Много веков назад в семье зажиточных бояр у Кирилла и Марии родился мальчик, которого назвали Варфоломей. Рос он в селе Варницы под Ростовом. В 7 лет родители отправили его учиться. Но оказалось, что Варфоломею не дается чтение. Как он не старался, буквы не складывались в слова.
Однажды он в печали убежал на луг где пасутся коровы и начал горько плакать, ведь он старался, а не выходит у него читать. Так бродя по лугу он встретил странника. Это был старец странствующий по свету. Попросил он у мальчика покушать. Варфоломей отвел его к матери и та накормила странника. Мама задала ему вопрос что нового он узнал в школе и сын признался, что не может никак научиться читать. Тогда странник ласково улыбнулся и предложил прочитать ему молитву. К удивлению матери Варфоломей без труда молитву прочитал и с тех пор, начал отлично читать. А больше всего увлекался священными текстами и всей душой полюбил молитвы.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, его родители переехали в город Радонеж. Там мальчик еще усерднее начал учиться и все больше времени посвящал посту и неустанной молитве. После смерти отца и матери опечаленные Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в лес где построили маленькую церквушку для того что бы молится по умершим отцу и матери.
Вскоре Варфоломей решил принять монашество и принял постриг. Когда его посвятили в монахи ему дали новое имя Сергий, а так как он жил в то время не далеко от города Радонеж. Все стали звать его Сергий Радонежский. И вскоре небольшая церковь построенная Сергием и его братом Стефаном превратилась в обитель.
У Сергия появились ученики, а сам он становится игуменом. Среди князей правящих в то время Сергий был очень уважаемым человеком, он без труда мирил поссорившихся между собой правителей и не только, а еще молился за воинов, чтоб принесли победу своим полководцам. Дмитрий Донской приезжал к Сергию прося помощи и молитвы перед Куликовской битвой и одержал победу. Сергий умел врачевать смертельные болезни и лечил травами и молитвой смертельно больных людей. Построил не один храм он при жизни, а когда-то маленькая церквушка превратилась в красивейшую и процветающую обитель. Которая приютила в своих стенах огромное количество нуждающихся в помощи людей.
Лишь любимого ученика оставил подле себя Сергий перед смертью. Он предсказал свою скорую смерть и сказал не печалится своим ученикам. Когда силы начали его покидать, он принял обет молчания и не проронил больше ни слова. После смерти Сергий стал почитаться русской православной церковью как святой. Еще при жизни он совершил множество добрых дел, а так же чудесные исцеления были не редкостью. Молятся святому военные прося победы и защиты в бою. И прося исцеления от различных недугов.
\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e \u0432 1328 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0438\u0439 \u0438\u0435\u0440\u043e\u043c\u043e\u043d\u0430\u0445 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0445\u0430\u043b \u0432 \n\u0420\u0430\u0434\u043e\u043d\u0435\u0436. \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0412\u0430\u0440\u0444\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u0439 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0438\u043c \u0431\u0440\u0430\u0442\u043e\u043c \n\u0421\u0442\u0435\u0444\u0430\u043d\u043e\u043c \u0443\u0448\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044b\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430. \u0412 \u043b\u0435\u0441\u0443 \u043d\u0430 \u0445\u043e\u043b\u043c\u0435 \u041c\u0430\u043a\u043e\u0432\u0435\u0446 \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u043b\u0438 \n\u043d\u0435\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u0435. \n
\u0412 1337 \u0433\u043e\u0434\u0443, \u0432 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u0438 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0438 \u0412\u0430\u043a\u0445\u0430, \u0412\u0430\u0440\u0444\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u0439 \n\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u0438\u0433 \u043f\u043e\u0434 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u0439. \u0412\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435 \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u0438,\n \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c.\u00a0
\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u0430 \u0438 \u0432\u0441\u0451 \u043e \u043d\u0435\u043c
Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью.
С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился. Основание монастыря
Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.
В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель.
О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится главным образом в его житии. Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 гг. В середине XV в. труд Епифания был отредактирован другим известным книжником —. Пахомием Сербом (Логофетом) — и лишь в таком виде дошёл до наших дней. Насколько это было возможно в рамках избранногоим жанра, Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ агиографа (автора жития) сведениями, почерпнутыми из летописей и других исторических источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.
Былое величие Ростовской земли и её трагический упадок, вызванный распрями князей и частыми нашествиями татарских “ратей”, определили формирование личности Варфоломея так звали Сергия до пострижения в монахи. Именно Ростов с его древними монастырями был в то время одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Здесь сохранялась древняя киевская и византийская духовная традиция, великим продолжателем которой суждено было стать Варфоломею.
Согласно житию, Варфоломей уже с детства был отмечен Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в “богоизбранности” их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моментылитургии, младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в “постные” дни недели-среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфаломей чудесным образом овладел грамотой — с помощью ангела, явившегося ему в поле под дубом в виде старика-монаха. Можно по-разному толковать эти известия. Однако вряд ли стоит сомневаться, что уже в отроческие годы Варфоломей ощутил на себе печать избранничества.
В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника Однако лишь после смерти родителей он смог осуществить свой замысел. Вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной кончины жены принял монашество, Варфоломей поселился среди глухого леса в урочище (на холме) Маковец, отдалённом от Радонежа на расстояние около 12 вёрст. Братья выстроили бревенчатую келью и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в трёх лицах Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и единения. Всю жизнь радонежкий подвижник стремился к установлению евангельских, братских отношений между людьми. И потому современники с полным основанием называли его “учеником Святой Троицы”. Знаменитая икона “Троица” была написана Андреем Рублёвым “в похвалу” Сергию и находилась над гробницей великого старца.
Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушёл с Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Варфоломей остался один, упорно не желая вернуться к людям. Изредка его навещал некий “игумен Митрофан”, о котором известно только одно: именно он постриг юношу в монахи и дал ему свое имя — Сергий.
Постепенно в монашеской среде стал распространяться слух о молодом отшельнике, живущем на Маковце. К Сергию начали приходить иноки, желавшиеподвизаться на духовный подвиг вместе с ним. Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий поначалу ограничивал “апостольским числом” — двнадцать. Однако со временем всякие ограничения были отменены. Монастырь быстро рос, отстраивался. Вокруг него стали селиться крестьяне, появились поля и сенокосы. От прежней глухомани не осталось и следа.
В 1354 г. живший в Переяславле-Залесском епископ Волынский Афанасий по поручению митрополита Алексия поставил Сергия во игумена (настоятеля) и одновременно рукоположил его в сан священника. Вскоре в Троицком монастыре был введён общежительный устав. Это было смелым новшеством, т.к. почти все русские монастыри того времени придерживались так называемого особножительного устава, при котором каждый инок устраивался в обители так, как позволяли ему его средства. Приходя в монастырь, богатые и знатные люди пользовались здесь теми же привилегиями и благами, что и в миру.
Совершенно иначе был устроен общежительный монастырь, киновия, идею которого подробно разработал один из “отцов церкви”, крупнейший христианский богослов Василий Великий (около 329—379 гг.). Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Монахи питались из общего котла в братской трапезной, носили одинаковую одежду и обувь, безоговорочно повиновались распоряжениям игу мена и “старцев” — наиболее уважаемых духовных наставников молодых. В то ж равенство монахов в имущественных вопрос— исключало существования в киновии многое чатой лестницы должностей. Истинноеже чие между иноками заключалось в