Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре до­рогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мыс­ленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез – осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к вы­полнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богома­тери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» — это икона отцов и матерей, мо­лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз­лука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/34343

Икона Божией матери «Взыскание погибших»

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

18 февраля, Русская Церковь отмечает день иконы Божией Матери «Взыскание Погибших».

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

«Взыскание погибших» — почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь — это «не Бог мертвых, но Бог живых».

Божия Матерь — последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть — не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения — сделает для приходского храма икону «Взыскание погибших», ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему «возьмите». Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего человека.

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона «Взыскание погибших» стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен — Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это — пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

Известно одно, образ прославляет Богородицу многочисленными чудесами и исцелениями, совершаемыми по молитве перед ним. Ведь нет родительской любви сильнее, чем любовь нашего Небесного Отца.

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Списки иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

  • Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • В храме Положения Ризы Господней в Москве;
  • В Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • В Никольском соборе (Серпухов).

Молитвы перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»

  • Перед иконой молятся об исцелении от недугов;
  • О помощи в безнадежных ситуациях;
  • О спасении во время бедствий;
  • О защите от власти греха.

Источник: http://www.pravmir.ru/ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix/

Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» имеет величайшее значение для православного мира и помогает всем, кто с искренней верой, надеждой и любовью взывает к Царице Небесной. Память иконы совершается ежегодно 18 февраля.

История образа

Этот образ имеет запутанную историю своего происхождения, потому что мировые православные историки так и не обрели единого мнения о том, как и откуда получило распространение чудотворное изображение.

В одном из архиерейских домов прислуживал в должности эконома знатный и благочестивый горожанин Феофил. Но случилось так, что его оклеветали и признали вором. За что он был с позором выпровожен из дома. В нем очень сильно взыграла обида, и мужчина стал сильно роптать на Бога и Его Пресвятую Матерь. Позже он заключил сделку с диаволом и продал ему свою душу.

Вскоре, находясь на грани своей погибели, к нему пришло осознание того, что он содеял. Мужчина опомнился и стал раздумывать о том, как ему исправить тяжелую ситуацию. Он закрылся в святой обители и приказал никого не впускать в ее стены.

Интересно о православии:

Феофил отчаянно и слезно молился пред иконой Богородицы, называя ее «Взыскание погибших». Его отчаяние было настоящим, искренним и слезным, поэтому Дева Мария вняла раскаянию мужчины и объявила ему о прощении грехов.

После этого события Феофил принял иноческий постриг, а свой земной путь он закончил, прославившись в лике преподобных.

Прославление лика

Прославление иконы случилось в XVII веке. В селении Бор проживал крестьянин Федот Обухов. Он очень любил Бога и часто жертвовал свои сбережения на благолепное украшение сельской церкви.

Однажды в праздник Крещения Господня он отправился в путь на телеге, запряженной лошадью, но в дороге его настигла лютая буря. Дорога была заметена снегом, зверствовал сильнейший мороз, а скотина совсем выбилась из сил и недвижимая остановилась у края оврага.

Федот предвидел свою скорую смерть от переохлаждения и отсутствия любой помощи со стороны, поэтому он укутался в тулуп, лег в сани и замерзая, стал засыпать. Но перед сном он успел помолиться Богоматери и дал обет написать Ее Лик «Взыскание погибших».

В соседнем селении проживал друг Обухова. В страшных завываниях морозной вьюги ему чудился чей-то голос и слово «Возьмите». Он вышел из дома и обнаружил в санях под окном своего друга Федота. Осталось тайной на века то, каким образом попал Обухов к дому своего приятеля.

Оправившись от болезни, Федот принялся за исполнение своего обета. Он обратился за помощью к художнику Гурову. Тот принялся за написание иконы, но объявил слишком высокую цену. Внезапно художника настигла полная слепота, но тот уяснил причину ее происхождения. Он был согласен написать образ за любые, предложенные ему деньги. И тут же вновь обрел зрение.

Получив икону, Федот привез ее в дом своих родителей, а позже перенес в родную сельскую церковь, после чего лик прославился чудесами, исцелениями и знамениями.

Списки иконы

Позже христианам России стали известны другие образы иконы.

Один из них был написан итальянским иконописцем и принадлежал дворянской семье из Москвы.

Предание гласит, что у владельца иконы скончалась супруга, и он один воспитывал троих дочерей.

Он часто молился Деве Марии об их благополучии в жизни. Вскоре девицы обрели любящих мужей и семейное счастье. Благодарный молитвенник передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах. Но во время нападения французов на Москву в 1812 году враги разбили чудотворный Лик, но позже икона была восстановлена художником Мягковым.

Интересно. Считается, что именно перед этой иконой великий Лермонтов сложил свою «Молитву странника».

Иконографические особенности

На иконе изображена восседающая Богоматерь. На Ее коленях стоит маленький Богомладенец, Он обнимает Мать за шею и прижимается к Ней левой щечкой. Матушка кольцеобразно обнимает Сына.

На некоторых вариантах икон Матушка изображена с покрытой главой, на других с не покрытой, на третьих Ее окружает сонм святых. Верхнюю часть образа украшает картина Крещения Господня.

Помощь с Небес

К Лику Царицы Небесной православные христиане обращаются:

  • если близкие люди отвернулись от Бога, потеряли веру в Него;
  • во времена военных действий для защиты себя и своих родных;
  • для исцеления от болезней глаз, мигрени, прочих тяжелых заболеваний, в том числе онкологических;
  • ради избавления от никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании;
  • ради помощи в обретении семейного счастья и примирении враждующих между собой супругов;
  • незамужние девушки молят пред Богородицей о помощи во встрече достойного спутника жизни;
  • молят о даровании прощения за совершенные грехопадения;
  • испрашивают здравия и счастья для детей;
  • путешественники умоляют о благополучном возвращении домой.

Моление пред иконой

Обращаться к Богородице «Взыскание погибших» можно как в церкви — Доме Божием, так и дома, у иконостаса.

Обычно молитвенник использует текст канона, но потом из его души вырываются на волю искренние слова, идущие из глубины сердца. Если же так случилось, то не нужно сдерживать в душе молитвенный порыв, ведь чтение канона можно продолжить после моления.

О других иконах Богородицы:

Пречистая Дева испытывает безграничную любовь к каждому человеку, будь то грешник или праведник. Она готова дарить Свою любовь и всепрощение тем, кто близок к духовной погибели. Она постоянно молится о человечестве, спасает и возвращает к вере.

Важно! Образ «Взыскание погибших» — это великая и единственная надежда тех людей, кто отчаялся и не в силах помочь себе самостоятельно.

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshih.html

Взыскание погибающих икона божией матери

Такое именование Богородицы впервые появилось в древней повести «О покаянии Феофила, эконома церковного», известной на Руси с XVII века: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию.

Московский образ Взыскания погибших, находящийся в нашем храме, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7). Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась. Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

Источник: http://vslov.ru/vzyiskanie-pogibshih.html

Чудотворная икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Днем почитания считается 18 февраля.

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Источник: http://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/303-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshikh

«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210 ´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX — нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского). Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. ( Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь. ». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова), пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/158344.html

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших»

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших»

Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих»

Образ «Взыскание Погибших» («Избавление от бед страждущих») существует на протяжении многих лет. Он широко известен, но вокруг него немало легенд. В нашей стране к нему обращаются, как к чудотворному

Этот образ необходим тем, кто приступает к такому греху, как отступничество. Таким образом, он может быть покрыт любовью Божьей матери. Если человек устал и отчаялся в борьбе с различными обстоятельствами, тогда ему стоит помолиться около этой иконы

Каждый должен помнить о том, что смерть в любом случае наступит. А пока человек живёт он может воспользоваться всеми средствами для спасения своей души

Значение образа Взыскание Погибших Образ ничего не имеет общего с мёртвыми людьми. Название отожествляет человека, который перестал видеть вокруг себя что-то хорошее. То есть тот, кто стал безнадёжным, настроенным негативно к себе и к собственной жизни

Таким людям помогает Царица Небесная. Она может помочь только тем, кто ведёт и не прекращает борьбу за свою искренность в жизни. Она даёт людям новые силы и нацеленность на результат

Чудотворная икона Взыскание Погибших является божественным изображением матерей и отцов, которые молятся за своих детей, то есть святыня представляет собой лик утешительницы скорбей родителей. Также ее еще называют «Избавлением от бед страждущих»

Божия Матерь – последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть – не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться

С Древних времен православный народ безоговорочно веровал во всеобъемлющую помощь и наставление Царицы Небесной, а также постигнул ее именование «Взыскание погибших», относясь к ней со всем уважением и считая образ последним прибежищем и надеждой людям которые находятся на грани гибели

Под этим названием известно несколько чудотворных икон, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, казалось, уже погибшим

Наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме в г. Волхове Орловской губернии. По преданию, он был написан в 1707 году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века

Известны следующие чудотворные списки с иконы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии; из Воронежа, а также из г. Козлова Тамбовской губернии

В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших»

Другая чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших» находится в храме в честь Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке в Москве. Она была перенесена из храма в честь Рождества Христова, что в Палашах

В 1812 году этот храм был разграблен французами. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» была найдена расколотой на три части среди поруганного церковного имущества. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений

Вскоре чтимая икона Божией Матери была реставрирована

На полях иконы изображены святые— Небесные покровители прежних владельцев иконы: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, Святитель Николай, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина

Праздник Божией Матери «Взыскание погибших» в храме Воскресения словущего стал одним из наиболее любимых верующими москвичами

К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди, с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление

Икона «Взыскание Погибших» на протяжении тысячелетий помогает при различных ситуациях. Около иконы «Взыскание погибших» можно молиться о чём угодно. При этом не стоит забывать о том, что Божья матерь не ограничивает людей в просьбах

Молитву произносят, обращаясь к иконе. Молиться на образ рекомендуется абсолютно всем и не только в праздник. Особенно тем, кто отвергает Господа и тот, кто потерял надежду на лучшее. Молиться нужно тем, кто потерял надежду быть спасённым

День почитания иконы «Взыскание погибших» 18 февраля

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве

Смотрите также:

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших»

Источник: http://konsulmir.com/ikona-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix/

История иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Божественная икона «Взыскание Погибших» помогает людям, которые не видят в жизни хорошего, стали безнадежными и потеряли смысл существования. Есть и другие значения святыни, о которых должен знать каждый православный христианин.

История названия реликвии

Божественный образ «Взыскание Погибших» имеет и другое название — «Избавление от бед страждущих». Слово «взыскание» означает снисходительность и прощение Богоматери. Значение слова «погибших» не связано с мертвыми. Так называют людей, которые потеряли свою веру в Бога и во все святое. Таким образом, Богородица готова простить каждого, кто близок к гибели во всех смыслах этого слова.

Главным значением иконы является возвращение веры грешникам, которые мучаются от смертельных болезней и прочих опасных недугов, а также тех, кто погряз в пороках и нищете. Прощение погибших является последней надеждой на выздоровление и благополучие, избавление от грехов.

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Икона Божией матери «Взыскание погибших»

День этой иконы русская церковь отмечает 18 февраля. Сегодня в нашей стране сохранилось несколько древних святынь, которые находятся в известных местах:

  • Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери (Самара).
  • Мариенбургский Покровский храм (Ленинградская область).
  • Воскресенский храм на Успенском Вражке (Москва).

Впервые об иконе услышали в VI веке. Именно тогда верующие увидели чудеса, которые сотворил образ святой Богородицы.

Чем поможет икона?

Икона «Взыскание погибших» с древних времен известна своими чудесными исцелениями. Ежегодно большое количество верующих взывают к ней о помощи в победе над заболеваниями. Считается, что лик Девы Марии способен улучшить состояние больного и излечить его от многих недугов, среди которых такие:

  • головные боли;
  • инфекции;
  • хронические заболевания;
  • мигрени;
  • глазные патологии.

Икона обладает и другими чудесными возможностями:

  1. Молитва к образу «Взыскание погибших» поможет избавиться от таких зависимостей, как алкоголь, курение, игромания, наркотики.
  2. Семейные пары молятся иконе, чтобы сохранить мир и гармонию в доме.
  3. Девушки просят о сохранении отношений с любимым человеком и об удачном замужестве.
  4. Во времена войн верующие молились священному образу и просили сохранить жизнь своим родным на фронте. И сегодня иконе поклоняются люди, которые хотят защитить себя и родных в период боевых действий.

Священный лик является опорой для родителей, которые молятся о своих чадах. Дева Мария всегда считалась покровительницей маленьких детей. Чем больше сила веры — тем быстрее просящий получит помощь Святой Заступницы.

Как выглядит образ?

Чудотворный образ имеет оригинальную иконографию. На изображении Богородица придерживает Божьего Сына и нежно наклоняет к нему голову. Ее руки сплетены в пальцах. Иисус обнимает Святую и прижимается к ней щекой, при этом он стоит у нее на коленях.

«Взыскание погибших» — это одна из редких икон, где Богородица изображена без головного убора и с распущенными волосами. Иногда встречаются экземпляры, где Дева Мария сидит с покрытой головой. Некоторые композиции включают в себя изображение причастных к Богу людей или пейзаж в окне. Например, на Московской иконе Богоматерь сидит в окружении святых и без головного убора. На Борской иконе изображено вверху Крещение Христово.

Данная икона считается очень важной в православии. Перед тем как обращаться к ней, нужно выучить специальные молитвы, хвалебное песнопение (акафист). Найти их можно в Библии, православной энциклопедии или в интернете.

Главное, обращаться к Богородице с искренним намерением изменить свою жизнь в лучшую сторону. Тогда Небесная Царица обязательно смилуется и наставит на спасительный путь.

Источник: http://dedpodaril.com/interesno/istoriya-ikony-bozhiej-materi-vzyskanie-pogibshix.html

Икона «Взыскание погибших»: значение, в чем помогает

Взыскание погибающих икона божией матери: храм живоначальной троицы на воробьёвых горах

Икона «Взыскание погибших» несет сильное духовное значение для Русской Церкви. Узнайте, как правильно молиться чудотворному образу и какой благоприятный эффект можно получить от богослужения. Коротко о главном в этой статье.

«Взыскание погибших» является образом Богоматери, также икона имеет альтернативное название «Избавление от бед страждущих». К чудотворному образу обращаются за помощью все нуждающиеся, которые стали на границы между мирной жизнью и серьезным испытанием.

История иконы

Чудотворный образ «Взыскание погибших» известен православным христианам еще издревле. Согласно легендам, впервые икону обнаружили в VI веке в городе Адане. В доме священника жил эконом, заведующий хозяйством человек по имени Феофил. Мужчина праведно и честно служил несколько лет, однако после его обвинили в краже и уволили. Феофил сильно разгневался и стал винить в этом Бога. Мужчина решил отомстить священнику и подписал с дьяволом сделку.

Тем не менее в последний момент, перед подписью договора, Феофил одумался и отменил свое решение. Чтобы избавиться от своего греха мужчина отправился в храм, где несколько дней просил прощение перед иконой Богоматери, называя ее «Взыскание погибших»
Истинная молитва и горячее покаяние заставили Богородицу помочь Феофилу – грех мужчины был прощен, а договор с дьяволом полностью уничтожен. С тех пор Феофил жил только праведно и всем показывал, как нужно молиться Господу да так, что перед смертью был причислен к лику святых.

Первой иконой «Взыскание погибших», известной России, является чудотворный образ монахов, датируемый 1707 годом. Найти икону в небольшом городе Болхове, что в Орловской губернии. Та икона была забрана в один монастырь, после чего на протяжении XVIII века начала странствовать по всей территории страны.

Однажды, во время странствования иконы, один из паломников отбился от остальных и решил возвратиться домой после долгой дороги. Случилось это в День Крещения Господня – поднялась сильная вьюга и крестьянин сбился с пути. Решив остановиться около оврага, паломник пал в него и стал неистово молиться Богоматери, сказав, что если спасется, то сам нарисует еще одну икону. Когда мужчина отмолился, то увидел своего друга, который несмотря на вой ветра услышал приказ свыше прийти на помощь. Таким образом паломник был спасен.

После того, как пара вернулась к храму, паломник перерисовал икону и подарил ее Борскому храму. Та самая икона приобрела чудотворную силу и прославилась на всю Россию своими знамениями. К примеру, в 1871 году в городе Серпухове вспыхнула мощная эпидемия холеры. Локализировать и уничтожить хворь удалось только после появления в городе иконы «Взыскание погибших».

Где можно встретить икону

На сегодняшний день древних икон осталось всего несколько. Найти старинные версии «Взыскание погибших» можно в:

  • Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, стоящим в Москве;
  • Покровском храме в Мариенбурге, который расположен в Питере;
  • Покровском кафедральном соборе, что в Самаре.

Среди христиан по всей России идет сильная вела в заступничество Пресвятой Девы Марии. Известно масса случаев оказания Царицей Небесной помощи и покровительства людям – сквозь икону Богоматерь помогает людям даже в различных трудноразрешимых ситуациях. Богоматерь никого не оставляет равнодушным – достаточно лишь искренне помолиться и помощь не заставит долго ждать.

В чем помогает?

Наиболее популярным вопросом у христиан, увидевших «Взыскание погибших» является ее истинное назначение. Чудотворный образ Матери Господа Бога способен помочь в следующих случаях:

Источник: http://svyatsy.org/services/ikona-vzyskanie-pogibshih-znachenie-v-chem-pomogaet/

18 февраля день памяти иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»

Все мы хотя бы раз обращались за помощью к Богородице, за наставление на правильный путь, просили для себя и для близких.

Завтра день памяти иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».

Пресвятая Богородица множество раз приходила на помощь людям в самых трудных ситуациях. Именно поэтому Божьей Матери посвящено икон «как звезд на небе».

Византийский священник Феофил, живший в VI веке, пошел на сделку с самим дьяволом, чтобы получить титул епископа. Но получив желаемое, архиерей мучился угрызениями совести. Спустя несколько лет пребывания на епископской кафедре Феофил наложил на себя 40 дневный пост и усиленно молился Пресвятой Богородице. В молитвах владыка называл Божью Матерь «Взысканием погибших», ведь он фактически погиб, продав душу. После окончания поста Богородица явилась Феофилу, пообещала просить о его помиловании Бога.

История о покаянии Феофила стала популярна на Руси в XVII веке, а сюжетам икон Божьей Матери начали присваивать название «Взыскание погибших». В одну из зим калужского крестьянина Федота Обухова в пути застигла сильная метель. Лошадь отказывалась ехать, а Федот начинал замерзать. Крестьянин усиленно молился Богородице и обещал в случае спасения заказать для своего прихода икону «Взыскание погибших».

Обухов заснул и чуть не погиб, но чудесным образом его повозка оказалась у дома ближайшей деревни. Федота сняли с саней, обогрели и вылечили. После выздоровления крестьянин заказал иконописцу обещанный образ Богородицы для храма села Бор. Впоследствии перед иконой совершались чудеса исцелений и помощи людям в их нуждах.

Перед образом люди молились о решении серьезных проблем, связанных с помощью в исцелении от тяжелых болезней и недуга пьянства, о поддержке в ситуациях, когда человек балансировал между жизнью и смертью. Отцы и матери просили Богородицу у иконы «Взыскание погибших» спасти детей от неправильного образа жизни, заблуждений и гибели.

Мира и добра Вашим сердцам,душевного тепла!

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/3076475-18-fevralya-den-pamyati-ikony-bozhej-materi-vzyskanie-pogibshih

Ссылка на основную публикацию