Царю небесному утешителю молитва текст

20.06.13, 08:08

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Царю небесному утешителю молитва текст
Сошествие Святого Духа. Рукописное Евангелии сирийского монаха Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

Стихира, глас 6:
Царю Небесный,
Утешителю,
Душе истины,
Иже везде сый
и вся исполняяй,
Сокровище благих
и жизни Подателю,
прииди
и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.

Греческий оригинал:
Βασιλεῦ οὐράνιε,
Παράκλητε,
τὸ Πνεῦμα τῆς ἀληθείας,
ὁ πανταχοῦ παρών,
καὶ τὰ πάντα πληρῶν,
ὁ θησαυρὸς τῶν ἀγαθῶν,
καὶ ζωῆς χορηγός,
ἐλθέ,
καὶ σκήνωσον ἐν ἡμῖν,
καὶ καθάρισον ἡμᾶς ἀπὸ πάσης κηλῖδος,
καὶ σῶσον ἀγαθὲ τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Царь Небесный,
Утешитель,
Дух Истины,
везде пребывающий
и всё наполняющий,
Сокровищница благ
и жизни Податель,
приди
и вселись в нас,
и очисти нас от всякой скверны,
и спаси, Благой, души наши.

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»
Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.
О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

«Царю небесный» — это название молитвы, как часто принято, в православной Церкви, по первым словам. Именно так мы начинаем молиться третьему лицу Святой Троицы – Святому Духу.

Царю небесному утешителю молитва текст

В первых строках мы называем Святой Дух:

  • владыкой всего Небесного, то есть Царем,
  • Утешителем, то есть тем, кто посоветует, наставит на истинный путь, утешит в скорбях и избавит от уныния,
  • а также даем имя Дух истины – именно так называл его и Иисус Христос. Это имя значит, что он научит нас только истинному, тому, что полезно и нужно нашей душе.

Краткая, но емкая молитва «Царю Небесный» читается, когда верующий просит помощь в любом деле, когда не может освободиться от греха.

В период от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы (49 дней) она не читается.

Текст молитвы «Царю Небесный»

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Толкование молитвы

Царю небесному утешителю молитва текст

Чтобы понять все значение молитвы «Царю Небесный», нужно изучить ее текст на русском языке. В молитвословах даны ударения, которые непременно нужно ставить правильно, ведь ударение не в нужном месте может исказить смысл молитв. Толкование имен Святого Духа уже дано во введении статьи, нужно продолжить читать молитву дальше.

  • «Иже везде сый» — означает, что Святой дух находится везде, всё наполняет собой,
  • «И вся исполняй» — дает все, что нужно в его понимании, что не нанесет вреда душе,
  • «сокровища благих» — источник всех благодеяний и добра на Земле,
  • «жизни подателю» — христианская жизнь начинается с Крещения, то есть принятия Святого духа, а также через него православные получают вечную жизнь своей бессмертной души,
  • «приди и вселися в ны» — то есть наша душа будет вместилищем, местом обитания Святого Духа,
  • «и очисти ны от всякия скверны» — это главная мечта любого верующего – очиститься окончательно от греха, чтобы никакая «грязь» не прилипала к нашей душе,
  • «и спаси, Блаже, души наши»!

Вот насколько это толкование дает объяснение глубочайшему смыслу такой краткой молитвы Святому Духу «Царю Небесный», настолько и следует относиться к его присутствию в нашей жизни – постоянно давая ему приют и достойное Царя Небесного место пребывания.

Повторяя эту молитву не только утром и вечером, но и в течение дня, верующие напоминают себе, кому они обязаны своей духовной жизнью.

Обращение к Святому Духу, молитва Царю Небесный, постоянно звучит во время богослужения в церквях и чтения молитвенного правила дома. Святой Дух – один из образов Бога. Рядом и в единении с отцом и сыном он является воплощением духовного начала веры.

Царю небесному утешителю молитва текст

Долгое время Святой Дух не имел своего образа в иконописи. Затем его стали изображать символически в виде голубя. На иконе Святой Троицы Бог изображен во всех трех его ипостасях. По характерным чертам легко определяется, кто из них Отец, Сын и Дух Святой.

История молитвы

Точная дата появления канонического текста неизвестна. Молитва святому духу Царю Небесный появилась примерно в VIII—IX веках. Доподлинно известно только, что в Константинопольском уставе, существующем в начале 9 столетия, текста с обращением к Святому духу еще не было. Кто является автором первоначального текста, и сколько вариантов молитвы предлагалось, так же неизвестно.

В настоящее время молитва поется как стихира шестого гласа во время вечерней службы великой Пятидесятницы. Обращение к святому духу читается ежедневно в храме, келейно и дома, кроме периода с Пасхи до дня Святой Троицы. В краткий период до воскресения Господня во время службы, она заменяется тропарем «Христос воскресе…». Затем до 40 дня после распятия Христа «Царю Небесный» молитва не читается.

Текст молитвы «Царю Небесный»

У христиан принято каждый день и любое дело начинать с обращения к Духу Святому для получения благословения и благодарности за дарованную веру твердую и уверенность в благополучном исходе задуманного дела. Молитва звучит в начале ежедневного молитвенного правила, чтобы открылись душе истины слов церковных текстов.

На русском языке

Дома самостоятельно текст читается на русском языке, с ударениями, расставленными правильно. Особенность нашего наречия в том, что поставленное не на тот слог ударение полностью изменяет смысл слова, его значение.

Царю небесному утешителю молитва текст

Церковнославянский текст

Молитвенные тексты в большинстве своем создавались на древних языках, существовавших на земле во время рождения Христа. Затем люди стали говорить по-другому. Образовались новые государства, национальности, молитвенные тексты перевели на современные наречия. В храмах по-прежнему службы и литургии читаются на языке написания, оригинала. Для читающего молитву главное понимать смысл каждого слова. Поэтому лучше читать текст на родном языке. Бог слышит и понимает всех, кто искренне обращается к нему.

В российских церквях принято проводить службу и петь стихиры на древнеславянском языке. Священнослужители считают, что он более приятен Богу.

Дома можно включить онлайн-запись и слушать обращение к Святому духу и другие молитвы на языке оригинала. Негромкое пение очистит ауру жилья, принесет духовный свет в семью.

Царю небесному утешителю молитва текст

Молитва Царю Небесному: толкование и значение

Смысл молитвы к Царю Небесному раскрывается в ее первых строках. К Царю Небесному обращаются, называя его Духом истины, Утешителем, Подателем жизни и Сокровищем благ. Он воплощение всего светлого, духовного, моральное начало общежития.

Святой Дух укрепляет веру, защищает от греховных мыслей и соблазнов. Поэтому верующие просят его поселиться внутри человека, в его душе. Это означает, что христианин избавляется от греховных помыслов и поступков, ведет праведную жизнь. После завершения земной жизни его душа займет место в раю.

Когда читают молитвословие

Молитва Царю Небесный читается в случае возникновения духовных проблем, чем физических или проявлений нечистой силы. К Святому духу обращаются как к утешителю, когда необходима помощь:

  • возник кризис веры;
  • власть греха сильнее человека и он не может самостоятельно освободиться от нее;
  • необходима помощь и моральная поддержка в любом деле.

Святой Дух заботится о душевном состоянии мирян, крепости их веры, чистоте помыслов.

Правила чтения

Обращение к Святому Духу читается в начале молитвенного правила. Оно произносится тихо, четко, каждое слово раздельно. Короткий молитвенный текст очень сильный, если его читают искренне, с верой в Бога.

В ситуациях, когда дух человека сломлен, ему необходимо утвердиться в вере, найти силы отвернуться от соблазна, не верить лести, молитву следует читать несколько раз в течении дня. По возможности следует поставить зажженную свечу перед иконой Святому Духу и читать молитву Царю Небесный несколько раз. Можно произносить ее слегка нараспев, поскольку она одновременно является стихирой.

Перед началом молебна следует посоветоваться со своим духовным наставником или батюшкой в церкви. Он подскажет, насколько необходима эта молитва, как ее читать, сколько раз в день, на протяжении какого времени.

Царю небесному утешителю молитва текст

В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу

Святой дух не был дан верующим до прославления Иисуса. Только когда Спаситель воскрес, и весть об этом распространилась по всему свету, людям был послан Святой Дух. Бог существует в нем, потому что через Дух был рожден Христос от своего отца Бога.

Суть текста

Бог единый и одновременно существует в трех ипостасях. Каждый образ имеет свои прерогативы. Через Духа поддерживается связь Отца и Сына, общение любви и жизни. Иисус начал великий труд по примирению Бога с человеком. Именно через святого духа осуществляется эта связь.

Как Иисус пришел на небо после своего воскресения, так Святой дух возродился в святой жизни и пришел к людям.

Сила молитвы

Молитва обращена к Святому Духу, Царю небесному. Он является третьим лицом Святой Троицы, истинным Богом. Дух равный Отцу и сыну. Он властвует над миром, править людьми, невидимо царствует над ними.

Святого Духа миряне называют Утешителем. К нему обращаются успокоением своих мыслей и получают его. Когда силы дьявола активно пытаются сбить с пути истинного христианина, соблазнами, лестью и ложью мутят его разум, толкают совершить грех, царь Небесный всегда придет на помощь, поддержит морально, укрепит дух, даст силы противостоять замыслам нечистого.

Слушать молитву «Царю Небесный»

Слушать молитву Царю Небесному можно дома. Для этого достаточно найти ее в интернете, включить понравившуюся запись и вместе с церковнослужителями проговаривать слова стихиры. Для этого необязательно уединяться, можно собраться всей семьей. Достаточно вести себя тихо, ни на что не отвлекаться.

Вопросы священнику

Царь Небесный равен Богу Отцу и Спасителю Иисусу?

На самом деле Святой Дух не только равен им. Он представляет одну из трех ипостасей Всевышнего, их духовная часть, через которую они общаются между собой и христианами. Царь Небесный постоянно присутствует среди нас. Он первый приходит на помощь к человеку, попавшему в беду, потерявшему силу веры.

Молитва Царю Небесному сильная, быстрая в исполнении. Но ее не следует читать без надобности. Если вы считаете, что надо укрепиться в вере, найти силы устоять перед соблазнами, покайтесь, причаститесь и посоветуйтесь с батюшкой. Он вам подскажет, как следует поступить.

В момент отчаяния и скорби человек ищет утешение. Православная церковь говорит, что такой утешитель есть, и называется он Дух Святой. Молитва Царю небесному открывает небесные врата помощи. Как ощутить присутствие Духа, который христиане называют Царю Небесный? Впервые его присутствие я ощутила на Таинстве крещения, когда он коснулся моей души невидимым крылом. И в течение жизни в вере постоянно обращаюсь к Утешителю в молитве. Как это правильно делать, и чем может помочь небесный Утешитель, я вам расскажу в статье.

Дух Святой в христианстве

Одни считают его безликой силой, другие сгустком энергии. А кто такой Святой Дух на самом деле? Евангелие говорит, что Святой Дух является богом, его третьей ипостасью. На этом основана христианская вера, которая утверждает, что бог триедин в своей сущности. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой едины и неделимы. Однако единство не предполагает отсутствие личностных качеств, оно предполагает единство в намерении и действии.

Иногда Духа Святого называют силой, с помощью которой был сотворен мир. Это тоже является правильным, если не забывать о том, что эта сила является личностью бога. У духа святого есть воля, разум и эмоции. Его можно огорчить, и даже поплатиться вечной жизни за хулу.

Евангелие предупреждает всех, что хула на Духа Святого не простится ни в нынешнем веке, ни в будущей жизни (Ефесянам 4:30).

Так как Святой Дух является Личностью, он способен нас выслушать и утешить. Поэтому христиане возносят молитвы Царю Небесному в скорбях и печали. Кто, как не он, способен понять печаль человека и утешить? Кто, как не он, способен коснуться души ласковым прикосновением? Это сильный, но очень кроткий Дух, данный верующим в утешение.

В евангелии мы можем прочитать, что Дух Святой спустился на Иисуса в образе голубя, когда тот принимал крещение в реке Иордане. Второй раз Святой Дух упоминается в день Пятидесятницы, когда он сошел в образе языков пламени на апостолов. Дух наградил последователей Христа даром разговаривать на иных языках, что было воспринято как чудо. Мы видим, что третья ипостась бога, Дух Святой, обладает силой и нежностью, разумом и волей.

Атеисты не могут понять, как один бог может иметь три ипостаси? Это несложно объяснить на примере земной женщины, которая может одновременно являться матерью, дочерью и сестрой. Ничего удивительного в этом нет, если хорошо подумать.

Молитва

В православной церкви принято обращаться к Святому Духу с определенной молитвой. Называется она молитва Святому Духу «Царю небесный». На службах ее произносят на старославянском языке, текст молитвы «Царю Небесный» следующий:

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Что обозначают эти старославянские слова? На современном русском языке молитва царю небесному утешителю звучит так:

Слова молитвы обращены к царю небесному, утешителю, который управляет судьбами людей. Он наш наставник, он учит мудрости. Только Дух Святой может помочь справиться с жизненными бурями и невзгодами, укрепить дух верой. Он вездесущий, то есть, пребывает одновременно везде и всюду. Человеку стоит лишь обратиться к нему с молитвенной просьбой, как она тут же будет услышана.

Это та сила, которая находится вокруг нас, и которая питает нас жизненной энергией. От Духа Святого исходит только благо, помощь, любовь и утешение. Он очищает наши души от скверны, а помыслы от греховных мыслей. Дух Святой препятствует сатанинским намерениям и защищает разум человека от соблазнов.

Это Дух истины, который просвещает разум человека и наполняет познанием веры. Дух всевидящ и всезнающ, он знает истинные желания человека и стремится их наполнить. Я не раз замечала, как чудесным образом исполнялись самые сокровенные желания, таящиеся в глубине сердца. Это делал Дух Святой, не требуя ничего взамен.

Как понять слова «податель жизни»? Это обозначает то, что силой Духа Святого развивается вся вселенная. Он следит за всем творением, наполняет его жизненной энергией. Духом движутся звезды, встает и садится солнце, наполняются силой растения. Он руководит всем — и живой, и неживой природой. Показывает правильный путь перелетным птицам, дает корм лесным зверям, восстанавливает уставший организм. Это живительная сила природы.

Христиане просят «приди и вселись в нас». Это значит, что они желают постоянного присутствия Духа Святого в сердцах. Он очищает от всего нечистого, наполняет сердца радостью, готовит нас к царствию небесному.

В евангелии сказано, что наши тела должны стать храмом Духа Святого.

Если христианин заботится о чистоте помыслов и совершает богоугодные дела, в нем пребывает Дух Святой. А дурные поступки и нечистые мысли прогоняют Утешителя из сердца. Поэтому нужно всегда стремиться к святости, чтобы не огорчить пребывающего в нас Духа Святого.

Чтобы правильно петь молитву «Царю Небесный Утешителю душе истины», нужно слушать ее в исполнении служителей церкви:

Царю небесному утешителю молитва текстВ православии существует большое количество обращений к святым, называемых молитвами. Каждая существует для реализации той или иной цели и имеет свой канонический текст. Однако присутствуют и обращения, направленные на восхваление святых. Среди них молитва «Царю небесный», текст которой воспевает одну из ипостасей Господа. Обычно верующие редко восхваляют Святой Дух, ведь он упоминается в Ветхом Завете всего лишь три раза.

Текст молитвы на русском языке

В Евангелие Святой Дух упоминается довольно часто. Люди, читавшие библию, знают о том, он сошел к Иисусу Христу в момент крещения. Также он явился перед его учениками, когда они направлялись на исповедь. В молитвах можно заметить слово «приди», призывающее именно эту ипостась Троицы.

Зачастую верующему человеку тяжело представить образ Господа, состоящий из трех сущностей, который является нераздельным. Однако, учение о Троице является основополагающим. Священнослужители советуют представлять образ женщины, который также может существовать в трех ипостасях:

Принято читать молитву «Царю небесный» в тексте на русском языке, хотя существует и английский перевод. А вот слушать ее лучше всего в определенное время:

  • После праздника Пасхи на 50 день;
  • В понедельник после прошествия Великой Троицы.

В каждом молитвеннике можно встретить текст «Царю Небесный, утешителю души, истины». Она довольно короткая, но несет большую смысловую нагрузку.

В ее словах заключен весь фундамент православия:

Царю небесному утешителю молитва текст

История и толкование

Уникальная молитва «Царю Небесному утешителю» всецело раскрывает роль Святого Духа. Текст обращения написан неизвестным автором и не имеет точного происхождения. Исследователи пришли к выводу, что этот текст зародился в конце девятого — начале десятого века.

Однако, это очень популярная молитва наряду с «Отче Наш». Она читается на всякой службе и включена в обычное начало. Она также является одной из частей службы Пятидесятницы. Рекомендуется и самому читать ее регулярно.

Помимо этого, можно слушать молитву «Царю небесный» в аудиоформате.

Царю небесному утешителю молитва текстВ этом обращении соединились все учения православной церкви. Многим эта молитва знакома с раннего возраста. Часть ее была заложена еще в словах Господа. Его называют «Небесным Царем», что равнозначно Отцу и Сыну. Также Его часто именуют «Утешитель». Именно эту роль он играет в жизни людей. Существует и обращение «Дух истины», которое было упомянуто Иисусом Христом.

Слова «Сокровищем благих» можно трактовать как источник блага для живущих в мире. Это выражение вовсе не означает, что Дух является сокровищем для доброго люда.

«Податель жизни» — олицетворяющий духовные и материальные ценности для человеческого существа. Когда люди обращаются к Божьему Духу с этими обращениями, они просят его очистить душу от зла. Это не равнозначно тому, что они желают получить помощь в делах. Однако, существует обычай произносить это обращение, чтобы призвать Божественную Силу перед богослужением.

Обращения занимают бо́льшую часть воспевания. Далее идет прошение. Просят о том, чтобы Дух сошел и вселился, очистил от греха и страстей, спас от дьявола и даровал Царство Божие.

Полезные рекомендации

Для того чтобы получить ответ на свое прошение, очень важно правильно молиться. Это вовсе не означает правильность в соблюдении каждого предписания или максимально точное ударение. Не нужно бояться сделать что-то неверно и тем более не стоит отказываться от чтения молитвы. Господь видит сердце каждого и относится к случайным ошибкам с глубоким пониманием.

Царю небесному утешителю молитва текстПравильное чтение значит правильные чувства и соответствующее расположение духа. Обращаться к Святому Духу нужно с искренними намерениями и глубокой верой. Священнослужители называют это «молиться с дерзновением, но без дерзости». Дерзновение — это непоколебимая вера в силу Господа. А дерзость — это непочтение.

Для того чтобы избежать дерзости, стоит иметь готовность принять волю Господа даже тогда, когда противоречит желанию. Это еще именуется как «отсечение воли». Игнатий Брянчанинов говорил о том, что если человек не очистил себя отсечением воли, ему не удастся познать настоящего действия молитвы. Конечно же, этого невозможно достичь в одну секунду, но к этому необходимо стремиться.

При обращении не нужно искать каких-то особых чувств и вдохновения. Очень часто молитва может даваться трудно, вызывать тяжесть и скуку. Это не должно вызывать страх, и тем более не нужно бросать молиться.

Более того, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, единственное ощущение, которое может быть допустимым при обращении к Божественной Силе — чувство собственного несовершенства и ощущение благоговения перед Всевышним. Упорство и искренность никогда не останутся незамеченными. Молитва от чистого сердца обязательно принесет свои плоды.

Царю небесному утешителю молитва текст

Среди первых христианских молитв, которые мы запоминаем наизусть, — «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся. », и, конечно же молитва ко Святому Духу — «Царю небесный». Вспомним её ещё раз:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище Благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Это простая короткая молитва, мы не знаем ни её автора, ни времени написания. Исследователи считают, что молитва ко Святому Духу появилась в конце первого тысячелетия. Она является стихирой, то есть кратким песнопением праздника Пятидесятницы или Святой Троицы. Но «Царю Небесный» так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный» перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.

В переводе с церковно-славянского эта молитва звучит так:

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши».

Две трети этой молитвы составляют обращения к Святому Духу, и только в конце заключено прошение. Первое обращение к Святому Духу — Утешитель. Так Христос называл Его в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

В молитве говорится, что Святой Дух всё наполняет — это значит, что Он не только присутствует везде, но и вдыхает жизнь в мир, он — жизни Податель. Так и в Символе веры мы называем Святой Дух Животворящим, потому что он — единственный источник всего благого и доброго.

Мы просим Духа Святого, чтобы Он пришёл и вселился в нас. Это и личная просьба о том, чтобы вместить Святой Дух, и стремление к тому, чтобы Дух Божий помогал объединять всех христиан в Единое Тело Христово.

Но для того, чтобы стать обителью Святого Духа, необходимо преодолеть скверну, то есть страсти и грехи. Человек не может сам один сделать это, только в соработничестве со Святым Духом. Мы молимся о спасении, о том, чтобы Дух даровал нам Царство Небесное.

В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву «Царю Небесный» не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы «Царю Небесный» зазвучит с новой силой.

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Царю небесному утешителю молитва текст«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Царю небесному утешителю молитва текст

«Царю́ Не́бесный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Царю небесному утешителю молитва текст

Задумываясь о том, зачем нужны утренние молитвы, зачем вычитывают утреннее, вечернее молитвенное правило с длинными, часто непонятными, сложными, странными словами, вы делаете один из важнейших шагов к познанию Господа.

Для начинающих можно найти молитвослов на русском языке, где православные христиане найдут тексты молитв, смогут слушать их в режиме онлайн. Известный российский протоиерей Александр Лебедев утверждает, что православным христианам можно говорить с Богом своими словами, молиться коротко, но бывает иначе.

Все предписания церкви или молитвослов, имеют не навязанный извне, а довольно естественный характер. То же можно сказать об церковных утренних молитвах читать, смотреть, слушать которые можно в режиме онлайн. Верующий православный христианин утром и вечером говорит близким «Доброе утро», «Спокойной ночи». Небесные силы ничуть не хуже. Если верующие общаются с ближними, какие бы они не были, то почему не говорят с Богом?

Приветствие людям утром, а Господу молитва, тоже самое должно быть вечером. Подобные молитвы редко произносят своими словами, нужно заучивать каждое слово. Если внимательно смотреть, их текст в точности содержит молитвослов, поэтому найти слова можно будет без труда, в сети можно слушать даже церковное исполнение данных молитв. Как нетрудно догадаться, молитвы способны укрепить веру, сделать дух сильней, принести уверенность в грядущем и завтрашнем дне, сделать верующего намного счастливее.

Нужно определиться, какую именно православную церковную молитву выберете для утреннего чтения. Предлагаем вашему вниманию небольшой список в следующей части статьи.

Лучшие молитвы для утреннего чтения

Вставая утром из постели, прежде чем приняться за любое другое дело станьте благоговейно, представляя дух перед Всевидящим Богом. Перекреститесь, произнесите следующие слова молитвы, текст которой можно смотреть ниже.

Затем нужно немного подождать, пока чувства, эмоции не придут в тишину, мысли не оставят земное. Тогда нужно прочитать следующую часть слов, обращенных к Господу, не спеша, с сердечным вниманием.

Следующая часть молитвы — просительная. Если внимательно смотреть на её слова, обращение идет сразу к трем лицам вместе. Имеется в виду Бог Отец, очищающий грехи, Бог Сын, прощающий беззакония наши, Бог Дух Святой, посещающий и исцеляющий немощи наши.

Затем читается молитва «Господи помилуй», являющаяся древнейшей православной молитвой, которую должен знать каждый. Три раза её произносят потому, что хотят восславить святую троицу. Можно произнести 12 раз, прося благословления Бога на каждый час будь то день, ночь. Сорок раз —для полного освящения жизни.

Слова следующей молитвы являются универсальным средством, помогающим обращаться к небесным силам каждое утро. Если смотреть внимательно, обращение состоит из нескольких частей, православная церковь называет её утренней. Состоит из благодарственной молитвы Царю Небесному, Святой троице, Поклона Цареви Богу.

Любой православный христианин знает Трисвятую молитву, слова которой также можно произносить утром. Правило гласит, что нужно читать слова молитвы три раза.

Толкование утренних молитв может полноценно осуществить лишь православный священник, поэтому если у вас возникли вопросы, то запишите, какие моменты вам остались непонятны, и задайте их ему.

Соблюдайте правила чтения молитв

Молитвенное правило запрещается опускать, даже если вы по неопытности будете совершать ошибки при их чтении — они смогут возыметь должный эффект. Считается, что молитвенное правило, прочитанное без должного внимания, слова молитв, проникают в душу и оказывают очищающее воздействие.

Основные молитвы обязательно нужно выучить наизусть, а не каждый раз смотреть с бумаги. Даже при плохой памяти рано или поздно вы сможете добиться прогресса в этом вопросе. Для того, чтобы они навсегда остались в вашем сердце, просто повторяйте их при любых жизненных обстоятельствах.

Православный христианин может изучать переводы молитвенных текстов каждый день, особенно интересно переводить с церковнославянского языка. Это позволит вам проникнуться пониманием слов молитв, чтобы каждое слово произносилось максимально осмысленно. Читающий молитвы человек обязательно должен изгнать из сердца горечь, раздражение, обиды. Молитва должна стать внутренним стержнем, поддерживающим ваше тело и дух — без усилий, направленных на борьбу с грехом, служению ближним, это будет нереально.

Советуется уединиться, чтобы никто посторонний не мешал вам, можно зажечь лампаду или свечу, стать напротив икон. Если хотите, такие молитвы можно проводить всей семьей вместе или каждому её члену по отдельности. Перед началом молитвословия рекомендуется осенить себя крестным знамением, несколько раз поклониться, настроить тело и разум на внутреннюю беседу с Господом Богом.

Едем по грязным, оплеванным улицам, в память о Ленине улицы те.
И невдомёк нам, что реки кровавые вместо тех улиц текут по стране
Пятый прошёл, и семнадцатый будет, Век пролетел, изменились ли мы?
Если по-прежнему Бог нам не нужен. То будем тогда – грязной расы рабы!

Сколько имён палачей мы прославили, Разве ещё не смердит мавзолей?
Идола в камне на площадь поставили. Предали молча убитых людей
С памятью что-то народною стало Убийца невинных давно позабыт
И потому пропадаем помалу, Что совесть не мучит, и тело горит!

Припев-царю.
Источник teksty-pesenok.ru

Пятый прошёл и семнадцатый будет Век пролетел изменились ли мы Если по-прежнему Бог нам не нужен. Если по-прежнему Бог нам не нужен.

Припев: (Молитва Святому Духу)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй,
Сокровище благих и жизни Подателю, прийди и вселися
в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector