Архиепископа православной церкви

Архиепископа православной церкви

В 1971 г. окончил среднюю школу, до 1973 г. работал на хлебокомбинате. В 1973-1975 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1976 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1979 г.

В марте 1979 г. рукоположен во диакона, в апреле того же года — во иерея.

С 1988 г. служил в Никольском храме в с. Мечищев и Покровском храме в с. Котов Бережанского р-на Тернопольской обл.

11 мая 1990 г. пострижен в монашество «епископом» раскольнической УАПЦ Бондарчуком.

19 мая 1992 г. «хиротонисан во епископа Луцкого и Волынского» УАПЦ. 25 июня 1992 г. принес покаяние в грехе раскола перед Архиерейским Собором канонической Украинской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 14 июля 1992 г. по принятии в лоно Украинской Православной Церкви, пострижении в монашество и по возведении в сан архимандрита назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии.

16 июля 1992 г. хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынской епархии.

В 1999 г. возведен в сан архиепископа.

18 октября 2007 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви освобожден от управления Ивано-Франковской епархией и назначен на новую викарную кафедру Киевской митрополии — Белогородскую с местом пребывания в киевском Пантелеимоновом монастыри в Феофании.

Скончался 17 июня 2017 г. Отпевание состоялось 18 июня в главном соборе киевского Пантелеимонова женского монастыря в Феофании; погребен на монастырском кладбище.

Архиепи́скоп (от греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквах — почётный титул епископа (архиерея); в некоторых поместных православных церквях — титул предстоятеля данной церкви.

Содержание

В Восточной церкви

Традиционно титул архиепископа присваивается епископу, являющемуся старшим в данной поместной церкви; следовательно, как правило, архиепископ — правящий архиерей стольного города. Титул появился в конце IV века.

В современной Русской православной церкви архиепископ — почётный титул епархиального епископа, жалуемый указом Патриарха Московского и всея Руси за заслуги, и не является отдельной иерархической степенью. Однако епархии, имеющие в своем составе викариаты, практически всегда возглавляются только архиепископами и, таким образом, являются полноценными архиепископиями.

В Западной церкви

В современной римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

    , возглавляющих церковные провинции: митрополит занимает архиепископскую кафедру, а остальные кафедры провинции являются по отношению к ней суффраганными;
  • архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;
  • персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;
    , занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.

Примечания

  1. Россия, разд. Северо-Восточная Россия XIII—XV веков

См. также

  • Архиепископы
  • Религиозные титулы
  • Церковные награды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Архиепископ» в других словарях:

АРХИЕПИСКОП — (греч. archiepiskopos, от archi главный, старший, и episkopein наблюдать). Главный, старший епископ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИЕПИСКОП греч. archiepiskopos, от archi, и episkopein,… … Словарь иностранных слов русского языка

АРХИЕПИСКОП — (от архи. и епископ), старший епископ; иногда глава автокефальной церкви (Элладская, Кипрская) … Современная энциклопедия

АРХИЕПИСКОП — (от архи. и епископ) старший епископ … Большой Энциклопедический словарь

АРХИЕПИСКОП — АРХИЕПИСКОП, архиепископа. муж. (церк.). Один из епископских титулов ниже митрополита, но выше простого епископа. см. архи…. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРХИЕПИСКОП — АРХИЕПИСКОП, а, муж. Епископ, надзирающий над несколькими епархиями; вообще почётный титул епископа, а также лицо, имеющее этот титул. | прил. архиепископский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

архиепископ — сущ., кол во синонимов: 2 • епископ (6) • священнослужитель (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Архиепископ — – архиепископ (архибискуп, архипискуп), собственно – начальный, главный епископ. Хотя епископы все равны по власти, но для сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще Апостольскими… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

АРХИЕПИСКОП — [греч. ἀρχιεπίσκοπος, лат. archiepiscopus главный епископ], сан, или титул, епископов. В РПЦ ниже сана митрополита. В нек рых др. Церквах этот сан выше сана митрополита и усваивается Предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. В лит ре… … Православная энциклопедия

Архиепископ — Первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В… … Религиозные термины

архиепископ — а; м. [греч. archiepiskopos]. Духовное звание и почётный титул средние между епископом и митрополитом; лицо в этом звании, с этим титулом; старший епископ, глава епархии. ◁ Архиепископский, ая, ое. А. чин. * * * архиепископ (от архи. и епископ) … Энциклопедический словарь

Вскоре после административного переустройства Римской империи при св. царе Константине Великом, когда империя была разделена на четыре префектуры, каждая из которых состояла из диоцезов, которые, в свою очередь, состояли из провинций, церковное устройство было в целом приведено в соответствие гражданскому. Главных архиереев диоцезов стали именовать экзархами (лат.: викариями) и архиепископами. Таким образом архиепископ стоял иерархически ниже патриарха – главного архиерея префектуры, но выше митрополита – главного архиерея провинции.

Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.

Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.

В Русской Православной Церкви

Митрополит Леонтий, второй предстоятель Русской Церкви, входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриаршества на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.

Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр — Ростовской, Крутицкой, позже Казанской, и других. В новейшей истории Русской Церкви титул являлся личным званием вплоть до 1 декабря 2017 года, когда была принята новая редакция «Положения о наградах Русской Православной Церкви». Согласно новому правилу, титул архиепископа усваивался епархиальным архиереям города и области, не входящих в митрополию; титул также мог быть дан архиереям на особо ответственных общецерковных постах.

Современное использование

Архиепископом в первом, высоком, значении стали именовать глав автокефальных Церквей. Наряду с титулом патриарха, архиепископами ныне именуются предстоятели Константинопольской (архиепископ Константинополя — Нового Рима), Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский) Православных Церквей. Архиепископами именуются также предстоятели Кипрской (архиепископ Новой Иустинианы), Элладской и Албанской Православных Церквей. В этом же смысле архиепископами титулуются главы автономных Православных Церквей — Синайской и Финляндской, архиепископий Охридской и Антиохийской Северо-Американской (вместе с митрополичьим титулом), полуавтономной Критской Церкви.

В Церквях русской традиции, а также в Церквях Иерусалимской и Грузинской (кроме патриаршего титула), архиепископский титул стоит ниже митрополичьего. В Русской Церкви проводится в жизнь положение, согласно которому архиепископами титулуются правящие архиереи епархий не входящих в митрополию, либо владыки несущие особо важные общецерковные послушания. В других Церквях этой группы титул архиепископа является лишь личным почётным отличием. В автокефальных и автономных Церквях русской традиции предстоятели носят титул архиепископа в качестве второстепенного, следующего за титулом митрополита. Так именуются митрополиты во главе Чехословацкой (архиепископ Прешовский/Пражский), Американской (архиепископ Вашингтонский) [1] и Японской (архиепископ Токийский) Церквей.

В Церквах Александрийской и Болгарской архиепископский титул не употребляется вовсе.

Использованные материалы

  • Цыпин, Владислав, прот., «Предисловие», Соколов, И. И., Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. (Историческо-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях, Санкт-Петербург, «Изд-во Олега Абышко», 2004, 6-7.

[1] Однако, в 1970-х глава Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий (Лазор) был единственным носителем титула архиепископ в своей Церкви и предполагал сделать этот титул принадлежностью предстоятеля, на подобии практики Элладской Православной Церкви.

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU — Грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью вручил в воскресенье утром в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл архиепископу Иоанну, передает корреспондент «Интерфакса».

Передача грамоты стала знаковым событием, которое завершает процесс воссоединения приходов архиепископии, созданной эмигрантами из России, с Русской церковью.

Перед этим патриарх Кирилл впервые совершил в сослужении Иоанна литургию с участием делегация архиепископии. Архиепископ наряду с другими участвовал в облачении патриарха в начале службы, а ектении возглашались диаконами в том числе на французском и немецком языках.

Сразу после передачи грамоты патриарх объявил о возведении архиепископа Иоанна в сан митрополита «во внимание в твердом стоянии в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства».

Архиепископия русских православных приходов в Западной Европе, известная также как «русский экзархат», около 90 лет, вплоть до конца 2018 года, находилась в подчинении Константинопольского патриархата.

В конце прошлого года Синод в Стамбуле в одностороннем порядке упразднил «русский экзархат», что побудило последний искать новые варианты своего канонического будущего, одним из которых было воссоединение в Церковью в России.

7 октября этого года Синод РПЦ включил в ее состав бывший «русский экзархат» Константинополя.

Архиепископа православной церкви

В сообщении говорится, что соответствующий вопрос обсуждался на внеочередном заседании 23–25 ноября. Тогда Кипрская церковь поддержала решение архиепископа Кипрского Хризостома. Также в заявлении сообщается, что Синод проведет еще одни консультации по проблеме ПЦУ, чтобы преодолеть сложившийся кризис.

Архиепископа православной церкви

Ранее, 24 октября, архиепископ Кипрский в ходе литургии в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (город Пафос) помянул главу ПЦУ в числе предстоятелей автокефальных православных церквей. Позднее он пояснил, что свои действия он не согласовал с Синодом. В РПЦ в ответ заявили, что в связи с произошедшим Священный синод РПЦ прекратил поминовение архиепископа Кипрского.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев).

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 года — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 год — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

12 сентября 1971 года — возведен в сан архимандрита.

С 1971 по 1974 год — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии.

С 1974 по 1984 год — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года — хиротонисан во епископа Выборгского.

2 сентября 1977 года — возведен в сан архиепископа.

С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 по 2009 год — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

25 февраля 1991 года — возведен в сан митрополита.

27 января 2009 года — Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил сана митрополита бывшего управляющего «русским экзархатом» Константинопольского патриархата Иоанна Дубнинского (Реннето). Указ о предоставлении митрополичьего сана архиепископу Иоанну зачитали в воскресенье, 3 ноября, на литургии в храме Христа Спасителя в Москве.

В указе говорится, что сана митрополита Иоанна (Реннето) удостоили «во внимание к стоянию в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства с матерью — Русской православной церковью Западноевропейского церковного удела».

Саном митрополита обладают также глава Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) Иларион (Капрал) и патриарший экзарх в Западной Европе Антоний (Севрюк).

2—4 ноября в Москве проходят торжества по случаю присоединения к РПЦ части архиепископии русских приходов в Западной Европе. В них участвует делегация во главе с Иоанном Дубнинским. Российские СМИ называют этот визит историческим событием, «прибытием домой» и рассказывают о связанных с ним «грандиозных торжествах».

«Сан митрополита, который дан Иоанну (Реннето), надо понимать очень просто: это знак личного благоволения к нему со стороны патриарха Кирилла. Своего рода генеральская звезда», — отмечает в интервью RFI редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

Диакон русской архиепископии в Западной Европе, преподаватель византийской истории Хайфского университета Александр Занемонец тоже считает это личной наградой владыке Иоанну. По его словам, это еще и возвращение к традициям начального этапа в истории архиепископии. «Когда наша епархия была в составе Русской церкви, то первые ее архиереи были митрополитами. Это митрополит Евлогий и митрополит Владимир. Потом их чин был понижен в Константинопольском патриархате. Получается, что помимо личной награды, это возвращение того же наименования высокого значения епархии и ее архиерею, как это было в самом ее начале», — отмечает Александр Занемонец.

Что касается торжеств в Москве, по его словам, «такой размах совершенно не является необходимой частью процесса (присоединения)». «Устроение этого таким пышным образом — вещь необязательная, но, так сказать, праздничная. Как мы видим, это приурочено ко Дню народного единства, который празднуется в России в день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября). Я думаю, что для Русской церкви, о чем говорил патриарх Кирилл, это, безусловно, есть восстановление единства всей Русской церкви. И вот это очень приятно. А внутри нашей архиепископии, я думаю, это в гораздо меньшей степени акцентируется. Потому что половина людей вовсе не русские, им это не настолько близко. В том числе и сам владыка Иоанн», — говорит диакон Александр Занемонец.

Как часть парижской епархии перешла к РПЦ?

Архиепископия русских церквей ведет свою родословную от приходов, основанных эмигрантами из Российской империи после революции 1917 года. В 1930 году приходы обратились в Константинополь с просьбой о защите после очередного конфликта между советским митрополитом Сергием (Страгородским) и главой епархии Евлогием (Георгиевским). Вселенский патриархат взял русские приходы под свою юрисдикцию в 1931 году. С тех пор статус церковной организации несколько раз менялся. Наконец, в 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей даровал русским церквям статус постоянного экзархата. Однако в ноябре 2018 года Константинополь принял неожиданное решение о роспуске русского экзархата. Приходам русской традиции в Западной Европе Вселенский патриарх предписал влиться в местные грекоязычные епархии.

В феврале этого года подавляющее большинство делегатов архиепископии (93%) проголосовали против «растворения» в грекоязычных епархиях, как предписывал Вселенский патриархат. Но парижская епархия формально не утвердила и переход к РПЦ. На чрезвычайной генассамблее 7 сентября за переход к Москве проголосовали 58% священнослужителей и делегатов от мирян при необходимом минимуме в две трети (67%) голосов. Этот минимум записан в уставе архиепископии, которая является еще и ассоциацией, согласно французскому праву.

Несмотря на результаты голосования, архиепископ Иоанн решил вверить себя лично и всю архиепископию каноническому послушанию Московскому патриархату. Решение о переходе в РПЦ он принял формально в качестве уже бывшего главы епархии. В начале сентября Вселенский патриарх Варфоломей дал ему отпускную грамоту.

7 октября Московская патриархия официально включила в свой состав часть клириков и приходов архиепископии, последовавших за архиепископом Иоанном. В РПЦ обещали сохранить богослужебные, пастырские особенности церковного удела, а также традиции административного управления, согласно решениям и прениям не завершившегося Поместного собора 1917—1918 гг. При этом большинство из норм Собора, многое сделавшего для децентрализации церкви, так и не были реализованы самой РПЦ, сохранившей жесткую вертикаль.

Архиепископ Иоанн в своем пастырском послании от 2 октября пишет, что «почти 60 приходов ясно выразили свое пастырское желание участвовать в воссоединении нашей Архиепископии с Московским Патриархатом». К ноябрю 2018 года архиепископия насчитывала 115 приходов. Иоанн Дубнинский выразил надежду, что в ближайшее время удастся переубедить те приходы, которые отказались переходить к РПЦ МП.

В интервью RFI некоторые представители архиепископии говорили о намерении присоединиться к Румынской церкви. Известно также о приходах, присоединившихся к Сербскому патриархату и пожелавших остаться под юрисдикцией Константинополя.

РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI

Архиепископа православной церкви

Архиепископ Артемий, кажется, был готов пожертвовать карьерой ради убеждений. Фото с сайта www.church.by

Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) решением Синода Белорусской православной церкви (БПЦ) освобожден от занимаемой должности, сообщают белорусские СМИ. Покинет или нет свой пост иерарх, который один из немногих в БПЦ стал открыто высказываться по поводу происходящего в Белоруссии после президентских выборов, станет известно через несколько дней. Согласно уставу, синодальные журналы должен утвердить патриарх Кирилл.
На официальном портале БПЦ пока нет ни слова об отставке архиепископа Артемия. «8 июня Синод рассмотрел текущие вопросы жизни Белорусской православной церкви и принял ряд решений», – говорится в опубликованном на портале сообщении. О новости стало известно из провластного Telegram-канала «Гродненские сливы». «Что стало причиной такого решения, состояние здоровья владыки или его выходки, а также бурная деятельность его подчиненных, остается неясным. Однако, очевидно, что в Гродненской епархии грядут перемены», – говорится в записи.

Епископу Артемию – всего 69 лет. Быть почисленным на покой в силу возраста ему еще рано. Судя по тому, что он лично присутствовал на нынешнем заседании белорусских синодалов – вопрос о здоровье также не актуален. Вероятнее всего, «убрали» с архиепископства его именно по требованию президента страны Александра Лукашенко за оппозиционные политические взгляды, которые не разделяли и в Белорусской православной церкви.

Еще в самом начале протестных акций в августе 2020 года глава Гродненской епархии был единственным православным архиереем, который жестко осудил творящееся в стране насилие. «Нельзя играть с правдой, коверкая и кромсая ее в угоду политической целесообразности! Кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал либо принуждал других убивать правду», – увещевал он в одной из проповедей. «Мы не говорим, какая там политика, какой политик, какая власть. Мы говорим о том, что совершается беззаконие. Наши люди просто звереют и терзают своих же братьев», – добавлял он в другом обращении с амвона.

Священноначалие не только БПЦ, но и РПЦ безуспешно пыталось пресечь эти высказывания. 25 августа Синод РПЦ сменил патриаршего экзарха в Белоруссии. Вместо митрополита Павла (Пономаренко), который не противодействовал участию священников в несанкционированных акциях, был назначен митрополит Вениамин (Тупеко). Последний сразу не только запретил клиру как-либо участвовать в политических протестных митингах, но и сблизился с Лукашенко, который ранее потребовал от представителей различных религиозных организаций не вмешиваться в вопросы политики. «Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет», – заявил он. Тогда же началась кампания по шельмованию архиепископа Артемия.

В сентябре прошлого года стало известно, что настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Гродно игуменья Гавриила (Глухова) организовала сбор подписей против архиепископа и заставляла прихожан подписывать документ. «Мы в курсе о подобном сборе подписей. Мне не нравятся эти инициативы», – прокомментировал происходящее тогдашней пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин. Последний позже позволил себе несколько резких высказываний в адрес властей на собственной странице в Facebook. После этого Генеральная прокуратура Белоруссии объявила ему предупреждение, утверждая, что «заявления Лепина повышают уровень напряженности в обществе, разжигают ненависть и вражду к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов». 27 ноября 2020 года Лепин подал в отставку со своего поста «по собственному желанию».

Любопытно, что именно в день отставки Лепина БПЦ получила предупреждение от Уполномоченного по делам религии и национальностей. Об этом стало известно из письма Вениамина (Тупеко) на имя гродненского архиепископа. «В тексте полученного предупреждения указывается на неотвратимую обязанность религиозных организаций выполнять требования законодательства Республики Беларусь, регулирующего их деятельность». В частности, даются ссылки на статью 16 Конституции и статью 8 Закона «О свободе совести и религиозных организациях». Вам, как управляющему Гродненской епархией белорусской православной церкви надлежит обеспечить на ее территории соблюдение вышеуказанных требований законодательства республики Беларусь, а также решений и позиции Синода Белорусской православной церкви», – говорилось в послании экзарха от 17 декабря.

Однако архиепископ Артемий увещеваниями пренебрег. 14 марта в Прощеное Воскресение он произнес политическую проповедь, в которой заявил, что «идти путем приспособленчества – это путь самоуничтожении: «Входить в политику, входить в какие-то другие проблемы тоже не присуще Церкви. Но Церковь не должна быть безразлична ко всему происходящему. Новомученики и праведники нашего времени всегда говорили: «Молчанием предаётся Бог». Быть христианином – это значит быть крестоносцем. Начиная в борьбе со своими пороками, в борьбе со своим личным грехом, в борьбе с общественными нестроениями, с церковными проблемами – это крест тяжелый, который надо нести, иногда жертвуя собой».

Теперь судьбу гродненского архиерея должны решить в РПЦ. Пресс-секретарь Гродненской епархии диакон Дмитрий Павлюкевич пояснил, что пока синодальные решения не имеют юридической силы. «Никто не может знать решения Синода, просто потому, что они утверждаются патриархом всея Руси Кириллом. Синод в Москве будет проходить 17 июня. Только после этой даты будут опубликованы журналы Синода и решения», – заметил он, добавив, что «у них жизнь идет своим чередом, архиепископ Артемий остается при своей должности». А пресс-секретарь БПЦ иеромонах Афанасий (Соколов) напомнил, что «бывали случаи в истории, когда наш Синод принимал те или иные решения, но они не были утверждены».

Между тем надежды на то, что патриарх Кирилл отменит вердикт белорусских епископов, мало. В начале февраля глава РПЦ призвал духовенство «не превращаться в политических комментаторов»: «Когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы, когда он теряет понимание того, на чем должен быть сделан акцент в его обращении к людям, и превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы. Наша социальная концепция до сих пор не устарела, в частности, не устарели сформулированные в ней принципы участия Церкви в политическом процессе. Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку».
Простит ли патриарх эту «ошибку» архиепископу Артемию?

Ссылка на основную публикацию