Томас православной церкви

Томас православной церкви

Простите, я прочитал в интернете, что РПЦ не имеет томоса. Так ли это? Обьясните пожалуйста, если можете. Спаси Господи!

Похожие вопросы

2 Ответа

  • Активность
  • По голосам
  • Новые
  • Старые

Томас православной церкви

29 января 1589 г. Освященный собор избрал первым патриархом Русской церкви Московского митрополита Иова, и константинопольский патриарх Иеремия лично возвел его в сан «патриарха Московского и вся Руси». Решение об учреждении Московского патриархата подтвердили в мае 1590 г. на церковном соборе в Константинополе главы и других поместных церквей. Соборная Уложенная грамота весной 1591 года была доставлена в Москву.

Томас православной церкви

Имеется, даже оригинал. В любом случае Русская Православная Церковь входит в диптих Православных Церквей уже не одно столетие.

Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года.

Первая — 1589 г. (май) подписана Константинопольским Патриархом Иеремией в Москве. Тогда же в январе 1589 г. во время московского пребывания Иеремии и был поставлен первый русский Патриарх Иов.
Грамота написана на большом листе пергамента золотом и киноварью более чем через три месяца после утверждения самодержцем, Константинопольским патриархом Иеремией, новым патриархом Иовом и освященным собором изложенных в ней решений. Таково было указание царя Федора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом Иеремии из Москвы получить официальный документ «для утверждения от рода в род и навеки» нового статуса Русской православной церкви. Подлинник был удостоверен подписями всех участников освященного собора и десятью вислыми печатями: Большой государственной, двумя патриаршими (причем Иов воспользовался новой великолепной двусторонней печатью Московского патриарха), четырьмя митрополичьими, двумя архиепископскими и епископской.
Грамота хранится в РГБ Ф. 135.

Томас православной церкви

Вторая — 1590 года подписана на Константинопольском Соборе патриархами Константинопольским Иеремией, антиохийским Иоакимом, иерусалимским Софронией, 42 митрополитами, 19 архиепископами и 26 епископами, скреплена печатями. Хранится РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 3.

Томас православной церкви

И наконец, третья — 1593 года также на Константинопольском Соборе, подписана ВСЕМИ православными Патриархами (греческая рукопись, хранящаяся в библиотеке священной обители синайской и переписанная по приказу архим. Порфирия Успенского в 1850 году). ГИМ. Греч. ркп. № 339.
За Московским Патриархатом было закреплено пятое место в иерархической структуре Вселенского Православия — после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов.

Томас православной церкви

Томас православной церкви

С тех пор Московский Патриарх поставлял Киеву митрополита. Вот список канонических Киевских митрополитов:
с 1686 года и по настоящее время выглядит следующим образом:

• Онуфрий (Березовский) — избран собором украинских архиереев

В апреле прошлого года во время встречи с руководством фракций парламента Пётр Порошенко сделал важное заявление о том, что Украина готовится получить долгожданную автокефалию для поместной церкви. Что означает данная новость? И с какими изменениями теперь придётся столкнуться жителям этой страны? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы.

Томас православной церкви

Что такое томос в религии на Украине?

Для начала, чтобы разобраться в происходящем, необходимо ознакомиться с терминологией.

  • Томос предоставляется священным Синодом Вселенского патриархата, который и выносит решение по актуальному вопросу.
  • Вопрос о выдаче томоса решается голосованием среди членов Синода, однако главное слово остаётся за Варфоломеем, Вселенским патриархом.
  • После этого документ подписывают все, кто состоит в Синоде, включая тех, кто был против вынесения решения или воздержался от голосования.

Когда все подписи готовы, томос можно считать действительным и неизменным. Обратной силы документ обычно не имеет, однако в довольно редких случаях решение может быть изменено новым указом.

Содержание томоса представляет собой три части:

  1. Исторический раздел, в котором описывается религиозная организация страны, запросившей автокефалию, и её состояние, а также её взаимоотношения с Константинополем;
  2. Каноническое обоснование. Здесь говорится о том, какими канонам обосновано данное решение;
  3. Устав церкви, список её прав, а также наставления следовать традициям и канонам.

В этом видео рассказывается, как украинская церковь обрела независимость после подписания томоса:

Что такое поместная церковь в Украине?

В СМИ уже давно ходили разговоры о том, что Украина желает установить на своей территории автокефальную поместную церковь. Это значит, что в этом государстве церковь будет независима от религиозных организаций других стран, а также будет иметь свою структуру.

Таким образом, под этим термином понимают самостоятельную религиозную структуру, независимую от других, которая находится на территории определённого государства. Чаще всего такая организация является общенациональной.

К подобному типу церковного устройства относятся русская, польская, румынская, греческая и многие другие по всему миру.

Особенной чертой является то, что в православии нет единого центра, каким является Ватикан в католицизме. Все религиозные структуры независимы, но взаимодействуют между собой, а статус Вселенского патриарха Константинопольского является исключительно формальным титулом.

Томас православной церкви

Церковные организации

Установление на территории этой страны единой автокефальной церкви имеет для неё особое значение, так как здесь сложилась непростая ситуация.

Дело в том, что некоторое время назад, в начале 1990-х годов произошёл раскол, в результате которого появились три независимые церковные организации:

  • Украинская православная церковь Киевского патриархата, считающаяся самовольной автокефалией;
  • Украинская православная церковь Московского патриархата, подчиняющаяся Русской православной церкви;
  • Украинская автокефальная православная церковь, которая не была признана официальной.

Существование трёх независимых христианских структур в этой стране не способствует благоприятной атмосфере в обществе.

Кроме того, самостоятельное религиозное образование, границы которой совпадают с границами самого государства, является одним из гарантов его независимости. Поэтому очевидна необходимость установления единой автокефальной церковной организации, которая будет официально признана другими государствами.

Томас православной церкви

Как Украина пыталась добиться автокефалии?

Впервые данное государство выступило с официальным заявлением о желании создать автокефальную церковь ещё в апреле 2018 года. С тех, пройдя через долгий и нелёгкий путь, во время которого она столкнулась с отказами и преградами, Украина наконец-то оказалась как никогда близка к получению томоса.

  • в сентябре пошлого года в страну приехали посланцы Константинопольской церкви, чтобы посетить соборы и храмы Украины и пообщаться с местными священнослужителями;
  • первое заседание Синода, на котором обсуждался вопрос выдачи томоса Украине, состоялось 9 ноября. В ходе собрания Синод выслушал отчёты посланцев, которые провели в этой стране около месяца, после чего решение о выдаче томоса было одобрено;
  • с 27 по 29 ноября проходило торжественное заседание Святого и Священного Синода Вселенского патриархата, на котором был окончательно согласован текст томоса Украинской церкви, а также её устав;
  • 15 декабря было сделано официальное заявление об установлении на территории Украины единой Православной церкви;
  • совсем недавно, 5 января, в храме Святого Георгия томос был подписан Варфоломеем, Вселенским патриархом;
  • на следующий день Варфоломей передал митрополиту Переяславскому и Белоцерковскому Епифанию посох и томос, тем самым окончательно провозгласив автокефалию.

Томас православной церкви

Каких изменений теперь ждать украинцам?

Подобное событие является очень важным шагом в истории страны, который несомненно повлечет за собой изменения в некоторых сферах жизни верующих граждан.

  1. Самым важным изменением будет исчезновение путаницы и неудобств, которые возникали из-за существования нескольких церквей. Нередко верующие не знали, в какую из них обратиться за соответствующим обрядом, так как церковные организации отрицали некоторые традиции друг друга. Теперь же все обряды и каноны станут едиными на территории всего государства, что избавит верующих от лишних беспокойств;
  2. Для священнослужителей Украинской православной Московского патриархата предоставлен выбор. Они должны либо перейти в подчинение Православной церкви Украины, либо официально считаться частью Русской;
  3. На государственном уровне значительных изменений не произойдёт. Это же касается и собственности, находившейся в руках религиозной структуры.

Томас православной церкви

Видео: мнение московского Патриархата

В этом ролике Дмитрий Дебрин расскажет, что значит подписание томоса для Киева и для Украины в целом:

Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке от 10 апреля 1970 года, которым была дарована автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, отныне известной как Православная Церковь в Америке.

Текст приводится по изданию: «Томос [об автокефалии Православной Церкви в Америке],» ЖМП, 1970, №6, 69-73. Ср. интернет-публикацию на портале Седмица.ру, 7 декабря 2005, http://www.sedmitza.ru/text/404007.html .

На протяжении ряда лет Русская Православная Церковь с материнской любовью и заботой следила за развитием насажденной ею Православной Церкви на Американском континенте и со скорбью взирала на печальное возникновение там в последние десятилетия юрисдикционного церковного плюрализма, явления временного и никоим образом не являющегося нормой постоянного канонического устройства Православной Церкви в Америке, противоречащего природе канонического православного церковного единства.

Святая Русская Православная Церковь, ревнуя о благе церковном, направляла свои усилия на нормализацию отношений между разными церковными юрисдикциями в Америке, в частности, вела переговоры с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке о возможности дарования последней Автокефалии в надежде, что это послужит благу Православной Церкви в Америке и славе Божией.

В своем стремлении к миру Христову, имеющему всестороннее значение для человеческой жизни, желая устроить мирное и созидательное течение церковной жизни и утолить соблазны церковных разделений, надеясь, что это будет к пользе Святой Христовой Кафолической Православной Церкви и даст возможность развивать между поместными частями Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви отношения, основанные на прочных узах единой православной веры и завещанной Господом Иисусом Христом любви, имея в виду, что это послужит во благо и многостороннему взаимному сотрудничеству, принимая во внимание ходатайство Архиерейского Собора Русской Православной Греко-Кафолической Североамериканской Митрополии, выражающее мнение и желание всех ее верных чад, и признавая за благо для Православия в Америке независимое самостоятельное бытие этой Митрополии, которая ныне представляет собой зрелый церковный организм и имеет всё необходимое для своего успешного дальнейшего роста, Наша Мерность купно со Священным Синодом и всеми Преосвященными Архиереями Русской Православной Церкви, засвидетельствовавшими своими грамотами свое согласие, рассмотрев это ходатайство, с искренней любовью дарует Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке Автокефалию, т. е. права полного самостоятельного устроения церковной жизни, согласно божественным и священным канонам и унаследованной от отцов церковной практике и обычаям Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, о чем составлен для направления Блаженнейшему Иринею, Архиепископу Нью-Йоркскому, Предстоятелю Автокефальной Православной Церкви в Америке, Митрополиту всея Америки и Канады, настоящий наш Патриарший и Синодальный Томос, которым мы заявляем:

Дело в том, что с середины XV века в отношении его юридического статуса возникла коллизия. Возникла после того, как во время Ферраро-Флорентийского собора Константинопольский патриарх согласился на унию с католической церковью. На практике это означало подчинение православия Папе Римскому. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на статус детища той унии — Украинской греко-католической церкви. Ее верховного архиепископа назначает Папа Римский. Точно то же предполагалось и в отношении Константинопольского патриарха.

В 1452 году уния была введена в действие. Таким образом, Константинопольский патриархат, как глава всех православных верующих, перешел в юрисдикцию Рима. Однако после захвата Константинополя в 1453 году, турки потребовали от иерарха отказаться от этой юрисдикции. Чтобы выйти из создавшейся ситуации они согласились рассматривать его исключительно в качестве главы православной общины Османской империи (теперь — Турции). Тот признал и это.

С тех пор в отношениях с западным миром он именовал себя Вселенским патриархом, т.е. главой православных, подчиненным Риму. На территории страны своего пребывания, т.е. в Турции, он был лишь главой одной из поместных церквей.

До поры до времени, Русская Православная церковь старалась закрывать глаза на эту коллизию, чтобы не усугублять ситуацию. Однако претензии Варфоломея I, развязывают РПЦ руки. Ей больше нет необходимости закрывать глаза на то обстоятельство, что в XV веке Константинопольский иерарх фактически совершил предательство по отношению к православным верующим. Что подписав унию и перейдя в подчинение к Папе Римскому, он тем самым потерял свою легитимность

Свідоме перекручування фактів та історії. Почитайте про причини та наслідки собору, який згадуєте, та ще мінімум трьох інших, де йшлося про обєднання церков.

В процессе развития скандала между патриархом Московским Кириллом и патриархом Константинопольским Варфоломеем, вдруг выяснилось, что у РПЦ нет Томоса.

Знаете, что такое Томос (Τόμος)? В буквальном переводе с греческого, это означает «кусок». Такой «кусок» (надел мира) даёт право на определённую территорию.
Томос – это то, что даёт право церкви называться церковью. Получивший Томос на территорию, может на этой территории торговать и оказывать населению церковные услуги.
По-просту говоря, Томос – это ярлык на княжение. Без Томоса никакая организация не может считаться церковью. Точно так же, как вы сами себя не можете назначить священником.

Если же некто решил зарабатывать деньги на старушках — пошил себе трешовый костюм, отрастил бороду, изготовил аксессуары в виде дымарей и брызгалок – он всё равно не может называться священником. Сан необходимо принять от кого-то старшего. Точно так же, группа лиц не может объявить себя церковью. Всё идёт по старшинству.

Чтобы стать церковью, необходим официальный «кусок мира». Выдать этот «надел» может только самый главный поп. А самым главным иерархом в православии является Патриарх Константинопольский. Это единственное лицо в православном мире, который может дать Томос.

Первые попытки автокефализации русская церковь предприняла в конце ХV века, а окончательно сформировалась она в конце XVI века, на каких-то очень хлипких основаниях. Она «забыла» получить Томос ! Вероятно, было некогда…

Когда директор РПЦ, Гундяев, прибыл на Фанар (район Константинополя с резиденцией главенствующего патриарха), его для порядка спросили: «Где твой Томос?». Патриарх Московский похлопал себя по карманам и сказал: «В другом пиджаке забыл – в том пиджаке, который в Москве остался».

Никому в тот момент в голову не пришло углубиться в этот вопрос и выяснить, что Томоса у московского священника, в принципе, нет. Но позже, константинопольские крохоборы полезли в архив и выяснили, что у РПЦ лицензии быть церковью, по факту, действительно нет.

Это подтвердил архиепископ Телмисский Иов. Он сообщил, что дарования Томоса для РПЦ никогда не происходило. Причём, он сам был изумлён этим фактом.

Как такое получилось – неведомо. Но для верующих это предельно важно.
Если принимать всерьёз все церковные правила и каноны, то РПЦ – абсолютно незаконная организация («самосвяты»). По сути дела, РПЦ – это секта. По церковным правилам, РПЦ не может осуществлять магических услуг.

Томас православной церкви

Гундяеву, вместо того, чтобы хамить и устраивать истерику, нужно было, каким-то образом, исправлять ошибку XVI века. Надо было тихо-тихо отдать Украину, не возмущаться и не поднимать шум, а самому ехать за Томосом. Но подвела жадность (очень не хотелось терять миллиарды, которые они стригут с 12-ти тысяч украинских приходов).

Чтобы исправить ситуацию, Гундяеву сейчас нужно бы сменить интонацию и ехать на Фанар, и произнести там волшебные слова. Пусть Гундяев запишет эти волшебные слова – они ему очень помогут. Звучит это так: «Тхэес афес перикатхамати», что в переводе с древнегреческого означает «Дядя, прости засранца».

Но, вероятнее всего, РПЦ не воспользуется этим советом, а будет действовать по проверенной рецептуре: объявит весь мир еретиками, врагами, нечестивцами – самоизолируется, займёт круговую оборону. Нас ждёт известный спектакль, под названием «Триста спартанцев».

3 Comments

До 1589 года все православные церкви были подчинены Киевской Метрополии Константинопольского Патриархата. Даже Иван Грозный не решился покуситься на этот статус. Всё произошло позже, при регентстве Бориса Годунова. Однако созданный Московский Патриархат Томом от Константинополя так и не получил. В ходе церковной реформы Петра 1 Московский Патриархат был и вовсе упразднен. Вместо него в 1721 году был учреждён высший церковный орган Святейший правительственный Синод. При большевиках в 1917, поместный собор восстановил Московский Патриархат, но и тогда он не получил Томос от Константинопольского Патриархата. Нынешние вопли завывания РПЦ основаны на том, что она теряет многомиллионные доходы от 12 тысяч православных приходов Украины. История РПЦ оказалась насквозь лживой.

Дело в том, что с середины XV века в отношении его юридического статуса возникла коллизия. Возникла после того, как во время Ферраро-Флорентийского собора Константинопольский патриарх согласился на унию с католической церковью. На практике это означало подчинение православия Папе Римскому. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на статус детища той унии — Украинской греко-католической церкви. Ее верховного архиепископа назначает Папа Римский. Точно то же предполагалось и в отношении Константинопольского патриарха.

В 1452 году уния была введена в действие. Таким образом, Константинопольский патриархат, как глава всех православных верующих, перешел в юрисдикцию Рима. Однако после захвата Константинополя в 1453 году, турки потребовали от иерарха отказаться от этой юрисдикции. Чтобы выйти из создавшейся ситуации они согласились рассматривать его исключительно в качестве главы православной общины Османской империи (теперь — Турции). Тот признал и это.

С тех пор в отношениях с западным миром он именовал себя Вселенским патриархом, т.е. главой православных, подчиненным Риму. На территории страны своего пребывания, т.е. в Турции, он был лишь главой одной из поместных церквей.

До поры до времени, Русская Православная церковь старалась закрывать глаза на эту коллизию, чтобы не усугублять ситуацию. Однако претензии Варфоломея I, развязывают РПЦ руки. Ей больше нет необходимости закрывать глаза на то обстоятельство, что в XV веке Константинопольский иерарх фактически совершил предательство по отношению к православным верующим. Что подписав унию и перейдя в подчинение к Папе Римскому, он тем самым потерял свою легитимность

ТОМОС.
Кирилл – никто. И звать его – никак.
Простой бестомосный мудак.
ГэБэшный наглый Самозванец.
Брегетоносец и Поганец.

Нет Томос у эРПэЦэ.
ПэЦэ? Воистину ПэЦэ!

Если понимать буквально слово Томос, с ударением на вторую букву «о», то это

означает Указ, Декрет, Постановление. Эти термины, о котором ваш вопрос, употребляются в церковных делах.

А зачем Томос нужен Украине, так что бы иметь свою Украинскую помесную автокефальную церковь

самостоятельно на месте решать свои дела.

На современном языке это будет звучать так:

Вот как раз на днях в Турции, в городе Стамбул, открылся Архиерейский собор Константинопольской церкви. Там этого вопроса, касаются напрямую, и договариваются о Томасе для Украинской церви. Предоставить церкви томас, это будет означать, что издадут такой указ, когда Украинская церковь получит автокефалию, а означает это самостоятельнось. Понятно, что церковь любой отдельной страны хочет иметь права самостоятельно принимать решения, и быть независимой.

Томос – это церковный указ, который касается очень важных вопросов в устройстве церкви. Такой документ имеет право выдавать только предстоятель поместной церкви. Томос в Украине в 2018 году рассматривается в отношении получения автокефалии и создании единой православной украинской церкви с центром в Киеве. Грубо говоря, Томос об автокефалии гарантирует создание независимой церкви в Украине. Чтобы Украина смогла получить этот Томос, нужно согласие всех членов Синода Вселенского Патриархата.

Поскольку Украина давным-давно является независимым государством, а не частью Российской Империи, то Украинская православная церковь ведет тоже борьбу за самостоятельность и отдельность, не желая подчиняться Московскому Патриархату и законно мотивируя данное решение тем, что у каждой отдельной страны свой патриархат. Дебаты велись много лет и автокефальная церковь в Украине существует более 20 лет, она официально признана властью светской, но не признана властью церковной. В 2018 году наконец было достигнуто принципиальное согласие о предоставлении Украинской Православной Церкви автономии, документ, закрепляющий это право называется Томос или Томас. Он уже разработан и внедряется в жизнь, принципиальные договоренности уже достигнуты и осталось утрясти юридические аспекты.

Что касается Украины как страны, то на лично мой взгляд, появление единой поместной церкви простым прихожанам, а тем более обычным гражданам не принесет никаких изменений, потому что какая разница, как делится церковная казна, обычным гражданам с этого проценты не платят.

Томас православной церкви

СТАМБУЛ, 5 января. /Корр. ТАСС Денис Соловых/. Константинопольский патриарх Варфоломей подписал в субботу томос для новой украинской церковной структуры — так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом сообщает корреспондент ТАСС из храма Святого Георгия возле резиденции Вселенского патриархата.

  • В РПЦ заявили, что патриарх Варфоломей окончательно оторвал себя от мирового православия
  • Легойда: подписанный в Стамбуле томос для Украины не обладает канонической силой

Перед подписанием документа об автокефалии состоялся молебен, на котором присутствовали президент Украины Петр Порошенко, глава МИД Павел Климкин, министр обороны Степан Полторак, спикер Рады Андрей Парубий, глава ПЦУ митрополит Епифаний, константинопольские священники, а также другие украинские политики и иерархи раскольнической церковной структуры.

После этого богослужения Варфоломей принял в своей резиденции украинского президента и митрополита Епифания, после чего они вернулись в храм, где и произошло подписание томоса.

Томос был каллиграфически оформлен на пергаменте в Ксенофонтьевском монастыре на Афоне и доставлен в утром в субботу в Стамбул. Подписанный Варфоломеем свиток будет передан митрополиту Епифанию в воскресенье во время богослужения на праздник Богоявления, а затем перевезен в Киев. Его продемонстрируют уже на рождественской литургии в Софийском соборе, а после 7 января оригинал томоса будет выставлен для всеобщего обозрения в храме Малой Софии.

«Святейшая церковь Украины»

Вселенский патриарх Варфоломей предоставил автокефалию новой церкви Украины, ограничив ее территорией страны, говорится в тексте томоса об автокефалии. Перевод документа на украинский язык разместил в своем Twitter посол Украины в Турции Андрей Сибиха.

Томас православной церкви

В тоже время пресс-служба Константинопольского патриархата отказалась предоставлять корреспонденту ТАСС текст документа, сославшись на то, что его перевод на английский язык еще не подготовлен.

«Мы признаем и устанавливаем в границах территории Украины Автокефальную церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные церкви признавать ее, как сестру, и вспоминать под именем «Святейшая церковь Украины», как такую, которая имеет своей кафедрой исторический город Киев и не может ставить епископов или основывать парафии за границами государства», — говорится в документе.

Уточняется, что «уже существующие [парафии] теперь подчиняются Вселенскому престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, ибо юрисдикция этой церкви (ПЦУ — прим. ТАСС) ограничивается территорией Украинского государства».

Константинопольская независимость

Вселенский патриархат обязал новую украинскую церковь решать «значительные вопросы» через Стамбул.

«Для решения значительных вопросов церковного, догматического или канонического характера блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины следует обращаться от имени Священного синода своей церкви к нашему Священному патриаршему и вселенскому престолу, жаждя от него авторитетной мысли и твердого взаимопонимания. При этом права Вселенского престола на экзархат на Украине и священные ставропигии остаются непреуменьшенными», — отмечается в подписанном Варфоломеем томосе.

В тексте документа подчеркивается, что новосозданная украинская церковь не может самостоятельно производить Святое миро, необходимое для совершения богослужений, в отличие от действующей на Украине канонической Украинской православной церкви.

«Первый поставленный [митрополит Епифаний] обязан посылать необходимые и надлежащие Грамоты к Вселенскому патриархату и иным предстоятелям. получая от нее [Первопрестольной церкви] и Святое миро для определения духовности с нею», — говорится в тексте.

В тоже время Константинопольская патриархия «благословляет и объявляет Православную церковь Украины автокефальной и призывает на иерархию на украинской земле».

Вселенский патриархат в тексте томоса упомянул президента Украины Петра Порошенко.

«Такое решение и рассуждение, в радости объявленное вам от уважаемого центра православия было соборно утверждено. Для постоянного хранения выдается этот патриарший и синодальный томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой христовой Константинопольской церкви, врученный в точной и идентичной копии блаженнейшему предстоятелю святейшей церкви Украины Епифанию и его превосходительству президенту страны, господину Петру Поршенко для вечного доказательства и постоянного представления», — говорится в тексте документа.

Томас православной церкви

Томас Бремер — профессор Мюнстерского университета, известный немецкий исследователь православия, автор книги «Крест и Кремль. Короткая история православной церкви в России». DW расспросила Бремера (Thomas Bremer) о тенденциях развития православного мира, ситуации с каноническими территориями Русской православной церкви (РПЦ) и о будущем автокефалии в Украине.

DW: Часть украинских православных сейчас ожидает томоса от Вселенского патриарха Варфоломея. Какое значение будет иметь для православного мира предоставление автокефалии украинской церкви?

Томас Бремер: Я различал бы два аспекта этого вопроса. Во-первых, я считаю, что со временем в Украине появится автокефальная церковь. Но, оставаясь реалистом, я должен сказать, что нынешняя ситуация с томосом приведет к расколу православия в Украине. И не только в Украине, но, возможно, и к расколу православия в мире. Это будет зависеть также от того, как себя поведут другие православные церкви.

В противостоянии Вселенского и Московского патриархатов какие православные церкви мира поддержат Константинополь, а какие — Москву?

Томас православной церкви

— Сложно сказать. Я подозреваю, что некоторые церкви будут стараться сохранить контакты с обоими патриархатами. Но есть церкви, которые очень критически относятся к действиям Константинополя, например сербская церковь.

Это связано с тем, что после распада Югославии на территориях, которые относятся к сербской церкви, тоже есть тенденции к автокефалии (в Македонии и Черногории. — Ред.). Есть также церкви, в первую очередь грекоязычные, которые скорее поддержат Константинополь. Но все же я надеюсь, что такой раскол, вследствие которого появятся два православных блока, не произойдет.

В Украине часто говорят про связи Русской православной церкви с российским государством. Как вы считаете, насколько тесно они сотрудничают?

— Я сказал бы, что они не так уже и тесно сотрудничают, если делать акцент именно на сотрудничестве. Я не считаю, что государство и церковь (в России. — Ред.) координируют действия в отношении украинского вопроса. Но, возможно, более важным и интересным является то, что значительная часть РПЦ имеет очень похожую позицию, что и российское государство. Еще более важным является то, что эта позиция похожа на позицию значительной части населения России.

То есть российская церковь вместе со значительной частью общества и государством имеют общее мнение на счет многих вопросов, например Сирии. Возможно, этот аспект мало понимают, когда говорят, что российская церковь и государство сотрудничают. Просто в некоторых вопросах они имеют общую позицию и убеждения.

РПЦ как в Украине, так и в других странах, в частности в Эстонии, настаивает на том, что эти территории являются ее каноническими. Каковы основания для таких заявлений?

— В православии есть принцип, в соответствии с которым в каждой стране с православным населением должна быть только одна церковь, которая несет за нее ответственность. Исторически в последние столетия РПЦ несла ответственность за территорию бывших Российской империи и СССР — за исключением Грузии, где есть своя собственная древняя церковь. Советского Союза больше нет, но это не означает, что сразу же изменились территории ответственности церквей.

Именно поэтому в РПЦ до сих пор говорят, что все постсоветские страны относятся к ее канонической территории. Это не проблема во многих странах, где православные — небольшое меньшинство, например в Центральной Азии. Но это является проблемой в Эстонии и, конечно же, в Украине.

Из истории мы знаем, что канонические территории православных церквей могут изменяться. Возможно, сейчас мы как раз наблюдаем за этим процессом, но до сих пор эти страны исторически принадлежали к канонической территории РПЦ. Однако между Эстонией и Украиной есть важное различие. В Эстонии православные сегодня являются самой большой конфессией, но концептуально это не православная страна, а лютеранская. Украина же — традиционно православная страна.

Какова общая динамика развития православного мира? Количество православных в мире растет или сокращается?

— Я не могу привести статистических данных, но подозреваю, что количество православных немного растет, как и общее количество христиан в мире. Если же вы спрашиваете про внутреннюю динамику православия, я бы сказал про напряжение, которое стало очевидным в последние годы.

Оно относится к вопросу о позиции православия в современном мире по целому ряду вопросов — модерна, технологий, политической ситуации, связей с другими церквями. И вопрос в том, откроется ли православие по этим темам, будет ли оно стремиться вести диалог, стараться искать актуальные в ХХI веке решения.

Или же (победит. — Ред.) идея, что православие правильно, оно является целостной церковью, которая не должна изменяться, адаптироваться. Такие две позиции пребывают в конфликте уже много лет. Это напряжение можно было ощутить два года назад в дискуссиях во время Всеправославного собора на Крите, в котором не принимала участия РПЦ.

Томос Украинской Православной Церкви об автономии и самоуправляемости был дарован еще в 1990 г.

Для не сведующих размещаю его текст и фото к нему:

Томос о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности в управлении

«Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25-27 октября 1990 года в Свято-Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,– благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении, а Вам, единогласно избранному 9 июля 1990 года Епископатом Украинской Православной Церкви — Ее Предстоятелем. Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви.
– Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов.
Содетельная и Вседержительная Живоначальная Троица: Отец, Сын и Святой Дух да укрепляет всегда святую Православную Украинскую Церковь, да венчает ее славою и честию и да благословляет ее бытие на спасение благочестивой полноты ея».

Подписано в граде Москве

1990 года, октября месяца, 27 дня

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси

Ссылка на основную публикацию