Текст венчания в церкви

Вступление в брак, освященный церковным обрядом, в наши дни не является обязательным. Но для истинно верующих он необходим, так как венчание – это таинство, во время которого священник молится о слиянии душ новобрачных и создании крепкой семьи. Тексты молитв, читаемых при венчании, содержатся в Требнике, богослужебной книге для священнослужителей.

Чин венчания в православии

Обряд венчания существовал в культуре славян до принятия христианства и был одним из ритуалов официального подтверждения брачного союза. Христиане до V века заключали брак в том виде, как это было принято в сложившейся общественной традиции.

Начиная с V века, венчание стало узаконенным чином бракосочетания. Суть венчания на брак – это символ победы молодоженов над похотью. Церковный чин вступления в брак в православии отличается от католического, где венчание не относится к основным обрядам.

В Православной церкви благословение на брак включает в себя 3 обрядовые формы:

  • обручение;
  • венчание (основная часть);
  • распитие общей чаши.

Церковный обряд при вступлении в брак называется венчанием. Название объясняется тем, что на головы жениха и невесты во время богослужения возлагают металлические короны (венцы). Возложение венцов означает, что жених и невеста не имели добрачных сексуальных связей с лицами противоположного пола и хранили целомудренность в побуждениях и действиях.

Текст венчания в церкви

В Русской Православной церкви существует 3 чинопоследования брака:

  • Великое венчание: оба брачующихся или один вступают в брак первый раз.
  • Второбрачное: жених и невеста вступают в повторный брак.
  • Освящение брачного союза супругов, проживших долгое время в браке.

Тайносовершительными словами, признающими таинство бракосочетания свершившимся, является возглас священника: «Господи Боже, славою и честию венчай я (их)».

В христианстве семья – это малая церковь, в которой должны действовать общецерковные законы и принципы. Отныне супруги несут ответственность за сохранение брачного союза: «… что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Иисус Христос)». Возложение на головы молодоженов венцов символизирует победу в себе эгоизма, греха и похоти.

Последовательность совершения обряда закреплена в Требнике (богослужебной книге, содержащей молитвы, не входящие в состав церковных богослужений суточного, седмичного и годового круга).

Текст венчания в церкви

Таинство брака нельзя совершать:

  • в пост;
  • накануне всех церковных праздников;
  • во время святок;
  • сырной седмицы;
  • на Пасху и в Светлую Седмицу;
  • вторник;
  • четверг;
  • субботу;
  • в ночное время.

На бракосочетании могут присутствовать шаферы (поручители/восприемники), поддерживающие венцы и заверяющие своими подписями акт венчания в метрической книге.

Текст венчания в церкви

Значение молитвы в таинстве Православной церкви

Обряд венчания – это таинство, основу которого составляют особые молитвы. Два любящих человека по доброй воле скрепляют свой союз во время чтения обрядовых молитв. Они вступают в брачный союз для продления рода, чтобы в семье царили любовь и согласие.

В венчальных молитвах священник обращается к Богу, чтобы он соединил их сердца и научил создать крепкие семейные узы, где муж будет терпелив и снисходителен, а жена мудра, смиренна и не сварлива. Жениху и невесте следует внимательно вслушиваться и запомнить венчальную молитву, в которой священник молится об их будущей супружеской жизни.

Текст венчания в церкви

Полный текст венчальной молитвы на русском языке

Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Текст венчания в церкви

Правила чтения

Венчальную молитву нельзя читать мирянам. В ритуале венчания священник читает ее после псалма 127, после чего опрашивает жениха и невесту: по своему ли желанию и без принуждения вступают они в брак и не давали ли обещания другой невесте/жениху.

Приведу ее текст сразу в русском переводе, для большей понятности. Красивая и весьма трогательная молитва, впрочем, могущая вызывать некоторые вопросы. Наиболее загадочное место лично для меня выделяю жирным шрифтом:

В общем, понятно, что в этой молитве все выдающиеся ветхозаветные праведники намеренно собраны вместе. Не вызывает, в общем, вопросов упоминание супружеских пар: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенеф, Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны. Хотя… Авраам кроме Сарры имел еще рабыню Агарь или наложницу Хеттуру, от которых, соответственно, у него были дети. А вот с любимой больше всех Саррой у него как раз долго ничего не получалось! Захария и Елисавета были также долго бесплодны, до преклонных лет своих. Иоаким и Анна – небиблейские персонажи, но про них предание рассказывает ту же историю. В общем, получается, что не так просто с этим благословением: молодые люди, вступающие в церковный брак, готовы ли вы претерпеть те же испытания в супружестве, что претерпели они, десятки лет ожидая своих первенцев? Но именно пройдя через такие попущенные испытания, они были вознаграждены детьми, навсегда вошедшими в мировую историю…
Остальные просьбы о сохранении брака, об упоминании 40 мучеников Севастийских с ниспосланными им венцами тоже, в общем, понятны. Брак это не только радость, но и взаимное бескровное мученичество (о чем далее поется специальное песнопение), в котором всегда есть место не только подвигу (причем, как ни странно, от разных бытовых мелочей прежде и чаще всего, по которым почти ни одна семья не избегает каких-то разногласий и препирательств). Но вот теперь самое загадочное прошение: «помяни их, Господи, Боже наш, как помянул Ты Еноха, Сима, Илию». Вот всегда читал эти строки на венчании и как-то не удосуживался задать себе вопрос «а почему!?», хотя чувствовалось само по себе сочетание этих трех имен необычным. И сам бы себе, возможно, так и не задал его, если бы не один мой знакомый-певчий, который меня об этом на днях спросил прямо. И я был поставлен, откровенно признаться, в тупик!

Ну в самом деле, если бы Сим был упомянут, скажем, с Иафетом, то вопросов бы никаких не возникло, и к теме супружества и семьи это прекрасно бы подошло:

«благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26-27). Но почему Сим поставлен в одном ряду с Енохом и Илией. Енох, правда, согласно Писанию, «родил сынов и дочерей» (Быт. 5, 22), а затем вдруг «и не стало его, потому что Бог взял его» (5, 24). Устойчивое устное предание настаивает здесь на том, что он живым был взят на небеса и не умирал физически. Рядом с ним упоминание пророка Илии тогда по-своему логично, поскольку он тоже был взят живым на огненной колеснице (4 Цар. 2, 12). Но в отличие от Еноха, нигде не ясно, имел ли пророк Илия жену и детей вообще, постоянно странствуя и обличая израильтян за отступничество. Какое отношение имеют оба эти праведника к вступающим в брак? Пусть, значит, брак этих венчающихся будет так же вознесен на небо в его единстве и нерасторжимости, как были вознесены Енох и Илия, не увидев смерти? Допустим. Но причем здесь в связи с ними Сим. Трое имен, упомянутых в одной связи, ведь явно не случайно, как и само число 3 всегда в таких случаях символично. А может, Сим тоже не увидел смерти, как Илия и Енох. Но Библия это отрицает.

В книге «Библейские смыслы» покойный Б.И. Берман приводит одну интересную точку зрения, имеющую место в иудаизме, где Сим (Шем) отождествляется с Мелхиседеком:

Текст венчания в церкви

При регистрации брака в государственных органах возникает, рождается семья, а в Таинстве Венчания ей даруется Божия благодать для совместной христианской жизни, для рождения и воспитания детей в православно-христианской традиции. Принятие дара благодати — шаг серьезный и ответственный, к которому полезно подготовиться. Выдержку из правил Церкви, которые об этом говорят, можно прочитать здесь.

Что происходит в Таинстве Венчания, как оно будет совершаться, в чем его смысл? Что говорит Православная Церковь об отношениях между супругами, о воспитании детей? Как сохранить и приумножить в семье мир, любовь, верность? Как Венчание связано с другими Таинствами Церкви и с основами христианской жизни? На эти и на другие вопросы вам помогут ответить нижеследующие материалы.

А. Видео. Беседы священников, передачи о Таинстве Венчания:

  • Закон Божий. Таинство Брака, часть 1 (10 минут). Открыть видео.
  • Закон Божий. Таинство Брака, часть 2 (10 минут). Открыть видео.
  • Протоиерей Артемий Владимиров (40 минут). Открыть видео.
  • Протоиерей Андрей Канев (26 минут). Открыть видео.

Б. Серия короткометражных фильмов «Вера святых», которая включает в себя тридцать три 10-минутных сюжета по основам Православия. Текст составлен по трудам святителей Филарета (Дроздова) и Николая Сербского. Фильмы по своему содержанию, доступности, яркому видеоматериалу интересны и полезны не только новоначальным, делающим первые шаги в Церкви, но и людям, давно и крепко связавшим свою жизнь с Православной Церковью.

В. Вводные материалы для чтения (рекомендуется читать по порядку):

Они связаны с основами Православной веры, которые необходимо узнать перед принятием любого церковного Таинства, также они помогут Вам подготовиться к Таинствам Исповеди и Причащения.

1. Памятка: «Заповеди и Символ веры». Здесь указаны основные Божьи заповеди и священный текст Символа веры, которые каждому христианину необходимо знать, как таблицу умножения. Текст Символа приведен в памятке на двух языках: церковнославянском и русском. Полезно послушать, как он поется — открыть пение.

2. Памятка: «Обещания при Крещении». Перед Венчанием полезно вспомнить те обещания, которые давались в Таинстве Крещения.

3. Памятка, принявшему Крещение. В ней кратко дается ответ на вопросы: Как жить человеку, который принял Таинство Крещения? Что конкретно он должен делать? Что значит «жить христианской жизнью»? Удобно, когда ответ на эти важнейшие вопросы представлен в виде краткой памятки.

4. Брошюра «О Крещении и Венчании» 1-я часть брошюры — о Крещении содержит важные сведения по основам христианской веры, во 2-й части речь идет о подготовке к Венчанию, о самом чинопоследовании Таинства, затрагиваются моменты семейной жизни.

5. Памятка: «10 заповедей Божьих». Заповеди — слово Отца Небесного к нам — Его детям. Они ведут нас к настоящей, полноценной жизни на земле и к Царствию Небесному в вечности. 10 заповедей даны для нас Богом еще до Рождества Христова.

6. Статья «Заповеди Божии». Краткое объяснение к 10-ти заповедям, указанных в предыдущей памятке.

7. Статья «Заповеди блаженств Нового Завета». Здесь — объяснение к 9-ти заповедям, которые даны нам Господом Иисусом Христом.

8. Статья «Как подготовиться к первой Исповеди». Когда человек внимательно смотрит на свою жизнь в свете заповедей Божьих, то он, конечно, замечает, что его жизнь не всегда и не во всем соответствует им. Он замечает, что раньше он в одном или другом случае нарушал заповеди, т.е. совершал грехи. Скорее всего, такое нарушение происходило по незнанию, но грех тем не менее совершался. Любой грех, с одной стороны — оскорбляет Бога, с другой стороны — приносит большой вред душе человека.

В Таинстве Исповеди человек, ранее крещеный в Православии, имеет возможность по милости Божьей освободиться, очиститься от тяжелого греховного груза. Для этого нужно увидеть в своей жизни грехи, признать себя виновным, исповедовать их перед Богом в присутствии священника. В помощь к этому — все три вышеуказанные статьи, также и следующая брошюра.

9. Брошюра «Об Исповеди и Причащении» — вводные сведения о Таинствах, в которых каждому православному христианину необходимо регулярно принимать участие (примерно раз в месяц, можно и чаще).

Дополнительно: беседы священника Павла Гумерова о семейной жизни — открыть здесь. Они написаны простым доступным языком, в них хорошо выражена православная традиция семейных отношений, семейной жизни.

Очень важно: читать Евангелие (главная книга для православного человека) и молиться. Евангелие Церковь призывает нас читать по одной главе в день, по порядку. Молитва — воздух, пища для души. Питаемся мы каждый день, потому и молиться необходимо ежедневно, как своими словами, так и молитвами из православного молитвослова. При молитве мы обращаемся к Богу, при чтении Евангелия — Бог обращается к нам, т.к. Евангелие (как и вся Библия) — это Слово Божие.

Советую постепенно читать книгу «Закон Божий» — доступное введение в основы Православной веры По этой книге есть также видеокурс

Буду рады ответить на Ваши вопросы, которые можно задать по контактным данным.

Приветствуется копирование и распространение материалов в просветительских целях.

Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве. Всеблагой Бог создал из праха земного человека и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил владыкою над всем земным. Господь создал из ребра Адама жену его – Еву, сопроводив это тайнодейственными словами: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Книга Бытие, глава 2, стих 18). И они пребывали в Эдеме (земной рай) до грехопадения, когда, преступив запрет, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева сделалась спутницей Адама на многотрудном земном пути и праматерью человеческого рода. Первая человеческая чета, получив от Бога обещание об Искупителе человечества и Попрателе сатаны (Книга Бытие, глава 3, стих 18), была и первой хранительницей спасительного предания, которое затем в потомстве Сифа, переходило к живительн.

Отзывы

Популярные книги

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 51538
  • 32
  • 9

Думала ли Рая, затевая уборку дома, что ударится головой и очнётся в ином мире? А там она, свобо.

Как приручить кентавра, или Дневник моего сна

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 77192
  • 11
  • 11

БУКВАРЬ

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 53020
  • 20
  • 7

Зои Сагг Девушка Online Я посвящаю эту книгу всем, кто сделал ее появление реальностью. Всем, к.

Девушка Online

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 92740
  • 25
  • 2

Джон КЕХО Подсознание может все! Серия «Живите с умом» Предшествующие издания на русском язык.

Подсознание может все!

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 55186
  • 4
  • 6

1 — Девушка с татуировкой дракона. Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает пок.

Миллениум. Тетралогия. (ЛП)

Текст венчания в церкви

  • Читаю
  • В архив
  • 43375
  • 23
  • 9

Мой сводный брат. У тебя есть все: дом, семья, родители… Я ничего не просила и ничего не ждала. Мн.

Только ты

Венчание – важнейшее событие в жизни православного верующего человека. Юные девушки с трепетом думают об этом дне, когда они смогут надеть красивое платье, и священник поведет их с избранником к алтарю под прекрасное и торжественное пение хором венчальных молитвенных песнопений. В этот важный день все внимание приковано к молодым, и, если супружеская жизнь складывается благополучно и счастливо, то на протяжении всей жизни воспоминание об этом дне вызывает у них светлую улыбку. Однако православное венчание это не просто красивый и торжественный праздник.

Это очень сильное таинство церкви, когда, вовремя чтения священником венчальных молитв, по доброй воле соединяются два любящих человека для совместного проживания в любви и согласии, рождения и воспитания в православной вере детей. Венчальные молитвы составляют основу таинства венчания в церкви.

Православные венчальные молитвы благословляют брак

В венчальных молитвах священник просит Бога соединить молодых не только видимо, он обращается к нему с просьбой соединить их сердца, научить супруга терпению, любви, снисходительности по отношению к жене, а супругу – мудрости, смирению, мягкости, послушанию. В современном мире, к сожалению, отсутствует культура добрачного воспитания юношей и девушек, у многих перед глазами негативные примеры разрушенных семей их родителей, поэтому именно этих качеств им часто так не хватает.

Венчальные молитвы поэтому следует слушать очень внимательно, и, несмотря на вполне понятное волнение, стараться вникнуть в каждое их слово. Это очень важно, ведь священник, читая венчальную молитву, молится не о ком-то, не выполняет внешний обряд, он молится о благополучии Вашей предстоящей супружеской жизни!

Венчальные молитвы нельзя читать мирянам

Сегодня в иконных лавках любой мирянин в свободном доступе может купить требник, в котором собраны молитвы, читаемые священником, в том числе и венчальные. Многих это может ввести в соблазн, ведь среди рядовых людей считается, что священнические молитвы особенные, сильные.

Запомните, что ни при каких обстоятельствах не благословляется мирянину читать самостоятельно венчальные молитвы, и вообще любые молитвы из требника. Это может привести к непоправимым, тяжелым последствиям для Вашей души. Если по незнанию Вы читали сами текст венчальной молитвы, то обязательно сходите в церковь и исповедуйте этот грех.

Текст православной молитвы при венчании в церкви

из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33):

Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Как мусульманке и христианину сделать венчание? Как мусульманке принять веру православную?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Текст венчания в церкви

Божие на Вас благословение!

Венчаться могут только те, кто является членами Православной Церкви, то есть крещеные люди. Допускаются также венчания между православными и католиками, но с условием, что дети, рожденные в браке, будут воспитаны в православной вере. Мусульманка не является членом Церкви, поэтому венчание для нее невозможно.

Чтобы принять православную веру, нужно верить искренне и точно признавать те догматы, которые перечислены в Символе веры. Это основное, самое главное содержание представлений о Боге и мире, которое собрано в небольшом тексте. Вы можете посмотреть этот текст и его объяснение по ссылке. Самое главное — это стремиться быть с Богом, со Христом, признавать, что Он и есть Спаситель, который пришел в мир, чтобы дать каждому человеку возможность быть в вечности там, где он призван быть — с Господом Богом (подробнее об этом на «ФОМЕ» есть текст Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?). Собственно, вся церковная жизнь, вся практика духовной жизни направлены на то, чтобы человек мог очистить свой внутренний мир, свое сердце и душу от того лишнего, что мешает ему быть с Богом, Который есть Любовь.

Что касается конкретных шагов, человеку, который хочет принять Святое Крещения и стать членом Церкви, нужно прийти в православный храм и узнать о сотрудников, как можно поговорить со священником — именно поговорить, не исповедоваться! В разговоре со священником нужно рассказать о своем намерении, побеседовать о своей жизни, о том, почему Вы хотите принять Крещение, и о многих других вопросах духовной жизни (тут и священник подскажет), а дальше следовать советам священника.

Приняв же Крещение, нужно жить церковной жизнью — участвовать в Таинствах (прежде всего, исповедоваться и причащаться регулярно), молиться и постепенно, под руководством священника, преобразовывать свою внутреннюю жизнь так, чтобы душа максимально приближалась к состоянию, в котором она сможет быть с Богом.

Будучи на этом обряде лично из бормочения попа я разобрал следующее: «Возвеличься, жених, как Авраам, благословись, как Исаак, и умножись как Иаков… И ты, невеста, возвеличься как Сарра, возвеселись как Ревекка, и умножись, как Рахиль».

Как нармального здравомыслящего человека я заинтересовался этими героями и открыл библию и узнал следующее:

Авраам, основоположник основной ветви еврейского рода, женился на Сарре, которая приходилась ему сводной по отцу сестрой (Бытие 20:12). Авраам, ради выгоды и выживания, устраивал себе хорошую жизнь, подкладывая свою сестру-жену в кровать фараону (Бытие 12:13-16) и царю Авимелеху (Бытие 20:2). Но Господь наказал не Авраама и Сарру за их действия, а фараона, который не знал, что Сарра замужем за сводным братом (Бытие 12:17) и наказал Авимелеха, его жену и рабынь (Бытие 20:18). После Авраам пришел в земли, где жили ханааны, и Господь эти земли завещал ему и его потомкам (Бытие 13:14-18), ну и что, что там живут уже ханааны. Господь благословляет его и его статус рабовладельца, у которого было 318 рабов (Бытие 14:14, 15:1-7, 15:18, 17). И Бог повелит соблюдать завет – обрезание на 8 день (Бытие 17:11-14).
Сара не может родить и советует мужу-брату Аврааму зачать им ребенка от египетской рабыни. Когда зачали, Сара рабыню так теснит, что ей пришлось удрать, но добрый ангел её вернул. Но, когда Сарра рожает, то просит выгнать рабыню и её сына (Бытие 21:10). Бог говорит Аврааму слушать Сарру (Бытие 21:12).

Исаак, сын Авраама и Сарры, женился на Ревекке, внучке Нахора (брат Авраама) (Бытие 24:15, 24:24), т. е. Исаак женился на двоюродной племяннице по благословению Господа (Бытие 24:40-45). Исаак, как и отец, говорит на свою жену, что она сестра, т. к. боится, что его убьют (Бытие 26:7) и боится умереть за честь жены (Бытие 26:9). Господь его благословляет (26:12-14).
Исаак и Ревекка родила близнецов Исава и Иакова. Старший Исав был в тягость родителям (Бытие 26:35), странно, почему, если он был человеком полей и искусным звероловом (Бытие 25:27). Исаак его любил, т. к. Исав вкусную дичь приносил (Бытие 25:28). Какой корыстный Исаак. Обычно родители любят своих детей за то, что они их дети. Второй брат Иаков обманом с помощью матери Ревекки (Бытие 27:5-37) отнимает у старшего брата Исава первородство (Бытие 25:30-34) и благословение (Бытие 27:27-29). И Исав становиться рабом у младшего брата-обманщика Иакова (Бытие 27:37). Для Матери Ревекки это означает, что старший сын Исав больше ей не сын (Бытие 27:45).

Текст венчания в церкви

Во-первых, бормотание, а не бормочение, а во-вторых, не для столь грамотных!))

Текст венчания в церкви

Когда один человек влюбляется в другого человека, обязательно наступает момент, когда он перестаёт замечать недостатки любимого: и физические его изъяны, и изъяны характера. Влюблённый настолько очарован тем, в кого влюблён, что ему кажется, у того нет никаких недостатков.

Когда же любовь проходит, то в том, кого мы любили, мы понемногу начинаем замечать все его недостатки и изъяны. И тогда мы говорим себе: “Боже, в кого же я был влюблён! Какое же счастье, что Господь отвёл меня от этого наваждения!” Когда муж и жена живут в семье, временами они жалеют и любят друг друга и радуются, глядя друг на друга, но вот наступает момент испытаний, и тогда – словно кошка чёрная пробежала между ними! Тогда они смотрят друг на друга и думают: “Вот ведь послал Господь испытание! Вот ведь послал Господь муку!”

Когда же прав человек? Когда он видит недостатки другого или когда не видит их? Я думаю, что прав человек тогда, когда он видит в другом только доброе. Бывают такие редкие минуты в жизни, когда Бог вдруг открывает наши внутренние очи, и мы видим человека не таким, каким его видят все остальные люди, а таким, каким его задумал Бог, видим образ Божий, запечатлевшийся в этом человеке. И это чудо совершает любовь!

Когда вы любите друг друга, для каждого из вас в другом открывается образ Божий. Когда вы злитесь друг на друга, этот образ Божий затмевается, но затмевается из-за вашего греха, а не из-за греха того, на кого вы злитесь.

Так вот, как мне кажется, величайшая мудрость жизни состоит в том, чтобы несмотря ни на что, несмотря ни на какие проблемы, ни на какие испытания, не забывать о том, что ты видел истину. Ты уже знаешь, какая она. Она не такая, какой я в минуты раздражения вижу её. Она много лучше. Она – как ангел Божий!

Вот в чём тайна супружества. В умении всегда видеть в человеке образ Божий, каким бы этот человек ни был. Даже когда он старым, дряхлым и немощным, всё равно любовь будет видеть в нём ангела, сияющего красотой. Я надеюсь, что как бы ни была трудна жизнь, как бы подчас неблагополучно (а это возможно и даже неизбежно) ни складывались ваши отношения, вы сумеете в критические минуты вспоминать тот ангельский образ, который однажды открылся вам друг в друге и сделал вас мужем и женой.

Пусть он навсегда сохранится в ваших сердцах, как бы, повторяю, ни была тяжела ваша жизнь. Потому что брак – это не только ликование и радость, и венцы брачные – не только венцы торжества и царского достоинства. Венцы брачные – это ещё и венцы мучеников, которые добровольно принимают на себя мученичество ради Господа. Цель брака – спасение души, а спасти свою душу можно только забывая о себе.

Часто вспоминают о том, что жена, по слову апостола Павла, должна бояться мужа своего, но почему-то не придают значения тому, что при этом апостол говорит о муже. А он говорит, что муж должен любить свою жену так же, как возлюбил Господь Церковь. А Господь возлюбил Церковь так, что умер за Неё на кресте.

Теперь уже нет каждого из вас в отдельности. Теперь нет тебя, Ирина, и нет тебя, Глеб. Теперь вы – одно тело. Таинство брака в том и состоит, что два разных человека становятся одним телом, а со временем, с годами они становятся одним духом. Таинство брака начинается здесь и сейчас, но продолжается всю жизнь. Нужно много терпения, много любви, много жалости друг к другу и много веры в Бога, чтобы достойно пройти эту жизнь.

Как правило, особенно в современных условиях, браки распадаются по одной простой причине. Люди играют не по правилам. Существуют определённые, строгие правила христианского брака. Для того чтобы эти правила знать и соблюдать, надо быть христианином, надо быть членом Церкви. Надо регулярно молиться в храме, регулярно исповедоваться и причащаться. И если вы будете соблюдать эти правила христианского брака, можно со всей определённостью сказать наперёд, что, как бы ни складывалась в дальнейшем ваша жизнь, вы навсегда останетесь вместе и всегда будете счастливы.

Я убеждён, что так оно и будет, потому что обетования Божии непреложны и неизменны. Произнесённые сегодня вами обеты верности и любви навеки соединили вас. Что соединил Бог, то человек да не разрушит.

Пусть же эти иконы, эти образы Спасителя и Богородицы, станут основанием вашего дома, и, Бог даст, потом вы будете ими благословлять на брак детей и внуков своих. Храни вас Господь! Дай вам Бог терпения, любви, веры и надежды и, конечно, радости, ибо если вы будете, по слову Божию, искать прежде всего Царствия Божия и славы его, радость не оставит вас! Аминь.

Ссылка на основную публикацию