Смоленская божья матерь

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, — 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Смоленская икона Божией Матери. Галерея икон.

По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «Одигитрия», то есть «Путеводительница».

По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.

Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с Влахернской иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостаса Смоленского собора). Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.

После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые чудотворная икона явила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно, с крестным ходом, возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска, было установлено празднование в честь Смоленского чудотворного образа – 28 июля.

Икона «Богоматерь Смоленская». Тихон Филатьев. 1668 г.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрии» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона «Одигитрия» вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с Иверской иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.

День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Еще об Смоленской иконе Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) — одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в., неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв. Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери, самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время Великой Отечественной войны.

День празднования Смоленской иконы — 28 июля (10 августа) — установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленска.

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия).

Смоленская божья матерьСобор Смоленской иконы Божией Матери в Москве (Фото: Borisb17, Shutterstock)

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Одигитрия (от греч. — путеводительница) — один из самых распространенных образов Пресвятой Богоматери с младенцем.

Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.

Греческий император Константин IХ Мономах (Порфирородный), выдавая в 1046 году свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией. После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Икона с 1111 года хранилась в Смоленском соборном храме, откуда и произошло современное название иконы. С помощью иконы Божией Матери благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.

Смоленская божья матерь

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску.

Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии» через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия, который проникнув ночью в стан Батыя и перебив множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина, защитил жителей города.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

9-10 августа 2020 года в Смоленске прошли торжества по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».

В череду праздничных богослужений вошли: малая вечерня с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», всенощное бдение. По традиции в день праздника в Успенском кафедральном соборе, где пребывает чудотворная Смоленская икона Богородицы, совершалось три Божественные литургии — в полночь, в 7.00 и в 10.00.

Иерархам сослужили клирики Смоленской митрополии и гости в священном сане, прибывшие на праздник.

За Литургией пел архиерейский хор Успенского собора (регент — Елена Фролова).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Регион 67», на сайте Смоленской митрополии и в официальном сообществе Смоленской митрополии в социальной сети «ВКонтакте», в православных сообществах Смоленской митрополии «ВКонтакте»: «СмолМИЛОСЕРДИЕ», «Православные добровольцы Смоленщины», «Смоленская православная духовная семинария».

За Литургией молились смоляне и паломники. Общественный порядок во время богослужения охраняли сотрудники УМВД. Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм в храме помогали волонтеры, в числе которых прихожане кафедрального собора и участники объединения «Православные добровольцы Смоленщины».

За богослужением были вознесены молитвы о единстве Православной Церкви и об избавлении от вредоносного поветрия.

По окончании богослужения с амвона кафедрального храма иерархи поздравили с праздником всех, кто пришел вознести молитвы чтимому образу Царицы Небесной.

По случаю празднования в честь главной святыни Смоленской земли и в связи с личными юбилейными датами Патриаршие и епархиальные награды были вручены клирикам и мирянам Смоленской епархии.

Информационная служба Смоленской епархии/Патриархия.ru

День празднования — 10 августа

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям.

Как гласит Предание Церкви святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получило целое направление богородичных икон). По одной из версий, свое название икона получила тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия.

Смоленская божья матерь

Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами (фото Прокудина-Горского, 1912). Источник фото wikipedia.org

В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей.
В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.

Смоленская божья матерь

Богоматерь Одигитрия. Дионисий. Русский музей, Санкт-Петербург.

В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно – на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ.

Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, но память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая “Одигитрия”, что значит “Путеводительница”, по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – “мера в меру” – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где “со многими слезами” москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: “Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!”

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Милостью Божией, благословением Царицы Небесной мы приближаемся к празднованию в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Сердечно поздравляю всех с этим значимым и жизнеутверждающим для древней Смоленской земли и всей исторической Руси праздником!

Вряд ли на Смоленщине найдётся хоть один верующий человек, в доме которого не было бы иконы с изображением чудотворного образа Одигитрии Смоленской. С верой и надеждой обращались наши предки к Царице Небесной, и Божия Матерь всегда являла Свою любовь и милость, даровала победы над вражескими полчищами, избавление от невзгод, скорбей и болезней.

Более девяти веков для нашего родного города, в древности называемого «градом Богоматери», этот чудотворный образ остаётся главной святыней, свидетельствующей о неизменном заступничестве Пресвятой Богородицы.

В дни празднования чудотворной иконы с особым усердием, с сокрушением сердечным и упованием будем взывать к Пресвятой Владычице нашей Богородице: «Радуйся, Владычице, верным людям Всеблагая Одигитрие; Радуйся, Смоленская Похвало и всея земли Российския утверждение; Радуйся, Невесто Неневестная!»

Мы должны помнить, что наша сердечная молитва всегда будет услышана Пресвятой Богородицей, где бы она ни совершалась: дома, в приходском храме или в Свято-Успенском кафедральном соборе, где пребывает надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия».

Искренне поздравляю вас, дорогие смоляне, с наступающим праздником! Всемилостивый Господь да ниспошлёт мир и доброе здравие всем прибегающим к заступничеству Пресвятой Богородицы, уповающим на Её путеводительство и помощь.

Божие благословение и Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами!

Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский

10 августа Русская Православная Церковь прославляет Пресвятую Богородицу ради Ее чудотворной Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Главный и древнейший храм Московского Новодевичьего монастыря — Смоленский собор был построен и освящен в честь этого образа (там в настоящее время идет комплексная реставрация).

Накануне праздника митрополит Ювеналий совершил всенощное бдение, а в день праздника Божественную литургию в Успенском храме обители.

Его Высокопреосвященству сослужили епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, духовенство Московской епархии.

После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик Новодевичьего монастыря протоиерей Сергий Гуданов.

Перед Смоленской иконой Божией Матери был совершен молебен.

По окончании богослужения Владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским словом:

Ваши Преосвященства, дорогие Владыки, возлюбленные отцы, братья и сестры! Я рад, что сегодня, в престольный праздник нашей обители, мы собрались, чтобы помолиться Божией Матери, Которая, как мы слышали из Святого Евангелия, предрекла, что Ее «будут ублажать все роды» (Лк. 1:48). Она является Заступницей усердной рода христианского. Проходят века, а Ее покров и заступничество неизменно обращены к роду христианскому. И как нам радостно, что в дни скорби и болезни мы обращаемся к Царице Небесной, просим Ее помощи и исцеления и с верой получаем просимое. Я счастлив, что сегодня мы во множестве собрались в этом святом храме, чтобы помолиться Царице Небесной, и я верю, что Ее предстательством Господь исполнит во благих прошения наша.

Я пользуюсь случаем, чтобы поздравить Преосвященных Владык Тихона и Романа с днем их архиерейской хиротонии, Владыку Романа — с наступающим днем Ангела, и всех вас, возлюбленные, с праздником, и призываю на вас Божие благословение и предстательство Царицы Небесной. Пусть Господь молитвами Богоматери сохранит всех вас на многая лета.

Вы здесь

Смоленская божья матерь

10 августа в Богоявленском соборе чтили Божию Матерь в Смоленском Её образе, и звучал тропарь : «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».

Накануне праздника прошла полиелейная служба с чтением акафиста.

Смоленская икона Божией Матери — одна из главнейших святынь русской земли. На левой руке Божией Матери сидящий Младенец — правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение Царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой еще при жизни самой Богоматери и показана в числе трех первых икон. Антиохийский правитель Феофил эту икону поставил в сооруженной им церкви для благоговейного почитания первенствующих христиан. Затем икона была перенесена в Иерусалим,откуда привезена Евдокией, женой императора Феодосия в Константинополь, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (Порфирородный), выдавая в 1046 году свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией. Его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск. Икона с 1111 года хранилась в Смоленском соборном храме, откуда и произошло современное название иконы.

В 1602 году с Смоленской чудотворной иконы Богородицы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля.

Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрия» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. Она несколько большего размера, написана в 1602 году.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Смоленская божья матерь
Текст, фото, видео:Анатолий Борисов

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

10 августа Русская Православная Церковь прославляет Пресвятую Богородицу ради Ее чудотворной Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Главный и древнейший храм Московского Новодевичьего монастыря — Смоленский собор был построен и освящен в честь этого образа (в настоящее время в нем идет комплексная реставрация).

Накануне праздника Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил всенощное бдение, а в день праздника Божественную литургию в Успенском храме обители.

За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили епископы Видновский Тихон, Серпуховской Роман, секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, духовенство Московской областной епархии.

После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик Новодевичьего монастыря протоиерей Сергий Гуданов.

Перед Смоленской иконой Божией Матери был совершен молебен.

По окончании богослужения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Ваши Преосвященства, дорогие владыки, возлюбленные отцы, братья и сестры! Я рад, что сегодня, в престольный праздник нашей обители, мы собрались, чтобы помолиться Божией Матери, Которая, как мы слышали из Святого Евангелия, предрекла, что Ее «будут ублажать все роды» (Лк. 1:48). Она является Заступницей усердной рода христианского. Проходят века, а Ее покров и заступничество неизменно обращены к роду христианскому. И как нам радостно, что в дни скорби и болезни мы обращаемся к Царице Небесной, просим Ее помощи и исцеления и с верой получаем просимое. Я счастлив, что сегодня мы во множестве собрались в этом святом храме, чтобы помолиться Царице Небесной, и я верю, что Ее предстательством Господь исполнит во благих прошения наша.

Я пользуюсь случаем, чтобы поздравить Преосвященных владык Тихона и Романа с днем их архиерейской хиротонии, владыку Романа — с наступающим днем ангела, и всех вас, возлюбленные, с праздником, и призываю на вас Божие благословение и предстательство Царицы Небесной. Пусть Господь молитвами Богоматери сохранит всех вас на многая лета».

Ссылка на основную публикацию