Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Среди православных распространено мнение, что рукой иконописца движет Создатель. Мы расскажем о нескольких наиболее ценных для истории и культуры России иконах. Почти все они входят в сокровищницу мировой культуры и с этой точки зрения — бесценны. Вряд ли они когда-либо попадут на знаменитые аукционы, но эти образа знакомы не только людям, исповедующим православие, но и всем, кто интересуется искусством и историей России.

«Троица» Андрея Рублева

История «Святой Троицы», авторство которой приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, запутана. Достоверных фактов об этом главном произведении православного искусства, сохранилось мало. Не удалось восстановить, в каком именно году был написан Рублевым этот шедевр, кто сделал заказ на написании образа.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

На написание Рублева вдохновила притча «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Праотец Авраам встречается с тремя таинственными незнакомцами, позже выяснится, что это были не обычные путники, а ангелы. Они предсказали, что миссия Авраама — воспитание сына, которому предстоит встать во главе иудейского народа. После завершения беседы ангелы принимают решение разделиться: один остается с Авраамом, а двое других отправляются расправляться с грешниками Содома.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

Нарушение канона

До Рублева иконописцы, работавшие с этим сюжетом, изображали всех героев притчи, включая Авраама и его жену Сару. Художник решился на новый вариант: перед нашим взором предстает только Троица. Рублев на иконе расположил ангелов таким образом, чтобы силуэты фигур образовали круг. Ангелы одеты в небесно-лазурные одежды (в иконописи это символизирует неземную сущность), в руках они держат скипетры (обозначают высшую власть).

На знаменитой рублевской иконе Троица изображена сидящей за столом. На нем видим чашу с головой тельца, которая символизирует страдания Иисуса. Эта чаша — смысловой центр изображения.

На заднем плане видим изображение дома, в котором жил Авраам с семьей, дерево (ассоциируется с древом жизни, посаженным в Эдеме), гору (прообраз Голгофы, куда предстоит подняться Сыну Божьему).

Возвращение «Троицы»

Кто и когда внес коррективы в икону, мы уже вряд ли узнаем достоверно. В начале ХХ века икона попала на реставрацию, ее «открыли», расчистили от нанесенных слоев олифы, стерли нанесенное на изначальный слой изображение. Реставраторов ожидало настоящее чудо, все буквально замерли перед открывшейся красотой авторского рисунка. Под неяркими красно-коричневыми красками оказались спрятаны изображения, написанные в солнечных оттенках. Такая манера письма была свойственна итальянским иконописцам. Искусствоведы уверены в том, что Рублев никогда не был в Италии, а значит не мог позаимствовать их манеру написания божественных ликов.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Сразу после того, как с иконы был снят корректирующий слой, она начала стремительно разрушаться. Несколько раз отправлялась на реставрацию. Сейчас увидеть икону Андрея Рублева можно в Третьяковской галерее.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

В нашем соборе находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы.

Несколько слов о сюжете. Кто читал Книгу Бытия, открывающую Ветхий Завет, тот помнит историю Авраама. Господь указал ему: «Иди в землю, которую я скажу тебе, и из тебя я произведу великий род». Авраам послушался, пошел, но детей у него не было, и быть уже не могло: возраст его уже близился к сотне лет. Именно поэтому он разочаровался в обещании Божьем, хотя в глубине души все-таки верил и ждал: когда же Господь исполнит завещанное? И вот, когда Авраам во время дневного зноя отдыхал в прохладе своего сада, он увидел трех путников. Когда они приблизились, Авраам выбежал им навстречу, поклонился, пригласил в свой шатер разделить с ним трапезу. Приказал заколоть теленка или ягненка для этого и, конечно, накормил странников. Эти три загадочных путника – Сама Святая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, под видом ангелов явившаяся Аврааму. И вот гости сказали гостеприимному хозяину: раз Бог обещал, Он исполнит слово Свое, у тебя будет сын. Жена Авраама, Сарра, будучи тоже в преклонных годах, как и муж, сомневалась, что у них могут быть дети и, услышав от путников такие слова, засмеялась, спрятавшись за занавеской. Но путники обнаружили, что она засмеялась (хотя она и пряталась) и тем показали, что они не обычные странники. И сказали ей: «Родится у тебя сын, и ты назовешь его Исаак, что переводится с древнееврейского как «смех Сарры»». И действительно, Исаак родился — история пошла по Богом задуманному плану.

Но явление трех путников перерастает частную историю Авраама. В богословии этот сюжет стал восприниматься более глубоко. Он стал называться «Предвечным советом». Мы помним, что перед творением мира и Отец, и Сын, и Дух Святой находились как бы в совете, во взаимном собеседовании о творении, о судьбе мира, о спасении мира. Еще до своего великого творения Всеведущий Господь знал, что произойдет отпадение людей от Бога, и что нужно будет ценой жизни Его Сына спасти этот мир. И вот этот образ изображает нам предвечный совет. Три Ангела, три лица Святой Троицы собеседуют о судьбе мира. Внизу всегда находится телец, которого приказал заколоть Авраам для путников, – телец этот повернул шею, он готов принести себя в жертву. Агнец символизирует Самого Христа, который еще до начала мира готов был принести Себя в жертву ради спасения мира. На столе стоят чаши. В истории Авраама – это обычные чаши с вином для гостей, но здесь они еще и указание на Евхаристическую чашу, Потир. На многих иконах, если присмотреться, можно в чаше увидеть даже фигурку младенца – указание на то, что имеется в виду именно Животворящая кровь Христа.

Иконописный канон, который называется «Явление трех ангелов Аврааму» появился с древнейших времен, на Руси эта икона получила название «Икона Святой Троицы». В нашем соборе одна из древнейших икон такого типа, она датируется 1406 годом, то есть, образу уже более 600 лет. Он принадлежит к новгородской школе, очень тщательно, красиво написан. Начало пятнадцатого века – это время расцвета иконописи, когда на Руси творили такие мастера, как преподобный Андрей Рублев и его великие современники.

У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию за рубеж. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s, а в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга году 300-летия Петербурга эта икона была приесена в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным

Ильинская икона Божией Матери находится на второй колонне правого нефа и является копией чудотворного образа, написанного монахом Черниговского Троице-Ильинского монастыря Геннадием (в миру Григорий Дубенский) в 1658 году. Дата празднования – 16 апреля ст.ст. / 29 апреля н.ст.

В 1662 году произошло знаменательное событие: на протяжении 8 дней Ильинская Богоматерь плакала.

«В царство пресветлого Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, содержащу престол архиерейства в Чернигове Пре­освященному Господину отцу Лазарю Барановичу, православному архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего се­вера, в лето от Рождества Христова 1662, месяца апреля, в монастыру Ильинском, при игумене того ж монастыря отцу Зосиме образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в церкви от 16 числа до 24 плакал. На сие чудо все люди города Чернигова с многим ужасом смотреша».

Летописец Самийло Величко прибавляет:

«Плакате тогда Пресв. Дева жалующи православных христиан, верных Сына своего рабов, яко чрез невзгоду, разорение и междоусобие едини уже смертоносным оружием доканчишася, другие от отчизны в плен отведошася, третьи имеяхуотведенибыти, а четвертым предлежаша в отчизни главы положите, за предводительством неистовившихся тогда властолюбивых и к междоусобию готовив­шихся вождов своих».

В скором времени последо­вало нашествие татар на Чернигов. Получив ночью известие о на­падении, иноки немедленно со­брались в церкви и, помолившись, укрылись в пещере прп. Антония. В полночь татары ворвались в монастырь. Они разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были опрокинуты или уничтожены. Невредимой осталась только чудотворная икона Бого­матери. Царица Небесная не допус­тила варваров осквернить Своей образ.

«Якожебо иногда за Иелисея пророка, тако и здепаганов поразил Господь Бог слепотою, да душевными слепы суще очима, и телесными неузрят иконы Ма­тери Божия, на ню же мы взираю­щие, яко истинную самую зрим Богородицу. Восприти им сила Божия, да недостойными руками не коснуться киота мысленного: яко одушевленному Божию киоту да не коснется никакоже рука неверных. Неточию же не прикоснушеся иконе, но ни пещеру внийти к крыющимся в ней инокам можаху, аще и многащипокуша-хуся с возженною лучиною и обнажен­ными мечи, обаче яки неким отреваеми и изгоними, вспять возвращахуся. Сила то Пречистой Девы защищающая иноков, сароцином входа в пещеру возбрани»

— писал в своей книге свт. Димитрий Ростовский. Ильинская икона Богоматери просла­вилась многими другими чудесами. От нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и другие. Заканчивая свою книгу «Руно орошенное», святитель Димитрий го­ворит: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я изчести может?».

Ильинской иконе Божией Матери посвящали свои стихи «благоразумные Малороссийские поэты». Одним из пер­вых среди них был свт. Иоанн Максимович:

“В монастыру Ильинском словущом

При игумене Зосиме там сущом

Отцу; житием ангелоподобну, Богоугодну.

В тысящном шестьсот шестьдесятом году

Втором, егда Бог Сын человечу роду

Явился во плоты, беззаконий деля

В числах апреля.

Образ Пречистой Марии Девицы

В церкве явственно чрез дней осмелезивый.

Аки бы живой.

На сей чуд мнозилюдиесмотряху,

Из Чернигова града прихождаху,

Марии слезы слезьми утоляли,

К ней припадали”.

Когда в конце XVIII века решено было создать университет на базе Черниговского Троице-Ильинского монастыря, чудо­творный образ Ильинской Богородицы в серебряном вызолоченном окладе, с се­ребряным венцом, осыпанным драгоцен­ными камнями, 28 ноября 1786 года пе­ренесли в Елецкий монастырь и помести­ли и Успенском соборе. Однако откры­тия университета в Чернигове, так и не последовало. 18 апреля 1794 года чудо­творную икону Ильинской Божией Матери вновь перенесли из Елецкой обители в Ильинский монастырь. Копии этой иконы разошлись по другим монашеским обителям. Некоторые из них, например, икона Ильинской Богородицы в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, прославились многими чудотворениями, за что особенно почитались богомольцами.

Престарелые монахини, знавшие преподобного Лаврентия Черниговского при жизни, утверждают, что находящаяся ныне в Елецком монастыре Ильинская икона является не копией древнего чудо­творного образа, а оригиналом. Батюшка говорил, что именно эта икона явилась ему во сне (в жизни до того он ее не видел).

После закрытия Черниговского Троице-Ильинского монастыря в 1962 году святой образ хранился у монахини Агнии (1996 г.), которая и передала его в открыв­шийся Елецкий монастырь. В конце 1996 года Ильинская икона была отреставри­рована художником-реставратором Раисой Михайловной Боголюб. В Елецкой оби­тели хранится другой, меньших размеров, список с чудотворного образа Ильинской Богоматери в серебряном окладе. Икона эта находилась в Елецком монастыре до его закрытия. Потом (до 1988 года) она хранилась у одной Киевской монахини, которая перед своей кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской Лавры епископу Ионафану. В 1994 году, по благословению наместника Киево-Печерской Лавры игумена Ахиллы, икона была возвращена в Елецкую обитель.

Тропарь, глас 5:

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, узнаваема, известна всему миру. Говоря о русской художественной культуре, многие первым делом вспоминают именно ее. Точный год создания «Троицы» Андрея Рублева установить на сегодняшний день не представляется возможным. Наиболее приближенной датой называют 1411 или 1425-27 годы.

История создания иконы строится преимущественно на догадках. Общепринятая версия гласит, что писалась она по заказу преподобного Никона Радонежского для Троицкого собора. Вопрос даты написания остается открытым, неизвестно, к постройке какого здания икона была готова: к деревянному храму 1411 года? К каменному строению 1425-27 годов? Дошедшие до современности источники дать ответ на вопрос не способны.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Троица

Эта доска иконописца быстро стала образцом для всех последующих создателей образов Святой Троицы. К 1551 году Стоглавым собором было объявлено, что все будущие изображения должны соответствовать ей. А в 1575 году царь Иван Грозный приказал украсить ее золотым окладом. В последствии другими царями оклады также менялись, а сама икона обновлялась в соответствии с представлениями художников тех времен. Восстановлением первоначального вида произведения занялись только к 1904 году.

Описание иконы

Краткое описание иконы «Троица» Андрея Рублева: трое ангелов, олицетворяющих триединство Бога (Отца, Сына, Святого Духа), сидят вокруг стола. Выражения на их лицах отражают безмятежное смирение, их головы слегка наклонены. В своеобразном круге, который они образуют, располагается наполненная чаша.

Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами — крылья, в руках — тонкие посохи, вокруг голов — светящиеся ореолы. На изображении присутствуют не только божественные странники. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Присматриваясь внимательнее, получится увидеть аналог Голгофы, на которую со своим крестом восходил Иисус. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

А. Рублев Троица

Сочетание цветов на картине гармоничное, оттенки мягкие. К сожалению, можно только догадываться, насколько красочной икона была к моменту своего написания (известно, что художник использовал яркие краски): цвета со временем поблекли, а реставраторы на протяжении нескольких сотен лет подгоняли изображение под собственное видение. Фигуры ангелов также стали более воздушно тонкими благодаря вмешательству других художников.

Толкование «Троицы»

Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.

Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа — внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание — церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.

Трое ангелов — воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния — это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.

Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.

Круговая композиция

Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.

Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Круговая композиция

«Троица» Андрея Рублева сегодня

Картина «Троица» Рублева начала реставрироваться от всех внесенных за долгие столетия обновлений в 1904 году. С нее сняли оклады, начали расчищать, приводить к первоначальному виду. Стало понятно, что изначально она писалась яркими красками, хоть сегодня выглядит иначе, более легко, воздушно.

За все время транспортировок икона оказалась повреждена. Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. Вернуть ее в Троице-Сергиевскую лавру не представляется возможным без невосполнимого ущерба. Доска с иконой стабильна, пусть и не совершенна. Но если ее перевозить, имеющиеся повреждения станут более отчетливыми, а краски быстрее отойдут.

Андрей Рублев, «Троица» которого многими воспринимается как само доказательство существования Бога, был причислен РПЦ к лику святых в 1988 году. Посмертно он стал первым канонизированным художником. А его величайшее произведение продолжает захватывать дух, впечатляя ценителей искусства, независимо от того, каким религиозным убеждениям они следуют.

1. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.

2. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.

3. История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.

4. Любимов »Искусство Древней Руси», Москва, «Просвещение», 1974.

5. Ракова М.М., Рязанцева И.В. История русского искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 235 с.

6. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М., ВЛАДОС, 1995. – 394 с.

7. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

8. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Петровец Т.Г., Садомова Ю.В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 431 с.: ил.

10. Софийский собор в Киеве : https://tonkosti.ru/ .

14. Ансамбль Московского Кремля: https://studme.org/1693092225185/kulturologiya/ansambl_moskovskogo_kremlya

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 814 человек из 81 региона

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 191 человек из 61 региона

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 998 человек из 79 регионов
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Икона «Троица ветхозаветная» написана великим русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря. Время создания: XV век, 1425 -1427гг. На ней изображены три ангела, которые, согласно библейской книге Бытия, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Это было первое откровение верующим о Святой Троице — единстве Бога в трех лицах. А сейчас обратимся к композиции. Она крайне интересна. Смотрите, композиция иконы строится по принципу круга, и мысль всматривающегося в Троицу тоже движется по кругу, точнее, мы будто не в силах выйти за его пределы. Этот круг и объединяет трёх Ангелов в неразделимое, в Троицу. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым Ангелом — гора, за левым — палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи — будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца, знак жертвы. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен — в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия» из кельи прп. Сергия Радонежского находится в Троице-Сергиевой Лавре. В 1730 г. от иконы получил исцеление псаломщик, руки которого были сильно искривлены параличом и пригнуты к спине. Божия Матерь, явившись ему в видении, исцелила его. Это событие было засвидетельствовано врачами.

Монашеское чествование Матери Божией в Свято-Троицкой Лавре связано с воспоминанием Ее явления с апп. Петром и Иоанном прп. Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным благодарственного канона с акафистом Пресвятая Богородица произнесла: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, услышана, и об обители своей не тужи более: отныне она будет всем изобиловать, и не только пока ты находишься в этой жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от обители твоей, подавая неоскудно все нужное».

Известно два моленных образа Сергия Радонежского, находившихся в его келии (иначе их называют келейными): «Одигитрия» и свт. Николай Чудотворец. Обе иконы стали предметом блистательного богословского и искусствоведческого анализа о. Павла Флоренского:

«К величайшему счастью, мы имеем две иконы, пред которыми преподобный Сергий молился своею уединенною молитвою, пред которыми он открывал свою душу и которые открывали ему душу иных миров. По характеру иконописи, избранной великим носителем Духа лично себе на молитву, в свою пустынную келию, мы можем понять строение его собственного духа, внутреннюю его жизнь, те духовные силы, которыми вскормил свой дух родоначальник Руси (Флоренский П. А. Моленные иконы прп. Сергия // ЖМП, 1969, № 9. — С. 81).

Очень возможно, что эти иконы раньше были семейными, знакомыми Сергию с детства, спасенными во время разгрома Ростова или кем-то принесены в дар. Но то, что Сергий сделал их своими келейными иконами, не может быть случайностью. Не случайно и то, что после кончины Сергия обе иконы находились около раки, в которой покоились останки Преподобного.

Отец Павел кропотливо описывает келейную икону «Одигитрии»:

«Лик Божией Матери овален, овал же удлинен и поразительно плавный и девственно чистый по своим линиям. Нижняя часть лица Богоматери – по очертанию очень моложава. В особенности юны и девственны губы, то есть та часть лица, которая прежде всего выдает всякую внутреннюю несвежесть, и, не без смысла, как наиболее обнажающий глубины воли линии рта очень упруги, а самый рот весь подобран, – но что особенно характерно – без всякой сухости, или жесткости; спокойны, мирны и исполнены глубокого самообладания уста Богоматери. Обращает внимание довольно большая длина верхней губы; притом верхняя губа, несколько выступающая над нижней, и выступая, заканчивается как бы остроконечно. Это выступание сообщает лику Божией Матери выражение невинное и детское, а некоторая остроконечность середины ее, – как известно, характерный признак девственности. Этому выражению способствует очень выраженная ямочка на верхней губе; ее упругость и подчеркнутостъ – опять свидетельство юности и девственности, ибо с летами это углубление расплывается. Вообще нижняя часть лица Богоматери – почти девочки, не тронутой еще ни сомнениями, ни волнениями, тому же впечатлению содействует подбородок, достаточно развитой, очень округлый и выступающий вперед и несколько яйцевидный; в нем чувствуется большая родовитость, большая самособранная сила. Это яйцевидность подбородка дает впечатление полного равенства между тем, что Богоматерь есть в глубинах своей первичной воли, и чем она является на поверхности своего лика великой цельности всего духовного облика. Мощная, очень высокая конически суживающаяся кверху шея очерчена поразительно прекрасной волнистой линией. Этой линией особенно выражено органическое благородство, глубочайший аристократизм духа и тела Богоматери. Эта низкая постановка ушей, по-видимому, должна дать впечатление некоторой запрокинутости головы и шеи, что подтверждается чрезвычайной открытостью шеи. А это, в свой черед, выражает необыкновенную упругость шеи и всего организма, какую-то бытийственную бодрость и нерастленность его. Розово-заревое вохрение шеи и лика, опять-таки, подчеркивает здоровость и упругость тканей при усиленной деятельности сердца. «Одигитрия» глубоко антична. Брови правильной формы высоко поставлены над глазницами, что показывает «какую-то спокойную деятельность мысли, какое-то умиленное удивление созерцаемому ею. А этот признак мысли подтверждается несколькими напряженными лобными мышцами. Около рта сосредоточивалось выражение девственной воли и неповрежденной целостности самой натуры Богоматери».

«Оценивая лик Богоматери в целом, мы не можем не выделить в нем два определенно выраженных мотива: это мотив девственности, свежести и юности нижней части лица, имеющей свой фокус в области рта и выражающей духовный отклик на жизнь со стороны Богоматери, и мотива, раскрываемого областью глаз, – умудренной зрелости и величавого достоинства мысли, хранящей бодрую надежду и спокойное и мирное «да» бытию», – отмечает знаменитый богослов-искусствовед. Руки Богородицы «глубоко спокойны и вполне трезвенны».

В Младенце поражает голова, ее форма и объем, преобладание верхней черепной части над лицевой. Количественные измерения дают Флоренскому заметить, что «множество гениальных людей рождалось именно с такими признаками, при созерцании таковых всегда чувствуется какой-то мистический луч иных миров, на младенцах почивающий».

Общее заключение поражает и наблюдательностью, и подъемной силой мысли:

«В Матери и Сыне чувствуется огромное ведение. Они оба, в особенности Младенец, царственно и абсолютно просто мудрый, мудрый без усилия, без напряжения, без искания, они мудры без движения: без туги, в себе самих знают Они все, и хотя Они в мире и в него погруженные, Они оба остаются над ним и вне его – в Себе самих мирные покоем вечности, которого не нарушить никаким земным буреванием. В Них чувствуется опора и твердыня, от всей иконы веет бесконечным миром, совершенным спокойствием присно обладаемой мудрости. От Одигитрии исходит духовное лучение, струится пренебесный свет. Она дает небесные дары. В иконе представлено божественное, легкою стопою спускающееся долу, царствие небесное, вечная радость о Духе-Утешителе, воплощающееся на земле. Мирной надеждой светит Одигитрия-Путеводительница» .

Едва ли можно найти точнее характеристику Сергия, нежели эта, к нему формально не относящаяся. Спокойствие присно обладаемой мудростью, знание всего в себе, сочетание погруженности в этот мир и пребывание вне его, с Богом, и, конечно, опора и твердыня – все это, как нельзя лучше, относится и к Сергию.

Празднование чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрия» Сергиевской установлено 10 августа.

Источник: В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — С. 665-671.

Мозаичная икона Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе [1]
Х[1] Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него.
Читать далее. Троице-Сергиевой Лавры [2]
Х[2] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее.

Наши предки все свои достижения, все свои добрые дела приписывали не себе, дабы не возгордиться и не потерпеть крушения, а помощи Божией. И в этом случае история показала, что, казалось бы, в безнадежной ситуации, Заступница рода христианского помогла выбить из Москвы иноземцев. 15 лет в истории [4]
Х[4] Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск , в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название.
Читать далее. России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя много событий. Нам сегодня трудно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям.

Определенные жизненные трудности подстерегают каждого человека. Болезни, материальные проблемы, сложности в отношениях с ближними – всё это неизбежно на жизненном пути. В горести и радости православные верующие обращаются к своим главным помощникам – Господу, Пресвятой Богородице, святым и ангелам.

Приобретайте икону Божией Матери Одигитрия на этой странице /catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-odigitriya/. Покупку доставим быстро и аккуратно.

Традиционно христиане молятся перед образами тех, к кому обращены их просьбы. Так как верной заступницей православных является Божья Матерь, то неудивительно, что существует множество святынь, на которых изображена Небесная Владычица.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Одной из самых почитаемых в народе святынь является икона Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает этот образ? Почему верующие с такой любовью относятся к этой святыне? Какова его история? Если хотите получить ответы, то читайте статью дальше!

История появления иконы

Что значит слово «Одигитрия»? В переводе на русский язык «Одигитрия» означает «Путеводительница». По преданию, иконописцем этого образа стал сам евангелист Лука. Святыня была написана ещё при земной жизни Пречистой Девы. Спрашивается, при чём тут Смоленск и почему образ называется Смоленским, если его написали тогда, когда этого города ещё не существовало на карте?

Всё просто. Образ немало «попутешествовал». Со своей Родины – Антиохии – святую икону передали в Иерусалим; оттуда – в Константинополь. Затем этой святыней на брак благословили Анну – дочь греческого императора и будущую жену русского князя Всеволода Ярославовича. Так образ попал на территорию Руси. Сын Анны и Всеволода – Владимир Мономах – перенес образ в Смоленск.

Итак, перед тем как попасть в Смоленск образ «побывал» в таких краях:

  • Антиохия.
  • Иерусалим.
  • Константинополь.

Произошло это в начале XII столетия. С тех образ называется так: икона Смоленская Божья Матерь. В чём помогает святыня и где она сейчас – вы узнаете дальше.

До 1941 года образ продолжал находиться в Смоленске. Однако с началом Великой Отечественной войны след иконы пропал. Уничтожена ли святыня либо хранится у кого-то из верующих – остаётся только догадываться.

К счастью, в России осталось несколько икон-копий этого чудотворного образа. Поэтому верующие имеют возможность продолжать молиться перед святыней.

Помолиться перед копией образа можно как в храме, так и у себя дома. Если вы искренне почитаете этот образ, то обязательно стоит разместить на домашнем иконостасе икону Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает молитва перед образом?

О чём молиться перед святой иконой

Верной защитницей православных верующих является Смоленская икона Божией Матери. В чем помогает молитва перед святыней? Перед образом верующие традиционно молятся о таком:

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

  • О военнослужащих – о сохранении здоровья и жизни на поле боя.
  • Об убережении от эпидемий и болезней.
  • О мире на родной земле.
  • Во избежание конфликтов дома, на работе и так далее.
  • О помощи путешествующим (молиться могут как сами путешественники, так и их близкие). Такая молитва логична, ведь образ в переводе называется «Путеводительница».

Известно о множестве чудес, происходящих после молитвенных просьб перед Смоленской иконой Божией Матери. О чем молятся верующие перед этой святыней, то и исполняется, если есть на то воля Творца.

Сбудется ли ваша просьба – неизвестно, ведь пути Господи неисповедимы. От вас зависит лишь только искренность и усердие в молитвенном делании. Тогда вы сможете быть уверены, что сделали всё возможное от вас.

В любом случае неизвестность – не повод отказываться от молитвы. Молитесь, и Господь направит Вас на путь истинный.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Накануне дня памяти Казанской иконы Божией Матери в Свято-Троицкий собор Кургана привезли новую святыню.

4 ноября православные христиане отметят праздник Казанской иконы Богородицы. Для Курганской области это один из самых чтимых образов — по преданию икона приплыла по реке Нияп в Белозерском районе на место, где сейчас расположен Чимеевский монастырь. Накануне праздника губернатор Вадим Шумков передал икону в Троицкий собор Кургана.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

— Это большая честь и радость для нас. Храм является воплощением Божией Матери. Здесь второй престол Казанской иконы Божией Матери. Мы нижайше благодарим губернатора за большой и радостный подарок, — сказал Михаил (Шушарин), старший священник Троицкого собора.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Строительство Троицкого собора началось с закладки первого камня в августе 2017-го. Храм имеет два престола: в честь Святой Троицы и в честь Казанской иконы Богородицы. Новую святыню расположили рядом с другим образом Божией Матери.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

В храм её привез меценат собора Сергей Муратов. 4 ноября икону поместят на аналое. Это подставка, которая установлена в центре храма, туда обычно кладут праздничную икону.

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

— Торжественная служба в честь Казанской иконы Божией Матери будет завтра, будем величать пресвятую Богородицу в день её торжества, — сказал отец Михаил (Шушарин).

Самый высокий собор Кургана освятят, как только завершатся все строительные работы. Сейчас рабочие заканчивают монтаж входных групп.

Ссылка на основную публикацию