Преподобный Алипий Печерский

Свенская Печерская икона Божией Матери известна своими чудесами, которые происходили с верующими, молящимися ей. Она удивительна своей красотой и невероятными легендами, окружающими ее.

Однако все верующие знают, что Богу все возможно, поэтому приходят к святой Деве Марии с молитвами о ходатайстве и заступничестве ее за них, грешных, перед Святым Господом. Истории о чудесах святого лика «Печерской» подтверждают то, что Дева Мария всегда отвечает на искренние молитвы.

История святого образа

Свенская Печерская икона Божией Матери нарисована преподобным Алипием. Он был известным мастером иконописи и учился этому мастерству у мастеров Византии, которые прибыли в Киев по приглашению князя для росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Монах Алипий принадлежал к этой обители и после обучения стал иконописцем, первым на Руси. Неизвестны годы его жизни, до сегодняшних дней дошла лишь информация о дате его смерти — 1114 год.

Преподобный Алипий Печерский

Значение иконы

Удивительной красоты Свенский образ размером 67×42 см.

Несмотря на небольшой размер, он вмещает в себя:

  • восседающую Святую Деву Марию;
  • Младенца Христа;
  • Феодосия Печерского;
  • Антония Печерского.

Из-за своего возраста картина достаточно потерта и на ней много надписей более поздних датировок, однако, несмотря на это, все еще хорошо можно разглядеть изображенных персонажей. Пречистая Дева сидит на троне так, что ее правая нога опирается на маленький камень, а левая — на амвон. Сам трон золотой, а его подножие сделано в виде арок. Младенец Христос находится у Богородицы на левой руке и благословляет людей своими перстами.

Основатели русского иночества Феодосий и Антоний стоят по правую и левую руку Богородицы соответственно и держат свитки. Феодосий изображен с непокрытой головой и в мантии, а вот Антоний облачен в схимнические ризы.

Феодосий и Антоний — это основатели монашества на Руси, которые создали восточную ветвь христианского монашества. Феодосия канонизировали третьем на Руси, сразу после невинно убиенных князей Бориса и Глеба. Они держат свитки, на каждом из которых написана молитва к святой Деве и прошение о помиловании Руси.

Преподобный Алипий Печерский

Месторасположение лика

Сегодня найти образ Богородицы можно в Третьяковской галерее, где он хранится как памятник иконописи.

А вот оригинальный образ (по крайней мере самый древний) так и остался в Киево-Печерской Лавре. Он хранится в Дальних пещерах возле гроба святого Феодосия.

Есть список Свенской Богородицы в храме Всех преподобных Печерских, который также был написан монахами из Лавры во второй половине 19 века. Он хранился там же до 1930 года, а позже его прятали от советской власти монахини и архимандрит Спиридон. После смерти архимандрита икона была возвращена в Лавру по его завещанию.

Сегодня ее можно увидеть на напольном киоте.

Важно! Каждый год 3 и 16 мая священник совершает молебен перед иконой и читает акафист, который можно читать и дома вместе с молитвами Свенской Печерской иконе Богородице.

Преподобный Алипий Печерский, один из первых и лучших русских иконописев, постриженик преподобного Никона (память 23 марта), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха и известен даром чудотворений еще при жизни: преподобный Алипий исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все иконы остались целыми. Одну из этих икон (Успение Пресвятой Богородицы), получившую наименование Владимирская-Ростовская (празднование 15 августа), взял великий князь Владимир Мономах (1113-1125) для построенного им в Ростове храма.

В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия (скончался 17 августа не позже 1114 года). Он был погребен в Ближних пещерах (память Собора 28 сентября). У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Одна из икон преподобного Алипия — Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3 мая и 17 августа).

Али­пий Пе­чер­ский был од­ним из пер­вых и луч­ших рус­ских ико­но­пис­цев, по­стри­же­ник пре­по­доб­но­го Ни­ко­на († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), с мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь. Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.

Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Им бы­ла на­пи­са­на Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы. Он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чив двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми. В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 8

Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ сих благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца,/ и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са душ на́ших.

Перевод: Лики святых изображая на досках, их благие дела усердно, как искусный художник, всеми прославляемый Алипий, написал ты на скрижалях своего сердца, и поэтому ты, как икона, прекрасно украшен благодатью священства, как золотым окладом, от Христа Бога и Спасителя душ наших.

Кондак преподобному Алипию, иконописцу Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вдан был еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния;/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты та́можде посо́бствовал,/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// тем тя чтим и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Перевод: С юности имея устремление к Богу, ты был отдан на обучение иконописанию, и когда расписывалась подобная небесам церковь Богородицы, ее украшению ты посодействовал, и видел ты сияние Святого Духа, и получил ты силу творить чудеса, так как иконы твои чудотворны, потому и почитаем тебя и прославляем, удивительный Алипий.

Аудиокниги и фильмы

Преподобный Алипий Печерский

«Киево-Печерский Патерик» был составлен в XIV–XV вв. как первый в Древней Руси, принявшей христианство, отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, являющейся колыбелью христианского монашества Руси и всемирно известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI–XIII вв. Впоследствии «Патерик» неоднократно.

Преподобный Алипий Печерский

«В соборе окончилась вечерня; монахи выходил из церкви и расходились по кельям.
— Отче! — вдруг услышал Алипий за собой голос проходя мимо одного старика. Он остановился.
— Отче! Не откажи.
— Кто ты? В чем имеешь ко мне нужду? — спросил Алипий.
— Я пришел молить тебя, отче: напиши мне икону Успения Богоматери! Я построил храм во имя этого праздника, так завещала мне моя незабвенная дочь.,

Одна была она у меня, одна радость, утеха…— слезы появились на глазах старика,— но, видно, прогневил я Бога: лютая болезнь унесла ее в могилу… Горько плакал я у постели моей умирающей дочери «Господи, думал я, зачем отнимаешь ты жизнь юного, полного сил и надежды, существа и оставляешь жить никому не нужного, дряхлого старика. »

И вдруг, словно угадав мою мысль, моя голубка, мой ангел, поднялась на постели и тихим голосом прошептала: «Не плачь, отец, не гневи Бога, а прославь имя Его! Построй храм, дая людям помянуть тебя добрым словом»… Это были ее последние слова…

— С великой радостью помогу я тебе, старче, довершить начатое тобою благое дело…
— Я хочу освятить храм в день праздника Успения,— сказал старик, преодолев, наконец, свое волнение,— не сделаешь ли ты, отче, икону к тому времени?
— Хорошо,— ответил, подумав, Алипий,— к празднику будет икона на месте.

Через несколько дней после встречи со стариком, заказавшим ему икону Успения, Алипий занемог и вскоре почувствовал приближение смерти. Болезнь все усиливалась; он не мог подняться с постели, не мог больше работать. Наступил канун праздника Успения.

Бледный, больной лежал Алипий на своей жесткой постели. В дверь кельи кто-то вошел. То был старик, заказавший икону Успения. При виде доски, на которой едва была начата икона, старика охватило отчаяние.

— Отче, за что, за что наказал ты меня? Вижу, ты болен, не в силах сам писать… Но почему не предупредил меня? Я мог заказать икону другому иконописцу… Весь праздник теперь для меня пропал! О отче, как это жестоко.

С грустью смотрел на старика Алипий.

— Не печалься,— чуть слышно проговорил он.— Господь милостив.
Старик вышел из кельи, и Алипий остался один, с молитвой на устах.
Было тихо, тихо. Сумерки спускались на землю и придавали всему какую-то таинственность…

Алипий впал в легкую дремоту. И вдруг, показалось ему, что дверь кельи неслышно отворилась, и вся комната наполнилась ярким светом. И видит Алипий сквозь сон, что в келью вошел юноша в ослепительно белой одежде. Его дивное лицо светилось лучезарным светом, на устах играла улыбка, а глубокие задумчивые глаза с любовью, ласково смотрели на Алипия.

Неслышными шагами подошел чудный гость к доске с начатой Алипием иконой, взял кисть и быстро стал писать лики святых…

«Кто это,— думает Алипий,— верно, старик прислал своего иконописца докончить мою работу. Как он прекрасен! Но откуда же такой свет, такое сияние его лица? Что за необыкновенная быстрота и совершенство его дивной работы!»

И вдруг стало ясно Алипию, что это не простой человек, а небесный посланник… Сон отлетел от глаз старца: с изумлением и восторгом стал следить Алипий за работой неземного иконописца.

Еще один последний мазок, и икона окончена! Чистая, непорочная Дева — Богоматерь, с невыразимой небесной благостью и любовью глядит с иконы на болящего старца: окруженная сонмом ангелов, поднимается Она на небеса и точно благословляет Алипия… Лучезарный свет все сильнее и сильнее озаряет келью… Через силу поднялся Алипий с постели и с просветленной ликующей душой припал к подножию иконы…

Свет померк. Ангела сразу не стало, не стало и иконы; лишь оставшаяся пустая подставка, на которой стояла икона, да свежие разведенные краски свидетельствовали Алипию, что не во сне, а наяву все произошло…

С грустью возвратился старик домой, тоскливо было у него на душе: икона, о которой он так мечтал, в честь которой была построена церковь, икона праздника Успения Богоматери не была окончена, не была на месте.

Всю ночь старик провел без сна, в горьких размышлениях, как бы помочь горю, и не видел исхода из своего печального положения. Наутро пошел в церковь, чтобы сделать последние приготовления к освящению храма, отложить которое было невозможно.

Грустный вошел старец в церковь и старался не смотреть на пустое место, приготовленное для иконы… Но вдруг он нечаянно взглянул туда, и невольный трепет охватил его: на приготовленном месте стояла дивно написанная икона. С горячей благодарственной молитвой обратился бесконечно счастливый старик к Богу.

«Но как, когда, кто принес сюда эту икону,— думал старик,— «еще вчера вечером заходил я сюда, и иконы не было». Он позвал сторожа, рабочих, расспрашивал их, но оказалось, что никто не видел, кто и когда принес и поставил икону.

Окончив хлопоты, старик через день направился в Лавру, чтобы поблагодарить Алипия за написание чудной иконы. По пути он зашел к игумену, но не застал его дома. Послушник объяснил, что брат Алипий при смерти и игумен у него.

Старик поспешил в келью Алипия.

Дверь в келью была отворена. Несколько монахов стояло у входа. Августовское солнце своими не палящими и не жгучими, а кроткими, мягкими лучами озаряло келью.

В углу, на жесткой постели, с закрытыми глазами лежал Алипий. Его бледное осунувшееся лицо, тонкие, словно восковые, беспомощно лежавшие руки, порывистое, несколько хриплое, дыхание ясно свидетельствовали о близости смерти…

У изголовья постели, перед киотом, стоял изможденный старец-схимник и слабым, прерывающимся от дряхлости голосом, читал трогательные и величественные молитвы на исход души. В ногах постели Алипия наклонился игумен. Слезы светились на его старческих очах… Монахи, столпившиеся у дверей, с благоговением и грустью смотрели на умирающего и молились.

Старик бросился к постели умирающего. С плачем, целуя худую, почти прозрачную, бессильную руку Алипия, он молча благодарил больного…
— Не меня благодари, сын мой,— вдруг послышался тихий голос умирающего,— Господь наш послал Ангела Своего докончить мою работу…

В ту же минуту бледное лицо Алипия преобразилось от какого-то дивного света… В глазах засветился тихий огонь, улыбка полуоткрыла коченеющие уста. Он вдруг поднялся на своем ложе и, протягивая руки к кому-то ему одному видимому, громко прошептал:

— Вот он, мой небесный гость! Я вижу его, он пришел за мною…
С этими словами иконописец бессильно опустился на постель, глаза потухли, спокойное выражение тихой ликующей радости озарило его лицо, и он скончался.

С великой честью погребли иноки тело почившего в пещере преподобного Антония, где мощи святого Алипия находятся до настоящего дня.»

Преподобный Алипий Печерский

Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере безмерный лик Печерских отцев, с нимиже и мы непрестанно вопием: радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Молитва

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.

По преданию, Киево-Печерская икона Божией Матери была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием [1] († 1114 г.), иеромонахом Печерской обители.

На иконе Матерь Божия торжественно восседает на высоком троне. Младенец Христос, сидящий на коленях Своей Пречистой Матери, благословляет Божественной десницей стоящих перед троном Феодосия и Антония Печерских. Это древнейшие изображения святых Антония и Феодосия. Иконографически изображение Божией Матери относится к типу Панахранта (Всемилостивая). По преданию, икона написана в воспоминание о событиях во Влахернском храме, когда Пресвятая Богородица призвала зодчих и, вручив им икону Успения, благословила идти в Киев. Размер иконы 42х67 см. До 1288 г. она находилась в Киево-Печерской Лавре, где прославилась многими чудесами.

В 1288 году князь Роман Михайлович, пребывая в Брянске, ослеп. Услыхав о чудесах и исцелениях, совершающихся в Киеве от Печерской иконы Божией Матери, в надежде на исцеление он послал гонца в Печерский монастырь с просьбой привезти чудотворный образ. Посоветовавшись с братией, Печерский архимандрит отпустил лаврскую святыню в Брянск на ладьях по Десне. В пути сопровождавшие икону остановились на ночлег, а проснувшись утром, обнаружили, что икона исчезла. В ее поисках путники взошли на берег и поднялись на гору против реки Свены. Здесь они нашли святыню стоящую на большом дубе между ветвями. Когда весть о чуде дошла до князя Романа, он в сопровождении священства отправился туда, где Матерь Божия воздвигла свою икону. В горячей молитве он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой даровать ему потерянное зрение и обещанием: «Все, что я увижу с места сего во все четыре стороны, я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила».

Когда князь окончил молитву, зрение возвратилось к нему. В благодарность за исцеление был отслужен молебен перед Печерским образом. Вскоре на месте обретения иконы князь воздвиг храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а затем здесь же основал Свенский Успенский монастырь, в котором и поместил чудотворную икону, украсив ее золотой ризой.

Преподобный Алипий Печерский

В настоящее время чудотворный образ Киево-Печерской (или Свенской) Божией Матери хранится в Москве в Третьяковской галерее.

О почитании Печерской иконы Божией Матери свидетельствуют многочисленные ее списки.

Один из списков чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX в., по милости Божией, находится в нашем храме.

В 2007 году Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием была подарена нашему храму одной верующей семьей. По их рассказам икона находилась в деревенском храме средней полосы России. В советское время храм был закрыт. Все церковные святыни и утварь были разграблены. Икону Печерской Божией Матери удалось спасти. Долгие годы она хранилась в этой семье. Но семья чувствовала, что ее нужно передать в храм. Поселившись в новой квартире, все члены семьи стали прихожанами нашего храма. Через некоторое время они приняли решение передать семейную ценность в полюбившийся храм.

Икона нуждалась в реставрации. К сожалению, процесс реставрации продвигался не так быстро, как хотелось бы. Написана икона без ливкасной подготовки, сразу темперными красками по дереву, что усложняло процесс реставрации. Поэтому было принято решение не предпринимать серьезных реставрационных работ. Закрепили слой, который есть. В целом, икона имеет должный вид, как говорят, икона читается. Хотя в своем первозданном виде она до нас не дошла. Утеряны боковые элементы, на которых изображались архангелы.

На средства прихожан был заказан оклад и украшения. Ростовский ювелир Абайдулин Олег Дмитриевич изготовил накладные элементы с использованием серебра и золота, позолоченные нимбы. Корону Пресвятой Богородицы выполнил из серебра и украсил ее множеством полудрагоценных камней циркона.

12 августа 2008 года, в день радостного события прихода – на престольный праздник, обновленная святыня заняла свое место в храме. Это стало еще одним радостным событием праздника! Еще одним подарком верующим. По отзыву прихожан, она полюбилась им с первых же дней.

Древняя икона явилась настоящим украшением храма. И по форме своей она хорошо вписалась в иконный ряд. Многие иконы в нашем храме новописные. Она – одна из древних.

Сейчас в России сложилась особая традиция. Многие священники специально ищут в антикварных магазинах старинные иконы. Собирают деньги, выкупают святыни и возвращают их в храмы.

Так, при участии прихожан для всеобщего поклонения в храмы возвращаются святыни, которые имеют свою историю, в которых присутствует особая традиция и чувствуется некая древность – некая особая благодать.

Наталья Авруцкая, прихожанка храма святого мученика Иоанна Воина

  1. Преподобный Алипий Печерский, иконописец. Православный календарь http://days.pravoslavie.ru/Life/life6400.htm
  2. «Святыни Киево-Печерской Лавры», Киев. Типография Киево-Печерской Лавры 2007.

[1]Преподобный Алипий — основатель отечественной иконописной школы. «Слово о первом русском иконописце Алипие» (Слово 34 «Киево-Печерский патерик») состоит в основном из рассказов о чудесах, творимых им, или происходивших с его иконами. Ныне святые мощи преподобного Алипия, как и мощи его учителей – византийских мастеров, нетленно почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Календарь

18 сентября 2022 г. ( 5 сентября ст.ст.), воскресенье. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских

сегодня

08.00 – Божественная Литургия

16.00 – Вечерня с акафистом великомученику Георгию

Объявления

Призыв настоятеля

Регулярный автобус от прихода в Старочеркасск

Мастерская флористики и дизайна прихода Святого Георгия Победоносца объявляет набор учащихся. Тел. 221-41-78

Школа звонарей прихода святого Георгия Победоносца объявляет набор учащихся. Тел. +7-908-177-80-88

Козье молоко, сметана, творог, масло, сыр, кефир.

Продается башкирский мёд: липа, акация, донник. Обращаться во флористическую мастерскую 221-41-78.

Преподобный Алипий Печерский

Поделиться

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский жил на рубеже одиннадцатого — двенадцатого веков. Он стал одним из первых и лучших русских иконописев. С молодых лет Алипий жил в Киево-Печерском монастыре. Иконописи он учился у греческих мастеров. Известно, что Алипий очень часто писал иконы даром. Если ему оставляли плату за труд, то он одну часть тратил на приобретение материалов для иконописи, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. По преданию Алипию в его труде не раз помогали ангелы. Один киевлянин через двух иноков заказал иконы для новой церкви. Иноки поступили нечестно и утаили деньги, они ничего не сказали о заказе Алипию. Когда все сроки миновали, разгневанный горожанин пришел к иконописцу за образами. Но тут оказалось, что на вчера еще чистых досках появились прекрасные лики. Когда сгорела построенная для икон церковь, все они остались целыми. Одну из этих икон — Успение Пресвятой Богородицы, получившую наименование Владимирская-Ростовская, взял великий князь Владимир Мономах для построенного им в Ростове храма. Одна из икон преподобного Алипия — Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем, известная также как Свенская, хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2 Главный редактор: Кузьменков И.А. [email protected] +7 (495) 781-97-61 добавочный 145

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Радио ВЕРА зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 57857 от 25.04.2014.
Сетевое издание Радио ВЕРА — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 54421.
Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.

Преподобный Алипий Печерский

Поделиться

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

Свенская Печерская икона Божией Матери была написана в двенадцатом веке преподобным Алипием Печерским, монахом Киево-Печерской лавры. Он был одним из первых и лучших русских иконописцев. На иконе изображена Царица Небесная, сидящая на престоле, с Богомладенцем Христом на коленях. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева — преподобный Антоний Печерский, основатели Киево-Печерской лавры. В тысяча двести восемьдесят восьмом году образ был перенесён в Брянский Свенский монастырь. Об этом попросил черниговский князь Роман Михайлович. Во время своего пребывания в Брянске он ослеп. К концу тринадцатого века образ прославился многочисленными чудесами, происходившими по молитвам к Богородице. Князь послал в лавру гонца с просьбой прислать икону. Святыню отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к берегу у речки Свень, притока Десны. Путники решили заночевать в месте, которое указала им Сама Божия Матерь. Наутро они решили помолиться иконе, но не нашли её на месте. Образ оказался на другом берегу, на горе в ветвях дуба. Весть о чуде дошла до князя Романа. Он пешком пришёл к святыне и дал обещание построить на этом месте монастырь. После молитвы князь прозрел. Возведённая им Брянская Свенская обитель стала одним из старейших русских монастырей. Чудотворная Свенская икона Божией Матери в наши дни хранится в Третьяковской галерее.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

Преподобный Алипий Печерский

107552, г. Москва, ул. Б. Черкизовская, 17, корп. 2 Главный редактор: Кузьменков И.А. [email protected] +7 (495) 781-97-61 добавочный 145

Преподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий ПечерскийПреподобный Алипий Печерский

Радио ВЕРА зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 57857 от 25.04.2014.
Сетевое издание Радио ВЕРА — свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 54421.
Учредитель: АНО Информационный центр радиовещания, искусства и культуры «Вера, надежда, любовь». Главный редактор: Кузьменков И.А.

Ссылка на основную публикацию