Престольный праздник святому

Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться вместе с настоятелем храма Великомученицы Екатерины протоиереем Юрием Шкрудневым..

Престольный праздник святому— Батюшка, 7 декабря в день памяти святой Великомученицы Екатерины уже в 7-ой раз наша община отмечает престольный праздник. Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал это словосочетание. Слово «праздник» понятно всем. А вот слово «престольный», наверное, нет. Что оно означает?

— Престольным называется день, посвященный чествованию святого или священного события, в честь которого освящен престол храма. В любом храме в алтаре находится самое святое место – престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. В нашем случае это самое святое место освящено в честь Великомученицы Екатерины. Престольный праздник еще называется «малой Пасхой», поэтому не стоит сильно удивляться, если придется услышать в этот день с амвона: «Христос воскресе!». Этот праздник оставляет в душе радостный огонек, согревающий потом еще очень долго воспоминаниями о том православном единстве, что подарили друг другу прихожане храма своим теплом, участием, искренней радостью.

— Какие традиции и обычаи празднования престольного дня, и какая особая важность посещения праздничной Литургии в этот день?

— Конечно, сегодня нет тех традиций празднования, что были еще сто с лишним лет назад. Сейчас храмовые торжества и ограничиваются, собственно, храмом. В этот день прихожане и клирики собираются на общие богослужения: накануне на Всенощное бдение, в сам день на Божественную литургию. Храм украшается цветами, особенно храмовая икона. Зачастую праздничную литургию возглавляет правящий архиерей или благочинный округа, где находится церковь. Литургия нередко проводится сонмом священнослужителей. Перед литургией обычно совершается водосвятный молебен, а после литургии совершается крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника обходят храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окропляет верующих святой водой, читается Евангелие и поется тропарь праздника. И, конечно, обычай гостеприимства велит пригласить на трапезу – угощения по бюджету прихода.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям: кто же была Великомученица Екатерина, и чем она прославилась перед Богом и заслужила святости?

О жизни Екатерины, как и о жизнях подавляющего большинства мучеников первых веков, нам известно мало. Но мы должны понимать, что для верующего человека в житии святого главное не столько его биография, сколько указание на горячую веру, любовь к Господу и готовность отдать за Него жизнь. Это образцы для подражания.

Известно, что Екатерина родилась в Александрии Египетской в конце III века, а пострадала за Христа в 18 лет. Жизнь Екатерины до крещения подтверждала: можно иметь все, но не быть счастливым человеком. Знатное происхождение, богатство, необычайная красота, глубокий ум, блестящее образование – всем этим она обладала в избытке. Родители Екатерины торопились выдать дочь замуж, но девушка заявила, что согласится стать женой лишь того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и уме. Девица понимала, что неравный брак не принесет ей счастья, и предпочла сохранить себя в чистоте девства.

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения. Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, он совершил над Екатериной таинство крещения. После она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце.

Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкость победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем.

Император уговаривал Екатерину отказаться от веры в Единого Бога и принести жертву языческим богам. После категорического отказа мученицу долго истязали, а затем заключили в темницу. Сам Христос в окружении ангелов являлся ей, чтобы укрепить перед предстоящими мучениями.

Супруга императора, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, с военачальником Порфирием и воинами тайно навестила ее в темнице. Побеседовав с Екатериной, все они также уверовали во Христа. Жена императора при всех обличила своего мужа и исповедала себя христианкой, а вместе с ней – Порфирий и его воины. Всех их подвергли страшным мучениям, а затем обезглавили.

Император предпринял еще одну попытку соблазнить Екатерину – на этот раз лаской. В обмен на отречение от Христа он обещал сделать ее даже законной супругой. Мученица отвергла его притязания, и разгневанный император приказал усечь ей голову мечом. С молитвой положила Екатерина голову на плаху, и из раны вместо крови потекло молоко. По преданию, тело мученицы было отнесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая.

Три века спустя монахи монастыря, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в монастыре святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков).

Храмовые, или иначе престольные, съезжие, гулевые, праздники отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время отмечаются «гостеванием» родственников в семьях.

Приготовления. Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.

Водосвятие и крестный ход. В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.

Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.

«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», — заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII — первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».

В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.

Храмовые праздники не имели такой, особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.

Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братчиной или общественным молебном.

В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу — служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5-15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.

У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа — «негде стать», приходили по 2-3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день — до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.

Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.

После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.

Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.

Н.А.Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII — 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года) — была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные — от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П.Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды госей из соседних деревень и переезды одного крестьянина к другому в течение трех Восточной Сибири.

  • Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) — праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода. Поскольку храм может быть многопридельным, то есть иметь несколько престолов (два, три, пять. ), освящённых в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько (по количеству престолов). В городах, особенно больших, этот праздник одновременно справляла лишь часть жителей — прихожане одной или нескольких церквей.

У старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.

Когда разговариваешь со старожилами Давыдово и соседних сел о праздниках, то все они с удовольствием вспоминают именно о престольных праздниках. И даже в советское время сохранился принцип празднования престольных праздников, хотя и о религиозном их значении начали постепенно забывать.

Напомним, что престольный праздник – это праздник в честь святого или события, именем которого освящен престол церкви, находящейся в селе. «У каждого прихода свой праздник. Церквей много было. У нас Никола, Владимирская, Преображенье» (Балашева Нина Павловна 1930). В храме с. Давыдово 3 престола – Владимирской Божьей Матери, Преображения Господня, Николая Чудотворца. При этом Владимирская икона почитается 3 раза в год (3 июня, 6 июля, 8 сентября), Николай Чудотворец – дважды (22 мая, 19 декабря). В храме также чтится престол в честь Архистратига Михаила. Это связано с тем, что по историческим документам на месте нашего каменного храма стояла раньше деревянная часовня в честь Архистратига Михаила. Получается, что у нас 7 престольных праздников в году! Не все они, конечно, равнозначны, не все с одинаковым размахом справлялись.

Престольный праздник святомуКлючевые составляющие престольных праздников – это соборная молитва (церковная служба с крестным ходом) и совместная трапеза. Престольные праздники справляли во всех, даже небольших деревнях прихода. К нашему приходу относились кроме Давыдово еще 6 деревень: Бараново, Калинино, Миново, Грязилово, Еремеево, Исаково. Прихожане давыдовского храма ходили на престольные праздники в ближние приходы: «В Давыдове Владимирская, Троица — в Кастьянове, в Егорьевском — Тихонов день. Это престол…» (Пушкина Софья Федоровна, 1923) «Гуляли особенно, когда Владимирская, Преображеньев день. Вот 19 августа будет Преображенье… Вот в Кушникове — Сергиев день, Леонтьев день. У каждого свой праздник» (Бажулина Мария Ивановна 1922).

Изначально, крестьяне в престольные праздники посещали службы в других храмах, чтобы помолиться вместе с прихожанами соседних приходов, поучаствовать в крестных ходах. Сейчас известен обычай обходить крестным ходом только храм. Но были и другие интересные традиции, например, в некоторых местах крестным ходом обходили всю деревню.

Престольный праздник святомуИ только после службы, помолясь, христиане заходили в гости к родственникам. Летом люди выносили столы прямо в проулки между домами, встречая гостей. Молодежь собиралась особо на излюбленном месте, устраивая гуляния своей компанией.

Обязательная традиция застолий после службы, накрывание столов «на всю деревню» связана с гостеприимностью русских крестьян, с желанием поделиться своей радостью с любым прохожим. «Незваные» гости были также желанны, как и званые. Важно, что не храмовые служащие устраивали эти трапезы, а сами прихожане вскладчину накрывали столы. (Сегодня, к сожалению, эта традиция не поддерживается). Милость к прохожим, благодушие хозяев как нельзя лучше иллюстрировало церковную заповедь о милосердии.+

Престольный праздник святомуЭта радость в советские годы, и даже еще раньше в последние годы перед революцией начала вырождаться в обыкновенное пьянство, оголтелую гульбу и драки. Потом и вовсе запретили справлять престольные и другие религиозные праздники, делая их рабочими днями. Именно это время и вспоминают старожилы сел: «Мы ездили в гости. Такие же праздники, молодежь гуляет, дерутся». (Д. Горки Куракина Мария Александровна 1920) «Здесь лужок был хороший. Тут были гулянки, пляски, приходили с разных деревень, из Баранова, Калинина. Гостей у всех много было… Плясали, пели, под гармошку, да еще не одна… Ватрушки, пироги, оладьи. Всего напекут… Я небольшая была. А колхозы организовали — работали больше. А раньше в церковные праздники никогда не работали, всегда выходные были…» (Бажулина Мария Ивановна 1922)

Престольный праздник святомуТем не менее, эта удивительная стойкость престольных праздников поражает. Несмотря на все запретительные меры, они устояли. Престольные праздники давали почувствовать жителям общинное единение.

Почти сразу после начала восстановления храма, в 2001 году в Давыдово возобновлена традиция служения, крестного хода и общей трапезы на престольный праздник Владимирской иконы Божьей Матери. В этом году мы также приглашаем всех совместно помолиться, пройти крестным ходом, поучаствовать в самой трапезе (теперь принципиально безалкогольной) и ее подготовке. Олеся Гладкова, регент Владимирского храма с.

Престольный (храмовый) праздник — это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники.

Уже сами названия — храмовые, престольные — говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно — Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее — Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила — Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка — Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла — Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского — Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

В первое воскресенье после дня Святой Троицы, Православная Церковь празднует день Всех Святых.

День Всех Святых – это особый праздник для каждого православного человека. В этот день мы почитаем и благодарим всех святых угодников Божиих.

27 июня свой престольный праздник отметил храм Всех Святых Алексеевского женского монастыря.

Ночная праздничная служба была отслужена архимандритом Тихоном (Мариловым), по завершении которой был свершен праздничный крестный ход. На службе молились и участвовали в богослужении сестры обители.

Отец Тихон поздравил молящихся с днем престольного праздника, с днем Всех Святых, днем, «когда Господь ниспослал Духа Святаго на Своих учеников. И этот Дух Святой зажегся в сердцах многих людей на протяжении многих веков. И сегодня мы вспоминаем от Пятидесятницы всех тех, кто прославил Бога своими земными трудами ради спасения своих бессмертных душ. И Господь через этих святых угодников вразумляет и нас, что и мы имеем полную возможность быть прославленными среди святых угодников, потому что Господь и нам даровал вкусить тот Огонь благодатный, который Он послал на своих святых учеников».

Утреннюю Божественную Литургию в Храме Всех Святых возглавил старший священник и духовник обители протоиерей Артемий Владимиров, а также духовенство Алексеевского монастыря.

За праздничным богослужением молились сотрудники храмов и многочисленные прихожане. В своей проповеди отец Артемий Владимиров обратил внимание прихожан на слова Спасителя, сказанные Им ученикам на Тайной Вечере: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. » Вслед за Святыми мы привились к Лозе в Таинстве Святого Крещения, в нас поселился Христос своею благодатью, мы приникаем к ее врачующим источникам – святым Таинствам Церкви. Святые, в отличие от нас, посвятили Господу всю свою жизнь, восхотели, чтобы Господь в них царствовал. Если мы не хотим расставаться со Святыми и всегда быть с Господом, нам предлежит та же задача. От Святых заимствуем прежде всего их целеустремленность, ясное разумение цели христианской жизни, их смирение, основанное на понимании собственного ничтожества, и соединенную с верой в собственное ничтожество веру во Всеблагого Господа. Святые всегда держали свою мысль в смирении, а для этого требуется внимательность, бдительность и трезвение. Человек, смиряющийся пред Господом, получает от Него ведение того, что в этом мире царствует Любовь и того, что от Господа исходят все благие дары. Тот, кто имеет в себе начатки любви ко Господу, желает и окружающим людям спасения, желает служить им. Но надо помнить, что служить людям надо рассудительно и прежде всего тайной молитвой о них, чтобы Господь просветил очи ближнего, соделал его Своим учеником и воином. Эта любовь является критерием, визитной карточкой, свидетельством того, что человек движется в нужном Богу направлении».

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

В День Святой Троицы отмечается престольный праздник Свято-Троицкого собора. О том, что символизирует престол, когда отмечается праздник православного храма, а также о престолах нашего собора читайте в статье.

Если посмотреть на наш храм с восточной стороны, то мы увидим, что стена у храма полукруглая. Это абсида – алтарная часть храма. Алтарь в переводе на русский означает «возвышенный жертвенник». И в самом деле алтарь находится на особом возвышении, называющемся «солея». По своему местонахождению алтарь соответствует Святая Святых ветхозаветного храма и символизирует мир горний, небесный. Поэтому он является священным местом, куда могут входить только священнослужители. И если алтарь является главной частью храма, то престол – главная и неотъемлемая принадлежность алтаря.

Престол православного храма являет собой место таинственного присутствия Господа нашего Иисуса Христа. Литургическая жизнь Церкви наполнена символами, поэтому престол обозначает не только трон Божий, но и Сионскую горницу, где была совершена Тайная вечеря, и гору Голгофу, где произошло Божественное искупление человечества, и гроб, куда было положено Тело Христа и где Он воскрес.

Само слово «престол» имеет несколько значений: трон, носилки, царская власть. Престолом храма, или святым престолом, называется четырёхугольный стол, установленный неподвижно в середине алтаря и особо освященный. Отличительными чертами момента освящения престола являются: омовение освященной водой, затем – красным вином, смешанным с розовой водой, помазание святым Миром и облачение в священные ризы – срачицу и индитию.

На освященный престол возлагается антиминс – особый плат с изображением лежащего во гробе Спасителя и вшитой частичкой мощей святого мученика. Слово «антиминс» греческого происхождения, переводится как «вместопрестолье». Своё распространение он получил в первые века христианства, когда, подвергаясь частым гонениям, верующие не могли устроить в храмах постоянных престолов. Антиминсы давали возможность совершать Литургию в любом подходящем месте. Вшитые мощи напоминают нам о тех временах, когда христиане совершали Литургию на гробницах мучеников. Антиминс подписывается архиереем для определенного храма, что означает разрешение совершать на нем Божественную литургию.

Кроме антиминса, на престол полагаются Евангелие, один или несколько крестов, ставятся лампада и дарохранительница, выполненная в виде небольшого храма. В ней в течение всего года хранятся запасные Святые Дары, которыми причащают на дому немощных и больных. Запасные Дары заготавливают в Великий Четверг во время Божественной литургии.

Как уже было сказано, сам престол устанавливается в алтаре неподвижно. Но когда есть необходимость в совершении дополнительной Литургии в храме, где только один алтарь, устанавливают дополнительный малый престол, который можно переносить. Это обусловлено церковными правилами, запрещающими дважды в день совершать Таинство Евхаристии на одном и том же престоле.

Духовенство во время службы не просто стоит, а предстоит в алтаре перед престолом, как пред троном Небесного Царя. И в молитвенном общении с Богом испрашивает мир душевный и здравие не только молящимся в храме, но и всем нуждающимся в Божьем заступлении. Поэтому не случайно, что Рукоположение священнослужителей происходит именно в алтаре. Ставленника в знак его обручения с Церковью трижды обводят вокруг престола, после чего правящим епископом читается молитва, в которой испрашивается у Бога благодать для ставленника на предстоящее священнослужение.

Входя в алтарь, священник и диакон трижды совершают поклон перед престолом и благоговейно прикладываются к нему. Никому, кроме духовенства, нельзя прикасаться к престолу и брать что-либо с него.

Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или в честь священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. В день празднования этого события или памяти этого святого и отмечается престольный праздник храма. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов (небольших церквей, приделанных к основному храму), то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных событий или святых, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Но иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

Престолы нашего собора

В Свято-Троицком соборе в настоящее время находятся два основных престола и один приставной. Престол верхнего храма освящен в честь Святой Троицы, а нижнего – в честь Успения Божией Матери.

Почему они получили именно такие наименования? В.П. Соколов, автор подробного исследования по истории нашего собора, делает следующее предположение по этому поводу: «Собор построен был стрельцами – коренными жителями Москвы, в окрестности которой существовала величайшая на Руси того времени святыня – Троице-Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным в 1422 году над гробом прп. Сергия. Тяготея душою и мыслями к родине своей – Москве и ее святыне, но живя вдали от них «ради службы Государевой» … стрельцы, естественно, пожелали дать новопостроенному ими на чужбине храму наименование «Троицкий» собор. А «Успенским» могли наименовать придел в напоминание себе о другой московской святыне – Успенском соборе, построенном при Иоанне Калите и перестроенном при Иоанне Грозном».

Если следовать рассуждению Соколова, также не случайно, что приставной престол Свято-Троицкого собора освящен во имя основателя Троице-Сергиевой Лавры – Преподобного Сергия Радонежского.

Интересно, что в небольшом по размерам Успенском храме в 19 веке были устроены еще два алтаря. Они располагались в притворе храма, где сейчас мы видим только две колонны.

По благословению епископа Иакова (Вечеркова) их устроил ктитор собора купец Филипп Иаковлевич Пулькин. В 1835 году было завершено строительство правого придела, престол которого решено было освятить в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

А левый придел, строительство которого было завершено в 1837 году, был освящен в честь апостола Иакова Алфеева и мученицы Евдокии – святых небесных покровителей родителей Филиппа Иаковлевича. Оба придела были освящены епископом Иаковом 8 декабря 1838 года.

После революции оба придела были разрушены и впоследствии не восстанавливались. Ранее отапливался лишь Успенский храм, а в Троицком храме богослужения совершались только в теплое время года. В настоящее время отапливаются оба храма. Поэтому необходимость в существовании трех приделов в нижнем, Успенском, храме отпала.

В память о существовавших приделах в 2007 году были написаны две иконы: трех святителей и ап. Иакова и мц. Евдокии. В настоящее время иконы находятся в южной и северной частях притвора Успенского храма. Таким образом сохранилась некая преемственность с дореволюционным устройством Успенского храма.

(Ныне иерей Александр) Александр Станотин

Престольный праздник святому

Дорогие наши прихожане! Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником и днем рождения нашего прихода! Посреди осени воспели Пасху.

В воскресный день отметили 8 год нашего бытия и прославили свт. Иова и всех святителей Московских.

Память Святителей Московских, Чудотворцев

День памяти Святителей Московских является вторым престольным праздником Патриаршего подворья Свято-Успенского Старицкого монастыря. Это храмовый праздник малого деревянного храма-часовни, с возведения которой началось строительство подворья.

Празднование этого дня было введено в богослужебный календарь в XVI веке святителем Иовом, первым Патриархом Московским и всея Руси в память о его предшественниках – предстоятелях Церкви на Первопрестольной кафедре. После канонизации в 1989 году имя святителя также причислено к сонму Святителей Московских.

18 октября, в день памяти Первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария настоятель храма святителя Иова священник Александр Нарушев совершил Божественную литургию в храме святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в сослужении настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях иеромонаха Александра (Зарубина), настоятеля храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Очаково-Матвеевском протоиерея Александра Катунина, духовенства храма свт. Иова.

На богослужении присутствовали исполнительный директор Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Юрий Александрин и заместитель префекта Западного административного округа города Москвы Сергей Девятов.

По завершении Литургии состоялся крестный ход вокруг храма.

Священник Александр Нарушев обратился к прихожанам со словом поздравления с праздником.

А приход, который в этот день отметил 8 лет, продолжал жить насыщенной жизнью. На территории храмового комплекса Патриаршего подворья была развернута походная кухня, и прихожане получили угощение к празднику – кашу, сваренную самими казаками. Высоким спросом пользовались выпечка и сувениры, которые в благотворительных целях реализовали члены молодежного клуба «Свеча» при храме свт. Иова. На крыльце дома причта была развернута благотворительная ярмарка, и каждый мог выбрать себе или близким одежду – совершенно бесплатно.

Престольный праздник святому

Тропарь, глас 5

Умягчи́ на́ша зла́я сердца́, Богоро́дице,/ и напа́сти ненави́дящих нас угаси́,/ и вся́кую тесноту́ души́ на́шея разреши́,/ на Твой бо святы́й о́браз взира́юще,/ Твои́м сострада́нием и милосе́рдием о нас умиля́емся/ и ра́ны Твоя́ лобыза́ем,/ стрел же на́ших, Тя терза́ющих, ужаса́емся./ Не даждь нам, Ма́ти Благосе́рдая,/ в жестокосе́рдии на́шем и от жестокосе́рдия бли́жних поги́бнути,/ Ты бо еси́ вои́стину злых серде́ц умягче́ние.

26 августа – особый день для нашего приписного храма в честь образа Божией Матери, именуемого «Умягчение злых сердец», в центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий им. Е.П. Глинки, что на Иловайской улице. Это Престольный праздник нашего храма – радостный и благословенный день и для клира, и для прихожан.

Почтить и прославить Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, помолиться на литургии в этот праздничный день 26 августа 2020г. собрались ставшие уже родными наши братья и сестры.

Настоятель храма священник Виталий Данилюк отслужил Божественную литургию. Батюшке Виталию сослужил диакон Алексий Орехов. Почти все собравшиеся причастились Святых Христовых Таин.

По сложившейся традиции все прихожане по окончании службы получили подарки, а трапеза с беседой, как всегда, стала продолжением общей духовной радости.

«А кто мой ближний?» (Лк., 10:29) – важно задавать себе этот вопрос, не стараясь оправдать себя, как это пытался сделать некий законник в притче о милосердном самарянине (Лк.,10;25-37). В этом храме Господь предоставляет всем служащим множество уроков для научения любви — тому, без чего вся наша жизнь мрачна и пуста. Проявляя тепло и сердечное участие, понимание и заботу о страждущих и скорбящих, мы исполняем вторую заповедь Божию «Возлюби ближнего твоего, как самого себя.» (Мф.,22:39). Порой несколько добрых слов, обращённых к страдающему человеку, бывают самым укрепляющим для него лекарством.

Оказались в центре социальной адаптации его сегодняшние жители по разным причинам. Но всех объединяет одна беда: все они потеряли родной дом, свою семью, пережили предательство самых близких людей. Каждый из тех, кого Господь привёл на служение в храм в честь образа Пресвятой Богородицы, старается увидеть именно в этих обездоленных людях своего ближнего и оказать им милость.

Под молитвенным покровом Царицы нашей Небесной каждый из спешащих к Ней за помощью непременно получит реальную поддержку, получит ответы на волнующие вопросы и ощутит Её заступничество.

Ссылка на основную публикацию