В России принят Духовный регламент

  • En
  • Ru

Вы здесь

25 января (5 февраля) 1721 г. в России был принят Духовный регламент, установивший вместо патриаршества новую, коллегиальную систему управления церковными делами. Единоличная власть патриарха была заменена властью вновь учреждённого органа — Духовной коллегии, позднее получившей название Святейшего правительствующего Синода.

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора.

В состав нового учреждения вошли президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора, а в 1722 г. при Синоде была учреждена должность обер-прокурора — гражданского чиновника, подчинявшегося императору, в обязанности которого входил надзор за церковной деятельностью.

К ведению Синода были отнесены «всякие духовные дела во всероссийской церкви»: духовное просвещение, издание богослужебных книг, постройка церквей, учреждение приходов, наблюдение за правильным ведением метрик и т. п.

В отношении законодательства Синоду принадлежало право составления законопроектов по вопросам церковного управления. В отсутствие государя он мог и сам издавать и публиковать законы, но не иначе как с согласия Сената.

Синоду принадлежала высшая судебная власть не только над всем духовенством, но и над светскими лицами по делам брачным, богохульным, еретическим, в вопросах, связанных с принадлежностью к расколу или с занятиями колдовством и т. п. Налагавшиеся Синодом наказания были те же, что и во времена патриаршества: телесное наказание, помещение под надзор духовенства в монастырь (иногда пожизненно), отлучение от церкви.

Таким образом, вместо единоличного главы русской церкви возникло коллегиальное учреждение, на которое и было возложено ведение всего того, чем раньше ведал патриарх.

Патриаршество было восстановлено в России лишь через 196 лет решением Всероссийского Поместного собора Русской православной церкви от 28 октября (11 ноября) 1917 г.

Лит.: Ивановский В. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода и его организация при Петре Великом // Ивановский В. Русское государственное право. Т. 1. Ч. 1. Казань , 1896. Гл. 5, § 52; Цыпин В. А. Учреждение Святейшего Синода // Цыпин В. А. Церковное право . М., 1996. Ч. 3.

См. также в Президентской библиотеке:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В России принят Духовный регламент

В России принят Духовный регламент

Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии) — закон, изданный в форме манифеста Петром I, определявший правовое положение Православной Церкви в Российской империи (Православной российской Церкви). Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха.

«„Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашёл понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать» [1] .

История разработки и издания

В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».

К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената, чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».

Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.

Проект был принят 25 января 1721 года [2] с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.

Основные положения Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • четыре советника
  • четыре асессора (в число их входили представители чёрного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Значение и оценка

По форме и по изложению «Регламент» всего менее регламент. Это «рассуждение», а не уложение. И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели сам закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. «Регламент» есть в сущности политический памфлет. В нём обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, — и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности. Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления… [3]

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года [Регламент (Устав) Духовной коллегии], законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви. Проект Духовного регламента по поручению царя Петра I составлен епископом Псковским Феофаном Прокоповичем, являлся одним из ярких образцов литературного творчества автора. После многочисленных исправлений и поправок царя, а также самого автора, сенаторов и духовенства (епископов, архиереев, архимандритов) был утверждён указом Петра I от 25 января (5 февраля); в окончательной редакции опубликован 16(27) сентября. Источниками для Духовного регламента послужили «Стоглав» (документ, принятый на Стоглавом соборе 1551), Кормчие книги 13-17 века, протестантские церковные уставы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент составлен по образцу регламентов ранее образованных гражданских учреждений. Состоял из 3 частей: в 1-й части дано общее определение нового устройства церковного управления, во 2-й — определены обязанности Синода, в 3-й — священников. Согласно Духовному регламенту, церковь была подчинена государству, патриаршество упразднено, вместо него учреждён коллегиальный орган управления РПЦ — Духовный коллегиум (Синод). Царь объявлялся «крайним судиёю» духовного ведомства, блюстителем «правоверия и всякаго в церкви Святой благочиния». Синод возглавлялся президентом (с мая 1722 обер-прокурором Синода, светским чиновником, представлявшим интересы императора). Духовный регламент предписывал священникам заботиться о нравственном состоянии прихожан, усердно читать им проповеди или церковные книги («. всеконечная нужда есть имети некия краткия и простым человекам уразумительныя и ясныя книжицы, в которых заключится всё, что к народному наставлению довольно есть; и тыя книжицы прочитовать по частям в недельные и праздничные дни в церкви пред народом»); вменял приходскому духовенству докладывать гражданским властям о «злоумышленниках государственных», которые «на исповеди не изъявят раскаяния и отказа от своего намерения» (требование практически не исполнялось). Духовенство должно было вести метрические книги. Устанавливался возрастной ценз для пострига в монашество (30 лет для мужчин и 50 для женщин). Также Духовный регламент обязывал Синод осуществлять цензуру всех духовных сочинений («Аще кто о чем Богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первее презентовать в Коллегиум»). В 1917 году Духовный регламент был отменён Поместным собором РПЦ (смотри Поместные соборы).

Реклама

Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 6. №3718.

Лит.: Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886; Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. М., 1913; Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Ростов н/Д., 1916. Т. 1-2.

Ссылка на основную публикацию