Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.
Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.
Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.
Эрец-Исраэль – территория, на которой теснейшим образом соседствуют все три основные авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. Удивляться тут нечему, ведь на Земле Обетованной в продолжение очень долгого периода эти религии господствовали поочередно. Сначала во главе стояли евреи, исповедовавшие иудаизм, их сменили христиане, а потом сюда пришли мусульмане. В последнее две сотни лет иудаизм вернул себе первенство, однако христианство и ислам остаются важными составляющими государства Израиль. Если иудаизм и ислам, по большому счету, сюда были привнесены извне, то христианство зародилось именно здесь. Поэтому и получилось так, что здесь находятся сразу три важнейших в религиозном плане города: Иерусалим, Вифлеем и Назарет.
Иерусалим
Это первый и главный из священных для христиан городов. Впервые о нем как о важном религиозном центре заговорили, после того как в XI веке до н.э. он был объявлен столицей Израиля. Очень скоро получил статус Священного города и больше никогда его не терял, сохраняя репутацию даже будучи полностью опустошенным.
С христианством Иерусалим оказался связан посредством родоначальника религии Иисуса из Назарета, провозглашенного Сыном Божьим. Произошло это в последний период существования Иудеи как государства, когда здесь владычествовали римляне. Именно тогда Иисус Христос пришел в Иерусалим последний раз, после чего был обвинен в антигосударственном преступлении, осужден и казнен. Тем не менее, христианство, как уже зародившееся религиозное движение, его казнь не ликвидировала, и очень скоро эта религия стала главенствующей в Европе.
После гибели Христа Иерусалим еще некоторое время оставался иудейским, однако распад Римской империи на два анклава, Западную и Восточную ее части, положил этому конец. Иерусалим стал городом, относящимся к Восточной Римской империи – Византии, куда, естественно, пришла христианизация. Здесь начали открываться христианские храмы, отыскиваться места, связанные с пребыванием Иисуса Христа, в том числе и с его гибелью. Для обретающей силу христианской религии все эти земли стали священными, оставаясь таковыми до сих пор.
Следует отметить, что когда на Землю Израиля пришли мусульмане, они не стали рушить христианские святыни, ведь для них Христос был одним из пророков, а значит, очень уважаемой личностью. И хотя сам город начал постепенно приобретать мусульманский облик, христианских святынь это не коснулось. С определенными оговорками поклониться святым местам христиане могли в любой период принадлежности Иерусалима к мусульманству.
Сейчас Иерусалим состоит из Старого и Нового города. Первая часть разделена на 4 квартала: Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. Учитывая возраст и количество крайне важных для мировой культуры объектов, Старый город внесли в Список всемирного наследия. И сейчас Иерусалим ежегодно принимает огромное количество паломников и туристов, желающих приобщиться к святыням поистине всемирного уровня.
Вифлеем
Этот город, расположенный на Западном берегу реки Иордан, никогда не был большим. Впервые о нем упоминается в Амарнском архиве еще в тот период времени, когда он был частью Ханаанского царства. Позже Вифлеем стал местом рождения и помазания на царство известного еврейского героя Давида, отчего получил второе наименование – город Давидов.
Но для христиан, прежде всего, важно то, что здесь родился основатель их религии, Сын Божий Иисус Христос. Из-за этого он почитается как второй по святости город, уступая статус лидера лишь Иерусалиму. Во II веке, в ходе подавления восстания Бар-Кохбы, Вифлеем подвергся тотальному разрушению и находился в запустении добрых полторы сотни лет, пока в 327 году мать римского императора Константина Великого императрица Елена не приказала построить в городе храм Рождества Христова.
После раздела Римской империи на две части Вифлеем достался Византии и постепенно христианизировался. Этот процесс был остановлен после прихода сюда в 637 году мусульман, однако не был прекращен вообще. Новый толчок к развитию христианства в Вифлееме дал приход на Ближний Восток крестоносцев. Правда, сохранившимся в городе христианским священникам, подконтрольным Константинополю, пришлось потесниться. Их место заняли посланцы Папы Римского, исповедовавшие христианство латинского толка.
В XIII веке, после изгнания отсюда крестоносцев, вновь начался период исламизации региона. Этот период приостановился после Первой Мировой войны, когда регион отошел как подмандатная территория Британии. Но после окончания периода мандата в Вифлеем пришла война, и он стал частью Трансиордании. В 1967 году Израиль, набравший силу, присоединил город к себе, однако спустя почти 30 лет был вынужден его освободить. С тех пор Вифлеем принадлежит Палестинской национальной администрации. Его руководство старается учитывать интересы христиан, и к месту рождения Иисуса Христа не прекращается поток паломников и туристов, которому способствует то, что два главных по уровню святости города практически граничат один с другим.
Назарет
Этот город, расположенный в исторической Галилее, является третьим по уровню святости для христиан. С Иисусом Христом он связан целой цепью событий, начиная с того, что именно здесь совершилось Благовещение. В Назарете прошли детство и юность Сына Божьего, и даже еврейское прозвище его звучит как «а-ноцри», то есть «назаретянин», «житель города Нацрат» (Назарет греческо-латинское название, звучащее иврите как «Нацрат»).
Интересно, что до наступления эпохи христианства о Назарете практически ничего не было слышно, настолько незаметным и периферийным он был в давние времена. Первое упоминание об этом населенном пункте датируется где-то 300-м годом в связи с назначением туда священников. Ситуация кардинальным образом изменилась после вступления в силу христианских канонов. В Назарете и его окрестностях были обнаружены места, связанные с жизнью и деятельностью молодого Христа.
Рядом с городом расположено место, где находился родительский дом Девы Марии. До сих пор существует деревня, в которой Иисус впервые сотворил чудо, превратив на свадьбе воду в вино. Буквально рядом с Назаретом расположена гора Свержения, с обрыва которой Христа хотели сбросить местные жители, после того как тот прочел проповедь в местной синагоге.
Собственно в городе также есть несколько важных христианских объектов. Прежде всего, это грот Благовещения с выстроенной над ним католической базиликой Благовещения, кстати, крупнейшей на Ближнем Востоке. Есть здесь и церковь Архангела Гавриила, относящаяся к православному направлению. Существует и много других христианских объектов. Все это делает Назарет третьим по святости городом в христианском мире.
Сейчас в нем выделяются две части: Историческая и Современная. Первая заселена израильскими арабами, из которых около трети исповедуют христианскую религию. Назарет считается наиболее христианским городом страны и единственным в Израиле, в котором воскресенье является выходным днем. Сюда непрекращающимся потоком едут паломники, чтобы приобщиться к местам, в которых провел значительную часть отпущенного ему времени жизни на этом свете Сын Божий. До некоторой степени эта известность является определенной компенсацией Назарету за его долгую безвестность в былые времена.
Церкви являются одними из самых величественных зданий в мире. С незапамятных времен люди собирались в этих зданиях для поклонения. Многие культовые сооружения, построенные в далеком прошлом, стоят и сегодня. Их древние стены пережили не одно столетие и повидали многое, но все так же восхищают своим величием. Самые старые церкви мира непременно оставят неизгладимое впечатление!
Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)
На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью.
В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.
Эчмиадзинский кафедральный собор (начало строительства — 483 год н.э.)
Эчмиадзинский собор был первым собором, построенным в древней Армении. Это самый старый из существующих христианских соборов в мире. В 301 году нашей эры на этом месте была построена церковь, но уже в 483 году она была заменена нынешним культовым сооружением.
Собор действует и сегодня. Это главная святыня для христиан Армении, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Базилика Святого Лаврентия, Милан (начало строительства — 364 год н.э.)
Базилика Святого Лаврентия является одним из старейших зданий в Милане. После завершения строительства это была самая большая круглая церковь в мире.
Сегодня базилика по-прежнему является действующей церковью. За долгие годы ее неоднократно перестраивали, но до сих пор сохранились некоторые первоначальные элементы.
Трирский собор (340 год н.э.)
Трирский собор является старейшим в Германии. Самое интересное в соборе — это его реликвии. Здесь есть один из Гвоздей Креста Господня, которій, согласно Евангелию, являлся одним из Орудий Страстей. Есть здесь и артефакт, известный как Риза Господня, которую Он носил незадолго до распятия. Но эту реликвию не часто демонстрируют: последний раз ее показывали в 2012 году.
Базилика Святого Петра, Ватикан (326-360 гг. н.э.)
Базилика Святого Петра — самая известная церковь, в которой хранится огромное количество произведений искусства, среди которых и «Оплакивание Христа» работы Микеланджело. Церковь была заказана Константином I, и была местом коронации Карла Великого, когда он стал императором Священной Римской империи.
Оригинальная церковь стояла до XVI века, а потом было построено новое здание, которое мы видим сегодня. Здесь находится гробница Святого Петра.
Базилика Рождества Христова, Вифлеем (начало строительства — 325 год н.э.)
Базилика Рождества Христова является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в настоящее время находится на реконструкции. Эту церковь делят между собой четыре религиозных общины —православная, армянская апостольская, римско-католическая и сиро-яковитская православная, между которыми периодически возникают столкновения.
Мар Саркис, Маалула, Сирия (до 325 года н.э.)
Мар Саркис — это монастырь, который был построен еще до 325 года нашей эры, но точная дата постройки неизвестна. В этом старейшем христианском монастыре есть древние иконы, некоторые из которых относятся к IV веку.
Древняя церковь в Акабе, Иордания (293-303 год н.э.)
Церковь в Акабе была скрыта в течение тысяч лет, пока в 1998 году не была обнаружена группой археологов. Считается, что это самая старая из сохранившихся христианских церквей.
Во время раскопок были найдены гробницы с золотыми крестами, а также стеклянные лампы и монеты в коробке. Еще было обнаружено кладбище с более чем 20 скелетами. По оценкам исследователей, церковь могла вместить 60 верующих. Считается, что она была разрушена во время землетрясения в 363 году нашей эры. Когда церковь была восстановлена, ее вместимость удвоилась.
Церковь Мегиддо, Тель-Мегиддо, Израиль (конец III – начало IV века н.э.)
Интересен тот факт, что на месте, где когда-то была церковь Мегиддо, сейчас расположена тюрьма. Заключенный случайно обнаружили древние камни, что в 2005 году привело к археологическим раскопкам, во время которых были найдены несколько христианских артефактов и хорошо сохранившаяся мозаика. Слова, написанные на мозаике, были на греческом языке. Есть на ней и изображение рыбы — раннего символа христианства.
Церковь Дура-Эвропос, Сирия (ок. 233 г. н.э.)
Церковь Дура-Эвропос, вероятно, является самой старой христианской церковью из существующих. Однако считается, что до того, как здание начали использовать как церковь, здесь был частный дом. Сегодня это руины, полностью раскопанные в течение 1920-х и 1930-х годов французскими и американскими археологами. Во время раскопок были сняты несколько фресок, которые можно увидеть в художественной галерее Йельского университета.