Божья матерь в полный рост

История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.

Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по- другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую. » слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.

Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.

Празднование иконе совершается 11/ 24 июня.

Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления».

На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности (сошествии с небес) самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону — в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя».

Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на руках Предвечного Младенца. Над Ней в облаках изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть».

Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах — панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия, в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая Христа — Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии — нагрудные изображения Божией Матери — стали носить епископы.

В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы.

В 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона — список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.

Икона Божией Матери, именуемая "Благодатное Небо", находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Известно, что этот образ находился ранее в Смоленске и перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389 — 1425). На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее — Богомладенец. Некоторые этот образ Богоматери называют "Что Тя наречем".

Кроме 6 марта празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых.

Иконы с образом Богоматери и Богородичными праздниками составляют значительную часть экспозиции иконописи в Новосибирском государственном художественном музее. В нашей статье пойдет речь о нескольких поздних и необычных, по мнению автора, произведениях конца XVIII — начала XX столетия, принадлежащих к их числу.

Особый интерес иконописцев к образу Богородицы можно объяснить тем, что с первых десятилетий христианства на Руси Дева Мария воспринималась как заступница и утешительница во всех бедах и невзгодах. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», — говорится в Акафисте Покрову, церковному празднику, в котором выразилась идея покровительства Богоматери русскому народу.

К Деве Марии обращались, ища помощи, в самые сложные моменты истории нашего государства. А в мирное время молились ей о житейских нуждах и простые крестьянки, и барыни в расписных теремах. Иконы Богоматери от самых незатейливых, писаных народными мастерами, до изысканных, в драгоценных окладах, были в каждом православном храме и каждом доме — от южнорусских земель до холодной Сибири.

Особым почитанием Богородицы объясняются и сотни изводов, то есть вариантов Ее изображения. На потемневшей от времени иконе XIX века «Спас Вседержитель с клеймами-изводами Богоматери» представлено сорок клейм с образами Богоматери с Младенцем. Такие многочастные иконы были распространены в XVIII — XIX веках, а число клейм могло доходить до нескольких сотен. В среднике, на оливковом фоне, изображен Спас, благословляющий молящихся. По сторонам от фигуры Христа неизвестный иконописец представил почитаемые верующими чудотворные образы Богородицы. Здесь можно увидеть и наиболее древние изводы, такие как Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, чье создание отцы церкви приписывают кисти апостола и евангелиста Луки, и более поздние, сложившиеся в XVII — XVIII столетиях на основе религиозных текстов и традиций светской живописи Западной Европы, например, Неопалимая Купина, Умягчение злых сердец, Всех скорбящих Радость.

Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Феодоровская, Богоматерь Казанская с предстоящими святыми Тихоном Амафунтским и мученицей Параскевой Пятницей. Конец XVIII века

Образы Богоматери Тихвинской, Феодоровской и Казанской встречаются и на более ранней иконе конца XVIII — начала XIX века. Эта икона очень красива, она отличается обильным золочением фона, одежд Богоматери и Младенца. В ее верхней части помещены три чудотворных образа Богородицы, которые относятся к двум основным типам изображения Девы Марии: Одигитрия (Тихвинская и Казанская — сокращенный вариант) и Елеуса или Умиление (Феодоровская). Их лики, полные тихой печали и скорби, написаны темно-коричневым тоном, что отсылает нас к византийским образам и первым древнерусским иконам. Чувствуется здесь и дыхание Нового времени — в изящных медальонах стиля барокко, в более объемной и детальной проработке фигур.

В нижней части иконы изображены обращенные к Богоматери с молитвою святой Тихон Амафунтский и мученица Параскева Пятница — это святые, тезоименные заказчикам, то есть Тихону и Параскеве. Интересна эта икона тем, что писалась она не для храма, а для дома, для защиты определенной семьи. Так, иконы Тихвинской и Казанской Богоматери прославились чудесами исцеления больных детей, а Феодоровская служила покровительницей домашнего очага.

Справа Тихвинская Божья Матерь чуть склонила главу к Сыну. Одной рукой Она указывает на Младенца, благословляющего молящихся. Мария в длинной тунике и мафории. Он украшен золотой каймой и тремя звездами — на плечах и над челом, что символизирует девство Богородицы. По одной из версий, история Тихвинского образа начинается со времени земной жизни Богоматери. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, а в V веке перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В XIV веке икона появилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина, в память о явлении и получила свое название [3, с. 58].

Особое место среди чтимых Богородичных икон занимает Феодоровская. В этом изводе Богоматерь так же, как и Тихвинская, держит Младенца Христа на руках. Однако здесь есть своя особенность. Младенец прижимается щекой к Ее щеке, и обнимает Ее ручкой за шею. Между Марией и Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Такой тип икон Богоматери получил название Умиление. Долгое время Феодоровская икона являлась родовым образом Рюриковичей, а в 1613 году Марфа Романова благословила ею своего сына Михаила Феодоровича на царство. Образ стал фамильной святыней дома Романовых [3, с. 52].

По центру иконописец изобразил Казанскую Божью Матерь. Она представляет собой сокращенный вариант Одигитрии. Богородица представлена погрудно. Для мафория мастер выбрал не традиционный темно-вишневый, а белый — цвет чистоты и непорочности. Фигура стоящего Младенца ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом. Свое название Казанская икона получила в честь ее обретения в Казани в 1579 году.

Богоматерь Всех скорбящих Радость. XVIII – начало XIX века

Украшением постоянной экспозиции музея служит небольшая икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Такое необычное название заимствовано из первой строки тропаря «Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове. ». Ее иконография в России складывается в XVII веке под влиянием светской живописи Западной Европы — изображений благословляющей Мадонны с Младенцем Христом на руках.

В Новое время икона была одной из самых почитаемых русских святынь. В 1688 году, благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке, излечилась от тяжелой болезни Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима. Весть о чуде распространилась далеко за пределы Москвы, и к иконе стали обращаться за помощью люди с различными хворями и недугами. А иконописцы создали тысячи списков с того самого образа. Таковым является и произведение из нашего собрания.

В центре композиции изображена Богоматерь в полный рост, Она возвышается над другими персонажами. Богородица распростерла руки, как бы защищая и покровительствуя тем, кто испытывает нужду. Такой жест напоминает иконографию Девы Марии на иконах Покрова. В правой руке Она держит скипетр, левой передает хлеб «алчущим питание». По обе стороны Богородица окружена людьми, обуреваемыми недугами и скорбями. Ангелы совершают благодеяния и утешают страждущих от Ее имени. А они, в свою очередь, обращаются к Деве Марии с молитвами, тексты которых также представлены на иконе. Всех с облака благословляет Иисус Христос.

Особую красоту и декоративность иконе придают фантастические цветы с огромными бутонами, заполняющие фон. Они служат напоминанием о рае, а их цветовая гамма — от насыщенного до нежного розового — перекликается с мафорием Марии и плащами ангелов. Эту икону отличает особая возвышенная интонация и ясно выраженное в ней предчувствие будущего чуда.

Сузунская народная икона Знамение относится к одному из древнейших типов изображения Богоматери — Оранта, что с латыни переводится как «молящаяся». Такой тип известен еще по росписям римских катакомб, когда ранние христиане изображали себя с поднятыми в молитвенном жесте руками, прося у Бога заступничества [2, с. 50]. На Русь изображение Оранты пришло из Византии, где Ее писали как в полный рост, так и по пояс. Поясной вариант получил особое название – Знамение, переводимое как «чудо».

Божья матерь в полный рост

В нашем храме находятся четыре иконы со Святой Горы Афон. Это иконы Божией Матери «Пантанасса», « Иверская» и «Геронтисса», а также и икона святого Пантелеимона Целителя.

Божия Матерь «Геронтисса» — чудотворная икона монастыря Пантократор, является единственной иконой на Афоне, на которой Божия Матерь изображена в полный рост. Название иконы связано с сотворенным Ею чудом. Согласно преданию, от иконы послышался голос, приказавший служившему службу монаху поскорее её завершить, дабы умирающий игумен (по греч. «геронта» или «старец») монастыря успел причаститься.

Во время пиратского нашествия на монастырь икона была насильственно изъята и брошена пиратами в колодец. Там она чудесным образом сохранилась на протяжении многих лет, пока один из пиратов, прежде чем умереть, не покаялся и указал на место ее нахождения. «Старица» неоднократно помогала монастырю в сложные моменты его истории. Когда в монастыре не было елея, и монахи пребывали в крайней нужде, в кувшине появлялось масло, и им наполняли пустые сосуды. В память об этом чуде на окладе иконы изображается кувшин с изливающимся из него елеем..

Божия Матерь через свою икону «Геронтисса» совершает огромное число чудес, содействуя верующим, прибегающим к Её помощи. Исцеляет тяжелые недуги, в том числе онкологические заболевания, а также помогает женщинам, страдающим от бесплодия, обрести потомство. «Старица» помогает тем, кто занимается умственным трудом, приносит просветление ума учащимся и является покровительницей пожилых людей.

Уменьшенная копия чудотворной иконы «Геронтисса» привезена с Афона и подарена нашему храму одним из ктиторов (основателей) храма и находится на западной (противоположной Алтарю) стене верхнего придела.

Икона – это очень важная часть христианства, в переводе с греческого это слово обозначает «образ». Обычно на иконах изображаются Спаситель, Божья Матерь, святые или действия, которые происходили в древние времена и описаны в Священном Писании.

К женскому образу в иконописи, а именно к Божией Матери, особое, благоговейное отношение. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение и предназначение.

«Казанская» икона Божией Матери. Ее нашли 8 июля 1579 года на пепелище сгоревшего дома в Казани. Эта икона считается исцеляющей.

«Иверская» икона Божией Матери. Впервые о ней стало известно приблизительно в IX веке, когда произошло чудо, и из нее полилась кровь. После этого она была найдена на Афоне через 200 лет. Молитва перед этой иконой помогает во время тяжелых обстоятельств, для исцеления или увеличения плодородия почвы.

«Тихвинская» икона Божией Матери. Считается, что ее написал евангелист Лука. Сейчас хранится в России. Эта икона очень почитаема среди матерей. Она помогает в молитве о детях, об их исцелении. Также молятся ей женщины, которые хотят стать матерями.

«Владимирская» икона Божией Матери. Одна из самых древних, датируется приблизительно XI веком. На сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Обращаются с молитвой к этой иконе во время войн, для укрепления веры. Также она помогает во время болезней (как душевных, так и телесных). Считается, что эта икона является хранительницей дома и защитницей в житейских делах.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» дарует нуждающимся людям необходимые блага, приносит утешение в скорби, в трудноразрешимых жизненных ситуациях, излечивает физические и телесные болезни, она оберегает торговцев в поездках, помогает в трудностях на работе и в семейной жизни.

Поскольку, наш храм в д. Нащеково возводится в честь иконы Светлого Образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), то здесь мы чуть подробнее расскажем об этой иконе, а также о другой иконе, без грошиков.

В литературных источниках встречается утверждение, что первой иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Специалисты также отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радость» до настоящего времени не получила единой законченной композиционной схемы, поэтому образы Богородицы существует во множестве вариантов: в различных облачениях, с Богомладенцем на руках или без Него, с жезлом в руке или с хлебом; но непременно, Она изображается в полный рост в окружении страждущих (нагих и больных).

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений.

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века).

Икона Божьей Матери «Геронтисса» (Старица, Настоятельница) – чудотворная икона. Ее оригинал находится в Греции, в Афонском монастыре Пантократор. Считается, что эта икона способствует исцелению от многих болезней, а так же помогает женщинам при родах. Не редко молящиеся перед Иконой Божьей Матери «Геронтисса» просят Пречистую Деву Марию о благополучии в работе и учебе.

Икона Геронтисса также считается покровительницей пожилых людей — этому образу молятся о преодолении материальных трудностей, об исцелении от бесплодия, от внезапной смерти, о предотвращении пожаров.

День празднования иконы Геронтисса: 17 апреля.

Икона Геронтисса уникальна тем, что на ней Божья Матерь представлена в полный рост. Она одна, без Сына. Полный рост Матери подчеркивает Ее величие, решительность и силу. Будучи старицей, Богородица в молитве просит Сына помочь людям. Раскрытые руки свидетельствуют о непрестанной молитве за всех нуждающихся и готовность принять любую просьбу.

У ног Богоматери стоит кувшин, наполненный елеем. Живительная жидкость перетекает через край, что символизирует постоянную полноту милости Господней. Сколько бы человек ни просил, Бог всегда даст намного больше, даже через край. Только просить надо с верой, в чистоте и простоте, в смирении и терпении, простив обидчиков. Икона Божьей Матери Геронтисса, значение которой трудно переоценить, не один раз спасала от погибели, исцеляла от болезней и даже рака, возвращала радость материнства, продляла жизни и помогала спокойно отойти в мир Божий.

Божья матерь в полный ростВ православной иконописной традиции существует целый ряд типов изображений Пресвятой Богородицы, а именно:

  • Оранта – по-гречески – молящаяся. Представляет собой образ Богородицы с воздетыми вверх руками и ладонями, обращенными наружу (этот жест символизирует заступническую молитву). Очень часто такое изображение Божьей Матери помещают в верхних частях алтарей;
  • Одигитрия – по-гречески – путеводительница. На ней Богородица указывает одной рукой на Младенца Христа, восседающего на Ее другой руке. Символизм этой иконы заключается в том, что единственно правильным путем для человека является его путь к Богу. Наиболее известными вариантами икон такого типа являются Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская, Троеручица и другие;
  • Елеуса – по-гречески – умиление. На этой иконе можно видеть Младенца Христа, припавшего своей щекой к щеке Богородицы. Этот образ хорошо отражает любовь Матери и Сына, а также любовь и стремление земного (человеческого) к Божьему;
  • Панахранта – по-гречески – Всенепорочная. На иконах этого типа Богородица изображается сидящей на престоле и удерживающей на руках своего Сыны. Основной символизм этой иконы заключается в царственности Пресвятой Богородицы – достойнейшей среди всех людей за все времена;
  • Агиосоритисса – получила свое имя от одноименной часовни в Константинополе. На таких иконах Божья Матерь изображается стоящей в полный рост, без Младенца на руках, и обращающейся ко Христу (который, как правило, изображается на Небесах, в верхнем углу иконы).

Иконы Богородицы

Божья матерь в полный ростСогласно сведениям, приведенным в Месяцеслове Русской Православной Церкви, на настоящий момент существует 295 различных икон Пресвятой Богородицы. Ниже мы приведем наиболее известные из них, а также расскажем о том, в каких ситуациях перед ними принято наиболее усердно молиться.

Казанская икона Божьей Матери

Была обретена в Казани на месте пожарища в 1579 году (во времена активных гонений на христиан в тех местах). Перед ней молятся во время войн, вторжений иноземных захватчиков и при глазных заболеваниях. Кроме этого, очень часто перед Казанской иконой Божьей Матери молятся участвующие в Таинстве Венчания пары.

Одна из самых старинных икон Богородицы. Существует мнение, что она в числе других образов могла быть написана в 1 веке Евангелистом Лукой. Длительное время эта икона находилась в Городце, после чего была чудесным образом перемещена в город Кострому – ее жители видели шествующего Феодора Стратилата с этой иконой в руках (откуда и появилось ее название – Феодоровская).

Была явлена в день отречения Николая II в селе Коломенское. Представляет собой образ Пресвятой Богородицы с Младенцем-Христом на руках и символами царской власти – державой и скипетром. Символизирует собой переход царской власти над Россией от Императора к Царице Небесной.

Наиболее почитаема как образ, перед которым молятся Богородице во времена нападения иноплеменных захватчиков. Написана в 1 веке Апостолом от 70-ти и Евангелистом Лукой (по преданию, доской для иконы послужила столешница обеденного стола Святого Семейства). При советской власти икона Владимирской Пресвятой Богородицы была выставлена в Третьяковской галерее.

Этот образ Божией Матери находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и прославился многими чудесами. Молиться перед этой иконой принято о благополучном разрешении родов.

Всех скорбящих радость

Икона, перед которой было явлено множество чудес, включая чудесное излечение родственницы патриарха Евфимии, страдающей от неизлечимого недуга. Перед этой иконой молятся в различных скорбях, обидах и невзгодах.

Образ Богородицы, перед которым молятся об оказании особо срочной помощи и об исцелении от тяжелых болезней.

Была чудесно явлена близ города Тихвина, откуда и получила свое название. Согласно одной из версий, также была написана Евангелистом Лукой. Перед ней молятся во время войн и бедствий, а также особо просят о защите северных рубежей Российского государства.

Эта икона свидетельствует о чуде, произошедшем со святым Иоанном Дамаскиным, когда отсеченная по повелению правителей рука преподобного чудесным образом приросла обратно. Перед иконой Троеручицей принято молиться об исцелении различных болезней и особо (учитывая то, как эта икона появилась) – об избавлении от заболеваний конечностей.

Икона рассказывает о чудесном обращении грешника и его раскаянии, символизирует милость Богородицы даже к нераскаявшимся людям. Перед этой иконой принято молиться о прощении грехов, в особенности тяжелых или забытых.

Почему существует такое количество икон Богородицы?

Столь большое количество икон Богородицы вызвано огромным количеством чудес, от них являемых. Так, с чудотворных икон мастера-иконописцы старались сделать списки и перенести их в свой город или монастырь. В дальнейшем с этих списков также делались списки, причем иконописцы порой вносили определенные изменения – добавляли на икону знакомые им места или делали написанную на ней природу более близкой к их родной. Все это, в конечном итоге, и привело к такому большому разнообразию чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

«Молящемуся открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек».

10 декабря – праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Какой смысл несет в себе эта икона, как развивалась иконография у русских мастеров прошлого и современных иконописцев?

Образ Божьей Матери в русском церковном искусстве занимает особое место – об этом говорят все, кто прикасается к данной теме. Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. К Ней верующие обращаются за помощью и за заступничеством.

Понятно, что восприятие места Божьей Матери в мироустройстве больше национального. Она – Заступница за весь человеческий род. Эту мысль подтверждает и традиционное одеяние Богородицы на иконах – часто это именно красный мафорий и голубая туника, что в том числе символизирует сочетание земного и небесного. В Своей земной сущности Богородица приняла Бога и тем самым сделала земных людей ближе к Нему. Потому и обращаются верующие с молитвами к Богородице, как к Матери, радеющей за все человечество, Которая может понять людские тяготы и невзгоды.

Ссылка на основную публикацию