Великие православные праздники

Великие православные праздники

Церковные православные праздники разделяют на великие, средние и малые. Великие же, в свою очередь, также подразделяются на три группы. Во-первых, это Святая Пасха, праздник праздников для всех христиан всего мира; Пасха, показывающая нам, что Христос воистину воскрес, явив тем самым непреложное торжество Православия. Во-вторых и в-третьих, это праздники двунадесятые, непереходящие и переходящие.

Двунадесятые праздники — это годичный цикл из 12-ти («двунадесять») торжеств, часть из которых всегда отмечают в одни и те же даты (непереходящие), а другая часть — зависят от дня празднования Пасхи.

По иной классификации эти праздники делятся на Господские и Богородичные.

Великие православные праздники

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.

Сплошные седмицы — недели, в которых нет постов в среду и в пятницу — в 2020 году:

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 9февраля
  • Суббота мясопустная – 22 февраля
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14марта
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21марта
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая
  • Радоница – 28 апреля
  • Суббота Троицкая – 6 июня
  • Суббота Димитриевская – 7ноября

И для примера приведу цитату протоиерея Игоря Фомина, который объясняет, с каким светским праздником можно сравнить двунадесятое торжество.

— День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла, — считает отец Игорь. — Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Когда человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру.

По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна были людьми весьма благочестивыми. Жили они в достатке, но не кичились им, а за все благодарили Бога и раздавали милостыню. Одно огорчало Иоакима и Анну — они были бездетны, хоть и в годах. Окружающие судили их: якобы бесплодие — это наказание за какие-то страшные грехи. Как-то раз Иоаким принес дары в храм, но был жестоко высмеян присутствующими. «Как ты можешь, мол, приходить сюда, если ты бесплоден».

Иоаким настолько был огорчен, что ушел в пустыню, где беспрестанно молился и постился. Анна же оставалась в доме и тоже молилась, искренне считая себя виновницей их бездетности.

И когда в сердцах обоих супругов от горя не осталось ни капли гордыни и тщеславия, Господь явил им Свою милость. Ангел Божий явился сначала Анне, а потом и Иоакиму, сказав, что их молитвы услышаны и они родят ребенка, которого будет славить весь мир.

Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево, /
радость возвести всей вселенней: /
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
и разрушив клятву, даде благословение, /
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Великие православные праздники

Иерусалим. 326 год от Рождества Христова. В этом году византийская царица Елена, будучи в преклонном возрасте, но абсолютно ясном уме, отправилась в Палестину, чтобы найти место захоронения Креста Господня, на котором он был распят. Стоит ли говорить, что сия реликвия и по сей день имеет величайшую ценность у христиан.

Что любопытно, царице удалось отыскать одного пожилого человека, который указал на некую заваленную мусором пещеру под языческим храмом. Очевидно, спустя 293 года в тех местах люди из уст в уста передавали друг другу историю страшного распятия Христа и чтили его святость. Елена велела раскопать пещеру и обнаружила там три креста, а рядом табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Какой из этих крестов — Христов?

Сильна была вера царицы и сопровождающего ее патриарха Макария. Они стали прикладывать эти кресты к болящей женщине, в надежде, что Господь явит чудо исцеления через животворящую силу Своего Креста. Так и произошло. Болящие исцелялись, мертвые воскресали.

Когда от сомнений не осталось и следа, патриарх Макарий трижды поднял (воздвиг) Крест на возвышении, а народ, прознавший о Великом Чуде, кланялся святыне.

Тропарь праздника:

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм. Так они выполнили обет, который дали Богу, молясь о том, чтобы Он дал им ребенка.

Этот день был особенным в жизни маленькой девочки. В доме Иоакима собрались многочисленные родственники, друзья, соседи. Все дружно наблюдали за тем, как родители облачают дитё в нарядные одежды. После вся с песнями и зажженными свечами устремились к храму.

В святой обители трехлетнюю девочку ждали священники во главе с первосвященником. Ребенку предстояло взойти по 15-ти высоким ступеням. По легенде, Мария легко взобралась на них, словно ей помогал сам Господь. К удивлению присутствующих, первосвященник взял малышку за руку и ввел ее самое святое место в храме, так и называемое Святое святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника и только раз в году.

По свидетельству историка Иосифа Флавия, Дева Мария, скорее всего, жила в одном из помещений, предназначенных для благочестивых дев, рукодельничала и молилась Богу. Но в то же время свидетельств, как росла девочка, не осталось. В Евангелии одно из первых упоминаний Богородицы связано с явлением Ей Архангела Гавриила. Но это уже совсем другая история.

Тропарь праздника:

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Великие православные праздники — это установленный православной церковью и старообрядческой традицией перечень праздников: Пасха, двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы, а также несколько праздников в честь великих святых — Иоанна Предотечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, верховных апостолов Петра и Павла.

Праздники великим святым также называют «причтенные к двунадесятым» или «недвунадесятые праздники». Они несколько уступают в торжественности богослужениям «празднику праздников» — Пасхе и двунадесятым праздникам, не все из них имеют предпразднества и попразднества. Великие недвунадесятые праздники относятся к неподвижным праздникам, поэтому службы им находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Все великие праздники в месяцеслове обозначены красным крестом в кругу.

Великие праздники, причтенные к двунадесятым, по хронологии церковного года:

  1. Память св. апостола Иоанна Богослова — 9 октября и 21 мая (26 сентября и 8 мая по старому стилю);
  2. Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля (24 июня по старому стилю);
  3. Память святых апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю);
  4. Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Определение точного числа великих праздников — вопрос неоднозначный и сложный, их количество до настоящего времени точно не определено. В разных древних Уставах количество великих праздников колебалось от 12 до 14, причем к ним относились только Господские праздники, а из Богородичных — Благовещение (Зачатие Христово). Градация праздников по степени торжественности, зафиксированная в месяцеслове особыми знаками, известна с конца XI в., однако разные уставы в то время неодинаково распределяли праздники по разрядам.

Авторитетный канонист Никон Черногорец описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых, обозначаемых соответственно крестом в круге, крестом и тремя точками. К великим праздникам, кроме двунадесятых, он относит также:

  • Обрезание Господне и память святителя Василия Великого — 14 января (1 января по старому стилю) или все 12 дней Святок — промежуток от Рождества Христова до Крещения;
  • Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля (24 июня по старому стилю);
  • Праздник верховных апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю);
  • Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

​В некоторых списках трудов Никона Черногорца к великим праздникам также относятся память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября (13 ноября по старому стилю), память великомученика Георгия — 6 мая (23 апреля по старому стилю) и память апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 21 мая (8 мая по старому стилю).

В настоящее время в старообрядчестве по благочестивому обычаю к великим праздникам, помимо перечисленных, причислены и многие другие дни: Обрезание Господне и память свят. Василия Великого, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Предотечи, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи, память преподобного Сергия Радонежского, Покров Пресвятой Богородицы, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, память святителя Николы Мир-Ликийских Чудотворца и другие. К великим праздникам относится также престольный (храмовой) праздник.

Двунадесятые праздники Православной Церкви

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Все даты указаны по новому стилю (по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября)

Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля
Вход Господень в Иерусалим — (вербное воскресение) воскресение перед Пасхой – переходящий праздник

Вознесение Господне — 40-ой день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий праздник
День Святой Троицы . Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий праздник
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. Переходящие праздники перемещаются вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Т.е. все «переходящие» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Великие (недвунадесятые) праздники Православной Церкви

Кроме двунадесятых праздников Православной Церкви есть еще и Великие (недвунадесятые) праздники. Они также любимы православными христианами (все даты указаны по новому стилю).

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

Просмотрено (37781) раз

Поделиться:

3 комментария

Прочитал вашу интересную и поучительную статью, за которую спасибо. Я вырос в одной семье с дедушкой и бабушкой, которые, не смотря на время (Советский Союз), были людьми истинно верующими. Поэтому, наверное и я по сей день, человек православный и регулярно хожу в церковь на литургии, исповедуюсь и причащаюсь. Стало интересно побольше узнать о церковных праздниках. Только что прочел на стороннем сайте, что святые праздники относятся к определенным дням, отмеченным в церковном календаре, имеют особенный характер служения. Цель их – вспомнить дни, которые каким-то образом показали человечеству славу Бога и дали нам путь к спасению души. Сейчас почерпнул полезные факты у вас. Такие статьи очень нужны для нас, простых людей. Еще раз спасибо и да хранит нас Господь.

Помогите разобраться в Великих праздниках и определить какие из них относятся к Богородичным? (Простите если не совсем корректно задан вопрос)

Здравствуйте, Елена!
Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.
Четыре Богородичных праздника входят в число наиглавнейших христианских торжеств. Среди них: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери. Эти праздники именуются двунадесятыми.
Можно выделить и другие большие Богородичные православные праздники. Например, Покров Пресвятой Богородицы, дни памяти чудотворных богородичных икон (память Казанского образа Девы Марии), Собор Пресвятой Богородицы, Суббота Акафиста, положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

Оставить ответ Отменить ответ

Переводчик сайта

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

анонс

Великие православные праздники Великие православные праздники Великие православные праздники Великие православные праздники Великие православные праздники Великие православные праздники

Продолжается сбор средств на реставрацию храма. подробнее

До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

Православный календарь

Свежие записи

  • Великие православные праздники

Великие православные праздники

Великие православные праздники

Великие православные праздники

Великие православные праздники

Рубрики

Архивы

Скоро праздник

Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского
Великие православные праздники
Святитель Игнатий Брянчанинов — богослов, ученый и проповедник. Несмотря на сословную принадлежность дворянству, принял монашеский постриг. Пробыв послушником в нескольких монастырях, стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Написал несколько сочинений о христианской жизни, примененное к требованиям современности: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник». В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. далее

  • 8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова
  • Рубрика: Игнатий Брянчанинов

Церковные праздники

14 мая — Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »

17 мая — Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне далее »

18 мая — Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» далее »

19 мая — Прав. Иова Многострадального далее » Прп. Иова Почаевского далее »

Великие православные праздникиПасха — светлое Христово Воскресенье (Фото: rozhenyuk, Shutterstock)

История православных праздников восходит к временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.

Великие православные праздники

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Великие православные праздники

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в нашем календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Ссылка на основную публикацию