима Саровского – одного из самых чтимых святых в восточной православной традиции. Реликвия являлась его келейным образом, то есть постоянно находилась в жилище монаха. Известно, что старец исповедовал около неё искренне раскаивающихся людей, а также тех, кто проявлял в соблюдении христианских заповедей особое рвение. Он помазывал их елеем из лампадки, постоянно мерцавшей подле святыни, а затем давал приложиться к божественному лику.

Чем отличаются иконы божьей материКак основатель Дивеевского женского монастыря, Серафим Саровский заповедал ему и свой образ Пресвятой Девы. Поэтому теперь он носит название Умиление Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери. Ещё при жизни он часто ободрял послушниц: «Поручаю вас этой Небесной Царице и оставляю Ей на попечение», а однажды, вызвав к себе настоятельницу, передал ей тысячу рублей, поручив обустроить на них «келью для Пречистой Госпожи». В построенном на эти средства особом приделе в Троицком храме реликвия и находилась до 1927 г. Для неё сделали чудесную серебряную ризу, украшенную позолотой. Позже, когда подвижник был причислен к лику святых, император Николай II преподнёс монастырю богатые дары, в том числе и золотой киот. На нём были выложены из жемчуга и самоцветов лучи, которые расходились от главы Богородицы.

Но благоденствие продлилось недолго. В 1927 г. Серафимо-Дивеевскую обитель закрыли, а епископа, игуменью и архиепископа препроводили в Москву. Лишь чудом Господним можно объяснить то, что матушке Александре удалось сохранить святыни монастыря, в том числе и образ «Умиление». Когда её освободили из-под ареста, настоятельница вместе с несколькими другими монахинями нашла приют в Муроме. Там же пребывала и икона. Позже её передали сестре Марии (в миру Бариновой), а затем реликвия некоторое время обреталась у патриарха Пимена. Но он, желая сберечь образ от репрессий и обысков, вскоре передал его протоиерею В. Шаповальникову.

И только в 1991 г. икону, увенчанную самоцветным окладом, вместе с другими вещами Серафима Саровского передали патриарху Алексию II. С того времени эти реликвии хранятся в Московском Богоявленском соборе, а в день поминовения (совершается 1 и 10 августа, а также 22 декабря) их выставляют для поклонения.

С образа неоднократно делались списки. Так, одну из копий, выполненную в лазурно-голубых тонах (эти цвета издавна считаются атрибутом Небесной Царицы), именуют также Кузнецовской – по названию манеры иконописи. Её освятили на месте упокоения преподобного Серафима, а затем преподнесли в дар храму с. Всегодичи Ковровского р-на. С тех пор второе название, которое носит церковь иконы Пресвятой Богородицы Умиление.

Чем отличаются иконы божьей матери Особенности образа Богородицы

Согласно исследованиям историков, икона была создана во второй трети XVIII ст. Традиция, в которой она написана, сходна со стилем Остробрамского лика Девы Марии – его особенно почитают в Литве и западных регионах России. Но, в отличие от Остробрамского образа, украшенного полумесяцем и россыпью звёзд вокруг нимба Пречистой Царицы, «Умиление» не содержит никаких дополнительных атрибутов. Единственным декоративным элементом являются слова «Радуйся, Невеста Неневестная», выведенные вокруг святого лика.

Оригинал реликвии выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Но сейчас Вы можете купить икону Умиление Божьей Матери, созданную из любых материалов – например, из янтаря. Сверкающие самоцветы и каменная крошка образуют уникальную мозаику, делающую святой лик почти живым. Запечатлённая на святыне Богородица выглядит прекрасной, умиротворённой и кроткой, милосердной к беднякам и горюющим, трудолюбивой, благоразумной, во всём полагающейся на Спасителя. И Вы ощутите такое же блаженство, покой и умиротворение, стоит только вознести у образа искреннюю и горячую молитву!

Икона Божией Матери Умиление: о чем молятся

Традиционно этот образ воспринимают как «женский», ведь на нём показана Отроковица – юная и нежная, только что услышавшая благую весть. Её послушание искупило поступок Евы, из-за которого в мир пришёл грех, а Её слова стали символом высочайшего доверия к Богу, радости, покоя и благодати. Дева Мария вверила себя Господу, смирилась и избавилась от сомнений – и это принесло Ей высшее счастье и небесное блаженство. Подобное деяние стало примером для всех живущих – ведь для исполнения молитвы и воплощения Ваших чаяний нужно всего лишь полностью положиться на волю Спасителя и на Его высший промысел.

О чём же просят у образа? Чаще всего к нему обращаются родители девочек, чтобы целомудренная и чистая Богоматерь помогла малышкам избежать мирских соблазнов, искушений и грехов, вырасти счастливыми, непорочными и благочестивыми. Также умиляющаяся Дева Мария считается покровительницей беременных – её молят о зачатии, благополучном протекании беременности, быстрых и безболезненных родах. Многие женщины, которых официальная медицина признала бесплодными, смогли насладиться счастьем материнства именно после преклонения у святыни.

Чем отличаются иконы божьей матери

У этой иконы невесты и мечтающие вступить в брак девушки молятся о благополучной, мирной и радостной семейной жизни. Замужние женщины могут обращаться к ней с просьбой о мудрости, терпении и выдержке, ведь святой образ усмиряет ссоры и конфликты в семье, дарит способность к пониманию и материнскую любовь.

Кроме того, пронзительно-нежный и трогательный лик Богоматери вызывает в человеческой душе чувства счастья, теплоты, доверия, столь необходимые в череде серых и однообразных будней. Они могут проникнуть даже к самому очерствевшему сердцу, спасти его от сомнений, скорби, тревоги и депрессии. Считается, что молитва у этой иконы очищает душу от гордыни, лени, тщеславия и алчности. Для этого понадобится всего лишь произнести простые слова: «Умилися, Благая сердцем и душою, и мне, окаменённому, благоволи ниспослать умиление сердечное и душевное».

Картина любого жанра (от натюрморта до религиозной живописи) являет художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника. Мировоззрение и мироощущение художника формируются под влиянием среды – эпохи, государства, общества, семьи, образа жизни и т.д. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через призму автопортрета, личности, пропускающей через себя окружающую реальность и дух времени.

Икона – явление безвременное, это откровение Бога, представленное с помощью изобразительных средств. Важнейшим из принципов в иконописи является следование устоявшимся канонам. Каноны иконописи столь своеобразны, что у человека незнакомого с историей и с богословием Церкви может возникнуть недоумение: зачем придерживаться древних принципов изобразительности? Возможно, мастера, стоявшие у истоков иконописи, просто не владели техникой, развившейся в эпоху Возрождения? И, может, следует переложить достижения европейской цивилизации на это древнее искусство?

Итак, чем икона так разительно отличается от классической картины? И с помощью каких технических средств достигается это отличие?

Иконописец не переносит в икону ничего из своего личного мировоззрения, как-либо отличного от мировоззрения Церкви Христовой. Иконописец становится проводником мировоззрения Церкви. Икона не стремится отразить окружающую временную действительность, её не заботят проблемы современности, преходящие волнения этого мира. Икона – окно в мир иной, вечный.

Картина неминуемо отражает индивидуальность автора, в работе отражаются его личные, своеобразные черты, более того, каждый художник стремится к тому, чтобы обрести свою выраженную уникальную манеру. Одно из высших достижений авторской деятельности – создание нового стиля, направления в живописи. Полотна мастера неразрывно связываются с его именем, образом, биографией.

Авторство иконописца намеренно не раскрывается, авторство иконы принадлежит всей Церкви. И занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание, аскетический подвиг.

Картина душевна, то есть чувственна, она передаёт эмоции, так как искусство представляет способ познания мира именно через чувства.

Икона духовна, неэмоциональная, она бесстрастна. Как и церковное пение и чтение, икона не приемлет эмоциональных способов воздействия.

Картина – путь для взаимодействия с личностью автора. Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.

Икона, в отличие от картины, прямо служит спасению человеческой души.

Мы осветили внутренние различия между иконой и картиной, а какими внешние отличия мы можем проследить?

Прежде всего, икона — свидетельство об истинном Боге, это явление сугубо религиозное. Каноническая икона не имеет случайных украшений, лишенных смыслового значения.

Основные отличия иконы от картины:

1. Условность, некоторая искаженность реальных форм и символичность.

Плотское умаляется в иконе, и проявляется духовное. Удлиненные пропорции фигуры, отсутствие объёмности. В иконе отсутствует тяжесть, вес, свойственный предметам нашего мира.

2. Обратная перспектива.

Картина построена по законам прямой перспективы точка схода находится на линии горизонта, и она всегда одна. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. Так находит своё выражение идея явления мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы.

3. Отсутствие внешнего источника света.

Свет как бы изнутри иконы, от самих ликов и фигур, из глубины их – сущность святости. Икона светоносна, и этот принцип базируется на богословским евангельском свидетельстве о Преображении Господа нашего на горе Фавор. Православный нимб — нетварный свет Божества, родившийся в сердце святого и составляющий единое целое с его преображенным телом.

4. Цвет в иконе выполняет исключительно символическую функцию.

Красный цвет на иконах мучеников символизирует жертвенность, или царскую власть. Золото — символ нетоварного света, который имеет совершенную иную природу, чем остальные физические вещества. Отчего его невозможно передать с помощью краски. Золото на иконах противоположно идее о земном золоте, богатстве. Существуют также и цвета, заменяющие присутствие золота на иконе — охра, красный и белый цвета. Черный цвет на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

6. В иконе отсутствует время. Все события происходят единовременно.

Зачастую на одной иконе изображаются несколько различных сюжетов, иногда это сцены жития одного святого, иллюстрирующие весь его путь от рождения до упокоения. Так передается причастности иконы миру вечности, где всё открыто в единое время, а вернее, — время просто отсутствует. В картине, напротив, происходит в одной временной плоскости.

Итак, разница между каноничной иконой и картиной очевидна.

Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную сторону мира, — открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, поспособствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы или славословия, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.

В Иконописной мастерской «Мерная икона» возможно приобретение икон любого вида, выполненных в традиционном, каноническом исполнении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector