Стоглавый собор русской православной церкви

Проведённый в середине XVI века монархом Иваном Грозным Стоглавый собор 1551 года имел огромное значение. У царя, судя по всему, были на него свои планы, но ему удалось добиться своих целей лишь частично. Несмотря на то, что спорить со вспыльчивым Иваном Грозным было опасно, собор отверг некоторые его предложения, поставив тем самым крест на его планах секуляризации церковных земель, то есть их конфискации в пользу государства. Но в ходе этих событий было принято множество других важных решений, имеющих большое значение для будущего. В частности, был утверждён Судебник, написанный царём свод законов, ставший первым правовым документом в Русском государстве и являвшийся, собственно, источником права. В целом же можно сказать, что итоговые решения Стоглавого собора носили довольно компромиссный характер. Интересно, что монархом, правившим во время Стоглавого собора, был вышеупомянутый Иван Грозный, и на этом собрании он открыто упрекал бояр во множестве грехов, решив, впрочем, дать им всем ещё один шанс к примирению. Тогда никто ещё не знал, что спустя полтора десятка лет набожный царь разорит всю страну и зальёт её кровью, создав опричнину, фактически – государство в государстве, подчинённое лично ему. Впрочем, это уже совсем другая история.

Стоглавый собор русской православной церкви

Читайте также:
15 интересных фактов о Стоглавом соборе
50 интересных фактов об Иване Грозном
15 фактов об учреждении патриаршества в России

Суть Стоглавого собора 1551 года

Фактически Стоглавый собор был признан установить нормы церковной жизни, а также определить порядок её взаимодействия с государством. Иван Грозный также рассчитывал на секуляризацию церковных земель, поддерживая ради этого монашеское движение нестяжателей, но предложение о секуляризации в итоге не прошло. По сути, Стоглавый собор проходил в два этапа – на первом из них обсуждались различные вопросы, а на втором проходила обработка материала, полученного в результате этих обсуждений. Этот материал в итоге и лёг в основу Стоглава, или Соборного уложения 1551 года.

Время проведения Стоглавого собора

Историки до сих пор ведут споры о том, в какое время был проведён Стоглавый собор. Наиболее рапространённая версия гласит, что он начался 23 февраля 1551 года, а закончился 11 мая, то есть продлился около двух с половиной месяцев. Однако, некоторые исследователи утверждают, что начался он в первых числах января 1551 года, а 23 февраля – дата его окончания. Увы, в тексте “Стоглава”, в котором тщательно задокументированы все принятые на этом собрании решения, указаний на точные даты начала и окончания попросту нет.

Стоглавый собор русской православной церкви

25 интересных фактов о Гражданской войне в России

Стоглавый собор русской православной церкви

30 интересных фактов об Отечественной войне 1812 года

Участники Стоглавого собора

Непосредственное участие в этом мероприятии принимали митрополит Макарий, а также девять архиепископов, каждый из которых представлял определённую епархию. Инициаторами созыва Стоглавого собора стали вышеупомянутый митрополит Макарий и священник Сильвестр, один из наставников Ивана Грозного. Сам царь, кстати, тоже был одним из участников Стоглавого собора. Остальные участники отвечали на вопросы, которые он вынес на обсуждение, причём вопросов у самодержца было немало – много десятков. Помимо духовенства и царя, участие принимали также и представители Боярской думы.

Значение Стоглавого собора

Для Русской Православной Церкви Стоглавый собор имел огромное значение. По сути, он зафиксировал правовые нормы её внутренних дел, а также разработал нормы взаимодействия между светской властью (то есть царём и его правительством) и Церковь. Для Ивана Грозного также было важным ограничение увеличения земельных наделов духовенства, так как он нуждался в больших количествах “государственной” земли.Также уложения Стоглавого собора 1551 года впоследствии сыграли огромную роль в церковном расколе, так как старообрядцы-раскольники опирались именно на текст Стоглава, который узаконил некоторые детали, отменённые в ходе церковной реформы патриарха Никона. Соответственно, значение Стоглавого собора было для России не только положительным (укрепление государственности), но и отрицательным (раскол в русской Церкви отчасти опирался именно на его уложения).

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 11

  • Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.

Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и ещё один Феодосий (Коломенская епархия)

Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра. Текст повестки, предположительно, составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.

Связанные понятия

Святе́йший Патриа́рх Моско́вский и всея́ Руси́ (церк.-слав. Свѧтѣ́йшїй патрїа́рхъ моско́вскїй и҆ всеѧ̀ рꙋсѝ) — титул предстоятеля Русской православной церкви. В разные годы использовались разные вариации титула: «Патриарх Московский и всея Русии», «Патриарх Московский и всея России», «Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России» и другие. Современная форма, «Патриарх Московский и всея Руси», использовалась в древности и используется современными историками для обозначения всех патриархов.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх (греч. Ἡ Αὐτοῦ Θειοτάτη Παναγιότης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης καὶ Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης, церк.-слав. Е҆гѡ̀ бжⷭ҇твенное ст҃ѣ́йшество, а҆рхїепⷭ҇кпъ кѡнстантїнопо́льскїй, новори́мскїй и҆ вселе́нскїй патрїа́рхъ) — титул предстоятеля Константинопольской церкви, который считается первым среди равных (первым по чести) епископом в сообществе православных поместных церквей.

Вы будете перенаправлены на Автор24

История Стоглавого собора

Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.

Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.

Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

Вся работа происходила в два этапа:

  • совещание с обсуждением вопросов,
  • непосредственная обработка материала.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стоглавый собор 1551 года 400 руб.
  • Реферат Стоглавый собор 1551 года 220 руб.
  • Контрольная работа Стоглавый собор 1551 года 200 руб.

В соответствии со структурой Стоглава:

  • 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.

Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения

Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.

Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.

Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.

Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.

К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.

Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.

На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.

Значение Стоглавого собора

Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.

Земский и Стоглавый соборы стали равными.

Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.

Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.

Проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, Собор впоследствии названый Стоглавым Собором является важнейшим событием не только в истории России, но и всей православной церкви .

Сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования, например соборное уложение. Более ста лет Стоглав рассматривался как сборник постановлений непререкаемой авторитетности.

Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного (в последствии канонизированного в сонме Святых благоверных), также были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

Но отношение к нему резко изменилось после “большого” Московского церковного собора 1666-1667 гг. С этого времени Стоглав был намеренно предан забвению на государственном уровне как живое свидетельство катастрофических по своему масштабу фальсификаций, сопровождавших церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Основной причиной неприятия положений Стоглавого Собора 1551 года являлось, то что основную роль в данном Соборе принимал Святой Благоверный царь Иоанн (Иван) Васильевич Грозный, который всю свою жизнь молитвой и делом боролся за чистоту православной веры. И если при жизни царя у них ничего не получилось, то после его смерти все его начинания во благо Святой Руси и Православной Веры Христовой были или забыты или признаны раскольничьими.

Книга, как минимум на сто лет опередившая свою эпоху – в России и тем более в Европе – не издавалась на родине в течение 300 лет (!). Первое типографское издание вышло в свет лишь в 1860 году, причём в Англии! Лишь через два года в России был издан аналог. Публикация сопровождалась массированной кампанией по её дискредитации как исторического документа, что отодвинуло её полноценное исследование ещё почти на 50 лет. Только после падения царской власти удалось понять истинный уровень развития страны до прихода к власти Романовых.

Стоглавый собор – церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе-мае 1551 г. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским властям. Однако ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял «Стоглав».
Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

Стоглавый собор, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе-феврале 1551 г. (окончательное завершение работ Стоглавого собора относится к маю 1551 .г). Стоглавый собор русской православной церквиСвоё название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — «Стоглав». Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить её светской власти. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде др. вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т.д.). Решениями Стоглавого собора были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (предусматривалось создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й половины XVI-XVIII вв. «Стоглав» наряду с Номоканоном являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством (имеется несколько рукописных редакций «Стоглава»).

Публикация: Макарьевский Стоглавник, в кн.: Труды Новгородской губернской ученой архивной комиссии, в. 1, Новгород, 1912.

Б. Н. Флоря.

Большая советская энциклопедия

Стоглавый собор, один из наиболее примечательных церковных соборов средневековой Руси, получивший свое имя от Стоглава, сборника его решений.

Состоялся в феврале-мае 1551 г. в Москве по воле Ивана Грозного, стремившегося к укреплению централизованной власти и крайне озабоченного состоянием церковных дел. В нем участвовали в основном духовные иерархи во главе с митрополитом Макарием, но отчасти и боярская дума. Деяния собора (перечисленные в итоговом сборнике из 100 глав – отсюда его название) состояли из вопросов царя, подробных ответов на них, а также соответствующих постановлений.

Царские вопросы, направленные к тому, чтобы искоренить ереси и народные суеверия, укрепить благочиние (с помощью исправления погрешностей и разночтений в богослужебных книгах, а также тщательного обоснования и унификации обрядов и уставов), принять меры к развитию религиозного образования, вызывали самое благожелательное внимание со стороны иерархов. Однако в проблеме монастырского землевладения мнения церкви и самодержавия столкнулись: хотя царь и склонен был (вероятно, под влиянием некоторых своих приближенных из так называемой Избранной рады – прежде всего, священника Сильвестра) поддержать «нестяжателей», в целом возобладало мнение церковно-иерархического большинства, состоящего из «иосифлян», приверженных идее экономически-сильных и самостоятельных монастырей (правда, права последних были все же несколько ограничены Стоглавом: им было запрещено, в частности, основывать новые слободы в городах). Церкви удалось отстоять и правомочность особого святительского суда, независимого от светской власти.

Предписания Собора, скрупулезно регламентирующие как проблемы гражданской и духовной юриспруденции, церковную обрядность, правила иконописания, нормы жизни белого и черного духовенства, так, по мере возможности, и народный быт в целом, охватывают огромное число тем – от полемики по поводу вероисповедных догматов с «еретиками» до критики различных житейских обычаев (таких, к примеру, как скоморошьи игрища, брадобритие или употребление в пищу колбасы), — обычаев, которые отвергались как безнравственные (считалось, что безбородость способствует содомскому греху) или как откровенно-языческие. На основе Стоглава рассылались специальные наказы и поучения, которые в целом, впрочем, не были строго кодифицированы.

Обнажив разнобой и «бесчинства» в церковных службах, Собор — ни в коей мере не будучи реформаторским, но, напротив, охранительным – тем не менее усилил тягу к религиозному просвещению. Однако Стоглав по большому счету так и остался именно обзором обычаев и рекомендаций, а не сведенным воедино кодексом законов (его сохранившиеся списки, хотя и многочисленные, содержат массу внутренне-структурных разноречий). Ссылки же на его решения (в особенности о каноничности двуперстного крестного знамения и «сугубой», т. е. двойной аллилуйи в соборных молитвах) как на церковные законы впоследствии способствовали расколу. В любом случае его тексты остаются ценнейшим источником сведений о церковной и светской истории русского XVI в.

  1. Стоглав. Исследования и текст. М., 2000.

Стоглавый собор русской православной церкви

Стоглавый собор

Так этот собор был назван по количеству глав (уложений и деяний) в сформированном документе (Уложении), собравшем все решения собора. Это название появилось в XIX веке, а до этого он именовался царским, святительским или соборным Уложением.

Стоглавый собор является важнейшим событием в истории России и Русской православной церкви. Проходил он в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Иоанна Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. По своему правовому статусу он стал равным Земскому собору — высшему органу законодательной власти.

Также на соборе Иоанн Грозный безуспешно попытался ограничить церковно-монастырское землевладение, поскольку в те времена церковь была крупным землевладельцем – в её собственности находилось около трети всех обрабатываемых земель в государстве. Однако царь всё же сумел настоять на полном контроле государством дальнейшего роста церковных земель, что и отразилось в «Приговоре о вотчинах» (эта глава была добавлена позже и, соответственно, стала 101-й).

Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор осудил пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запретил общаться с иноземцами. Ряд книг, не всегда обоснованно, был объявлен еретическим и безбожным.

На соборе был также принят ряд решений, касавшихся богослужения, в частности было узаконено двуперстное сложение при крестном знамении, поднимался вопрос об иконографии Святой Троицы. Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. По итогам был принят строгий иконописный канон для Русской православной церкви. Основой послужили работы живописца Рублёва.

Стоглавый собор русской православной церкви

В результате в Уложении Собора 1551 года были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви.

Была введена своего рода духовная цензура, обязывающая к определённому порядку переписи книг и строительства церквей. Церковные обряды и службы стали единообразны на всей территории страны, а местночтимые святые признавались общерусскими.

Была произведена фиксация правовых норм внутренней жизни церкви, узаконен принцип полной самостоятельности церкви в своих делах, определены взаимоотношения между властью духовной и гражданской, а также права и обязанности церковных и светских судов (были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам, а светские суды не могли судить духовных лиц).

Более ста лет Стоглав наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

А спустя сто лет после появления «большого» Московского церковного собора 1666-1667 годов Стоглав был предан забвению на государственном уровне. На соборе были осуждены некоторые догматы, утверждённые Стоглавым собором, и было признано, что положения Стоглава были написаны «неразсудно, простотою и невежеством». В итоге, книга не издавалась в течение 300 лет, а первое типографское издание вышло в свет лишь в 1860 году в Англии. И только через два года она была издана в России.

В дальнейшем Стоглав рассматривался историками как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени.

Стоглавый собор русской православной церкви

Продолжаем серию публикаций о документах, вошедших в проект «100 раритетов российской государственности», размещённый на сайте Федерального архивного агентства.

Сегодня речь пойдет о сборнике решений церковного собора, который более 100 лет был основным кодексом, определявшим церковную жизнь и отношения церкви с государством и мирянами, – Стоглаве 1551 года. В нём впервые было подробно описано русское церковное судоустройство. Стоглавый собор стал одним из самых масштабных соборов в истории Русской православной церкви. Его заседания проходили в Москве в царских палатах, участие в нём принимали царь Иван IV, митрополит Макарий, архиереи, священнослужители, князья, бояре и военные. Созыв Собора был продиктован объединением Русского государства, действиями Избранной рады и Земского собора, принятием Судебника 1550 года, деятельностью митрополита Московского Макария по укреплению соборного начала в Церкви и т. д.

Собор повсеместно учреждал институт выборных поповских старост и десятских священников для контроля за совершением богослужений, исправлением книг и икон, сохранностью церковного имущества, поведением духовенства и мирян. Запрещались продажа церковных и монастырских земель и недвижимости, торговля местами для погребения, постройка храмов рядом с запущенными старыми, вынос утвари из храмов, взимание платы за пострижение в монашество и поставление в священство, а также вымогательство денег за совершение треб. Унифицировались богослужение и обряды (пение аллилуйи, двуперстное крестное знамение). Управление и духовное наставничество монастырями возлагалось на настоятеля, казначея, келаря и соборных старцев. Собор запретил основывать пустыни без благословения епископа, а настоятелям собирать дары с прихожан. Были определены возраст и критерии для поставления в священство, порядок избрания архимандритов и игуменов. Особое внимание уделялось дисциплине священнослужителей и мирян. Ряд постановлений затрагивал брачно-семейные отношения, благотворительность, суеверия, языческие обряды, учения «лживых пророков», азартные игры, скоморошество, запретные книги и пр.

Текст Стоглава, пользовавшегося непререкаемым авторитетом, получил широкое распространение: известно около 180 его списков, а также фрагменты в составе различных посланий. Некоторые решения Стоглавого собора, принятые «неразсудно, простотою и невежеством» (прежде всего двоение аллилуйи и двоеперстие), были осуждены на Московском соборе 1666–1667 годов. Впоследствии Стоглав стал центральным предметом полемики между официальной Церковью и последователями старообрядчества, его подлинность и значение поставлены под сомнение. После издания Духовного регламента 1721 года решения Стоглавого собора утратили значение.

Сегодня Стоглав хранится в Российском государственном архиве древних актов.

Кроме Стоглава решения Собора известны также в грамотах, которые рассылались по местностям Московского государства от лица царя и архиереев. В частности, на сайте Российской национальной библиотеки можно ознакомиться с содержанием царских речей и вопросов к Стоглавому собору (из сборника Евфимия Туркова, XVI в.), копии наказной грамоты митрополита Макария во Владимир от 10 ноября 1552 г., копии Царской наказной грамоты на Волок от 1552 г., царских вопросов и соборных ответов о многоразличных церковных чинех (Стоглав) (60–70-е гг. XVI в.) и др.

Текст: Вера Марунова

На основании материалов проекта «100 раритетов российской государственности»,
«Большой российской энциклопедии» и Российской национальной библиотеки.

Правовой кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством был выработан в России в XVI веке на собранном по инициативе Ивана Грозного Стоглавом соборе. На нем была произведена фиксация правовых норм внутренней жизни церкви, в том числе рассмотрена проблема превышения священниками своих полномочий.

О том, как был решен такой острый вопрос как земельный, а также о других аспектах пересмотра прав духовенства рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

К середине XVI века за нескольких веков существования православной церкви на Руси накопилось много неразрешенных разнообразных проблем, включая, прежде всего, правовые. Требовалось единообразие и упорядочение многих сторон деятельности духовенства, возник запрос на установление регулирующих правовых норм.

За это дело взялся сам царь Иван IV Грозный, считавший, что он, как преемник византийских императоров, должен принять на себя эту миссию. В 1551 году по его инициативе был собран исторический Стоглавый собор. По своему правовому статусу он стал равным Земскому собору — т.е. высшему органу законодательной власти.

Его участниками помимо Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы. Стоглавый собор свел вместе и систематизировал все нормы действующего права церкви. Целью этого государственно-церковного форума было объявлено преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. В связи с этим повестка дня была чрезвычайно насыщенной. Только царь поставил перед собранием 69 вопросов, на которые нужно было найти ответы и решения.

Уложение Собора 1551 года изложенное в 100 главах (отсюда и название Собора) затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов.

Постановления Стоглава касались таких правовых проблем, как установление размеров архиерейских пошлин, статус и полномочия церковного суда, вопросы объема прав и состояние дисциплины духовенства, монахов и мирян. Обсуждались темы положения монастырских вотчин, состояния народного образования, призрения нищих и другое.

В итоге Стоглав явился не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV-XVI веков.

Он произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни церкви. Можно сказать, что на этом высоком собрании был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В частности, Собором были определены взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Был узаконен принцип полной самостоятельности церкви в своих делах.

Стоглавый собор решил отменить все прежние царские «несудимые» грамоты, по которым разные архимандриты, игумены и священники освобождались от подсудности своему епископу, а некоторые церковные структуры выводились из-под юрисдикции церкви. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц, кроме «татебных» (воровство с поличным), разбойных и «душегубных» дел.

Наиболее болезненной и острой проблемой был земельный вопрос. Иван Грозный попытался на этом Соборе ограничить церковно-монастырское землевладение, которое невероятно разрослось в предыдущие времена.

Как известно, в годы монгольского ига церковные земли не облагались данью и налогами, поэтому в этот разряд правдами и неправдами переводились огромные площади земельных угодий. Около трети всех обрабатываемых земель в стране было в собственности монастырей и храмов.

А государство Ивана IV, становясь всё более дворянским, остро нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. Царь, для борьбы с боярами и удельными князьями, с остатками феодальной раздробленности, создавал свою новую социальную опору в лице дворян. И их надо было как-то содержать.

Но в этом вопросе Иван IV не нашел понимания у высшего духовенства, твердо отстаивавшее на Соборе свои земельные права и защищавшее свои интересы. Священноначалие категорически выступало за имущественную неприкосновенность Церкви.

В результате появилось нечто вроде компромисса: царь, по крайней мере, смог провести решения, направленные хотя бы на ограничение дальнейшего роста церковных землевладений. Так, в «Приговоре о вотчинах» говорилось о том, что Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.

На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.

Запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.

У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.

Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Кроме того, закреплялось, что вотчины, которые были переданы монастырям и церквям «в прок», т.е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не имели права продавать, закладывать и вообще отчуждать каким-либо образом. Те же епископы или настоятели, которые продавали такие вотчины, лишались сана.

Государство в лице царя сознательно отводило церкви роль руководителя всей идеологической сферы, видело в ней свою духовную опору. Поэтому и было обеспокоено авторитетом сословия духовенства, который, по общему мнению, к этому времени опасно пошатнулся.

На Соборе было честно констатировано, что местные священники, пользуясь своей бесконтрольностью, часто превышали свои полномочия, и вообще вели себя порой недостойно как на службе, так и в быту. Собор признал, что беспорядки, порочившие церковь, уже стали угрожать ее будущему. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост, которых обязали следить за церковным порядком и за поведением священников и притча.

Решались на Соборе и «кадровые» вопросы: о пополнении рядов духовенства, о том, кто имел право становиться священниками. Действительно, какая-либо система в подготовке священнослужителей полностью отсутствовала. Стоглав постановил открывать специальные духовные училища, которыми бы заведовали церкви, преподавателями в них должны были быть опытные грамотные представители духовенства.

Таким образом, Стоглавый собор явился весьма актуальным мероприятием: на нем были решены многие назревшие правовые проблемы взаимоотношения государства и церкви. В Стоглаве содержались необходимые разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным. Права духовенства теперь были более четко очерчены.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 12 марта

Стоглавый собор русской православной церкви

Стогла́вый собо́р — поместный собор Русской церкви и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.

Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра [1] . Текст повестки, предположительно, составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.

Содержание

  • 1 Хронология
  • 2 Решения собора
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Хронология [ | ]

Дата проведения собора вызывает споры. Евгений Голубинский признаёт дату 23 февраля за начало работы Собора, тогда как священник Димитрий Стефанович говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., а к 23 февраля он мог и окончиться. А к маю была составлена редакция решений собора [2] .

Решения собора [ | ]

Собор принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

Царь Иван Грозный представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне. Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, ис невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства [3] .

Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим анафему и на сами обряды, и на придерживающихся их: двоеперстие, двугубую аллилуйю и пр.

Ссылка на основную публикацию