Сегодня многие говорят, что имеют крепкую веру в душе, но не молятся и на богослужения в храм не ходят. Другие молятся, но часто сокращают или даже пропускают молитвенное правило и богослужения. Третьи своей силой воли заставляют себя исполнять необходимое общение с Богом, но мало у них радости в молитве, нет общения с Господом как с любимым человеком. А Христос ведь выше самого любимого человека.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: почему сегодня многим верующим людям не хочется молиться?
Верующий человек думает или говорит сам себе:
– Я имею в душе веру в Бога и есть желание быть с Ним. Но почему бывает, что мне трудно и не хочется молиться дома и на церковных богослужениях?
Главная причина – это накопившиеся в душе грехи, особенно нелюбовь к ближним: недоброжелательное к ним отношение, частое их осуждение и ругание. Пойми, человек! Ведь не могут из раздраженного и озлобленного сердца исходить с любовью слова молитвы, доходящие до Бога. Поэтому не получаем отклика и благодати Божией и ощущаем, что «молимся в пустоту», и перестаем это делать.
А лукавый не дремлет – непрерывно искушает каждого человека всякими соблазнами общения с темным миром и грехами. Это – чтение увлекательных греховных книг, просмотр таких же телепередач и фильмов, дружеские общения с грехами осуждения ближних, участие в азартных играх, дискотеках, шоу, обычно с винопитием и т.п. Все это удаляет от Бога, искореняет желание общаться с Ним.
Другая причина нежелания молиться –незнание духовного закона любви и отсутствие веры в его действие. А суть этого закона проста: чем больше времени и сильнее сердцем, и глубже умом мы общаемся молитвенно с Господом, тем большую Он изливает на нас благодать, и соответственно вызывает в нашем сердце радость общения.
Как же устранить причины нежелания молиться и обрести любовь ко Христу и радость молитвенного общения с Ним?
Старайся исполнять наставления Христа и святых отцов: покаянно чаще очищайся на Исповедях от совершаемых грехов и прилагай усилия к их устранению. И одновременно по закону Божией любви больше времени и сильнее сердцем, и глубже умом молись Христу, Богородице и святым.
В любом хорошем деле для получения достойных плодов необходимо трудолюбие – неутомимый труд и любовь к делу. Поэтому Христос Спаситель сказал всем нам: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфей, 11:12). То есть Божию благодать в земной жизни и затем Царство Небесное обретают трудолюбием. И в первую очередь молитвою к Богу и любовью к ближним.
И чаще вникайте в Божии чудеса, происходящие в наше время. Господь постоянно творит их для укрепления нашей веры и приближения к Себе. Особое внимание обращайте на чудеса исцеления и спасения людей по молитве страдающего человека и за него молящихся.
Святые отцы говорят: если мы не поднимаемся к Богу, не приближаемся к Нему, то неизбежно падаем, увлекаемые темным миром, и удаляемся от Него. Вот что страшно и опасно сегодня для верующих людей.
Если мы можем, но ленимся усердно и горячо молиться Христу Спасителю, то на что надеемся на предстоящем Божием суде? За какие добрые дела и подвиги ожидаем оправдания? Некоторые легкомысленно говорят: Господь всемилостив, оправдает меня только за веру в душе. Это убежденность многих сектантов. Выходит надеемся на милость Господа за свою лень и пренебрежение к Нему. Это высшее легкомыслие и наглость.
Нужно неутомимо искать пути возрастания молитвенного общения с Богом. Здесь полезен опыт многих верующих, которые не ограничиваются только утренним и вечерним молитвенным правилом и богослужениями. А еще молятся постоянно, сколько могут, простыми молитвами в течение дня, засыпая и просыпаясь с Богом. Обычно многократно творят одну из следующих молитв:
– Боже, будь со мною.
– Боже, милостив буди мне грешному(ой).
– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(ую).
– Господи, из сердца каменного созижди мне пламенное.
Или другую простую молитву, которую полюбит ваше сердце.
А когда творишь молитву и читаешь Евангелие, восчувствуй: ведь Христос стоит рядом! И объемлет тебя Своей любовью.
Боже, Дух Святый! Приди и войди в мое сердце, и очисти его от всякой скверны, и дай мне радость соединения с Тобой.
Да, молитва – это большой труд. Но молиться трудно только человеку, не привыкшему к этому, или, вернее сказать, не навыкшему к молитве. Для монахов, вообще молящихся людей молитва – это благоухание души. Они молятся с удовольствием при каждом удобном случае, а то и постоянно пребывают в молитве.
Мы же, когда приступаем к молитве, сталкиваемся с рядом трудностей. Упомяну лишь некоторые.
Рассеянность ума
Мы обычно живем рассеянной жизнью, редко сосредоточиваемся.
Постоянный поток информации, который не дает углубиться, сосредоточиться. Музыка, радио, шум. В последние месяцы даже в маршрутных такси установили экраны и постоянно идет фоном какая-то бессмысленная информация. Идем от остановки домой – решаем какие-то вопросы по телефону… То есть последние свободные минуты, когда можно побыть наедине с самим собой, тоже отняты.
Когда мы встаем на молитву и пытаемся сосредоточиться, погрузиться в мир слов, понятий, идей молитвослова, мы просто не можем собрать мысли. Они разбегаются.
И вот поэтому для нас молитва превращается в огромное усилие сосредоточения. От этого усилия мы сильно устаем. Помолиться час – постоянно стараясь удержать внимание в словах молитвы – это большое достижение и для нас немалый труд.
Напряжение ума
Кроме рассеянности, особую трудность для молящегося представляет то, что молимся мы осмысленно. Я имею в виду, что для понимания текстов молитв, для прочувствования того, что мы читаем, необходимо приложить умственное усилие. А мы живем обычно (многие из нас) без особого умственного напряжения. И по радио, и по телевидению дается пережеванная простая информация. А серьезную литературу, заставляющую думать, многие не читают, читают же глянцевые журналы, газеты. Я много раз сталкивался с тем, что люди, которым я давал религиозные книги говорили, что это им сложно. И сложным оказывались отнюдь не книги Иоанна Златоустого, а митрополита Сурожского Антония, протоиерея Александра Меня и проч. То есть простые книги. Вот и трудности, возникающие при молитве, – из этого ряда. Многим просто трудно приложить умственное усилие.
Физические усилия
В повседневной жизни мы обычно стараемся избегать каких-то неприятных или затруднительных моментов. А когда мы встаем на молитву, именно встаем, наше тело принимает на себя определенную нагрузку. Еще пять минут простоять ровно можем, а полчаса уже нелегко.
Вот некоторые из моментов, которые превращают молитву для нас, мало молящихся, в подлинный труд.
Но молиться надо.
Господу нужны не достижения наши, а старание, прилежание. Как в школе. Если учитель видит, что ученик занимается старательно, из всех сил, но у него плохо получается, он поможет, а если и нет, то в любом случае не отвергнет такого ученика. Так и мы. Если ежедневно боремся с усталостью, рассеянностью, ленью и проч., то Бог нас благословит и подаст Свою благодать. Несомненно, у нас начнет получаться и молитва превратится в радость.
Здравствуйте. Я не могу объяснить свое состояние души. У меня нет веры (постоянно в уме повторяю, что Бог есть, что Бог наш Отец, что он меня любит). Из-за этого я унываю. У меня нет покаяния. Но самое главное, у меня нет желания меняться, бороться со страстями. Знаю, что грешная, знаю, что попаду в ад, но ничего не хочу делать, как будто мертвая душа. Читаю Евангелие, иду на исповедь без покаянного чувства, причащаюсь, но легче не становится. И еще при этих постоянных мыслях у меня возникает прелесть (раз я вижу себя грешной, значит, я хорошая, значит, у меня есть смирение).
Вот такая запутанная ситуация. Не знаю, что делать. Молиться трудно себя заставить. Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, уважаемая читательница! Вы очень правильно сделали, что не продолжили жить в таком непонятном состоянии, а обратились за помощью. Это первый и очень важный шаг. Теперь нужно делать и остальные шаги, не сразу, постепенно.
Помните и знайте твердо, что Бог любит каждого человека, и Вас тоже, и что до самой смерти никакое состояние человека не может быть признано окончательным. Если сейчас у Вас такие внутренние трудности, это вовсе не значит, что вся Ваша жизнь заранее предопределена, да и не только жизнь, но и участь в вечности. Нет, нет и нет! В любой момент человек имеет возможность измениться, пересмотреть свои взгляды и жизненные стратегии. Думаю, как раз этим Вам и пришло время заняться.
То, что с Вами происходит, в аскетике называется охлаждением веры. Ниже я приведу некоторые рецепты, которые в этом состоянии советовали применять святые отцы. Но мы с Вами будем иметь в виду, что, поскольку духовный путь каждого человека глубоко оригинален, нужно, зная эти рецепты, понять, как быть лично Вам.
Поскольку Вы человек церковный, попросите священника, которому Вы исповедуетесь, или самого старшего по возрасту и опыту батюшку из Вашего храма о беседе с Вами и поговорите лично. Без личного разговора здесь никак. Батюшка задаст Вам вопросы и, зная Ваш путь в духовной жизни, подскажет конкретнее, что нужно делать. Потому что, например, одно дело, если у Вас было горячее стремление к церковной жизни и дальше Вы шли спокойно, шаг за шагом под руководством священника, другое — если при том же сильном стремлении Вы брали на себя несоизмеримые с Вашими силами и опытом подвиги, например, молитвенное правило, еще один вариант – если Вы с самого начала ходили в храм достаточно формально, потому что «надо», и тут было больше внутренней мотивации, чем внешней. По каждому из названных пунктов можно найти еще несколько разновидностей пути, поэтому нужно прояснять, как Вы шли и в какой момент появилось состояние, о котором Вы пишете. Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к себе бережно и как можно скорее поговорите со священником лично, наметьте план действий, хорошо? Должно произойти какое-то обновление Вашей духовной жизни и отношения с Богом нужно, под руководством священника пока, выстроить заново, потому что речь о живых отношениях с Господом, и ни о чем ином.
Почитайте, что писали об охлаждении веры митрополит Афанасий Лимасольский и преподобный Никодим Святогорец. Они описывают, в общем-то, Ваше состояние. В их текстах (можно прочесть в интернете) Вы можете почерпнуть некоторые рецепты и понимание того, что можно сделать.
В общем-то, вся совокупность действий сводится к тому, что писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Искушения, изменения и охлаждения, по учению святых отцов, были со всеми подвижниками; удивляться им не надо, а надо стараться выходить из них покаянием и молитвой: молитва – огонь, и не может не согреться молящийся, а охлаждение – свидетельство об отсутствии или умалении огня, который удобно снова воспаляется от действия покаяния».
Поговорите со священником. Может быть, Вы уменьшите объем утреннего и вечернего правила, зато будете учиться просить Бога о чем-то своими словами, формулировать и излагать Ему просьбы так, как формулируется именно у Вас. Со временем Вы вернетесь к правилу и сможете увидеть, что в них сформулированы прошения обо всем, что нужно человеку, но в таком общем виде, чтобы они годились для выражения конкретных потребностей и благодарностей любого человека.
Что касается покаяния, то есть изменения образа мыслей, тоже стоит поговорить со священником. Возможно, Вам стоит почитать святых отцов, что-то об их жизни, об их отношении к себе и людям, что будет вдохновлять Вас жить с любовью и радостью. Когда читаешь такие тексты, истории в патериках, например, какие-то более современные воспоминания о святых подвижниках и угодниках Божиих, очень вдохновляешься жить так, чтобы внутри были не отчаяние, а мир и любовь. Читая, ты как бы переживаешь встречу со всеми этими людьми. И потом, кстати, начинаешь понимать, что вот это во мне не то, этого не хватает, этого бы хотелось, но пока не могу. Не нужно «выдавливать» из себя покаяние, посмотрите и поговорите со священником о том, что Вы можете почитать для духовного вдохновения. Или приходите в церковную лавку, посмотрите там книги и купите ту, которая Вам понравится с первых строк. Только берите именно книги святых и о святых.
В общем, я советую Вам подойти к Вашей проблеме творчески и с опорой на церковную традицию.
Грешные, то есть ошибаются – все люди. Вопрос в том, есть ли желание исправлять ошибки и жить по любви, по-Божески. И тут же важный вопрос – есть ли на это силы. Когда речь идет об омертвении души, очень может быть, что, помимо духовных, есть и душевные причины. Поэтому я бы советовал параллельно сходить к психологу, чтобы понять, нет ли у Вас депрессии. Сама себе диагнозы не ставьте, это должен сделать специалист. И если вдруг окажется, что что-то такое есть, нужно будет с болезнью разбираться.
И так, шаг за шагом, с Божией помощью, Ваша ситуация может измениться к лучшему.
Помогай Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Усталость, переутомление, невероятный летний зной отнимают силы у всех. К вечеру большинство из нас похожи на выжатые лимоны. Если не удаётся выспаться, такое состояние настигает и утром. Как во всём этом находить силы для молитвы? Что делать, если их нет? Стоит ли ради дисциплины вычитывать правило — или лучше его сократить? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Виталий Ворона.
Разбираемся в проблеме
Вопрос вполне конкретный, и ответы на него есть конкретные. Если нет сил на молитву, то можно сократить правило, в этом нет ничего предосудительного. Нет сил стоять — молитесь сидя. В целом все рекомендации касаются таких моментов, но я размышлял о другом: насколько эти рекомендации помогают?
Да, они помогут помолиться, но не всегда решают главную проблему. Дело в том, что далеко не каждый верующий человек может ответить на вопрос: его состояние — это действительно усталость или духовная лень? А может, бесовское искушение? Как это определить? В такие моменты я предлагаю подумать не о размере вашего молитвенного правила, не о том, зажигать ли свечу и какой молитвослов взять — это несущественные вопросы. Я предлагаю подумать о Боге. Молитва — это ведь разговор с Ним!
Давайте вспомним, как мы себя ведём с людьми: прежде чем кому-то позвонить или обратиться с просьбой, мы подсознательно представляем себе этого человека, и в голове у нас складывается примерный сценарий разговора с ним. То же касается и разговора с Богом. Наша первая задача — осознать, что Он реально присутствует в нашей жизни. Если речь идёт о вечернем правиле — а скорее всего это так, потому что чаще из-за усталости пропускают именно его, — нужно вспомнить, каким был прошедший день. Как Бог явил Себя в нём? Если день был благополучным, удачным — задать себе вопрос: благодарен ли я Богу за то, что случилось сегодня? Если же были какие-то неудачи, ошибки, мы где-то оступились или в чём-то согрешили, то стоит попросить у Бога прощения — и сосредоточиться на этом чувстве.
Если после этого не появились силы, чтобы зажечь лампадку и открыть молитвослов, то, скорее всего, вы просто устали. В этом случае молитесь так, как разговариваете с родным отцом или мамой: благодарите, если есть желание благодарить, поделитесь тем, что на сердце. Возможно, потом вам захочется прочесть ту или иную молитву, после чего уже надо бороться за внимание. Самое главное — найти тот импульс, после которого начинается ваш диалог. Отсутствие этого импульса — самое главное препятствие в молитве.
Нас отталкивает сосредоточенность на правиле. Бесы этим пользуются. Когда же мы вспоминаем о Боге, всё меняется. На самом деле у нас обычно достаточно сил на молитву. Вот представьте: после тяжёлого дня вы пришли домой, легли спать, но вдруг выясняется, что у близких что-то случилось, им нужна помощь — куда девается ваша усталость? Каждый постарается сделать всё, чтобы помочь. Мы чувствуем присутствие в жизни близких людей и не можем не общаться с ними, не отзываться на их призыв. Точно так же должно быть и с Богом. Дело не в правиле или количестве прочитанных молитв. Человек молится не только тогда, когда читает молитвы по молитвослову. Он молится, когда говорит всего только «Господи, помилуй». Прекрасно, если при этом он делает добрые дела, помогает ближним.
Заставлять себя молиться и проявлять насилие над собой — где грань?
Насилие над собой — это опасно. Мы всегда должны придерживаться правила золотой середины. Любая крайность в духовной жизни — это плохо и вредно. Понятно, что Царство Божие трудом берётся, и мы должны себя понуждать к молитве, посту, добрым делам. Однако это понуждение должно быть посильно и возможно для нас. Чемодан надо брать по плечу.
Если случаются ситуации, когда человек чуть ли не истязает себя правилом или дополнительными молитвами, если он не дочитал правило из молитвослова и корит себя вплоть до отчаяния — это бесовские искушения. Мы каемся в своей немощи, каемся в ленивых и лукавых помыслах, но ни в коем случае не должны сосредоточиваться именно на правиле. Вычитать его — не наша главная цель, это второй или даже третий план. Если мы будем думать только о нём, то перестанем думать о смысле молитв.
Как выработать свою меру молитвы?
В этом хорошо поможет опытный священник. Дело в том, что сам человек может не видеть проблем, из-за которых ему сложно молиться. Усталость это или лень — не всякий поймёт. Священник же для того и поставлен Богом на своё место, чтобы молиться о пастве и помогать ей духовно жить, а не духовно умирать.
Полное отсутствие молитвы — это духовная смерть. Вспоминать о Боге и Его присутствии в каждом дне вашей жизни очень полезно, это помогает начать молитву. Вот почему я и призываю анализировать свой день. Это мгновение, а не какой-то сложный анализ. Наш мозг сразу же показывает, что делать в конце прожитого дня: каяться или благодарить. А может, и то, и другое. От этого импульса рождается желание молитвы, которое помогает не только начать правило, но и закончить его. Если же действительно нет физических сил, вы засыпаете и ничего не можете с собой сделать — ограничьтесь самой простой молитвой: «Господи, помилуй!» — и не будет вам осуждения.
Мучить себя молитвой не полезно
Многие верующие люди очень ответственные, не могут себе позволить слабости и вычитывают положенные молитвы во что бы то ни было. На мой взгляд, автоматическое вычитывание не лучше сокращения ежедневного правила, потому что это может привести к глубокому падению. Любая крайность в духовной жизни — это плохо. Можно ежедневно ставить галочки о том, что правило вычитано — и считать себя хорошим и правильным, погрязая в гордыне и прелести. Можно ввиду усталости начать молиться своими словами — и через время забыть о том, что такое молитва словами святых отцов.
Нужно искать золотую середину. Правило есть, оно — образец для всех нас, но не константа, которую нельзя изменить. Наша задача — не прочитать всё от А до Я, а помолиться, то есть пообщаться с Богом. Об этом очень важно постоянно помнить. В этой связи хочу сказать и о правиле ко Святому Причастию. Как часто люди, не вычитавшие его от начала до конца, не идут причащаться Святых Христовых Таин! Но ведь правило дано нам, чтобы мы достигли покаянного чувства, чтобы поняли, что для спасения нам нужен Господь, а не правило. Без Христа мы сами себя не спасём.
Вот это покаянное чувство и должно быть показателем подготовки к Таинству. Конечно, готовы мы или нет — должен решать духовник. Ведь, как я уже говорил, сами себя мы зачастую не видим. Потому перед получением благословения на причастие стоит сказать о том, что правило не исполнено до конца. Самостоятельно принимать решение, причащаться или нет, нельзя. И тут уж придётся положиться на священника и проявить смирение. Иногда бывает полезно и пропустить причастие, если нерадивость оправдана не усталостью.
Конечно, молиться надо, бороться с ленью надо, но мучить себя молитвой не полезно. Нужно иметь страх Божий. Не в смысле «если я не прочитаю правило, меня поразит молния с небес», а в смысле «Господь меня ждал, а я не пришел. Звонил, а я просто не взял трубку». А ведь завтра, может статься, придётся позвонить Ему.
Не понимаю, что происходит, понимаю лишь, что всё очень плохо!
В храм хожу 10 лет, всегда молилась, постилась, исповедовалась, причащалась, на службу как на крыльях летела! А теперь полное опустошение, всё в тягость, равнодушие ко всему, чёрствость, окаменение души какое-то, молитвы оставила, поста нет. Исповедоваться и причащаться почему-то вообще не хочется, грехи, с которыми так долго удавалось справляться, теперь накрыли по полной, сама от себя в ужасе, как будто без тормозов! Вся моя духовная жизнь насмарку!
Такое отношение к вере, к Богу не сразу началось. Поначалу я стыдилась такого охлаждения к вере, пыталась упорнее молиться, но это вызывало только раздражение! Очень противно, горько и мерзко, ведь Господь за меня на Кресте страдал, а я вот этим всем Ему отвечаю! Вот пишу, а сама плачу.
Стыдно говорить, но в храме я не чувствую, что Бог там в центре! Вообще Его не чувствую теперь нигде! Может, это причина. Вижу как люди в храме выясняют отношения, священники больше внимания уделяют хозяйственной и общественной деятельности, чем самой службе и таинствам, слышу красивые слова и проповеди о любви и добре, а где это, где искать? Всё, как в миру, а где Господь? В какой-то момент я стала чувствовать, что во мне что-то ломается.
С духовником об этом говорить не получается, он либо спешит куда-то, либо за ним, как тень по пятам, бегает его поклонница-прихожанка, а я не могу говорить при постороннем человеке о таких вещах!
В храме у меня послушание и теперь это единственная ниточка, которая держит меня с храмом! И то только потому, что я очень люблю это своё маленькое служение Богу и немного отвлекаюсь от мрачных мыслей.
Что делать, не знаю! Как вернуть живую веру, как снова почувствовать, что Господь рядом?!
Я НЕ МОГУ ТАК БОЛЬШЕ!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Я понял в целом Вашу ситуацию, напишу, что могу сказать по этому поводу. Сразу скажу, что ситуация очень обычная, так бывает, Вы молодец, что решили со всем этим разобраться, теперь вопрос, как разбираться.
Все-таки нужно поговорить с духовником. Во время исповеди прямо попросите его о разговоре наедине. Если та помощница будет присутствовать при разговоре, скажите, что разговор у Вас сугубо личный, конфиденциальный, при другом человеке говорить Вам неудобно, и Вы бы просили, чтобы она ушла и никто разговора не слышал. Если так получится, что священник откажет в разговоре, например, не сможет по времени, спросите его в другой раз. Все-таки духовник — это духовник, он знает Вас в течение долгого времени и должен помочь.
Если он скажет, что помочь не может, тогда поговорите с ним о том, к кому бы Вам было возможно обратиться с Вашей ситуацией, если священник, например, не имеет достаточного пастырского опыта, хорошо?
В духовной жизни человек переживает разные этапы, точно так же, как и в жизни обычной — домашней, профессиональной и так далее.
Вы в храме 10 лет. Первые годы — начальный период — это как бы детство, когда все легко, когда Божья благодать человека поддерживает, когда все интересно, трудностей и проблем особо не видно, а если и видно, то не в такой степени, чтобы нельзя было с ними справиться.
А потом человек взрослеет и Господь дает ему возможность идти своими ногами, так же, как родитель перестает ребенка водить за руку — сперва чисто физически, а потом и морально, отпускает его, чтобы взрослеющий человек учился ходить сама. И ребенок падает, набивает шишки, прежде чем разовьются все нужные мышцы и навыки координации. И подросток, и взрослеющий человек разочаровывается во многом, переживает кризисы, чем взрослее становится, тем больше проблем приходится ему решать: какую профессию выбрать, где жить, на что, как обеспечить себя, а потом — семью, детей… Понятно, да?
Вот в духовной жизни то же самое. Во-первых, Вы теперь идете сама, и поэтому становится трудно. Во-вторых, у Вас набрался жизненный опыт, и Вы просто начали видеть то, с чем не сталкивались раньше.
Не всегда это лечится количеством молитв, иногда нужно пересмотреть свое отношение к молитве: как Вы молитесь, когда, с чем и т. п.. Этот вопрос и обсуждается с духовником. Бывает, что человеку нужно на какое-то время оставить правило и заменить его молитвами своими словами, бывает, что правило нужно оставить, но сократить, бывает, что надо правило оставить, но просто как-то творчески к нему подойти, в конце концов, перевести просто для себя все молитвы, почитать о тех авторах, которые его составляли… Много вариантов!
Опять же, исповедь. У Вас наступил некоторый кризис, то есть момент переосмысления. И вот Вам нужно себе задать вопрос, что не так, что не нравится в сложившейся практике, где Вы буксуете. Священник может помочь тут понять, где Вы спотыкаетесь, что надо как-то под новым углом увидеть.
У Вас не идет духовная жизнь насмарку, ну что Вы! Вы просто взрослеете и Вам тесно в том, что было раньше. Грехи — надо этот вопрос обсудить, взять хотя бы один грех для начала, понять, чем он Вас привлекает, почему Вы с ним хотите жить, а не без него, как-то себя лучше понять в связи с этим грехом… Разберетесь — возьметесь за следующий. Грехи — это же часто устоявшиеся модели, паттерны поведения. И Вам надо поменять что-то в себе, чтобы жить более свободно и счастливо, понимаете? И ничего страшного, что сейчас «накрыло». Просто, повторю, Вы позврослели, только и всего. Вот теперь по-взрослому разбираться со всем и надо.
Вы плачете… вот и поговорите с Богом честно о том, что с Вами происходит! Мол, Господи, смотрю на Тебя, на Крест Твой, все понимаю, а не могу… помоги мне, прошу! Ну или как там Вы просите… хорошо? Он же Вам Отец и Друг! И Матерь Божия — это Мама для Вас. Вот и поговорите с ними честно, открыто, своими словами дома, в храме — неважно, где и как. Выскажите им, каково Вам. И помощь придет.
Что касается храма… Понимаете, кризисы-то переживают все люди! Вам сейчас внутри вот как плохо, Вы мучаетесь… Но Вы же не знаете, что внутри у других, правильно? А это такие же люди, может быть, они тоже взрослеют или у них следующих этап. И, может быть, им в сто раз труднее, потому что, например, сердце внутри разрывается, а надо исповедовать, литургию служить, на клиросе петь и храм к службе приготовить, потому что люди ждут. И вот каждый этот человек, кого Вы видите, превозмогает себя, молчит о том, что внутри (перед Богом, как и Вы, просит слезно, со своим духовником, возможно, говорит, но с другими нет, бережет их), и делает хотя бы то, что надо по хозяйству. И как Вас держит это Ваше послушание, так и их, возможно, держат эти хозяйственные заботы и хлопоты.
Да и люди вокруг, возможно, так не горят службой, а вот общественная работа им понятна. Вот и служители решают, что, может быть, и надо тогда этой работе внимание уделить, чтобы хоть что-то для людей было. А там, Бог даст, люди и к службе с большим интересом будут относиться. Как думаете? Я думаю, что и такой вариант возможен.
Поэтому любовь я Вам, как взрослеющему в духовном отношении человеку, посоветую искать в себе. Посмотрите, подумайте, как это. Освободите себя от того, что ранит душу и мешает ей. Отдохните. Поговорите со священником наедине о том, как молитесь, как исповедуетесь. Если нужно — поговорите с другим священником. Послушание, в конце концов, можно передать кому-то еще, чтобы Вам на какое-то время заняться собой и своей внутренней жизнью. Просите Бога о помощи.
И со временем, постепенно, думаю, Вы сможете понять, что и как сделать, чтобы кризис был пройден даже с приобретениями.
Даю также ссылки на материалы по теме:
Соблюдение Утреннего и Вечернего Правил являются для меня непреложным обращением к Господу Богу, Святой Троице и Пресвятой Госпоже нашей Богородице. После молитв я получаю бодрость духа, уверенность в себе, лучше себя чувствую. Но вот в чём моя проблема: мне 75 лет и, соответственно возрасту, бывают серьёзные недомогания, головные боли, высокое давление и вечером иногда не могу простоять на ногах перед образами в течение 30 минут. Приходится с большим смущением и угрызением совести пропускать моление. Иногда и утренние молитвы по той же причине. И, конечно, весь день плохое настроение из-за этого. Покорнейше прошу вас ответить мне как исправить такую тяжесть на моей душе. И что надо делать? Можно ли сокращать молитвы Утреннего и Вечернего Правил? Считается ли сокращение молитв или вовсе их отсутствие по вышеуказанным причинам грехом? Ещё раз с кротостью прошу ответить мне. Буду с терпением ждать от вас ответа. Храни вас Господь и Пресвятая Богородица.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Учитывая состояние Вашего здоровья, просто читайте утреннее и вечернее правило сидя, и все. Если же хотите непременно стоять, тогда посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, о том, какие молитвы будете опускать, но я бы советовал вариант сидя.
Петровский пост и сам по себе самый легкий. Да и вообще летом, особенно в жару, поститься просто: аппетита нет, есть особенно не хочется, разве что пить…
И все же, как и обычно, после воскресной литургии подходят прихожане и просят благословения на пост. И, соответственно, на какие-то посильные труды и подвиги. Посильные — чаще всего значит весьма скромные.
У нас в храме, к примеру, к числу таковых можно отнести чтение постами Псалтири по «двадцаткам». Собирается двадцать человек — по числу кафизм, составляется список, закрепляющий очередность, и каждый день таким образом совместными усилиями прочитывается вся Псалтирь. Естественно, что тот, кто читал в первый день первую кафизму, на второй читает вторую и так далее. При этом каждый из чтецов заранее отдает имена своих близких, живых и усопших, и они поминаются всеми молящимися.
А накануне поста, в воскресный день, как правило, мы собираемся и служим молебен перед началом чтения Псалтири — обычный, тот, что полагается совершать, приступая к любому доброму делу. Вот и на этот раз служили, причем все три двадцатки почти в полном составе пришли. И когда повернулся я говорить отпуст и увидел лица людей, которых хорошо знаю уже многие годы, то вдруг подумал: поститься-то летом и правда легко. А вот молиться…
Я уже не говорю, что многими лето и в церковном отношении воспринимается как каникулярный период, почему после Троицы и редеют зачастую так ряды прихожан. Но и не разъехавшиеся, не спрятавшиеся от жары по домам, несвободны от искушения вместо «подвигов» сбежать на речку, в лес или еще куда. И ничего бы страшного, конечно, если б не «вместо» на самом деле.
Жара вообще не лучшим образом действует на нас. Утомляет, рассеивает, делает неповоротливыми и ленивыми, трудно соображающими и притом раздражительными. И если обычно не всегда бывает просто поднять и поставить себя на молитву, то уж в жару-то тем паче. И если обычно собраться и помолиться внимательно не каждый раз удается, то уж летом-то…
А тут — Псалтирь читать вкупе с длинной чередой имен людей, из которых некоторые знакомые, а некоторые совсем не известные. И без упущений! Ведь если свою кафизму не прочел, то получается, всех подвел, слабым, ненадежным звеном оказался.
И чего-то мне жалко стало предстоявших и молившихся — и тех, кто помоложе, и тех, кто постарше.
И вспомнился эпизод, один из многих подобных, которым не смог с ними не поделиться. Эпизод — как иллюстрация того, как важна бывает даже та молитва, в которой внимания, чувства нет, а только лишь воля, произволение наше присутствует.
Позвонила мне как-то одна добрая знакомая — врач, не раз помогавшая мне в каких-то моих бедах, со слабым здоровьем связанных. А тут она сама занемогла, причем всерьез, и попросила послужить о ее здравии молебен. Я, как мог, успокоил ее и собрался уже идти служить, да задержался ненадолго… Чувствую — и мне что-то нехорошо, и ночью почти не спал, и мысли от усталости путаются. Ну какая, думаю, от молитвы моей сейчас польза! Я и молиться-то не могу!
Но стыдно стало, и решил: пойду и послужу просто потому, что обещал, чтобы не обмануть.
Пошел, отслужил, едва понимая сам, что читал и что пел. Вернулся к себе, и тут же телефон звонит — та самая знакомая, врач. Ей вдруг лучше стало — и физически, и, что еще важней, душевно. Страх, который ее измучил, отступил.
Конечно, это не единственный пример такого рода «совпадений», которые мы постоянно замечаем в своей жизни, пока молимся, и которых, как сказал когда-то покойный епископ Василий (Родзянко), не бывает, когда молиться перестаем. Но мне почему-то именно он особенно запомнился. Возможно, потому, что на этот раз молитву особенно трудно молитвой было назвать.
Точно это так: когда мы стоим в нерешительности перед иконами и раздумываем, взять ли молитвослов в руки, открыть ли его, начать ли — читать хотя бы, то многое решается в этот момент: и в жизни близких наших, и в нашей собственной.
Порой именно молитва наша, такая немощная, такая рассеянная, становится для Господа, по слову святителя Феофана, поводом для милости — столь необходимой. А порой именно ее-то и недостает. И иногда это все становится совершенно, отчетливо ясно, свидетельствуется самой жизнью и чувством сердца. Иногда же (чаще, разумеется) остается сокрытым от нас, чтобы открыться после — когда вообще все откроется.
…Сказал я обо всем этом «трем двадцаткам» и увидел, как лица оживились и глаза загорелись. И порадовался: подумалось в тот момент, что живости и горения этих на коротенький Петровский пост должно хватить. А по их молитвам, может, и мне самому хватит. Опыт — такая ведь вещь: и очевиден он, и забывается почему-то. А воззовешь его из памяти, поделишься с кем-то, глядишь, и тебе польза будет.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование. Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.
Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.
Что делать, если не получается молиться?
Вопрос: «Что делать, если молитва «не идет», а именно вечернее и утреннее правило? Некоторые святые отцы пишут, все равно трудиться и читать, а некоторые отложить: «Ибо недостойная молитва – это еще больший грех, это оскорбление Господа» Вот, иногда, устаешь и думаешь: стоя — нет сил читать молитвенное правило, а сидя – не достойно как-то, стыдно. Так же и с помыслами, если лезут они: ну, как не побороть, откладывать ли правило до вдохновения или все же трудиться?»
Отвечает священник Максим Каскун:
— Вы, не одна страдаете этой проблемой. Это проблема, большей части православного мира, сегодня. Происходит она потому, что утреннее и вечернее молитвенное правило – это часть обильного духовного правила, которое раньше люди творили. Это несколько канонов, акафист, чтение псалтыри, Иисусова молитва, малое повечерие, полуночница – это все входило в келейный круг молитв, которые творили не только монахи, но и миряне. Соответственно, весь круг жизни людей, когда это правило было создано, был христоцентричен: даже цари вставали в 4 утра, и служили литургии каждый день. И весь день был вокруг Христа. Соответственно, было очень легко и просто. Была культура совершения молитвенных чтений, молитвенных правил.
—То, что касается сегодняшнего дня, то, прежде всего, утеряна эта культура. Во-вторых, то правило, которое мы читаем утреннее и вечернее – это очень мало, на самом деле. Оно нам кажется большим, но на самом деле – это очень мало! Поэтому души наши не разогреваются, от молитвы не умиляются. Суета мирская нас затягивает, и мы к молитве подходим очень внешне, и как говорит преподобный Исаак Сирин: «образы внешнего мира, настолько поражают душу, что мы не можем потом проникнуть в слова молитвы». Мы не получаем пользы, от этого приходим в уныние, и как следствие, не можем читать утреннее и вечернее правило, потому что: — А смысл? Просто бубнить – тоже тошнит. Уже не могу, не хочу, не буду…Потому что я хочу помолиться, а помолиться не получается!
Поэтому преподобный Исаак Сирин говорит, что кто хочет заняться молитвой, именно деланием внутренним, духовным, тот должен уйти из мира. Потому что мирские образы, которые окружают всех нас – они против молитвы, они повреждают ее. Они насыщают душу вещественностью, и соответственно, человеку очень трудно настроиться на молитву.
—Какие средства? Средства очень простые: вечерние и утренние правила, мы можем заменять на чтении псалтыри, на чтение каких-то канонов, на чтение духовных книг. Потому что, по мнению святых отцов, молитва – это не просто исполнение утреннего и вечернего правила, а это и всякое размышление о Боге, это и чтение Священного Писания, то есть это некоторое познание и размышление о вещах духовных, о промысле Божием. Поэтому, это все есть молитва, и этому человек должен уделить свое время. Как говорит преподобный Исаак Сирин, что когда меняется молитва человека, то от новизны ощущений душа пробуждается. И это, действительно, приносит пользу. Потому что, когда правило читаешь каждый день, оно становится таким «заезженным», и душа при всем своем усилии уже не может сосредоточиться и не может ничего сделать.
— Поэтому, я рекомендую людям, которые, вообще, уже никак не могут читать вечернее правило – заменять его на чтение Священного Писания, на чтение творений святых отцов, на чтение других молитв, на чтение псалтыри, чтение канонов – то есть на любое духовное делание, которое будет не просто понятным, но будет в душе пробуждать благодатные движения для того, чтобы душа воскресала. Потому что душа молитвы – это покаяние! И правила нами не читаются только потому, что этого покаяния не хватает. Мир, забивает в душе все поры, и соответственно, невозможно человеку помолиться как должно. Но такие моменты в жизни бывают, и мы знаем, что молитва приносит пользу, и те, кто сохраняют в душе этот мир, в своем неустанном подвиге, во всем приобретает великую для души полезность. Что же касается, нас грешных, которые не могут таким образом совершать молитву, но все-таки хотят помолиться Богу, получить духовную пищу, те должны молиться как могут.