Храм феодоровской иконы божией матери

Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Храм феодоровской иконы божией матери

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.

Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Современное состояние

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось закончить в 2013 году к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.

15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

Святые

Святыни

Как добраться

Проезд: Пешком от Московского вокзала

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А

Паломнику

Расписание богослужений:

Божественная Литургия совершается ежедневно. Начало в 7:00

Исповедь: во время Всенощного бдения и перед Литургией (6:30). Литургия: 7:00.

В субботу: начало Литургии в 10:00.

По воскресным дням и Двунадесятым праздникам: служится две Божественные Литургии, в 7:00 и 10:00.

По пятницам в 18:00: акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная» и пред Феодоровской иконой попеременно, в среду в 18:00: акафист пред иконой «Неупиваемая чаша».

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

В нижнем храме в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины находится мраморная купель (баптистерий) крестовидной формы, предназначенная для крещения взрослых полным погружением.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разноплановых мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Для туристов храм представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, один из пунктов экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Более подробную информацию можно получить по телефону 74966172075 или найти на сайте bobrenev.ru.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери располагается по адресу: Московская область, с. Старое Бобреново, Красная, вл3.

Храм феодоровской иконы божией матери

Архитекторы: Кричинский С. С.
Год постройки: 1911-1914
Стиль: Неорусский

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Пам. арх. (федеральн.)

1911-1914 — гражд. инж. Кричинский Степан Самойлович

2009 — реставрация, восстановление

14.09.2013 — Завершилась реставрация Феодоровского собора на Миргородской улице, 1в. Обновленный храм, который в этом году отмечает столетие, освятил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Завод молочный № 2 «Ленмолококомбината» (..1965-1973..)

Строительство храма велось на территории

подворья Федоровского городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.

Монастырь был основан в нач. XII в. князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на берегу Волги. В Городецком монастыре в древности находилась чудотворная икона Федоровской Божией Матери. Позднее образ был перенесен в костромской Ипатьевский монастырь, где 14 марта 1613 г. инокиня Марфа благословила им на царство своего сына, боярина Михаила Романова.

Инициатором строительства выступила в 1908 г. черносотенно-монархическая организация «Союз русского народа».

Молебен на месте будущего строительства отслужен 30 мая 1911 г. Храм торжественно заложен 5 августа 1911 г. Чин совершил высокопреосвященный Антоний Волынский в присутствии великого князя Михаила Александровича, который под первый камень опустил монету времен царя Михаила Федоровича.

Фасад был облицован белым старицким камнем с орнаментом и украшен с северной стороны родословным деревом Романовых майоликовой иконой, выполненной по эскизу С. В. Чехонина. Над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы М. Васнецова. Купол облицован золоченой медью.

Высокий иконостас написан московскими мастерами.

С. С. Кричинский. Проект.
1910 г. Картон, акварель.

Иконостас верхней церкви
в соборе Феодоровской
Божией Матери.

Майоликовый образ
Феодоровской
Божией Матери.

Фото, видимо, 1940-х гг.
Рядом дом церкви (?)

На каждом этаже двухэтажного храма находилось по три придела.

На втором этаже: главный придел — Федоровской иконы Божией Матери и св. прп. Михаила Малеина; правый (южный) — св. Николая Чудотворца и св. мчц. Царицы Александры; левый (северный) — св. Алексия митрополита и св. Михаила Тверского. Св. Михаил Малеин — покровитель царя Михаила, св. Николай Чудотворец и св. царица Александра — небесные покровители последнего русского императора и императрицы, св. Алексий — покровитель наследника престола, св. Михаил Тверской — покровитель брата императора великого князя Михаила Александровича.

Пятиярусный резной иконостас главного придела верхнего храма, позолоченный под «старое золото», выполнен он по рисунку С. С. Кричинского московским мастером И. М. Дикаревым. Кричинский писал, что он для составления рисунка иконостаса руководствовался для верхних рядов иконостасом церкви Грузинской Божией Матери (приходская церковь бояр Романовых), а для нижнего яруса — иконостасами ярославских церквей. Иконы написали московские иконописцы Г. И. и М. И. Чириковы, (иконы деисусного и пророческого рядов и местные иконы правого придела), М. И. Дикарев (праздничный ряд и местные иконы левого придела), В. П. Гурьянов (местный ряд главного иконостаса) и, возможно, Н. С. Емельянов (иконы праотеческого ряда главного иконостаса и ангельский чин в двух придельных иконостасах).

По всему храму установили специальные наклонные столики — аналои, и киоты, выполненные в стиле храма, где были помещены иконы святых, соименных членам царской семьи, а также наиболее популярных в России святых и почитаемых праздников и богородичных икон. Многие их тех икон были написаны отцом и сыном М. И, и М. М. Дикаревыми.

В храме висело большое паникадило, выполненное в форме шапки Мономаха.

15 января 1914 г. в присутствии Николая I был освящен главный придел. Официальное название храма «Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых».

П амятник архитектуры входит в состав незавершенного комплекса Феодоровского городка. Сооружен на средства императорской семьи в 1909-1912 гг. по проекту архитектора В.А. Покровского, который взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля.

Включает верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери (родовой святыни дома Романовых) и нижний (пещерный) храм св. Серафима Саровского. Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В.А. Фролова. В пятиярусном иконостасе верхнего храма размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н.С. Емельянова (ныне в Музее истории религии). Утварь «под XVII в.» изготовила фирма Оловянишникова.

Нижний храм убран по плану архитектора В.Л. Максимова иконами XVII в., стены обтянуты темной тканью и расписаны полихромным орнаментом (художники И.П. Пашков и В.С. Щербаков). В нем хранились реликвии, связанные со св. Серафимом Саровским, и обычно молилась семья императора Николая II (для императрицы имелась также отдельная моленная).

Собор, бывший храмом Собственного Е. И. В. конвоя и Сводного пехотного полка, охранявших императорскую резиденцию, в 1914 г. получил название Государева. В нач. 1934 г. храм закрыт и приспособлен под кинотеатр, убранство взято в музеи или расхищено. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здание сильно пострадало, в дальнейшем использовалось под склад. В 1985-1995 гг. проведены реставрационные работы. В феврале 1992 г. начались богослужения в нижнем, летом 1996 г. — в верхнем храмах. В 1993 г. около собора открыт бронзовый бюст императора Николая II (скульптор В. В. Зайко).

Бело-голубая обитель на берегу Москва-реки. Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь находится недалеко от Коломны, в селе Старое Бобренево. Он связан с одними из самых почитаемых святых у православных — Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Несмотря на то, что здесь сейчас ведутся реставрационные работы, монастырь принимает паломников.

Войдя на территорию обители через Святые ворота с изображением Вифлеемской звезды, вы попадете в уютный внутренний двор, а прямо перед вами будет возвышаться Феодоровская церковь, в которой хранится главная святыня монастыря — список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ Девы Марии, по преданию, был запечатлен еще евангелистом Лукой.

Адрес: Коломенский р-н, с. Старое Бобренево

Координаты: 55.119231, 38.760166

Режим работы: 6:00-17:00

Официальный сайт: bobrenev.ru

Видеоэкскурсия по Богородицерождественскому Бобреневу монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ
Монтаж: Рушан КАЮМОВ

История

Бобренев монастырь — одни из старейших в России. Он был заложен в 1381 году князем Дмитрием Донским по благословению Сергия Радонежского в честь победы в Куликовской битве. Строительство велось на средства ближайшего сподвижника князя — воеводы Боброка-Волынца. Его именем и названа обитель.

До 17 века монастырь процветал: возводились новые постройки в камне, а монахи жили не в общих кельях, а в индивидуальных деревянных домах.

Непростые времена монастырь пережил в 18 веке после церковной реформы Екатерины II. Тогда монастырские земли передали в казну государства. Сам монастырь сильно обветшал и был почти полностью разорен. Только столетие спустя здесь начались реставрационные работы.

Большая часть строений были возведены в 1900-х годах. На пожертвования прихожан построили хозяйственные корпуса монастыря, стены и храм в честь Феодоровской иконы Богоматери. Внутри него был сооружен трехъярусный золоченый иконостас. К сожалению, до наших дней он не сохранился.

Новые испытания обители пришлось пережить после революции. В годы советской власти монастырь был закрыт и передан в пользование совхозу. Дошло до того, что храмы использовали как склады для хранения удобрений. Некоторые постройки были полностью разрушены, а святыни разворованы. Восстановление обители началось только в 1991-м году и продолжается по сих пор.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • Место для монастыря выбрано неслучайно. Каждую весну во время паводка Москва-река выходила из берегов. Большая вода затапливала леса и луга, а на месте нынешнего монастыря вопреки всем законам природы образовался островок суши.
  • Акустика Храма «Поющих ангелов» уникальная. Ученые до сих пор не могут разгадать его загадку. Когда на клиросе поет один певчий, кажется, что это целый хор.
  • Богородице-Рождественский собор был хорошо виден из Коломенского кремля. Монастырь имел значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в кремль сигнал огнем или колокольным звоном о приближении врага. Коломенцы, получив сигналы, успевали убрать разводной мост и подготовиться к обороне.
  • Список c чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери хранится в главном храме монастыря. Икона считается покровительницей императорского дома Романовых, из-за этого все иностранные невесты русских государей при принятии православия брали себе отчество Федоровна.
  • В 90-х годах, когда монастырь начали восстанавливать, обычный прихожанин решил сделать щедрое пожертвование. Мужчина продал квартиру в Москве и передал все средства монастырю. Сейчас благодетеля нет в живых, но монахи ежедневно молятся об упокоении его души.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Храм феодоровской иконы божией материНесмотря на то что ремонтные работы собора Рождества Пресвятой Богородицы еще идут, храм открыт для верующих и туристов.
Фото: Иван МАКУЛОВ

Главный собор обители — Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Реставрационные работы здесь идут полным ходом, но туристы могут заглянуть внутрь.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Храм феодоровской иконы божией материЦерковь Феодоровской иконы Божией Матери построена в 1861 году.
Фото: Иван МАКУЛОВ

Церковь была построена в 19 веке, и до сих пор тут ежедневно проходят богослужения. В храме хранятся чудотворные мощи православных святых.

Храм «Поющих Ангелов»

Храм феодоровской иконы божией материНа территории монастыря есть храм «Поющих Ангелов», получивший свое название из-за уникальной акустики.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

В него можно попасть лишь по особому разрешению наместника монастыря. Подобных сооружений в России больше нет.

Какие святыни хранятся

  • Икона Божией Матери «Феодоровская»
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня
  • Икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона преподобного Сергия Радонежского
  • Икона Божией Матери «Владимирская»

Расписание служб

7:00 Литургия по будням
8:00 Литургия по воскресеньям и праздникам
17:00 Вечерняя служба по будням
17:30 Вечерняя служба по воскресеньям и праздникам

Монастырь в культуре и искусстве

Бобренев монастырь невероятно гармонично вписался в равнинный пейзаж пологого берега Москвы-реки — со стороны Коломны вид на него открывается потрясающий. Современные художники часто приезжают сюда на пленэры, чтобы изобразить обитель на своих полотнах.

Упоминание Бобренева монастыря встречается в произведениях российского поэта, журналиста и барда Александра Боброва:

…Возвращаюсь в столицу, к тебе,

К холодам и деревьям безлистым,

Небесплодным мечтам о тепле

И свободным, излюбленным мыслям.

Все красоты морей — далеки,

Над Москвой-рекой — вечер сиренев

И стоит над разливом реки

Монастырь наш заветный — Бобренев.

Экспертное мнение

Валентин Глухарев, кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного Центра религиоведения:

«Икона явилась москвичке, которая ничего не знала о монастыре»

— Среди святынь монастыря особо чтится Феодоровская икона Девы Марии. Это обычная современная икона, созданная типографским способом. При всем этом обретение ее было связано с необычными духовными явлениями. Одной москвичке было видение о том, чтобы она приобрела для Бобренева монастыря Феодоровскую икону. Почему именно Федоровскую и где находится Бобренев — она не знала. Тем не менее, видение она исполнила. Женщина отыскала монастырь и пожертвовала в него Феодоровский образ. Вскоре монахи заметили, что молитва перед этой иконой избавляет от скорби, укрепляет семью, помогает женщинам в обретении детей и родах. Киот Феодоровской иконы украшен многочисленными приношениями и привесами в знак благодарности Царице Небесной.

В 1909 году в честь приближающегося 300-летия дома Романовых было решено соорудить здесь собор. Для сооружения собора был учреждён строительный комитет, его работу курировал великий князь Михаил Александрович. Этим комитетом был проведён специальный конкурс. На нём победил проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года на Миргородской улице возле Московского вокзала.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма; 15 января 1914 года — главный придел верхнего храма (освящение совершил митрополит Владимир); а осенью 1920 года — главный придел нижнего и правый верхнего храма.

Советский период

Феодоровский храм со сменой власти был разграблен большевиками, но при этом некоторое время действовал.

Настоятелем в то время был отец Досифей (Степанов). Он взаимодействовал с представителями «Живой Церкви», которые признавались государственными властями РСФСР. Причины этих поступков он изложил так:

— Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

Храм действовал ещё девять лет, но и его закрыли:

— протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Вскоре после выхода этого постановления собор был перестроен под молокозавод.

в течении сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постпенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Возвращение храма

Храм включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, и после многолетних тяжб здание было решено вернуть Церкви. Это событие произошло в 2005 году.

Описание

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона [2] . Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «мозаичный Спас».

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

Восстановительные работы

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов, который в Петербурге занимается культурными вопросами, заявил, что в течение 5 лет храм восстановят. Он также является директором попечительского совета по восстановлению этого храма. Выдержка из интервью Бориса Грызлова:

Для «Единой России» — это одно из ключевых направлений партийного проекта «Историческая память». Восстановление храма – наш вклад в духовное возрождение России… …На сегодняшний день уже многое сделано. Работы ведутся уже внутри храма. Демонтированы внешние пристройки. Преждевременно считать, что уже все проблемы решены, но в федеральном бюджете заложены значительные объёмы средств на восстановление храма: 200 млн рублей на 2008 год, и по 230 млн на 2009 и 2010 годы [3] .

План работ

Общая стоимость работ оценивается в 1,2 млрд рублей. Работы включают в себя:

  • Реконструкцию внешнего вида храма (2012 год)
  • Восстановление внутреннего убранства храма (2012-2013 годы)
  • Ремонт учебных корпусов семинарии.

Обновленный храм предстанет во всём своём великолепии в 2013 году.

Одна из достопримечательностей Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург) – Федоровский городок, комплекс построек в псевдорусском стиле в Фермском парке, недалеко от Александровского парка и дворца. Главная доминанта здесь – Федоровский собор, или, как он назывался до революции, Феодоровский Государев собор. В настоящее время он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и принадлежит Царскосельскому благочинническому округу. Настоятель – епископ Маркелл (Ветров).

Храм феодоровской иконы божией матери

Федоровский собор в Царском Селе. Вид со стороны Александровского парка

Строительство и освящение Федоровского собора

Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.

Храм феодоровской иконы божией матери

Крестный ход 24 июня 1910 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949). Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.

Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.

20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951). На освящении присутствовал государь император с семьей. 26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка Феодоровской иконы Божией Матери, во имя которой был освящен главный престол.

Храм феодоровской иконы божией матери

Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.

Храм феодоровской иконы божией матери

Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография

Устройство и внутреннее убранство Федоровского собора

Федоровский собор выполнен в традиционном стиле: четырехстолпный, крестово-купольный. Он состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Верхний храм – большой и светлый, может вместить в себя до 1000 человек молящихся. Высокий иконостас выполнен в стилистике храмов XVII века. Главный престол освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери, боковой придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского (до революции 1917 года его не успели освятить).

Храм феодоровской иконы божией матери

Иконостас. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Нижняя церковь, или Пещерный храм освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Сюда был перенесен престол из временного храма, построенного в 1909 году. Здесь же находится ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Он был освящен 27 ноября (10 декабря) 1912 года. Император обычно молился здесь во время говения. Обратите внимание на одежды солдат — они выполнены по рисункам Васнецова.

Храм феодоровской иконы божией матери

Нижний храм. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова

Вокруг Федоровского собора на большом фундаменте, оставшегося от проекта Померанцева, были устроены паперти, часовни, ризница и др. Парадный вход украшает большое мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери. В храм ведет лестница из красного гранита.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.

Храм феодоровской иконы божией матери

Федоровский собор в Царском Селе

Федоровский собор после революции

После Октябрьской революции на долю Федоровского собора, как и других храмов по всей России, выпали нелегкие испытания. В 1922 году произошло первое, самое крупное изъятие церковных ценностей. В 1925 году имущество и убранство Пещерной церкви было передано Екатерининскому дворцу-музею. В 1927 году в Русский музейный фонд были изъяты облачения. Также за этот период произошло несколько крупных краж.

В январе 1928 года Федоровский собор стал одним из центров иосифлянского движения, когда Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) откололся от Русской Православной Церкви. Из-за этих событий с 21 апреля по 26 августа 1931 года храм оказался закрытым.

13 июня 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Федоровского собора, что произошло 27 декабря 1933 года. Церковное имущество было распределено между несколькими музеями, мозаики закрашены. В верхнем храме был устроен кинозал, экран находился в алтарной части. В Пещерном храме был устроен архив фото- и кинодокументов.

В годы Великой отечественной войны Федоровский собор сильно пострадал от артобстрелов. Стены северного и западного фасадов были разрушены, повреждены перекрытия, уничтожен главный купол. Весь архив, хранившийся в храме, сгорел. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки.

В 1985 году «Леноблреставрация» приступила к восстановлению храма, которая продолжалась до 1995 года. Весной 1991 года собор был передан верующим. В этом же году произошло чудесное обретение Феодоровской иконы Божией Матери. В 1992 году начались регулярные богослужения в нижней церкви, а с 1996 года – в верхней.

Храм феодоровской иконы божией матери

Аллея, ведущая к собору

Внутри храма я постеснялась снимать. К сожалению, снаружи больше снимков сделать не удалось, т.к. начался проливной дождь.

«Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить. В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.» (29, 226).

Храм феодоровской иконы божией матери

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 — 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Ва¬си¬лий Ярославич был «мизинным», то есть младшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца, пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 — 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона[6] из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

В нашем Храме, в Правом пределе есть Чудотворная икона Божьей матери – Феодоровская

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской
глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской
глас 4

Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.

Храм феодоровской иконы божией матери

Феодоровская церковь занимает особое место в истории Вятки. Это был последний храм, построенный в дореволюционном городе. Его строительство тесно связано с масштабными торжествами, которые происходили в 1913 г. по всей России в честь 300-летия семьи Романовых, поэтому церковь также называли «Романовской».

История храма началась с анонимного письма, в котором неустановленное лицо сообщало епископу Вятскому и Слободскому Никандру о желании жителей северной части Вятки построить храм. Газета «Вятская речь» в день закладки нового храма сообщала о том, что «преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьезное внимание на отсутствие приходских храмов в северной и южной частях города Вятки. Городская дума по ходатайству вятского архиерея уступила места в северной и южной частях города под постройку храмов, и первой началась постройка в южной части города. Преосв. Никандр внес первую лепту на это святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей».

Храм феодоровской иконы божией матери

После этого в 1914 г. был создан комитет по постройке храма, в него вошли П. Н. Шкляев (председатель), О. А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И. А. Чарушин, А. А. Истомин, А. В. Румянцев, П. А. Шильников, Ф. А. Ездаков, В. М. Хлебников и др. «Вятские епархиальные ведомости» 18 июня 1915 г. писали, что «новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой». В 1915 г. нижний храм был освящен в честь всероссийской святыни – Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Российского государства и Царского Дома Романовых. Верхний этаж – во имя Святителя Николая. Приход церкви насчитывал в то время 30 человек в возрасте от 40 до 60 лет.

Храм феодоровской иконы божией матери

Архитектором храма был выбран И. А. Чарушин. Если в проекте Серафимовской церкви автор черпал вдохновение в облике храмов Москвы ХVII в., то во внешнем виде Феодоровской церкви заметно влияние новгородской и псковской храмовой архитектуры. Можно перечислить лишь некоторые характерные детали: строгий облик здания – скупость в декоре, щипцовые фронтоны, псковская звонница – вместо колокольни. Интересно, что Чарушин и на этот раз не отказался от многоглавия, только декоративные маковки получили иную форму – не луковиц (как в облике Серафимовской церкви), а «языков пламени». Небольшой по объему храм смотрится высоким, устремлённым в небо.

Храм феодоровской иконы божией матери

В 1929 г. храм был закрыт, приняли решение переоборудовать его под клуб текстильщиков, а в 1930 г. и вовсе под общежитие Стройуча. Интересно, что последним проектом занимался все тот же архитектор И. А. Чарушин. Существует версия, что таким образом он хотел спасти храм от разрушения. На нижнем этаже было спроектировано 6 жилых помещений, 2 кладовые, умывальная комната и т. д.; на верхнем этаже – 5 жилых помещений, «красный уголок», две кладовые, кубовая, умывальная и сторожевая комнаты. Так, на долгие годы церковь была вынуждена «забыть» о своём предназначении.

В годы Великой Отечественной войны в здании церкви располагался сборный пункт, она стала военным объектом и была обнесена колючей проволокой. Фактически в этот период из бывшей Феодоровской церкви кировские солдаты уходили прямо на фронт. Бывший следователь военной прокуратуры Тамара Сергеевна Наумова в интервью историку М. С. Соловьевой так вспоминала это время:

«В Кирове формировались полки из команд, которые прибывали из Борового, Вишкиля, Слободского и т. д. Зимой из них формировали знаменитые лыжные батальоны. Команды прибывали в церковь, где их обмундировывали, снаряжали, и рота готовилась к отправке. Маршевые роты следовали на Киров-Котласский, строились на плацу и отправлялись на фронт… Мне, как следователю военной прокуратуры, не раз приходилось бывать в данной церкви (были случаи членовредительства). Так как она была военным объектом, её обнесли колючей проволокой, поставили часовых. На первом этаже церкви было высокое жилое помещение, по периметру которого в 4 яруса располагались нары. Был глубокий подвал, где размещались военные склады (обмундирование, снаряжение, продовольствие). Церковь – это распределительная рота 34-й стрелковой дивизии, через которую прошли 252353 человека. Сплошным потоком шло на фронт новое пополнение, которое как кровь вливалось в ослабленные части действующей армии».

Храм феодоровской иконы божией матери

В 1946 г. здание вновь возвращено Русской православной церкви, в нем возобновились богослужения. Послевоенный год был очень голодным, очевидцы вспоминали огромное количество гробов, умерших ежечасно привозили отпевать в церковь. В начале 1960-х гг. в городе ожидали приезд Н. С. Хрущева, одновременно в СССР шел новый виток антирелигиозной кампании. В 1958 – 1961 гг. в Кировской области были закрыты двадцать церквей. Хрущев в итоге в Киров так и не приехал, но в результате излишнего «рвения» городских властей в октябре 1962 г. храм снова закрыли и обрекли на гибель. Проживавшие в соседних домах кировчане вспоминали, что ни первым, ни вторым взрывом разрушить церковь не удалось. Позднее всё-таки смогли взорвать колокольню, далее за дело принялись танки: они тянули за тросы, привязанные к выступающим частям сооружения, и в итоге развалили храм. В таком полуразрушенном виде здание церкви простояло некоторое время, пока его постепенно не разобрали. Обломками камней храма замостили проезжую часть улицы Розы Люксембург.

Храм феодоровской иконы божией матери

В 1974 г. городские власти попытались возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия г. Кирова, в основании храма была заложена т. н. капсула времени. В нее поместили около 30 экспонатов, в основном продукты предприятий Кировской области: куклы, гармошки, шины, шубы и т. д. Также в капсуле оказались бюсты Ленина и Кирова, первым же номером шло послание будущему поколению от пионеров прошлого. Что пожелали эти дети 1970-х своим потомкам, по сей день остается загадкой. После закладки капсулы в этом месте набережной более 30 лет был пустырь.

Храм феодоровской иконы божией матери

В 2002 г. администрация города разрешила Вятской епархии начать работы по восстановлению Феодоровской церкви. На стадии проектирования выяснилось, что набережная не выдержит тяжелое каменное здание – начнутся оползни. Было решено отказаться от первоначального замысла восстановить церковь по проекту Чарушина. В 2006 г. Вятская епархия предложила возвести на этом месте небольшой деревянный храм – копию Владимирской церкви в резиденции президента РФ на Валдае, что и было сделано. 25 августа 2007 г. новый Феодоровский храм был освящен.

Москва, 16 мая 2018 г.

Храм феодоровской иконы божией матери

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в пределы Северо-Восточного викариатства г. Москвы доставлена Всероссийская святыня — Феодоровская икона Божией Матери.

В понедельник, 14 мая, в 18:00 состоялась торжественная встреча Чудотворного образа в храме Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово.

Храм феодоровской иконы божией матери

Феодоровская икона, согласно преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В русских летописях она упоминается, начиная с XIII века. Сложно переоценить значение этого образа Божией Матери для русского народа. В свое время Она не раз спасала страну от различных напастей, воин и бед.

Образ Царицы Небесной почитается как одна из святынь Государства Российского, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство Михаила Фёдоровича Романова. Многие российские царицы и княгини, принимая православие, получали отчество «Федоровна» в честь Феодоровской иконы.

Перед Чудотворным образом Божией Матери молятся о семейном благополучии, о даровании чадородия, а также о помощи в трудных жизненных ситуациях.

Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь в пятницу 27 марта 2020 года.

По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране.

Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы.

Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне, Городецкий монастырь.

С этого времени икона стала пребывать в Городецком Феодоровском монастыре, название которого происходило от города Городец Нижегородской области, который располагался рядом, а также храма святого великомученика Феодора Стратилата.

В дальнейшем с историей Феодоровского образа было связано множество чудесных случаев. Так, в 1238 году, во время захвата ордами хана Батыя Городца, икона таинственно скрылась из города, так как сами жители не успели ее спасти от татаро-монголов.

В 1239 году икона чудесным образом явилась костромскому князю Василию Георгиевичу (будущему Великому князю Владимирскому), младшему брату Александра Невского. Она была помещена в храме святого Феодора Стратилата, в честь чего (по одной из версий) и получила название «Феодоровская».

Этот образ особо почитался на Руси девушками и замужними женщинами, так как по молитве к нему благополучно протекала беременность, успешно разрешались тяжелые роды, а бесплодные зачинали детей. Также икона считалась покровительницей рода Александра Невского.

Феодоровская икона сыграла свою роль во время преодоления Смуты XVII века, ведь именно перед ней будущий царь и основатель новой династии Михаил Романов получил в 1613 году благословение на восшествие на престол. С того момента икона стала покровительницей и рода Романовых, связав два выдающихся княжеских рода России.

С чудотворной иконой связано и одно таинственное событие революционных лет. После убийства в июле 1918 года в Екатеринбурге царской семьи Феодоровская икона настолько потемнела, что стало практически невозможно различить изображенные на ней фигуры Богородицы и Младенца Христа. В таком состоянии она пребывает и в наши дни.

Сегодня икона Божией Матери «Феодоровская» постоянно пребывает в кафедральном Богоявленском соборе Костромы.

Ссылка на основную публикацию