Святейшие и светлейшие: 10 самых красивых православных храмов мира

© flickr.com/israeltourism Один из главных христианских праздников – Рождество Христово – отмечается дважды в год. Западные христиане, в частности, римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей, празднуют его по григорианскому календарю – 25 декабря. А вот восточнокатолические и большинство православных церквей придерживаются юлианского календаря, согласно которому Рождество приходится на 7 января.

Сайт «РИА Недвижимость» предлагает встретить православное Рождество виртуальной прогулкой по самым красивым православным храмам в разных странах мира.

На фото: Главный храм Русской православной церкви в Иерусалиме – Свято-Троицкий собор – был возведен во второй половине XIX века в неовизантийском стиле. Автором пятикупольного белокаменного храма стал русский Мартин Эппингер.

Один из главных христианских праздников – Рождество Христово – отмечается дважды в год. Западные христиане, в частности, римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей, празднуют его по григорианскому календарю – 25 декабря. А вот восточнокатолические и большинство православных церквей придерживаются юлианского календаря, согласно которому Рождество приходится на 7 января.

Сайт «РИА Недвижимость» предлагает встретить православное Рождество виртуальной прогулкой по самым красивым православным храмам в разных странах мира.

На фото: Главный храм Русской православной церкви в Иерусалиме – Свято-Троицкий собор – был возведен во второй половине XIX века в неовизантийском стиле. Автором пятикупольного белокаменного храма стал русский Мартин Эппингер.

© flickr.com/Adrián Pérez Собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки считается самым крупным православным храмом в Северной Европе. Он был построен в период царствования императора Александра II, когда Финляндия входила в состав Российской империи как автономное Великое княжество Финляндское.

Автором собора стал русский архитектор Алексей Горностаев, хотя собор по большей части строился после смерти зодчего.

Интересно, что материалом для строительства собора послужил красный кирпич, который привезли с руин крепости Бомарсунд, расположенной на территории Аландских островов

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Хельсинки считается самым крупным православным храмом в Северной Европе. Он был построен в период царствования императора Александра II, когда Финляндия входила в состав Российской империи как автономное Великое княжество Финляндское.

Автором собора стал русский архитектор Алексей Горностаев, хотя собор по большей части строился после смерти зодчего.

Интересно, что материалом для строительства собора послужил красный кирпич, который привезли с руин крепости Бомарсунд, расположенной на территории Аландских островов

© РИА Новости / Борис Приходько / Перейти в фотобанк Российские православные храмы в большинстве своем являются не только потрясающе красивыми, но и уникальными в плане архитектуры. Так, например, легендарный собор Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге представляет собой своеобразный собирательный образ русского православного храма. В его декоре использованы разнообразные материалы: кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика.

В настоящее время храм является объектом культурного наследия и считается недействующим. Однако по большим церковным праздникам, в том числе и на Рождество, в нем проходят торжественные службы и литургии.

Российские православные храмы в большинстве своем являются не только потрясающе красивыми, но и уникальными в плане архитектуры. Так, например, легендарный собор Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге представляет собой своеобразный собирательный образ русского православного храма. В его декоре использованы разнообразные материалы: кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика.

В настоящее время храм является объектом культурного наследия и считается недействующим. Однако по большим церковным праздникам, в том числе и на Рождество, в нем проходят торжественные службы и литургии.

Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм — область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия. Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов и их устройства такова. В обычном жилом доме, но в особой "горнице большой, устланной, готовой" (Мк. 14:15; Лк. 22:12) была приготовлена, то есть особым образом устроена, и состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ноги Своим ученикам. Сам совершил первую Божественную литургию — таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, долго беседовал за духовной трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного, затем все, с пением священных песнопений, пошли на гору Елеонскую. При этом Господь заповедал творить сие, то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

В этом зачаток и храма христианского, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств, и всего христианского богослужения — того, что в развитых, достигших расцвета формах мы и сейчас видим в наших православных храмах.

Оставшись по Вознесении Господнем без Своего Божественного Учителя, ученики Христовы пребывали преимущественно в сионской горнице (Деян. 1:13) вплоть до дня Пятидесятницы, когда они в этой горнице во время молитвенного собрания сподобились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие, содействовавшее обращению ко Христу множества людей, стало началом устройства земной Христовой Церкви. Деяния святых апостолов свидетельствуют, что эти первые христиане "каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян. 2:46). Первые христиане продолжали почитать и ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы, но новозаветное таинство Евхаристии совершали уже в других помещениях, какими в то время могли быть только обычные жилые дома. Пример им подавали сами апостолы (Деян. 3:1). Господь через ангела Своего повелевает апостолам, "став в храме" Иерусалимском, проповедовать иудеям "слова жизни" (Деян. 5:20). Однако для таинства Причащения и вообще для собраний своих апостолы и другие верующие сходятся в особых местах (Деян. 4:23, 31), где их снова посещают особенные благодатные действия Святого Духа. Это говорит о том, что храм Иерусалимский используется христианами того времени в основном для проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, в то время как христианским собраниям Господь благоволит устраиваться уже в особых, отдельных от иудеев местах.

Гонения на христиан со стороны иудеев окончательно прервали связь апостолов и их учеников с храмом иудейским. Христианскими храмами во времена апостольской проповеди продолжали служить специально для этого устроенные комнаты в жилых домах. Но уже тогда в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии, Италии делались попытки создания особых храмов, что подтверждают более поздние катакомбные храмы в форме кораблей. Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Базилика представляет собой стройное прямоугольное продолговатое здание с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное извне и изнутри по всей длине рядами колонн. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. Базилики имели вход с одной из узких сторон этого прямоугольного длинного здания, а в противоположной стороне имелась абсида — полукруглая ниша, отделенная от остальной части помещения колоннами. Эта отдельная часть служила, вероятно, алтарем.

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. Наибольшую известность приобрели римские катакомбы. Здесь в зернистом туфе, достаточно податливом, чтобы самым простым инструментом вырезать в нем могилу и даже целую комнату, и достаточно прочном, чтобы не осыпаться и сохранить гробницы, были вырезаны лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, куда полагали умерших, закрывая могилу каменной плитой с надписями и символическими изображениями. Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы. Кубикулы — небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни. Крипта — это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений. Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части — это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей. На стенах и потолках всех этих сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески (настенные росписи) с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Катакомбы знаменуют эпоху раннехристианской духовной культуры и достаточно ясно характеризуют направление развития храмовой архитектуры, живописи, символики. Это особенно ценно потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: они безжалостно разрушались во времена гонений. Так, в III в. при гонениях императора Декия в одном только Риме было уничтожено около 40 христианских храмов.

Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней — отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору.

Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет нам четкий, законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Это — классический тип православного храма, сохранившийся и до наших дней.

Святейшие и светлейшие: 10 самых красивых православных храмов мира

Православные храмы стали массово возводиться только с прекращением Великого гонения на христиан, которое закончилось в Римской империи в IV веке. Тогда же стало формироваться и первое архитектурное направление в церковном зодчестве. Базилика как самостоятельная форма древнехристианских культовых сооружений просуществовала несколько веков вплоть до эпохи Возрождения — расцвела в V веке, преобразовалась и уступила место более прогрессивным стилям, отражающим тенденции времени и духовные идеи.

Основные стили русских православных храмов

В чистом виде храмы-базилики на Руси представлены не были. Причина — более поздний приход христианства, наложивший опечаток на архитектуру первых церквей, в которых только просматриваются едва заметные черты базиличных форм. Но за сотни лет храмового строительства было использовано множество стилей, каждый из которых имел свои яркие отличия.

Византийский стиль

Крестово-купольные храмы с крестом в плане — одноглавые и многоглавые с богатым внутренним убранством, маленькими узкими и редкими окнами.

Древнерусский стиль

Церкви с характерной для владимиро-суздальских, новгородо-псковских, раннемосковских школ архитектурой с четвериком в плане, которые отличает монументальность и внешняя простота за счет отсутствия большого количества декора. Чуть позже в каменное зодчество приходят шатры и появляются высокие возносящие вверх здания с пристенными пилонами и многоярусными кокошниками.

Русское узорочье

Бесстолпные храмы с четвериком в плане, для которых характерны сложные композиционные решения и обилие внешней отделки — ряды декоративных закомар, множество куполов, сложной формы барабаны и окна.

Нарышкинский стиль или московское барокко

Самобытные и оригинальные церкви, при строительстве которых уже делается упор на убранство, а не планировку — ярусность, симметричность, балюстрады, спиралевидные колонны, разорванные фронтоны, установленные по сторонам света купола.

Готика

Редко использовавшийся в строительстве православных храмов стиль, обращающий на себя внимание за счет большого количества стрельчатых окон, пирамидальных башен, шатров и колоколен.

Классицизм

Монументальные церкви, в архитектуре которых сделан своеобразный возврат к простым и строгим формам древнего римского зодчества — обилию коллонад, рядам строгих пилястр, треугольными фронтонами.

Ампир

Высокий классицизм, добавивший соборам парадности и торжественности с помощью богатого рельефного скульптурного декора внутри и снаружи, горизонтальных перекрытий, коринфских колонн и портиков, и ознаменовавший собой закат русской архитектуры.

Современное архитектурное направление в строительстве храмов

Сегодня основной стиль православного храмостроительства — эклектика. Она соединяет в себе черты нескольких направлений и демонстрирует отказ от классических архитектурных канонов, дает свободу действий и позволяет реализовывать необычные решения. Главное — умение гармонично сочетать в одном здании разные элементы, создавая эстетически привлекательный «микс» и учитывая предназначение сооружения.

Компания «МосПромМеталл» строит церкви и храмы в современном стиле с объемно-пространственными решениями любой сложности. Умение использовать передовые технологии, новые приемы и материалы позволяет всегда получать ожидаемый результат.

Крушение Западной Римской империи в конце V века положило начало эпохе Средневековья, наиболее ярким архитектурным выражением которой стала готика. Придя на смену романскому, готический стиль был призван подавлять человека своим мрачным величием, подчеркивать его ничтожность. ©

Любое творчество тех времен напрямую связано с религией, поэтому пусть и потрясающая, но гнетущая архитектура Западной Европы не нашла своего продолжения на православных землях. Единичные храмы и соборы в готическом стиле построены в России гораздо позже, и они — не отражение западного образа жизни, а скорее, результат эксцентричности их заказчиков. Но даже тут православная культура смогла поменять полюс восприятия. Православные храмы кажутся более изящными, светлыми, они не давят, не принижают человека, а призывают его к чему-то возвышенному и духовному. Собственно, и сам стиль получил иное название — «русская готика».

Первые письменные упоминания о церкви в селе Иевлево относятся к 1624 году. Ныне действующий храм был заложен на средства владельцев села Дурасовых в 1812 году и строился в течение трех лет. Предположительно, автором проекта был ученик Василия Баженова Иван Еготов.

Купол храма венчает не типичный для русской архитектуры граненый трибун со шпилем и пинаклями, а фасад здания разделен вытянутыми колоннами и опоясан горельефным фризом с библейскими сюжетами.

Церковь построена в 1789 году на территории усадьбы Михаила Измайлова. Доподлинно не известно, кто автор проекта, но, основываясь на стилистических особенностях, архитектором считают Василия Баженова.

Внешний вид и убранство храма сочетают в себе как готические, так и барочные черты, что придает ему очаровательное своеобразие. Стоящая рядом колокольня, выдержанная в том же стиле, появилась гораздо позднее, в 1830 году.

В 1930-е церковь была закрыта. Возвращена верующим в 1989 году.

Недействующий православный храм, известный также, как Капелла, является частью архитектурного ансамбля парка «Александрия».

По своей архитектуре церковь наиболее близка к готическому стилю. Заложенная как домовая церковь по распоряжению императора Николая I в 1831 году, она была торжественно освящена в 1834-м.

Автором проекта стал немецкий зодчий Карл Фридрих Шинкель, строительством занимался архитектор Адам Менелас, а после его смерти — Иосиф Шарлеман.

Ныне действующий православный храм построен в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

Закладка храма произошла в 1777 году по проекту архитектора Юрия Фельтена. Особенностью проекта является расцветка церкви, как правило, не характерная для готики.

Место для возведения храма по легенде выбирала императрица Екатерина II: якобы именно тут она получила известие о победе в Чесменском сражении. Торжественное освящение храма состоялось в 1780 году. Вскоре после освящения он был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца.

Храм был закрыт в 1919 году, вновь передан Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование в 1994 году.

Действующий мужской монастырь Русской православной церкви, первым настоятелем которого считается ученик Сергия Радонежского Григорий Голутвинский. Сейчас комплекс монастыря — это смешение нескольких архитектурных стилей. Необычным элементом являются башни монастырской стены. История их создания уникальна.

В 1775 году императрица Екатерина II посетила Коломну и побывала в монастыре. Восхитившись радушием местных жителей, она осталась недовольна архитектурой старого города. После возвращения в столицу Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для монастыря — шесть башен и ограду. Вот так в конце XVIII века у православного монастыря появились не свойственные ему архитектурные элементы.

Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году.

Один из самых поздних храмов, созданных в стиле русской готики с элементами барокко, и один из примеров долгостроя.

Строительство церкви на средства промышленников братьев Баташевых началось в 1802 году на месте сгоревшей деревянной церкви. К стадии купола подошли только в 1825 году, в связи со смертью заказчика работы приостановились и возобновились в 1847 году, а главный престол был освящен лишь в 1868 году.

Автор проекта неизвестен, местные краеведы считают, что архитектором мог быть Василий Баженов или же касимовский архитектор Иван Гагин. Помимо необычной архитектуры, храм имеет еще одну особенность — материал. Здание сооружено не из кирпича, наиболее часто использовавшегося в то время, а из белого камня, как древнерусские храмы.

В 1932 году он был закрыт. Сегодня в храме вновь проходятся богослужения.

Собор поставлен на месте Никольских ворот Можайского кремля и частично включил в себя их стены. Строительство собора началось в 1779-м и закончилось в 1812 году. Сооружение представляет собой редкое сочетание русской готики, вписанной в образ классической русской шатровой церкви. Архитектором храма стал ученик Матвея Казакова Алексей Бакарев.

В 1933 году собор был закрыт. С 1994 года в нем возобновились богослужения.
.

Церковь святой Екатерины в Вознесенском монастыре Московского Кремля (на верхнем фото). Возведение началось в 1808 году при участии и по проекту Карла Росси. Строительство было закончено в 1817 году архитектором Алексеем Бакаревым.

Сложный силуэт церкви с обилием башенок и изящный декор стен придавали зданию своеобразную легкость. При этом размеры храма были сопоставимы с Вознесенским собором.

Храм был разрушен в 1929 году.
Православные достопримечательности России
Места духовной силы российского государства и русского народа

Несмотря на все сиюминутные трудности, Россия остается великим государством. Пусть это величие подвергается сомнению с принятой «западной цивилизацией» меркантильной точки зрения, но если исходить из традиционного, духовного воззрения, конкурентов у русского народа очень не много. И этой духовностью во многом мы обязаны православию, у которого есть свои опоры в этом мире: четвертый удел Богородицы, самый большой монастырь в Европе, мощи чудотворцев… «Русская планета» собрала семь православных достопримечательностей России, которые должен увидеть каждый. ©

Свято-Троицкая Сергиева лавра: здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву.

Кирилло-Белозерская обитель — самый большой монастырь в Европе.

Дивеево. Святыня Дивеевской обители — мощи преподобного Серафима Саровского, монастырь называют четвертым уделом Пресвятой Богородицы и полагают, что обитель находится под ее особым покровительством.

Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море.

Свято-Николаевский монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь является одним из старейших мужских православных монастырей России. Обитель дала известных всему миру святых старцев.

Валаам. Есть версия, что Андрей Первозванный посетил остров Валаам и поставил крест на месте будущего монастыря.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Часто приходится слышать мнение, что новые строящиеся в России православные церкви не несут никакой архитектурной ценности. Несколько месяцев я по случаю собирал коллекцию необычных в архитектурном плане православных церквей. Хочу показать некоторые из них.

Критерии «необычности» архитектурного облика церквей были чисто субъективными. Я сразу отмёл храмы в древнерусском, византийском и классицистском стилях, а также барокко, как привычные на вид обитателям России. Кроме того, я брал исключительно храмы, которые изначально сооружались как православные. Что интересно, практически во все подборки по теме необычных культовых построек входит Собор Покрова, что на рву, более известный в народе как Собор Василия Блаженного. При всей уникальности постройки этот один из наиболее известных даже в советское время отечественных храмов никак нельзя считать непривычным на вид для жителей нашей страны. Итак, подборка.

На заглавном фото — Благовещенский собор греческой православной церкви (1956 год) в Милуоки (Висконсин, США). Спроектирован и построен одним из главных архитектурных новаторов XX века Фрэнком Ллойдом Райтом (также известен, например, зданием Музея Гугенхайма в Нью-Йорке).

Ещё один образец американской архитектуры — русская Троицкая церковь в Бостоне (Массачусетс) (1960 год).

Церковь Трёх Святых в Ансонии (Коннектикут, США). Освящена в 1956. Колокола на церкви — подарок Николая II (сняты со сгоревшей церкви там же).

А это Австралия. Городок Кубер-Педи — мировая столица опалов (в переводе с одного из языков одного из племён аборигенов название значит «нора белого человека»). Одну из таких «нор» построили сербы и создали в ней свой храм.

Теперь Святая Земля. Греческая церковь на территории монастыря Св. Апостола Петра в Капернауме на берегу Галлилейского моря (Церковь Двенадцати апостолов). Построена в 1925 году.

Троицкая церковь (русская) в Хайнувке (Польша) (1981).

Собор Святого Климента Охридского в Скопье (Македония). Освящён в 1990 году.

Николаевский кафедральный собор в Черновцах (Украина), прозванный в народе «пьяной церковью» (1939). Перекрученные барабаны малых куполов — это не модернистский архитектурный ход, а, напротив, дань традиции. Собор построен по образцу румынских храмов, которые, в свою очередь, взяли эту форму башен у турецких минаретов.

Никольский храм в Тельшяе (Литва), решённый в манере кубизма (1935-1937). Архитектор — В. Копылов. Кстати говоря, единственное кубистское здание в Литве. Узнал о нём от френда vyrud (всем интересующимся архитектурой очень рекомендую его журнал).

Теперь по отечественным культовым постройкам последних десятилетий.

Отсюда. Фото Духанина С.Ю.

Александро-Невская церковь в Кожухово (Москва) (2008).

Отсюда. Фото Александра Селиверстова.

Старый Свято-Покровский храм в Краснодар (1992).

Отсюда. Фото Валерия Мараева.

Церковь в честь священной горы Голгофа в районе Лесной Городок Ленинска-Кузнецкого (Кемеровская область) (2008-2009). Примеры пирамидальных православных храмов хорошо известны, но вот в новой истории церкви встречаются редко.

Отсюда. Фото М.С. Боброва

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Сосновый Бор (Ломоносовский район Ленинградской области) (2001-2004).

Отсюда. Фото Татьяны Антоновой.

Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря в г. Серафимович Волгоградской области.

Отсюда. Фото Александра Бокарёва.

Домовый храм во имя Сретения Господня на крыше театра «Школа драматического искусства» в Москве (2001-2004).

В нашей стране предлагались и более смелые проекты православных культовых построек. Например, вот описание отринутого проекта Храма Иоанна Богослова в Барнауле (архтектор В.В. Ломакин): «случайное нагромождение столбов и балок, главки в виде пламени, окруженные обнаженным каркасом, большие плоскости зеркального остекления, заменяющего собой стены, две колокольни вместо одной». Но обычно такие проекты не находят понимания нив обществе, ни у церкви.

Разумеется моя подборка ни в коем случае не претендует на какую-то завершённость. С нетерпением жду дополнений.

Не православный, но очень интересный греко-римский храм. Церковь Святого Иосифа в Чикаго (Иллинойс, США) (1975-1977). Архитектор — Зенон Мазуркевич. Как утверждают некоторые источники, единственная в мире церковь с 13 главами (символизируют Иисуса Христа и апостолов).

Автор:
Павел Ин

Святейшие и светлейшие: 10 самых красивых православных храмов мира

Православная церковь призвана символизировать Царство Божие, триединство Божественного, земного и небесного.

Православную религию Русь приняла уже вполне сложившуюся, но не могла строить свои церкви так, как это делали в столице Византии. Главной причиной этого оказался недостаток опыта строительства из камня сложных купольных систем. Образцом для ранних русских православных храмов — Псковско-Новгородских, Владимиро-Суздальских стал провинциальный тип византийского храма – четырехстолпный или щестистолпный крестово-купольный тип.

Средневековая, да и современная русская храмовая архитектура не может быть классифицирована с помощью европейской системы – большое количество отличий, уникальных черт не позволяет это сделать. Но, проходя свои этапы развития от средневековья к современности, она перенимала характерные черты появлявшихся в Европе архитектурных находок, вплетая их в свои складывающиеся традиции, что придавало храмам особый колорит.

Так, например, барокко, признаки которого начинают прослеживаться в строениях времен Петра I, Петра II и Анны Иоановны во время правления Елизаветы Петровны приобрели уже иной характер, а после восшествия на престол Екатерины II изменения не только продолжались, но и ускорились. При этом сохранялись принципиально важные для русской традиции строительства храмов отличия – пятиглавие, грушевидные или луковичные купола и крестово-купольный принцип.

Главные принципы, лежащие в основе архитектуры православного храма глубоко символичны. Купол, икона, крест – три главных сущностных элементов православной церкви. Как сейчас создаются церковными мастерами эти священные объекты, смотрите здесь подробнее. Купол символизирует связь с Богом. Так выражается покровительство Бога и Богородицы, которое они оказывают прихожанам. А для прихожан это символ их устремлений к Царствию Небесному. Крест напоминает о жертве Христовой – распятии во имя людей и любви к ним. Икона является святыней и позволяет видеть материальное проявление присутствия Бога в вещественном мире.

В настоящее время строительство храмов происходит повсеместно и отличается разнообразием форм при сохранении основных традиций русского православного зодчества. Можно сказать, что при отсутствии преобладающего архитектурного стиля идет активный поиск новых архитектурных решений, позволяющих не нарушая известные традиционные схемы выйти за рамки привычных представлений.

Первую часть я посвящаю православных храмам: ведь на протяжении тысячелетий именно храмы были "локомотивом" архитектуры в большинстве стран. В любой стране Старого света храмы — это основа архитектуры, ее важнейший пласт. Так что с них и начнем.

Охват — места, из которых есть фотоотчеты.
Порядок — географический, а не рейтинговый.

Рязань. Церковь Александра Невского на окраине.

Мурманск. Кафедральный собор:

Этот храм уникален тем, что был построен в 1986 году (Никольская церковь) и 1989 году (церковь Трифона Печенгского). Это первый в СССР крупный, официально построенный городской собор.
По своей архитектуре от всего, что есть в подборке, очень далек — памятник постмодернизма.

Липецк. Часовенка в городском парке, украшенная солярными знаками. Утверждается, что 2002 год, хотя, может быть, она была воссоздана:

Саранск.
Кафедральный собор Святого Адмирала Ушакова (. ). Утверждается, что он безобразен по причине чрезмерной эклектичности, сочетаниям несочетаемого. Я не вижу этого. Исаакиевский собор тоже современники "чернильницей" называли.

Йошкар-Ола.
Часовня в центре города.

Йошкар-Ола.
Успенский собор. Возможно, воссозданный.

Йошкар-Ола.
Троицкая церковь, уникальная из-за своих национальных мотивов.

Тольятти.
Спасо-Преображенский собор. "Современный" он, по-моему, лишь хронологически — я бы сказал, что это образец историзма.

Гораздо более "современна" домовая церковь при епархии рядом с этим собором:

Собор Георгия Победоносца в Самаре — я бы тоже назвал его образцом историзма.

Типичные приходские церкви в Самаре — в таком стиле, характерном для всего города, их там выстроено уже несколько десятков:

Волгоград. Собор Всех Святых на Мамаевом Кургане.
На мой взгляд, этот храм потянет на "шедевр". Особенно гениальна его композиция: храм-крепость, что отражает суть храма-памятника Сталинградской битве (а также "всем погибшим во всех войнах").

Екатеринбург. Храм-на-Крови на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна Царская Семья в 1918 году. У храма очень интересное внутреннее убранство: отделка разноцветным уральским камнем и фаянсовые иконостасы.

Магнитогорск. Вознесенский собор.

Саракташ.
Свято-Троицкая обитель милосердия — целый монастырь, основанный еще в 1940-е годы, а в 1997 году полностью отстроенный заново.

Ханты-Мансийск. Воскресенский собор.

.Далеко не все из приведенных в подборке храмов кажутся мне удачными и интересными. Однако, все же налицо факт: в России построено довольно много храмов, время появление которых можно будет определить "на глаз" спустя 100-200 и более лет. В русской храмовой архитектуре появился узнаваемый стиль. Почему-то очень распространено мнение, что современная постройка хороша, если она выглядит так, как предки строили. А мне кажется, ценность новостроев именно в том, что предки бы так не построили (не уровень, а принцип имеется в виду).

Информация о разрушенном храме Божьем "Рождества Пресвятой Богородицы" и священослужителях в селе Протасово Ржаксинского района Тамбовской области (В рамках Акции "Восстановление духовно — исторической памяти")

Храм в православной Церкви — это особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Считается, что в храме пребывает особая благодать, или милость Божия, которая через священнослужителей передается верующим.

Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подобно Иерусалимскому храму, который был построен на горе Мориа.

Форма храма может быть весьма разнообразной. Наиболее часто встречаются продолговатая (наподобие корабля), крестообразная (вид сверху образует крест), круглая и восьмиугольная.

К наружным особенностям храма относятся купола, или главы, на которые ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме несколько глав, что имеет определенное символическое значение:
Две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе.
Три главы — три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Пять глав — Иисус Христос и четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
Семь глав — семь православных Таинств и семь вселенских Соборов.
Девять глав — девять чинов (степеней) ангельских.
Тринадцать глав — Иисус Христос и 12 апостолов.

Рядом со входом в храм часто строится колокольня.
Это может быть и специальная башня, стоящая около храма.

Храм строился в направлении с запада на восток. Снаружи восточную часть храма можно узнать по апсидам —«полуцилиндрическим выступам, в которых помещается алтарь. Часто таких апсид устраивалось три: наиболее широкая центральная и две более узкие по бокам.

Внутреннее помещение храма разделялось колоннами с запада на восток на несколько нефов (продольные части внутреннего помещения храма). Чаще всего таких нефов было три. Около алтаря они пересекались поперечным нефом.

Нефы обычно перекрывались сводами, или по-древнерусски – комарами.

Полукруглое или килевидное завершение части наружней стены здания, которое повторяет очертания расположенного ней свода, называется закомарой.

В центре пересечения продольных кораблей (нефон) поперечным устраивался купол. Из Византии были заимствованы древнейшие купола сферической (яйцевидной) формы, которые покоились на цилиндрическом и прорезанном окнами основании — барабане.

В Древней Руси храмы часто обносили галереями (их называли гульбищами — от слова «гулять»). Они могли окружу церковь с трех сторон (кроме восточной, где находился алтарь).

К храму нередко пристраивались приделы — небольшие храмы, имеющие свой собственный алтарь с престолом и увенчанные снаружи главкой. Алтарь в приделе освящается в память о события или святом. Если храм достаточно большой, имеет приделы, является главным в городе или районе, то его называют собором.

В средней части храма, где находятся верующие во время богослужения, над западным входом устраивали высокие хоры — большой балкон, где молился князь с семьей и приближенными. На высоко расположенные хоры вели лестницы. В древности специально для них пристраивали к храму башни.

По внутреннему своему устройству православный храм делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь.

Алтарь (от лат. «altaria, altus» — «высокий» и «ага» — «возвышение, жертвенник») всегда располагается в восточной части храма. Он возвышается над полом храма на высоту нескольких ступеней. В центре алтаря находится святой престол для совершения Таинства евхаристии.

Престолом называется освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря. По учению православной Церкви, на престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.

В православных храмах алтарь отделяется от остального помещения иконостасом — стеной, украшенной иконами. В иконостасе три двери: центральная, двустворчатая (Царские Врата) и две боковые (диаконские).

Через Царские Врата никому не разрешается входить, кроме священнослужителей.

Иконы на иконостасе размещены по определенным правилам. В нижнем ярусе находятся иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов и особенно чтимых святых. Там должна быть и храмовая икона, то есть изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм. Во втором ярусе обычно помещаются иконы двунадесятых праздников; в третьем — иконы апостолов; в четвертом — иконы ветхозаветных праведников и пророков. Число ярусов (рядов) может быть меньшим или большим. На самом верху иконостаса всегда помещается крест с изображением распятого Иисуса Христа.

Существует несколько различных символических толкований внутреннего устройства православного храма. Чаще всего алтарь уподобляется миру горнему (Божественному), а остальная часть храма – миру дольнему (сотворенному). Но алтарь уподобляют и душе, а остальную часть храма – телу.

Между алтарем и притвором расположена средняя часть храма. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеею. В центре солеи находится небольшой выступ, который называется амвоном (от греч. «восхождение»). Отсюда читается Евангелие и произносится проповедь.

По краям солеи, у стен храма, низкими перилами отгорожены клиросы, в которых во время службы располагается хор. У клиросов стоят хоругви, то есть иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма в киотах, то есть в особых больших рамах.

Перед амвоном стоит высокий четырехугольный узкий столик с наклонной поверхностью – аналой (от греч. «подставка для книг»). Во время службы на аналой кладутся богослужебные книги.

Перед иконами и аналоем стоят подсвечники, в которые верующие ставят свечи.

Посередине храма с потолка свисает паникадило, то есть большой подсвечник с множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

В западной части храма находится притвор. Там некогда молились те, кто только готовился принять крещение. Часто к церкви примыкает возвышенная площадка — паперть; двери с нее ведут в притвор.

Православные храмы, как правило, все посвящались Иисусу Христу. Недаром с древних времен храм называли «Дом Господень», «Дом Божий», «Дом молитвы». Но кроме этих общих названий каждый храм носит имя в память какого-либо либо священного события или угодника Божия.

Источник: Колобовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и русская культура. – Ярославль; Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати» С. 141-144.

ХРАМ — культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (христианской церкви, мусульманской мечети, буддийского храма и др.) исторически видоизменялась, приобретала яркое национальное содержание. Часто храмы выполняли не только религиозные, но и некоторые общественные функции: в них проходили собрания, церемонии, хранили собрания книг и т.д.

В символике архитектурных частей и декоративного убранства храма раскрываются основные черты соответствующей религии.

Архитектура основных типов христианских храмов складывалась постепенно. В раннем христианстве местами молений часто были катакомбы, подземелья (из-за преследований христиан в Римской империи); комнаты в жилых домах. Лишь после прекращения в Римской империи гонений христиан (IV в.) стали строиться специальные помещения для молитвенных собраний — базилики.

В каждом деле, а тем более таком, как проектирование религиозных объектов, есть свои правила, которые складываются из следующих факторов:

— общие требования данной конфессии к своим культовым сооружениям;

— местные и национальные особенности этой же конфессии; так, мечети в ОАЭ и Турции значительно отличаются от мечетей в Самарканде и Бухаре (турецкую мечеть не трудно угадать по минаретам – копьевидным, это как заостренный карандаш круглого диаметра, поставленный «на попа»).

— стилистические особенности окружающей застройки, так как чаще всего новый объект приходится вписывать в уже сложившуюся архитектурную среду;

Например, по даосским стандартам храмовые комплексы должны быть вписаны в природные ландшафты, располагаться на вершинах гор, рядом с водопадами и реками. Тем не менее следует отметить, что расположение храма на вершине горы служило в Японии еще и стратегическим оборонительным средством, потому часто храмы представляют собой настоящие крепости. Крепостями выглядели (и были) романские храмы, мощными массами и стенами они схожи с феодальными замками.

По конфуцианским стандартам храмы должны строиться в соответствии со строгими принципами симметрии и обязательной центральной осью. Симметрия должна привести в согласие все постройки в визуальный баланс. Центральная ось служит для сквозной видимости всего внутреннего пространства от входных ворот. В идеале паломник, стоящий на пороге главных ворот должен был видеть главную статую золотого будды в центральном храме. Кроме того учитывалось много других факторов, но в целом они предполагали повторение космического порядка и служили целью психологически подготовить человека, вступающего в храм.

Для того что бы понять особенности архитектуры конфессии, необходимо немного обратиться к истории и понять, чем же вызваны те или иные требования. Нередко они обусловлены скорее неким исключительно историческим фактом, который в определенный момент фиксируется историками и хронографами – «так исторически сложилось». В таких случаях не следует искать чрезмерного глубокого смысла в формировании тех или иных образов, они просто продиктованы модой и человеческим желанием того времени.

Но многое при этом идет от так называемой канонической традиции. Особенно наглядно канонические традиции проявляются в православном зодчестве.

Архитектура православного храма унаследовала византийские традиции, вобравшие в себя, в свою очередь, греческое, римское и малоазийское архитектурное наследие. Заимствованный из Византии, появившийся на Руси в Х веке и получивший широкое распространение в русской православной церкви крестово-купольный тип храма несет в себе целую систему символов, отражающих религиозные взгляды и отношения. Прежде всего храм издавна рассматривался как образ мира (космогонический образ).

В отличие от иконописи, в храмоздательстве практически нет писаного канона: какой должна быть храмовая архитектура. В данном случае приходится говорить о канонической традиции, когда преемственность развития храмовой архитектуры строится с ориентацией на «образцы», принятые церковным сознанием как отражающие православное видение храма.

В Церкви считается, что первый храм Единому Богу был возведен сохранившими истинную веру людьми по указанию Самого Бога. Возведение ветхозаветного храма было актом не человеческой мысли и ее архитектурного воплощения, а исполнением воли Самого Бога, который дал Моисею и Соломону подробные указания и пояснения о планировке и размерах храма, конструктивных решениях, строительных и отделочных материалах, элементах убранства и способах их изготовления. Это так называемая Скиния и в дальнейшем Иерусалимский храм, имевший трехчастную структуру (притвор — святилище — Святая Святых) и некоторые элементы убранства, которые присутствуют и в современных православных храмах.

Утверждается, что первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом не в храме, а в частном доме, в специально устроенной комнате — Сионской горнице. Из истории христианства известно, что первые молитвенные собрания христиан происходили в частных домах, подземных катакомбах, приспособленных сооружениях иного назначения.

В VI — IX вв., когда окончательно оформились основы веры и богослужение, раннехристианская базилика трансформировалась в храм крестово-купольного типа. Его композиция с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшем возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (Православной) Церкви.

Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А. Успенский писал: «Если в римокатоличестве архитектура храма и его оформление отличаются большим разнообразием и, в зависимости от духовного направления, изменяется часто коренным образом. то в православном мире руководствовались последовательными поисками наиболее точного архитектурного и художественного выражения смысла храма в соответствии с его пониманием как образа Церкви и символического образа мироздания. В противоположность римокатоличеству, при богатом разнообразии архитектурных решений, раз найденное, наиболее верное выражение в своих основных чертах устанавливалось окончательно. Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах она видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с художественными местными вкусами и получала новое художественное выражение. ».

Постепенно складывающаяся каноническая традиция продиктовала основные требования к архитектурной композиции православного храма, которой и придерживались культовые зодчие. См. Таблица 1: Требования к архитектурной композиции (из пособия «Православные храмы и комплексы», т. 2).

Ссылка на основную публикацию