Акафист божией матери текст читать

Акафист – это гимнографическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку. Слово «Акафист» с греческого переводится как «неседальная песнь», то есть песнь, которую поют не садясь, стоя. Древний кондак в его классическом виде – это поэма из 20–30 строф (икосов), постепенно развивающих одну общую тему. В греческой традиции все строфы – и малые, и большие, – именуются икосами, что буквально означает «дом» и имеет корни в сирийской поэтике. Таким образом, акафист представляет собой небольшую поэму, состоящую из основного «кондака» с определенным окончанием или припевом, за которым следуют еще 24 строфы, состоящие из попеременного чередования 12 икосов и 13 кондаков. При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки – припевом «аллилуиа».

Великий акафист Пресвятой Богородице – единственный из акафистов, который внесен в богослужебный устав. Богослужебное употребление Великого Акафиста предписано русским Типиконом в пятую субботу Великого Поста на утрене – эта служба носит название «Похвала Богородицы». У греков Акафист поется иначе: в первые четыре субботы Великого поста он исполняется на повечерии по «статиям», то есть раздельно на четыре части; в первую субботу первые три кондака и икоса, во вторую – следующие три и т.д., а в пятую субботу, как и в практике Русской Православной Церкви – весь Акафист целиком.

Первый из известных акафистов – Великий Богородичный акафист – написан, вероятно, в царствование императора Ираклия, примерно к 626 году, то есть ко времени освобождения Константинополя от нашествия персов и их союзников, воспользовавшихся отсутствием императора в городе и осадивших столицу с моря. На это событие содержится указание и в самом тексте акафиста: «Радуйся, огня поклонение угасившая» (персы были огнепоклонниками). Кондак «Взбранной Воеводе…» изначально был песней, прославляющей Божию Матерь, он звучал иначе и состоял из множества строф. В синаксаре Субботы Акафиста в Постной Триоди говорится, что он был исполнен в Константинополе 7 августа 626 г. как благодарственная песнь Богородице за избавление от нашествия иноплеменников (аваров). В первом кондаке Богородица воспевается как «Взбранная Воевода», то есть военачальница, всех превосходящая в сражениях. Кондак заканчивается молитвенной просьбой к Богородице, как «имеющей державу», т. е. власть и силу, непобедимую, и впредь избавлять людей своих от всяких бед, дабы они к Ней радостно взывали: «Радуйся, Невесто неневестная».

Дальнейший текст Акафиста уже никак прямо не связан с военным событием, объясняющим содержание первого кондака, который впоследствии был присоединен к тексту. Великий Акафист представляет собой поэтический пересказ Евангельских событий, связанных с Рождеством Христовым, а также раскрытие христианского учения о спасении во Христе и о Боговоплощении через Пресвятую Деву Марию. При этом привлекается как библейский материал Ветхого и Нового Завета, так и церковного предания. Также встречаются упоминания о современных на тот момент церковно-политических событиях. Предположительно автором акафиста был Роман Сладкопевец. Кроме него рассматривают еще несколько вариантов авторства, среди них называют Георгия Писидийского (VII в.), патриарха Сергия (VII в.) и др.

Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати различных обращениях-именованиях Богородицы, начинающихся со слова «Радуйся» и представляющих молитвенно-поэтические вариации на тему приветствия, с которым обратился Архангел Гавриил к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Каждый икос заканчивается припевом «Радуйся, Невесто неневестная». Кондаки заканчиваются припевом «Аллилуиа» (евр. «Слава Тебе, Боже»), за исключением первого кондака, имеющего окончание икоса: «Радуйся, Невесто неневестная». Подобная схема была взята последующими авторами акафистов как образец для подражания и определила форму этого жанра.

По количеству слогов первая и последняя пара приветствий (хайретизмов) – всегда самая короткая, а к середине они удлиняются. Парная структура хайретизмов в русской богослужебной практике вообще ярко выражена: например, кондаки, кроме первого и иногда тринадцатого, а также все начала икосов обычно читаются священником, а сами хайретизмы поет хор, причем на две (или четыре) все время повторяющиеся мелодические строки.

Великий Акафист в греческом подлиннике имеет алфавитный акростих, согласно которому чередующиеся кондаки и икосы начинаются каждый раз со следующей буквы греческого алфавита в их строгой очередности – от альфы («Ангел предстатель…») до омеги («О всепетая Мати…») – по-славянски это можно заметить лишь на примере первого икоса и последнего, тринадцатого кондака. Вообще же использование акростиха, сочетание начальных букв богослужебных стихов дает какую-либо фразу, относящуюся к празднуемому событию, или открывает имя автора канона.

Главным повторяющимся хайретизмом является приветствие «Радуйся, Невесто неневестная» – выразительный пример того, как бывает трудно перевести на современный язык церковнославянскую фразу, смысл которой в общем понятен, но передать его, сохранив при этом высоту стиля и благоговейность, почти невозможно. Дева Мария – Невеста, у Которой нет жениха, или мужа, в плотском смысле (именно такое значение имеет слово «неневестная»), но Которая безмужно, бессеменно стала Матерью Господа Иисуса Христа.

Иконографическая традиция изображения Великого Акафиста Пресвятой Богородицы получает свое распространение в искусстве Византии XI–XII вв. Самый древний цикл Акафиста отражен во фресках храма Панагии Олимпиотиссы в Элассоне. Примером фресковой иконографии может быть роспись храма Ризоположения Московского Кремля: два нижних яруса росписи стен церкви (третий и четвертый) отведены иллюстрациям Великого Акафиста, прославляющего Богородицу. Ярким примером фресковой акафистной иконографии является и акафистный цикл росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, и многие другие.

Помимо фресковых росписей Акафист Богоматери обрел также иные воплощения в иконописи. Ярким примером иконописных образов могут служить иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом в 24 клеймах» конца XVIII в., «Акафист Богоматери Казанской» из собрания Государственного музея палехского искусства, середины XVIII в. и др.

Была описана необычная история иконы Божьей матери Нечаянная Радость, которая вошла в сочинение Святителя Дмитрия Ростовского Руно орошенное. История повествовала о грешном человеке, который занимался злыми делами, но при этом молился Богоматери о их удачном совершении. Но однажды, как написано в повести, он молился и открылось ему следующее: видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте. Человек был напуган и спросил об этом Деву Марию, а в ответ услышал, что люди грешные вновь распинают Христа делами своими и заставляют скорбеть о них. Грешник долго вымаливал прощение и получил его. Так появилась икона Нечаянная радость. До сих пор прихожане молятся у этой благословенной святыни и прославляют читая акафист Богородице Нечаянная радость.
Акафист у иконы Нечаянная радость читается в дни памяти, которые православной церковью отмечаются в мае 1 и 21 числа, а также 9 декабря — согласно юлианского календаря. Акафистом является песнопение, которое прославляет Матерь Божью, Господа и Святых угодников Божьих. Прославляя мы благодарим их за то, что они оказывают помощь в решении проблем, которые встречаются на жизненном пути каждого мирянина. Следовательно, читать акафист Богородице Нечаянная радость необходимо, если вы обращаетесь за помощью к Богородице именно перед этой иконой.
Акафист Божьей матери Нечаянная радость является сильнейшим молитвенным обращением к Матери Божьей. Помогает во всех печалях и скорбях житейских. У чудотворной иконы нечаянная радость молятся о потерянных родных и о скорейшем их возвращении, в лишениях различных и спасаясь от клеветнических наговоров, а также о супругах, которые далеко друг от друга. Например, молясь о путешественниках попавших в сложные условия, стоит просить Богоматерь у ее святой иконы Нечаянная радость защиты для них, а также скорейшего и успешного возвращения их.
Текст акафиста читаемый перед иконой Божией Матери Нечаянная радость

Кондак №1
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти:
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Икос №1
Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице:
Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.
Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.
Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая.
Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; радуйся, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; радуйся, Радость всему миру родившая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак №2
Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословию, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос №2
Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздиныя, грехи человеческими Ему содеянныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая.
Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще всех, призывающих имя Твое святое.
Радуйс

Акафист божией матери текст читатьНа вечерней службе (субботней утрене) читается Акафист Пресвятой Богородице.

Сегодня пятница пятой седмицы Великого поста. Церковь совершает богослужение, называемое Похвалой Пресвятой Богородицы.

На вечерней службе (субботней утрене) читается Акафист Пресвятой Богородице. Акафист восходит корнями своими к кондаку. Кондак – многострофное гимнографическое произведение, распространенное в первом тысячелетии. Состоял кондак из разного количества строф. Строфы – особым образом расположенные блоки текста. Строфы писались по законам античной поэзии, с использованием античных метров. Именно из формы кондака и рожден Акафист.

Автором Акафиста является преподобный Роман Сладкопевец, но и не только он. Группа авторов, которая работала над этим творением, до сих пор уточняется.

Акафист уникален по своей красоте. Один знакомый батюшка переводил его на иностранные языки и говорил об ощущении, что соприкасаешься с каким-то неземным текстом. «Человек не мог так написать» — свидетельствовал он.

Если бы ещё спеть так, как пели византийцы! А акафист поётся. Причём стоя. Само слово «акафист» переводится как «не сидеть». Но мы не знаем, как пели тогда. Мы поём сегодня на церковно-славянском, на наши гласы, и это тоже красиво.

По содержанию в Акафисте две части: повествовательная и славительная. В повествовательной части описывается, по сути, событие Благовещения. А в славительной или похвалительной части славится Пресвятая Богородица, в очень разных сравнениях. Более ста сравнений Богородицы с какими-то природными явлениями или предметами! И это всё так искусно сделано, что просто диву даёшься, откуда у автора такая образность мышления. «Радуйся, еже радость воссияет; Радуйся, еже клятва исчезнет; Радуйся, падшего Адама воззвание; Радуйся, слез Евиных избавление» — и так далее. Переплетения этих сравнений помогают глубоко погрузиться в церковное богословствование о Матери нашего Господа.

Некоторые спрашивают, зачем всё это надо, зачем все эти песни петь, почему нельзя просто и кратко помолиться Богородице. Понимаете, одно дело сказать: Пресвятая Богородица, дай то, дай то, дай это. А другое дело — спеть вот такой удивительный гимн. Он располагает человека к молитве, вводит в молитвенное состояние, возносит человека к Богу. Вообще, настоящее богословие всегда поэтично, и самая высокая поэзия всегда связана с богословием. Православная молитва — это всегда и поэзия, и богословие.

Мы сами в этот момент как-то духовно преображаемся, наполняемся. Для этого и существуют наши православные песни, гимны, которые возвышают человека и культурно, и духовно, устремляют его к Богу.

Читайте акафист этот почаще, не только в пятницу пятой седмицы поста! А вообще, как только будет время. Это, по сути, единственный акафист, который богослужебная жизнь Церкви в себя вобрала. Все остальные акафисты написаны по примеру этого акафиста. В них можно увидеть, что первые строфы берутся из Благовещенского акафиста, как некая модель. Все остальные акафисты в уставе православного богослужения не присутствуют. Уставной акафист только один — Благовещенский. Все остальные — только подражание.

Есть и другие хорошие акафисты: Иисусу Сладчайшему (некое введение в Иисусову молитву), акафист свт. Николаю Чудотворцу. Есть и слабенькие акафисты, которые писали барышни, греко-католички в 19-м веке. Но этот Акафист Пресвятой Богородице – уникален, и это самый первый акафист, от которого уже произошли все. Будем читать его, петь, учить наизусть. И хвалить Божию Матерь, которая достойна всякой похвалы.

Братья и сестры! Многим людям, родившимся в невенчанном браке, старец схиархимандрит Иоанникий советует читать Благовещенский акафист Божией Матери. Некоторые путают его с акафистом Благовещению Пресвятой Богородицы. Но это не тот акафист. Акафист о котором идёт речь — "Благовещенский", он такой не по названию, а по смыслу и содержанию. Именно в нём есть эти слова : ТЫ ОБНОВИЛА, ЗАЧАТЫЕ СТУДНО (в 10 икосе) — его и нужно читать. А акафист "Благовещению Пресвятой Богородицы" — это другой. Приведем ответ священника о Благовещенском акафисте Божией Матери.
Вопрос: "Прочитала книгу "Лилии полевые", там был рассказ "Отец Сергий С.", где он рекомендовал читать ежедневно Благовещенский акафист Царице Небесной. Еще он говорил, что это самый древний акафист, впоследствии этот акафист явился образцом для всех акафистов. Я просмотрела книгу акафистов Божьей Матери, но его не нашла. Очень бы мне хотелось его прочитать. Где его можно найти?
Татьяна

Ответ: Уважаемая Татьяна, "Благовещенский акафист Царице Небесной" напечатан почти в каждом православном молитвослове и именуется "Акафист Пресвятой Богородице", а начинается со слов "Взбранной Воеводе победительная. ". Это действительно самый древний Акафист, послуживший образцом для всех других — древних и современных. Он читается также в Субботу Акафиста (суббота пятой недели Великого поста) на особом богослужении. Если Вы внимательно прочитаете его, то увидите, что в нем идет речь о благовествовании Деве Марии".

Ссылка на основную публикацию