Правила чтения азана и икамата
При наступлении времени пятикратного или пятничного намаза сунной является чтение азана, а при совершении обязательных (фарз) ракагатов – чтение икамата.
Азан и икамат, прозвучавшие в одной мечети, достаточны для всех прихожан махалли. При совершении намаза в мечети, азан и икамат в домах прихожан читать не нужно.
Четыре раза «Аллаху акбар». Перевод: «Аллах превыше всего».
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ
Ашхаду ал-ляя иляха иллял-Лаах
Перевод: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха».
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюл-Лаах
Перевод: «Свидетельствую, что Мухаммад – Его посланник».
حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ
Перевод: «Спешите на намаз!»
حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ
Перевод: «Спешите к спасению».
Перевод: «Аллах велик».
لَا إِلَهَ إِلَّا اَللهُ
Ляя иляха иллял-лаах
Перевод: «Нет божества, кроме Аллаха».
В азане утреннего намаза после «хайя галяль фалях» два раза произносится:
اَلصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
Перевод: «Молитва лучше сна».
Икамат произносится так же, как и азан, только после слов «хайя галяль фалях» два раза произносится:
قَدْ قَامَتِ الصَّلَاةِ
Перевод: «Молитва началась».
По сравнению с азаном, икамат читается быстрее. Когда читающий икамат произносит: «хайя галяс-салях», собирающиеся совершить намаз должны встать со своих мест, проговаривая ният, а когда произносит: «кадъ каматис-салях», произнести такбир и начать намаз — это является мустахабом.
Почему муэдзин при чтении азана поднимает руки к ушам?
- В мире
- Ближний восток
- Центральная Азия и Иран
- Запад
- Арабский мир и Африка
- Турция
- Остальной мир
- В России
- Татарстан
- Экономика
- Политика
- Общество
- Образование
- Культура
- Наука и технологии
- Разное
- Радио Azan
- Игры
- Фетвы
- Блоги
- Камиль хазрат Самигуллин
- ГСВ «Россия — Исламский мир»
- Ася Гагиева
- Айдар Хайрутдинов
- Исмаил Наширбанов
- Женщина в Исламе
- Взаимоотношения
- Дети
- Красота и здоровье
- Молитвы
- Книги Online
- Пресс-релизы
- Вероучение
- Поклонение
- Вероубеждение
- Нравственность
- Начинающим
- Вопрос-Ответ
- Видео дня
- Фото дня
- История
- Личности
- Татарский мир
- Мировая история
- Кто есть кто
- Спорт
- Новости
- Другие новости
- Новости Татарстана
- О нас
- Контакты
- Мобильная версия
- Cookies
- Политика конфиденциальности
- Рекламодателям
- Вакансии
Сетевое издание: Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”.
Учредитель: Хамидуллин Ришат Ахтямович
Главный редактор: Биктимирова Г. И.
Телефон редакции: (843) 598-09-39
Электронная почта редакции: [email protected]
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Эл № ФС77-55671 от 09.10.2013 г.
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ЧУ «Издательский дом «Хузур-Спокойствие»
«Азан» в языковом значении — это объявление, извещение, а в шариатском значении — объявление о том, что настало время намаза.
Азан имеет установленную форму, то есть представляет собой набор конкретных фраз, которые являются его рукнами.
Хукм азана и икамата перед обязательными намаза, включая пятничный намаз, — сунна муаккада. Однако азан не является сунной перед намазами витр, Ид, истиска, потому что эти намазы — ваджиб, но не фард.
Возвещение азана является сунной муаккада даже для того, кто молится в одиночестве, потому что за таким человеком намаз совершают ангелы. И нет разницы, совершает человек намаз в свое время (‘ада) или восполняет пропущенный ранее намаз (када).
Для женщины произнесение азана и икамата является макрухом тахрим (близким к хараму действием).
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
Не является сунной совершать «тарджиа», то есть произносить слова шахады в азане сначала тихо, так что слышат только люди рядом с муэдзином, а затем громко, чтобы слышали люди далеко от муэдзина.
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
قد كامت الصلة х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
В азане на намаз фаджр есть дополнительная фраза: «الصلة خير من النوم» (молитва лучше сна).
Азан произносится медленно с паузами между предложениями, кроме такбиров — такбиры произносятся слитно.
Икамат произносится быстро.
Условием действительности азана является произнесение его на арабском языке.
Желательные качества для муэдзина:
— Знание суннатов азана.
— Знание времени намазов.
— Пребывание в состоянии малого омовения.
— Является сунной повернуться в сторону Киблы при произнесении азана[2]. Если человек произносит азан верхом на лошади, ему прощается оставление этой сунны. Азан на лошади дозволено произносить путнику, однако для оседлого мусульманина азан верхом — макрух.
— Желательно положить указательные пальцы на уши при произнесения азана[3].
— Во время слов «хайя аляс-солях» следует повернуть голову вправо, во время «хайя аляль-фалях» — влево.
Если муэдзину необходимо передвигаться по минарету, чтобы азан услышали, ему не нужно поворачивать голову вправо и влево — следует передвигаться, находясь лицом к Кибле.
— Следует делать паузу между азаном и икаматом, чтобы молящиеся успели собраться, однако необходимо следить, чтобы не наступило время, совершать намаз в которое — макрух.
Намаз магриб нельзя откладывать — его нужно совершать после небольшой паузы после азана. Пауза составляет отрезок времени, которого достаточно, чтобы прочитать три коротких или один длинный аят либо сделать 3-4 шага. Затем произносится икамат.
— Желательно, чтобы после намаза произносился дополнительный призыв к молитве, например, слова: «О молящиеся, идите на молитву». Данное действие имам Ибн Абидин назвал «бида хасана», оно связано с тем, что люди стали ленивы в отношении молитвы.
Нежелательные действия при азане
Распевать азан, искажая его (например, неправильно произносить огласовки, пропускать или добавлять буквы).
Возвещать азан (и икамат) в состоянии малого или большого осквернения. При этом возвещать азан без гусля — макрух тахрим.
Азан маленького ребенка (еще не обладающего качеством тамйиз), а также азан сумасшедшего, идиота или пьяного человека, не является действительным.
Азан женщины — макрух, потому что при тихом произнесении азана женщиной цель азана не достигается[4], а при громком произнесении женщина впадет в грех, так как ее голос являет собой фитну[5].
Азан фасика[6] — макрух, потому что его свидетельство не принимается в суде, ему нет доверия.
Макрух произносить азан в положении сидя, однако, если человек произносит азан для самого себя, дозволено сделать это сидя. Произнесение икамата в положении сидя является макрухом в любом случае.
Макрух прерывать азан или икамат для произнесения чего-либо постороннего, даже если это ответ на приветствие. Если человек говорил во время произнесения азана, желательно переделать такой азан. Если кто-то поприветствовал муэдзина в то время, когда он произносил азан, муэдзин не отвечает ни во время, ни после произнесения азана. То же относится к чтецу Корана, человеку, который читает проповедь, преподает шариатские науки, а также к тому, что справляет нужду, и тому, чей аурат открыт, — эти люди не отвечают на салям. Приветствовать человека, который справляет нужду, или того, чей аурат открыт, — харам.
Макрух танзих совершать икамат тому, кто пропустил джума и совершает намаз зухр.
Для пропущенных намазов желательно совершать и азан, и икамат. Если пропущенных намазов несколько, следует, как минимум, произнести азан и икамат перед первым намазом, однако лучше всего перед каждым восполняемым намазом произносить и азан, и икамат. Если человек подряд восполняет несколько намазов, для него макрух оставлять произнесение икамата перед каждым намазом, но если он не будет произносить перед каждым намазом (кроме первого) азан — это дозволено (без макруха).
Тот, кто услышал азан[7], оставляет чтение Корана, чтобы ответить на азан. В ханафитском мазхабе есть два мнения о хукме ответа на азан — ваджиб и мустахабб. Имам Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что отвечать на азан — мустахабб. Отвечая на азан, человек повторяет слова муэдзина, но, когда муэдзин произносит: «Хайя аляс-солях», — и: «Хайя аляль-фалях», — нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях». Во время азана на намаз фаджр на слова муэдзина: «Ас-соляту хайру минан-наум», — следует ответить: «Саддакта ва барирт», — или: «МашаАллах».
После азана произносится салават и дуа, которое передает от Посланника Аллаха Джабир :
اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته
[1] Oтстранение от больших грехов и отсутствия усердия в малых грехах.
[2] Поворачиваться в другую сторону является макрухом танзих.
[3] Дозволено положить всю ладонь.
[4] Цель азана — призвать много людей на молитву, а это невозможно сделать тихим голосом.
[5] Хотя и не является ауратом, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе.
[6] Человека, который совершает большие грехи.
[7] При этом ставится условием, что азан произносится правильно.
АЗАН и ИКАМАТ
Азан – означает всеобщее возвещение, призыв. Для пятикратной ежедневной молитвы, для возмещения пропущенных молитв, перед имамом на пятничной молитве (Джума намаз), чтение азана для мужчин является суннат-и муаккада. Для женщин чтение азана и икамата является нежелательным. Азан читается для того, чтобы сообщить другим о наступлении времени молитвы, забравшись на высокое место. При чтении азана, прикладывание по одному пальцу каждой руки к ушным отверстиям, является мустахабом. Чтение икамата важнее чтения азана. И азан, и икамат читаются стоя напротив Киблы. Вовремя их чтения не разговаривают и не отвечают на приветствия.
В каких случаях читаются Азан и Икамат?
1 – На открытых местностях – полях, садах, при восполнении пропущенных (каза) молитв в одиночку или в составе джамаата, чтение азана и икамата громко вслух, является сунной. Услышавшие азан люди, джины, камни в Судный День будут выступать свидетелями. Тот, кто восстанавливает подряд несколько пропущенных намазов, сначала читает азан и икамат, для всех последующих каза намазов, читает только икамат. Если и далее собирается восполнять пропущенные намазы, то азан можно не читать.
2 – Совершающий намаз дома в одиночку или совместно с джамаатом, азан и икамат не читает. Потому что прочитанные в мечети азан и икамат, считаются прочитанными и дома. Но будет лучше, если прочитать.
В окрестной мечети и в любой другой мечети, джамаат которой известен, человек, совершающий молитву в одиночку после того, как джамаат уже совершил намаз, азан и икамат не читает.
В придорожных мечетях, в мечетях где нет имама и муэдзина либо в мечетях, где члены джамаата не знакомы друг с другом, люди, приходящие в разное время, для совершения одной определенной молитвы, каждый раз образуют разные джамааты. Для каждого джамаата читается азан и икамат. Человек, в одиночку совершающий молитву в подобных мечетях, читает азан и икамат так, чтобы голос был слышен ему самому.
3 – Путники читают азан и икамат как во время совершения молитвы в одиночку, так и во время совершения со своим джамаатом. Если рядом с совершающим намаз в одиночку, присутствуют друзья, то азан можно не читать.
Путник, совершающий намаз один в доме, читает азан и икамат, поскольку прочитанные в мечети азан и икамат, не распространяются на его молитву. Если кто-либо из путников прочитает в доме азан, то остальные путники не читают.
Допустимо чтение азана разумным ребенком, слепым, незаконнорожденным, невеждой (джахиль), умеющим читать азан. Читать азан и икамат человеку в состоянии джунуб, читать азан без омовения, женщине, человеку, открыто совершающему грехи, пьяному, неразумному ребенку, а также читать азан сидя – тахриман макрух. После них необходимо прочитать азан заново. Для того, чтобы азан был действительным, муэдзин должен быть мусульманином и обладать разумом. Азан, прочитанный через громкоговоритель является недействительным.
Азан, прочитанный фасиком[1] не действителен, потому как в поклонениях его слова не принимаются. Нельзя верить в наступление времени молитвы, если азан для нее был прочитан фасиком или через громкоговоритель. По прочитанному ими азану или знаку, пост не прерывается.
Удостоится больших благостей тот, кто читает азан с почтением и уважением, не изменяя букв и слов, без музыкального мотива, с минарета, следуя сунне.
Однако нельзя повторять азан, не соответствующий сунне, например, если некоторые слова азана искажены, переведены и если в некоторых местах он читается мелодично, либо если он исходит из громкоговорителя или усилителя. (Так как, слышимый через громкоговоритель звук, не имеет никакого отношения к голосу муэдзина или имама. Их голоса превращаются в электромагнитные волны. Громкоговоритель преобразует электрические сигналы в акустические, которые и воспринимаются нами как звук.)
ПОЯСНЕНИЕ (Возможен ли призыв к молитве (азан) с помощью громкоговорителя?)
Громкоговорители, установленные на минаретах, стали причиной лени муэдзинов, читающих азан в темных комнатах и не по сунне. Веками устремленные к небу стройные минареты, являющиеся духовными украшениями нашей религии, в наши дни превратились в опоры для громкоговорителей. Исламские ученые всегда хорошо относились к развитию науки и техники, например, поощрали открытие типографий, печатавших полезные книги и способствовавших распространению знаний. Несомненно, Ислам одобряет изобретение радиоприемников и громкоговорителей, вещающих повсюду, и приносящих пользу в распространении полезной информации. Однако лишать мусульман прекрасного голоса муэдзина и совершать поклонения под скрипучие звуки громкоговорителей, вредно. Установка громкоговорителей в мечетях является ненужной, напрасной растратой (исрафом). Вместо того, чтобы наполненные верой сердца слышали прекрасные голоса праведных мусульман, читающих слова восхваления Всевышнему, слышны звуки, которые можно сравнить со звуком колоколов в церквях. Во времена, когда не было мегафонов, разносящиеся голоса живых людей из минаретов, никого не оставляли равнодушными — ни мусульман, ни представителей других конфессий. Услышав азан, читавшийся на каждой улице, джамаат заполнял мечети и совершал молитвы так же смиренно, как это делалось во времена сподвижников пророка. Божественное воздействие азана, наполняющее сердца муминов трепетом и волнением, утрачивается с металлическими звуками громкоговорителей.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном хадис-и шарифов сказал: «Каждый, кто услышав азан, начнет негромко повторять за муэдзином, за каждую букву будет дано вознаграждение в тысачу савабов и простятся тысяча грехов.»
Каждому, кто услышит азан, даже занятому чтением Корана, является сунной тихо повторять слова азана. При слове «Хаййаля. » нужно произнести, «ля хауля валя куввата илля биллях». После азана произносятся салаваты. После, читается дуа (мольба) азана. При втором произнесении «Ашхаду анна Мухаммедун Расулюллах», поцеловав ногти больших пальцев рук, провести ими по векам является мустахабом (рекомендуемым действием). При икамате так не делается.
ЧТЕНИЕ АЗАНА
Аллаху Акбар . 4 раза
Ашхаду ан ля иляха илляллах . 2 раза
Ашхаду анна Мухаммедун Расулюллах . 2 раза
Хаййа аляс-салях . 2 раза
Хаййа аляль-фалях . 2 раза
Аллаху Акбар . 2 раза
Ля иляха иллялах . 1 раз
Когда читается азан утренней молитвы, после «Хаййа аляль-фалях» два раза произносится «Ас-саляту хайрун мина’н-наум».
А в икамате, после «Хаййа аляль фалях», два раза произносится «Кад кама тис-саляту».
МОЛИТВА АЗАНА
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время азана читайте эту молитву:
»Уа ана ашхаду ан ля иляха илляллаху уахдаху ля шарикалях уа ашхаду Мухаммедун абдуху уа расулух уа радиту билляхи раббан уа биль-ислами динан уа би Мухаммедин саллаллаху алейхи уа саллама расулян набййа»».
Еще в одном хадисе сказано: «О, моя умма! После окончания азана читайте эту молитву:
»Аллахумма рабби хазахид-дауатит-тамати уас-салятиль-каимати ати Мухаммеданиль-уасиляти уаль-фадилята уад-дараджатар-рафията уаб’асху макаман махмуданиль-лязи уа’адтаху иннака ля тухлифуль-миад»».
Азан:
أللهُ اكبر, اللهُ اكبر,
اللهُ اكبر, اللهُ اكبر,
اَشْهَدُ اَنْ لآ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ , اَشْهَدُ اَنْ لآ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ,
اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الَّلهِ , اَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الَّلهِ ,
حَيَّ عَلَى الصَّلوةِ , حَيَّ عَلَى الصَّلوةِ,
حَيَّ عَلَى الْفَلاح , حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ,
اللهُ اكبر, اللهُ اكبر
لآ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ.
Аллаху акбар, Аллаху акбар,
Аллаху акбар, Аллаху акбар
Ашхаду алла илаха илла ллах.
Ашхаду алла илаха илла ллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах.
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулуллах.
Хаййа ‘ала ссалят (х)!
Хаййа ‘ала ссалят (х)!
Хаййа ‘алал фалах!
Хаййа ‘алал фалах!
Аллаху акбар, Аллаху акбар.
Ла илаха илла ллах!
Значение:
(Аллах велик, Аллах велик)
(Аллах велик, Аллах велик).
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха)
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха)
(Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха)
(Свидетельствую, что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха)
Аза́н (араб. أَذَان) — в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин (тюрк.-азанчи).
Сборник азанов разных стран
Содержание
- Краткая информация об азане
- История азана
- Азан и намаз
Краткая информация об азане
Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.
Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.
История азана
До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.
Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.
В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.
Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб — Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.
Азан и намаз
Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).
Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)
Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)
Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)
Интересно об исламе и современном мусульманском сообществе
АЗАН: ПРИЗЫВ К СПАСЕНИЮ
Как прекрасен аза́н – призыв к обязательной молитве! Его звук, прерывая суматоху мирской жизни, пробуждает сердца и умы к поминанию Всевышнего.
«Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это потому, что они — люди неразумные»
Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», 58).
Азан – это то, с чего начинается праведный путь: и путь на молитву, и путь длиною в жизнь. Те, кто по милости Всевышнего, родились в семье соблюдающих мусульман, уже в первый день жизни слышат азан, ведь читать азан в ухо новорожденному – это сунна.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Те, у кого родился ребенок, пусть прочитают в правое ухо младенца азан, а в левое – икамат». По свидетельству Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, прочитал в правое ухо своего внука Хасана азан, а в левое – икамат.
Азан, как призыв к обязательной молитве, обычно возвещается с минарета мечети. Читающий азан – муэдзин – во время чтения азана становится лицом в сторону Каабы (кибла) и держится за мочки ушей большими и указательными пальцами. Азан читается неспешно нараспев, поэтому азан должны читать люди, обладающие красивым и звучным голосом.
Знаете ли вы, когда и как возник этот призыв?
Совершив переселение (хиджру) в Медину, пророк Мухаммад, мир ему и благословение, позвал своих сподвижников на совет с целью выбора подходящего призыва на молитву. Одни сподвижники предложили звонить в колокола, другие — разжигать костры, третьи — дуть в трубу. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, зороастрийцев и иудеев.
Той же ночью Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им Аллах, увидел во сне человека в зеленом одеянии (то был ангел Джибриль, мир ему), который научил его словам и порядку выполнения призыва на молитву. Утром он пошел к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение, и рассказал ему об этом. Оказалось, что похожие сны увидели многие сподвижники. Выслушав их, Мухаммад, мир ему и благословение, одобрил эту форму азана и поручил Абдуллаху ибн Зейду, да будет доволен им Аллах, научить словам азана Билала ибн Рабаха, который обладал очень благозвучным голосом. Таким образом, Билял, да будет доволен им Аллах, стал первым муэдзином в истории ислама.
Произнесение азана перед намазом является необязательным, но весьма желательным (сунна муаккада) деянием. Также, азан следует читать новорожденному и человеку, которым овладели злые духи.
СЛОВА АЗАНА
4 раза الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Аллах Велик!
2 раза أشهد أن لا اله إلا الله Ашẋаду аль-ля́ иляẋа илля́ Лла́ẋ Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха!
2 раза أشهد أن محمدا رسول الله Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!
2 раза حي على الصلاة Х̣аййа ‘аля́ с̣-с̣аля́ẋ Спешите на молитву!
2 раза حي على الفلاح Х̣аййа ‘аля́ ль-фаля́х̣ Спешите к спасению!
2 раза الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Алла́х Велик!
1 раз لا إله إلا الله Ля́ иляẋа илля Лла́ẋ Нет бога, кроме Аллаха!
Во время утреннего азана произносят слова «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» (Молитва лучше сна!).
После азана читается мольба, включающая в себя благословение пророка Мухаммада, мир ему и благословение, его семьи и сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат, состоящий из тех же формул.
СУННЫ АЗАНА
1. Верующим, услышавшим азан, следует остановиться и повторять всё то, что говорит муэдзин, кроме слов «хаййа алас-салят» (спешите на намаз), и «хайа ала-ль-фалах» (спешите к спасению), вместо них он говорит про себя: لا حول ولا قوة إلا بالله — Ла хаулля уа ля кууата илля билля — «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха».
2. Слушающему азан следует сказать:
وأنا أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأن محمدا عبده ورسوله , رضيت بالله ربا , وبمحمد رسولا , وبالإسلام دينا
Уа ана ашхаду алля иляха иллялла уа анна мухаммадан расулюлла, радыйту билляхи раббан, уа бильислами дийнан уа бимухаммади расулян — «И я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, доволен я Аллахом, как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как посланником».
Польза совершения этой сунны: прощение грехов, как это указывается в хадисе, переданном имамом Муслимом.
3. Произносить слова благословения (салават) Пророку, мир ему и благословение, после окончания ответа на слова муэдзина. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если услышите муэдзина, то говорите то же, что он говорит, потом говорите слова благословения для меня. Воистину, того, кто скажет одно благословение мне, Аллах благословит за это 10 раз» (Муслим).
4. После слов благословения Пророку, мир ему и благословение, следует сказать:
اللهم رب هذه الدعوة التامة , والصلاة القائمة , آت محمدا الوسيلة والفضيلة وابعثه مقاما محمودا الذي وعدته
Аллахумма рабби хазихи дагвати таммати уа салатиль каимати ати мухаммадан альуасилята уаль фадилята уабгасху макаман махмудан аллязи уагадтаху — «О Аллах, благослови этот (совершенный, благой) призыв и прочитанный намаз и облагодетельствуй Мухаммада степенью Аль-Василя (в раю) и воскреси его в благом месте».
Тот, кто будет произносить это дуа, удостоится заступничества Пророка, мир ему и благословение, в Судный день.
5. Попросить в дуа блага для себя. Тот, кто это сделает, обязательно получит ответ. Так как Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Говори то же, что говорит муэдзин, а когда он закончит, проси что пожелаешь и тебе будет дано» (Абу Дауд).
НА ЗЕМЛЕ АЗАН ЗВУЧИТ БЕЗ ПЕРЕРЫВА
Ученые-математики из ОАЭ сделали удивительное открытие: на Земле на протяжении 24 часов в сутки, не затихая ни на минуту, звучит азан.
Планета Земля делится на 360 временных меридианов. Каждый из них от последующего отделяет ровно 4 минуты. Спецификой же мусульманского призыва к молитве является его четкая привязка к определенному времени и, при правильном произношении, длительность ровно в 4 минуты.
Исходя из этого, закончившись в одном меридиане, азан сразу же начинается в другом. Это значит, призыв к молитве мусульман без перерыва звучит на Земле 1 440 минуты или 24 часа в сутки.
Послушайте азан, бисмиЛлях
Азан — это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан, исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха.
Муаззин или муэдзин — человек, призывающий к молитве.
Слова азана (произносятся медленно и растянуто):
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего)
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом)
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)
Хайя ‘аля ссоляя (2 раза)
(Спешите на молитву)
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)
(Спешите к спасению)
Аллааху акбарул-лааху акбар
(Аллах превыше всего)
Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха)
В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится:
Ас-соляяту хайрум-минан-навм
(Молитва лучше сна) Azan — a notice of the occurrence time of prayer and call for its commission . He says aloud immediately after the relevant time. Reading azan , based on the provisions of the Sunnah , raises hands to the level of the ears so that the thumb touched the ear lobe .
Muazzin or the muezzin — the man calling to prayer.
Word azan ( pronounced slowly and stretched ) :
Allaah akbarul Laach akbar (2 times)
( Allah is above all )
Ashhadu allyaya ilyayahe illa llaah (2 times)
( I bear witness that there is nothing and no one comparable to the one and only God)
Ashhadu Anna muhammadar — rasuulyul Laach (2 times)
( I bear witness that Muhammad — the Messenger of Allah )
Haya ‘ ala ssolyaya (2 times)
( Hurry to prayer )
Haya ‘ alal — Fall (2 times)
( Hurry to salvation )
Allaah akbar akbarul Laach
( Allah is above all )
Laa ilyayahe illa llaah
(There is no god but Allah )
The call to morning prayers after the words » haya ‘ alal — Fall » twice pronounced:
Al- solyayatu Hyrum — Mina navm
( Prayer is better than sleep )
Между правоведами существуют некоторые разногласия по поводу обязательности азана. Абу Ханифа и аш-Шафи‘и относили азан к желательным предписаниям. Ахмад и Малик считали возвещение азана обязательным, и в пользу этого свидетельствует несколько хадисов. В частности, имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: «Если трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. Держись вместе с мусульманами, потому что волк сжирает отбившуюся от стаи овцу». Аль-Албани назвал его иснад хорошим . По мнению большинства ученых, азан — коллективная обязанность, т.е. если одни мусульмане призвали на намаз, то другие освобождаются от этой обязанности. Это мнение представляется нам самым сильным.
В каких же случаях мусульмане обязаны объявлять азан?
Во-первых, азан возвещается перед коллективным намазом, чтобы мусульмане успели собраться на него. Если человек молится отдельно, то для него возвещение азана желательно, но не обязательно. Сообщается, что Пророк сказал: «Если время намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя будет объять взором». Этот хадис передали ‘Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана. Шейх аль-Албани назвал его достоверным согласно требованиям шести авторитетных знатоков хадисов .
Во-вторых, азан является обязательным только для мужчин, и если на коллективный намаз собрались одни женщины, то они не обязаны возвещать азан. Шейх Мухаммад аль-‘Усеймин считал, что перед коллективным намазом женщинам желательно объявлять только икамат.
В-третьих, азан обязательно возвещать перед обязательными намазами, и желательно делать это в начале отведенного для намаза времени. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Малика б. аль-Хувейриса длинный хадис, в котором приводятся слова Пророка : «Когда время намаза застанет вас в пути, пусть один из вас призовет на намаз, а старший — руководит им». В «Сунане» Ибн Маджи приводится хадис о том, что Билал торопился с азаном, когда наступало время намаза, и иногда откладывал икамат.
Из хадисов следует, что азан возвещается и при возмещении обязательного намаза, пропущенного по уважительной причине. Муслим передал со слов Абу Катады рассказ о том, как во время одного из походов Пророк и сподвижники проспали рассветный намаз и проснулись только после восхода солнца. Тогда Пророк велел Билалу объявить азан и возместил намаз так же, как он молился в обычное время. Но если группа мусульман проспала рассветный намаз и проснулась только после восхода солнца в городе или селении, где уже объявили азан, то они не должны возвещать азан, потому что это коллективная обязанность. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Какие дуа нужно читать во время намаза? Тексты с транскрипцией и на арабском языке
1. Намерение
2. Такбир
3. Дуа сана
4. Истиаза и басмала
5. Фатиха
6. Вторая сура
7. Руку’ – поясной поклон.
8. Выпрямление с руку’а
9. Суджуд
10. Ку’уд
11. Выход из суджуда
1. Намерение: «Я намерился выполнить два ракаата (фарз или сунна) сегодняшнего (какого намаза?) намаза ради Аллаха».
2. Такбир: «Аллаху Акбар» ( Аллах — велик!) .
3. Дуа сана: Сөбъхәәнәкәл-лааһүммә үә бихәмдикә үә тәбәәракәс-мүкә үә тәгәәләә җәддүкә
үә ләәә иләәһә гайрүк.
4. Истиаза и бисмала: Әгүүз̣ү билләәһи минәш-шәйтаанир-раҗиим. Бисмилләәһир-рахмәәнир-рахиим.
5. Сура «Фатиха»: Бисмилләәһир-рахмәәнир-рахиим. Әл-хәмдү лилләәһи раббил-гәәләмиин. Әр-рахмәәнир-рахиим. Мәәлики-йәүмид-диин. Иййәәкә нәгбүдү үә иййәәкә нәстәгиин. Иһдинәс-сырааталь-мүстәкыйм. Сырааталь-ләз̣иинә әнгәмтә гәләйһим. Гайриль-мәгдууби гәләйһим үәләд-дааааааллиин. Әмин.
6. Вторая сура. «Ихлас»: Бисмиллээһир-рахмээнир-рахиим. Куль һувэллааһу ахэд. Аллааһус-самэд. Лэм йэлид вэ лэм йулэд. Вэ лэм йэкуллуһу куфувэн эхэд.
7. Руку’ – поясной поклон: со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать Субхана рабби аль ‘Азым 3 раза.
8. Выпрямление с руку’а: Сами’Аллаху лиман хамидах. Полностью выпрямившись, произносится: Раббана лякяль хамд
9. Суджуд – земной поклон: сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза: Субхана Рабби альА’ля
10.Ку’уд: сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается «Субхана Рабби аль А’ля» 3 раза.
11. Выход из суджуда: Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака’ата) и в положении кыяма (стоя) сомкнуть руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).