Распад христианской церкви на католическую и православную

Разделение христианской церкви на католическую и православную вошло в историю как “великая схизма”. Это событие произошло в 1054 году. С тех пор в христианстве существует два направления, восточное (патриархи) и западное (Папа Римский).

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Распад христианской церкви на католическую и православнуюРис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Великая схизма и ее последствия

Раскол христианской церкви на православных и католиков произошел в 1054 году. В полемике с Папой Римским принял участие Вселенский патриарх и четыре восточных патриарха единой Церкви. В Константинополе церкви латинского обряда были не просто закрыты. В них были выброшены и растоптаны Святые Дары, которые символизировали Тело и Кровь Христа. Папа Римский стал требовать всю полноту власти в христианской церкви. Для этого он использовал поддельный документ – “Константинов Дар”.

В середине июля 1054 года папские легаты отлучили от церкви, то есть предали анафеме патриарха, а спустя четыре дня сами легаты были подвергнуты такой же процедуре. Однако, анафему наложили только на них, а не на Римскую церковь.

В ходе Первого крестового похода 1096-1099 годов обе церкви сблизились. Окончательный раздел произошел в период между 1182 и 1453 годами. Сначала в Константинополе был разгромлен латинский квартал, затем западноевропейцы рыцари разгромили Византию и создали Латинскую империю, которая существовала с 1204 по 1261 год. В XIV-первой половине XV века обе стороны пытались заключить унию, в результате, в 1453 году османский султан выслал из Константинополя униатского патриарха.

Суть поддельного “Константинова Дара” заключалась в том, что император Константин Великий в IV веке якобы назначал Папу Римского господином над восточным патриархами.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Рис. 3. Великая схизма.

Что мы узнали?

Разделение единой христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году из-за разногласий патриарха Византии и Папы Римского. Предметом разногласий стали не только вопросы литургии, но и борьба за сферы влияния в Южной Европе.

Распад христианской церкви на католическую и православную

17 июля 1054 года переговоры между представителями Восточной и Западной церкви в Константинополе были прерваны. Так начался раскол христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).

Христианство стало государственной религией в Римской империи на самом ее закате, в IV веке, при принявшем крещение императоре Константине. Однако затем на некоторое время, при Юлиане II, империя снова стала языческой. Но уже с конца столетия христианство стало безраздельно господствовать на руинах империи. Христианская паства была разделена на пять патриархатов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Именно два последних стали ведущими и самыми значительными с первых веков христианства.

Но церковь не была единой уже в свои ранние века .

Сначала священник Арий проповедовал, что Христос не был одновременно и человеком, и Богом (как предписывает считать догмат о Троице), а был только человеком. Арианство было названо ересью на Первом вселенском соборе в Никее; однако арианские приходы продолжали существовать, хотя в дальнейшем и стали ортодоксально-христианскими.

В VII веке после Халкидонского собора от основной ветви откололись армянская, коптская (распространенная на севере Африки, преимущественно в Египте), эфиопская и сиро-яковитская церкви (ее антиохийский патриарх имеет резиденцию в Дамаске, но большая часть ее верующих живут в Индии) — которые не признали учение о двух естествах Христа, настаивая на том, что у него была только одна — Божественная — природа.

Несмотря на единство церкви от Киевской Руси до севера Испании в начале XI века, между двумя христианскими мирами зрел конфликт.

Западная церковь, опиравшаяся на папский престол в Риме, основывалась на латинском языке; византийский мир использовал греческий. Местные проповедники на востоке — Кирилл и Мефодий — создали новые азбуки для пропаганды христианства среди славян и перевода Библии на местные языки.

Но были и совсем мирские причины для противостояния: Византийская империя видела себя преемницей Римской, однако ее мощь из-за арабского наступления в середине VII века снизилась. Варварские королевства Запада все больше христианизировались, и их правители все чаще обращались к папе как к судье и легитиматору их власти.

Короли и византийские императоры все чаще вступали в конфликты в Средиземноморье, поэтому спор о понимании христианства стал неизбежен.

Главным поводом для конфликта между Римом и Константинополем стал спор о филиокве: в западной церкви в «Символе веры»Верую. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго. ») было добавлено слово filioque («и сына» с латинского), что означало снисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, что вызвало дополнительные богословские дискуссии. Эта практика в IX веке еще считалось допустимой, но в XI веке христиане западного обряда полностью приняли филиокве. В 1054 году в Константинополь прибыли легаты папы Льва IX, которые после безуспешных переговоров отлучили восточную церковь и патриарха.

Появилась и ответная анафема Синода Константинопольского патриархата, после которой из текста литургии на востоке исчезло упоминание папы .

Так начался раскол церквей, продолжающийся по сей день.

В 1204 году противостояние церквей приобрело еще более жесткий характер: в 1204 году крестоносцы в ходе Четвертого Крестового похода взяли Константинополь и подвергли его разорению. Конечно, в большей степени в этом была заинтересована Венеция, уничтожавшая, таким образом, конкурента на путях средиземноморской торговли с Востоком, но уже тогда отношение к православию у крестоносцев мало чем отличалось от отношения к «ереси»: храмы были осквернены, иконы разбиты.

В середине XIII века тем не менее были предпринята попытка объединения церквей в рамках Лионской унии.

Однако политика здесь победила богословие: византийцы заключали ее в период ослабления своего государства, а затем уния перестала признаваться.

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

В истории взаимоотношений христианских церквей Запада и Востока было немало острых конфликтов. Так, в середине IX в. папа Николай I (858—867), претендовавший на полновластие над всем христианским миром, и патриарх Константинополя Фотий отлучили друг друга от церкви. Такие конфликты и даже многолетние разрывы церковных отношений обычно все же заканчивались компромиссом во имя христианского единства. Иное произошло в 1054 г., когда одним из поводов к инциденту стало закрытие в столице Византии ряда храмов с латинским богослужением (см. параграф 8.2).

Глава римской церкви Лев IX направил для переговоров с константинопольским патриархом Михаилом Керулларием (1043—1058) своих посланцев во главе с кардиналом Гумбертом, видным сторонником усиления власти понтифика и его верховенства в христианском мире. Переговоры не привели к согласию. Тогда папские легаты составили послание со списком обвинений в адрес православной церкви и лично патриарха, которого предали анафеме, а само послание демонстративно возложили на престол собора Святой Софии. Патриарх, в свою очередь, созвал синод, который отлучил легатов от церкви, причем без упоминания имени папы: речь шла лишь о самих посланцах и о тех, кто был причастен к составлению списка.

Инцидент поначалу не имел значительных последствий, но спустя два десятилетия, когда Святой престол занял Григорий VII (1073—1085), ярый поборник верховенства пап, он сделал своим ближайшим советником Гумберта, и события 1054 г. приобрели особую значимость. В результате сложилась традиция считать именно этот год датой Великой схизмы католической и православной церквей — раскола, разделившего прежде единую христианскую церковь на римско-католическую и греко-православную. Окончательной реальностью схизма стала только после разгрома Константинополя в 1204 г. западными крестоносцами и создания ими Латинской империи на части владений Византии.

Попытки преодолеть взаимное отчуждение на основе унии предпринимались на Лионском соборе 1274 г. и особенно активно на Ферраро- Флорентийском соборе 1438—1439 гг., когда возникла угроза завоевания турками Византии. Однако подписанное во Флоренции соглашение большинством верующих и в Константинополе, и в Москве было воспринято как предательство и оказалось отвергнуто, а возникшие в Восточной Европе униатские церкви, ослаблявшие в этом регионе позиции православия, стали (и до сих пор остаются) еще одним фактором расхождений православия с католицизмом.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Священный Синод Константинопольской церкви отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Не за горами предоставление автокефалии Украинской православной церкви.

Расколов в истории христианства было множество. Началось все даже не с Великой схизмы 1054 года, когда христианская церковь разделилась на православную и католическую, а гораздо раньше.

Все изображения в публикации: wikipedia.org

Распад христианской церкви на католическую и православную

Напряжение между Константинополем и Римом возрастало и возрастало. Вылилось взаимное недовольство в Великий раскол 1054 года. Христианская церковь тогда окончательно разделилась на православную и католическую. Произошло это при константинопольском патриархе Михаиле I Керуларии и папе Льве IX. Доходило до того, что в Константинополе выбрасывали и затаптывали просфоры, приготовленные на западный манер – без закваски.

Многие века католическая и православная церкви формально оставались непримиримыми врагами. Лишь в 1965 году обоюдные анафемы были сняты, однако противоречия и расхождения остаются и по сию пору.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Первым расколом в христианстве принято считать Акакианскую схизму. Начался раскол в 484 году и длился 35 лет. Споры разгорелись вокруг «Энотикона» – религиозного послания византийского императора Зенона. Работал над этим посланием не столько сам император, сколько константинопольский патриарх Акакий.

В догматических вопросах Акакий не сошелся с папой Феликсом III. Феликс низложил Акакия, Акакий же приказал вычеркнуть имя Феликса из поминальных диптихов.

Папский раскол в истории также именуют Великим западным. Произошел он из-за того, что практически в одно и то же время папами были объявлены сразу два человека. Один – в Риме, другой – в Авиньоне, месте семидесятилетнего пленения пап. Собственно, окончание Авиньонского пленения и привело к разногласиям.

В 1378 году умер папа Григорий XI, прервавший пленение, и после его смерти сторонники возвращения избрали папу в Риме – Урбана VI. Французские кардиналы же, выступавшие против ухода из Авиньона, сделали папой Климента VII. Разделилась и вся Европа. Часть стран поддержала Рим, часть – Авиньон. Длился этот период до 1417 года. Папы, правившие в это время в Авиньоне, сейчас относятся католической церковью к числу антипап.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Распад христианской церкви на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе назревал еще задолго до окончательного разделения в 1054 года. Предвестником событий XI века стала так называемая Фотиева схизма. Этот раскол, датируемый 863 – 867 гг., был назван именем Фотия I – тогдашнего патриарха Константинополя.

Отношения Фотия с римским папой Николаем I были, мягко скажем, натянутыми. Папа намеревался усилить влияние Рима на Балканском полуострове, со стороны же константинопольского патриарха это вызвало сопротивление. Николай также апеллировал к тому, что Фотий стал патриархом незаконно. Закончилось все тем, что церковные лидеры предали друг друга анафеме.

Распад христианской церкви на католическую и православную

В середине XVII века произошел раскол в Русской церкви. Те, кто отказался принять реформы нового патриарха Никона, нацеленные на сближение с Византией, были впоследствии названы старообрядцами. Приверженцы старых обрядов в 1656 году и в 1666-м оказались преданы анафеме.

Противникам Никона не поздоровилось: действовали сторонники патриарха крайне жестоко. Одних ссылали в Сибирь, других сжигали в срубах, третьи же «удостоились» и того, и другого – как, например, знаменитый раскольник протопоп Аввакум. Только в XX веке было признано, что и те, и другие обряды равнозначны и имеют право на существование.

Установление Патриаршества в Византии

Официальной датой Раскола (Великой схизмы) принято считать 1054 год. Но события, предшествующие отделению Церквей, начали развиваться гораздо раньше. Истоками конфликта можно назвать отделение от Римской Империи в 395 году Византии со столицей в Константинополе. Закономерно в новой столице было установлено Патриаршества. В 472-489 годах титул “Вселенского” окончательно закрепился за Константинопольским Патриархом Акакием. Уже в то время появились существенные обрядовые расхождения в совершении Таинств и богослужений между Латинским Западом и Греческим Востоком. Так начался раскол Церкви.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Встреча Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска (2016)

Раскол Церкви

Впервые разделение на “Православие” и “Католицизм” наметилось в IX веке. Формальной причиной тому послужило недовольство Папы Николая I избранием Патриарха Фотия. Он утверждал, что Фотий был избран незаконно. На самом деле Николай I хотел стать главой над епархией Балканского полуострова. Это закономерно возмутило Константинопольскую Патриархию. Также Папа Римский (Папа — титул римского епископа) желал воплотить в жизнь концепцию римского господства во Вселенской Церкви.

Первая волна разделения продлилась до 867 года. X век был веком перемирия и установления доверительных отношений между Западной и Восточной Церковью. Но в XI веке при правлении Папы Льва IX и Патриарха Михаила Керулария произошел окончательный раскол Церкви на Католическую и Православную. Поводом для того послужило закрытие Латинских церквей в Константинополе. Папа направил Патриарху послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне церковных иерархов. Эти анафемы были личными и не распространялись на Церкви. Но они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.

Причины раскола Христианской Церкви

Почему произошел в 1054 году раскол в Христианской Церкви? В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы. Они касались представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам. Также большую роль сыграло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Особое место заняли богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь, опираясь на евангельскую цитату: “Дух истины…от Отца исходит” (Ин., 15,26) утверждала, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Католическая Церковь отстаивала свою точку зрения об исхождении Духа от Отца и Сына.

Кроме того, Католическая Церковь использовала в Таинстве Причастия пресный хлеб. Это противоречило Евангельским событиям: на Тайной Вечере Иисус Христос преломлял именно квасной хлеб.

Константинопольский собор 1583 года постановил: “Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема…”.

Окончательное разделение Церкви на Католическую и Православную

В течение еще несколько веков происходили попытки как сближения, так и события, усиливающие раскол Церкви. В результате требования Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более отдалило его от православного мира. С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Самым трагичным из них был IV крестовый поход, завершившийся разорением Константинополя. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими.

Возможно, это происходило непреднамеренно. Но такой поворот событий был логическим следствием создания Западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. Вплоть до 50-х годов ХХ века православные и католики считали друг друга раскольниками. Соответственно, общения между Церквями не было.

Отношения между Православием и Католичеством

Во время проведения II Ватиканского Собора (1962 -1965) католики признали Православную Церковь апостольской. Совершаемые православными Таинства стали считаться действительными. Между Церквями в 1980 году возобновилось официальное общение.

Что касается взаимоотношений между Церквями, то из информации на официальном сайте Московской Патриархии следует:

“Прежде всего, надо отметить, что официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность Таинств Католической Церкви. Но фактически на протяжении веков в Православии практиковался такой же чин приема католиков, который сегодня употребляется католиками в отношении православных. Это значит, что если мы принимаем в лоно Православной Церкви крещенного в Католической Церкви мирянина, мы его не крестим заново; если он прошел у католиков конфирмацию, мы его не миропомазуем; если он был католическим священником, мы его не рукополагаем в священный сан, а принимаем в сущем сане.”

В настоящее время обе Церкви отказались от взаимного употребления определения “ересь” в отношении друг друга. Каждая из сторон стремится к диалогу, что можно считать новым этапом в общении между Церквями.

Распад христианской церкви на католическую и православную

16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.

С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.

Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако этот «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) был именно жестом и не имел никакого практического или канонического значения.

Это прямо следует из самого текста декларации: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».

При изучении этой темы важно иметь в виду, что первоначально христианство было единым. Потом произошёл раскол, и образовалось в начале два направления: католицизм и православие, после появился протестантизм. Окончательное разделение христианства на католицизм и православие произошло в XI в. Католицизм распространился во многих государствах, в том числе и на белорусских землях. Отношение к католической церкви в Беларуси не всегда было одинаковым. Это зависело во многом от того, в состав какого государства входили белорусские земли, от государственно-конфессиональной политики в стране.

Слово «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Это самое многочисленное направление в христианстве. В начале XXI в. в мире насчитывается 997 млн. католиков. Особенно много верующих католиков в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Австрии, Франции, Польше и латиноамериканских странах. Приверженцы католицизма имеются в Прибалтике, Беларуси, Украине.

Первоначально существовала одна христианская церковь, вселенская, или кафолическая. Расколу христианской церкви способствовал распад Римской империи в 395 году на Западную и Восточную. Не последнюю роль в разделе христианской церкви сыграло соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Окончательный раскол произошёл в 1054 году. Папа Лев IX претендовал на территории, которые подчинялись Константинопольскому патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства. Полемика закончилась тем, что последовали взаимные анафемы (проклятия) и обвинения в ереси. Христианство раскололось на две ветви: западную или римско-католическую и восточную — православную.

Основа католического вероучения и культа является общей с православием. Римско-католическая церковь признаёт все основные догмы и обряды христианства. Но в отличие от православной церкви она имеет ряд особенностей в вероучении, в организации и культе.

Как и в православии, основой католического вероучения является Священное Писание и Священное Предание. Однако, католики Священным Преданием считают постановления всех Вселенских соборов (не только семи первых) и послания и постановления папы.

В вероучении католицизма есть несколько специфических положений. В Символе веры в догмате о Троице сказано, что Дух Святой исходит от Бога-Отца. Католики в 586 г. на соборе провозгласили, что Дух Святой исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына (филиокве).

Есть отличие в учении о Пресвятой Деве Марии. В православии она выступает как Богородица, Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождеству Господа Дева. В римско-католической церкви в 1854 г. принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1954 г. был провозглашён догмат о воскресении и вознесении Девы Марии.

Православные считают, что основой спасения являются вера и добрые дела. По учению римско-католической церкви это трактуется несколько иначе. По вероучению католиков церковь ведёт учёт и обладает запасом добрых дел и она может распоряжаться этим запасом, выделить часть тому, кто в этом нуждается, т.е. отпустить грехи. Отсюда пошла практика выдачи папских грамот — индульгенций, отпущение грехов за деньги или за заслуги перед церковью.

В католической церкви имеется догмат о чистилище (место между раем и пеклом). Туда попадают души грешников, которые не имеют смертных грехов. В чистилище они горят в очищающем огне, только после этого они попадают в рай. Если родные и близкие умершего в память о нём будут совершать добрые дела (молиться, помогать нуждающимся, жертвовать в пользу церкви), то срок пребывания души в чистилище может быть сокращён.

В отличие от православия, в католицизме имеется догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Принят он был на I Ватиканском соборе в 1870 году. Католическое духовенство принимает обет безбрачия — целибат, чего нет в православии.

Католическая церковь, как и православная, признаёт 7 таинств. Но в понимании некоторых из них есть отличия. Так, таинство крещения в католицизме совершается путём окропления водой, иногда погружением в воду, в православии преимущественно погружением в воду. Миропомазание (конфирмация) совершается не в младенчестве после таинства крещения, а в возрасте семи-восьми лет. Таинство причащения (евхаристия) отправляется у католиков пресным хлебом, у православных — квасным. Имеются и другие отличия.

Бытовой уклад жизни католиков регламентируют праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник — Рождество Христово. У католиков имеются специфические праздники. Так, например, есть праздники Сердца-Иисуса, Сердца Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии. Один из главных богородичных праздников — Вознесение Богоматери.

Католическая церковь отличается строгой централизацией власти. Ёе руководителем является Папа Римский. Он избирается пожизненно собранием кардиналов (конклавом). При папе действует Совет — Священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно находится в Риме и возглавляет папские учреждения, остальные — руководят местными церквями в различных странах мира. Папа является руководителем Ватикана, государства, расположенного в центре Рима, площадь которого всего 44 гектара. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более, чем со ста государствами. Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

Основной административной единицей в римско-католической церкви является епархия, которую возглавляет бискуп. Его назначает папа. В епархиях существуют епархиальные управления. Они решают все вопросы деятельности епархии.

В римско-католической церкви большую роль играют монашеские ордена. Всего их имеется более 150. Они занимаются вопросами страхования, пропаганды вероучения, милосердия.

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:[2]

Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,

Михаила неправо называют патриархом,

подобно симонианам, они продают дар Божий,

подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.

Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.

Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.

Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.

Подобно северианам, злословят закон Моисеев.

Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).

Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.

Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Точка зрения восточной (православной) церкви

Отлучительная грамота вряд ли могла быть названа легитимной и имеющей каноническую силу. Во-первых, грамота была написана и подписана не Папой, а кардиналом Гумбертом и другими легатами, начиналась она так: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер — всем сынам Католической Церкви. »

Во-вторых, в апреле, еще до того, как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]

Задания Д3 № 5696

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям истории России XVII в.

2) церковный раскол

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Лишнее: империя появилась при Петре, верховники при Екатерине в XVIII в.

Церковный раскол 1054. также не относится к XVII, возможно необходимо заменить это на «церковную реформу Никона» (1650-1660)

В 1054г произошел распад христианской церкви на католическую и православную, а не церковный раскол.

Вопрос составлен некорректно. В приведенном списке терминов два не относятся к XVII веку: империя (XVIII век) и урочные лета (XVI век, а точнее 1597 год. Федор Иванович)

Урочные лета продолжали действовать до 1649г.

Правильных ответов здесь 3,а не два

Россия стала Империей в 1721 году

Верховники относятся к 18 веку

Но здесь еще есть «урочные лета» ,которые появились в 1597 году=> 16 век,в задании указано,что нужно найти даты ,которые не относятся к 17 веку

Разделение церквей (Великая схизма), Великое разделение христианской церкви — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени.

Начало раскола

В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.

В X веке острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.

Конец XI века ознаменовался началом активной экспансии выходцев из Нормандского герцогства в Южной Италии. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарха и римского папы.

Приходы в Южной Италии исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель нормандцами ситуация стала меняться. В 1053 году патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда : служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено «самому почтеннейшему папе».

Отлучителная грамота. Взаимная анафема

В 1054 году папа Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого папы Льва IX, три папских легата вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Усиление раскола

События 1054 года ещё не означали полного разрыва между восточной и западной Церквями, Первый крестовый поход вначале сблизил церкви, но при продвижении к Иерусалиму обострились разногласия. Когда предводитель крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), он изгнал греческого патриарха и заменил его латинским; захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 год). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован сверху нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон.

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой действительной причиной раскола стали притязания Рима на политическое влияние и денежные сборы на территориях, подконтрольных Константинополю. Однако в качестве публичного обоснования конфликта обе стороны называли богословские разногласия.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Это конспект по теме «Разделение христианской церкви». Выберите дальнейшие действия:

2)Разделение православной церкви на православную и католическую (1054 год)
Из Википедии:
Раско́л христиа́нской це́ркви, также Вели́кий раско́л и Вели́кая схи́зма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором .
.
Распад христианской церкви на католическую и православную

Распад христианской церкви на католическую и православную

Распад константинополя, деление церкви на 2религии (православную и октолическую) создание церкви (христианской откуда идет христианство) ватикана. распала империя Карла Великого эти 4 событии в 11в

1 а)основание Киева ранее всего перечисленного б)принятие христианства киевским правителем 988 в) начало правления варягов в восточной Европе 862+/- г) распад франкского королевства 843 д) раскол христианской церкви на католическую и православную1054

По порядку сам(а) расставь

2 а)Штурм биляра (до похода на Русь, скорее всего 1236)

б)падения Киева 1240 в)завоевании государства Хорземшахов — самое раннее, это ещё Чингисхан, всё остальное— Батый.

Великий раскол — Великий раскол: Раскол христианской церкви (1054)  церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско католическую церковь на Западе и Православную  на Востоке с центром в Константинополе. Великий… … Википедия

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ — в истории папства период (1378 1417), когда папский престол одновременно занимали двое или трое боровшихся между собой пап. Конец Великому расколу положил Констанцский собор 1414 18, устранивший трех пап и избравший нового папу (Мартина V) … Большой Энциклопедический словарь

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ — «ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ», в истории папства период (1378 1417), когда папский престол одновременно занимали двое или трое боровшихся между собой пап. Конец «Великому расколу» положил Констанцский собор 1414 18, устранивший трех пап и избравший нового… … Энциклопедический словарь

Великий раскол — (Great Schism), период в истории папства. Непосредственной причиной В.р. 1378 1417 гг. послужило перенесение папской резиденции из Италии во Францию в 1309 г. Распри между итал. кардиналами и их сторонниками из числа местной знати вынудили папу… … Всемирная история

Великий раскол христианской церкви — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Великий раскол Запада — Историческая карта Великого раскола. Красным отмечены регионы, поддерживающие Авиньон, а синим Рим Великий западный раскол, Папский раскол, Великая Схизма раскол в Римской церкви в 1378 1417 годах, когда сразу два (а с 1409 г. три) претендента … Википедия

Великий Раскол — ♦ (ENG Great Schism) см. Раскол Великий … Вестминстерский словарь теологических терминов

Великий раскол — «Великая схизма» период в истории католич. церкви с 1378 по 1414 г., когда церковь возглавлялась двумя (с 1378 по 1409 г.), а затем тремя (с 1409 по 1414 г.) конкурирующими между собой папами. Начало «В.р.» было положено через год после… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Великий раскол — («Великий раскол»,) период в истории папства (1378 1417), когда на папском престоле одновременно находились двое или трое боровшихся между собой пап. Причины «В. р.» ослабление значения папства (по мере складывания в Западной Европе… … Большая советская энциклопедия

Великий раскол — см. Схизма … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

С 22 по 25 сентября в Германии находится Папа Римский Бенедикт XVI. Одна из тем его визита — сближение со второй важнейшей христианской церковью страны, евангелической. Но в чем разница между этими церквями?

Распад христианской церкви на католическую и православную

31 октября 1517 года католический монах Мартин Лютер прибил к двери церкви в немецком городе Виттенберге свои тезисы. Так повествует легенда. Возможно, он листок с этими тезисами не прибивал, но они были обнародованы. Мартин Лютер требовал реформ Римско-католической церкви. Католическая курия эти требования отвергла. В ответ возникло протестантское или евангелическое движение. Вот лишь некоторые из расхождений между католической и евангелической церквями.

Статус церкви

Распад христианской церкви на католическую и православную

Богослужение в евангелической церкви в Виттенберге

Католическая церковь претендует на статус единственной истинной вселенской церкви во главе с папой римским. У протестантов же единой церкви нет. Есть много направлений и церквей, которые признаются равноценными.

Папа римский

Католики почитают каждого папу римского как верховного понтифика, суверена святого престола, преемника апостола Петра и наместника Иисуса Христа на земле.

Протестанты, напротив, уверены, что такое толкование противоречит библейским заветам. В протестантской или евангелической церкви нет такой строгой иерархии, как в католической.

Клерус и иерархия

Рукоположение в сан для католических епископов, священников и диаконов — акт посвящения всей жизни Христу. Священнослужитель полагается ближе к Богу, чем паства.

Евангелическая церковь не рассматривает рукоположение как таинство. Сан — это обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. В принципе, это служение может нести и любой мирянин. В большинстве ветвей протестантизма допускается рукоположение в сан женщин.

Евхаристия или Святое причастие

Распад христианской церкви на католическую и православную

Лужицкие сербы в Германии отмечают праздник Тела Господня

Этот обряд восходит к тайной вечере и должен напоминать верующим о страстях и воскресении Господнем.

В католической церкви обряд причащения может проводить только рукоположенный в сан священник. Лишь он способен претворить хлеб и вино в тело и кровь Господни. Приверженцы других христианских церквей к причастию в католические храмы не допускаются.

В евангелической церкви обряд может проводить любой верующий. К причастию допускаются все крещеные христиане.

Обет безбрачия

В Римско-католической церкви обет безбрачия или целибат обязателен для всех священнослужителей и монахов. Он рассматривается как обет безраздельного служения Богу.

В евангелической церкви обет безбрачия тоже допустим, но на добровольной основе. Сам Мартин Лютер отказался от него и в 1520 году взял в жены бывшую монашку Катарину фон Бора.

Поклонение Богородице и святым

Распад христианской церкви на католическую и православную

Портрет Мартина Лютера кисти Лукаса Кранаха

Римско-католическая церковь поклоняется Пресвятой Деве Марии как матери Божьей и царице небесной. Протестанты указывают, что в самой Библии никаких указаний на избавление Девы Марии от первородного греха и ее вознесение нет.

То же и с поклонением святым. Католическая церковь канонизировала более четырех тысяч святых. Католики молят их о заступничестве, поклоняются святым мощам и верят в их чудотворную силу. Протестанты это категорически отвергают. Они считают, что верующим заступничество не нужно, они вольны обращать свои молитвы непосредственно к Богу.

Автор: Клаус Кремер / Александр Варкентин
Редактор: Андрей Бреннер

Архив

Süddeutsche Zeitung: Немецкие католики бегут из церкви

Никогда еще за последние десятилетия не порывало с церковью столько людей, как в прошлом году, отмечает газета Süddeutsche Zeitung. (30.08.2011)

Контекст

Как церковь объединяет молодежь в интернете

Всемирная встреча католической молодежи в Мадриде собрала более одного миллиона человек. Многие участники форума относятся к поколению Web 2.0. Католическая церковь давно взяла на вооружение возможности интернета. (17.08.2011)

Справка: Государство и церковь в Германии

Германия — светское государство. Формально церкви от государства отделены. На деле же государственные налоговые органы собирают церковный налог, государство предоставляет церквям льготы и дотации. (25.10.2010)

Аудио- и видеофайлы по теме

Самая известная церковь Дрездена

Колокол как яблоко раздора

Церковь зажигает

  • Дата 22.09.2011
  • ТемыФранциск, папа римский, Папа римский, Понтифик, Католичество, Urbi et Orbi (Городу и миру)
  • Ключевые словапапа римский, римско-католическая церковь, католическая церковь, евангелическвя церковь, протестанская церковь, бенедикт, святое причастие
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/12UDB

Также по теме

Распад христианской церкви на католическую и православную

Бенедикта XVI обвинили в покрывательстве священников-педофилов 20.01.2022

Авторы доклада пришли к выводу, что в свое время мюнхенский архиепископ Ратцингер, будущий папа римский Бенедикт XVI, знал о случаях сексуального насилия со стороны священников, но ничего не предпринял.

Религия – это духовная составляющая жизни, по мнению многих. Сейчас существует множество различных верований, но в центре всегда два направления, которые привлекают больше всего внимания. Православная и католическая церкви являются самыми обширными и глобальными в религиозном мире. Но когда-то это была одна единая церковь, единая вера. Почему и как произошло разделение церквей, судить достаточно сложно, ведь до наших дней дошли лишь исторические сведения, но все же из них можно сделать определенные выводы.

Раскол

Официально распад произошел в 1054 году, именно тогда появилось два новых религиозных направления: Западное и Восточное или, как их еще принято называть — Римско-Католическое и Греко-Католическое. С тех пор считается, что приверженцы восточной религии ортодоксальны и правоверны. Но причина разделения религий начала зарождаться задолго до девятого века и понемногу приводила к большим разногласиям. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную было вполне ожидаемым на почве этих конфликтов.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Разногласия между церквями

Почву для проведения великого раскола прокладывали со всех сторон. Конфликт касался практически всех сфер. Церкви не могли найти согласия ни в обрядах, ни в политике, ни в культуре. Характер проблем был экклезиологическим и богословским, и надеяться на мирное решение вопроса было уже невозможно.

Разногласия в политике

Главная проблема конфликта на политической почве заключалась в антагонизме между императорами Византии и Римскими Папами. Когда церковь только зарождалась и вставала на ноги, весь Рим представлял собой единую империю. Все было едино — политика, культура, и во главе стоял лишь один правитель. Но с конца третьего века начались политические разногласия. Все еще оставаясь единой империей, Рим разделился на несколько частей. История разделения церквей напрямую зависит от политики, ведь именно император Константин положил начало расколу, основав новую столицу в восточной стороне Рима, известную в наше время как Константинополь.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Естественно, епископы начали основываться на территориальном положении, и поскольку именно там была основана кафедра апостола Петра, решили, что пора заявить о себе и получить больше власти, стать главенствующей частью всей Церкви. И чем больше времени проходило, тем более амбициозно воспринимали положение епископы. Западную церковь охватила гордыня.

В свою очередь Римские Папы отстаивали права церкви, не зависели от положения политики, и иногда даже выступали против имперского мнения. Но что было главной причиной разделения церквей на политической почве, так это коронация Карла Великого папой Львом Третьим, в то время как византийские приемники трона полностью отказывались признавать правление Карла и в открытую считали его узурпатором. Таким образом, борьба за трон отразилась и на делах духовных.

Разногласия в культуре

Главным камнем преткновения в культурной сфере стало различие языков. Так, на Востоке главным языком был греческий, а на Западе – латынь. Во времена, когда империя была одной, в обиходе были оба наречия, но начиная с 1450 года языки стали забываться, а после 1600 года в Византии не осталось жителей, способных читать на латыни. Иными словами, чтобы прочитать литературу друг друга, люди искали переводы, в противном случае увлекались разными книгами. И это стало одной из проблем, что было главной причиной разделения церквей.

Восточные жители отдавали предпочтение Аристотелю и Платону, Западные – Сенеке и Цицерону. Что касается богословия, то греки больше чтили Златоуста и других отцов Вселенских Соборов. А вот для римлян проще было понимать блаженного Августина, ведь его речи намного понятнее и написаны более доступно, без лишних утончений и приукрашивания.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Экклезиологические разногласия

Во многих источниках указывается, что было главной причиной разделения церквей. Это политика и культура. Они, несомненно, оказали большое влияние на распад, но все же есть и другие моменты, которые следует учесть. Рим и Константинополь все больше отдалялись друг от друга. Вся эпоха была направлена на то, чтобы восточные жители слышали учение о Константинопольском патриархе, а западные – о римском епископе. Но несмотря на все усилия римский папа все же считался главой Вселенской церкви и первым в этой иерархии. И если епископы и патриархи стремились к монархии, то греки предпочитали оставить право голоса за решением всего Собора, то есть коллегии.

Богословские разногласия

С точки зрения божьего учения ответ на вопрос, что было главной причиной разделения церквей, заключался в латинском учении Филиокве. Это схождение Святого Духа от Отца и Сына. Византийцы сделали главным символом Отца и Сына, то есть дух исходит от них обоих, что привело к серьезным разногласиям. Иными словами конфликт возник на почве того, что Запад изменил священное писание без согласия Соборов. Кроме того, вопрос об исходящем Духе от Сына считается ересью и по сей день. Ведь все-таки главным считается сам Бог, то есть отец, но никак не Его Сын.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Разногласия в обрядах

Вся история христианства включает в себя множество различных обрядов и различия между ними в разных церквях. Разделение христианской церкви на католическую и православную частично произошло на почве мелких различий в проведении обрядов. Так, например, в одной церкви ели пресный хлеб, в другой – квасной. Подобные мелочи превращались в серьезную проблему ведь, по мнению одних, другие нарушают понимание Божьего слова. И это, несомненно, привело к агрессии между представителями Римской и Константинопольской епархий.

Повод для раскола

Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Уже очень скоро — в 1054 году единство новой христианской религии славян было подвергнуто жестокому испытанию: распад христианской церкви расколол и славянство надвое – римско-католическое славянство, и православное славянство — греко-Кафальческой церкви. Рим, немало помогавший братьям Кириллу и Мефодию в их борьбе с немецкими епископами, как бы оказался в чужом стане. А сколько других расколов ещё разрывали потом душу и тело славянского единства! Казалось, тема единства должна была умолкнуть совсем. Но мы всё же возвращаемся к ней. Как историка меня всегда интересует проблема единства старого и нового и вторая, не менее вечная проблема, вытекающая из первой: насколько новое – действительно новое, а старое – безвозвратно старое?

В IV веке римско-католическое христианство признаётся официальной религией в странах Римской империи. Почти тысяча лет ушла затем на то, чтобы христианской стала вся остальная Европа – с юга на север и с запада на восток. Историкам религии известно, конечно, все в подробностях, но мне кажется, что у нас немногие задумывались над тем обстоятельством, что из всех славянских народов Русь, оказывается, крестилась последней. Ещё к VIII веку относят крещение Словении, Хорватия крестилась около 800 года, в первой половине IX в. – Чехия, в течение IX в. – Сербия и Болгария. Даже поляки, обитавшие тогда в стороне от больших дорог, крестились лет на двадцать раньше, чем Киевская Русь. Получается, что «путь из варяг в греки», с которым связывают введение христианства на Руси и который мелькает поэтому в нынешних юбилейных высказываниях, имел относительно более скромное значение, чем то, которое ему приписывают.

Позже Руси крестилась лишь окраинная Скандинавия, как раз те самые «варяги» и – что любопытно – близкая соседка Руси Литва крестилась последняя – всего шестьсот лет назад. К концу X века, на который приходится крещение Руси, христианство понесло уже значительные утраты именно на Востоке, на близком к Руси Кавказе; постепенно переходит в ислам Абхазия, неподалеку от древнерусского Тмутороканского княжества, а от такой христианской страны, как Кавказская Албания, с обращением в ислам не остается ничего – ни культуры, ни государственности, лишь скудные следы в Ширване (Северный Азербайджан), о которых могут гадать специалисты.

Православное христианство почти с самого начала существовало в условиях конфронтации с мусульманским Востоком, и славянское православие вынуждено было уступить турецкому исламу ряд своих позиций на Балканах – в области сербохорватского языка (Босния), в болгаро-македонской области. Случаи перехода русского населения из христианства в магометанство мне неизвестны.

«Там копья всадники ломают… чтоб сбить с коней своих противников скорей».

1) о турнире 2) об осаде замка 3) о военных столкновениях племен 4) о военных походах

Земля, передаваемая по наследству, называется:

1) майорат 2) бенефиций 3) феод 4) вассалитет

Византия вела торговлю:

1) с Ираном 2) с Индией 3) с Китаем 4) верно все перечисленное

Наиболее известный император Византии:

1) Константин 2) Юстиниан 3) Хлодвиг 4) Карл Великий

Арабы проживали на:

1) Аравийском полуострове 2) Балканском полуострове 3) Апеннинском п-ве 4) п-ве Индостан

Натуральное хозяйство – это:

хозяйство, при котором производится все самое необходимое для собственного потребления

хозяйство, при котором производится все для продажи

хозяйство, при котором производится все для собственного потребления и для продажи

хозяйство, при котором все производится только для потребления феодала

Причины разделения сельского хозяйства и ремесло:

1) нехватка земли 2) рост потребностей 3) развитие скотоводства 4) развитие огородничества

Объединение городских ремесленников – это:

1) союз ремесленников 2) гильдия 3) цех 4) коммуна

Освободившись от власти сеньоров, города назывались:

1) коммуна 2) ратуша 3) полис 4) мэрия

Поговорка «Что с возу упало, то пропало» связана:

1) с грабежом купеческих караванов 2) с правом сеньора брать вещи за провоз товаров по его земле

3) с феодальной собственностью на землю 4) с пошлиной за переезд из одного феодального владения в другое

Расшифруйте термин: Десятина это — …

15*. А) Перечислите семь религиозных таинств Б) изобразите схему обработки земли в средневековой деревне

В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари:

1) Латинское королевство 2) Сардинское королевство 3) Королевство Барбароссы 4) Сарацинское королевство

Крестьянин Видвард должен раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен. Такой вид платы называется:

1) оброк 2) барщина 3) десятина 4) дань

Выражение: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части» — связано:

1) с распадом империи Карла Великого 2) с неудачными завоевательными походами Карла Великого

3) с распадом государства Хлодвига 3) с завоеванием франками Галии

Земля, данная за службу в армии короля, называется:

1) патронат 2) майорат 3) феод 4) бенефиций

Столица Византийской империи:

1) Стамбул 2) Мекка 3) Константинополь 4) Александрия

Основное занятие арабов-бедуинов:

1) скотоводство 2) земледелие 3) ремесло 4) охота

Византия могла защищать свои границы и даже вести завоевательные войны благодаря тому, что:

1) император мог содержать большую армию и сильный флот 2) она была сильным государством

3) ее окружали очень слабые государства 4) ее армия была хорошо вооружена

Название религии арабов, которая способствовала объединению государства:

1) язычество 2) ислам 3) христианство 4) буддизм

В VIII в. у арабов образовалось государство:

1) каганат 2) халифат 3) королевство 4) империя

Объединение купцов называлось:

1) гильдия 2) цех 3) коммуна 4) ратуша

Первые города возникали:

1) у важных торговых дорог 2) у замков феодалов 3) у монастырей 4) верно все выше перечисленное

Устав цеха требовал от ремесленника:

1) совершенствование орудий туда 2) не заниматься торговлей

3) продавать только по цене, установленной цехом 4) определенное количество станков

Причины отделения ремесла от сельского хозяйства:

1) рост спроса на качественные товары 2) нехватка земель 3) развитие огородничества 4) господство натурального хозяйства

Расшифруйте термин: Хиджра – это …

15*. А) Перечислите правила из устава ремесленников Б) Нарисуйте схему вассально-сеньориальных отношений и объясните ее (письменно).

16 июля 1054 года произошёл распад христианской церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую). Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а исповедывающие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными. Великий раскол между Восточной и Западной Церквами вызревал постепенно, в результате долгих и сложных процессов, начавшихся задолго до XI в.

Разногласия между Востоком и Западом коренились в политическом антагонизме между Римскими папами и византийскими императорами (василевсами). В отличие от константинопольских патриархов, римские папы сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись им, если не считали нужным, а иногда и открыто выступали против них.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Кроме того, в 800-м году папой Львом III в Риме императорской короной был коронован как римский император король франков Карл Великий, который в глазах современников стал «равным» Восточному императору и на политическую силу которого получил возможность опираться Римский епископ в своих притязаниях. Императоры Византийской империи, сами считавшие себя преемниками Римской империи, отказались признать императорский титул за Карлом. Византийцы рассматривали Карла Великого как узурпатора, а папскую коронацию — как акт раскола внутри империи.
Главным пунктом богословского спора между Церквами Востока и Запада было латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве). Это учение, основанное на тринитарных воззрениях блаженного Августина и других латинских отцов, привело к внесению изменения в слова Никео-Цареградского Символа Веры, где речь шла о Святом Духе: вместо «от Отца исходящего» на Западе стали говорить «от Отца и Сына (лат. Filioque) исходящего». Выражение «от Отца исходит» основано на словах Самого Христа (см.: Ин. 15:26) и в этом смысле обладает непререкаемым авторитетом, тогда как добавка «и Сына» не имеет оснований ни в Писании, ни в Предании раннехристианской Церкви: её стали вставлять в Символ Веры лишь на Толедских Соборах VI-VII веков, предположительно в качестве защитной меры против арианства.

Обрядовые различия между Востоком и Западом существовали на протяжении всей истории христианства. Богослужебный устав Римской Церкви отличался от уставов Восточных Церквей. Целый ряд обрядовых мелочей разделял Церкви Востока и Запада. В середине XI века главным вопросом обрядового характера, по которому разгорелась полемика между Востоком и Западом, было употребление латинянами пресного хлеба на Евхаристии, в то время как византийцы употребляли квасной хлеб. За этим, казалось бы, незначительным отличием, византийцы видели серьезную разницу в богословском воззрении на сущность Тела Христова, преподаваемого верным в Евхаристии: если квасной хлеб символизирует то, что плоть Христова единосущна нашей плоти, то опреснок является символом отличия плоти Христовой от нашей плоти. В служении на опресноках греки усматривали покушение на сердцевинный пункт восточнохристианского богословия — учение об обо́жении (которое на Западе было мало известно).

Всё это были разногласия, которые предшествовали конфликту 1054 года. В конечном счете Запад и Восток разошлись в вопросах вероучения, главным образом в двух вопросах: о папском примате и о Filioque.

В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока.
Весной 1054 года в Константинополь прибывает посольство из Рима во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Вместе с ним, в качестве легатов, прибыли диакон-кардинал Фридрих (будущий папа Стефан IX) и архиепископ Амальфийский Петр. Цель визита была встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с Константинопольским патриархом Михаилом Керулларием, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов. Они продолжали действовать с прежним дерзновением, желая проучить непослушного патриарха.

16 июля 1054 года, когда Софийский собор был переполнен молящимся народом, легаты прошли к алтарю и, прервав богослужение, выступили с обличениями в адрес патриарха Михаила Керуллария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его приверженцев от общения и выдвигалось десять обвинений в ереси: одно из обвинений касалось «опущения» Филиокве в Символе веры. Выйдя из храма, папские послы отрясли прах со своих ног и воскликнули: «Пусть видит и судит Бог». Все настолько были поражены увиденным, что стояла гробовая тишина. Онемевший от изумления патриарх поначалу отказывался принять буллу, но потом повелел перевести ее на греческий язык. Когда содержание буллы огласили народу, началось столь сильное волнение, что легатам пришлось спешно покидать Константинополь. Народ поддержал своего патриарха.

20 июля 1054 года патриарх Михаил Керулларий созвал Собор из 20 епископов, на котором предал папских легатов церковному отлучению. Деяния Собора были разосланы всем Восточным патриархам.

Так произошла «великая схизма». Формально это был разрыв между Поместными Церквами Рима и Константинополя, однако патриарха Константинопольского впоследствии поддержали другие Восточные Патриархаты, а также молодые Церкви, входившие в орбиту влияния Византии, в частности Русская. Церковь на Западе со временем усвоила себе наименование Католической; Церковь же на Востоке именуется Православной, поскольку сохраняет неповрежденным христианское вероучение. И Православие, и Рим равно считали себя правыми в спорных вопросах вероучения, а своего оппонента неправым, поэтому после схизмы и Рим, и Православная церковь притязали на звание истинной церкви.

Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан. Русский игумен Даниил Черниговский, совершивший паломничество в Иерусалим в 1106-1107 гг., застал греков и латинян согласно молящимися в святых местах. Правда, он с удовлетворением отметил, что при сошествии Святого огня на Пасху греческие светильники чудесным образом возгорались, а вот латиняне вынуждены были зажигать свои светильники от греческих.

Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило только с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

Церковь — крупнейший феодал — источники богатства и власти церкви

В средние века церковь обладала над людьми огромной властью. Люди были тёмными и невежественными. Землетрясения и солнечные затмения, частые неурожаи и повальные болезни — всё это внушало им суеверный ужас.

Церковь, ссылаясь на «священные книги», объясняла все эти события так, как это ей было выгодно. Священники утверждали, что стихийные бедствия «ниспосланы богом людям» в наказание за их непослушание господам, власти.

Распад христианской церкви на католическую и православную

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

Распад христианской церкви на католическую и православную

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Но не только трудом своих крепостных богатела церковь. Все трудящиеся должны были выплачивать ей десятину. Большой доход приносила церкви торговля «священными грамотами» — индульгенциями. Церковники внушали невежественным людям, что купившему индульгенцию бог простит все грехи. Римские папы составили даже специальный прейскурант — за какое преступление сколько надо платить, чтобы получить «отпущение грехов». Другим доходным для церкви делом была торговля «мощами святых». В церквах и монастырях продавались поддельные части тела различных «святых». При этом нередко оказывалось, что у одного и того же святого несколько носов, множество ушей, рук и ног.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Разделение христианской церкви.

Положение христианской церкви в Византии и на Западе было неодинаковым. В Византии глава христианской церкви — константинопольский патриарх — подчинялся императору. На Западе же глава церкви- римский папа — с распадом Франкской империи стал независимым. Папы завладели богатейшими землями. В Италии образовалась особое папское государство с центром в Риме.

  • «католическая» означает «всеобщая»;
  • «православная» — «истинная».

Католическая церковь господствовала в странах Западной и Центральной Европы; православная церковь — в Византии и на Руси.

Могущество пап римских.

Как огромный спрут, распустила католическая церковь свои щупальца по всей Западной Европе.

Менялись королевские династии, но власть пап римских сохранялась. Папы провозгласили себя наместниками бога на Земле, а королей и императоров — своими вассалами. «Как луна получает свой блеск от солнца, так и император получает свою власть от папы», — говорил один из пап.

Чтобы обосновать свои мнимые права на верховную власть в Европе, папы изготовили подложную грамоту — «Константинов дар». В ней говорилось, будто бы древнеримский император Константин даровал папе верховную власть над всеми западными странами. К таким подлогам папы прибегали не раз. А если какой-нибудь король не слушался, папа порой «отлучал его от церкви». Это означало, что король больше не признаётся католиком и вассалы могут ему больше не подчиняться. Местные феодалы, пользуясь разрешением папы, немедленно поднимали мятеж. «Отлучение от церкви» заставило даже гордого германского короля босым, в одежде кающегося грешника три дня стоять на снегу, вымаливая себе у папы прощение.

Нередко папы, чтобы добиться послушания со стороны непокорных королей, накладывали запрет на богослужение в их странах. Тогда все попы и монахи лишались права служить в церквах службу, крестить новорождённых, отпевать умерших. Для невежественных и тёмных людей того времени это было страшным бедствием; они не сомневались, что несоблюдение подобных обрядов грозит им адом в «загробной жизни». А местные феодалы снова пользовались случаем, чтобы восстать против короля. Так случилось в начале XIII века в Англии, когда король осмелился не подчиниться решению папы. Вскоре он должен был раскаяться в своём неповиновении. Опустившись на колени перед папским послом, он признал себя вассалом Рима и обязался ежегодно выплачивать папе крупную сумму денег.

Папы побаивались сильных королей и с такими правителями спорили неохотно. Но чем слабее в стране была власть короля, тем свободнее распоряжался там папа. Многие папы строили планы подчинить себе весь мир, всех людей превратить в католиков, править ими и собирать с них налоги в свою пользу.

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.

Проблема предупреждений очень важна сегодния для понимания междунардных отношений. Следует обратить внимание на то, что термины стереотип и предупреждение очень часто употребляются как синонимы. В то время, как заметила Ида Курч, стереотипом пользуемся в мышлении, зато предупреждением — в действии. В современных меж-дународных отношениях причиной возникновения предупреждений часто являются религиозные различия, которые используется политически.С IX века начался распад единой христианской церкви на восточную (православную) и западнюю (католическую). Разделение церквей повлекло за собой возникновение враждебных отношений между ними, но тоже между народами. Этот конфликт оказал существенное влияние на российско-польские взаимоотношения. Религия начала играть роль механизма отделяющего Своих от Чужих. В одной цивилизаци Пакс Христиана складываются два типа культур, традиций. Поэтому установление нормальных отношений между католиками и православными является очень затруднительным.

Понимание вещей дается очищенному сердцу и это понимание вырастает по мере нашего духовного роста. Но сейчас я буду говорить, главным образом, о католическом официальном учении в Церкви.

Для начала же хочу сказать, что, несмотря на все различия с нашей Православной Церковью, в Католической Церкви были великие святые, и есть настоящая вера и в служителях Церкви и в отдельных людях. Мы же, несмотря на полноту Истины, которою обладает наша Православная Церковь, во многом недостойны Ее и должны учиться у тех же католиков — их церковной и педагогической работе, хотя бы.

Не надо также забывать, что в самом центральном, в самом основном, что составляет сущность христианства, мы с католиками объединены, несмотря на все наши различия. Это основное — вера в святую Троицу и в Христа, как Богочеловека.

Что же в Католической Церкви является искажением Истины, в чем она отошла от полноты христианского вероучения?

Различия формальные: Filioque, Ватиканский догмат о примате и непогрешимости Папы, Immaculata conceptio (догмат о непорочном зачатии Божией Матери), чистилище, индульгенции, учение о человеке.

Корни этого различия: «латинство», унаследованное от формально и юридически мыслящего древнего Рима, с его идеей «ordo» — прежде всего. Эта идея порядка, единовластное юридическое понимание структуры общества отразилось прежде всего на том, что нас с католиками больше всего разделяет — на учении о Церкви.

В католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как Организм. Организация во главе с Папой-монархом. Это учение, введенное в Ш веке, и догмат о примате и непогрешимости Папы, как Викария Христа (утвержденный на Ватиканском Соборе в 1870 г.), абсолютно чужды букве и духу Евангелия. Все евангельские тексты относятся к первенству Ап. Петра среди Апостолов. Епископом он никогда не был. И никакой связи между первенством Петра в апостольские времена и первенством и непогрешимостью Папы в католической церкви во все последующие века нет.

Исторически же власть Папы возникла вследствие первенственного места Римского Епископа, как Епископа столицы Римской Империи. Это первенство чести, а не власти. Римский Епископ мог бы считаться первым среди равных (primus inter pares), т. е. среди других епископов. Таким же, и с большим основанием, мог бы быть и Епископ Иерусалимский.

Сила власти, стройность структуры, рациональная ясность в богословии, юридизм в морали и церковных правилах, могущество Рима — все это создавалось и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя свобода и любовь являются основными созидательными силами Церкви.

Такое формально-юридическое понимание далеко от евангельского первохристианского и православного учения о Церкви, как Организме, где соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее место.

Конечно, у нас в Православной Церкви много «нестроений», которые почти немыслимы в католичестве, где централизация власти в руках Папы (через голову епископов) делает такие «нестроения» почти невозможными.

Но не надо забывать, что «нестроения» были и в древней Церкви и что побеждались они не через подчинение авторитету Римского первосвященника, а изживались и изживаются изнутри. И такое повиновение авторитету бывает часто внешним подчинением, не означающим внутреннего единства. Надо заметить, что многие католики и даже католические богословы часто внутренне не принимают это формально-юридическое подчинение Церкви.

Католическое учение об Immaculata conceptio Божией Матери, принятое Католической Церковью в 1845 г., лишает Ее, а также самого Христа полноты человеческой природы. По православному учению, согласному с Евангелием, Божия Матерь имела по своей природе и рождению человеческое естество, но не имела личного греха. Приписывая Божией Матери сверхнатуральное рождение и изымая Ее этим из всего человеческого рода, Католическая Церковь этим самым не признает в Христе Богочеловечества, т. е. искажает самую сущность христианства.

Filioque — было прибавлено в 589 году к Символу Веры в местной церкви в Toledo (Испания). Император Карл Великий своим авторитетом ввел эту прибавку в Риме — только в XI веке. Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором.

Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т. к. Ап. Иоанн (15, 26) приводит слова Христа: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне».

Таким образом, мы видим, в главных чертах, что именно Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector