Сергий радонежский благословил на битву

Русское государство долгое время находилось под властью ордынцев. Разобщенные земли не могли противостоять монголам. Но народ не терял надежды освободиться. Ко второй половине XIV в. ордынская власть ослабла. К этому же времени относится и жизнь С. Радонежского. Его почитали как святого, его словам верили, ему удавалось прекратить распри между князьями. Когда пришло время выступить русскому народу против монгол, С. Радонежский благословил объединение земель под власть московского князя Дмитрия и его поход на ордынцев. Так как верил, что в единстве сила и она поможет освободиться.

Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Качество исторического материала, представляемого житием, зависело главным образом от обстоятельств, при которых писалось последнее, и от литературных целей, которые ставил себе его автор. Эти обстоятельства и

Поучение 3-е. Обретение мощей преп. Сергия, Радонежского чудотворца (Назидательные уроки из жизни преп. Сергия)

Поучение 3-е. Обретение мощей преп. Сергия, Радонежского чудотворца (Назидательные уроки из жизни преп. Сергия) I. Жизнь святых угодников Божиих для всех людей, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Вот, например, в житии ублажаемого ныне

Почему Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают с Александром Македонским?

Почему Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают с Александром Македонским? иеромонах Иов (Гумеров)Сравнение святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского с Александром Македонским относится к военным победам, одержанным великим

Завещание великого князя Дмитрия Ивановича

Завещание великого князя Дмитрия Ивановича Засобирался Дмитрий тихо к Богу, Угас во цвете лет среди цветов, И лепестками май устлал дорогу — Последний путь во царствие крестов… И в завещании по духу православном Благочестивый князь сказать спешил, Что жил всегда он с

Послание преподобного Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой

Послание преподобного Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой Рать выступила рано на рассвете,Шел впереди Ослябя о Пересветом,Два воина, два инока-монахаЗа Русь святую шли, не зная страха,В одеждах черных с белыми крестами.И трепетало княжеское

Молитвенная помощь преподобного Сергия Радонежского в Куликовской битве

Молитвенная помощь преподобного Сергия Радонежского в Куликовской битве Сошлись войска, и перед началом бояСразиться в поединке вышли двое:Орда послала биться Челубея,Он силой богатырской был овеян.От Дмитрия же схимник ПересветЗа землю Русскую жизнь положить

Л. Бутовский Преподобный игумен Сергий, благословляющий Великого князя Димитрия Донского

Л. Бутовский Преподобный игумен Сергий, благословляющий Великого князя Димитрия Донского Пять с половиною веков Стрелою времени промчало С тех пор, как от своих даров Нам Небо Сергия послало. Путем к Ростову, за Москвой, Где ныне славится святыней Обитель Троицы

АНДРОНИК, преподобный, ученик св. Сергия Радонежского

АНДРОНИК, преподобный, ученик св. Сергия Радонежского строитель Спасского монастыря в Москве, по имени его Андрониевым называемого. — Когда святитель Алексий возвращался водою из Константинополя, поднялась на черном море сильная буря, так что грозила судну потоплением.

РОМАН, преподобный, ученик св. Сергия Радонежского

РОМАН, преподобный, ученик св. Сергия Радонежского преставился в 1392 г. Мощи его почивают в основанном им Введенском Каржачском монастыре. В 1764 г. монастырь упразднен, а церкви монастырские обращены в приходские. Тогда же монастырская слобода обращена была в город Киржач

25 сентября Преподокного Сергия Радонежского, Чудотв

25 сентября Преподокного Сергия Радонежского, Чудотв Тропарь, гл. 4Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениях, бдениях же и пощениях образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух. Его

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Во главе многочисленного сонма русских святых стоят три великих подвижника: преподобные Антоний и Феодосий Печерские и преподобный Сергий Радонежский. Святые Антоний и Феодосий возсияли при начале христианской эпохи в

2. «ЖИТИЕ» СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ЕГО СОСТАВИТЕЛЬ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

2. «ЖИТИЕ» СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ЕГО СОСТАВИТЕЛЬ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ В сонме русских святых у Сергия Радонежского свое особое место. В тысячелетней истории христианской святости на Руси это место — центральное, и такое утверждение едва ли вызовет чье–либо возражение.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИКОНОПИСНЫХ ИСТОЧНИКАХ. — «МОЛЕННЫЕ» ИКОНЫ СЕРГИЯ. — «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА

ПРИЛОЖЕНИЕ IV ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИКОНОПИСНЫХ ИСТОЧНИКАХ. — «МОЛЕННЫЕ» ИКОНЫ СЕРГИЯ. — «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА Образ Сергия Радонежского, запечатленный в произведениях религиозного творчества XIV–XVI вв. (прежде всего) и умопостигаемый как образ «совокупный»,

1 Июня – День благоверного Великого князя Димитрия Донского

1 Июня – День благоверного Великого князя Димитрия Донского Благоверный Великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился 25 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством

Память Преподобного Сергия Радонежского

Память Преподобного Сергия Радонежского Сегодня мы прославляем преподобного Сергия Радонежского, великого во святых, поэтому читалось Евангелие о заповедях блаженства. Господь призывает нас к высокому совершенству. Он говорит: "Будьте совершенны, как совершенен Отец

Сергий радонежский благословил на битву

21 сентября 1380 года в Куликовской битве русские полки Дмитрия Донского разгромили ордынское войско. После победы на Куликовом поле, на которую Донского благословил Сергий Радонежский, Русь обрела независимость и единство

Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек. План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе – начале сентября.

19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.

Узнав о движении неприятельского войска во главе с Мамаем к Москве, князь Димитрий Иванович обратился к другим русским князьям с призывом объединить усилия для отпора ордынцам. Сбор русских полков был назначен в Коломне, в состав объединённого войска вошли представители абсолютного большинства уделов тогдашней Руси. На битву с врагом войско благословил преподобный Сергий Радонежский и дал князю Димитрию в подкрепление двух своих иноков – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), облачённых не в доспехи и латы, а в обычные монашеские схимы с изображённым на них крестом. В «Сказании о мамаевом побоище» об этом историческом эпизоде сказано так: «И дал им Сергий вместо тленного нетленное оружие – Крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».

Сергий радонежский благословил на битву

Сражение состоялось 8 (21) сентября 1380 года на поле, называемом в народе Куликовым, что в районе места слияния маленькой речки Непрядвы и Дона, начавшись поединком одного из монахов-схимников Александра (Пересвета) с одним из сильнейших монгольских бойцов Челубеем, с ног до головы защищённого доспехами. Вопреки изначально неравному положению воинов их поединок окончился ничьей – погибли оба богатыря, что воодушевило русские полки, явив духовную силу благословения преподобного Сергия.

Сергий радонежский благословил на битву

Битва длилась много часов и была крайне жестокой. По описанию летописцев, поле боя было буквально усыпано трупами, настолько, что кони едва ли могли ступать по земле. Инициатива полностью перешла к русским благодаря действиям засадного полка, который, перейдя в наступление, преследовал врагов 50 вёрст, до берегов реки Красивая Меча, как пишет летопись, «избив их бесчисленное множество». Ордынское войско было полностью разгромлено. Русское войско также понесло немалые потери.

По свидетельствам летописцев, убитых хоронили около недели. Впоследствии на братской могиле была воздвигнута церковь, до наших дней не сохранившаяся. В память о славной победе на Куликовом поле князь Димитрий Иванович, лично сражавшийся в авангарде как простой воин, получил прозвище Донской. Прославленный в лике святых, князь Димитрий Донской вошёл в отечественную историю как дальновидный государственный деятель, истинный патриот России, храбрый воин, как один из величайших сынов своего Отечества.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов. Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом.Именно эта победа положила начало подлинному политическому, экономическому и духовному объединению русских княжеств, всего народа, которое стало залогом появления единого русского государства и его дальнейшему утверждению в качестве одной из ключевых европейских, а затем и мировых держав.

Сергий радонежский благословил на битву

Казалось бы, какая связь между великим национальным праведником и современным деловым миром? Самая прямая. Попробуем обосновать этот тезис.

Для начала мне хотелось бы познакомить сегодняшнего читателя с собственным пониманием роли Сергия Радонежского и привести цитаты наших известных соотечественников о нем. Величие духа этого уникального человека состоит в том, что он взрастил в себе такие качества, которые, начиная с XIV века, в нашем народе из поколения в поколение признаются нравственным образцом. Среди них главная черта – служение благу людей, которое в жизни Сергия Радонежском стало подвижническим служением духовному, нравственному благу своих современников – русских людей XIV века в их пути осознания самих себя самостоятельной духовно-нравственной ценностью. По сути, Сергий Радонежский воспитал нравственную гордость целого народа. Именно он основал небольшой монастырь, который впоследствии, получив название Троице-Сергиевой лавры, стал одним из духовных центров нашей страны. Многие великие люди искали и находили в нем поддержку в трудные времена.

А что отмечают в Сергии Радонежском уважаемые отечественные мыслители?

«В лице его русский народ», пишет Павел Флоренский, «сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, – получил историческое право на самостоятельность» 1 .

По словам Василия Ключевского, «есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом» 2 .

В те счастливые времена, когда мы верили в Бога, этика всех сторон жизни, включая торговлю, строилась в согласии с предписаниями религии. Сейчас, когда мы уже или, точнее сказать, пока ещё снова не верим в Бога, в основе нашего поведения лежит другая этика. Какая?

В лучшем случае это этика личной порядочности. У сегодняшних бизнесменов она покоится на соображениях собственной репутации в глазах инвесторов, партнеров, клиентов и других стейкхолдеров. Бизнесмены хотят быть честными и добросовестными, но во имя собственной прибыли.

В худшем случае это коррупционная этика. Здесь я имею ввиду не групповую этику чиновников (круговую поруку), а их личную этику оправдания своего аморального поведения, которой придерживаются как взяткодатели, так и взяткополучатели. Современное ворье в чиновничьих кабинетах или офисах частных компаний рассуждает так: «все вокруг воруют», «так устроено наше общество», «честны только дураки», «нужно уметь жить в соответствии с реалиями».

А какие соблазны влекут и тех, и других? Те же самые, что и 700 лет назад во времена Сергия Радонежского – деньги, власть, положение в своем кругу. Соблазны остаются и живут, а вот сохраняется ли сегодня учение Преподобного Сергия?

К сожалению, о нем знают лишь глубоко верующие, а для большинства людей, включая бизнесменов, этика Сергия утрачена. В университетах на уроках по этике бизнеса вам расскажут про Иммануила Канта и его призыв поступать правильно ради морального долга, а не ради получения личной выгоды или страха наказания. Призыв высокий, но абстрактный, сухой. Но разве не является более прекрасной и близкой нам идея Сергия Радонежского о служении другим людям?

Сергиева этика в современном деловом мире могла бы стать нравственной моделью для руководителей. Такие руководители дают людям пример и люди идут к ним, как шли когда-то к одинокому отшельнику в дремучем лесу среди диких зверей. Сначала Сергий Радонежский опекал монахов своей небольшой обители, потом своих учеников, разлетевшихся как птицы и основавших новые монастыри по всей стране, а затем стал духовным пастырем для целого народа. Разве мы не говорим так же о постоянном этическом обучении и воспитании участников делового круга – рабочих, менеджеров среднего и высшего уровня, топ-руководителей, работников компаний-партнеров по бизнесу, тех же служащих государственных структур – в наших университетах, бизнес-школах, на предприятиях и в организациях.

Известно, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву, внушив уверенность в правом деле и в победе над злом. Так и сейчас, из глубины веков, наш великий соотечественник может дать нам духовные силы для нравственного очищения и движения к лучшему, чистому и честному будущему.

1 Флоренский П.А., Троице-Сергиева Лавра и Россия // Соч. в 4 т. Т. 2. – М., 1996. – С. 352–369.

2 Ключевский В. О., Исторические портреты. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. М. : Правда, 1990, — C. 64-65.

День памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби православные в России отмечают 20 сентября. Эти монахи-воины были учениками преподобного Сергия Радонежского и участниками Куликовской битвы.

Когда Дмитрий Донской посетил обитель преподобного Сергия и получил благословение на борьбу с Мамаем и его союзниками, он просил у преподобного в знак обещанной ему милости Божией отпустить с ним двух иноков, знавших военное дело.

До принятия пострига Александр Пересвет был брянским боярином, а его товарищ Андрей Ослябя также был боярином, но в Любутске. Оба они имели большой опыт по части военного дела.

С радостью приняли доблестные иноки веление Сергия Радонежского готовиться к битве. Ведь поход мамаевой рати отличался от других нашествий на Русь – целью Мамая и его союзников было искоренение на Руси православия. Таким образом, Пересвет и Ослябя были защитниками не только родной земли, но и веры.

Сергий Радонежский велел им вместо шлемов и кольчуг облачиться в схимы с изображением креста, сказав: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное – да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных».

Наступил день Куликовской битвы – 8 сентября 1380 года. В полдень оба войска сошлись в устье реки Непрядвы. И тут из рядов мамаевой рати выехал воин огромного роста – звали его Челубей. Тщеславный воитель подобно древнему Голиафу грозно потрясал копьём и вызывал на бой кого-либо из русских витязей. Многие устрашились вида могучего вражьего воина – к тому же, было известно, что Челубей прошёл тайные оккультные обряды, призванные сделать его непобедимым и неуязвимым.

После нескольких минут томительного ожидания из полка Владимира Всеволодовича на боевом коне выехал инок Пересвет. Монах-воин не стерпел челубеевых поношений православного воинства. Перед боем Пересвет окропил себя святой водой, простился с Андреем Ослябей, с князьями и ратниками – и вышел на бой, громко крикнув: «Отцы и бpатиe! простите меня, грешного!»

В одном лишь монашеском одеянии, без лат и шлема, Пересвет с копьём устремился на Челубея. Оба воина ударили друг друга копьями столь сильно, что, казалось, потряслось само место битвы, – и оба пали наземь замертво.

После победы в Куликовской битве Дмитрий Донской приказал перевезти тело Пересвета в Москву, где его похоронили в Симоновской обители. Его товарищ Андрей Ослябя храбро бился с мамаевым воинством и остался жив. Позднее он был послан с поручением в Константинополь – летописный Царьград. После смерти Андрей Ослябя был погребён рядом со своим товарищем Александром Пересветом.

Сергий радонежский благословил на битву

Сетевое издание «Государственный Интернет-Канал «Россия».

Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор – Елена Валерьевна Панина.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с письменного согласия правообладателя (ВГТРК).

Сын радости: от Куликовской битвы до «Троицы» Рублева. Пять интересных фактов о жизни Сергия Радонежского

Сергий радонежский благословил на битву16 мая исполняется 700 лет Сергию Радонежскому, великому христианскому подвижнику. Он основал Троице-Сергиеву лавру и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. О значении этой грандиозной фигуры нам рассказал известный историк Николай Борисов, автор его биографии, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).

Сын радости

С юных лет мальчик полюбил уединение, воздержание и пост. Со временем семья перебралась в село Радонеж, где прошли отроческие годы Варфоломея. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука давалась тяжело. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей.

Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел старца-схимника.

Мальчик попросил незнакомого черноризца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей «начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте» (начал хорошо учиться. — «ВМ»). Этот сюжет лег в основу знаменитой картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Путь монаха

После смерти родителей Варфоломей, раздав наследство, удалился на гору Маковец, где построил деревянную церковь в честь Святой Троицы и принял монашеский постриг под именем Сергий.

В1354 году он стал игуменом Троицкого монастыря, ставшего впоследствии знаменитой Троице-Сергиевой лаврой. Преподобный Сергий старался вернуть монашество к идеалу. Чтобы монахи жили своим трудом, чтобы было равенство, чтобы в монастырях была дисциплина. Чтобы иноки никуда не выходили из обители, чтобы носили одинаковую одежду, чтобы слушались своего игу мена. Он сам вел очень простую жизнь — любил плотничать и строить, работать на огороде, никогда не садился на коня — ходил только пешком.

Куликовская битва

Сергий Радонежский жил в эпоху, когда Русь находилась под монголо-татарским игом и боролась за свою независимость от Орды. Сам Преподобный никогда не брал в руки меча, но своим словом вдохновлял воинов на победу.

Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 году Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал с ним монахов Пересвета и Ослябю.

Этим он показал, что церковь вместе со своим народом сражается на Куликовом поле.

Троица Андрея Рублева

Сергий Радонежский не писал книг, но его слова и наставления разлетелись по всей русской земле. Его биографию мы знаем из Жития, которое нам оставил его ученик Епифаний Премудрый. Среди учеников Преподобного великие христианские подвижники и святые: Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Епифаний Премудрый. Под влиянием нравственного учения Сергия находился великий древнерусский художник Андрей Рублев. В память о старце он написал «Троицу», ставшую символом русской духовности и веры.

Памятные места

Сергий Радонежский скончался в 1392 году и был похоронен в церкви Святой Троицы, в 1422 году он был причислен к лику святых Русской православной церкви. С его именем связано много мест: это Троице-Сергиева лавра, где находятся его мощи. Это село Радонеж, где можно увидеть скульптуру Вячеслава Клыкова, посвященную Преподобному.

В Москве есть улица Сергия Радонежского, а на ней стоит часовня «Проща». По преданию в этом месте игумен Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

Куликовская битва — сражение войск русских княжеств против ордынцев 8 сентября 1380 года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области.

Сражение войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников – с другой.

Отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. Через несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и направил его в сторону Москвы. Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона.

Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Куликовская битва закончилась победой русских войск. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Ссылка на основную публикацию