Зачатие божьей матери

22 декабря мы вспоминаем Зачатие Пресвятой Богородицы — радостный день, преддверие спасения мира.

Святые праведные Анна и Иоаким.

Для нас он замечателен, прежде всего, тем, что является началом жизни Пресвятой Богородицы.

А кроме этого, из истории праздника мы можем вынести для себя важные духовные и нравственные уроки.

Давайте коротко вспомним об этих событиях, а может кто-то узнает о них впервые.

Предыстория

Мать Пресвятой Богородицы — Святая Анна, дочь священника из Вифлеема, вышла замуж за Иоакима из Галии. Иоаким являлся потомком царя Давида, которому, как известно, Бог обещал, что из его рода выйдет Спаситель мира.

Супруги жили в Назарете и вели весьма благочестивую жизнь. Но на протяжении долгого времени, до преклонных лет, они не имели детей, о чем сильно скорбели и горячо молились Богу.

Бесчадие среди древних евреев приравнивалось к бесчестию. Такие семьи воспринимались как ущербные и оставленные Богом за имеющиеся, возможно тайные, тяжкие грехи. Почему так происходило?

Здесь нужно отметить, что весь иудейский мир ждал рождения Спасителя, как это предрекали пророки. Произвести на свет дитя считалось священной обязанностью каждого правоверного иудея.

А бездетность семьи означала ее недостойность для рождения в ней Мессии.

Праведные Анна и Иоаким смиренно сносили людское презрение и полагались на волю Господа.

События печальные и радостные

Однажды, в праздник, ко­гда из­ра­иль­тяне при­но­си­ли в Иеру­са­лим­ский храм да­ры Бо­гу, пер­во­свя­щен­ник не принял жертву от Иоакима, по­ла­гая, что без­дет­ный Иоаким не имел Бо­жьего бла­го­сло­ве­ния.

В глубокой печали удалился Иоаким в пустыню с целью пребывать в посте и молитве 40 дней.

Горько плакала об этом бесчестии и святая Анна, но не роптала на Бога, а молилась, взывая к его милосердию.

И Господь послал к обоим супругам, молящимся в разных местах, архангела Гавриила. Он возвестил, что молитвы их услышаны, и родится у них Дочь, через Которую получат благословение все племена земные. Имя Ей будет Мария.

Обратите внимание, что пережив несправедливое унижение, святые Анна и Иоаким не впали в отчаяние или крайнее уныние, а наоборот, еще более приблизились к Богу, находя утешение только в молитве. А ведь это настоящее испытание веры, испытание семьи.

За смиренную праведность и великое терпение они были избраны Богом для рождения Матери Своего Сына.

Вот оно, важное значение этого дня — у Бога нет невозможного! Он может действовать сверх законов природы. Узы бесплодия были чудесным образом уничтожены, несмотря на преклонный возраст Анны. Для нас эти события являются уроком терпения и надежды.

О молитве святым супругам

Святых Иоакима и Анну называют праведными Богоотцами, прославляют в чине святых родителей Божией Матери. Только подумайте: они — дедушка и бабушка Самого Иисуса Христа.

С давних времен их считают покровителями семьи и просят заступничества во всех вопросах и трудностях, связанных с семейной жизнью. Но, конечно, наиболее частым прошением к святым Иоакиму и Анне является молитва о даровании детей, а также о терпении и неоскудении веры. Считается, что они имеют особую благодать предстательствовать за бесплодные семьи.

“Днесь безча́дия у́зы разреша́ются” — гласит тропарь праздника, раскрывая его сущность и даря надежду.

Зачатие божьей матери

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

По предвечному замыслу Бога, пожелавшего создать пречистую обитель для Боговоплощения, Иоаким и Анна долгое время были лишены потомства. Достигнув преклонного возраста и оставаясь бесплодными, обладая человеческой природой, увядшей и иссушенной под бременем греха и смерти, они все же не переставали с надеждой молить Господа об избавлении от позора бездетности.

И вот наступил определенный Богом срок. Господь послал к Иоакиму, взошедшему на гору, и к Анне, оплакивавшей свое несчастье в саду, архангела Гавриила. Посланник Божий возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Божественной Лестницей, Неупиваемой Чашей, Нерукосечной Горой, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие.

Зачатием праведной Анны упраздняется бесплодие всей человеческой природы, отделенной от Бога действием смерти. Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия, Господь предвозвестил еще более великое чудо непорочного зачатия Иисуса Христа во чреве Его Пресвятой Матери и Приснодевы Марии.

Зачатие Пресвятой Богородицы, хотя и совершилось благодаря чудесному вмешательству Божию, все же произошло от союза мужа и жены, согласно законам падшей человеческой природы, подверженной тлению и смерти через Адамово согрешение (ср.: Быт. 3: 16). Сосуд Избранный, Драгоценный Ларец, приуготовленный Господом от начала времен, Матерь Божия является самой чистой и совершенной из людей. Но все же Она не осталась непричастной общим для всех нас последствиям грехопадения прародителей [1] . Как Христу надлежало по Воплощении стать подобным человеку во всем, кроме греха, чтобы Своей добровольной смертью победить самую смерть (ср.: Евр. 2: 14), так и Его Матери, во чреве Которой Бог Слово соединился с человеческой природой, подобало быть подверженной, как и все люди, тлению и смерти, дабы и дарованное затем спасение и искупление во всей полноте могло быть воспринято каждым из нас, потомков Адама.

Пресвятая Богородица была избрана Богом среди всех женщин именно потому, что Он предузнал в Ней способность сохранить Себя тем чистым и непорочным сосудом, который будет достоин воспринять Его. Будучи зачата и рождена подобно всем нам, Пресвятая Дева Мария была удостоена великой чести стать Матерью Сына Божия по плоти и матерью всех людей по духу усыновления. Преисполненная сострадания, Богородица является нашей заступницей перед Своим Сыном и молится о нашем спасении. Как Господь Иисус Христос был плодом девства, так и Его Пресвятая Матерь явилась плодом целомудрия праведных Иоакима и Анны. Поэтому и мы, монахи и все благочестивые христиане, молим Господа наставить нас на путь чистоты и праведности и утвердить нас на этом спасительном пути.

22 декабря 2012 г.

[1] Православная Церковь отвергает догмат о непорочном зачатии, провозглашенный Римско-Католической церковью в 1858 г., нисколько не умаляя при этом той чести, которую надлежит воздавать Матери Божией. По учению святых отцов, Адамово наследие состоит не в личной ответственности каждого из людей за первородный грех, но в унаследовании последствий этого грехопадения: смерти, тления и разнообразных страстей (включая и деторождение посредством плотского совокупления). Поэтому православные христиане не отрицают того, что Матерь Божия, как и все мы, унаследовала неизбежные следствия Адамова грехопадения (от которых был свободен один только Христос). В то же время Богородица почитается Пречистой и Непорочной (свободной от личного греха), т. е. сознательно сохранившей свою душу и тело от всяческих прелестей мира и от всякой приверженности страстям и добровольно предоставившей Саму Себя воле Провидения, согласившись соучаствовать в осуществлении великого замысла Божия. Лучше всего свидетельствуют об этом Ее слова, произнесенные в ответ Ангелу Божию: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября). Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. «Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.»

Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.

22 де­каб­ря Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­на­ет день чу­дес­но­го за­ча­тия Пре­свя­той Де­вы Ма­рии пра­вед­ной Ан­ной.

Свя­тая пра­вед­ная Ан­на бы­ла млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­на из ро­да Ааро­но­ва.

Муж ее, свя­той пра­вед­ный Иоаким, был ро­дом из ко­ле­на Иуди­на, из до­ма ца­ря Да­ви­да. По древ­не­му обе­то­ва­нию из ро­да Да­ви­до­ва дол­жен был про­изой­ти Мес­сия.

Су­пру­ги жи­ли в На­за­ре­те Га­ли­лей­ском. Еже­год­но они от­да­ва­ли две тре­ти сво­их до­хо­дов в Иеру­са­лим­ский храм и бед­ным. По осо­бо­му Про­мыс­лу Бо­жию свя­тая че­та до глу­бо­кой ста­ро­сти не име­ла де­тей. Су­пру­ги силь­но скор­бе­ли об этом, так как бе­с­ча­дие у ев­ре­ев счи­та­лось тяж­ким несча­стьем и на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Свя­тые го­ря­чо мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им потом­ства.

В один из празд­ни­ков, ко­гда из­ра­иль­тяне при­но­си­ли в Иеру­са­лим­ский храм да­ры Бо­гу, пер­во­свя­щен­ник, по­ла­гая, что без­дет­ный Иоаким не имел бла­го­сло­ве­ния Бо­жия, от­ка­зал­ся при­нять от него да­ры. Свя­той Иоаким был глу­бо­ко огор­чен. Он об­ра­тил­ся к ро­до­слов­ной две­на­дца­ти ко­лен из­ра­иль­ских и удо­сто­ве­рил­ся, что все пра­вед­ные му­жи име­ли потом­ство, вклю­чая сто­лет­не­го Ав­ра­ама. Не воз­вра­ща­ясь до­мой, свя­той Иоаким ушел в пу­сты­ню и про­вел там со­рок дней в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, при­зы­вая на се­бя ми­ло­сер­дие Бо­жие и омы­вая горь­ки­ми сле­за­ми свое бес­че­стие.

Су­пру­га его, свя­тая Ан­на счи­та­ла се­бя глав­ною ви­нов­ни­цею по­стиг­ше­го их го­ря.

Од­на­жды, уви­дев сре­ди вет­вей лав­ро­во­го де­ре­ва гнез­до с ед­ва опе­рив­ши­ми­ся птен­ца­ми, она слез­но мо­ли­лась о да­ро­ва­нии ей мла­ден­ца, обе­щая при­не­сти в дар Бо­гу рож­ден­ное ди­тя. Как толь­ко свя­тая Ан­на про­из­нес­ла сло­ва обе­та, Ан­гел Бо­жий воз­ве­стил ей об ис­пол­не­нии мо­лит­вы и от­крыл, что у нее ро­дит­ся дочь по име­ни Ма­рия, через Ко­то­рую бла­го­сло­вят­ся все пле­ме­на ми­ра. Об­ра­до­вав­шись, свя­тая Ан­на по­спе­ши­ла в Иеру­са­лим­ский храм, чтобы воз­бла­го­да­рить Бо­га и по­вто­рить обет о по­свя­ще­нии Ему ожи­да­е­мо­го мла­ден­ца.

С тем же бла­го­ве­сти­ем явил­ся Ан­гел и свя­то­му Иоаки­му в пу­стыне и по­ве­лел ему ид­ти в Иеру­са­лим. В Иеру­са­ли­ме свя­тая пра­вед­ная Ан­на за­ча­ла Бла­го­сло­вен­ное Ча­до и ро­ди­ла Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию.

До трех­лет­не­го воз­рас­та Пре­свя­тая Ма­рия жи­ла в до­ме сво­их ро­ди­те­лей, а за­тем тор­же­ствен­но бы­ла при­ве­де­на свя­ты­ми Иоаки­мом и Ан­ной в храм Гос­по­день, где вос­пи­ты­ва­лась до со­вер­шен­но­ле­тия.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.

Перевод: Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!

В связи с Рождеством Богородицы возникает вопрос о Ее «непорочном зачатии», что у католиков возве­дено в догмат.

В связи с Рождеством Богородицы возникает вопрос о Ее «непорочном зачатии», что у католиков возве­дено в догмат.

В связи с Рождеством Богородицы возникает вопрос о Ее «непорочном зачатии», что у католиков возве­дено в догмат.

Зачатие божьей матери

В службе на праздник действительно встречаются эти слова: «Поём святое Твоё Рождество, чтим и не­ порочное зачатие Твоё, Невесто Богозванная и Дево, славят же с нами ангелов чини, и святьгх души» (4-й тро­ парь 6-й песий 2-го канона). Но, во-первых, эти слова можно относить к рождению и зачатию Ею («Твое» — вместо «от Тебя») Сына Божия. Это очень часто упо­требляется: например, «Рождество Твоё нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде…» и т. д. (ирмос 9-й песни канона Преображению).

Но если и говорится здесь о Рождении Ее Самой, то Церковь в своих песнопениях нередко говорит многое «гимнологически», то есть с целью славословия. И тог­да она употребляет выражения в превосходной степени, усиливает мысли, подчеркивает до предела. Например, все мы знаем кондак: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице…» Но кто же не знает, что мы надеемся и на святителя Ни­колая, и на преподобного Серафима, и других святых; а еще более — на милость и благодать Самого Бога Спасителя?! Но так как ныне прославляется Богоро­дица, то Ей и приписываются славословия в высшей степени.

Мысль же этих слов та, что родители зачали Ее уже в бесстрастной старости, что они оба были праведны, целомудренны, что зачатие было даром особой благода­ти Божией, — и т. п.; то есть свято, как говорится… И Кир Андрей, пиша эти слова, не помышлял, конечно, что им у католиков будет придан смысл не «гимнологичес­кий» (хвалебно-славословительный), а точно-догмати­ческий. Родилась же Она, как и все.

А о «святом» зачатии можно говорить и про Иоан­на Крестителя, и про многих иных «вымоленных» свя­тых. Да и нет охоты касаться этого вопроса: к Пречис­той Богородице нужно подходить со страхом… А иное лучше благоговейно пройти святым молчанием.

Зачата Она была по дару Божию, но естественно. А следовательно, и «первородный» корень греха был пе­редан Ей. Но благодатию Божиею и Своим подвигом Она преодолела все искушения его. И в этом — Ее слава, сила и величие. Однако потребовалось особое очищение от сего «корня» Духом Святым, которое и совершилось в момент зачатия Ею Сына Божия или пред сим моментом.

Из русских богословов епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что и для Нее Сын Божий был Спаси­телем, как Она Сама воспевает в песне Своей:...и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… [Лк. 1, 47].

Но православное сознание смиренно не любит ка­саться этого вопроса, благоговея пред Честнейшей херу­вимов и Славнейшей серафимов. Умолчу и я, недостой­ный, касаться «одушевленному Божию Кивоту» (задостойник Благовещения).

Печатается по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). От Рождества Богородицы до Сретения. М., 2008.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Зачатие божьей матери

Есть какая-то трудноуловимая закономерность в том, что праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной отмечается в самый короткий день в году. Даже не хочется вести не теряющий популярности «календарный спор» — новый стиль, старый стиль… По большому счету, значения не имеет. Но очень уж символично это совпадение.

Зачатие божьей матери

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

История человечества в целом трагична. Рушатся под ударами войн, стихий, болезней и времени целые государства. Стираются с лица земли творения человеческого духа. Исчезают народы. Смертен каждый человек. Только сама жизнь имеет значение — правы экзистенциалисты! — потому что смерть каждый раз обнуляет ее. Был человек — и нет. Хорошо, если есть кому вспомнить его, а иначе даже следа не останется, лишь груда костей. Жизнь и смерть связаны между собой, образуют единый Уроборос, и нет силы, которая заставила бы эту змею прекратить пожирать саму себя и дала бы смысл этому бесконечному движению из небытия в небытие.

Весь сюжет, связанный с рождением Девы Марии — преодоление смерти. Иоаким и Анна, праведные и любящие люди, должны были уйти из мира, оставив после себя разве что недвижимость для непрямых наследников — детей у них не было, учеными и писателями они не были, память человеческая коротка, а до изобретения фото и видео оставалось около двух тысяч лет. Пожилая чета, не прославленная ни чудесами, ни знатностью рода (потомков у царя Давида было несчитано), они были настолько маленькими людьми, что священник Иерусалимского храма был уверен: Сам Бог их не замечает, ибо зачем смотреть на то, что станет горсткой праха, что навсегда заберет смерть?

Зачатие божьей матери

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Икона второй четверти XVI века из собрания Псковского музея-заповедника

Философ Альбер Камю сравнивал жизнь человека с трудом Сизифа, обреченного целую вечность в аду выполнять бессмысленную работу — катить огромный камень в гору. Это очень похоже на такое пустое существование, когда от человека не остается ничего. Камю предлагает человеку увидеть смысл именно в этом камне, в самой жизни, как бы нелепа она ни была.

Неплохой вариант решения проблемы, если рассматривать ее с позиции самого Сизифа. Но Иоаким и Анна хотели иметь значение в глазах Божьих, поэтому они взывают к Богу и просят их закинуть этот бестолковый камень подальше, а им дать настоящий смысл, единственный — продолжение жизни.

Без этого смысла их горе всепоглощающе, мрачно, как самая долгая ночь (вспомните, как плачут бесплодные жены в Ветхом Завете).

Они даже не просят освободить их из самого ада — неизбежной смерти, самой смертности, этой родовой болезни человечества. Они и не предполагали, что это возможно!

Но происходит необыкновенное, немыслимое, нарушающее казавшиеся незыблемыми законы природы. Эхом из недалекого будущего доносится разрушение цепей ада: Бог обещает Иоакиму и Анне ребенка, дочку. Анна узнает, что в ее Дочери прославятся все народы. Счастливой матери еще предстоит узнать, что Чадо ее станет одной из первых, кого не сможет проглотить смерть.

Одна из икон праздника включает в себя изображение Девы Марии, попирающей ногой змея — да-да, ту самую змею, врага рода человеческого, саму смерть, поедающую и обессмысливающую все живое.

И с этого дня, после самой долгой ночи отчаяния и оплакивания бессмысленности, день начинает удлиняться, чтобы, наконец, наступил вечный светлый День Солнца Правды — Христа — Логоса — Смысла.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Зачатие божьей матери

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галилеи. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. В семье Пресвятая Богородица прожила лишь до трех лет, далее ее передали на воспитание в храм (ввели во храм). Такой обет Праведная Анна дала Господу. И исполнила его, а, когда пришло время Деве Марии покидать храм, и она и Иосиф уже отошли ко Господу.

Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.

Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.

О чем молятся Праведной Анне?

  • О чадородии;
  • О здравии матери и младенца при позднем материнстве;
  • О всякой семейной нужде;
  • Об излечении от бесплодия.

Зачатие божьей матери

Молитвы Праведной Анне

Молитва 1

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. В вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва 2

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас.

Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

22 декабря (9 декабря по старому стилю) православный мир отмечает Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Праздник посвящен истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями — праведными Иоакимом и Анной.

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.

По преданию, Святой праведный Иоаким, родом из Галии, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от его семени родится Мессия. Он женился на младшей дочери священника Матфана из Вифлеема — Анне. Супруги жили в Назарете Галилейском, отдавая ежегодно две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. Святая чета до глубокой старости не имела детей, и это их очень огорчало, так как бездетность считалась Божиим наказанием, а бездетные пары подвергались презрению и насмешкам. Но супруги никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, священник Рувим, считавший, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу, отказался принять ее от Иоакима. Иоаким был в таком горе, что решил не возвращаться домой и удалился в пустыню. Он провел там сорок дней в строгом посте и молитве.

Анна, которая считала себя главною виновницею постигшего их горя, узнав, какому унижению подвергся ее муж, дома со слезами стала молиться Богу и просить Его о даровании ей ребенка, обещая принести Ему в дар рожденное дитя. О том же просил Бога в пустынном уединении и постничестве и праведный Иоаким.

Молитва святых супругов была услышана, и Бог послал Ангела, который возвестил Анне об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца. С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим.

Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева Мария.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и скончалась в возрасте 79 лет.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти.

Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную. Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector