Скит во имя «Всецарицы»

Настоятель храма Спаса Всемилостивого в Нововолкове отец Михей (Гулевский) рассказал корреспонденту «Красного знамени» об истории этой церкви и обустройстве скита во имя «Всецарицы».
– Каменный храм заложили в 1809 году, его строительство велось до 1812 года, а потом прекратилось. После возобновления работ в 1826-м появился еще один – центральный придел – в честь Всемилостивого Спаса. В 1853-м церковь освятили, а в 30-е годы прошлого века ее закрыли. В трапезной части устроили мастерские для ремонта тракторов, для чего сломали четыре колонны, поддерживавшие купол, и расширили проход. В результате свод обрушился, а мастерские оттуда перевели.
Когда в 1998 году храм вернули в лоно Русской Православной Церкви, первый настоятель отец Стефан начал его восстанавливать. Два года назад он по болезни отошел от дел, и церковь передали Данилову монастырю под устройство скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

– Почему скит так назвали?
– Это решение принял отец-наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Компания «Уралсиб», владевшая 10 гектарами у деревни Лидино, пожертвовала этот участок монастырю. Поскольку вследствие греха многие сейчас страдают тяжкими недугами, в том числе и онкозаболеваниями, а икона «Всецарица» прославилась тем, что помогает исцелиться или смягчить течение болезни, владыка благословил устроить там скит в честь этого чудотворного образа Божией Матери, который находится на святой горе Афон в Ватопедском монастыре. Патриарх Кирилл поддержал такую идею.
Мы начали потихоньку обживать землю под Лидино, но оказалось, что неподалеку – возле деревни Сумароково – находится подворье Новоспасского монастыря. Его наместник епископ Воскресенский Савва приехал к архимандриту Алексию и сказал, что негоже, когда два подворья рядом друг с другом. Он предложил нам другое место – возле Нововолкова. Когда я приехал сюда, мне очень понравились и окрестности, и то, что храм есть и в нем можно молиться.
А во время поездки на Афон в Ватопедский монастырь мы обмолвились, что будем строить скит во имя «Всецарицы», и узнали, что монахи как раз пишут этот образ. Сфотографировали его и показали архимандриту Алексию. Он благословил собирать деньги для выкупа. Нам помогли и администрация Рузского округа, и прихожане Данилова монастыря, и жители рузского края. Больше половины средств пожертвовала московская благотворительница.
Через пять месяцев икона была готова. Когда мы ее увозили, наместник Ватопедского монастыря игумен Ефрем, имеющий дар прозорливости, сказал: «К этой святыне будут притекать тысячи и более людей. Богородица защитит Россию от вражеских нападок».
Икона «Всецарица» – главная святыня Рузского округа.

– Что сделано за два года с начала устройства скита?
– Раньше прихожане молились в передней части церкви, где иконостаса как такового не было, лишь на стенах висело несколько икон. 80-летняя местная жительница как могла поддерживала там порядок, богослужения проводили по очереди священники из разных храмов.
Мы оштукатурили и побелили центральную часть – придел «Всецарицы», а службы сейчас проводятся в бывшей трапезной, которую тоже привели в порядок с Божией помощью. Повесили иконы, привезенные из мастерских Данилова монастыря, устроили алтарь и иконостас, провели отопление.
Частично благоустроили территорию, убрали мусор. В первый же год ландшафтные дизайнеры помогли перевезти на территорию скита композицию из цветов и декоративных кустарников площадью 25х25 метров, занявшую третье место на Международном фестивале «Сады и цветы» в Москве. Ухаживать за клумбой помогают прихожане и работники скита, а цветы сажают сотрудники парка отдыха имени Горького, которые периодически приезжают в скит в Нововолково. Весной они посадили около 7 тысяч тюльпанов – красота была необыкновенная.
На реконструкцию храма Спаса Всемилостивого требуется сто миллионов рублей. При поддержке администрации Рузского округа создан благотворительный фонд.
Планируем на территории скита построить братский корпус, дом наместника, трапезную, гостиницу и кафе для паломников, баню, теплицы. Часть скита по Афонскому уставу будет закрытой, туда смогут заходить лишь паломники-мужчины. Гараж и складские помещения будут за пределами скита, чтобы сохранить тишину и красоту этого места. Туда же планируется перевезти из Рязанской области часть мастерских Данилова монастыря по изготовлению икон, производству ладана, лампадного масла, литью колоколов, пошивочный цех. Руководство агрохолдинга «Русское молоко» обещало выделить 10-15 гектаров земли. Еще собираемся взять в аренду 30 гектаров лесных угодий, расчистить и сделать там парковую зону.

– Сколько сейчас в скиту насельников?
– Двое: я и отец Антоний. Живем в вагончиках, в этом году сделали себе баньку, скоро проведем водопровод.

– Как же вы управляетесь?
– Помогают рабочие и прихожане. Тесно сотрудничаем с администрацией Рузского округа, по нашей просьбе нам выделяют необходимую технику. Все, кто желает потрудиться во славу Божию, могут поработать в скиту хоть полдня, хоть день, хоть подольше.

Серафимо-знаменский скит находится в Домодедовском районе Московской области, в селе Битягово. Он включает в себя женский монастырь и церковь. Обитель была основана матушкой Фамарью в 1912 году. В миру матушка — грузинская княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова). Название скита сложилось из имени преподобного Серафима Саровского, которого очень почитала схиигумения, а также из названия иконы Божьей Матери «Знамение».

У скита очень непростая история. Были годы, когда монастырь работал и там жили сёстры. Затем его закрывали, здания отдавали то под больницу, то под пионерский лагерь. Да и саму настоятельницу, схиигумению отправляли в ссылку. Сейчас Серафимо-Знаменский скит включает женский монастырь и действующую церковь.

Расписание богослужений

В храме скита ежедневно проводятся богослужения. Утренняя служба начинается в 8:00. Только по воскресеньям её начало смещается на час позже, поскольку сначала молебен. Есть дни, когда проводятся всенощные бдения. Расписание может меняться по праздникам и другим причинам. Уточнить его можно как в самой церкви, так и в группе социальной сети ВКонтакте. Там же принимаются записки о поминовении или о здравии. Официального сайта у самого монастыря нет.

История

Игумения Фамарь, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского скита, приехала в Россию в 1907 г. Её служба началась с Покровской общины сестёр милосердия в Москве. Тогда она ещё не постриглась в схиму — это произошло только в 1916 г. Женский монастырь строился с 1910 по 1912 гг., обустраивать его помогала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Работал Серафимо-Знаменский скит 12 лет — до 1924 г., когда его постигла участь многих церквей и монастырей. Он был закрыт и с 1925 по 1965 гг. помещения скита занимала Заборьевская больница. В 1931 г. была арестована сама матушка Фамарь. Её сослали в Иркутск. Возращению схиигумении из ссылки поспособствовал родной брат Константин. В 1966 г. на месте скита открылся пионерский лагерь «Спутник», существовавший на этом месте до 1974 г.

Фамарь не дожила до дней, когда Серафимо-Знаменский скит возродился — она умерла в 1936 г. Только в 1997 г. в ските вновь была зарегистрирована православная община. Монашеская жизнь здесь возобновилась в 2000 г., решением Синода Русской православной церкви.

В настоящее время настоятельница скита — игумения Иннокентия, очень добрая открытая женщина, по отзывам паломников. Находится обитель практически посреди леса. Все приезжающие отмечают удивительную тишину и спокойствие этого места. При этом нельзя сказать, что скит находится где-то в глуши: до трассы М-4 Дон здесь не более 2 км, да и от аэропорта Домодедово обитель отделяет всего 9–10 км.

Устройство Серафимо-знаменского скита

Церковь по виду напоминает шатёр со светлыми стенами и зелёной крышей. Любопытны детали, которые придали этому месту ещё больше религиозности. Например, ограда монастыря квадратная и равна 33 саженям — по числу лет Христа, проведённых на земле. Сестёр по уставу ранее также было 33. Церковь Знамения украшена 24 кокошниками — это число символизирует апокалипсических старцев. На территории скита находятся 12 келий-домиков — столько же было апостолов. Каждый домик имеет своё имя — соответствующий имени апостола. Сегодня здесь живут 18 насельниц.

Центр Серафимо-Знаменского скита — двухъярусный каменный храм. Первый, верхний ярус — престолы преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение». Нижняя часть — храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Эта часть задумывалась как усыпальница и напоминает пещерные храмы римских катакомб.

На территории монастыря есть музей, посвящённый основательнице обители Фамари. Здесь есть книги, которые читала первая настоятельница монастыря, с её собственными пометками на полях. Сохранились некоторые вещи, предметы мебели. Например, уцелело кресло из карельской берёзы, небольшой комод, диванчик.

Ещё одно интересное место для паломников в обители — собственная конюшня. Здесь можно покататься на лошадях — особенно этой возможности радуются дети. Рядом со скитом протекает речка Рожайка. Раньше это была полноводная река, но со временем она обмелела и превратилась в небольшой ручей.

Святыни

Серафимо-Знаменский скит имеет собственные святыни. Здесь можно поклониться мощам преподобномученницы Фамари — это одна из главных реликвий монастыря. В храме находятся иконы Божьей Матери «Знамение» и «Покрывающая», икона Серафима Саровского с частичкой мощей.

Здесь же находятся частички мощей Сергия Радонежского, Александра Свирского, мученицы Татианы, Оптинских, Дивеевских и Киево-Печерских святых.

Панорама Серафимо-Знаменского скита на Яндекс. Картах

Как добраться

Серафимо-Знаменский скит находится в 50 км от Москвы, в селе Битягово. Доехать можно на электричке, а затем на автобусе.

Из Москвы до железнодорожной станции Домодедово можно доехать с Павелецкого вокзала. Далее автобусом № 32 — он едет прямо до остановки в селе Битягово. Или автобусами № № 18, 31, 32, 58 до остановки «Заборье», а потом идти пешком 2,5 км.

На автомобиле до монастыря нужно ехать по трассе М4-Дон. Двигаясь по указателям «Кашира/Видное» нужно ехать до Каширского шоссе. Там съехать с трассы в сторону аэропорта и ехать по улице Заборье. На перекрёстке с ул. Новой повернуть направо. Далее до ул. Синяя — свернуть на неё и ехать до Серафимо-Знаменского скита (270 м).

Видео о Серафимо-Знаменском ските

Первые монахи появились задолго до строительства больших монастырей. Они жили в уединении, вдали от людей. Одни поселялись в пещерах, другие строили себе жилье – скит и в нем проводили время в молитвах.

Что такое скит

Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.

Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.

Скит во имя «Всецарицы»

Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.

Первые скиты

В период становления христианства как новой религии, проповедники и активные служители Бога подвергались гонениям. Часть из них уходили в глухие леса и пустыни. Там они жили аскетами, строго соблюдали все правила христианства и большую часть времени проводили в молитвах.

Количество скитов резко выросло, когда начались гонения на староверцев. Они покидали свой дом и, будучи в жизни хозяйственниками, строили добротные кельи и храмы при них.

Афонские скиты

На горе Афон за пределами монастыря появлялись каливы – хижины, в которых живут монахи. В каждом строении проживает 3-6 иноков, по собственному распорядку, с единым хозяйством. Несколько калив объединялись в скит. Они строили свой храм или использовали стоящие на территории монастыря.

Скит во имя «Всецарицы»Скит св. Анны на горе Афон

Существует а Афоне и практика общежительных скитов. По размеру и количеству насельников они такие же, но не имеют никакого статуса и подчиняются ближайшему монастырю.

Православные скиты России

Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.

Скит во имя «Всецарицы»Челябинская область, Старообрядческий скит

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.

От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.

Мужские православные скиты

В России мужские православные скиты строились в лесах и на островах. Монахи выбирали нелюдимое место и ставили кельи, объединив их в скит. В них поселялись как один монах, так и несколько. Каждый проживал в отдельной комнате – келье. Они имели свой уклад жизни и правила жестче, чем в монастырях, часто соблюдали обет молчания, ели только добытую самими пищу, кузнечиков плоды деревьев. Еду на огне не готовили.

Андреевский скит

Первые постройки были возведены в 14 веке. По своей архитектуре они являлись образцом древнерусского классического зодчества, характерного для северных регионов России. Постепенно в удаленном монастыре расширялось подворье, увеличивалось количество строений.

Скит во имя «Всецарицы»

В истории скита был период, когда монахи функции таможенников, служили Государю. В советское там располагался женский штрафной изолятор. В начале 90 годов прошлого века была возобновлена обитель и монашеская жизнь в ней.

Никольский скит

Монастырь на острове Конд был построен всего за 4 года по приказу императора Николая Второго. На подворье с монастырскими постройками и храмом были проложены хорошие дороги, поставлены подсобные строения и созданы все условия к ведению хозяйства.

Скит во имя «Всецарицы»

С приходом советской власти и периода Богоборчества, скит был разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Строительство монастыря началось с возведения храма на Секирной горе. Он одновременно служил и маяком, затем построили кельи. В советское время одноглавый храм использовали в качестве штрафного изолятора.

Скит во имя «Всецарицы»

Службы и монашество возобновились, начиная с 1992 года. Через 11 лет скит зажил своей полноценной привычной жизнью.

Свято-Троицкий скит

Скит во имя «Всецарицы»

На остров Анзер отшельники уезжали за опытом пустынножительства. Храм и кельи представляют собой единый архитектурный комплекс, в который входят и хозяйственные постройки. В месте массового паломничества верующих некоторое время размещалось рыбное хозяйство и солеварни.

Сергиевский скит

Скит во имя «Всецарицы»

На острове Большая Муксалма поселение основали в 16 веке. Проживающие там монахи занимались в основном сельским хозяйством. После революции скит пришел в запустении. Несколько лет назад в нем начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит во имя «Всецарицы»

На Валааме много поселений отшельников. Самое большое подворье – скит Всех Святых: храм, шесть келейных зданий и трапезная. Он поставлен на месте, где жил в уединении Александр Свирский.

Женские православные скиты

В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.

Серафимо-Знаменский скит

Скит во имя «Всецарицы»

На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.

Покровский скит

В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.

Свято-Троицкий скит

На территории Тихвинской епархии расположен Свято-Троицкий скит. Ежегодно он принимает сотни паломников. В обители регулярно проходят богослужения.

Первые монахи появились задолго до строительства больших монастырей. Они жили в уединении, вдали от людей. Одни поселялись в пещерах, другие строили себе жилье – скит и в нем проводили время в молитвах.

Что такое скит

Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.

Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.

Скит во имя «Всецарицы»

Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.

Первые скиты

В период становления христианства как новой религии, проповедники и активные служители Бога подвергались гонениям. Часть из них уходили в глухие леса и пустыни. Там они жили аскетами, строго соблюдали все правила христианства и большую часть времени проводили в молитвах.

Количество скитов резко выросло, когда начались гонения на староверцев. Они покидали свой дом и, будучи в жизни хозяйственниками, строили добротные кельи и храмы при них.

Афонские скиты

На горе Афон за пределами монастыря появлялись каливы – хижины, в которых живут монахи. В каждом строении проживает 3-6 иноков, по собственному распорядку, с единым хозяйством. Несколько калив объединялись в скит. Они строили свой храм или использовали стоящие на территории монастыря.

Скит во имя «Всецарицы»Скит св. Анны на горе Афон

Существует а Афоне и практика общежительных скитов. По размеру и количеству насельников они такие же, но не имеют никакого статуса и подчиняются ближайшему монастырю.

Православные скиты России

Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.

Скит во имя «Всецарицы»Челябинская область, Старообрядческий скит

Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.

От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.

Мужские православные скиты

В России мужские православные скиты строились в лесах и на островах. Монахи выбирали нелюдимое место и ставили кельи, объединив их в скит. В них поселялись как один монах, так и несколько. Каждый проживал в отдельной комнате – келье. Они имели свой уклад жизни и правила жестче, чем в монастырях, часто соблюдали обет молчания, ели только добытую самими пищу, кузнечиков плоды деревьев. Еду на огне не готовили.

Андреевский скит

Первые постройки были возведены в 14 веке. По своей архитектуре они являлись образцом древнерусского классического зодчества, характерного для северных регионов России. Постепенно в удаленном монастыре расширялось подворье, увеличивалось количество строений.

Скит во имя «Всецарицы»

В истории скита был период, когда монахи функции таможенников, служили Государю. В советское там располагался женский штрафной изолятор. В начале 90 годов прошлого века была возобновлена обитель и монашеская жизнь в ней.

Никольский скит

Монастырь на острове Конд был построен всего за 4 года по приказу императора Николая Второго. На подворье с монастырскими постройками и храмом были проложены хорошие дороги, поставлены подсобные строения и созданы все условия к ведению хозяйства.

Скит во имя «Всецарицы»

С приходом советской власти и периода Богоборчества, скит был разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Строительство монастыря началось с возведения храма на Секирной горе. Он одновременно служил и маяком, затем построили кельи. В советское время одноглавый храм использовали в качестве штрафного изолятора.

Скит во имя «Всецарицы»

Службы и монашество возобновились, начиная с 1992 года. Через 11 лет скит зажил своей полноценной привычной жизнью.

Свято-Троицкий скит

Скит во имя «Всецарицы»

На остров Анзер отшельники уезжали за опытом пустынножительства. Храм и кельи представляют собой единый архитектурный комплекс, в который входят и хозяйственные постройки. В месте массового паломничества верующих некоторое время размещалось рыбное хозяйство и солеварни.

Сергиевский скит

Скит во имя «Всецарицы»

На острове Большая Муксалма поселение основали в 16 веке. Проживающие там монахи занимались в основном сельским хозяйством. После революции скит пришел в запустении. Несколько лет назад в нем начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит во имя «Всецарицы»

На Валааме много поселений отшельников. Самое большое подворье – скит Всех Святых: храм, шесть келейных зданий и трапезная. Он поставлен на месте, где жил в уединении Александр Свирский.

Женские православные скиты

В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.

Серафимо-Знаменский скит

Скит во имя «Всецарицы»

На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.

Покровский скит

В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.

Свято-Троицкий скит

На территории Тихвинской епархии расположен Свято-Троицкий скит. Ежегодно он принимает сотни паломников. В обители регулярно проходят богослужения.

13 сент. 2017 г., 16:33

Скит во имя «Всецарицы»

Настоятель храма Спаса Всемилостивого в Нововолкове отец Михей (Гулевский) рассказал корреспонденту «Красного знамени» об истории этой церкви и обустройстве скита во имя «Всецарицы».
– Каменный храм заложили в 1809 году, его строительство велось до 1812 года, а потом прекратилось. После возобновления работ в 1826-м появился еще один – центральный придел – в честь Всемилостивого Спаса. В 1853-м церковь освятили, а в 30-е годы прошлого века ее закрыли. В трапезной части устроили мастерские для ремонта тракторов, для чего сломали четыре колонны, поддерживавшие купол, и расширили проход. В результате свод обрушился, а мастерские оттуда перевели.
Когда в 1998 году храм вернули в лоно Русской Православной Церкви, первый настоятель отец Стефан начал его восстанавливать. Два года назад он по болезни отошел от дел, и церковь передали Данилову монастырю под устройство скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

– Почему скит так назвали?
– Это решение принял отец-наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Компания «Уралсиб», владевшая 10 гектарами у деревни Лидино, пожертвовала этот участок монастырю. Поскольку вследствие греха многие сейчас страдают тяжкими недугами, в том числе и онкозаболеваниями, а икона «Всецарица» прославилась тем, что помогает исцелиться или смягчить течение болезни, владыка благословил устроить там скит в честь этого чудотворного образа Божией Матери, который находится на святой горе Афон в Ватопедском монастыре. Патриарх Кирилл поддержал такую идею.
Мы начали потихоньку обживать землю под Лидино, но оказалось, что неподалеку – возле деревни Сумароково – находится подворье Новоспасского монастыря. Его наместник епископ Воскресенский Савва приехал к архимандриту Алексию и сказал, что негоже, когда два подворья рядом друг с другом. Он предложил нам другое место – возле Нововолкова. Когда я приехал сюда, мне очень понравились и окрестности, и то, что храм есть и в нем можно молиться.
А во время поездки на Афон в Ватопедский монастырь мы обмолвились, что будем строить скит во имя «Всецарицы», и узнали, что монахи как раз пишут этот образ. Сфотографировали его и показали архимандриту Алексию. Он благословил собирать деньги для выкупа. Нам помогли и администрация Рузского округа, и прихожане Данилова монастыря, и жители рузского края. Больше половины средств пожертвовала московская благотворительница.
Через пять месяцев икона была готова. Когда мы ее увозили, наместник Ватопедского монастыря игумен Ефрем, имеющий дар прозорливости, сказал: «К этой святыне будут притекать тысячи и более людей. Богородица защитит Россию от вражеских нападок».
Икона «Всецарица» – главная святыня Рузского округа.

– Что сделано за два года с начала устройства скита?
– Раньше прихожане молились в передней части церкви, где иконостаса как такового не было, лишь на стенах висело несколько икон. 80-летняя местная жительница как могла поддерживала там порядок, богослужения проводили по очереди священники из разных храмов.
Мы оштукатурили и побелили центральную часть – придел «Всецарицы», а службы сейчас проводятся в бывшей трапезной, которую тоже привели в порядок с Божией помощью. Повесили иконы, привезенные из мастерских Данилова монастыря, устроили алтарь и иконостас, провели отопление.
Частично благоустроили территорию, убрали мусор. В первый же год ландшафтные дизайнеры помогли перевезти на территорию скита композицию из цветов и декоративных кустарников площадью 25х25 метров, занявшую третье место на Международном фестивале «Сады и цветы» в Москве. Ухаживать за клумбой помогают прихожане и работники скита, а цветы сажают сотрудники парка отдыха имени Горького, которые периодически приезжают в скит в Нововолково. Весной они посадили около 7 тысяч тюльпанов – красота была необыкновенная.
На реконструкцию храма Спаса Всемилостивого требуется сто миллионов рублей. При поддержке администрации Рузского округа создан благотворительный фонд.
Планируем на территории скита построить братский корпус, дом наместника, трапезную, гостиницу и кафе для паломников, баню, теплицы. Часть скита по Афонскому уставу будет закрытой, туда смогут заходить лишь паломники-мужчины. Гараж и складские помещения будут за пределами скита, чтобы сохранить тишину и красоту этого места. Туда же планируется перевезти из Рязанской области часть мастерских Данилова монастыря по изготовлению икон, производству ладана, лампадного масла, литью колоколов, пошивочный цех. Руководство агрохолдинга «Русское молоко» обещало выделить 10-15 гектаров земли. Еще собираемся взять в аренду 30 гектаров лесных угодий, расчистить и сделать там парковую зону.

– Сколько сейчас в скиту насельников?
– Двое: я и отец Антоний. Живем в вагончиках, в этом году сделали себе баньку, скоро проведем водопровод.

– Как же вы управляетесь?
– Помогают рабочие и прихожане. Тесно сотрудничаем с администрацией Рузского округа, по нашей просьбе нам выделяют необходимую технику. Все, кто желает потрудиться во славу Божию, могут поработать в скиту хоть полдня, хоть день, хоть подольше.

О снован преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого во имя Успения Божия Матери. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав.

Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского. В 15-16 вв. при Успенском монастыре в Волоколамском уезде существовали так называемые малые монастырьки: богорадный Введенский Спировский (в селе Спирово), устроенный для погребения неизвестных странников, которых поминали в родительские субботы «Бога ради», и Никольский Черленковский (в селе Черленково). В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви.
В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы. С 1777 по 1823 в монастыре существовала школа для детей духовного звания. До 1762 Успенский Иосифов монастырь был одним из крупнейших землевладельцев Московского государства. Ему принадлежали многие села, деревни и пустоши. После секуляризации церковных владений в составе земельной собственности Иосифова монастыря числилось 210 десятин 1301 сажень в Волоколамском и Клинском уездах, а также земля под подворьями в Москве на Ильинской улице и Большой Дмитровке.
В 1913 монастырь приобрел дополнительно 240 десятин лесной и луговой земли. В Успенском Иосифове монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева. Большую известность в окрестностях Волоколамска имел крестный ход, совершаемый в 6-е воскресение по Пасхе из Волоколамска в Иосифов монастырь с чудотворной иконой святителя Николая на сретение с древним образом преподобного Иосифа (в память чудесного избавления Волоколамской земли от чумы в 1771 молитвами Иосифа Волоцкого).
Монастырь обладал замечательной ризницей, библиотекой с древними рукописями, ценным поместно-вотчинным архивом 15-19 вв. Собрание документов монастырского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов. По штату в монастыре состояли: архимандрит, 18 монахов, 32 послушника. В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом. Передан Русской православной церкви в 1990, в обители возобновлен мужской монастырь, ведутся реставрационные работы, организован церковный музей Библии. Наместником обители до конца своих дней состоял известный православный богослов и церковный археолог архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

Ещё с борта корабля, приближающегося к Коневцу, на некотором расстоянии справа от причала, ближе к юго-восточной оконечности острова, отчетливо просматриваются каменные строения скита во имя Коневской иконы Божией Матери. Коневский скит расположен на самом берегу Ладоги, на месте первого монастыря, построенного ещё самим преподобным Арсением в 1398 году.

Скит во имя «Всецарицы»

Прежде здесь стояла небольшая памятная часовня. В 1874 году началось строительство скита по проекту И. Б. Слупского. Великолепный по своему внешнему виду и внутреннему убранству храм, возведённый в кирпиче на мощном гранитном цоколе, явился центром композиции. Он представляет собой небольшую белокаменную бесстолпную церковь, которую венчает традиционное для русских церквей пятиглавие. С западной стороны к храму пристроена небольшая колокольня в один ярус, которую завершает четырёхскатная шатровая крыша, увенчанная небольшой луковичной главкой. Во всём архитектурном облике храма прослеживается увлечение «русско-византийским» стилем в тот период времени. В богатом внутреннем убранстве церкви особое внимание привлекал резной отделанный под малахит иконостас.

Довольно скромно по сравнению с храмом выглядит двухэтажный келейный корпус, перекрытый простой кровлей. По периметру скита устроена сплошная кирпичная ограда с тесаной кровлей. По углам ограды — башенки с шатровым завершением и главками, увенчанными крестами. С западной стороны в ограде находятся трехчастные ворота с килевидными арками.

Скит во имя «Всецарицы»

С 2002 г. реставрация скита осуществлялась с помощью Софийский собора, а затем и Екатерининского собора Царского Села. 23 июля 2003 г., в день празднования Коневской иконы Божией Матери, в скит с крестным ходом перенесли старинный список с этого образа, датируемый XVII в. и, возможно, происходящий из Старого Коневца. В 2015 г. на скит была перенесена еще одна икона, происходящая из иконостаса скитской церкви – Коневская икона, которая была спасена в советские годы одним из офицеров – В. И. Жаровым, а затем передана в храм Спиридона Тримифунтского в Ломоносове. 3 сентября 2015 г. скитская церковь была освящена епископом Выборгским и Приозерским Игнатием, священноархимандритом Коневского монастыря.

19 августа (6 по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Освящение иконы

3 августа 2021 благочинный Гефсиманского Черниговского Скита игумен Геласий совершил чин освящения установленной на надкладезной часовне иконы святого благоверного князя Владислава Сербского.

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Святыни скита

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах — и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преподобным Антонием Печерским, родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.

Скит во имя «Всецарицы»

В Черниговском соборе, помимо двух чтимых списков с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находятся и другие святыни.

Голгофа с частицей Древа Животворящего Креста Господня.

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы»

Камень от гроба Божией Матери, привезенный из Иерусалима в 1850 на благословение новой Северной Гефсимании.

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы»

Икона Божией Матери Всецарица — благословение Святой Горы Афон, дар монастыря Ватопед.

Скит во имя «Всецарицы»

Рака с частицами мощей Киево-Печерских и других святых.

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы»

Иконы с частицами мощей. Икона святой блаженной Матроны Московской.

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы»

Икона святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии.

Скит во имя «Всецарицы»

Скит во имя «Всецарицы» Скит во имя «Всецарицы»

Икона святителя Николая.

Скит во имя «Всецарицы» Скит во имя «Всецарицы»

Икона преподобного Сергия Радонежского.

Скит во имя «Всецарицы» Скит во имя «Всецарицы»

Икона преподобного благоверного князя Олега Брянского.

Скит во имя «Всецарицы»

Икона святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Скит во имя «Всецарицы»
Храм Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского в Битяговском ските. Фото с сайта sobory.ru

Серафимо-Знаменский женский скит Подольской епархии

Серафимо-Знаменский скит был основан в 1910 году игуменьей Ювеналией (Марджановой).

В декабре 1902 года игумения Ювеналия отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала великая княгиня Елизавета Федоровна.

23 сентября 1912 года обитель освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

В 1924 году скит был закрыт. После закрытия в стенах скита разместилась заборьевская больница, а с 1965 года — пионерский лагерь и база отдыха завода «Криптон». В советский период сломали три из 12 келейных корпусов, их осталось девять. Все строения скита постепенно приходили в упадок.

В конце 1998 года было принято решение о передаче скита в ведение Русской Православной Церкви.

27 января 1999 года в скитском храме состоялась первая божественная литургия. Началось возрождение монашеской жизни.

7 марта 2000 года решением Синода приход был преобразован в Серафимо-Знаменский скит [1].

Архитектура

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 — по числу 24 апокалипсических старцев.

Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

Храмы

  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

Святыни

  • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
  • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

Настоятельницы

Литература

  • В.Г. Глушкова «Монастыри Подмосковья», Москва, Вече, 2015, стр. 140-146
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector