14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Этот праздник и православные, и католики отмечают 1 января — одни по григорианскому, другие по юлианскому календарю. А в России Обрезание Господне в советские времена превратилось в «Старый Новый год», так как до 1918-го оно совпадало с гражданским новолетием.

Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем «призрачной плоти», как учили некоторые еретики.

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое».

В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого

Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклитиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец был известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять человек детей, из них пятеро были потом причислены к лику святых.

Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».

Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании: в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и усиленно занимались изучением Священного Писания.

В царствование Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию он вновь приехал лишь при воцарении императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.

В это время Василий составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению, низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен».

Болезни, труды, воздержание, заботы и скорби пастырского служения рано истощили его силы — преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет и в скором времени был причислен к лику святых.

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Обрезание Господне в 2023 году православными христианами будет праздноваться 14 января. Историю этого Великого праздника Вы сможете узнать, прочитав статью.

Обрезание Господне в 2023 году — 14 января

14 января в 2023 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию Господню, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 1/14 января.

14 января (1 января по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 31-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать первой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественские святки продолжаются, согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам. Далее коротко расскажем об этом празднике и о святых сегодняшнего дня.

Также сегодня во многих семьях празднуется «Старый новый год», то есть гражданское новолетие по старому (юлианскому) календарю. Этот праздник возвращает нас к дореволюционным традициям, однако не является церковным, как и некоторые славянские традиции «Василь-дня», в народе именуемого «свиным праздником» (чьим главным блюдом в старину был «кесаретский поросенок»).

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10 — 14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31 — 33; Лк. 2, 21). Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов. А потому неслучайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого. Подробнее — в нашем материале «Вселенский учитель Церкви», опубликованном на страницах сайта телеканала «Царьград».

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Святитель Василий Великий. Фото: www.globallookpress.com

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361–363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, ещё четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

14 января (1 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 32-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать второй недели после праздника Святой Троицы). Рождественские святки продолжаются, согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам. Также сегодня во многих семьях празднуется «Старый Новый год», то есть гражданское новолетие по старому (юлианскому) календарю. Этот праздник возвращает нас к дореволюционным традициям, однако не является церковным.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21). Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учителем и наставником для многих поколений богословов. А потому неслучайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого. Подробнее – в нашем материале «Вселенский учитель Церкви», опубликованном на страницах сайта телеканала Царьград.

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Святитель Василий Великий. Фото: www.globallookpress.com

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361–363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, ещё четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

14 января (1 января по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы). Рождественские святки продолжаются, согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам. Также сегодня во многих семьях празднуется старый Новый год, то есть гражданское новолетие по старому (юлианскому) календарю. Этот праздник возвращает нас к дореволюционным традициям, однако не является церковным.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учителем и наставником для многих поколений богословов. А потому неслучайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого. Подробнее – в нашем материале «Вселенский учитель Церкви», опубликованном на страницах сайта Первого русского телеканала Царьград.

14 января 2023 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Святитель Василий Великий. Фото: www.globallookpress.com

Священномученик Василий Анкирский. Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская. Подвижница IV столетия, мать святителя Василия Великого. Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, ещё четверых святых: преподобную Макрину, святителя Григория, епископа Нисского, святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву.

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938). Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Обрезание Господне – великий недвунадесятый православный праздник. В 2020 году он отмечается 14 января. Праздник посвящен событию обрезания младенца Иисуса. Он символизирует для христиан, что Иисус был человеком, а не бестелесным духом.

14 января Обрезание Господне, история

Православная Церковь установила праздник Обрезание Господне в IV веке.

По ветхозаветному закону, на восьмой день после рождения Сын Божий принял обрезание. У еврейского народа этот обряд символизировал соглашение человека подчиняться законам и учению Божьему. При обрезании младенец получил имя Иисус, что в переводе с еврейского означает «Бог спасает».

Особенности праздника, что обозначает

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

По толкованию отцов Церкви, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился не только обряду обрезания, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

Во-первых, чтобы через это даровать людям усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.

Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть, удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Ссылка на основную публикацию