Сергий радонежский доклад

Сергий радонежский доклад

Много веков назад в семье зажиточных бояр у Кирилла и Марии родился мальчик, которого назвали Варфоломей. Рос он в селе Варницы под Ростовом. В 7 лет родители отправили его учиться. Но оказалось, что Варфоломею не дается чтение. Как он не старался, буквы не складывались в слова.

Однажды он в печали убежал на луг где пасутся коровы и начал горько плакать, ведь он старался, а не выходит у него читать. Так бродя по лугу он встретил странника. Это был старец странствующий по свету. Попросил он у мальчика покушать. Варфоломей отвел его к матери и та накормила странника. Мама задала ему вопрос что нового он узнал в школе и сын признался, что не может никак научиться читать. Тогда странник ласково улыбнулся и предложил прочитать ему молитву. К удивлению матери Варфоломей без труда молитву прочитал и с тех пор, начал отлично читать. А больше всего увлекался священными текстами и всей душой полюбил молитвы.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его родители переехали в город Радонеж. Там мальчик еще усерднее начал учиться и все больше времени посвящал посту и неустанной молитве. После смерти отца и матери опечаленные Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в лес где построили маленькую церквушку для того что бы молится по умершим отцу и матери.

Вскоре Варфоломей решил принять монашество и принял постриг. Когда его посвятили в монахи ему дали новое имя Сергий, а так как он жил в то время не далеко от города Радонеж. Все стали звать его Сергий Радонежский. И вскоре небольшая церковь построенная Сергием и его братом Стефаном превратилась в обитель.

У Сергия появились ученики, а сам он становится игуменом. Среди князей правящих в то время Сергий был очень уважаемым человеком, он без труда мирил поссорившихся между собой правителей и не только, а еще молился за воинов, чтоб принесли победу своим полководцам. Дмитрий Донской приезжал к Сергию прося помощи и молитвы перед Куликовской битвой и одержал победу. Сергий умел врачевать смертельные болезни и лечил травами и молитвой смертельно больных людей. Построил не один храм он при жизни, а когда-то маленькая церквушка превратилась в красивейшую и процветающую обитель. Которая приютила в своих стенах огромное количество нуждающихся в помощи людей.

Лишь любимого ученика оставил подле себя Сергий перед смертью. Он предсказал свою скорую смерть и сказал не печалится своим ученикам. Когда силы начали его покидать, он принял обет молчания и не проронил больше ни слова. После смерти Сергий стал почитаться русской православной церковью как святой. Еще при жизни он совершил множество добрых дел, а так же чудесные исцеления были не редкостью. Молятся святому военные прося победы и защиты в бою. И прося исцеления от различных недугов.

\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e \u0432 1328 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0438\u0439 \u0438\u0435\u0440\u043e\u043c\u043e\u043d\u0430\u0445 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0445\u0430\u043b \u0432 \n\u0420\u0430\u0434\u043e\u043d\u0435\u0436. \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0412\u0430\u0440\u0444\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u0439 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0438\u043c \u0431\u0440\u0430\u0442\u043e\u043c \n\u0421\u0442\u0435\u0444\u0430\u043d\u043e\u043c \u0443\u0448\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044b\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430. \u0412 \u043b\u0435\u0441\u0443 \u043d\u0430 \u0445\u043e\u043b\u043c\u0435 \u041c\u0430\u043a\u043e\u0432\u0435\u0446 \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u043b\u0438 \n\u043d\u0435\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u0435. \n

\u0412 1337 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u0432 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u0438 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0438 \u0412\u0430\u043a\u0445\u0430, \u0412\u0430\u0440\u0444\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u0439 \n\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u0438\u0433 \u043f\u043e\u0434 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u0439. \u0412\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435 \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u0438,\n \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c.\u00a0

\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u0430 \u0438 \u0432\u0441\u0451 \u043e \u043d\u0435\u043c

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью.

С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился. Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель.

О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится глав­ным образом в его житии. Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником —. Пахомием Сербом (Логофетом) — и лишь в таком виде дошёл до наших дней. Насколько это было возможно в рамках избранногоим жанра, Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ агиографа (автора жития) сведениями, почерпнутыми из летописей и других исторических источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.

Былое величие Ростовской земли и её трагиче­ский упадок, вызванный распрями князей и частыми нашествиями татарских “ратей”, определили формирование личности Варфоломея так звали Сергия до пострижения в монахи. Именно Ростов с его древними монастырями был в то время одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Здесь сохранялась древняя киевская и византийская духовная традиция, великим продолжателем которой суждено было стать Варфоломею.

Согласно житию, Варфоломей уже с детства был отмечен Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в “богоизбранности” их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моментылитургии, младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в “постные” дни недели-среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфаломей чудесным образом овладел грамотой — с помощью ангела, явившегося ему в поле под дубом в виде старика-монаха. Можно по-разному толковать эти известия. Однако вряд ли стоит сомневаться, что уже в отроческие годы Варфоломей ощутил на себе печать избранничества.

В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника Однако лишь после смерти родителей он смог осуществить свой замысел. Вместе со старшим бра­том Стефаном, который после безвременной кончи­ны жены принял монашество, Варфоломей поселился среди глухого леса в урочище (на холме) Маковец, отдалённом от Радонежа на расстояние около 12 вёрст. Братья выстроили бревенчатую келью и неболь­шую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в трёх лицах Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и единения. Всю жизнь радонежкий подвижник стремился к установлению евангельских, братских отношений между людьми. И потому современники с полным основанием называли его “учеником Святой Троицы”. Знаменитая икона “Троица” была написана Андреем Рублёвым “в похвалу” Сергию и находилась над гробницей великого старца.

Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушёл с Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Варфоломей остался один, упорно не желая вернуться к людям. Изредка его навещал некий “игумен Митрофан”, о котором известно только одно: именно он постриг юношу в монахи и дал ему свое имя — Сергий.

Постепенно в монашеской среде стал распрост­раняться слух о молодом отшельнике, живущем на Маковце. К Сергию начали приходить иноки, желавшиеподвизаться на духовный подвиг вместе с ним. Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий поначалу ограничивал “апостоль­ским числом” — двнадцать. Однако со временем всякие ограничения были отменены. Монастырь быстро рос, отстраивался. Вокруг него стали селиться крестьяне, появились поля и сенокосы. От прежней глухомани не осталось и следа.

В 1354 г. живший в Переяславле-Залесском епископ Волынский Афанасий по поручению митрополита Алексия поставил Сергия во игумена (настоятеля) и одновременно рукоположил его в сан священника. Вскоре в Троицком монастыре был введён общежительный устав. Это было смелым новшеством, т.к. почти все русские монастыри того времени придерживались так называемого особножительного устава, при кото­ром каждый инок устраивался в обители так, как позволяли ему его средства. Приходя в монастырь, богатые и знатные люди пользовались здесь теми же привилегиями и благами, что и в миру.

Совершенно иначе был устроен общежительный монастырь, киновия, идею которого подробно разработал один из “отцов церкви”, крупнейший христианский богослов Василий Великий (около 329—379 гг.). Здесь предусматривалось имущест­венное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря рас­поряжалась иноческая община во главе с игуме­ном. Монахи питались из общего котла в братской трапезной, носили одинаковую одежду и обувь, безоговорочно повиновались распоряжениям игу мена и “старцев” — наиболее уважаемых духовных наставников молодых. В то ж равенство монахов в имущественных вопрос— исключало существования в киновии многое чатой лестницы должностей. Истинноеже чие между иноками заключалось в

Ссылка на основную публикацию