Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» — самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» — 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

1 ответ

Стихотворение М. Ю.Лермонтова «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою) написано в 1837 году.

Лирический герой стихотворения обращается к Божьей Матери с молитвой о любимой женщине и ее счастье.

В стихотворении три образа: лирический герой, Богоматерь и та, о ком молится герой. Причем себя герой отставляет на второй план, а на первый выходит возлюбленная.

Она нравственно чиста и беззащитна перед холодным, враждебным миром.

Герой одинок и грустен, но он умеет жертвовать своими чувствами, глушить их ради того, чтобы позаботиться о родном человеке.

Стихотворение наполнено эпитетами. О себе герой говорит «душа пустынная», «странник безродный», а возлюбленную называет нежно, ласково, с любовью: «дева невинная», «душа достойная». Для нее он прости «лучшего ангела», «молодость светлую», «старость спокойную».

Эпитеты придают речи героя напевность, красоту и оставляют чувство легкой грусти.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.

Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.

Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.

Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.

Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.

Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости.

В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке.

В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение — крик души Лермонтова.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Собака

Философское направление присутствует в произведения многих авторов и поэтов, и Бунин Иван Алексеевич не становится исключением. Наиболее заметно данное направление в его произведение «Собака». Нужно сразу же отметить,

Анализ стихотворения Бунина Мать

Стихотворение «Мать», как и другие у Бунина, красивое и особенное. Поэт поздно уехал от родителей, тогда ему было 17 лет. Он был душевно привязан к матери и сравнивал с ней всех представителей прекрасного пола, которые ему попадались.

Анализ стихотворения Некрасова Мы с тобой бестолковые люди

В 1851году Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди», посвященное его возлюбленной – А. Панаевой. Удивительная история, которая снискала не одобрение, а осуждение со стороны общественности, когда Некрасов влюбился в замужнюю женщину,

Анализ стихотворения Барто Разлука

Агния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» — стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же,

Анализ стихотворения Мои пенаты Батюшкова

Появление в раннем творчестве К. Н. Батюшкова мотива, связанного с определением особого внимания земным благам — яркий, своеобразный элемент, который выделил его поэзию. Произведение написано вдали от интеллигенции

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЛЕРМОНТОВ

М.Ю.Лермонтов — выдающийся русский поэт, лирика которого вошла в сокровищницу отечественной литературы. Стихи его заставляют нас совершенно иначе взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.

Нам очень близка мысль поэта о том, что невозможно на этой земле прожить без веры в бессмертие души и без христианского смирения. Е.А.Арсеньева, имея в виду стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), с гордостью говорила: «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс».

Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать, что с утратой веры в Бога человек остаётся на земле беззащитным, истончаются и подтачиваются корни лучших нравственных чувств и сердечных движений, наступает духовная смерть и утрата высшего смысла жизни.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре В.А. Лопухиной.

Произведение состоит из четырёх строф, написанных катреном. Автор использует перекрёстную рифмовку и только дактилические рифмы, что придаёт стихотворению мелодичность.

Лермонтов говорит о тайнах человеческого бытия, о любви. В начале своего поэтического творения он с любовью и доверием обращается к Матери Божией:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием…

Лирический герой молится о душе «чужой»:

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Обратим внимание на то, каким размером написан шедевр. Безусловно, перед нами дактиль, который придаёт стиху некоторую величественность и позволяет в форме молитвы высказать «теплой заступнице» самое заветное своё желание Лирический герой просит заступницу дать «деве невинной» «спутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную…».

Лермонтовские строки поражают своей музыкальностью. Стихотворение делают похожим на молитву повторяющиеся гласные «о», «а», «у» и сонорные согласные «р», «л», «м», «н».

Чувства, высказанные в этом обращении к Матери Божией, поражают искренностью, чистотой и благородством. Он молится о послании душе любимой «лучшего ангела» в «час прощальный»:

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле.

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. «)

Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную»), а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонто­ва. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они но праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную прось­бу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей свое­го творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим обра­зом они создают поразительную антитезу (противопоставление).

В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре В.А. Лопухиной.
Произведение состоит из четырёх строф, написанных катреном. Автор использует перекрёстную рифмовку и только дактилические рифмы, что придаёт стихотворению мелодичность.
Лермонтов говорит о тайнах человеческого бытия, о любви. В начале своего поэтического творения он с любовью и доверием обращается к Матери Божией:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием…
Лирический герой молится о душе «чужой»:
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Обратим внимание на то, каким размером написан шедевр. Безусловно, перед нами дактиль, который придаёт стиху некоторую величественность и позволяет в форме молитвы высказать «теплой заступнице» самое заветное своё желание Лирический герой просит заступницу дать «деве невинной» «спутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную…».
Лермонтовские строки поражают своей музыкальностью. Стихотворение делают похожим на молитву повторяющиеся гласные «о», «а», «у» и сонорные согласные «р», «л», «м», «н».
Чувства, высказанные в этом обращении к Матери Божией, поражают искренностью, чистотой и благородством. Он молится о послании душе любимой «лучшего ангела» в «час прощальный»:

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле.

1 ответ

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» датировано 1837 г. Опубликовано в 1840 г. в «Отечественных записках».

Лирический герой обращается с молитвой к богородице. Он говорит о своей разочарованности, о своей опустошенной душе. Только не о себе он просит матерь божию. Он обращается с просьбой позаботиться о деве невинной. Он просит для нее светлой молодости, покойной старости, чтобы лучший ангел принял ее душу в последний час. Образ лирического героя отличается зрелой душой. Несмотря на молодой возраст, поэт хорошо знает жизнь, он рассуждает о жизни как пожилой человек.

В стихотворении звучит мотив смирения, покорности судьбе. Такой образ создается с помощью различных языковых средств. Эпитеты душа пустынная, странник безродный, мир холодный отражают состояние лирического героя и его мироощущение. Эпитеты теплая заступница, душа достойная, молодость светлая, старость покойная помогают понять, как относится лирический герой к девушке, о которой он просит богородицу.

«Молитва» (1837). По мнению С. Наровчатова: «Молит­ва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть назва­ны гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Лирический герой обращается к Матери Божьей с единственной просьбой:

… вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о счастье для своей возлюбленной:

Стихотворения такого колоритного поэта, как М. Ю. Лермонтов, знакомы нам с самого раннего детства, и сложно представить себе автора, писавшего более понятно и красиво. Произведения этого человека настолько проникновенны, что от их прочтения остается неизгладимое чувство прикосновения к чему-то живому, прекрасному, чистому. Наверное, за счет этого в первом классе нами так легко усваиваются строки из стихотворений «Белая береза» и «Парус». Настолько легко, что остаются в нашей памяти на всю жизнь.

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Великий автор с верой в доброе, светлое, вечное

Несмотря на то что в данной статье мы более глубоко постараемся произвести анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов написал еще два произведения, которые имеют прямую направленность к православию. В них юный Михаил выражает всю свою надежду на благоприятный исход жизненных событий, в которых оказался. В каждом из них просьба, взывание к святым силам, в помощь которых, несомненно, верил Лермонтов, молитва. «Ангел» — второе стихотворение, в котором присутствует обращение к эфемерному существу из другого мира. Оно очень эмоциональное, как раз в стиле Михаила Юрьевича. Помимо вышеперечисленных, есть еще одна авторская молитва. Лермонтов «Я, матерь божия. » не зря назвал по первой строчке, так как именно ее многие считают самой сильной и запоминающейся во всем произведении.

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

В каждой из трех рифмованных молитв можно проследить яркую взаимосвязь с переживаниями великого поэта. Жизнь его была далеко не безоблачной, но несмотря на все перипетии на своем пути, Михаил не сдавался. Вопреки всем, кто утверждал, что Лермонтова гложут депрессии и переживания, он творил и свято верил в Бога.

Анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов М. Ю.

Произведения Михаила Юрьевича отличаются противоборством и бунтарской манерой изложения. Многие недолюбливали его за правду и понимание работы политической структуры, но большинство людей восхищались смелостью совсем еще молодого писателя и брали с него пример. Несмотря на силу воли и возможность выразить с своих словах собственную позицию противоборства, у данного автора есть произведения, которые отличаются спокойствием и глубиной той боли, что чувствовал Михаил Юрьевич. Представляем вам анализ стихотворения «Молитва», Лермонтов поистине раскрывает в нем для читателя всю свою душу.

Тихие переживания автора

Анализ стихотворения молитва лермонтова я матерь божия

Отважный, патриотичный и успешный, Михаил Юрьевич заявлял о себе в каждом произведении, но анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова говорит о том, что в душе поэта скрывались глубинные переживания и сомнения, которые никто, кроме Бога, не мог усмирить. За маской самоуверенного писателя скрывалась ранимая личность, и это отражается в каждой строчке сего произведения. Оно получилось тихое и спокойное, совсем не похожее на кричащие тексты Михаила, что еще раз доказывает духовную усталость и одиночество. Ведь истинное одиночество заключается не в отсутствии людей в окружении, а в отсутствии тех, кто никогда не предаст. Михаил Лермонтов, как никто другой, знал цену истинным чувствам и переживаниям.

Сайт обслуживается в REG.RU

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Сайт обслуживается в REG.RU

Работа сайта временно приостановлена

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон , в котором отныне будут находиться его стихи.

Разрабатываются и отдельные лирические жанры — элегия, дума, «лирический монолог»… Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности

картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма.

В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность. В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва». Итак, «Молитва» — лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную».

Можно отметить, что в этом стихотворении нет

глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя. О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной».

Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню — неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою… Не за свою молю душу пустынную, За душу странника, в свете безродного…

Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет ее «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:

Пред твоим образом, ярким сиянием… В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою… Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием… Но вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного… Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов . Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка — они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур. Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало . И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения.

Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы . Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения. Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

Окружи счастием душу достойную… Молодость светлую, старость покойную… В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности.

По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва. Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности.

Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

М. Ю. Лермонтов — русский поэт-классик, его имя известно всему миру. Его поэтические строки призывают потомков задуматься о существующей действительности. Автор пытается донести до нас сегодняшних, что жить без веры нельзя.

Годом рождения «Молитвы» можно считать 1837. Оно создано им в тяжёлую годину: за крик его души «Смерть поэта» последовало задержание. В 1938 году в письме к Машеньке Лопухиной он отправляет стих «Молитва» для её сестры.

Произведение «Молитва» — одно из лучших в воспевании любви. В нем столько сокровенной чистоты, нежнейших любовных чувств.

Анализ стихотворения «Молитва» даёт оценку отношения автора к жизни человека вообще и его безграничной веры Матери-заступнице:

«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою».

Но лермонтовский герой обращается к заступнице не для себя.

Кто же этот человек, за кого он обращается к божественным силам? В стихах она названа девой невинной. Никому не известно имя, кем была для автора, какого возраста. Но это и не главное.

Повествование в самом начале очень сбивчивое, почти с исступлением произносятся обращения и пояснения. Но после — высказанная мольба:

«Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного».

Постепенно наступает спокойствие и умиротворение.

В лирике М. Ю. Лермонтов часто обращается к величию души, к возможностям духовного раскрепощения, к нравственной чистоте. Проводя анализ стихотворения «Молитва», вчитываясь в его строки, кажется, будто сам приобщаешься к его тайной молитве. Слова моления звучат, как гимн вечности, безгрешности.
Сила благодати несет облегчение.

«Холодный мир» для Лермонтова не абстрактен. Он окружал его на протяжении всей жизни. В сочетании со словами «теплой заступницей», впечатление об одиночестве героя становится еще явственнее. К самой «теплой» заступнице обращается с мольбой даровать «деве невинной» счастья в настоящем, светлых дней в будущем и достойной старости.

Саму молитву Лермонтов назвал «созвучье слов живых». Это, как голос его страдающей души, желающей избавиться от тяжкого груза и гнетущих сомнений. Лермонтовский лирический герой произносит слова молитвы искренне, в них звучат чистота и благородство.

Пропуская строчки через себя, снова и снова убеждаешься в том, как хорошо понимал автор русский народ и то, что только через молитву можно познать Бога и Матерь Божью. Да и само стихотворение своей напевностью и мелодичностью похоже на молитву.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector