Сергий радонежский начало

Вы здесь: Home Архив новостей 2014 год Май Урок православия «Преподобный Сергий Радонежский: личность и эпоха»

Сергий радонежский начало Сергий радонежский начало

Урок православия «Преподобный Сергий Радонежский: личность и эпоха»

16 мая года в рамках реализации проекта «Год с преподобным Сергием Радонежским или 365 встреч с православием», получившего финансовую поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива», сотрудники Гуманитарного центра чтения Национальной библиотеки Чувашской Республики провели урок православия «Преподобный Сергий Радонежский: личность и эпоха». На мероприятии присутствовали студенты Чебоксарского медицинского колледжа.

Урок открылся просмотром фильма «Обитель Сергия на последнем рубеже» — о жизненном пути святого и его духовных подвигах. Продолжением мероприятия стал обзор выставки «Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся», подготовленный сотрудниками библиотеки. Присутствующим на мероприятии студентам были представлены многочисленные исторические издания о тяжкой эпохе 14 века, когда Русь разорялась набегами монголо-татар; материалы о Дмитрии Донском, получившего благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву, положившую начало созданию и укреплению нашей страны; памятники древнерусской литературы; многочисленные художественные произведения о Сергии Радонежском. Прекрасным дополнением к выставке стали памятники древнерусской литературы, православные источники, иллюстрированные книжные издания с репродукциями древних икон Сергия Радонежского.

Участники мероприятия выразили мнение, что наследие преподобного Сергия Радонежского и в настоящее время является неисчерпаемым источником формирования культурных и нравственных ценностей молодежи.

Сергий радонежский начало

Величайший русский святой, преподобный Сергий, сыграл огромную роль в истории государства: велико его значение в освобождении от татарского ига. Его называют собирателем русских земель: он мирил враждующих князей, избавлял от усобиц единый народ.
Родился преподобный в селе под Ростовом в 1314 году в боярской семье. До пострига его звали Варфоломей. С первых дней жизни младенец удивлял родителей: по постным дням (средам и пятницам) он отказывался от молока матери. В семь лет Варфоломея отдали учиться. Учеба не шла, и товарищи смеялись над его несмышленостью. Варфоломей со слезами молился Богу, просил книжного разумения. Однажды в поле он встретил ангела в образе старца, который спросил Варфоломея, чего тот желает.
«Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту»,- попросил мальчик.
Инок исполнил его просьбу : «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Именно поэтому преподобный Сергий считается покровителем учащихся. А эпизод встречи его с ангелом нашёл отражение в картине художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Варфоломей после смерти родителей принял монашество с именем Сергий. Он поселился недалеко от Хотькова в пустынном месте, где основал монастырь, который теперь известен как Троице – Сергиева Лавра. В 1380 году преподобный благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского. В помощь князю он дал иноков-богатырей – Пересвета и Ослабю. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами. Тем самым было положено начало освобождения Русской земли от татарского ига.
Скончался Сергий Радонежский в 1392 году. Его мощи хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.
В Саратовской области храм во имя преподобного Сергия Радонежского находится в поселке Юбилейный, а также в поселке Сергиевский Саратовского района. В этих церквях в день памяти преподобного отмечают престольный праздник.

«Под гнеёом татаро-монгольского ига русский человек приходил в ужас только при одном имени этих завоевателей», – пишет Лев Кавелин в издании «Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига» (1911). Автор цитирует далее историка Василия Ключевского: «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к своим силам… Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся. Поэтому при имени преп. Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

3 мая 2020 года исполняется 706 лет со дня рождения великого инока-подвижника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, одного из наиболее почитаемых святых. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией «Сергий Радонежский (ок. 1314–1392)», в которую вошли раритетные издания, в том числе летописные сведения о жизни и деяниях иеромонаха, изображения святого и памятников ему, материалы, посвящённые основанной им Троице-Сергиевой лавре, и многое другое.

В книге протоиерея Иоанна Морева «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» (1893) описывается становление личности будущего подвижника. Родился он 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом и при крещении получил имя Варфоломей. «Будучи мальчиком, – пишет автор, – он был не похож на других детей. Так, он совершенно уклонялся от детских игр и забав, избегал шуток, смеха и празднословия. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием». Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьёй переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалились в пустынные места, но брат не смог вынести затворничества, ушёл в Москву и поступил в число братии Богоявленского монастыря. А крепкий духом и телом Варфоломей остался.

Газета «Тамбовские губернские новости» в сентябре 1892 года писала: «Преподобный Сергий отличался необыкновенной физической силою. Его современник, ученик и первый жизнеописатель говорит: „преподобный Сергий имел силу против двух человек“. Недаром древняя поговорка сложила выражение: „В здоровом теле – здоровый дух“. Преподобный Сергий не только не избегал физического труда, но своими руками срубил все монастырские постройки и первую монастырскую церковь, в которой и был пострижен в монашество 7 октября 1342 года». Юноша, согласно святцам, получил имя Сергия.

«Одинокий среди дремучего леса, наполненного волками и медведями, лишённый самой необходимой пищи, углублённый в изучение священного писания, созерцательную жизнь и молитву, дошедший путём подвижничества до мудрости и ясновидения, преподобный скоро стал читать в сердцах людских, как в открытой книге», – отмечалось в газете «Тамбовские губернские новости».

Слава о затворнике быстро распространилась, к Сергию потянулись паломники. Беседы с иноком нередко меняли их судьбу.

«Люди, желавшие иметь руководство в духовном жительстве, услыхав о святом житии Сергия, начали просить позволения селиться и жить близ него», – повествует книга «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца» (1894). Там же говорится: «По слову преподобного пришельцы начали созидать себе хижины около уединённой келии, приемля себе за образец постническое житие его. Три или четыре келии построил он своими руками, рубил дрова и сам носил их к келиям, чтобы облегчить братию, молол в жерновах, пёк хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь; воду, на двух водоносах на своих раменах носил на гору и поставлял у келии каждого… Многие притекали искать себе спасения под мирным его кровом, и никого не отвергал он, ни богатого, ни убогого, по слову Евангельскому».

Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» умел воздействовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, часто примирял враждующие стороны.

Своим нравственным авторитетом Сергий во многом способствовал политическим успехам Московского государства в период княжения великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Важнейшее по своему значению событие XIV века – Куликовская битва 1380 года и победа в ней – приписывалось современниками молитвам святого Сергия: перед выступлением из Москвы, 18 августа, великий князь Дмитрий Донской приехал с боярами и воеводами в Троицкий монастырь испросить благословение игумена Радонежского. «Св. угодник Божий благословил на битву с врагами великого князя московского Дмитрия Иоанновича, укрепил его мужество надеждою победы. „Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!“, – говорил он великому князю, напутствуя его своими молитвами в поход», – написано в книге «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской».

«Кто был Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для Русского народа?», – задаёт вопрос архиепископ Никон в предисловии к своей работе «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (1904). И отвечает: «Святая Церковь характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, „уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племён, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединённое, одушевлённое, скреплённое духом Православия“».

Президентская библиотека уделяет большое внимание материалам, рассказывающим об истории Русской православной церкви. В электронной форме читателям доступны уникальные издания – Остромирово Евангелие, Елеазаровское Евангелие, раритетные книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых.

Позвоните нам или нажмите кнопку «Заказать». Мы проверим наличие товара, после чего его можно отложить на несколько дней, чтобы никто не успел купить раньше вас.

Получение и доставка

Товары можно забрать в нашем здании в центре Москвы или заказать доставку по России. Для доставки потребуется полная предоплата.

Оплата

Принимаем оплату наличными, банковскими картами и переводом по реквизитам.

Около 1345 г. был основан Троице-Сергиев монастырь – величайшая национальная святыня России. Монастырь заложил монах Сергий (в миру Варфоломей, родом из городка Радонеж). Толчком к началу праведной жизни отрока Варфоломея стало видение Богородицы. Около 1345 г. он постригся в монахи и в лесном урочище построил келью и церквушку. Потом здесь же поселились другие иноки, и возникла скромная обитель. Игумен Сергий ввел новый в русском монашестве принцип общежительства бедного монашеского братства с общим имуществом. Сергий был истинным праведником. Увидев, что основанный им монастырь разбогател, а монахи стали жить в довольстве и сытости, он ушел из монастыря и основал в лесу новую обитель, где поселился, отказавшись от всех благ и привилегий игумена богатого монастыря. Его политический вес в стране был велик. Сергий мирил русских князей, молился за победу на поле Куликовом. Этот, по словам летописца, «святой старец, чудный и добрый, и тихий, кроткий, смиренный», почитался святым на Руси уже при жизни. Сергий Радонежский умер в 1392 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1392 – Смерть Сергия Радонежского

1392 – Смерть Сергия Радонежского Ко времени Ивана II относится и важное событие в духовной жизни Руси – основание Троице-Сергиева монастыря, величайшей национальной святыни России. Монастырь заложил монах Сергий (в миру Варфоломей) родом из городка Радонеж. Толчком к

Благословение святого Сергия Радонежского

Благословение святого Сергия Радонежского Мамай впал в ярость, увидев остатки своего войска, бежавшего от реки Вожи. Хотел он немедленно идти на Москву, разорить, сжечь дотла каждое русское селение. Только не осталось у него такой рати, чтоб выступить в поход. Поэтому он

Функция Сергия Радонежского

Функция Сергия Радонежского Идеологическая функция Пересвета – в победном единстве русской идеи и православия. Роль Осляби при нем подобна контрагайке – подкрепляет: что Пересвет не одинок, что за ним встанет второй инок и богатырь, благословленный святым Сергием

По заветам Радонежского

По заветам Радонежского Как пишет А.Косоруков в книге «Строитель вечного пути России Сергий Радонежский» (Москва, «Беловодье», 2004 г.), краеугольным камнем обители служила Троица, воплощенная в добре, духовности и созидании. Для Сергия Радонежского был основой

Два подвига

Два подвига В начале июля отца назначили начальником большой стройки на Урале, в городе Кыштыме. За семь месяцев надо было построить графитовый комбинат. В то время графит применяли в основном для изготовления артиллерийских снарядов и производства карандашей. Пройдет

57. Известный изобретатель пороха — Бертольд Шварц — это отражение на страницах западно-европейских летописей Святого Сергия Радонежского, придумавшего пушки

57. Известный изобретатель пороха — Бертольд Шварц — это отражение на страницах западно-европейских летописей Святого Сергия Радонежского, придумавшего пушки Сергий Радонежский и Куликовская битва.В книге «Крещение Руси» мы показали, что в Куликовской битве 1380 года

Колокола обители Сергия Радонежского

Колокола обители Сергия Радонежского «В Святых воротах сумрак и холодок, а дальше — слепит от света: за колокольней солнце, глядит в пролет, и виден черный огромный колокол, будто висит на солнце. От благовеста-гула дрожит земля. Я вижу церкви — белые, голубые, розовые — на

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены. (…)И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе

Житие Сергия Радонежского

Житие Сергия Радонежского Данное произведение мы решили вспомнить лишь в связи с тем, что в нем имеется описание встречи Дмитрия Донского и Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы. Приведенное описание представляет для нас несомненный интерес, прежде всего

По стопам Сергия Радонежского

По стопам Сергия Радонежского Но это, так сказать, сугубо рациональный, рассудочный взгляд на православный социализм. Сегодня совершенно недостаточный. Давайте поднимемся на уровень выше, в мир идей и святынь. Ибо без них сейчас — никуда.Попутно сделаю важное дополнение:

Церковь Святого преподобного Сергия Радонежского

Церковь Святого преподобного Сергия Радонежского В 1951 г. в берлинском районе Карлсхорст (Karlshorst), на Вильденштайнерштрассе (Wildensteinerstrasse, 10), была освящена приходская крестовая церковь Святого преподобного Сергия Радонежского для христиан православного вероисповедания,

Тройные повторы в Житии Сергия Радонежского

Тройные повторы в Житии Сергия Радонежского Значение повторов в Житии Сергия Радонежского неоднократно отмечалось исследователями. Так, В. В. Колесов отметил, что в качестве индивидуального стилистического приема в Житии используется «увеличение объема синтагм» до

Глава 3. Дипломатическая миссия преп. Сергия Радонежского и «мир вечныи» 1385-1386

Глава 3. Дипломатическая миссия преп. Сергия Радонежского и «мир вечныи» 1385-1386 В общественном сознании, в научно-исследовательской традиции имя преп. Сергия Радонежского неразрывно связано со сражениенм на Дону 8 сентября 1380 г, освободительной борьбой против ига Орды,

ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГА

ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГА После той зимы. Несколько цифр. Отзвук Сталинградской битвы. «Будет свет на Невском». Опять в январе. В апреле 1942 года ленинградцам казалось: главные трудности пережиты. Никто даже представить себе не мог, что впереди еще двадцать месяцев блокады, тысячи

Сергий радонежский началоГлавным героем нашего времени в фильме «Наследники» стал телеведущий, которого играет Леонид Бичевин. Именно он выводит персонажей ток-шоу на чистую воду
Сергий радонежский началоСреди героев фильма, рассуждающих на ток-шоу о святом Сергии Радонежском, легко узнаются современные типажи: в роли поп-дивы Агриппина Стеклова

– Для вас лично Сергий Радонежский – это историческая фигура, роль которой в истории связана с объединением русских земель, или же духовный идеал?
– Давайте не будем использовать такие громкие слова, как «духовный идеал». Но Сергий Радонежский и как историческая фигура уникален. Воспоминания о нём сохранились. Вот методы, которые он использовал для убеждения передравшихся князей: «говорил голосом тихим». Я пытаюсь себе представить, какой харизмой должен был обладать человек, чтобы тихим голосом увещевать князей, находящихся в раздоре. Это же волшебство какое-то!
Он отказался стать главой церкви, но его влияние было беспрецедентно. И неизвестно, как бы изменилась история России, если бы не было Сергия Радонежского. Неизвестно, вышли бы князья на Куликовскую битву.

– Многие говорят, что после экранизации «Бесов» ваше обращение к истории Сергия Радонежского оказалось неожиданным. Почему вы всё-таки взялись за эту тему?
– Я уже много раз удивлял коллег по цеху. Но дело в том, что я давно хотел снять фильм о Сергии. Предложение мне поступило, ещё когда я работал над «Бесами». И было негоже отказываться: очень интересно попытаться проанализировать, кто мы сегодня, как мы живём, каковы сегодня наши идеалы. Было к тому же 700-летие Сергия Радонежского. Но я сказал, что к 700-летию я делать не хочу. Не хочу делать подарочную открытку, хочу, чтобы и после даты на следующий день вспомнили Сергия.

– В чём была главная сложность для вас?
– Нужно было снимать картину в замкнутом пространстве, когда 80% действия происходит в одном месте. Нужно было продумывать интерьер. У нас был замечательный художник Сергей Иванов… Операторская группа молодая – Денис Аларкон Рамирес (пасынок Владимира Хотиненко. – Прим. «Гудок. Пятница»). Такая, знаете, молодая энергетика…
Но есть и ещё одна сложность. Очень трудно снимать фильмы о спорте. Это же живое, конкретное. Так же сложно снимать о ток-шоу. Я столкнулся с совершенно новой практикой. Мы на репетиции сначала даже ужаснулись. Но решать эту проблему оказалось очень интересно. Я благодарен этому фильму именно за то, что столкнулся с совершенно новыми вещами, совершил для себя много открытий, пока снимал эту картину.

– Я правильно понимаю, что основная сложность была в том, что в замкнутом пространстве на ток-шоу нет никакого экшена, и вам было трудно добиться того, чтобы эта картина держала зрителя?
– Да. Недавно мы показали фильм в Светлогорске на Балтийском фестивале дебютов, и картина прошла на ура. В целом у нас уже было три показа, и пока никаких разочарований. Никакой скуки не получилось.

– Вы сказали, что вам предложили снять фильм о Сергии Радонежском. А кто?
– Есть такая студия «Православная энциклопедия», с которой я делал фильм «Поп» и документальную картину «Паломничество в вечный город». И эта студия предложила мне снять фильм о Сергии. Потом «Православная энциклопедия» передала права на фильм моей студии «Рой».

– Ранее вы говорили, что в работе над фильмом вам помогло то, что вы ведёте своё ток-шоу на телеканале «Культура».
– Да. Иначе не смог бы снять такой фильм. Если бы я не вёл пять лет шоу, не смог бы снять.

– А какие-то образы коллег-телевизионщиков брали из своей телевизионной практики?
– В каждом ток-шоу есть определённые персонажи, которые должны присутствовать в студии. Вот у нас в студии певица, политолог и другие. Некоторые уже увидели у нас в картине каких-то конкретных персонажей, но это ошибка.

– Некоторые заметили, что один из ваших персонажей похож на министра культуры…
– Да. Но это нелепая идея, они не похожи никак. Мы скорее имели в виду политологов…

– А сейчас вы, вероятно, уже работаете над какими-то новыми картинами?
– Я сейчас пишу сценарий с Алексеем Варламовым по его роману «Мысленный волк». «Мысленный волк» – это фраза из молитвы Иоанна Златоуста. Эта магическая фраза и магический роман. Вот сейчас пытаемся написать сценарий.

– Это будет исторический фильм?
– Не совсем. Исторические фигуры в картине будут присутствовать – это и Василий Розанов, Михаил Пришвин, Александр Грин, Лев Толстой и Григорий Распутин. Но это всё периферийные фигуры. Главная героиня – маленькая девочка, ровесница века, вымышленный персонаж, а действие происходит в 1914–1918 годах. Очень хочется снять такой фильм к 2017 году, к столетию революции.

Жизнеописанию, иконографии, чудесам и многому другому о святом прп. Сергии Радонежском посвящен выпуск Журнала Московской Патриархии за июнь 2014 года ( ссылка ).

Краткое житие святого преподобного Сергия, Радонежского чудотворца

Сергий радонежский началоДни памяти: 8 октября (25 сентября по ст.ст.) – преставление; 18 июля (5 июля по ст.ст.) – обретение мощей; 19 июля (6 июля по ст.ст.) – Собор Радонежских святых; 6 сентября (24 августа по ст.ст.) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, в 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В Житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтеннем Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери.

Когда преподобному Сергию было 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, но грамота не давалась ему. Мальчик сильно об этом печалился, горячо и со слезами молился, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты, и Господь внял молитве, исходившей из глубины сердца благочестивого отрока. Однажды ему явился Ангел в образе старца и сказал: «Отныне Господь дарует тебе знание грамоты». И действительно, Сергий тотчас стал хорошо читать и все понимать. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 г. родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Когда мать и отец преподобного умерли, он ушел в густой и дремучий лес далеко от людских селений и там стал усердно молиться Богу. Потом он воздвиг небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Так было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Варфоломей 7 октября 1337 г. принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября).

Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием, соединяя тяжелую работу с молитвой, бдением и постом. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. Многие благочестивые мужи просияли славою в обители преподобного Сергия, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями.

Много чудес совершалось по молитвам преподобного Сергия; он воскрешал мертвых, наставлял заблудших, и все, с верою приходящие к святому, какими бы ни страдали болезнями, получали телесное здоровье. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Во время литургии вместе с преподобным служил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергея испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество исполнилось: 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Однажды, когда преподобный совершал Божественную литургию, ученик его Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Сергия, так что святой был объят пламенем с головы до ног. А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь поднялся и, свившись, как бы некая дивная пелена, погрузился в святую чашу, из которой и причастился святой Сергий. Это была благодать Святого Духа.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 г. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

5 июля 1422 г. преподобный Никон изнес нетленные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.

Москва, Государственный Исторический музей

Организаторы: Государственный Исторический музей, Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставке, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — монаха Русской церкви, величайшего подвижника земли Русской.

Масштаб деяний этого великого человека трудно представить. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии монастыри, которые стали источниками просвещения для многих людей. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского, благословивший его войско на победу в Куликовской битве. Неутомимый труженик, яркий пример духовного подвижничества.

Экспозиция выставки включает рукописи, печатные книги, иконы, лубочные картинки, гравюры, портреты, карты, документы, предметы церковного обихода, декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики. Впервые собранные в таком масштабе в едином пространстве памятники позволяют представить вклад «величайшего из святых Древней Руси» в историю Русской православной церкви и отечественную культуру.

Музеи Московского Кремля демонстрируют на выставке три иконы.

Сергий радонежский начало

Икона «Сергий Радонежский в житии»

Конец XV — начало XVI века.
Москва.
Дерево, паволока, левкас, темпера яичная.

Икона «Сергий Радонежский в житии» конца XV – начала XVI века из Успенского собора связана с кругом икон, созданных в мастерской Дионисия. Образ преподобного на иконе исполнен кротости и смирения. В клеймах его жития подчеркивается смиренномудрие святого: так, например, в двух клеймах изображается воскрешение им отрока и то, что святой запретил отцу ребенка рассказывать о случившемся как о чуде.

Сергий радонежский начало

Икона в окладе «Преподобный Савва Сторожевский»

Москва, XVIII в. (?)
Икона — дерево, левкас, ткань; темпера; оклад — серебро; басма.

Икона «Преподобный Савва Сторожевский» XVIII века происходит из церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. На ней представлен преподобный Савва Сторожевский в моленном предстоянии образу Богоматери. Преподобный Савва начал свой иноческий подвиг в Троице-Сергиевой обители и был одним из первых учеников Сергия Радонежского.

Сергий радонежский начало

Икона «Святой Сергий Радонежский, святой царевич Димитрий и святая Елизавета»

Россия, XIX — начало ХХ века.
Дерево, левкас, масло.

Икона «Святой Сергий Радонежский, святой царевич Димитрий и святая Елизавета» выполнена в XIX — ХХ веках в придворной художественной мастерской Д.Е. Еланечникова. Коленопреклонённые святые изображены на фоне Соборной площади Кремля. Взоры святых обращены наверх, где в облаках два летящих ангела держат икону «Спаса Нерукотворный».

© 1997-2022 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных
  • Сайт создан ООО «СБС-Контакт»
  • при поддержке ООО «КНАУФ ГИПС»

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

/widget/679 [widget] => 679 [controller] => route [action] => index [id] => 243720 [style] => 2 [module] => default [day] => 1 ) —> Сергий радонежский начало

Праздник приурочен ко дню памяти великого русского иконописца, преподобного Андрея Рублева, чья жизнь и творчество неразрывно связаны со Спасо-Андрониковым монастырем – он был монахом этой обители и незадолго до своей кончины выполнил росписи Спасского собора.

18 июля — день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли – преподобного Сергия Радонежского, стоявшего у истоков основания Спасо-Андроникова монастыря. Иконописец Андрей Рублев считается его духовным учеником в художественной форме воплотившим заветы своего учителя.

На празднике гости узнают об истории Спасо-Андроникова монастыря, увидят Спасский собор – уникальный исторический и архитектурный памятник. Лекция познакомит с творчеством и эпохой Андрея Рублева, которая стала вершиной в культуре Древней Руси.

Сергий радонежский начало

18 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения мощей одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского.
Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. У Варфоломея было два брата — старший Стефан и младший Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали обучаться грамоте, но она плохо давалась мальчику. Ему приходилось тяжело: родители переживали, учителя наказывали, а одноклассники смеялись над ним. Варфоломей усердно молился Богу о даровании ему разума. Однажды в лесу он встретил ангела в образе старца-монаха. Узнав о его печали, старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение лучше других. Так и случилось.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа, где основал маленькую лесную обитель на горе Маковец. Сначала братья построили келью, а потом небольшую церковь, посвященную Святой Троице. Не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

Сергий радонежский начало
Троице-Сергиева лавра

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена. В молитвенном монашеском подвиге преподобного очевидна преемственность традиции исихазма.

Житие преподобного Сергия рассказывает о нем: «Он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова… толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата».

Троицкий монастырь был сначала «особножитным»: подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, одевались и питались так, как позволял личный достаток. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вслед за обителью Сергия повсюду стали появляться общежительные (киновиальные), монастыри, где имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Общинное начало дало мощный толчок для развития. Общежительным монастырям охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шел на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительные монастыри становились центром книгописания и церковной живописи. Никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, со словами: «Я не достоин».

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Святой предсказал победу русского войска в предстоящей битве. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Сергий Радонежский сам «отправил» Пересвета и Ослябю в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий скончался.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Из среды троицкой братии выходили светочи русского монашества, становившиеся настоятелями крупных монастырей и архиереями. Так, учениками преподобного были святитель Феодор Симоновский, будущий архиепископ Ростовский; святой Андроник — основатель знаменитого Спасо-Андроникова монастыря под Москвой; преподобный Савва Сторожевский, игуменствовавший недолгое время в Троице-Сергиеве монастыре, а затем основавший Саввино-Сторожевскую обитель близ Звенигорода; преподобный Павел Обнорский, прославившийся крайним аскетизмом, и множество других светильников «иноческого делания».

Русская Православная Церковь отмечает память Сергия Радонежского в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Сергий радонежский начало

Пример жизни преподобного Сергия значим для нас сейчас не менее, чем для современников святого. С тех пор мир во многом изменился, изменилось и сознание людей, однако духовный опыт святых непреходящ и универсален. В книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Светоч земли Русской» автор рассказывает о том, как применить этот опыт современному человеку.

В Приложении собраны высказывания знаменитых исторических лиц, деятелей искусства, краткие ответы наших известных современников о значении для них преподобного Сергия, Игумена земли Русской.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Свет сквозь века – 61
XIX век – 63
&#9642 Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), К.К. Случевский, Е.Е. Голубинский, В.О. Ключевский, А.Н. Муравьев, священник Сергий Булгаков, И.Е. Забелин
XX век – 71
&#9642 Сергий Нилус; Евгений Поселянин; монахиня Таисия (Карцова); священник Павел Флоренский; Г.П. Федотов; святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России; С.С. Бехтеев; Патриарх Московский и всея Руси Алексий I; Патриарх Московский и всея Руси Пимен; архимандрит Тихон (Агриков); архимандрит Кирилл (Павлов)
XXI век – 87
&#9642 Схиархимандрит Илий, протоиерей Андрей Ткачев, Н.С. Борисов, Б.В. Грызлов, Н.А. Нарочницкая, С.М. Харламов, А.В. Артемьев, Ю.С. Пивоваров, В.А. Садовничий, С.В. Степашин, В.Г. Распутин, С.М. Миронов, П.А. Синявский

Сергий радонежский начало3 мая 2019 года весь православный мир отметил 705-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого русского святого, молитвенника и заступника земли Русской. «В таких людях, как преподобный Сергий, – корни Святой Руси» – писал Святейший Патриарх Алексий II. Его жизнь и деяния стали нравственным образцом для многих поколений. />Основатель Троице-Сергиевой лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью, Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли.
4 мая в детской библиотеке-филиале № 3 в рамках работы центра православной культуры «Духовный Родник» состоялся православный видеолекторий «Сергий Радонежский – молитвенник и заступник за Русскую землю» (6+) (цикл «Святые Земли Русской»).
Сергий радонежский началоБиблиотекари познакомили читателей с биографией Преподобного, рассказали об основании им Троицкого монастыря (того самого, который мы знаем сегодня как Троице-Сергиеву лавру), о благословении святым Дмитрия Донского на Куликовскую битву…
Не оставили без внимания и чудеса, совершенные Сергием. Также дети узнали, что Сергий Радонежский является покровителем всех учащихся. Ему молятся об успехах в учёбе, и он помогает.
В заключение мероприятия был показан видеоролик «Преподобный Сергий Радонежский».

Сергий радонежский начало

А. Степанов. Преподобный Сергий Радонежский

8 октября и 18 июля – день памяти святого Сергия Радонежского. Люди называли его святым, то есть человеком, который служит Богу, никому не делает зла и молится о всех людях, а для себя не требует ничего.

ДЕТСТВО ВАРФОЛОМЕЯ, НАЧАЛО МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ, ОСНОВАНИЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

Сначала он был не святым, а обычным человеком. В детстве его звали Варфоломей, он родился в Ростове Великом. Когда город был разорен во время жестокой вражды между князьями, его семья перебралась в небольшое селение Радонеж недалеко от Москвы. Здесь он и стал жить со своими родителями Кириллом и Марией и братьями Петром и Стефаном.

В детстве Варфоломей очень долго не мог научиться читать. Буквы почему-то никак не хотели складываться в слова, и он не понимал того, что написано в книге. Ему приходилось тяжело: родители переживали, учителя наказывали, а одноклассники попросту смеялись над ним.

Варфоломей усердно молился Богу о даровании ему разума. Однажды в лесу он встретил ангела в образе старца-монаха. Узнав о его печали, старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение лучше других. Так и случилось.

После смерти родителей Варфоломей и старший брат Стефан решили уйти в лес, чтобы жить там отдельно от всех людей и служить одному только Богу. Они построили келлию (монашескую общину — прим. ВК) и храм во имя Святой Троицы.

Не выдержав суровой жизни в глухом лесу, Стефан переходит в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принимает постриг с именем Сергий. Прошли годы, и слух о Сергии как о бесстрашном и добром монахе стал приводить к нему тех, кто искал для себя уединенной монашеской жизни.

Сергий разрешал им селиться рядом, помогал отесывать бревна и строить кельи. Так образовался в лесу монастырь — будущая великая Троице-Сергиева Лавра.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: УКРЕПЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В то время Русская земля страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской получает от преподобного Сергия благословение и двух иноков из обители — бывших воинов — в помощь в борьбе с врагом. Святой предсказывает победу русского войска в битве, которая и произошла на Куликовом поле.

А в тот день, когда решалась судьба Руси, игумен Сергий стал рассказывать монашеской братии о ходе сражения, как будто сам он находится на поле боя. Именно после этой битвы князя Дмитрия нарекли Донским, и он не раз обращался к Сергию за помощью в государственных делах. Сергий мирил князей, гасил между ними вражду и ссоры, и они, оставив обиды, помогали Московскому великому князю укреплять русское государство.

СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ — ОБРАЗЕЦ ИСТИННОГО МОНАХА

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками.

Власти и иных благ земных никогда не искал Сергий. Не он бегал за властью, а она за ним. В своей обители он уступил игуменство священнику Митрофану, и лишь потом, умоленный братией, все же принял игуменский сан. Однажды восстала против него братия. Так Сергий ушел, слово худого ей не сказав: кого хотите себе главою, тот и будет, без свары отступлюсь… Предлагали ему архиерейство, да он отказался.

Бескорыстный человек, сотворивший немало чудес, добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой.

Идут к нему за советом и благословением всякие люди — от нищего до князя, и он всех принимает, никем не брезгует, ни перед кем не чинится и не высокомерничает. Святость его высока, но помимо нее есть еще какое-то народное чувство… дружества, братства.

И многие ученики преподобного Сергия расходились по всей Русской земле, положив начало многим новым монастырям — хранилищам чистоты и крепости народного духа. Не было на Руси такой семьи и такого дома, где бы не знали имя святого Сергия Радонежского. Люди шли к нему, как к родному отцу.

С годами Свято-Троицкий монастырь преподобного Сергия по праву стал духовным центром всей Руси, а потом и России.

МОСКВА, 17 сен – РИА Новости. Выпущен почтовый блок с одной маркой, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, сообщает официальный сайт Почты России.

«На почтовом блоке изображен крестный ход во главе с преподобным Сергием Радонежским на фоне Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в небе — стая голубей (последователей и учеников Сергия). Показаны исторические личности (слева направо) — великий князь Дмитрий Донской, легендарный монах-воин Александр Пересвет, а также современные православные люди, которые несут перед собой зажжённые свечи», — говорится в сообщении.

Пока приобрести юбилейный блок, вместе с художественной обложкой и конвертом с гашением можно лишь в Московском почтамте на улице Мясницкой. Номинал почтовой марки составляет 70 рублей, а общий тираж выпущенной продукции — 85 тысяч экземпляров.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) — монах Русской церкви, основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры под Москвой почитается Русской Православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли русской. Вместе со своими учениками основал более 30 монастырей, которые стали опорными пунктами развития хозяйственной культуры в пустынных землях северного Поволжья. Преподобный Сергий много сделал не только для церкви, но и для государства. В 1380 году перед  Куликовской битвой именно к нему за благословением приехал Дмитрий Донской, и 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

С начала 2014 года в России как на церковном, так и на государственном уровне широко отмечается 700-летний юбилей святого. Квинтэссенцией торжеств стало общецерковное чествование Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре в июле.

Сергий радонежский начало

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона ) или Нового Энциклопедического Словаря (). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. . В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, , совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Сергий радонежский начало 20 %

Аннотация к книге «Сергий Радонежский»

Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых, основатель Троице-Сергиевого монастыря, строитель русской духовной культуры. Явился идейным вдохновителем Куликовской битвы. Своей беспримерной скромностью и даром чудотворения снискал любовь и современников, и потомков. Книга, по сути, новаторская. В настоящее время художественной литературы христианской тематики для детей почти нет. Книга о Сергии Радонежском отчасти восполняет этот пробел. Она написана живым красочным языком. Ярко передана атмосфера быта и нравов XIV века.
Для среднего школьного возраста.

  • Покупатели 5

Книга о жизни преподобного Сергия Радонежского. Хорошо издана – четкий, довольно крупный шрифт, плотные, почти белые страницы (офсет).
Написана живым художественным языком в форме рассказов. Исторические факты даются в виде небольших вставок (визуально это выделяется листом пергамента). Очень много иллюстраций, в том числе репродукции икон и картин известнейших художников: Нестерова, Самсонова, Васнецова, Ефошкина и др.
В конце книги есть небольшой словарь слов, употребляемых в книге.

В современном мире человеку порой сложно обрести правильный путь, отличить добро от зла и поступить верно. Хотя почему только в современном, так было и тысячи лет назад. И если искать мудрых советов, то именно в деяниях наших предков. Казалось бы, что мы можем не знать, чему нам учиться у тех, кто жил много веков назад, ведь мы лучше, у нас развиты технологии и мир совсем изменился.

Мир, конечно же, изменился, но человек остался прежним, как и вечный выбор между правдой и ложью, любовью и ненавистью, добром и злом. А наши возросшие возможности иногда только мешают нам и становятся настоящим проклятием. История знает немало примеров мудрости. Именно поэтому нам нужно обращаться к опыту людей, сделавших правильный выбор.

Сергий радонежский начало

И у кого еще учиться, если не у святых, среди которых, подобно яркому солнцу, сияет преподобный Сергий Радонежский. Редакция «Так Просто!» расскажет тебе, почему святого так почитают верующие, что выдающегося он сделал и чему мы можем у него научиться.

Преподобный Сергий Радонежский

Праведник родился в 1314 году в с. Варницы, что в Ростовской области. У него было двое братьев — Стефан и Петр, а самого святого при крещении нарекли Варфоломеем. Родители мальчиков были знатными боярами, поэтому хорошо позаботились об образовании своих детей. В семь лет Варфоломея отдали «в учение».

В отличие от братьев, Варфоломею книжная премудрость давалась с трудом. Мальчик очень хотел исправить это и постоянно молился Богу, прося вразумить и помочь с учебой. Создатель услышал молитвы мальчика и послал ему странствующего монаха, который благословил отрока. После этого Варфоломей стал быстро и успешно учиться.

Сергий радонежский начало

С самых ранних лет Варфоломей старался помогать людям и отличался благочестивыми размышлениями. Поэтому после смерти родителей он отказался от принадлежащей ему доли наследства и отправился в скитания вместе со своим братом Стефаном. Они попросили благословения у владыки и удалились в глухие леса под Радонежем, где построили небольшую келью, а затем и маленькую церквушку Святой Троицы.

Через некоторое время Стефан покинул брата, не выдержав жизни отшельника. Он перешел в Московскую Богоявленскую обитель, а Варфоломей продолжил закалять свой дух. С молитвой он выдержал все испытания, и в 1337 году его постригли в монашеский сан. Церемония состоялась в день святого Сергия и Вакха, поэтому будущий святой получил имя Сергий.

Сергий радонежский начало

Отшельник провел в своей уединенной келье больше года. Он всё время молился, постился и совершал иные деяния во имя Спасителя. Вскоре слава об иноке распространилась по Киевской Руси, и к отшельнику начали ходить те, кто мечтал о спасении души. Так у Сергия появились последователи. Сначала в обители жили 12 иноков. В 1354 г. Волынский епископ возвел Сергия в сан иеромонаха и даровал звание игумена. Так и зародилась Троице-Сергиева лавра.

Новой обители приходилось нелегко, и часто иноки страдали от нехватки пищи. Сергий подбадривал их, вселял надежду, он был для монахов примером стойкости и терпения. Благодаря его молитве излечился больной крестьянин и пришел в себя бесноватый князь. Во время засухи Сергий указал послушникам источник, в который начала прибывать вода.

А как-то Сергий увидел у келий медведя, ослабшего от голода. И пожалел, накормив краюшкой хлеба. Медведь мирно съел хлеб, а после стал навещать инока. Сергий всегда подавал зверю хлеб, и вскоре медведь стал ручным.

Сергий радонежский начало

Отличился святой тем, что он на строительство и содержание храма деньги брал не из подаяний, а зарабатывал смиренным трудом. Многие игумены осуждали его за это, ведь такой уклад противоречил православным обычаям. Но его поддерживала сама Пречистая Дева. Предание гласит, что она явилась проповеднику во время всенощного бдения, благословила обитель и пообещала, что лавра не будет отныне ни в чём нуждаться.

Еще при жизни преподобный удостоился дара чудотворения. Он воскресил ребенка, которого отчаявшийся отец считал потерянным навсегда. Слава о монахе начала распространяться, и люди стали приводить к нему больных. Никто не покидал святого, не получив исцеления. Все прославляли и почитали святого, но людская слава мало заботила его. Он по-прежнему оставался образцом смирения.

Сергий радонежский начало

Подвижник также поспособствовал объединению князей для борьбы с татарами. Он напутствовал войско перед Куликовским сражением, а во время битвы вместе с иноками служил молебен, горюя о павших и моля Господа о победе. В 1385 г. Сергий отправился в Рязань, где его мудрые советы помогли предотвратить войну между Москвой и Новгородом.

Митрополит Алексий высоко оценил деяния Сергия и предложил стать тому преемником. Но святой отказался от такой чести, выбрав простую жизнь в обители. Скончался старец 25 сентября 1392 года. Задолго до этого он предвидел свою смерть, поэтому заранее назначил следующего игумена. А перед отходом собрал всех монахов и дал им свои последние наставления.

Сергия Радонежского похоронили в основанной им церкви. Однако история на этом не закончилась. Через 30 лет иноки начали возводить новый храм на месте старой деревянной кельи. Тогда подвижник явился во сне одному из мирян с просьбой забрать его тело из земли, затопленной грунтовыми водами. Монахи открыли могилу праведника и увидели, что тело и облачение его не истлело. Мощи извлекли и перенесли в собор, где они находятся до сих пор.

Сергий радонежский начало

Случилось это 18 июля, поэтому именно в этот день отмечается день памяти преподобного Сергия Радонежского. Преподобный положил начало новой эпохи русского монашества. Его ученики продолжили дело святого и основали множество монастырей и храмов, которые известны и по сей день. В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Сейчас же нам остается вдохновляться примером смирения и силы духа святого и возносить ему молитвы. Праведник оказывает помощь в самых сложных жизненных ситуациях, оберегает вдов и детей, покровительствует мужчинам, носящим такое же имя. Сергий испытывал сложность в усвоении знаний, но благодаря стойкости преодолел и эту трудность, поэтому к нему обращаются ученики и студенты за помощью в усвоении знаний.

Так что всегда, когда сложно и нужны силы, можно обращаться с молитвой с Сергию Радонежскому. Подвижник пошлет тебе сил, терпения и смирения. Пусть эта сильнейшая молитва поможет тебе во всём!

Сергий радонежский начало

Молитва Сергию Радонежскому

«О преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! О преподобный Сергий Радонежский, услышь молитву мою, прошу тебя от всего сердца, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (имя) сдать в учении трудном. Пошли уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Помоги собраться с мыслями. На милость твою уповаю, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (имя). Даруй помощь во всех делах, пошли удачу. Защити. Избавь молитвами твоими от всех бед, напастей, не оставь за грехи. Преподобный Сергий Радонежский! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь».

СЕРГИЙ Радонежский ( в миру Варфоломей Кириллович) ( 3.5(?).1322, вариант 1314, Варницы под Ростовом — 25.9.1392, Троицкий монастырь) — религиозный подвижник, церковный деятель, духовный учитель и собиратель Руси, причислен к лику святых.

12 фото Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

В конце 30-х или начале 40-х постригся в монахи, став иноком Сергием. Опыт пустынножительства был в ту пору на Руси уникален. Сергий основал новый в этом краю вид монашеского подвига, открыл новый на Руси образ христианской жизни. Слава об его подвижничестве распространялась, к нему стали приходить монахи и селиться рядом. В 40-е XIV века возник Троицкий монастырь.

В первой половине 50-х ( а может, и раньше) Сергий стал игуменом монастыря. Свое призвание видел в самоотверженном служении ближнему, помощи и поддержке всем нуждающимся. «Розни мира сего» он противопоставлял троичный идеал любви и полного взаимного согласия. Сергий выполнял в монастыре самую тяжелую работу: ставил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеба, шил одежду, готовил пищу для братии, служа ей «как раб купленный», — и соединял этот труд с молитвенным бдением и постом, с духовным попечением о послушниках и монахах своей обители. В монастыре по решению Сергия было введено забытое к тому времени на Руси общежительство, предполагавшее общность имущества всех монашествующих и совместные их труды в обители. Сергий воспользовался при этом советом константинопольского патриарха Филофея, приславшего в дар монастырю наперсный крест.

Сергий радонежский начало

В связи с введением « общей жизни» в монастыре возникли разногласия; предъявил права на руководство общиной вернувшийся из Москвы Стефан. Сергий тайно ушел тогда на реку Киржач, где основал Благовещенский монастырь. К нему стали переходить монахи из Троицы. Однако по повелению митрополита Алексия, Сергий был должен вернуться в Троицкий монастырь, а роптавшие на него монахи были удалены из обители. Троицкий монастырь дал пример и норму монашеской жизни. Он стал тем духовным центром, откуда на северо-восток Руси распространялось отшельническое монашество и монастырское общежительство. Здесь, на водоразделе Волги и Двины, в глухих непроходимых лесах, в XIV веке возникает северная Фиваида, небывалый до того на Руси край аскетов-отшельников, избравших « бездомность», пребывание вне здешнего, земного града, в котором « несть спасения». Здесь раскрывает себя « Церковь, явленная именно в ее социальном ино-бытии, как « новое жительство» «не от мира сего» ( Г.Флоровский).

По благословению Сергия из Троицкого монастыря уходят в пустыню Сильвестр и Павел Обнорские и затем становятся основателями монастырей в Комельском лесу. Под влиянием Сергия основывает общежительные монастыри Димитрий Прилуцкий. По его же благословению основан Федором и Павлом Борисоглебский монастырь на Устье.

Едва ли не впервые на Руси Сергий обретает мистический опыт высшего мира. Горние силы говорят с ним « на языке огня и света» ( Г.Федотов), он слышит голоса и видит ангелов. В его келью, наконец, является на рубеже 70−80-х Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и дает ему обещание покровительствовать его обители, а иногда говорят, что и всей Русской земле. Причем Сергий видит Богоматерь не духовными, а телесными очами, наяву и лично.

Троицкий монастырь при Сергии был школой умного делания, ведущего к откровению божественного света. И нельзя исключить причастности к этой практике учеников и собеседников Сергия, подвизавшихся в ярославских пределах. Главное дело Сергия, по Ключевскому, — нравственное воспитание народа живым примером общего усиленного труда на общественное благо, посвященности Богу, взаимного служения друг другу.

Сергий радонежский начало

Дискуссионны отдельные моменты религиозно-политической деятельности Сергия. Прочно опирается на традицию и хорошо аргументирован вывод о том, что Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича, посетившего его в Троице, на противоборство Орде, на освобождение Руси от ордынского бремени. Будучи главным духовным авторитетом на Руси, Сергий не мог уклониться от участия в судьбоносных решениях. Очевидно, он признал борьбу с Мамаем священной войной и послал на битву против иноверцев-мусульман двух иноков-схимников, Андрея Ослябю и Александра Пересвета, а также грамоту к войску. Заботясь о духовном единении Руси на основе братской христианской любви, Сергий стремился к прекращению кровавых усобиц. В 1885 после бесед с ним в Рязани рязанский князь Олег Иванович заключил с Москвой вечный мир.

Вместе с тем, Сергий был против дробления вселенской Церкви на части, соответственно государственным границам. Справедливо видя в стремлении князя Дмитрия Ивановича попытку приручить Церковь, насадить в митрополиты свою креатуру, подчинить ее светской власти, он не всегда находил общий язык с Москвой, поскольку единство всех христиан для него было важнее, чем локальные московские интересы.

Мощи Сергия были обретены 5 июля 1422. В 1422−23 был построен каменный Троицкий собор над его могилой. В его память Андрей Рублев написал икону Троица для иконостаса Троицкого собора. Житие Сергия Радонежского создано Епифанием Премудрым ( и переработано Пахомием Логофетом). Канонизация — 1448−1449.

« Духовное влияние преп. Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа… При имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» ( В. Ключевский).

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Сергий радонежский начало

Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию с клеймами жития» написана в конце XVII века мастером-иконописцем Троице-Сергиева монастыря. Сюжетом для нее послужило предание о явлении Богоматери и апостолов Петра и Иоанна преподобному Сергию Радонежскому в присутствии его ученика Михея.
Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322–1392) – один из самых почитаемых на Руси святых. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях и воспитатель целого поколения игуменов – основателей многих известных монастырей, Сергий сыграл выдающуюся роль в истории Московского государства.
В народной памяти имя святого неразрывно связано с почитанием святой Троицы и основанной им недалеко от подмосковного Радонежа обители Живоначальной Троицы, ставшей со временем центром духовной жизни русского народа. Особое почитание преподобного Сергия получило самое широкое распространение и нашло отражение в многочисленных образах, созданных на протяжении нескольких столетий. Иконография Сергия Радонежского основана на Житии, составленном иноком Троице-Сергиева монастыря, учеником Сергия Епифанием Премудрым в 1417–1418 годах и переработанное афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года. Наиболее ранние изображения сюжета о явлении Богоматери Сергию в русском искусстве относятся ко времени обретения мощей преподобного (1422) и вскоре после появления жизнеописания святого. Древнейшее сохранившееся изображение этого чуда находится на деревянном напрестольном кресте мастера Троице-Сергиева монастыря Амвросия середины XV века.

Епифаний Премудрый повествует о том, что однажды, в пятницу Рождественского поста (предположительно в 1385 г.) после вечерней молитвы,преподобный Сергий обратился к своему ученику Михею со словами: «ЧАДО, БУДЬ БДИТЕЛЬНЫМ И БОДРСТВУЙ, ПОТОМУ ЧТО ВИДЕНИЕ ЧУДЕСНОЕ И УЖАСНОЕ БУДЕТ НАМ СЕЙ ЧАС». После чего раздался голос: «СЕ ПРЕЧИСТАЯ ГРЯДЕТ!», Сергий вышел из кельи и увидел Богоматерь в сопровождении апостолов, Петра и Иоанна Богослова. «И ОН РАСПРОСТЕРСЯ НИЦ, НЕ БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ПЕРЕНОСИТЬ НЕСТЕРПИМЫЙ СВЕТ. ПРЕЧИСТАЯ ПРИКОСНУЛАСЬ К НЕМУ РУКАМИ СВОИМИ И СКАЗАЛА: «НЕ УЖАСАЙСЯ, ИЗБРАННИК МОЙ, Я ПРИШЛА ПОСЕТИТЬ ТЕБЯ. УСЛЫШАНА МОЛИТВА ТВОЯ ОБ УЧЕНИКАХ ТВОИХ, О КОТОРЫХ ТЫ МОЛИЛСЯ, И ОБ ОБИТЕЛИ ТВОЕЙ; НЕ СКОРБИ БОЛЕЕ, ИБО ОТНЫНЕ ОНА ВСЕМ БУДЕТ ИЗОБИЛОВАТЬ, И НЕ ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ ЖИВ, НО И ПО ТВОЕМ К ГОСПОДУ ОТШЕСТВИИ НЕОТСТУПНА БУДУ ОТ ТВОЕЙ ОБИТЕЛИ. СКАЗАВ ЭТО, ПРЕЧИСТАЯ СТАЛА НЕВИДИМА…».
Существуют два основных извода композиции: с коленопреклоненным и стоящим Сергием. На иконе из собрания музея изображен первый вариант. Иконография этого сюжета традиционна: на фоне архитектурных кулис слева стоит Богоматерь, за ее спиной – беседующие друг с другом апостолы, справа – коленопреклоненный преподобный Сергий и его ученик Михей. При этом Богоматерь представлена на иконе дважды: она прикасается к преподобному или указывает на него. На иконах довольно часто один и тот же святой может быть изображен несколько раз. Вверху в центре композиции изображение «Троицы Ветхозаветной» – символ Троице-Сергиева монастыря. Вокруг средника размещены 12 клейм, в которых представлены житийные сюжеты, расположенные слева направо: 1. Принесение Варфоломея в церковь после рождения; 2. Рождество; 3. Крещение; 4. Приведение во учение; 5. Пострижение во иноческий чин; 6. Поставление во архимандриты; 7. Труды преп. Сергия; 8. Благословение великого князя Димитрия Донского на битву; 9. Исцеление бесноватого;
10. Молитва преп. Сергия и искушение бесами; 11. Наставление братии перед кончиной; 12. Преставление преп. Сергия.
Сергий Радонежский – первый русский святой, которому явилась Богородица. В Троице-Сергиевом монастыре это событие считалось важнейшим из всех чудес преподобного и крупнейшим в истории обители. Оно стало настолько знаковым, что отмечается как общецерковный праздник 24 августа/6 сентября.
Сюжет «Явления Богоматери преподобному Сергию» входил в круг особо популярных тем для раздаточных икон Троице-Сергиевой Лавры, которые расходились по всей Руси. Иконы писали как в самой Лавре, так и во входивших в ее владения храмах и монастырях. Их также заказывали монастырские власти в разных иконописных центрах и мастерских.

Н.М. Постников (ок.1827 – ок.1897) – известный московский купец, торговец антиквариатом и собиратель икон, рукописей и церковной утвари, за 40 лет собравший самую большую в России XIX века коллекцию икон и других памятников церковной старины. В 1888 году он написал и издал «Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым», в который вошла и икона «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому, с 12 клеймами жития» (№ 613). В 1890 году обширное собрание Постникова было представлено на выставке, приуроченной к Восьмому археологическому съезду и двадцатипятилетнему юбилею Императорского Московского археологического общества. После смерти Н.М. Постникова его коллекция разошлась по разным собраниям, со временем, многие памятники оказались в государственных музеях.

Основатель Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преобразователь монашества в центральной и северной Руси, православный святой величайший подвижник земли Русской, Сергий Радонежский прославился как образец смирения и … Mai mult скромности.

Выступал святой и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой. У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на… Mai mult

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Сергий радонежский начало

Сергий радонежский начало

Преподобный Сергий Радонежский

  • Холст, масло . 248 х 248
  • Ж-1848

Пост. в 1900 от автора

М. В. Нестеров видел спасение России в поисках нравственного идеала. Носителем его для художника стал Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, подвижник, чудотворец, заступник земли русской. Образ Сергия Радонежского волновал художника на протяжении всей его жизни. Он изучал его деятельность по хроникам и летописям, в результате было создано более 15 значительных произведений, посвященных «игумену земли русской». Среди них: «Видение отроку Варфоломею»; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897; триптих «Труды преподобного Сергия», 1896—1897; «Преподобный Сергий», 1899; эскизы «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», 1898—1899 и др. Свое отношение к создаваемому образу он выразил так: «Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте. любившего родину и стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью».

РЕКОМЕНДУЕМ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Дизайн и разработка – «Музей Плюс»

Контент – «Виртуальный Русский музей»

Старый портал проекта — http://virtualrm.spb.ru
(архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП «Виртуальный Русский музей»
и БФ «Система»

Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих.

Тягостная зависимость от Ордынской власти оставила мрачный отпечаток на жизнечувствии русского народа. Тверской летописец сокрушался: «вси бо сии един род и племя Адамово, и цари, и князи, и бояре, и вельможи, и купцы, и ремественницы, и работнии людие, един род и племя Адамово; и забывшеся друг на друга враждуют, и ненавидят, и грызут, и кусают, отстоящи от заповедей Божиих, еже любити искреннего своего яко сам себе». Подвижники Православной Церкви взяли на себя тяжкую ношу спасения душ русских людей из иноземного плена.

В начале XIV в. монах тверского Богородицкого монастыря Акин- дин пишет князю св. Михаилу Ярославичу Тверскому, что его власть распространяется на клир и людей церковных — священников и монахов, которые обязаны подчиниться князю: «В твоих землях, господин княже, ты — повелитель». Формула Акиндина находится в известном сходстве с идеями Марсилия Падуанского, отрицавшего в «Защите мира» притязания папства на светскую власть, также требовавшего разделения сфер церковной и государственной власти. Однако совершенно противоположным путем формировалась идеология митрополита Алексия, провозглашавшего власть епископа выше княжеской. Уставшие от беспрестанных распрей русские люди настоятельно требовали единения в противостоянии с мощным врагом — ордынской властью. Православная церковь в этом процессе сыграла главную роль. С принятием мусульманства в Орде с первоначальной веротерпимостью времен Чингисхана решительно покончили 1 .

Испытанный временем, в том числе и ордынским лихолетьем, много веков назад возник в русском жизнечувствии феномен двоевластия. Государственная власть, административная и светская, сосредоточенная в стольном граде, сосуществовала с иной, духовной властью. Вдали от стольного града, в лесном краю, никак не заявляя о своем главенстве и не претендуя на правление в заурядном осмыслении этого слова, появляется, действует, учит и властно воздействует на умы проповедник не от мира сего. Не нуждавшаяся в мирских подтверждениях, власть этой личности неоспорима, основана она отнюдь не на силе, деньгах, связях с другими сильными мира сего. Духовный авторитет такой личности настолько высок, что именно вокруг нее возникает главное общественное средоточие подлинной, непререкаемой власти, исходящей от Господа. Именно такая власть тихо и без громогласных заверений осуществляла настоящее объединение русских людей, народа, самой русской Земли 1 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector