Когда отмечается Собор Пресвятой Богородицы
Любой, даже совершенно невоцерковленный человек легко может назвать дату Рождества Христова — 7 января по новому стилю и 25 декабря по старому. Однако далеко не все знают, что на следующий день после Рождества, 8 января, Православная Церковь отмечает еще один большой праздник — Собор Пресвятой Богородицы. Почему же выбрана такая дата?
В Церкви есть традиция посвящать следующий день после годовщины большого события в истории святому, который послужил тому, чтобы оно смогло произойти. Так мы, христиане, воздаем благодарность этим святым. Например, после Крещения Господня, 20 января, отмечается праздник Собора честного и славного Иоанна Предтечи, без которого это Крещение не состоялось бы, а 8 января особо величаем Богородицу, Которая произвела на свет Господа нашего Иисуса Христа.
Надо заметить, что Собор Пресвятой Богородицы — один из древнейших праздников, учрежденных еще на заре христианства. Официальной датой его установления считается 681 год, когда состоялся VI Вселенский Собор, однако известен он был и гораздо раньше — еще в IV веке.
И это не удивительно, ведь кого, кроме Самого Господа Бога, стоит нам благодарить за приход в мир Его Сына, как не Богородицу? Это Она, чистая и непорочная, произвела на свет Богомладенца, и Ее мы благодарим за это вот уже две тысячи лет.
Как известно всем, кто знаком с Евангелиями, случилось это в Вифлееме, куда Мария вместе со Своим мужем Иосифом пришла, чтобы принять участие в переписи населения, учрежденной римским императором Августом. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7). Дальше Писание повествует о том, что Святое Семейство, будучи предупрежденным ангелом о замыслах иудейского царя Ирода истребить всех младенцев в возрасте до 2 лет, дабы не дать Истинному Царю прийти в мир, бежит в Египет, где и находится 7 лет, вплоть до смерти царя-грешника.
Кстати, в Египет Иосифа и Марию сопровождал также святой Иаков, сводный брат Господа, сын Иосифа от первого брака, который, будучи к тому времени уже взрослым мужчиной, взялся помочь им перенести все тяготы путешествия. А надо понимать, что в те времена дальние поездки были отнюдь не такими комфортными, как сейчас — путешествовали в лучшем случае верхом на ослах, а у кого не было денег и пешком, занимали подобные перемещения недели или даже месяцы. А особенно тяжелым путешествие должно было стать для Матери с грудным Младенцем и очень пожилого Иосифа, которому в то время было уже за 80.
Так что в день Собора Пресвятой Богородицы Церковь отдает дань также святому Иосифу Обручнику и святому Иакову, брату Господню. Кроме того, поминается и святой царь Давид, который является земным предком Иисуса Христа. Именно поэтому праздник и называется Собором, то есть, он посвящен не только Богородице, но и другим святым.
Собор Пресвятой Богородицы в России традиционно считается не только днем, когда мы воздаем особую благодарность Деве Марии, но праздником всех рожениц и акушеров. Ведь рождение каждого ребенка — это неоценимый дар Бога людям, великое чудо, воплотить которое дано только женщине. Привести в мир новую душу, дать ей жизнь, любовь, тепло, заботу, часть себя — это ли не великий подвиг и великая жертва, в которых мать становится сопричастной одновременно и дару Богородицы, и делу Бога, сотворившего человека по Своему образу и подобию. Конечно, как мы воздаем хвалу Матери Божьей за то, что Она дала жизнь Господу, так должны и благодарить своих матерей и тех людей, которые помогают им в рождении детей — акушеров.
8 января (26 декабря) было принято печь хлеб и нести его в церковь для освящения. Несколько караваев традиционно оставлялось в храме, остальные забирались с собой и делились между домочадцами.
Священник Игорь Сильченков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, с. Рыбачье, г. Алушта, Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП (propovedi.su):
«В этот день мы поминаем Богородицу и тех святых, которые были в земной жизни рядом с Ней, те, кто помогали Ей в трудностях земной жизни. А наша земная жизнь не должна быть без трудностей, ведь иначе она приводит нас к духовному отуплению и деградации, гордыне и прочим грехам. И человек жив на земле, когда он преодолевает трудности, когда он с чем-то смиряется, когда отсекает свою волю и ищет помощи Божьей.
Человек уподобляется Господу и ангелам небесным, когда в трудностях начинает помогать другим, не зацикливается на собственных проблемах и болезнях, не закрывается от других. А если он живет только по собственной воле и думает только о себе, то озлобляется, его жизнь становится скучной и унылой. Служа же ближним нашим, мы приобретаем любовь как самоотвержение, как служение Богу и людям. Поэтому наши скорби — это благодать для тех, кто может нам помочь, а их скорби — это благодать для нас. Закончатся же трудности тогда, когда принесут свой духовный плод, для которого и были посланы. А если в скорбях мы ропщем на Бога, то они будут продолжаться и усиливаться.
Этих скорбей не избежал и Сам Господь, хотя Он свят и не нуждается в духовном совершенствовании, как мы с вами. И эти скорби начались у Него с самого рождения, ведь Он претерпел бегство и изгнание в Египет в самом начале Своей земной жизни.
И в этот святой день, который продолжает праздник Рождества Христова, мы должны восславить Господа, Который не оставляет нас в погибели, при этом не лишая скорбей».
Стоянка организована у ворот обители. Мы приезжали на источник два раза, мне хотелось окунуться. Первый раз приехали в субботний день. У ворот висит информационный стенд, как видно фотографировать можно, только не производить профессиональную фото и видео съемку.
Да и так красива территория, что хочется запечатлеть ее на память.
В храме, дабы не активировать бабушек-старушек я не снимала, на территории фотографировали свободно. Теперь обо всем по порядку.
От ворот ведет две тропинки. Идем по верхней.
Тут встречает жилой сестринский корпус,
далее свечная лавка и Храм иконы Божьей Матери.
Храм новый, но возведен на месте разрушенного в советские времена старого.
Внутри очень светлый и воздушный. Мы хотели поставить свечи – свечная лавка напротив.
Но до окончания молебна она оказалась закрытой. Это очень неудобно, потому что после службы все люди пошли сюда за свечами, заказать требы и тому подобное. Очередь была такая, что народ стоял на улице на ступеньках. Я ее честно всю отстояла, а когда подошла моя, то оказалось, что сдачи у служащей нет и она послала меня разменивать деньги в трапезную. Честно говоря, я не вернулась. Информацию по интересующим меня требам я не увидела, вопросы к служащей летели со всех сторон, она еле успевала отвечать. Потом протискиваться через очередь и говорить «Я тут стояла, мне только спросить» не хотелось.
Еще во время службы мы погуляли по территории, вот уж придраться не к чему – красивейшее место.
Есть даже свои павлины и курочки.
Очень много беседок и лавочек.
По лестнице спустились к часовенке, которая возведена на месте явления иконы, то бишь над источником. Около нее и служился молебен.
У стен часовни есть три крана, где набирают воду. Набирают целыми20-литровыми баллонами, да по нескольку. Можно попробовать водичку здесь, можно набрать ведра и облиться в специальных кабинках.
Никак не могла полностью сфотографировать место с кранами, очень много людей, удалось запечатлеть только краешек.
Кстати, как по мне, так вода не очень вкусная. Может она больше для омовений подходит, а может не обязан быть вкусным живоносный источник. Но я целую кружку не осилила, три глоточка и все.
Зашли в трапезную, все деревянное, уютно.
Можно перекусить, цены не высокие, но выбор не большой.
Подошли к купели, вода насосом подается в оборудованные ванны. Купель – уединенный деревянный домик, с тремя входами, но открыт только один. Да и тот отпирается после молебна.
У меня сначала был настрой ждать, но после неудачи в свечной лавке, он (настрой) испарился. Не хотелось все делать наспех, зная, что за дверью меня ждет толпа народа. Решено было вернуться в будний день.
Сейчас у нас жара стоит под 40, для омовений в купели, где вода круглый год +4 градуса самое время, поехали с сыном и мужем среди недели. Теперь пройдемся по нижней тропинке.
Недалеко от входа оборудованы две беседки, одна со столами, можно перекусить.
Люди есть, не так много, как в выходной, но тоже достаточно. Тем не менее, в свечной лавке все сделала спокойно и без толкучки, зашли в храм и поставили наконец свечи.
У купели очередь небольшая, да и та из 4х местных ребят. Заходят по двое.
Потом мои мужчины пошли, слышала, как сын повизгивал, но вышел довольный и доложил, что окунулся. Настала и моя очередь. Внутри все аккуратно, дверь запирается на ключ, есть лавки, крючки для одежды, на стене молитва, которую надо прочитать перед омовением.
В воду зашла довольно легко, не показалась обжигающе холодной. Все задуманное исполнила с Божьей помощью, удовлетворенная вышла из купели. За мной только молодой человек с мальчиком, вот и вся очередь в будний день.
Место чудесное, жителям области рекомендую с чистым сердцем, остальным спасибо большое за прочтение.