Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Если вы в другом храме или магазине недавно купили или вам подарили небольшую икону или другой предмет художественной ценности и вы захотели в этот же день посетить храм в рабочее время с 12 до 16.00 — вас в храм не пустят. Места временного хранения находятся внутри Третьяковской галереи, а внутрь проносить и выносить художественные ценности запрещено. А до входа в музей никаких камер хранения не предусмотрено. Либо платить в кафе напротив входа в Третьяковку 200 руб. за хранение, либо ехать домой, а потом пустым возвращаться в храм. Если ваш дом далеко или вам не хочется оплачивать хранение, это ваши проблемы! … – показать

Храм-музей, можно найти место, где молился основатель Третьяковской галереи. Есть нечто ценное в такой памяти, русское и близкое.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Храм святителя Николая в Толмачах — храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее, постоянное местонахождение иконы Владимирской Богоматери, и временное (на праздник Святой Троицы) — «Троицы» Андрея Рублёва.

Содержание

История [ править ]

1625: Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа.

1697: возведен каменный храм, его автор — «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

С 1697 по 1770 гг. церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

1770: в трапезной сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова

1834: перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», и возведена новая колокольня.

1856: обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.

1929: храм закрыт

1993: богослужения возобновлены

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

1997: завершена реконструкция (заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись).

Современное состояние [ править ]

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

Описание [ править ]

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Святые [ править ]

    , прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; , последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; , бывший прихожанин храма.

Святыни [ править ]

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

  • Чудотворная Владимирская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • Иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Дмитровский Крест
  • Ковчег с мощами святых
  • Икона «Троица» преподобного Андрея Рублёва (приносится на дни празднования Святой Троицы)

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: г.Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)

  • От метро Третьяковская — из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
  • От метро Полянка — из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.

Паломнику [ править ]

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Храм открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Библиотека открыта:

  • по воскресным дням – после Божественной Литургии до 14:00
  • по субботним дням – с 15:30 до 17:00

Расписание богослужений:

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00.

В пятницу в 17.00 акафист – Владимирской иконе Богородицы (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников), в среду в 10.00 молебен попеременно Владимирской иконе Богородицы и Иверской иконе Богородицы.

В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00

Храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах (Храм Сошествия Св. Духа с Никольским и Покровским пределами) в Замоскворечье имеет совершенно особое значение среди памятников истории и культуры Москвы.

Информация о здании

В настоящее время этот храм является хранителем главной святыни Русского народа и Российского государства – Чудотворного Образа Владимирского Пресвятой Богородицы. С 1851 г. участок храма Святителя Николая Угодника в Толмачах стал соседним с участком городской усадьбы П.М.Третьякова – московского купеческого головы и основателя легендарной Третьяковской Галереи, который выступил меценатом крупных работ в храме в 1856 – 1858 гг. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Матери Божьей Девы Марии был принесен из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо — Восточная Русь была спасена от разгрома: дойдя до р. Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Девы Марии был установлен в кафедральном митрополичьем (позднее – патриаршем) Успенском Соборе Московского Кремля, в котором находился до 1918 г. В 1918 г. Чудотворный Образ был передан в Исторический музей, в 1927 г. – в Третьяковскую галерею. В настоящее время Чудотворный образ установлен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах для всеобщего обозрения и поклонения в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается постоянная музейная система максимально благоприятных условийсохранения бесценной реликвии; контроль за сохранением Чудотворного Образа осуществляют сотрудники Третьяковской галереи. Сам храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах в Замоскворечье является выдающимся памятником истории и культуры Москвы. Храм в Малом Толмачевом пер. уже определением своего местонахождения напоминает об одном из интереснейших районов Москвы и особом этапе развития Замоскворечья, когда в южной части Москвы за р. Москвой размещали иноверцев, рядом с которыми разместились переводчики – толмачи. Замоскворечье стало районом крупного торга – об этом напоминает название ул. Пятницкой в честь снесенного храма Параскевы Пятницы (место павильона метро «Новокузнецкая»). Естественно появление в этом районе храма в честь Святителя Николая Угодника – покровителя путешественников. Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в описях Москвы в 1625 г., но существовал, скорее всего, гораздо раньше. Это объясняется тем, что плотное заселение Замоскворечья в качестве полноценного района Москвы, начинается только после завершения Смуты начала XVII в., более ранняя информация об этом районе достаточно отрывочная. Современный комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах расположен почти строго по оси запад – восток перпендикулярно трассе Малого Толмачева пер. (с севера на юг от русла р. Москвы) и включает две основные исторические части: выходящую на красную линию трапезную храма с колокольней 1833 – 1834 гг. на месте частей храма конца XVII в. и расположенный за трапезной собственно храм 1690 – 1697 гг. Современное здание собственно храма Святителя Николая Угодника в Толмачах было построено в 1690 – 1697 гг. с посвящением храма Сошествию Св. Духа и устройством Никольского предела в трапезной на средства богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных и представляет собой яркий пример московского храмового строительства конца XVII в. Уже в конце XVII в. комплекс храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах представлял собой пример организованной градостроительной композиции (типология «кораблем»), когда колокольня, трапезная – «теплый храм» и собственно основной объем «зимний храм». строились с соблюдением расположения частей по единой оси, при благоприятных обстоятельствах – либо перпендикулярно трассе, либо параллельно. Храм Сошествия Св. Духа (Святителя Николая) в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г., к концу 1820х гг. колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее разборки и строительства новых частей комплекса. Сохранившееся от конца XVII в. основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны в центре нижнего яруса расположен проход внутрь храма. Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым сомкнутым сводом (из четырех треугольников), снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с 5 декоративными барабанами без окон под луковичными главами. Примерно на уровне подъема сводов на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля. Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва. В 1832 – 1833 гг. под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова к историческому зданию храма Сошествия Св.Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах на месте аварийных частей были пристроены новые трапезная и колокольня, выступающие на красную линию Малого Толмачева пер. Ф.М.Шестаков, работавший с такими ведущими архитекторами Москвы первой трети XIX в., как О.И.Бове и В.П.Стасов, стал очень видным представителем московского послепожарного ампира, к прекрасным памятникам которого относятся части храма Святителя Николая в Толмачах. Новые части храма составляют очень эффектную композицию, центральную часть этой композиции занимает четырехярусная колокольня, нижний ярус которой занимает тамбур главного входа в храм. Вертикальный взлет колокольни эффектно подчеркивает фланкирующий колокольню ярко выраженный горизонтальный объем трапезной, вытянутый вдоль трассы Малого Толмачева пер., внутри которого устроены Покровский и Никольский пределы. Наружное оформление трапезной включает эффектные ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, которые отчасти напоминают оформление строившегося чуть раньше расположенного неподалеку на Большой Ордынке храма Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове. Крупные работы в храме Святителя Николая в Толмачах были проведены в 1856 – 1858 гг. на средства П.М.Третьякова и братьев Медынцевых, когда храм в значительной степени приобрел исторический внутренний облик, сохранявшийся до его закрытия в 1929 г. Именно тогда было выполнено необычайно торжественное оформление пределов трапезной, был расписан внутри храм конца XVII в. (бригада иконописца Степанова), был заново выполнен по историческому образцу иконостас с установкой исторических икон храма. В 1929 г. храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов. В 1993 г. зданию возвращен статус храма с проведением служб. В 1997 г. при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров на 1929 г. Постоянно проводятся поддерживающие работы.

Поделитесь статьей с друзьями

Интересное рядом ( 5 )

Этот дом построен в 1880-е годы в усадьбе предпринимателя Николая Григорьева, который считается местночтимым святым – новомучеником-исповедником в Ярославской области.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Эта чудесная святыня, ставшая пристанищем для самой почитаемой православной церковью иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская», расположилась в центральной части Замоскворечья. Храм Святителя Николая является настоящим музеем, ведь за его стенами скрываются лучшие экспонаты современной и древней иконописи. Домовая церковь стала важнейшей частью Третьяковской галереи, которую посещают ежедневно сотни человек.

История храма

Впервые о малоизвестной на тот момент Церкви Великого Чудотворца Николы, воздвигнутой из древесного массива, мир узнал в 1625 году. Именно об этой святыне рассказывается в книжке прихода Патриаршего приказа, где говорится о расположении святыни: в Толмачах, вблизи Москвы-реки. Изначальная конструкция из дерева была весьма хрупкой и ветхой, поэтому в 1697 году вместо нее воздвигли новое каменное здание. Главным архитектором выступил Лонгин Добрынин, который был одним из прихожан Воскресенской церкви (Кадаши). Старый Никольский престол перенесли в комнату для трапез, а новый, главнейший престол освятили в честь Сошествия Святого Духа.

После реконструкции святыня получила название «Сошественская», о чем свидетельствуют многочисленные книжные записи. И лишь в 1770 году храм вернул себе прежнее название «Николаевская». В этом же время храмовую трапезную украсил Покровский придел, отстроенный на деньги овдовевшей купчихи Демидовой. В 1834 году проектированием комнаты для трапезничества занялся архитектор Шестаков, сооружение претерпело перестройку, а на территории святыни была выстроена высокая колокольня.

В 1856 храм снова подвергся реконструкции, перестроен был четверик и центральный алтарь. Деньги, на которые проводилась реконструкция, были собраны с церковных пожертвований, в которых непосредственное участие приняла супруга Третьякова со своими детьми. В 1929 году храм святителя Николая в Толмачах закрылся. Возобновление работы святыни произошло в 1993 году. Освящение главного престола состоялось спустя 3 года после открытия. Окончательная реконструкция церкви была закончена в 1997 году. За это время было обновлено четвериковое пятиглавие, снова отстроена колокольня, отреставрированы иконостасы, живопись на стенах и киоты.

Современное состояние и экспонаты

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

На сегодняшний день Храм Святителя Николая в Толмачах является частью Москворецкого благочиния. Ежедневно все желающие могут посетить церковь, которая относится к числу залов Третьяковской галереи, чтобы полюбоваться уникальными экспонатами, представленными в ее экспозиции. Музей работает каждый день, кроме понедельника, график работы с 12 до 16 часов дня. В богослуженческие дни свои двери перед прихожанами открывает храм, настоятелем которого является протоиерей Николай Соколов. Главные достояния храма-музея:

  • Владимирская икона Богоматери;
  • Икона «Святитель Николай»
  • Образ «Сошествие Святого Духа на апостолов»
  • Старинная утварь для проведения литургии;
  • Алтарные кресты и прочие коллекционные экспонаты.

Знаменателен храм не только своей историей и экспонатами, но и людьми, которые были тесно связаны с приходом. Например, Павел Третьяков, который был не только основателем самой известной российской картинной галереи, но и набожным человеком, посещавшим приход ежедневно. Святые Алексей Зосимовский, Николай Рейн, Илья Четвертухин — бывшие прихожане, служители и настоятели святыни.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Храм святителя Николая в Толмачах Храм Святителя Николая в Толмачах — это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия», работа библиотеки православной литературы, паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом — А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева. Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Богослужения совершаются:

9 00 Часы и Божественная литургия

16 00 Всенощное бдение

9 00 Часы и Божественная литургия
накануне

17 00 Всенощное бдение

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 14 00

по субботним дням – с 15 30 до 17 00

Храм также открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника,
с 12 00 до 16 00 . Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Первое упоминание о деревянной еще «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. «Толмачи» — слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда — в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики — татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 — о. Феодор).

В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

В 1929 году храм был закрыт.

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

Восстановление храма началось в 1990 году.

В 1993 году были возобновлены богослужения.

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».

Этот храм за Третьяковской галереей включен в ее комплекс. Вся церковная утварь, используемая в богослужениях, — из коллекции Третьяковки. А после службы церковь превращается в выставочный зал.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Первое упоминание о деревянном храме Николая Чудотворца в Толмачах относится к 1625 году. Каменный храм построил в 1697 на средства Лонгина Добрынина, прихожанина церкви Воскресения в Кадашах.

В то время здесь еще была Толмачевская слобода — поселение устных переводчиков. Она появилась еще во время татаро-монгольского ига. Но постепенно в Толмачах стали селиться купцы, которые активно жертвовали Церкви.

В разное время храм достраивали: в 1770 году в трапезной появился Покровский придел, в 1834 перестроили трапезную по проекту Ф.М. Шестакова и поставили новую колокольню, в 1856 году поновили четверик и перестроили главный алтарь. А в 1812 году московский пожар чудесным образом не тронул Никольский храм, хотя его приход выгорел дотла.

Известно, что ревностным прихожанином и благотворителем храма Святого Николая в Толмачах был Павел Третьяков. По его просьбе в ограде устроили калитку, соединявшую церковь с усадьбой Третьяковых в Лаврушенском переулке. Сейчас мемориальная табличка отмечает место, где молился Павел Михайлович.

В 1929 году Никольский храм закрыли, чтобы устроить в здание хранилище Третьяковской галереи. Тогда разрушили главы церкви и снесли три из четырех ярусов колокольни.

Богослужения возобновились в 1993 году. Через 6 лет завершили реставрацию храма в Толмачах. Средства на восстановление церкви выделила Третьяковская галерея. Тогда в росписях появились образы служившего здесь Алексия Зосимовского и последнего настоятеля Никольского храма Ильи Четверухина. При этом отец Илья, вопреки православным канонам, изображен в очках.

В 2000 году сюда перенесли главную православную святыню России — Владимирскую икону Божьей Матери. Сам храм стал домовой церковью при Третьяковке, а его хор одновременно является хором галереи.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Считается, что образ Владимирской Божьей Матери написал евангелист Лука. На самом деле это византийская икона XII века.

Сначала образ хранился в Киеве. Затем Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир. Во время нашествия хана Тамерлана образ Владимирской Богоматери перенесли в Москву для защиты города.

Трижды икона спасала столицу от татаро-монгол — в 1385 году, в 1450 и 1480. Каждый раз ее крестным ходом обносили вокруг города. Защитила Владимирская икона Москву и во время Великой Отечественной войны. По легенде, осенью 1941 года, когда фашисты рассматривали столичные окраины в бинокли, а надежды отстоять город уже практически не было, по приказу Сталина самолет со святым образом трижды облетел вокруг города. И на самых подступах к Москве врага остановили.

Владимирская икона присутствовала при избрании всех российских митрополитов и патриархов. До 1918 года она стояла в Успенском соборе. Потом образ передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 году — перенеси на хранение в Третьяковскую галерею.

Сегодня Владимирская икона Божией Матери стоит в специальном пуленепробиваемом киоте. Всего в храме Николы в Толмачах около 150 редких и чтимых икон XVI-XX веков.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

В эфире обсуждались насущные вопросы христианской жизни: семейные конфликты, когда один из супругов стремится жить церковной жизнью, а второй при этом далёк от веры — как их можно избежать, и не дать им разрушить семейное счастье, оставаясь при этом верным Церкви и Богу.

Храм Святителя Николая в Толмачах (Москва)

Приход в Толмачах запись закреплена
Алексеевская церковь в Садовниках

7 января приход Алексеевской церкви встретил праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

В преддверии праздника храм украсился новой иконой — в «небо» поместили новонаписанный образ святого архистратига Иеремиила, внушителя добрых помыслов и возносителя душ к Богу.
Показать полностью. В книге Ездры святой архангел, отвечая на вопрос о кончине мира, говорит: «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Ездр. 4:35-37). Поэтому, в назидание и памятование о грядущем Страшном Суде, на иконе архангел Иеремиил изображается держащим в руке весы.

Эта икона стала не единственным подарком всему приходу ко дню Рождества Спасителя. Накануне гражданского новолетия священник Алексей Лымарев освятил новый колокол, посвященный этому событию. Он украшен изображениями Рождества и пророков, которые предсказали это событие и пришествие в мир Христа. Пророк Даниил изображен со свитком и словами его знаменитого пророчества: «До Христа Старейшины семь и шестьдесят две седмины» (Дан.9:25), то есть 490 лет до дня Рождества Христова. Пророк Михей изрекает: «Исходи же Старейшины из начала от дний века» (Мих.5:2) — это отрывок пророческих слов о рождении Богомладенца в Вифлееме. Наконец, пророк Исаия держит в руке свиток со словами «Отроча родися нам… Сын, Бог крепкий» (Ис.9:6). По верхнему поясу идут слова из Псалтири: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; проси от Мене и дам Ти языки достояние Твое» (Пс. 2:7-8). Таким образом, колокол символически продолжает повествование о Промысле Божием в мире — если предыдущий колокол напоминал о ветхозаветном законе, этот символизирует явление в мир благодати Господа Иисуса Христа.

В канун Рождества по уставу были совершены великие (царские) часы, чин изобразительных, вечерня и первая в новом году Литургия святителя Василия Великого. Праздничное богослужение совершалось ночью, а утром для тех, кто не мог присутствовать на нем, была отслужена обедница. Настоятель храма огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, затем поздравил общину с Рождеством и обратил внимание, что эта ночь собрала под сводами храма много новых прихожан — тех, кто впервые посетил богослужение в нашем храме. Помимо этого, около 70 человек наблюдало за богослужением в Instagram, где проводилась прямая трансляция службы.

Утром, после совершения обедницы, настоятель прихода отдельно поздравил детей, вручив каждому подарок, а педагоги воскресной школы отдельно поздравили тех, кто участвовал в создании поздравительного видео — читал стихотворение «Божий Дар» Ф. М. Достоевского — а также расписывал шарики для новогодней елки. Ребятам были подарены самодельные угощения, приготовленные преподавательницей Инной Кожевниковой.

Благодарим всех прихожан, сотрудников храма, детей и родителей, потрудившихся для этого дня! Христос рождается — славим Его!

Ссылка на основную публикацию