Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды

История: Храм Николая Чудотворца на Глинках был построен в 1676 году на месте двух деревянных церквей: Святых Флора и Лавра и Николаевская. Название «Глинковской» церковь получила от толстого слоя глины, образовавшегося от копания речки Золотухи. Храм закрыли в 1929 году. Купол и колокольню разрушили. Здание отдали под пересыльный пункт, потом здесь была баня, прачечная. Последними «квартирантами» были мастерские психиатрической больницы. В 1995 году после передачи храма Вологодской епархии началось возрождение церкви.

Архитектура: Церковь многократно перестраивалась. До нашего времени от первоначальной постройки сохранились лишь общие очертания храма и, возможно, две полукруглые алтарные апсиды нижнего этажа, где находилась теплая церковь с престолами во имя Николая Чудотворца и святых мучеников Флора и Лавра. Эти апсиды имеют разные размеры (южная больше северной) и разделены на фасаде в месте соприкосновения трехчетвертной колонкой. Существующая пятигранная апсида верхнего храма (он был освящен в честь Всех святых) сооружена уже в XVIII веке. Двусветный четверик холодного храма до 1770 года был увенчан пятиглавием. Тогда были разобраны полукружия закомар, венчавших его стены. Верхняя часть храма во второй половине XVIII века была перестроена, так как в своде церкви появились трещины. В начале XIX века вместо нижних круглых и верхних щелевидных были пробиты широкие оконные проемы. Возможно, в это время церковь лишилась и остального декора стен. От первоначального убранства остался лишь межэтажный пояс из поребрика, заключенного между двумя валиками. Главный корпус храма имеет форму четвероугольной, довольно высокой башни, ширины 4,5 сажени в обе стороны и 7 сажен высоты, увенчан поверх четырехскатной крыши круглым сквозным осмериком и на нем боль­шой главою, обитой железом, выкрашенным ярью, с железным прорезным золоченым крестом. Стены украшены пилястрами, окна все с прямыми пере­мычками; к нижнему этажу с востока прикладены два придела с полукруг­лыми алтарями; над сводами этих приделов устроен алтарь верхнего храма, выдающийся полупериметром правильного восьмиугольника.

У западной стены корпуса до 1862 году существовала небольшая четвероугольная колокольня с шатровым верхом, а к колокольне приделана была с запада же двухэтажная паперть с полукаменным в верхний этаж входом. В 1862 году эта старая колокольня с папертью были разобраны и на месте их построена новая двухэтажная трапеза с папертью и боковыми прикладами, из которых в правом (южном) помещается вверху ризница, а внизу устроена сторожка; в левом(северном) сделан вход в верхний этаж. Над этой новопостроенной папертью возведена круглая колокольня, в 9 сажен высоты, с куполообразной крышей, на которой возвышается тонкий шпиц в 6 сажен высоты, обитый белым железом и увенчаный железным золоченым крестом. Крыши на церкви железные, крашенные ярью. Вся церковь обнесена каменною с железными решетками оградой, построенной в 1872 или 1873 годах на протяжении 60 сажен.

©2022, АУК ВО «Вологдареставрация»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт СОГЛАСЕН

Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Прмч. Афанасия Брестского (1648). Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября).

Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98–138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361–363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 3 сентября).

Мч. Евфимия Кочева (1937). Обре́тение мощей прп. Александра Уродова исп. (2001).

Оршанской иконы Божией Матери (1631).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21 – II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14. Прор.: Евр., 314 зач., VI, 13–20. Мф., 96 зач., XXIII, 29–39[143].

На сугубой ектении Божественной литургии присоединяются особые прошения. После литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским[144].

Храм расположен в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченской и Мира.

Точная дата возникновения храма не известна. Скорее всего, это конец XV — середина XVI века. Первоначально церковь именовалась Флоро-Лаврской – в честь святых Флора (в просторечии Фрола) и Лавра, а местность, лежащая севернее храма, — «Фроловкой».

До начала XVII века храм назывался «Флора и Лавра в Разсыльщичьей слободе» (в слободе жили «разсыльщики» – люди, занимавшиеся разсыльным промыслом). Позднее по одному из престолов церковь получила новое название – «Николая Чудотворца», а топоним «Разсыльщичья» в XVIII веке был заменен на «Глинковская».

Храм располагается вблизи того места, откуда начинается выкопанная по приказу Ивана Грозного река Золотуха, служившая в качестве рва юго-восточной стены Вологодского кремля. Название «Глинковская» указывает на то, что при рытье каналов Золотухи и Копанки образовалось много глины, которая для возможного продолжения строительных работ складировалась в этом месте.

В 1676 году на пожертвования прихожан деревянную церковь заменили каменной. Строилась она из кирпичей, изготовленных из глины, добытой при рытье Золотухи. Это подтверждается недавними находками остатков печей для обжига кирпичей рядом с храмом. Церковь неоднократно перестраивали: изменилась ее форма, размер окон, из пяти куполов в 1770 году оставили один. В 1862 году шатровую колокольню заменили новой — шпилевидной.

В конце XVIII века, когда по указу Екатерины II был введен запрет на осуществление захоронений на территории городских приходских храмов, в районе Никольской церкви были выделены земли под Глинковское кладбище. Однако оно просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое Богородское кладбище.

Двухэтажная Николо-Глинковская церковь имела три престола: в верхнем этаже, служившем холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем – престолы во имя Николая Чудотворца и во имя Святых великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). Наиболее почитаемыми иконами храма были: Казанская икона Божией Матери (в настоящее время хранится в Богородице-Рождественском кафедральном соборе), Святой Троицы и храмовая икона Николая Чудотворца.

В 1922 году был арестован настоятель храма Симеон Видякин. На общем собрании прихожан, посвященном сбору средств голодающим, протоиерей предложил совету религиозной общины «. священные культовые предметы, в виду отделения Церкви от государства, не отдавать, а позволить заменить их пожертвованиями со стороны прихожан в виде денег, хлеба или предметов домашнего обихода».

Храм закрыли 7 декабря 1929 года под предлогом необходимости организации в нем Дома пионеров для детей железнодорожников.

11 февраля 1930 года в газете «Красный Север» был опубликован репортаж с субботника по снятию колоколов с 12 церквей Вологды, среди которых была и Николо-Глинковская церковь. В том же 1930 году комиссия в составе представителей Городского коммунального и административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея высказалась за осуществление сноса здания бывшей Николо-Глинковской церкви.

Здание храма использовалось под пересыльный пункт, потом здесь была баня, прачечная… Последними «квартирантами» были мастерские психиатрической больницы.

Решением Совета самоуправления города Вологды (городской Думой) от 16 февраля 1995 года храм Святителя Николая на Глинках возвращен Вологодскому епархиальному управлению. Вновь обретенный храм освятили и приписали к Рождество-Богородицкому кафедральному собору. Позднее он стал самостоятельной приходской церковью.

С 1996 года силами прихожан храма на средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. В июле 1997 года была восстановлена главка четверика. 24 марта 2011 года колокольню украсил шпиль с небольшим крестом.

Расположен в одном из живописнейших мест Москвы — на крутом склоне Швивой горки. На месте Никольского храма в древней Котельной слободе в XVII веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (впервые упоминается в 1547 году). В 1657 году храм отстроили в камне, а в 1688 году на средства прихожан Строгановых на этом же месте появился новый храм с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Николаевская церковь стала усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей.

После пожара 1812 года родовую церковь с богадельней в 1822-24 годы восстанавил на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, князь Сергей Михайлович Голицын.

Храм освятили 24 августа 1824 года. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом.

При храме в 1833 году была построена каменная одноэтажная с мезонином богадельня, где поначалу содержалось 10 человек «женска пола».

Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды
Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках, 1872 г.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой.

В 1922 году храм был разграблен по решению «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья». Позднее храм закрыли, обезглавили, было утрачено церковное убранство.

До 1990 года здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО «Центрогеология» Мингео СССР. Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц. Внутри здание было разделено на три этажа, в алтаре находился кабинет руководителя геологической экспедиции, от фресок не осталось и следа.

В 1970-х гг. привели в порядок внешний вид храма.

В 1992 году храм был возвращен верующим, и в нем возобновлены богослужения. В течение последующего десятилетия ему вернули прежний внешний облик, внутри восстановлены иконостасы и настенная живопись.

28 октября 1998 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В ноябре 1999 года патриарх Алексий II и митрополит Дорофей (Филип) совершили великое освящение храма.

Архитектура и убранство

Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней. Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

В 1873 году с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни.

Настоятели

  • Иоанн Благовещенский (1824 — ?) .
  • Николай Чертков (? — 1920-е), последний настоятель 1920-е — 1992 — храм был закрыт
  • Михаил Жуков (1992 — ?)
  • Михаил Дандар (2000 — ?)
  • Серафим (Шемятовский) (с 27 марта 2014)

Использованные материалы

  • История храма на сайте представительства Чехословацкой Церкви
    • http://pccsm.ru/hram-svyatitelya-nikolaya-v-kotelnikah/hram-. ah/
    • http://www.intomoscow.ru/cerkov-nikolaya-chudotvorca-v-kotelnikah.html
    • http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-prav. tml

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В КОТЕЛЬНИКАХ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    Никольский храм во Владычной слободе входит в число наиболее древних каменных храмов Вологды. Из сохранившихся в городе храмов он является третьим по древности после Софийского собора и холодного храма Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

    Впервые храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети упоминается в окладной книге архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, относящейся к 1691 году. Согласно ее записи, церковь в каменном исполнении построена посадскими людьми в 1669 году вместо деревянной.

    Храм освящен во имя святителя Николая Мирликийского. Второе — географическое — название церковь получила по наименованию местности, принадлежавшей Вологодскому архиерейскому дому (владыке). Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов.

    Название «Владычной» сохранялось за этой местностью вплоть до конца XIX века. Часть нынешней улицы Гоголя до 1930-х годов XX века именовали «улица Владычная слобода», а иногда и просто «Владычная».

    Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.

    Г.К. Лукомский так описывал храм:

    «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками».

    В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «Никольская церковь во Владычной слободе (Церковь Николы во Владычной слободе), 1669 г., ул. Гоголя, 108» поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения.

    В конце 1980-х годов началась научная реставрация памятника, были восстановлены барабаны и луковичные завершения с крестами.

    В начале 1990-х годов при церкви создана община, начат сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения. При приходе были образованы Центр социальной помощи и воскресная школа.

    В 1994 году храм возвращен верующим.

    Архитектура

    Никольский храм во Владычной слободе представляет собою высокий куб, поставленный на высокий подклет. Венчают храм пять тесно и красиво по композиции поставленных куполов. Барабаны луковичных глав украшены арочным поясом, поддерживающимся колонками. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. В закомарах до начала XX века имелась живопись с изображением двунадесятых праздников, не представлявшая особого интереса.

    Пониженный алтарь и трапезная храма были значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид.

    Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, поставленная позднее самого храма — в XVIII веке. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени.

    Интерьер церкви Николая Чудотворца имеет необычную двустолпную конструкцию. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип храмовых зданий XVI-XVII веков.

    В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, деревянную скульптуру и искусную деревянную резьбу.

    Храм Святителя Николая на Глинках расположен в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченской и Мира.По историческим данным, церковь построена в 1676 году на пожертвования прихожан по благословению Преосвященнейшего Маркелла, архиепископа Вологодского и Белозерского. До постройки каменного храма на этом месте находились две деревянные церкви: Св. мчч. Флора и Лавра и Николаевская — Глинковская. Название «Глинковской» церковь получила от толстого слоя глины, образовавшегося от копания речки Золотухи. Первые упоминания о церкви относятся к 1618 году.История церкви весьма интересна и связана со многими именами замечательных людей, причисленных впоследствии к лику святых. В приходе Глинковской церкви жил до принятия иноческого сана прп. Галактион, Вологодский чудотворец. В 1788 году в приходе родился и жил до совершеннолетия известный затворник Задонский Георгий Машурин. Здесь прошли детство и юность преподобного Пимена, архимандрита Свято-Никольского Угрешского монастыря. Десять лет настоятелем храма был священник Александр Юшков учитель юного Димитрия -будущего Святителя Игнатия Брянчанинова.

    Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды

    Свт. Пимен Угрешский

    Прихожане очень любили свой храм и благоукрашали его. Престолов в церкви было три: в верхнем храме — в честь Всех святых, в нижнем — в честь Святых мучеников Флора и Лавра и в честь Святителя Николая Чудотворца. В храме были иконы, почитаемые как чудотворные.

    Одна из них — Казанский образ Божией Матери, составляла главную святыню храма. К этой иконе на поклонение приходили не только вологжане, но и жители всей православной России, прося у Богородицы помощи в разных житейских нуждах, особенно прибегали к Ней с молитвой об исцелении от глазных болезней и прозрении телесном и духовном.Кроме того, в храме был образ Свт. Николая Мирликийского Чудотворца очень древнего письма, круглый, украшенный серебряною золоченою ризою. По нижнему краю ризы вычеканена надпись:«Великий Николае Чудотворец в лето 6621 (1113) в Великом Нове — Граде явился великому князю Георгию, рекомому Мстиславу, расслабленному, повелевая ему ради исцеления болезни взять в Киеве икону образа своего круглую, еже и меру ему показа, пред нею же в Киеве отроча утопшее обретеся живо; посланные же от князя из Великого Нова — Града обретоша икону саму по реце плывущу и привезоша ко князю, он же знаменовася ею, абие здрав бысть». Где эта икона, неизвестно.А Казанский образ Божией Матери после закрытия храма был перенесен последним настоятелем протоиереем Симеоном Видякиным в Рождество Богородицкий храм — ныне Кафедральный собор, где он сейчас и находится.

    Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды

    Икона Богородица Казанская

    Храм закрыли в 1929 году по заявлению рабочих железнодорожных мастерских. Кресты сбросили, купол и колокольню разрушили. Здание отдали под пересыльный пункт, потом здесь была баня, прачечная… Последними «квартирантами» были мастерские психиатрической больницы.

    Настоятель храма протоиерей Симеон Видякин был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорен к расстрелу. 09.03.1970 года реабилитирован Вологодским областным судом. В настоящее время епархиальной комиссией по канонизации подготовлены документы на его прославление в лике новомучеников. В 1995 году храм передан Вологодской епархии и началось возрождение поруганной святыни. В настоящее время в храме два Престола, в верхнем храме — в честь Всех святых, в нижнем — в честь Святителя Николая Чудотворца.

    Архиерейское подворье храм святителя Николая на Глинках г. Вологды

    Точная дата основания первого храма неизвестна. Скорее всего, это конец XV- середина XVI века. Первоначально церковь называлась Флоро-Лавра — в честь святых Флоры (в просторечии Фрола) и Лавры, а район к северу от церкви назывался Фроловка.

    С 1618 по 1639 г.г. она в докладных книгах церквей г. Вологды постоянно называлась Флоро-Лаврскою, хотя в это время и существовал при ней престол во имя св. Николая Чудотворца. Но с 1640 г. во всех архивных документах она называется уже Николаевской. Церковь Николая на Глинке расположена в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченская и Мира. По историческим данным, каменная церковь была построена в 1676 году. Благодаря пожертвованиям прихожан с благословения Его Преосвященства Маркела, архиепископа Вологодского и Белозерского. До строительства каменной церкви в этом месте были две деревянные церкви: Мч. Флора и Лавра и Николаев — Глинковская. Храм получил название «Глинковская» из толстого слоя глины, образованного при раскопках реки Золотухи. Церковь несколько раз перестраивалась: её форма, размеры окон менялись, один из пяти куполов остался в 1770 году. В 1862 году шатровая колокольня была заменена новой остроконечной колокольней.

    Прихожане очень любили и украшали храм. В церкви было три престола: вверху — в честь Дня Всех Святых, внизу — в честь святых мучеников Флоры и Лавра и в честь святителя Николая Чудотворца. Иконам храма поклонялись как чудотворным. В храме был образ Свт. Николая Мирликийского Чудотворца очень древнего письма, круглый, украшенный серебряною золоченою ризою. По нижнему краю ризы вычеканена надпись: «Великий Николае Чудотворец в лето 6621 (1113) в Великом Нове — Граде явился великому князю Георгию, рекомому Мстиславу, расслабленному, повелевая ему ради исцеления болезни взять в Киеве икону образа своего круглую, еже и меру ему показа, пред нею же в Киеве отроча утопшее обретеся живо; посланные же от князя из Великого Нова — Града обретоша икону саму по реце плывущу и привезоша ко князю, он же знаменовася ею, абие здрав бысть» .

    В конце XVIII века, когда по указу Екатерины II был введен запрет на осуществление захоронений на территории городских приходских храмов, в районе Никольской церкви были выделены земли под Глинковское кладбище. Однако оно просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое Богородское кладбище.

    В 1922 году настоятель храма Симеон (Видякин) был арестован. Революционным трибуналом Вологды 14 апреля Симеон был приговорён к двум годам принудительных работ с лишением избирательного права. В 1937 году его обвинили в организации монархического заговора и казнили. В 2000 году он был канонизирован.

    Храм был закрыт 7 декабря 1929 года под предлогом необходимости организовать внутри дом пионеров детей железнодорожников.

    11 февраля 1930 года газета «Красный Север» опубликовала репортаж о снятии колоколов с 12 церквей в Вологде, в том числе Никольской Глинковской церкви. В том же году комиссия из представителей профсоюзов и общественности города выступила за снос здания бывшей Николо-Глинковской церкви.

    16 февраля 1995 года решением Вологодской городской думы храм Святителя Николая на Глинках возвращён Вологодскому епархиальному управлению. Одним из инициаторов возвращения храма верующим стал тогдашний главный врач психиатрической больницы Александр Куцентов. Вновь обретённый храм освятили и приписали к Рождество-Богородицкому кафедральному собору. Позднее он стал самостоятельной приходской церковью.

    Первая литургия в возрожденном храме была совершена на Вербное воскресение 1995 года. Свидетельство о государственной регистрации приход получил 22 мая 1995 года в день памяти свт. Николая Чудотворца. С 1996 года прихожане церкви проводили ремонтные работы за счёт благотворителей.Полностью переделаны системы электро-, водо- и теплоснабжения. Стены храма, пораженные из-за высокой влажности плесенью, стали высыхать. Далее была восстановлена главка на центральной части храма и на нее установлен кованый крест, найденный в развалинах Покровской церкви в Вологодском районе. В июле 1997 года была восстановлена главка четверика. Дальнейшим этапом реставрации храма стало начало восстановления колокольни в 2001 году. 24 марта 2011 года колокольня была украшена стрелой с небольшим крестом. Установлены резные иконостасы, написанные выпускниками иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре. Проведено благоустройство территории вокруг храма, установлена подсветка храма в ночное время. Освящение престола нижнего храма в честь свт. Николая Чудотворца совершил архиепископ Максимилиан 17 декабря 2009 года. Освящение престола верхнего храма в честь Всех Святых было совершено 22 декабря 2012 года.

    Храм Святителя Николая на Глинках расположен в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченской и Мира.По историческим данным, церковь построена в 1676 году на пожертвования прихожан по благословению Преосвященнейшего Маркелла, архиепископа Вологодского и Белозерского. До постройки каменного храма на этом месте находились две деревянные церкви: Св. мчч. Флора и Лавра и Николаевская — Глинковская. Название «Глинковской» церковь получила от толстого слоя глины, образовавшегося от копания речки Золотухи. Первые упоминания о церкви относятся к 1618 году.История церкви весьма интересна и связана со многими именами замечательных людей, причисленных впоследствии к лику святых. В приходе Глинковской церкви жил до принятия иноческого сана прп. Галактион, Вологодский чудотворец. В 1788 году в приходе родился и жил до совершеннолетия известный затворник Задонский Георгий Машурин. Здесь прошли детство и юность преподобного Пимена, архимандрита Свято-Никольского Угрешского монастыря. Десять лет настоятелем храма был священник Александр Юшков учитель юного Димитрия -будущего Святителя Игнатия Брянчанинова.

    Прихожане очень любили свой храм и благоукрашали его. Престолов в церкви было три: в верхнем храме — в честь Всех святых, в нижнем — в честь Святых мучеников Флора и Лавра и в честь Святителя Николая Чудотворца. В храме были иконы, почитаемые как чудотворные.

    Одна из них — Казанский образ Божией Матери, составляла главную святыню храма. К этой иконе на поклонение приходили не только вологжане, но и жители всей православной России, прося у Богородицы помощи в разных житейских нуждах, особенно прибегали к Ней с молитвой об исцелении от глазных болезней и прозрении телесном и духовном.Кроме того, в храме был образ Свт. Николая Мирликийского Чудотворца очень древнего письма, круглый, украшенный серебряною золоченою ризою. По нижнему краю ризы вычеканена надпись:«Великий Николае Чудотворец в лето 6621 (1113) в Великом Нове — Граде явился великому князю Георгию, рекомому Мстиславу, расслабленному, повелевая ему ради исцеления болезни взять в Киеве икону образа своего круглую, еже и меру ему показа, пред нею же в Киеве отроча утопшее обретеся живо; посланные же от князя из Великого Нова — Града обретоша икону саму по реце плывущу и привезоша ко князю, он же знаменовася ею, абие здрав бысть». Где эта икона, неизвестно.А Казанский образ Божией Матери после закрытия храма был перенесен последним настоятелем протоиереем Симеоном Видякиным в Рождество Богородицкий храм — ныне Кафедральный собор, где он сейчас и находится.

    Храм закрыли в 1929 году по заявлению рабочих железнодорожных мастерских. Кресты сбросили, купол и колокольню разрушили. Здание отдали под пересыльный пункт, потом здесь была баня, прачечная… Последними «квартирантами» были мастерские психиатрической больницы.

    Настоятель храма протоиерей Симеон Видякин был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорен к расстрелу. 09.03.1970 года реабилитирован Вологодским областным судом. В настоящее время епархиальной комиссией по канонизации подготовлены документы на его прославление в лике новомучеников. В 1995 году храм передан Вологодской епархии и началось возрождение поруганной святыни. В настоящее время в храме два Престола, в верхнем храме — в честь Всех святых, в нижнем — в честь Святителя Николая Чудотворца.

Ссылка на основную публикацию