Святцы православной церкви

Главное меню

  • Главная страница
  • Контактная информация
  • История храма
  • Храм сегодня
  • Таинства
  • Посты и праздники
  • Молитвы
  • Расписание служб
  • Погребение и поминание усопших
  • Правила поведения в храме (церкви)
  • Иконостас и иконы
  • Святцы. Выбор имени по святцам
  • Беседы с батюшкой
  • Наши друзья
  • Актуальные вопросы и ответы на них
  • Беседы с прихожанами
  • Молитва покаянная, читаемая во дни смуты
  • Объявление на Крещение

Документы

  • Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
  • Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного Кодекса РФ

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) — это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например, нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святых мужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось, то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до 40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершить таинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбирает близкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой не был преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины — самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.

Святцы иначе называют месяцесловом. Его перевели с греческого языка, ведь новая вера зародилась именно в Древней Греции. Поэтому, имена по святцам не только славянские. Среди перечня есть Феофилы, Паисии, Агафоны, Артемии, Анастасы, Елены и Клавдии. Сейчас многие из указанных вариантов привычны. Они распространились во всех странах, принявших учение Иисуса. До 10-го века славян кликали Первушками, Вторушками, Девятками в соответствии с количеством детей в семье. Называли так же по внешним отличиям и чертам характера. Отсюда Камни, Добрыни, Малые. Это языческие имена и в святцах их нет.

Понятие святцев и их содержание

Православные святцы относятся к церковным книгам. Список не печатается отдельно, а присоединяется к иным изданиям для богослужений, к примеру, к молитвослову, или канонику. Брошюра разделена на месяца и дни. Каждому из них соответствуют имена канонизированных личностей. Среди них: апостолы, великомученики и первомученики. Последние, — люди первыми принявшие страдания за веру.

Святцы православной церкви

Имена по святцам 2015-го – это и праведники, пророки и блаженные. Последних так же кличут юродивыми. Под странным видом и поведением таких людей скрывается особая мудрость. Есть в святцах и преподобные. К ним причисляют праведников, оставивших мирскую жизнь ради служения Христу. В современности таких именуют аскетами. Преподобные не вступали в брак, жили в пещерах и лесах. В уединении рабы Божие молились и познавали истину.

Виды святцев

Бывают женские святцы и святцы мужские. Имена 2015-го года включают не только древние варианты, но и современные. Дело в том, что список пополняется. К примеру, как великомучеников канонизировали семью Николая 2-го. Теперь личности семьи последнего русского царя есть в святцах. За века накопилось столько святых, что на каждый день месяцеслова приходится несколько персон. В их честь называют тех, кто проходит обряд крещения . Церковное имя позволяет святым видеть своих подопечных, различать их в земном мире.

Имена по святцам для мальчиков подбираются проще, поскольку среди святых большинство мужчин. Имена по святцам для девочек в редкий день радуют несколькими вариантами одновременно. Зато, среди женских предложений больше процент привычных, благозвучных и популярных. Анны, Анастасии, Ефросиньи, Нины, Зои, Ирины и Александры, — все это любимые в народе имена.

Выпускаются полные и дробленные святцы. В 2015-ом предлагают брошюры отдельно для января, февраля, марта, апреля и так далее. Кроме того, издания бывают без иллюстраций и с картинами, на которых изображен каждый канонизированный. Мужские святцы, или женские, с картинками называются лицевыми.

Распределение имен в святцах по месяцам

Персоналии в месяцеслове распределены не наобум. По дням святых расставляют в зависимости от дат жизни, дней великих свершений. В эти числа вспоминают выдающихся христиан и дают их имена живущим ныне.

После крещения люди отмечают в день почитания святого свои именины. Первое время, чтобы вспомнить дату, некоторые заглядывают в святцы. Женские имена и мужские в них могут повторяться. С этим связано заблуждение о многократном праздновании именин. Некоторых святых, действительно, нарекли одинаково. Получается, у тех же Александров праздник каждый месяц? Вовсе нет. Ориентируются на фамилию, дополнение к имени святого. Если человека крестили в день памяти Александра Константинопольского, то только в этот день и празднуют именины.

Святцы за февраль 2015-го, к примеру, содержат упоминания о святых Александрах 5 раз, на 7-ой, 17-ый, 19-ы1, 20-ый и 21-ый дни месяца. В девичьих святцах за февраль чаще всего упоминаются Анастасии, их 4-ре. На втором месте Анны – три персоны святых. Женский вариант имени Александр стоит на третьем месте по распространенности в месяцеслове. А какие редкие варианты предлагают святцы?

Святцы православной церкви

Девочки могут выбрать имя Саломея. Так звали английскую принцессу. Она по ошибке отравила мужа, желая убить врага. В итоге, Саломея ушла в монастырь и провела остаток дней в звании отшельницы. Канонизированная является символом покаяния, раскаяния и смирения. Память Саломеи чтят 29-го июня.

Васса так же включена в святцы женские. Имена 2015-го не жалуют вариант, образованный от Василия. Между тем, святая Васса была мученицей во времена правления Максимиана. Император устраивал гонения на христиан. Женщину поймали. На глазах матери убили ее 3-х сыновей. После, Вассу бросили в темницу, не кормили. Пищу принес ангел. Каратели закидывали женщину камнями, бросали в воду и огонь. Узница осталась невредимой. В итоге, ей отсекли голову. В честь Вассы, как и других великомучеников называют не дабы повторить страшный а путь, а чтобы почтить память истинно верующей.

Теперь заглянем в мужские святцы. Имена здесь, порой, удивляют. Так, 4-го января можно назвать сына в честь Хрисогона. Это так же мученик времен раннего христианства. Мужчина отстаивал право общины на новую веру. Неофит – имя, которое дает месяц февраль. Имя по святцам принадлежит кипрскому монаху. Родители понуждали его к браку, но юноша сбежал и посвятил себя службе Христу.

Иеремий – редкое имя, которое дает март. Святцы чтят память пророка 1-го числа месяца. Умер Иеремий в глубокой старости в 1070-ом году. Жил мужчина на Руси и помнил времена ее крещения. Святцы за апрель предлагают почтить память Клавдия Коринфского. Это мученик и великий воин. В апреле так же празднуют именины Лазари. Лазарь из Вифании был человеком, воскрешенным Иисусом через 4 дня посоле смерти.

Святцы православной церкви

Святцы за июнь вспоминают имя Онуфрий. Так звали раннехристианского святого, прожившего отшельником 60 лет. Все это время мужчина провел в пустыне. Первого числа 7-го месяца можно назвать сына в честь Ипатия Гангрского. В святцы за июль он записан, как преподобный. Святой был епископом и погиб за веру от рук раскольников.

Напоследок, сделаем оговорку, что в святцах все же есть несколько языческих имен, к примеру, Гермоген. Он был великим патриархом, за что и включен в список святых. Ведь, неважно, как наречен человек. Господь судит о нем по делам.

We are checking your browser. gufo.me

Why do I have to complete a CAPTCHA?

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 67450131c92315f0 • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

Святцы православной церкви

СВЯ́ТЦЫ, —ев, мн. Церковная книга, содержащая календарь с полным перечнем святых по дням, в которые отмечается их память, а также с перечнем всех праздников.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СВЯ’ТЦЫ, ев, ед. нет (церк.). 1. Список святых и праздников в календарном порядке, месяцеслов (иногда с нек-рыми церковными текстами). Не поглядев в святцы, да бух в колокол. Пословица (об опрометчивом поступке). Лицевые святцы (см. лицевой в 3 знач.). 2. Двенадцать (по числу месяцев) икон с изображением святых и праздников в порядке дней месяца.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Святцы православной церкви
Карнеев Аким Егорович. Крестины.

Переведенные с греческого минеи, или святцы, в начале X века пришли и на Русь, существенно ограничил словарь имен: в древнейших из святцев всего 330 мужских и 64 женских имени. Кроме того, имена эти били чужды древнерусскому языку: их ведь, в отличие от остального текста святцев, древние книжники не переводили, а фонетически точно передавали славянскими звуками. Новые имена были непонятны, в отличие от емких и метких прозвищ.

Святцы православной церкви
Петр Коровин. Крестины.

Хотя по происхождению имена римских, иудейских, греческих, сирийских, эфиопских и прочих святых мечеников были сродни древнерусским прозвищам, так были точно таким же творчеством обычных людей, бравших имена из своего обиходного языка. Скажем, экзотичное сейчас имя Евстолия, данное одной христианской мученице, в переводе означает просто-напросто «хорошо одетая». Греческое Дидим и древнееврейское Фома (в латинской передаче — Томас) значило «близнец» и т. д. Многие из этих чуждых неславянских имен находят даже вполне точные параллели среди имен древнерусских: Агафон («добрый») по-славянски был Добрыней, латинское Павел («малый», «маленький») соответствовал Малу, Малому, Малышу, древнееврейский Давид в переводе на древнерусский был бы Любимом, а греческий Петр (сирийское Кифа) — Камнем (и такое имя было у славян, недаром есть современная фамилия Каменев).

Святцы православной церкви
Юрий Орлов Крещение.

Конечно, нашим предкам все эти соответствия были неизвестны, да и не очень для них важны. Важным было другое: новые христианские имена ничего не означали! «Нам словеном, — жаловался в 1596 году (целых 600 лет спустя после введения христианских имен!) автор еще одного азбуковника, — неудобь — ведомы нынешние свои имена, еже что толкуется Андрей, что Василий или Данила. Аще бо святый — римлянин, то и в святцах имя ему по-римски записано; аще. же. еврянин, то по-еврейски».

Святцы православной церкви
К. Лебедев. Крещение младенца.

Однако, так или иначе, это была система выбора имени. От почти абсолютной свободы Древняя Русь перечила к жесткой необходимости соблюдать определенные правила, и родители, понимали они значение новых имен или нет, имели ориентир и руководство к действию. Впрочем, как христианство не сразу утверждалось на огромной и все растущей территории Руси, так и народное сознание не мгновенно восприняло святцы как новый именослов. Вплоть до XVII века наряду с христианским «крестильным» или «крещальным» именем существовало обычное древнее «прозвание». В древних рукописях это двоевластие выглядело так: «. нареченный в крещении Василий, и русским именем Володимер» (о князе Владимире Мономахе).

Святцы православной церкви

Бытовал буквально до конца XIX века и еще один странный, но имеющий логичное объяснение обычай: в некоторых семьях детям давали два имени, причем оба соответствовали православным святцам. Одно имя — для «повседневного» пользования — было известно всем. Второе — имя тайное, то, что действительно давалось при крещении; его знали только члены семьи (а порой лишь отец и мать). Тайное имя давало человеку защиту на всю жизнь — ведь нельзя навести сглаз и Порчу, если не знаешь настоящего имени.

Святцы православной церкви

Кстати, и до сих пор именно этот путь рекомендуют современные Маги и чародей для предохранения от нежелательных энергетических воздействий.

Словарь Ушакова

св я тцы, святцев, ед. нет (церк.).

1. Список святых и праздников в к алендарном порядке, месяцеслов (иногда с некоторыми церковными текстами). «Не поглядев в святцы, да бух в колокол.» посл. (об опрометчивом поступке). Лицевые святцы (см. лицевой в 3 знач.).

2. Двенадцать (по числу месяцев) икон с изображением святых и праздников в порядке дней месяца.

Православие. Словарь-справочник

поименный перечень святых, чтимых Православной Церковью, составленный по порядку месяцев и дней их чествования. Церковные святцы предназначаются для богослужебного употребления. Они печатаются при богослужебных книгах: Каноннике, Акафистнике, Молитвослове. В святцы входят имена канонизированных, т.е. причисленных Церковью к лику святых, исторических лиц. Этим святцы отличаются от старинных церковных диптихов, или поминаний, куда вписываются имена живых и умерших людей, которые хранятся в храме или приносятся верующими с собой для поминовения их священнослужителями. В отдельных изданиях святцы обычно назывались Месяцесловом; в них, помимо списков имен святых угодников, обычно помещали таблицы для определения дат празднования Пасхи: Зрячую пасхалию, Ключ обращения индиктиона, лунное течение. Здесь же помещались кондаки и тропари праздникам и святым. В настоящее время Русская Православная Церковь ежегодно издает «Православный церковный календарь», где, кроме алфавитного списка святых, помещены богослужебные указания на каждый день текущего года, пасхалия, репродукции чтимых икон, тексты некоторых богослужебных последований.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, ев, мн.

Церковная книга с перечнем в календарном порядке имен святых и посвященных им церковных праздников.

* [Фамусов:] Подалее от этих хватов. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать, За пяльцами сидеть, за святцами зевать. // Грибоедов. Горе от ума //; Умер третьево дни Влас И отказал тебе святцы. // Некрасов. Стихотворения // / *

Православный энциклопедический словарь

календарь с указанием имен празднуемых святых. По святцам определяется день именин (тезоименитства) всякого крещеного человека, то есть день памяти того святого, имя которого он носит.

Словарь церковных терминов

см. месяцеслов

Православная энциклопедия

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

У верующих: список святых и праздников в календарном порядке; месяцеслов.

* Посмотреть в святцы. *

Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

, святц, мн. Арест. Игральные карты.

◘ Поднялся лёгкий шумок, и начались невинные игры бурсаков, как то в шашки, святцы, костяжки, щипчики, швычки и т.п. Н .Г.Помяловский. Очерки бурсы. Бурсацкие типы, 1862.

◘ Давай в святцы смотреть, — говорит другой арестант третьему, желая натравить его на игру. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871.

◘ Карты известны в тюремном мире под двумя названиями: на севере России арестанты называют их «святцами«, на юге- «стёрками». А.И.Свирский. Казённый дом, 1892.

◘ — Так ты говоришь, что в Одессе стало строго насчёт «гамырки» (водки) и «святц» (карт)?- с озабоченным видом спрашивает пересыльного один из более серьезных арестантов. А.И.Свирский. Казённый дом, 1892.

♠ У Трахтенберга в том же значении [Трахтенберг 1908: 54]. Наименование по названию книги, доступной арестантам в качестве источника бумаги для изготовления карт [Чалидзе 1977: 106]. По Фасмеру со ссылкой на Зеленина слово из семинаристского жаргона [Фасмер III: 586].

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG menology) (греч. meriologion, лат. menologium)

список христианских святых, упорядоченный в календарной форме. Применяется в литургии.

Энциклопедический словарь

  1. православная церковная книга, состоящая из месяцеслова, пасхалии (таблица для ежегодного определения времени пасхи) и некоторых молитв и песнопений.
  2. Список святых и праздников в календарном порядке.

Словарь Ожегова

СВЯТЦЫ, ев. Церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения. Не посмотрев в с., бух в колокол (погов. об опрометчивом поступке).

Словарь Ефремовой

мн.
Церковная книга, содержащая перечень церковных праздников и святых по дням их
поминовения.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— так наз. список святых , чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. Церковные С. назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах — канонике, акафистнике, молитвослове — в конце их, а иногда в средине. Окончательной, однообразной редакции С., печатаемых в церковных книгах, не существует; одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое С., должно принадлежать канонизованному церковью святому. Этим С. отличаются от старинных церковных «диптихов», или «поминаний», которые каждый мог и может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями. Иначе С. называются месяцесловами , преимущественно — когда они издаются отдельно. В церковных отдельных изданиях святцев или месяцесловов к спискам святых присоединяются особые статьи для определения на большее или меньшее время вперед дней так называемых подвижных праздников; таковы «Пасхалия зрячая» (определяющая на известный год дни праздников, находящихся в зависимости от времени празднования дня Пасхи), «ключ обращения индиктиона», «лунное течение». Здесь же помещаются кондаки и тропари праздников, особенно в месяцесловах, Типиконе, Следованной Псалтири, Молитвослове и Часослове. Издаваемые для домашнего употребления частными лицами С., месяцесловы, календари не имеют обязательной нормы состава имен святых, как в С. богослужебных книг, но подчиняются общему цензурному правилу о том, что в С. могут быть заносимы лишь имена канонизованных церковью святых. Образцом таких частных изданий «святцев» или «месяцесловов» может служить «Календарь Православной Церкви» в «Настольной книге для народа», изданной комиссией народных чтений в С. Петербурге и его окрестностях; он составлен прот. Н. К. Смирновым, под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д. П. Соколова.

Н . Бв.

Для многих сегодня назвать ребенка старославянским именем — значит отдать дань русской традиции. Слышишь Болеслав — и представляешь себе русского пахаря с деревянным крестиком на шее. Однако этот образ во многом ошибочен. Православное имя — не всегда русское, а русское — не всегда православное. Разбираемся, где проходят границы.

По каким критериям православный должен выбирать имя ребенку

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан: «Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии». Однако эта цитата только об образовательной функции имени. Каких-то запретных или более грешных или менее благих имен в православии не выделяется.

Священник Александр Пархоменко дает четкий ответ на все вопросы о роли имени в православии: оно никак не влияет на жизнь. Бог судит человека не по тому, кем он родился, а по тому, как жил и что сделал. Но все же с точки зрения православной традиции, самый лучший, но не обязательный способ выбора имени — по святцам. Ребенка называют в честь святого, день памяти которого приходится на восьмой день после рождения. Так православные нарекали детей на Руси многие века. Святцы легко найти в интернете.

Однако и этой традиции следовали не все. Например, русские цари. Если бы Романовы называли детей по святцам, то Александра I бы звали Трифон, а Николая I — Артемием, Степаном, Семеном, или же вообще Никандром или Евлогием.

В православии нет единого мнения по поводу того, имеет ли смысл давать ребенку разные имена для паспорта и для крещения. Тот же Александр Пархоменко считает, что в этом ничего дурного нет. Но другой священник, автор «Православие и мир» Михаил Самохин считает это суеверием и излишним магизмом. Поэтому если вы хотите назвать дочку Доброгневой, то можете смело ее с этим именем и окрестить.

Какие славянские имена есть в святках РПЦ

Но если вы хотите выбрать ребенку одновременно славянское и православное имя, вам придется покопаться. В святках славянских имен немного, но там содержатся все самые распространенные. Это связано с тем, что уже в III веке христианство «закрылось» от новых имен. Стало принято называть детей в честь уже канонизированных святых.

И хотя это правило нарушалось, все же список христианских имен частично законсервировался. В таком виде он и пришел на Русь. Поэтому вскоре нарекать детей славянскими именами стали реже. Порой святого канонизировали под именем, данным при крещении, хотя в жизни он был известен под языческим.

Например, РПЦ почитает Федора Варяга и его сына Иоанна , которые погибли мученической смертью в конце X века. Они служили в византийской варяжской гвардии и приняли там православие, а потом поселились на Руси. Их убили языческие жрецы, придворные князя Владимира за несколько лет до того, как он сам принял христианство. Но в миру Федор носил имя скандинавского бога Тора, а его сына звали Оттар.

Поэтому, за редким исключением, почти все русские святые носят греческие, римские или латинские имена. Но все же эти исключения имеют место. Чаще всего это представители княжеских родов, которые могли позволить себе больше, чем простые верующие, в том числе и в выборе имен. Например, княгиня Ольга, креститель Руси Владимир, благоверные князья Борис и Глеб (как и Ольга, русско-скандинавское имя), князья Ярополк и Ярослав. Но со временем такие имена встречаются все реже и среди князей. Из менее известных — князья Мстислав, Всеволод, Игорь, Ростислав.

К XIII веку святые с русскими именами почти пропадают из православных святок — одни Иоанны да Даниилы. Князья — львиная доля списка. Потом были и святые не-князья, которые носили эти имена, однако в православную традицию они были введены именно благодаря правителям Руси. Из тех славянских имен, что принесли в святцы люди не монарших кровей, можно назвать разве что иеромонаха Кукшу, который пытался крестить вятичей, но был ими убит, и Никиту столпника.

Какие еще славянские имена есть в христианстве

Список монарших имен дополняет сербский святой король Владислав. Недавно в Сербии был канонизирован замученный усташами во время Второй мировой войны православный сербский священник Бранко — его имя более чем уместно, если родители хотят наречь ребенка так, как это рекомендовал делать Иоанн Златоуст . Здесь уместно назвать еще одно имя — блаженного Мирослава, которого почитают хорватские католики. Он погиб в 1947 году от рук югославских коммунистов. Болгарская церковь почитает святую Злату и мученика по имени Боян (в русской традиции Воин).

Ряд славянских имен был создан искусственно, путем перевод греческих и еврейских имен. К таким именам относится имя Богдан — от греческого Феодот, Бажена — от Теодоры. Так же появились Вера, Надежда и Любовь — этих трех мучениц звали именно так, но на греческом: Пистис, Элпис и Агапэ. А их мать звали Софией — мудростью.

Для православного нет ничего дурного в том, чтобы назвать ребенка именем, почитаемым католиками. Святой западной церкви тоже может быть достойным примером для подражания. В традициях западнославняских народов мы тоже находим несколько святых с древними славянскими именами.

Имя Венцеслав тоже входит в этот ряд. Самого почитаемого святого в Чехии , которого признает и православная, и католическая церковь, звали Вацлав, а это имя — одна из вариаций имени Вячеслав. В Польше почитаются замученные нацистами мученики Мечислав, Ярогнев и Гжегож блаженная Бронислава, покровительница сирот, и покровитель Литвы и Польши Казимир, имя которого означает «нарушитель мира».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

На своем заседании в четверг 26 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил совершать Таинство Крещения с сохранением за крещаемым его национального имени, которого нет в русском месяцеслове.

В ходе заседания Синод рассмотрел вопрос о разработке в Межсоборном присутствии документа «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени» (журнал № 165), сообщает сайт «Патриархия.ru».

Комиссия по церковному просвещению и диаконии во главе с митрополитом Минским и Заславским Павлом работала над данной темой с конца 2017 года и представила свои разработки в секретариат Межсоборного присутствия к середине 2019 года.

Изучив вопрос, Комиссия пришла к выводу, что «сложившаяся в Русской Православной Церкви традиция наречения имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных Православных Церквах, в том числе в связи с тем, что месяцеслов Русской Православной Церкви не содержит имен всех святых, прославленных Поместными Православными Церквами».

Кроме того, Комиссия отметила, что, согласно библейской традиции, наречение имени новорожденному младенцу являлось прерогативой родителей.

Так, например, об этом свидетельствует наречение имени пророка Иоанна Крестителя его отцом – священником Захарией (Лк. 1:63), а также святитель Симеон Солунский в сочинении «О священнодействиях и таинствах церковных»: «запечатлевает его иерей крестным знаменем на челе, устах и груди и со священной молитвой дает ему имя, избранное родителями, которые участвуют в обряде крещения».

Комиссия также указала, что не существует препятствий к принятию в Таинстве Крещения имени в ином, чем привычное, национальном звучании (к примеру: ИоаннДжон; ИоаннаЖанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании.

В тоже время, подчеркивается, что такие национальные звучания имен, находящихся в православных месяцесловах, «следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов».

На основании данных разработок, секретариатом Межсоборного присутствия предложен проект решения Священного Синода, который постановил: «Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей».

Синод подчеркнул, что недопустимо как-либо ограничивать в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

Кроме того, Синод постановил: «При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Читайте также:

О православном Таинстве Крещения подробнее читайте здесь.

Фото Юлии Маковейчук/Журнал «Фома»

Подчеркнута недопустимость ограничений в богослужебном поминовении и допущении к таинствам верующих, носящих национальные имена.

Святцы православной церкви

Родители могут крестить своих детей с именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей. Такое решение принял Священный Синод РПЦ на заседании 26 декабря 2019 года после обсуждения разработанного в Межсоборном присутствии документа «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени», сообщает Patriarchia.ru.

Тема «Наречение имени новорожденным; вопрос о возможности принятия Крещения с сохранением национального имени» разрабатывалась в Межсоборном присутствии с конца 2017 года.

Изучив проблематику вопроса, Комиссия по церковному просвещению и диаконии пришла к выводу, что сложившаяся в Русской Православной Церкви традиция наречения имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных Православных Церквах, в том числе в связи с тем, что месяцеслов Русской Церкви не содержит имен всех святых, прославленных Поместными Православными Церквами.

Как отметила Комиссия, не существует препятствий к принятию в таинстве Крещения имени в ином, чем привычное, национальном звучании (к примеру: Иоанн – Джон; Иоанна – Жанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании. Эти иные национальные звучания имен, находящихся в православных месяцесловах, следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов.

На основании разработок Комиссии Священный Синод РПЦ постановил (Журнал №165):

1. Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей.

2. Подчеркнуть недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

3. При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем.

Ссылка на основную публикацию