Раскол христианской церкви на католическую и православную

В минувшую пятницу в аэропорту Гаваны произошло долгожданное событие: папа Римский Франциск и патриарх Кирилл побеседовали, подписали совместную декларацию, заявили о необходимости остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и выразили надежду, что их встреча вдохновит христиан всего мира на молитву о полном единстве Церквей. Поскольку католики и православные молятся одному богу, почитают одни и те же священные книги и верят, по сути, в одно и то же, RB.ru решил разобраться, в чем важнейшие различия религиозных течений, а также когда и почему произошло разделение. Занимательные факты — в нашем кратком ликбезе о православии и католичестве.

Раскол христианской церкви на католическую и православную
a katz / Shutterstock.com

1. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.

2. В процессе раскола католики, среди прочего, обвиняли православных в том, что они продают дар Божий, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы и позволяют браки служителям алтаря. Православные же обвинили католиков в том, что те, например, постятся в субботу и позволяют своим епископам носить на пальцах рук перстни.

3. Список всех вопросов, по которым не могут примириться православные и католики, займет несколько страниц, поэтому приведем только несколько примеров.

— Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество — наоборот.

Раскол христианской церкви на католическую и православную
«Благовещение», Леонардо да Винчи

— У католиков есть специальные закрытые помещения для исповеди, православные же исповедуются на виду у всех прихожан.

Кадр из фильма «Таможня дает добро». Франция, 2010

— Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда — слева направо.

— Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов.

— Великий пост у православных и католиков начинается в разные дни: у первых — в чистый понедельник, у вторых — в пепельную среду. Рождественский пост имеет разную продолжительность.

— Католики считают церковный брак нерасторжимым (впрочем, в случае обнаружения некоторых фактов он может быть признан недействительным). С точки зрения православных, в случае измены церковный брак считается разрушенным, и невиновная сторона может вступить в новый брак, не совершая греха.

— В православии отсутствует аналог католического института кардиналов.

Кардинал Ришельё, портрет работы Филиппа де Шампеня

— В католицизме есть учение об индульгенциях. В современном православии такая практика отсутствует.

4. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм — ересь.

5. И Православная, и Римско-Католическая церкви приписывают титул «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви» исключительно себе.

6. В XX веке был сделан важный шаг в преодолении разделения вследствие раскола: в 1965 году папа Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы.

7. Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл могли встретиться еще два года назад, но тогда встречу отменили из-за событий на Украине. Состоявшаяся встреча глав церквей стала бы первой в истории после «Великого раскола» 1054 года.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Почему христианская церковь раскололась на церковь православную (восточную) и церковь католическую (западную)? Когда это произошло? Была ведь одна церковь, одна вера, а потом разделились. Кто захотел, или кто-то заставил?

Раскол произошел в 1054 году, а причины его были просты: различия в догмах, обрядах и этических вопросах, разные языки богослужения, имущественные споры и борьба за власть между патриархами. Ещё задолго до раскола церкови между папой римским и патриархом Константинополя появились серьёзные разногласия. В результате их в 1053 году были закрыты латинские церкви в Константинополе, при чем закрытие сопровождалось тем, что сакелларий патриарха выбрасывал «святые дары» (из пресного хлеба по заподному обычаю)из дарохранительниц и топтал их ногами. Папа римский послал кардинала с легатами урегулировать этот вопрос. Но придти к взаимопониманию не удалось. Легаты отлучили патриарха от церкви, а тот в ответ предал их анафеме. Только в 1965 году взаимные проклятия были сняты.

Более подробно о расколе можно посмотреть здесь

. как относится различным мнениям разномыслиям в истории Церкви в разное время. думаю в понимании христианства(христианской терпимости, и кротости и любви) всегда можно было прийти к правилам как с разномыслими быть и не обострять. ведь Бог ведет лично каждого человека в его жизненном пути, и откроет каждому необходимое в Ему известное время.

.. склонность к разделениям была и первом веке, даже в одной общине. в посл Коринф. это видно. если не превращать различные теории (о устройстве человека, и земной жизни,а тем более тайны небесной жизни и о устройстве Бога) в непримиримые догмы. если на первом месте была Любовь Христова в сердце человека. то многой вражды можно было бы избежать в среде христиан. но с наступлением времен так называемого «гос- христианства» неразделение или разделение стали уже вопросом политики. если политикам нужно, то духовные лидеры и догмы послужат тому тому что нужно им. то есть думаю что превращение разных мнений в различие непреререкаемых догм в большей степени связано с политическими целями( и оправдание того что догматика начинает охватывать все большее число утверждений и мнений и взглядов что это борьба с ересями, это лишь маскировка политических целей. мотивов освободиться от власти какой либо структуры(ораганизации или лидеров) и создать структуру в которой подопечные надежно закреплены внушением, буквальным кодированием догмами( по типу паролей «свой» «чужой») . не дожидаясь пока им будет открыто что либо в личном общении с Богом. в возрастании духовном во Христе. есть всегда соблазн убедить, внушить верность команде и уставу.

.изучение же догматического богословия конечно полезно для ума(вернее изучение истории развития богословской мысли). но не это делает человека духовным. думаю полезнее догматики для христианина или для человека интересующегося историей христианства изучение апофатического и катафатического богословия в комплексе, но не как штудирование, а как общение через труды и речения св. отцов, общение с ними лично как авторами, как с живыми людьми. с пониманием их времени и проблем.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

ривет вам, любители всего интересного. Сегодня нам хотелось бы затронуть религиозную тематику, а именно разделение христианской церкви на православную и католическую. Почему это произошло? Что этому поспособствовало? Об этом вы узнаете в этой статье.

Христианство берет свои истоки в I веке нашей эры. Появилось оно на землях языческой Римской империи. В период IV –VIII веков происходило укрепление и становление вероучения христианства. Когда оно стало государственной религией Рима оно начало распространяться не только внутри самого государства, но и по всему европейскому континенту. С распадом Римской империи христианство стало государственной религией. Так сложилось, что она распалась на западную (с центром в Риме) и восточную (с центром в Константинополе). Угроза схизмы (раскола) началась где-то с VIII-IX века. Причины этому были разные:

  • Экономическая. Константинополь и Рим стали самодостаточными мощными экономическими центрами своих территорий. И друг с другом не хотели считаться.
  • Политическая. Желание централизовать в руках не только экономическую независимость, но и религиозную. И откровенное противостояние константинопольских патриархов и римских пап. Тут следует сказать
  • О главном отличии: константинопольский патриарх не имел достаточно полноты власти и в его дела часто вмешивались византийские императоры. В Риме же было все иначе. Европейские монархи нуждались в публичной поддержке пап, получая от них корону.

Образ жизни двух разных частей бывшей части империи привел к необратимым последствиям раскола христианства.

В 9 веке папа Николай I и патриарх Фотий друг друга предали анафеме (проклятия). А уже в XI веке их ненависть вспыхнула с ещё большей силой. В 1054 году произошел окончательный и бесповоротный раскол в христианстве. Причиной тому стали жадность и желание захватить земли римским папой Львом IX, которые подчинялись константинопольскому патриарху. В это время в Константинополе правил Михаил Керуларий. Он жестко присек попытки Льва IX захватить эти земли.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

После этого Константинополь и Рим объявили друг друга религиозными противниками. Римская церковь стала называться католической (то есть всемирной, мировой), а константинопольская – православной, то есть истинно верной.

Таким образом, основной причиной схизмы была попытка высших церковников Рима и Константинополя влиять и расширять свои границы. Впоследствии, этой борьбы, начались расхождения в вероучениях двух церквей. Раскол христианства оказался исключительно политическим фактором.

Принципиальным расхождением между церквями было и наличие такого органа, как инквизиция, которая уничтожала людей, обвиненных в ереси. На современном этапе в 1964 году между патриархом Афиногором и римским папой Павлом VI состоялась встреча, итогом которой была попытка к примирению. Уже в следующем году были сняты все взаимные анафемы, но реального значения на практике это не имело.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Теперь вы знаете, почему произошло разделение христианской церкви на православную и католическую. Конечно все может быть глобальнее, но основную суть мы вам изложили.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

  • Скачать презентацию (0.09 Мб) 13 загрузок 4.0 оценка

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви на католическую и православную

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Раскол христианской церкви» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Раскол христианской церкви на католическую и православную

22.09.2016 [email protected] 1 РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

2 Церковный раскол — раздел христианской церкви на Восточную православную и Западную католическую 1054

3 ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1054

4 Католицизм — направление христианства в Западной Европе. Характеризуется строгой иерархией в организации

5 Православие — направление в христианстве (Восточная Европра); полностью сложилось после Раскола церкви в 1054р.

6 ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1054 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАПАДНАЯ ЦЕНТР — РИМ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОЧНАЯ

7 РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕ 1060г. (по материалам Britannica,1994)

Раскол христианской церкви на католическую и православную

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Целью визита было встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с Константинопольским Патриархом Михаилом Керулларием, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон, не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, Патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с Патриархом. 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии, переполненном молящимся народом, папские легаты объявили о низложении Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля Патриарх предал анафеме папу и его легатов. Это привело к окончательному расколу Христианской Церкви, в результате которого обособились римско-католическая церковь на Западе и православная – на Востоке.

Раскол имел множество предпосылок и причин, коренившихся в догматических, обрядовых и этических различиях между западной и восточной Церквями. Главным пунктом богословского спора между Церквами Востока и Запада было латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве). Это учение, основанное на тринитарных воззрениях блаженного Августина и других латинских отцов, привело к внесению изменения в слова Никео-Цареградского Символа Веры, где речь шла о Святом Духе: вместо «от Отца исходящего» на Западе стали говорить «от Отца и Сына (лат. Filioque) исходящего». Выражение «от Отца исходит» основано на словах Самого Христа (см.: Ин. 15:26) и в этом смысле обладает непререкаемым авторитетом, тогда как добавка «и Сына» не имеет оснований ни в Писании, ни в Предании раннехристианской Церкви.

Основным вопросом обрядового характера, по которому в середине XI века разгорелась полемика между Востоком и Западом, было употребление латинянами пресного хлеба на Евхаристии, в то время как византийцы употребляли квасной хлеб. За этим, казалось бы, незначительным отличием византийцы видели серьезную разницу в богословском воззрении на сущность Тела Христова, преподаваемого верным в Евхаристии: если квасной хлеб символизирует то, что плоть Христова единосущна нашей плоти, то опреснок является символом отличия плоти Христовой от нашей. В служении на опресноках греки усматривали покушение на сердцевинный пункт восточнохристианского богословия – учение об обо́жении (которое на Западе было мало известно). Кроме того, имела место прямая борьба папы римского за первенство среди других христианских первосвященников, а также имущественные споры.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных Патриархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе. Однако при этом русская Церковь сохранила приверженность православию.

Окончательное разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского Патриарха взаимные проклятия были сняты.

Разделение христианской церкви на католическую и православную вошло в историю как “великая схизма”. Это событие произошло в 1054 году. С тех пор в христианстве существует два направления, восточное (патриархи) и западное (Папа Римский).

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Предыстория раскола

Рим еще со времен античности представлял собой один из основных центров христианства, так называемую “кафедру апостола Петра”. Религиозная жизнь Западной Европы имела свою специфику, государства там создавались на территории бывшей Западной Римской империи.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Рис. 1. Раскол церквей 1054.

Первый раскол между Папой Римским Николаем I и Вселенским патриархом Фотием произошел в 863-867. Он вошел в историю под названием “Фотиева схизма”.

У него были такие причины:

  • Вопрос о законности избрания Фотия патриархом.
  • Желание Папы Римского распространить влияние на Балканы. Это не нравилось Византии, так как после раздела Римской империи, с 395 года, Балканский полуостров был в ее сфере влияния.

В X веке конфликт был сглажен. Новые проблемы начались в XI веке, когда Византия утратила свои владения в Южной Италии из-за столкновений с норманнами. Церковные приходы на юге Апеннинского полуострова контролировал патриарх в Константинополе. К середине XI века в этом регионе латинский обряд стал вытеснять греческий. В 1053 году патриарх Михаил I среагировал на это закрытием все церквей латинского обряда в Константинополе. Он вступил в полемику с католическими епископами и с Папой Римским Львом IX.

Полемика 1053 года вошла в историю под названием “Спор об опресноках”. Она относится к формальным причинам церковного раскола. Богословы спорили о том, какой хлеб использовать в причастии, пресный или квасной. В латинском обряде литургию совершали на бездрожжевом хлебе.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Рис. 2. 1054 Раскол церквей.

Великая схизма и ее последствия

Раскол христианской церкви на православных и католиков произошел в 1054 году. В полемике с Папой Римским принял участие Вселенский патриарх и четыре восточных патриарха единой Церкви. В Константинополе церкви латинского обряда были не просто закрыты. В них были выброшены и растоптаны Святые Дары, которые символизировали Тело и Кровь Христа. Папа Римский стал требовать всю полноту власти в христианской церкви. Для этого он использовал поддельный документ – “Константинов Дар”.

В середине июля 1054 года папские легаты отлучили от церкви, то есть предали анафеме патриарха, а спустя четыре дня сами легаты были подвергнуты такой же процедуре. Однако, анафему наложили только на них, а не на Римскую церковь.

В ходе Первого крестового похода 1096-1099 годов обе церкви сблизились. Окончательный раздел произошел в период между 1182 и 1453 годами. Сначала в Константинополе был разгромлен латинский квартал, затем западноевропейцы рыцари разгромили Византию и создали Латинскую империю, которая существовала с 1204 по 1261 год. В XIV-первой половине XV века обе стороны пытались заключить унию, в результате, в 1453 году османский султан выслал из Константинополя униатского патриарха.

Суть поддельного “Константинова Дара” заключалась в том, что император Константин Великий в IV веке якобы назначал Папу Римского господином над восточным патриархами.

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Рис. 3. Великая схизма.

Что мы узнали?

Разделение единой христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году из-за разногласий патриарха Византии и Папы Римского. Предметом разногласий стали не только вопросы литургии, но и борьба за сферы влияния в Южной Европе.

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Раскол в христианской церкви на православную и католическую «, 6 букв:
схизма

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова схизма

ж. греч., раскол, ересь

Раскол в христианской церкви средневековья (обычно о разделении католической и православной церкви); вера, отличающаяся от канонической

Термин, обозначающий раскол в христианской церкви

Определение слова схизма в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
СХИЗМА (греч. schisma — раскол) термин, обозначающий раскол в христианской церкви; чаще всего подразумевается разделение церквей (православной и католической).

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(греч. schísma, буквально ≈ расщепление), разделение христианской церкви на католическую и православную. См. Разделение церквей .

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Запрос «Раскол» переправляется сюда, о других значениях смотри . Схи́зма ( — «расщепление, раскол , распря, разделение») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.

Примеры употребления слова схизма в литературе.

Это в случае полной удачи, если доведется вздеть на распятие не только шептунов и певунов, но и поборников схизмы, ее потворщиков, прямых супостатов и покусителей на святые символы.

Он пытался доказать текстами из писания и отцов церкви, что папа — преемник святого Петра и наместник Иисуса Христа, что римская церковь есть истинная, святая, кафолическая церковь, а протестантская вера есть нечестивая ересь и проклятая схизма, из-за которой много миллионов душ обречены на вечную погибель, Закончив свою проповедь, которую, на мой взгляд, он произнес не столько смиренно, сколько с жаром, он обратился к дяде с вопросом, каковы еговозражения.

И остальные схизмы, менее распространенные, но не менее ядовитые, тоже требовали пристального внимания Автократора.

И вот один из лучших питомцев университета, не блещущий знатностью рода, сын простого русского купца, еще недавно пребывавший в заблуждениях схизмы, ныне вступающий в лоно святой апостольской церкви, должен будет выступить на этом диспуте и рассказать о пагубных идеях, проповедуемых на тайных собраниях.

Мы закрываем их церкви, и притом не всегда осмотрительно, а чернь как была верна схизме, так и остается, как мы ни стараемся ее окатоличить.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ответ или решение 2

Раскол христианской церкви на католическую и православную

Образование двух географических лагерей

Начиная со времен императора Константина, начался постепенный раскол христианской церкви. Константин больше симпатизировал греческой части своей империи и даже построил там новую столицу, назвав ее Константинополь. Так с течением времени все больше стала появляться граница между латиноязычным Римом и грекоязычным Константинополем.

Споры продолжаются

Все это время не прекращались споры по поводу божественной природы Христа, а также необходимости почитать изображения.

Очередное яблоко раздора

Западная или Римская церковь ввела новую формулировку Никейского Символа веры понятие филиокве, означающее «и от Сына». Стали считать, что святой дух исходит также от Сына, как и от Отца. Эта поправка и внесла раскол. В итоге в 876 году константинопольский синод выдвинул папе обвинение в потакании ереси филиокве. Среди других причин раскола можно выделить культурные отличия, а также различия в обрядах. Например, обе церкви не смогли прийти к общему мнению насчет того, была ли Мария девственницей, когда зачала Иисуса, того с какой стороны правильно креститься, нужно ли придерживаться обета безбрачия, и даже когда начинать и когда заканчивать Великий пост. Борьба за первенство среди патриархов, тоже внесла свою лепту в данный раскол. Желание папы оставаться главенствующим лицом всей церкви, вызвало недовольство великого патриарха и отказ признавать это.

Окончательный разрыв

Знаменательным оказался 1054 год, когда после долгих споров представители папы отлучили патриарха Михаила от церкви, а Михаил в свою очередь предал всех представителей папы Римского анафеме. В конечном итоге произошел раскол, приведший к образованию двух церквей: католической и православной. Теперь к православной церкви стали относиться:

  • Греческая;
  • Русская;
  • Румынская;
  • Польская;
  • Болгарская;
  • Сербская церковь.

В итоге термин « православие» закрепился за восточной церковью. А на Западе — церковь оставила себе название « католическая» или « всеобщая».

Разделение до сих пор обе церкви преодолеть так и не смогли, даже не смотря на то, что в 1965 году анафемы сняли.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I — «первый среди равных» православных патриархов — впервые с великого раскола христианской церкви на католическую и православную 1054 года едет на интронизацию папы римского. Представители католической церкви и эксперты оценивают это событие как «очень важное», в РПЦ, напротив, не склонны его драматизировать. Исторический визит патриарха Константинопольского в Рим может обострить взаимоотношения между православными церквями, полагают религиоведы.

Представитель константинопольского патриархата преподобный Досифей Ананьостопулос в понедельник объявил, что святейший архиепископ Константинополя нового Рима и вселенский патриарх Варфоломей I едет в Рим на церемонию интронизации папы римского Франциска. Такого не было с 1054 года, с Великого раскола христианской церкви на западную католическую и восточную православную.

Предпосылки великого раскола, или, как его еще называют, схизмы, назревали задолго до 1054 года. Но именно в июле того года они вылились в открытый разрыв, оформленный папским легатом Гумбертом и патриархом Михаилом Керуларием. Раскол был оформлен по всем правилам: с топтанием святых даров, обвинениями в ереси и преданием друг друга анафеме, которое было взаимно аннулировано лишь в 1965 году при папе Павле VI и патриархе Афинагоре I. Впрочем, эта отмена уже ни на что не влияла: в 1869—1870 годах Первый ватиканский собор успел еще раз навечно предать анафеме всех, кто отрицает верховенство и непогрешимость папы римского, и аннулировать это предание уже невозможно.

Визит патриарха Варфоломея на интронизацию папы — это «плод» набирающего обороты диалога между Римско-католической и православной церквами, говорят в Константинопольском патриархате.

Повлияли на это и усилия предшественника Франциска, отрекшегося от престола Бенедикта XVI, который провозглашал объединение всех христиан и преодоление последствий великого раскола одной из главных задач своего понтификата.

Визит патриарха Варфоломея в Рим символичен потому, что Великий раскол состоялся именно между Римом и Константинополем, а не каким-либо другим православным патриархатом. Константинопольский патриарх как правопреемник византийской православной церкви считается первым среди равных в сообществе православных церквей.

В Русской православной церкви, однако, не склонны драматизировать визит Варфоломея I на интронизацию папы, да и вообще подвергают сомнению его позицию «первого среди равных».

«Я бы не стал как-то очень эмоционально оценивать эту новость. Это далеко не первая встреча константинопольского патриарха с папой. Это торжественное событие, как и любая интронизация, — сказал «Газете.Ru» секретарь по межправославным отношениям отдела внешнецерковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь (Якимчук). — Я бы не стал на этом обстоятельстве строить какие-то там прогнозы, потому что нынешний уровень взаимоотношений константинопольской патриархии и Ватикана таков, что такое участие вполне выглядит естественным».

Представитель РПЦ призвал не забывать, что «каждая из поместных церквей самостоятельно будет определять свою линию в отношениях с римско-католической церковью», и в очередной раз отверг возможность того, что патриарх Московский и всея Руси в скором времени последует по стопам своего константинопольского коллеги в Ватикан.

«Насколько мне известно, позиция нашей церкви не поменялась и с избранием нового папы. Такая встреча (патриарха Московского и всея Руси и папы римского. — «Газета.Ru») возможна в том случае, если будут решены старые болезненные проблемы, которые в 90-е годы возникли.

Речь идет прежде всего о насильственных захватах православных храмов на Украине представителями греко-католической церкви», — говорит отец Игорь.

Он подчеркнул, что делегация, которая едет из Москвы на интронизацию папы Франциска, тоже достаточно высокого уровня, «представляет она намного большее количество верующих, чем представляет константинопольский патриархат». От России, напомним, на интронизацию отправилась делегация РПЦ во главе с председателем отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом, а также спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

С оценкой РПЦ не согласны некоторые религиоведы и представители католической церкви. Так, директор центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров в разговоре с «Газетой.Ru» оценил визит патриарха Константинопольского на церемонию интронизации папы как «очень существенное событие». «В символическом смысле этот визит очень важен. Конечно, раскол не будет преодолен, но, тем не менее, это существенно, учитывая оставшиеся враждебные страсти», — сказал он. Назвать конкретные возможные последствия исторической поездки константинопольского патриарха он затруднился.

«Понятно, что русская церковь будет представлена гораздо меньшим уровнем», — утверждает Шабуров.

«Здесь мы опять видим отличие в подходах московского патриархата и константинопольского, что проявляется уже очень давно. Это старый конфликт, который длится по крайней мере с XIX века, а может быть, и раньше, потому что на стороне Константинополя традиция, а на стороне РПЦ действительно большое количество верующих. Но традиция в православии тоже играет большую роль. Тут очень трудно сказать, чей вес больше: авторитет константинопольского патриарха очень значителен независимо от паствы, которая у него есть», — сказал эксперт. По его мнению, визит патриарха Константинопольского в Рим может усилить разногласия в мировом православии.

В католической церкви также оценивают визит Варфоломея I на интронизацию папы Франциска как «очень важное событие», но не ждут от него последствий в виде немедленного решения каких-то территориальных или имущественных споров.

«Прежде всего будет еще более интенсивно вестись богословский диалог. Кроме того православные церкви и церковь католическая будут выступать единым фронтом, более тесно взаимодействовать в защите евангельских ценностей в современном мире», — предположил в разговоре с «Газетой.Ru» генеральный секретарь конференции католических епископов России Игорь Ковалевский.

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе.

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папу и его легатов. Это послужило расколу Христианской Церкви, в результате которого окончательно обособились: римско-католическая церковь на Западе и православная на Востоке.

Раскол имел множество предпосылок и причин, коренившихся в обрядовых, догматических и этических различия между западной и восточной Церквями.
Разными были языки богослужения: латынь в западной церкви и греческий – в восточной. Кроме того, имели место имущественные споры, а также прямая борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди других христианских первосвященников. Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных патриархов.

Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе. При этом русская Церковь сохранила приверженность православию. Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского патриарха взаимные проклятия были сняты.

Ссылка на основную публикацию