Православные праздники значение

Несмотря на то что Обрезание Господне не относится к двунадесятым — самым главным — праздникам, православные верующие придают ему большое значение. ТАСС рассказывает о событии, его исторической роли и о том, какие тайные смыслы скрыты в нем для христиан.

История праздника

У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка "Божьим", а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребенка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21): "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". По сути, Обрезание — это именины Спасителя.

Факт обрезания Христа в I веке н.э. являлся одним из доказательств для верующих людей, что Он был реальным, осязаемым человеком с плотью и кровью, то есть был истинно воплощенным.

В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова — 14 января по новому стилю.

Обрезание сегодня — традиция иудаизма. Какой смысл она имеет для христиан?

У праздника есть скрытые смыслы и символы. Апостол Павел в своем Послании к колоссянам говорил, что плотское обрезание иудеев у христиан заменено обрезанием духовным: "Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым".

Обрезание — это символ ограничения, удаления. Так, Господь принял обрезание, подчинившись Закону, что символизирует смирение и необходимость следования законам Церкви и христианским заповедям. Еще один смысл — это "обрезание" греховных страстей.

Как празднуют Обрезание Господне?

Праздник Обрезания несколько теряется между двумя великими, двунадесятыми праздниками Рождества и Крещения Господня, поэтому отмечается не так пышно. В православных храмах после литургии служится молебен о Новолетии.

По старому стилю празднование выпадало на 1 января, то есть после переноса Петром I Нового года с сентября на январь оно совпало с празднованием Новолетия. В Малороссии накануне 1 января было принято "щедровать": ходить по деревне под окнами, петь "щедривки" — "Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!" — и получать за это съестные подарки.

В Центральной России и на Русском Севере канун праздника называли Васильевым вечером — в честь приближающегося дня памяти святого Василия Великого, подвижника, богослова, философа, написавшего текст одной из главных христианских молитв — Символа веры. Этот святой, прославившийся при жизни заботой о неимущих и обездоленных, стал в этой стране прообразом Деда Мороза: именно от святого Василия дети получают подарки в Новый Год.

Православные праздники значение

Двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Всего их 12.

Даты переходящих двунадесятых праздников считаются от Пасхи, поэтому они каждый год также «передвигаются» по дням календаря.

Непереходящие праздники православного года ежегодно приходятся на одну дату.

Великие недвунадесятые праздники — день Покрова Пресвятой Богородицы, Обрезания Господня, рождества Иоанна Предтечи, день Петра и Павла и Усекновение главы Предтечи.

Церковные праздники имеют следующую иерархию по своей важности:

  • Пасха (Воскресение Христово) — абсолютно главный праздник богослужебного года.
  • Двунадесятые праздники — 12 важнейших праздников (по теме подразделяются на Господские и Богородичные, по принадлежности к богослужебным кругам — на неподвижные (всегда в определенное число) и подвижные (зависящие от дня празднования Пасхи).
  • Великие и средние праздники (например, Обрезание Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

Праздники «полиелейные» в честь особо чтимых святых, чудотворных икон Божией Матери и некоторых особых дней календаря (например, Изнесение Креста 1 августа, Воскресение Словущее и др.). Подробнее см. Богослужебный устав.

Кроме того, для каждого отдельного храма (или его придела) особое значение имеет «Престольный праздник», т.е. день святого (или праздника, или иконы), в честь которого освящен престол храма (придела).

Особое и очень большое значение имеют, хотя и не входят формально в список великих праздников, некоторые дни Великого поста (такие как Неделя Крестопоклонная, Суббота Акафиста, «Стояние Марии Египетской»), Лазарева Суббота, дни Страстной Седмицы (особенно, Великие Четверг, Пятница и Суббота), а также Недели (воскресенья) пасхального попразднства, (особенно Неделя о Фоме, имеющая некоторые богослужебные признаки двунадесятого праздника).

  • неподвижные, которые бывают каждый год в один и тот же день месяца;
  • переходящие, которые празднуются в разные числа календаря в зависимости от празднования Пасхи или же от дня недели и месяца.

Продолжительность праздников

Православные праздники бывают однодневными и многодневными. Многодневные праздники имеют дни подготавливающие праздник (предпразднство), сам праздник, продолжение праздника (попразднство) и заключительный день в праздновании (отдание праздника). Чем больше таких дней имеет праздник, тем большее значение и важность несет православное событие. Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова (5 дней), Богоявления (4 дня), Входа Господня в Иерусалим (нет предпразднства), Вознесения Господня (нет предпразднства), Дня Святой Троицы (нет предпразднства). Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста [1].

Православные праздники значение

Когда Пресвятая Дева Мария достигла трехлетнего возраста, ее родители, святые праведники Иоаким и Анна, исполнили свой обет — посвятить дарованное им дитя Богу в Иерусалимском храме. Одев ее в лучшие одежды, с торжественным пением, в сопровождении девочек с зажженными свечами в руках, святые родители подвели Богоотроковицу ко вратам храма. Укрепляемая силой Божией, Дева Мария сама поднялась по высоким ступеням лестницы в храм, где ее встретил первосвященник Захария, который и ввел Богоотроковицу Марию во святая святых — самое главное и священное место Иерусалимского храма.

Введение Пресвятой Богородицы во храм стало началом ее новой жизни, посвященной служению Богу, а чудесные знамения открывали всем ее духовную высоту и чистоту.

На Введение начинается настоящая зима, устанавливаются ранние Введенские морозы.

Примечали:

• Введение — ворота зимы.

• Введение пришло — зиму привело.

• Наложило на воду Введение толстое леденье.

• Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.

Рождество Христово

25 декабря / 7 января.

Рождество Иисуса Христа отмечается во всем мире. Рождество — один из главнейших православных праздников.

Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме, куда Святое семейство — Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник — отправилось для участия во всенародной переписи (каждый из жителей Иудеи должен был записаться в том городе, откуда происходил его род).

Первыми свидетелями совершившегося стали пастухи, пасшие свой скот неподалеку от скромной пещеры, где и свершилось великое чудо — Рождение Богомладенца. Вслед за ними к этому месту пришли волхвы — восточные мудрецы, узнавшие о свершившемся по появлению на небе необычной звезды.

Рождественские праздники — СВЯТКИ начинались с кануна Рождества — Сочельника (24 декабря / 6 января) и продолжались до Крещения. Сочельник заканчивает собою Рождественский пост. С кануна Рождества в течение всех Святок справлялись самые разнообразные гадания, устраивались игрища, ряжения. Святочные праздники — две недели.

Примечали:

• Коли под Рождество небо звездисто — богатый приплод скота, много ягод.

• Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе.

• Ясный день, сильные холода, морозы — к хорошему урожаю.

• Если во время Святок погода пасмурная — в сенокос будет дождливо.

• В Свят вечер не едят до звезды.

Богоявление. Крещение Господне

6 января /19 января.

Принимая Крещение от святого Иоанна Предтечи в реке Иордан, Господь Иисус Христос подает людям образ и пример Крещения и освящает водное естество. Праздник именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру были явлены все три лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

На Руси в этот день люди старались зачерпнуть освященной воды, купались прямо в проруби, для очищения грехов.

Примечали:

• В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.

• О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

• На Крещение оттепель — к урожаю.

Крещение на Руси славилось своими холодами. Крещенские морозы — самые сильные, а после Крещения холода идут на убыль: «Трещи не трещи, минули водокрещи».

Если Крещенские морозы возьмут верх над Рождественскими и Сретенскими, то будет урожайный год.

Сретенье Господне

2 февраля /15 февраля.

Сретенье по-старославянски означает «встреча» Младенца Христа с праведным Симеоном на сороковой день после Рождества Христова в храме Иерусалимском.

Но у природы своя логика. Встречаются Сретенские морозы и оттепели. С давних пор этот день считался первой встречей весны.

Примечали:

• На Сретенье зима с летом (с весной) встретились.

• На Сретенье солнце на лето, зима на мороз.

• На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о сретенских оттепелях).

• На Сретенье кафтан с шубой встретились.

• Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

• На Сретенье снежок — весной дожжок.

На Сретенье вечером заклинают солнце, поют песни:

Солнце-ведрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, солнышко, до вешней поры!

Масленица

Неделя Масленицы приходится на конец февраля. В народе Масленицу величают: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. Поверья, связанные с Масленицей, относятся к проводам зимы. Все дни Масленой недели имеют свои особые названия:

Православные праздники значение

Завтра в России отмечается Медовый Спас. У этого праздника фиксированная дата — он проходит 14 августа. У Медового Спаса несколько названий — Медовый праздник, Первый Спас, Маковей, Спас на Воде . Также на этот день приходится первый день Успенского поста. Сейчас разберемся в этом переплетении традиций.

Православные праздники

Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.

В девятом веке, после победы Константинополя над эпидемией инфекционных заболеваний, священнослужители вынесли часть креста, на котором распяли Христа, и позволили народу поклониться. И по сегодняшний день в честь этого в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту.

Также в этот день Церковь отмечает Пра зднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от этих икон во время сражений святого князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.

В этот день вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Отсюда пошло еще одно название праздника — Маковый спас или Маковей. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. А на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще и «Спасом на воде»? После крестного хода совершались водосвятия на реках, день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. Люди купались в освящённой воде, мыли скота.

Эти церковные праздники совпали с периодом сбора урожая меда. Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.

Без меда в старые времена было особенно грустно. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считалось, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Хмельной мё д пили на пирах, на его основе изготовлялось множество и безалкогольных напитков. О собой популярностью, конечно, всегда пользовались медовые пряники, печь которые на Руси были мастера.

В Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху. В целом принято есть блюда, в состав которых входит мед, печь пироги, пирожки, рулеты и торты с медом и маком.

Благочестивая традиция есть в этот день и у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим.

Считается, что именно с момента Медового Спаса становится холоднее. В старину говорили: пришел Медовый Спас — провожай лето.

С 6 по 11 ноября 2017 года в МБОУ гимназии №3 города Грязи прошла неделя православной культуры «Православные праздники», цель которой возрождение православных традиций и приобщение к ним детей.

6 ноября на открытии недели учащиеся были ознакомлены с планом проведения мероприятий, перед ними с напутственным словом выступил настоятель Успенского храма с. Кузовка иерей Константин Савельев.

Учащиеся 5-8 классов продолжили позже общение со священником на тему: «Годовой круг православных праздников в честь Богородицы, ангелов и святых», а старшеклассники встретились с помощником благочинного по религиозному образованию Макеевым Николаем Владимировичем и обсудили тему: «Годовой круг Господских и библейских православных праздников: их смысл и значение в жизни человека».

Для учащихся 1-4 классов была организована книжная выставка «Православие детям». Её цель – содействие духовно-нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. На выставке были представлены «Жития святых», книги о православных монастырях, художественная литература. Учитель ОПК Станишевская Ольга Борисовна рассказала детям о значении литературы духовного содержания и познакомила с этапами развития литературы. Учащиеся имели возможность выбрать и прочитать наиболее интересующие их книги с выставки и задать вопросы.

В течение недели демонстрировались конкурсные рисунки «Наш любимый православный праздник». В конкурсе приняли участие более тридцати учащихся. Ими были представлены живописные работы с композициями из истории традиционных православных праздников.

Итоги конкурса:

1 место – Сергеева Ангелина (4а), Душин Роман (4в), Скачкова Полина (4а),

2 место — Клычёв Максим (4а), Корнеева Дарья (4а), Короленко Жанна (4а),

3 место – Гундров Илья (4б), Осипова Александра (4б), Атюнин Илья (4а).

7 ноября состоялся конкурс чтецов духовной поэзии «Праздники Православной Церкви в русской поэзии». Мастерство художественного слова на нём представили семь четвероклассниц. Жюри и зрители окунулись в мир прекрасной поэзии: душевной, трогательной и нежной.

Итоги конкурса чтецов:

1 место – Дегтярёва Виктория «Пасха» (4в), Шушунова Виктория «Ангелы» (4а),

2 место – Горбуленко Полина «Пасха» (4б), Сергеева Ангелина «В лужах солнышко искрится» (4а), Черкасова Анастасия «Отче наш» (4г),

3 место – Котяева Юлия «Бог слышит нас» (4а), Двуреченская Анастасия «Во славу жизни дал Создатель» (4а).

Конкурс чтецов духовной поэзии ««Радуйтесь, и еще говорю, радуйтесь!»: «Праздники Православной Церкви в русской и мировой поэзии» прошёл среди учащихся 5-11 классов.

18 конкурсантов прониклись душевным состоянием православного человека, готовящегося к празднику Пасхи. Вместе с лирическими героями произведений исполнители и слушатели пережили семь неспешных недель Великого поста, «дарованных… для покаянья», погрузились в размышления о последней седмице Великого поста… Страстная среда, Страстной Великий Четверг, Страстная Великая Пятница, Великая Суббота…и удивительная по красоте и торжественности Пасхальная служба, Пасха, Светлое Христово Воскресение! Каждый участник конкурса перелистывал свою страницу священной истории и становился частью целого, уже облагороженного переосмыслением великой жертвы.

Победителем конкурса стала учащаяся 10 класса Зубакина Маргарита, исполнившая стихотворение Зинаиды Гиппиус «Сообщники».

8 ноября классные руководители провели для учащихся начальной школы мастер-классы «Сотвори добро, порадуй ближнего» (изготовление праздничных подарков – фигурок ангелов). Цель мастер-классов – создать условия для воспитания ценностного отношения к христианской культуре. Ребята планируют раздать фигурки бумажных ангелов, выполненных своими руками, в надежде, что их ангелы станут вестниками благой новости.

Мастер-класс ««Православные праздники и православная кухня» для учащихся 5-6 классов представила помощник благочинного по социальному служению Ненахова Н.В. Ребята не только узнали о дне памяти Сорока Севастийских мучеников, но и своими руками изготовили жаворонков. Тёплая встреча закончилась угощением ребят уже испеченными дома Натальей Владимировной жаворонками. Дети были счастливы. Дмитрий Калачев на следующий день показывал одноклассникам жаворонка, накануне испеченного дома: рецепт Натальи Владимировны не был забыт.

9 ноября были подведены итоги конкурса сочинений «Православные праздники в моей семье». Желающих принять участие в этом конкурсе было достаточно много. По итогам проверки сочинений выяснилось, что большая часть учащихся выделяет праздник Пасхи. Лучшими были признаны работы:

1 место — Помазуева Мария (4г),

2 место – Политов Макар (4б),

3 место – Рыжова Валерия (4а).

В этот же день работал киноклуб «Доброе кино». Учащимся 4 классов для просмотра был предложен мультипликационный фильм «Ангел» по мотивам Г.Х. Андерсена. Фильм рассказывает про материнскую молитву и исцеление девочки. После просмотра учащиеся высказали своё мнение, что это фильм – о вере и надежде, и милосердии.

Старшеклассники познакомились с удивительной историей героев фильма «Вдвоём на льдине» режиссера Валерия Игнатьева по книге Юлии Вознесенской. История двух влюбленных молодых людей, борющихся с тяжелым заболеванием, не оставила ребят равнодушными.

10 ноября в 1-3 классах были проведены классные часы «Православные праздники на Руси». Одна из главных задач классных часов – развитие интереса к православной культуре, её истории, традициям и ценностям.

Учитель Станишевская О.Б. провела открытый урок по ОПК «Православные праздники на Руси». На уроке учащиеся познакомились с многочисленными православными праздниками, узнали, как на Руси их отмечали, какие обряды и традиции им сопутствовали.

11 ноября состоялось внеклассное мероприятие на тему «Православные праздники» в Александро-Невском храме г. Грязи. Макеев Н. В. беседовал с учащимися 8 и 11 классов о сущности православного праздника. Разговор был особенным для всех. Обстановка храма, исполнение праздничных песнопений хором Александро-Невского храма, демонстрация праздничных икон – всё приковывало внимание. Сказанное Николаем Владимировичем было воспринято ребятами, несмотря на то, что некоторые из них о чём-то услышали впервые. «Благим потрясением» для учащихся было исполнение регентом хора Мартыновой Еленой Николаевной и певчей Солониновой Еленой Ивановной древних распевов, логично вплетенных в слово ведущего. Эту встречу будут вспоминать её участники не раз.

На закрытии недели православной культуры были награждены её активные участники и дипломанты школьного тура олимпиады по основам православной культуры.

В течение всей недели школу окормлял настоятель Успенского храма с. Кузовка иерей Константин Савельев, а заключительные мероприятия недели проходили в Александро-Невском храме г. Грязи и были организованы при участии его настоятеля иерея Петра Жукова и клирика храма иерея Владимира Кондратюка.

Православные праздники значение

14 октября Православная церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают чудо, случившееся в 910 году. Как гласит предание, Пречистая явила Себя во Влахернском храме в Константинополе.

В 2021 году на Покров поста нет. Если же праздник выпадает на среду или пятницу (в эти дни употребляется постная пища), то разрешается рыба.

История праздника

Православные праздники значение

Покров Пресвятой Богородицы относится к великим праздникам Русской православной церкви. О нем мы узнаем из предания, которое повествует, как Богоматерь явилась во Влахернском храме в ответ на молитвы верующих и распростерла омофор (так называют покрывало для головы) над людьми. Это и стало чудесным знаком заступничества и утешения для всех христиан.

Как известно, чуду предшествовали следующие события… К Константинополю приближались враждебные войска варваров. Тогда подобные набеги совершались довольно часто и могли закончиться трагично. Священнослужители византийской столицы усердно молились. Ночью блаженному Андрею Константинопольскому и его ученику Епифанию явилась Пречистая. Богородица шла по воздуху в окружении ангелов и угодников Божиих. Небесный свет озарял Ее под сводом храма… Святой Димитрий Ростовский описывал видение так: «Богородица сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

Богоматерь защитила город. Буря, поднявшаяся сразу после чудесного видения, разметала вражеские корабли варваров. Так жители Константинополя были спасены от неминуемой смерти.

Напутственное слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Православные праздники значение

«Никто да не усомнится в том, что видели человеческими глазами блаженный Андрей и ученик его Епифаний.

Никогда больше не являлась Пресвятая Богородица в такой великой славе, со множеством ангелов, апостолов, пророков и святых. Такая огромная и преславная свита, какую видели Андрей и Епифаний, могла сопровождать только воистину Святейшую Всех Святых, и огромно для нас значение этого Божьего свидетельства о Ней. Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном, но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний, когда сошла Она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях. Вспомним, что апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе, и тогда с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова. Видите ли, люди Божии, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу усердную мира нашего. Будем же любить Ее всем сердцем, как любят маленькие дети свою мать, и воздадим великую славу и честь Ее Божественному Сыну по плоти человеческой, Господу и Богу нашему Иисусу Христу, с Его Предвечным и Безначальным Отцом и Пресвятым Духом».

Фото из открытых источников

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Православные праздники — определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это зафиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл — воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии (Богородицы). Отсюда — исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Христианство является одной из самых распространённых мировых религий. В мире насчитывается около 1,5 миллиардов последователей христианства. Эта религия делится на три крупных направления: православие, католицизм и протестантизм. И праздники — это неотъемлемая часть культовых действий каждого направления этой религиозной системы. Традиции их празднования бережно охраняются и передаются из поколения в поколение. В этом, пожалуй, и заключается актуальность данной работы.

История православных праздников берет свое начал со времен воскрешения Иисуса Христа, поэтому самым древним и самым главным христианским праздником считается — Пасха. Первые упоминания о праздновании этого праздника и дня воскресенья встречаются в Библии.

В 4 в. н.э. появляются упоминания о праздновании других Господских праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление и Вознесение. В 5 в. н.э. началось почитание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа, возможно также Крещения.

Первым Богородичным праздником, который в 4 в. н.э. стала отмечать церковь, было Благовещение Пресвятой Богородицы. В 7-8 вв. до н.э. начали праздновать Рождество Богородицы и Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Первое время становления религии было очень тяжелым для христиан, люди переживали гонения со стороны властей. Самыми тяжелыми временами для последователей Иисуса Христа была эпоха правления римских императоров Галерия и Диоклетиана. Именно тогда и появились великомученики, которые страдали и отдавали свою жизнь за христианскую веру.

Притесняя и убивая верующих христиан, правительство хотело вселить в последователей Иисуса страх и тем самым искоренить эту религию. Но своими репрессиями они этого не добились — результат был абсолютно противоположным. Самоотверженность первых великомучеников стала примером для других последователей христианской веры, и только поспособствовало установлению и распространению религии.

Во время правления Константина Великого в 313 г. был принят Миланский эдикт, который утвердил свободу вероисповедания. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. М: Госполитиздат., 1996. С. 254. — С. 4. При этом императоре происходило оформление основных правил празднования. Первым зафиксированным правилом, которое к нашим дням не дошло, стал запрет на торговлю в воскресный день. Позднее в воскресный день стали запрещать театральные выступления, цирковые шоу, дела судопроизводства и другие общественные работы. Все эти запреты призывали не осквернять святость праздника и освободить этот день от дел для того, чтобы пойти в церковь, помолиться. С ходом истории и в разных религиях правила почитания праздников претерпели изменения, но суть осталась прежней.

Количество христианских праздников непрерывно увеличивалось, перечень стал пополняться еще и днями памяти людей, которые во время своей жизни сделали много для веры и во имя веры в Бога, за что были приписаны к лику святых.

С ходом истории все даты поминовения святых были собраны в минеи (богослужебные книги) и включены в годичный круг церковных богослужений.

На Русь христианская вера пришла из Византии, вместе с установленными праздниками, правилами и традициями. Но со временем на Руси стали появляться свои мученики и самоотверженные последователи веры, и Русская церковь пополнила перечень праздников днями памяти русских святых.

Православная церковь всегда старалась отметить праздники особой торжественностью. Миряне на Руси в день великих праздников освобождались от ежедневных трудов, для того чтобы посвятить эти дни Богу и делам благочестия.

Существует несколько категорий праздников: двунадесятые праздники; великие; средние и малые.

Пасха — главный христианский праздник. Само слово «Пасха» прибыло к нам из греческого языка и в переводе означает «избавление». Этот Великий праздник занимает самое главное место среди двунадесятых преходящих праздников и является днем почтения памяти Евангельских событий, которые являются основой христианской веры.

Двунадесятые православные праздники — это двенадцать основных православных праздников. Они могут быть переходящими, т.е. не имеющими фиксированной даты (Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Святой Троицы). Даты этих праздников зависят от дня празднования Пасхи. Большая часть двунадесятых праздников — непереходящие (Рождество Христово; Крещение Господне; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня и Введение в храм Пресвятой Богородицы). Все эти праздники имеют предпразднства (подготовительные дни), дополнительные дни празднования и день отданья праздника (завершающий день).

Праздники, которые посвящены событиям из жизни Иисуса Христа, называются Господскими, а те, которые посвящены событиям из жизни Пресвятой Богородицы — Богородичными.

Господские праздники важнее Богородичных. Эта разница находит свое отражение в составе Богослужения в этот день. Если Господский двунадесятый праздник приходиться на воскресный день, то совершается только праздничная служба (воскресная не служится), а если Богородичный двунадесятый праздник припадает на воскресенье, то служиться сначала воскресная служба (так как каждая воскресная служба несет собой Господское значение и прославляет Светлое воскресение Иисуса Христа), а после уже Богородичное.

Период предпразднства отличается изменениями в Богослужении — начинают появляться песнопения наступающего праздника. Количество песнопений грядущего события увеличиваются с каждым днем, и достигает своего максимума в день праздника.

Период попразднства, или дополнительный дней праздника, также ознаменован отличиями в Богослужении — продолжаются песнопения прошедшего события, но их количество значительно меньше. А в день отдания песнопений праздника больше чем в дни попразднства, но меньше чем во время основной службы.

Некоторым Господским праздникам предшествуют особые субботы и недели. Перед определёнными праздниками верующие люди проходят очищение постом.

Великие православные праздники (Покров Пресвятой Богородицы; Обрезание Господне; Рождество Иоанна Предтечи; Усекновение главы Иоанна Предтечи; День святых апостолов Петра и Павла) празднуются один день — предпразднства, послепразднства и отданья они не имеют.

Православные праздники значение

День Святой Троицы — один из главных праздников у христиан. Православная Церковь празднует Троицу на 50-й день после Пасхи. О значении этого дня и когда он наступает в 2021 году — в материале vtomske.ru.

Троица — один из 12 главных православных праздников. Его также называют Пятидесятницей, поскольку празднуется на 50-й день после Пасхи, или Днем сошествия Святого Духа, что связано с событиями, описанными в Библии.

Поскольку у Пасхи нет точной даты, то и День Святой Троицы каждый год отмечается в разное время. В 2021 году православные верующие отмечали Пасху 2 мая, значит, Троица наступит 20 июня.

У католиков Троица не совпадает с Пятидесятницей (Днем сошествия на апостолов Святого Духа). В 2021 году католическая Церковь отмечала Троицу 23 мая.

История

Праздник Троицы приурочен к событиям, произошедшим на 50-й день после Пасхи — сошествию Святого Духа на апостолов. Благодаря этому, согласно Новому Завету, ученики Иисуса Христа получили дар пророчества и исцеления, стали способными проповедовать Евангельское учение на разных языках народов мира.

С этого времени апостолы начали безбоязненно проповедовать Христа. Число приверженцев церкви начало быстро расти.

Праздник Троицы установили в конце IV века: в 381 году на Вселенском Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе. На Руси Троицу начали широко отмечать в XIV веке при Сергии Радонежском — основателе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Традиции

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа.

На следующий день после Троицы, 21 июня, отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа. По сути, этот церковный праздник продолжает торжества в честь Святой Троицы.

У православных христиан на Троицу принято украшать храмы живыми ветвями берез, дубов, застилать полы свежескошенной травой. Украшения остаются на всю Троицкую неделю, в том числе и на Духов день. Священники в эти дни надевают зеленые одежды.

Некоторые православные верующие также украшают зелеными веточками березы, цветами свои дома.

По церковным правилам, на Троицу нельзя делать зла, обращаться к языческим обрядам или совершать ритуалы. Работать в этот день не запрещается. Для верующих важно посетить храм, чтобы поприсутствовать на службе.

Православные праздники значение

© Getty Images

Вашему вниманию все православные праздники февраля 2022 года

В феврале, как и в любом другом месяце, отмечается множество православных церковных праздников. Расскажем о каждом из них.

Во втором месяце года будет шесть постных дней. Соблюдать их нужно будет 2, 4, 9, 11, 23 и 25 февраля.

Православный календарь на февраль 2022 года

Читайте также

1 февраля отмечается день памяти преподобных Макария Великого, Макария Печерского и Святого Марка.

2 февраля отмечается день памяти преподобного Евфимия Великого.

3 февраля отмечается день памяти преподобного Максима-исповедника или Максима Грека, а также мученика Неофита.

4 февраля отмечается день день святого апостола Тимофея, а также п реподобномученика Анастасия Печерского.

5 февраля отмечается день священномучеников Климента и Агафангела.

6 февраля отмечается день памяти преподобной Ксении Римляныни.

7 февраля отмечается день памяти святителя Григория Богослова и священномученика Владимира, а также иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

8 февраля отмечается день памяти преподобных Федора Студита, Ксенофонта Константинопольского, а также его жены и детей.

9 февраля отмечается перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

10 февраля отмечается день памяти п реподобного Ефрема Печерского.

11 февраля отмечается день памяти Святителя Лаврентия, а также перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца.

12 февраля отмечается день памяти преподобного Зинона, а также Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова.

13 февраля отмечается день памяти святителя Никиты, а также Бессребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии.

14 февраля отмечается Седмица мытаря и фарисея, а также п редпразднство Сретения Господня.

15 февраля отмечается Сретение Господне.

16 февраля отмечается день памяти праведного Симеона и Анны пророчицы.

17 февраля отмечается день памяти благоверного князя Георгия Владимирского, а также п реподобного Исидора Пелусиота.

18 февраля отмечается день памяти Святителя Феодосия, а также м ученицы Агафии. Еще празднуется день иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

19 февраля отмечается день памяти преподобного Вукола и святителя Фокия.

20 февраля отмечается н еделя о блудном сыне, а также день памяти п реподобного Луки Елладского.

21 февраля отмечается день памяти великомученика Федота Стратилата и пророка Захария Серповидца.

22 февраля отмечается день памяти Мученика Никифора.

23 февраля отмечается день памяти с вященномученика Харалампия, а также мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц. Еще празднуется день иконы Божией Матери «Огневидная».

24 февраля отмечается день памяти с вященномученика Власия Севастийского.

25 февраля отмечается день памяти святителя Алексия Чудотворца, а также празднуется день Иверской иконы Божьей Матери.

26 февраля отмечается Вселенская родительская мясопустная суббота, а также день памяти преподобного Мартиниана.

27 февраля отмечается день памяти Преподобного Исаакия, князя Михаила Черниговского и мученика Феодора, а также 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.

28 февраля отмечается день памяти преподобного Пафнутия и апостола от 70-ти Онисима. Празднуется масленица.

Православные праздники значение

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: самоотвержение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словосочетанием «православные христиане&raquo

  • Несомненно, что последний российский самодержец был искренне верующим православным христианином, смотревшим на свою политическую деятельность как на религиозное служение.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «православные христиане»

  • Скажут им: нужно любить папеньку с маменькой — они любят; прикинут сюда тетенек, дяденек, сестриц, братцев и даже православных христиан — они и их помянут в молитвах своих.

Сочетаемость слова «православный&raquo

Сочетаемость слова «христианин&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «православные христиане»

Афоризмы русских писателей со словом «православный&raquo

    за веру православную и святую Русь честнее, чем жить под ярмом иноверца и носить позорное имя раба иноплеменных.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «православный&raquo

ПРАВОСЛА́ВНЫЙ , —ая, —ое 1. Прил. к православие. Православные праздники. Православная церковь.

Значение слова «христианин&raquo

ХРИСТИАНИ́Н , -а, мн.а́не, —а́н, м. Последователь христианства (в 1 знач.).

Предложения со словосочетанием «православные христиане&raquo

Несомненно, что последний российский самодержец был искренне верующим православным христианином, смотревшим на свою политическую деятельность как на религиозное служение.

Часто ко мне в храм приходят люди и говорят, что хотят начать жизнь православного христианина.

История создания книги отражает духовное единство русских православных христиан вне зависимости от государственных границ и церковных юрисдикций.

Презентация на тему: » Проект «Православные праздники» Сретенье Господне 15 февраля.» — Транскрипт:

1 Проект «Православные праздники» Сретенье Господне 15 февраля

2 Сретенье Господне Славянское слово «сретение» означает «встречу».

3 Сретенье Господне В этот день вспоминают важное событие из жизни Иисуса Христа.

4 Сретенье Господне По старинному закону, обычаю Моисея, первого ребёнка в семье посвящали Богу.

5 Когда Иисусу исполнилось 40 дней, Мария принесла Его в Иерусалим в Храм, чтобы посвятить Богу.

6 При храме жил мудрый старец Симеон. Он горячо молился Богу и верил в приход Спасителя. Ему было предсказано, что он увидит Иисуса Христа – Спасителя!

7 Ангельское пророчество сбылось! Наконец-то Симеон увидел Спасителя мира!

8 Встреча эта имела символическое значение. Праздник Сретения Господня – это праздник встречи. Встречи Ветхого Завета с начинающимся Новым Заветом, встречи прошлого с уже пришедшим будущим.

9 Симеон как бы образ Ветхого Завета. Он, принимая Христа и преклоняясь перед Ним, свидетельствует, что Спаситель пришёл и начинается новая эпоха в жизни человечества!

10 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

12 Авторы проекта: Борисов С.А., учитель русского языка школы 4 Союзова В.Н., учитель рисования школы 4

Православные праздники значение

14 августа православные верующие празднуют Медовый Спас, который в народе еще называют Маковеем. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Также начинается двухнедельный Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утренних службах выносится крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Церковные праздники совпали с периодом окончания сбора урожая меда и сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

Традиции

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед, мак, лекарственные травы.

У пасечников есть традиция в этот день раздавать по кусочку соты с медом детям и нищим.

На Медовый спас пекут постные медовые пряники, готовят блины с медом, медовый квас, варят медовуху.

Православные праздники значение

Праздник также называют Маковеем, а в народе – Маковым Спасом. В народе этот церковный праздник совместили с началом собирания урожая мака на полях. В церки вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. В 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали религиозные практики.

На Маковея принято собирать полевые цветы и собирать их в букет, а после этого освятить в церкви. Такой букет называется «маковейчик» или «маковейка«.

Среди цветов в букете обязательно должны быть большие спелые головки мака. В него можно класть также бархатцы, георгины, астры, гвоздики, барвинок, а также различные травы: базилик, мяту, тимьян, любисток и другие.

Интересная традиция существует в Житомирской области – там в маковейный букет добавляют морковь, небольшие початки кукурузы, а еще горох, фасоль и укроп.

До самой весны «маковейчики» принято хранить как оберег. Некоторые зимой мак используют для кути на Рождество, а на Благовещение засушенные цветы девушки вплетали в волосы.

Но это еще не все названия Медового Спаса. Так, он также известен как «Спас на воде«. Существует бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и родники.

После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Приметы

Празднование Медового Спаса связано и с началом сбора урожая. Наши предки, которые занимались сельским хозяйском, считали, что с этого дня можно начинать подготовку к зиме и провожать лето.

Народные приметы на Медовый спас:

  • На Маковея лето кончается, осень начинается;
  • Какой будет погода на Маковея, таким будет следующий год;
  • На Первый спас и нищий медку попробует;
  • У Первого спаса всего в запасе: и дождь, и солнце, и ветер;
  • После Первого спаса в реку не заходят;
  • Ласточки три раза улетают — на три спаса.

Считается, что на Маковея нельзя громко разговаривать, ссориться, ругаться и шумно праздновать. Также в этот день нельзя убирать в доме и работать. Нельзя желать кому-либо зла, иначе оно вам же и вернется.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку «сообщить об ошибке», чтобы сообщить об этом редакции

Православные праздники значение

Наступил первый день декабря 2021 года. Сейчас у православных христиан продолжается Рождественский пост, который завершиться лишь накануне светлого большого праздника. Торжеств в первый день зимы у восточных христиан нет, однако веряне вспоминают важные церковные даты.

Православные памятные даты, 1 декабря 2021 год

Православной церковью в этот день чтится память мучеников Платона Анкирского и Романа Кесарийского. Православные молятся этим святым о материальном достатке. Также святых просили помочь благополучно перезимовать зиму, будущей осенью собрать хороший урожай.

День памяти мученика Платона Анкирского; Романа и отрока Варула; а также мучеников Закхея и Алфея;

Память Собора святых Эстонской земли;

День памяти священноисповедника Николая Виноградова, пресвитера.

Народные приметы первого дня зимы 2021 года

С давних пор у восточных славян считалось, что погода в первый день зимы определяет характер всего холодного сезона. Так, если в течение первого декабрьского дня будет перемена в погоде – столько раз она будет меняться зимой. А если в полдень холод и вьюга – такая будет и середина зимы. Вечером метель – зима уйдёт неохотно.

Народные приметы на первый день зимы:

Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу

Каков первый день декабря, такова и зима

Если на Романа комар летает по комнате — жди оттепели

Ворона на Романа по дороге бродит — к теплу

Декабрь все берет и ничего не отдает

Платон да Роман кажут зиму нам

Метель в этот день принесет метель и на масленицу

И если вечером в небе месяц будет в кругу – к хорошей погоде

А если месяц «в рукавицах», то есть с двух сторон светила наблюдаются яркие блики или сияние, то это явление – предвестник мороза.

В августе православные верующие отмечают три важных праздника — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Все они посвящены Спасителю Иисусу Христу и означают переход от лета к осени.

Медовый Спас

Отмечается традиционно 14 августа. В этот день христиане чтят память ветхозаветных мучеников Маккавеев и начинают Успенский пост, который продлится до 27 числа. В 2021 году праздник выпадает на субботу, значит в выходной в храмах пройдет освещение свежего меда и плодов нового урожая — винограда, яблок и других фруктов.

По традиции в Медовый Спас пекут пироги и пряники с медом. В этот день на пасеках свежим лакомством угощали детей, а женщины ходили в церковь, чтобы очиститься от греха. Также в праздник бережно относились к воде: чистили колодца, убирали мусор с берегов рек и умывались холодной водой, чтобы избавиться от болезней. Завершался день массовыми гуляниями и гаданиями на суженного.

Согласно приметам, в день Спаса самая полезная малины. Также, если озимый урожай к этому времени поспел – то он будет богатым. Если прошли ливни, значит осень и весна будет засушливой.

Яблочный Спас

Празднуется 19 августа. В этот день в церкви освещают виноград, яблоки и прочие свежие плоды. По Священному Преданию, с этого дня верующие могут употреблять фрукты нового урожая. Перед тем, как съесть освященное яблоко, нужно загадать желание.

В Яблочный Спас нельзя заниматься домашними делами. Шумные гуляния и пиршества по обычаям не устраиваются. Однако принято угощать близких и нуждающихся. В этот день можно погадать на будущее: если первое яблоко кислое – будут трудности, если сладкое – счастье.

Отметим, в праздник особенное внимание уделяется насекомым. Комаров, мошек и жучков нельзя убивать. А две севшие на человека мухи сулят ему удачу на весь год.

Ореховый Спас

Третий Спас отмечается 29 августа. К этому времени завершится строгий пост, и православные смогут отведать свежую выпечку из зерна нового урожая. Праздник связан с приближением осени, сбором лесных орехов и грибов, продажей изделий народного ремесла и собранного урожая.

Как и другие Спасы, Ореховый начинается с освещения продуктов в храмах. В этот день верующие благодарят Господа за урожай хлеба и орехов. А на площадях разворачиваются ярмарки. По традиции 29 августа люди проводят дома с семьей, пекут вместе хлеб, в который добавляют орехи и изюм. Считается, что если в этот день чистить колодцы и освящать воду, она получит целебные свойства.

В Ореховый Спас нельзя ругаться, ссориться и желать кому-то зла, иначе оно вернется втройне. Физическая нагрузка также не желательна. Лучше посвятить себя помощи людям, дать бедным еду и милостыню.

По приметам, если в праздник начался дождь с грозой, значит осень будет теплой. Также значение имеет вкус первого съеденного ореха: спелый и сладкий – к большой любви, недозрелый – к важной вести, гнилой – к беде, а горький – к проблемам.

Радоница – широко известный православный праздник. Это время поминовения усопших, традиционно отмечающееся после Пасхальных торжеств.

Идея празднования возникла еще во времена язычества. Тогда Радоница имела несколько названий: Радостное, Радуница, Радунец. При этом единым для всех оставалось значение: радость, род.

Суть празднования

Радоница — многовековая традиция, доставшаяся нам от предков. В поминальные дни наблюдается пиковая посещаемость могил и отмечается Пасха для умерших.

Суть Радоницы кроется в обряде почтения усопших. В эти дни люди спешат отмечать воскресение Христа. Они несут к местам захоронения родных куличи, яйца, зажигают свечи и лампадки.

Радоница символизирует собой Воскресение всех смертных и будущую новую жизнь каждого христианина. Именно поэтому церковь не рекомендует проявлять чрезмерную скорбь в поминальные дни.

При этом православие оставляет место определённым традициям, обрядам. Так, в частности, принято заказывать панихиды.

Застолья на местах захоронения. Все «за» и «против»

Многие православные устраивают на могилах настоящие застолья. Представители православной церкви осуждают такое поведение, поскольку видят в нем отголоски языческого обряда. Также не рекомендуется распивать спиртное, оставлять его на кладбище. Принесенные угощения лучше раздать и прочитать молитву.

Православные праздники значение

Рекомендуется тихо помянуть усопших, воздерживаясь от громких веселий и застолий.

Традиции, связанные с Радоницей

Христианская церковь все же официально признала празднование языческой Радоницы. На сегодняшний день древние обряды органично «переплелись» со многими православными обрядами.

Православные праздники значение

Наряду с рядом действующих торжеств с древне языческими корнями, Радоница также имеет привязку к Пасхе. Она отмечена в церковном календаре и олицетворяет празднование Пасхи усопших, посему является крайне важным праздником Церкви.

Древние славяне верили в существование мистики. Они выделяли определенные дни, когда ушедшие души могли возвращаться и оказывать влияние на жизнь, благополучие мирян. Также существовала вера в силу мертвых, их способность влиять на будущий урожай.

На Радуницу семья шла на кладбище. Чаще всего это случалось во второй половине дня. На могилу несли окрашенные заранее яйца, выпечку, пиво. Эти дни знаменовались шумными застольями, сопровождались громкими песнями и большой радостью.

Представленный обряд был направлен на задобрение душ ушедших и имел называние тризны. Люди верили, что будущая судьба живых находится в полной зависимости от настроения усопших. Последние могли, как помочь, так и навредить в решении ряда определенных вопросов. Именно поэтому все усилия живых были направлены на всяческое задабривание мертвых.

Древне славянское празднование Радуницы сопровождалось игрищами на могилах. Люди того времени искренне верили в силу и возможности мертвых, а также их радость от созерцания веселья живых в эти дни. Почтив усопших, старшие члены семей шли домой, а молодые тем временем продолжали шумные гуляния с большими хороводами и звонкими песнями.

Обычаи на Радоницу

  • Существует поверье, что на Радоницу недопустимо скорбеть, ведь в этот день души усопших радуются Воскресению Христа наряду с живыми.
  • В эти дни люди традиционно идут в церковь, молятся о покое умерших.
  • Во время службы принято заказывать панихиды, для чего священнику передают записанные имена.
  • Перед началом православной Радоницы проводят уборку на кладбищах, местах захоронения. Особое внимание уделяется могилам, памятникам, оградкам.
  • На кладбище несут букеты живых и искусственных цветов;
  • Наши предки считали, что покойники посещают родной дом именно на Радоницу, поэтому старались оставлять чашки с водой на окне и лишние тарелки на столе;
  • Специально для усопших топилась баня в эти дни, оставлялось чистое белье. После этого в баню запрещалось входить на протяжении суток;
  • На Радоницу готовились угощения, которые позже раздавали нуждающимся;
  • На Радоницу проводили обряд окликания дождя, который обещал хороший урожай.
  • Детвора бегала, умывалась дождевой водой;
  • Девушкам рекомендовалось умывать лицо дождевой водой сквозь кольца, что олицетворяло сохранение красоты, здоровья, молодости.
  • В эти дни разрешалось работать лишь до обеда, так как после семьи шли на кладбище.

Этимологически термин «радоница» происходит от корней «род» и «радость». Поэтому можно утверждать о том, что этот праздник не ориентирован на вечную скорбь и печаль. В эти дни рекомендуется поминать умерших, но не обязывает христиан излишне скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких. Скорее наоборот, церковь призывает радоваться их возрождению в новую вечную жизнь. В 2022 православные отметят Радуницу 3 мая (вторник).

Победа над смертью вытесняет всю грусть и печаль, а также акцентирует внимание на временной разлуке и скорой встрече с родными.

Получивший же в настоящее время обычай посещать кладбища непосредственно в день Пасхи противоречит всем древнейшим установлениям Церкви. Последняя гласит, что вплоть до девятого дня после Пасхи никогда не совершается поминовение усопших. Если случается смерть на праздник, то процесс похорон протекает по особому обычаю.

Сама же Пасха считается временем исключительной радости и символизирует победу света над тьмой.

Двунадесятые переходящие и непереходящие православные праздники — Существует двенадцать особых праздников, они называются двунадесятыми. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября). Они делятся по литургическому принципу на две категории:

Первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники.

Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося. К этой категории относятся девять двунадесятых праздников, такие как:
Рождество Христово – 25 декабря (7 января), Крещение Господне – 6 (19) января, Сретение Господне – 2 (15) февраля, Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля), Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября, Преображение Господне – 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа. (в скобках – по новому стилю)

Также, по значимости к двунадесятым праздникам, празднуются великие праздники: праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля), Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября, день памяти в честь святого Иоанна Предтечи (день Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня (7 июля) и Усекновения главы – 29 августа (11 сентября). (в скобках – по новому стилю)

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».
Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково — от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней, Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней, Успение Божией Матери — 9 дней, недвунадесятые великие праздники — 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники: например, день памяти пророка Илии, святого великомученика Георгия Победоносца и других.

Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа.

Ко второй категории двунадесятых праздников относятся три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи;
Вознесение Господне – празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;
День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.
А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.
Праздник Пасхи празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.(в скобках – по новому стилю)

Сегодня 11 мая. И в этом году на этот день выпал праздник, называемый Радоница. По массовости посещения кладбищ Радоница едва ли не превосходит посещение храмов на Пасху. Что интересно, такой популярный в народе праздник на самом деле отношение к Православию имеет весьма условное, хотя нередко и приписывается Церкви.

Есть несколько вариантов значения слова «радоница», один из них говорит о происхождении термина из балтских языков, а перевести на русский можно как «плач с причитанием». Культ усопших – один из основных атрибутов язычества, он был развит и в среде восточных славян. Для поминовения умерших предков выделялись особые дни, в которые славяне-язычники посещали кладбища, навещали могилы умерших родственников, приносили им дары, а нередко и совершали трапезу. Именно отсюда пошла традиция оставлять на могилах «стопочки с хлебушком», которая давно утратила свой прежний смысл, а стала просто атрибутом посещения кладбищ.

Один из таких дней, посвященных культу предков, выпадал на время после Масленицы, то есть на весну. Надо сказать, что цель этих традиций была довольно банальная – язычники верили, что усопшие могут повлиять на жизнь живых, поэтому следовало их всячески умилостивлять, чтобы не вызвать гнева и его последствий. Об этом свидетельствуют и народные поговорки:

Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует».

Как же языческий праздник культа предков стал «православным» праздником Радоница? Логика здесь та же самая, что в случаях со Святками, Масленицей, Иваном Купала и некоторыми другими языческими традициями, не имеющими корней в христианстве, но прочно вошедшими в народный быт и сознание. Здесь нужно указать, что Радоница выпадает на девятый день после Пасхи, и объяснить почему.

Воскресение Христово – центральное событие христианства, и главный праздник церковного года, о чем мы рассказывали в материале «Какую «хорошую новость» приносит нам Пасха?» Смысл Пасхи – в том, что Сын Божий Иисус Христос преодолевает смерть, воскресая и возвещая всем, что человек призван к большему, чем 50-70 лет жизни на земле, что предназначение каждого из нас вечно. Эта «радостная новость» касается не только живых, но и умерших – мы можем быть уверены, что наши близкие после смерти никуда не пропадают, но пребывают в вечной жизни с Богом, а мы должны молиться о них.

Первая неделя после Пасхи называется Светлой. Можно сказать, что это продолжение праздника длиною в семь дней, когда верующие радостно приветствуют друг друга возгласами «Христос воскрес». В течение этой недели заупокойные службы не совершаются, поскольку это мало вяжется со смыслом Воскресения. Поэтому публичное поминовение усопших разрешено только по окончании Светлой седмицы, и панихиды (богослужение по усопшим) начинают совершаться с понедельника, или со вторника, то есть на девятый день после Пасхи.

Вот так на вторник после Светлой недели и пришелся день поминовения усопших. Необходимо сказать, что в богослужебном Уставе нет никаких указаний на особые торжества или празднования в этот день – для таких поминовений установлены специальные Родительские субботы. Радоница — это скорее дань народным обычаям. Христианство старалось гармонично войти в культуру принявших его народов, воспринимая и освящая все стороны жизни, в том числе установившиеся традиции, вкладывая в старые формы новый смысл.

Однако всегда христианство указывало на то, что на кладбищах покоится лишь прах наших близких, а вечные души пребывают с Богом. Поэтому очень важно правильно понимать смысл поминовения усопших: наши умершие родственники могут нуждаться в молитве за них Богу, нашей личной и церковной, но маловероятно, что они нуждаются в «стопочке с хлебушком» на могилке.

На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.

Праздничной и обрядовой культуре также отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев. Это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.

Важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла — свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также аграрные праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэтому поморские обряды в своей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты, мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни. Значительной была роль и предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.

В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали. Для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.

Православные праздники и в целом православная культура поморов также теснейшим образом связана с обрядностью. Неотделимой частью обрядности календарного цикла является празднование деревенских престолов, посвященных Двунадесятым праздникам или дням поминовения святых. В каждой деревне, помимо обязательно праздновавшихся Главных Господних праздников (Пасхи, Рождества и Крещения), отмечались праздники, маркировавшиеся престолами. С большим почетом относились к Троице, Преображению Господню, Фролу и Лавру, Успению Богородицы, Покрову, Михайлову дню. Они праздновались во время полевых работ. Как правило, крестьяне отмечали праздники три дня, и работать в эти дни считалось вызовом обществу. Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь — праздник, который отмечался очень широко и ярко.

В Архангельске празднества устраивались с большим размахом. Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Традиции городских праздников Архангельска всегда были тесно связаны с портом. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.

ИСТОЧНИКИ:
Бернштам, Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине ХIX — начале ХХ века / Бернштам Т. А. // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Л., 1977. — С. 88-115.
Давыдов, А. Н. Праздники старого города / А. Н. Давыдов // Следопыт Севера : историко-краеведчевский сборник. — Архангельск, 1986. — С. 214-229.

Православные праздники значение

В церковном календаре этот день имеет два названия — Пятидесятница и День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов. Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

Название праздника Святой Троицы отсылает к догмату о сошествии Святого Духа на учеников Иисуса Христа от Бога Отца, по обещанию Бога Сына. Вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа — считается фундаментом, на котором зиждется христианское богословие. Согласно Библии, Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом (Ин. 4:24), живым (Иер. 10; 1Фес. 1:9), вечным (Пс. 89:3; Исх. 40:28; Рим. 14:25), вездесущим (Пс. 138:7-12; Деян. 17:27) и всеблагим (Мф. 19:17; Пс. 24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днём рождения Церкви Христа Спасителя.

Православные праздники значение

Сошествие Святого Духа

Согласно книге Деяний апостолов, которая входит в Новый Завет, Святой Дух сошёл на апостолов именно на 50-й день после Воскресения Христова. О том, что это произойдёт, Иисус поведал своим ученикам ещё при жизни.

После воскресения Иисус Христос ещё сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Иисус вознёсся на небо, пообещав, что пошлёт Дух Божий, который сойдёт на учеников, давая им силу проповедовать Его учение. Через десять дней после вознесения ученики Иисуса и его мать Мария собрались в Иерусалиме в Сионской горнице. Вдруг тишина была нарушена — «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2-4). Дух Божий сошёл на учеников, и они получили особые дары — дар говорить на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

После сошествия Святого Духа св. апостол Пётр произнёс свою первую проповедь, в которой сообщил и о славном событии, совершившемся в этот день. Обращение апостола было кратким и простым, после него многие иудеи покаялись, уверовали и крестились. А в IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне.

Сам праздник Святой Троицы в воспоминание великого события сошествия Святого Духа был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа ученики Христа начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16).

Духов день

На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящён прославлению Святого Духа. Этот день посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая, но всегда она выпадает на понедельник.

Православные праздники значение

Какая служба идет в этот день в храмах?

Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В день праздника совершается литургия, за ней сразу же следует вечерня, на которой славится сошествие Святого Духа и читаются три молитвы с коленопреклонением.

У христиан существует обычай украшать храмы ветвями и травой — это символ обновления людей благодаря Святому Духу. Священники облачаются в зелёные одежды.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота — день поминовения усопших.

Троицкая родительская суббота: что нужно делать в этот день? Читайте подробнее >>

Завтра, 22 марта, христианская церковь отмечает один из наиболее почитаемых праздников – 40 святых. Этот день посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников. В народе же в этот день отмечается праздник Сороки. Какова история и значение праздника, и на какие приметы стоит обратить внимание, узнайте в нашей статье.

Смотрите в нашем календаре идеи лучших подарков на главные праздники марта для родных, друзей и близких.

Какого числа 40 святых в 2021 году

40 святых – непереходящий праздник. Ежегодно православная церковь отмечает его 22 марта. В 2021 году праздник выпадает на понедельник.

Значение дня 40 святых

Сорок святых – праздник, который, как и многие другие значимые церковные даты, имеет далеко не радостные предпосылки. Он посвящен памяти 40 воинам римского легиона, погибшим мученической смертью в 320 году у города Севастии во имя христианской веры.

Память сорока мучеников почитается в православной и католической церкви, а также в древневосточных и некоторых протестантских церквях. В этот день ослабляется Великий пост.

Сорока Севастийским мученикам молятся о скорейшем возвращении супругов с дальней и долгой поездки.

История дня 40 святых

События, которым посвящен праздник 40 святых, свершились в начале IV века, в 320 году, в турецком городе Севастии, во времена правления римского императора Флавия Лициния, который славился своей жадностью и жестоким гонением христианства.

Сорок воинов-христиан родом из Каппадокии состояли на служении в дружине императора Лициния. Они отказались приносить жертву языческим богам, за что Лициний, решивший очистить свое войско от христиан, предал их жестоким пыткам.

Воинов заточали в темницу, накладывали оковы, били камнями. Затем их раздели и отправили на целую ночь в ледяную воду Севастийского озера. Но никакие пытки не заставили мужчин отречься от своей веры. Лишь один из воинов утром бросился в натопленную баню, но тут же пал замертво.

Однако число воинов все равно осталось сорок. Видя стойкость христиан, римский воин Аглай решил к ним присоединиться и также вошел в ледяную воду. Измученных воинов казнили, переломав им ноги, затем сожгли на костре, а останки выбросили в воду.

Спустя три дня сорок Севастийских мучеников явились во сне епископу Петру и повелели похоронить их по христианскому обычаю, что и было выполнено.

В день их кончины православная церковь чтит память 40 святых. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Современные православные праздники имеют огромное значение, как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу. Кроме праздников, посвященных воспоминанию о евангельских событиях православная церковь отмечает наиболее важные ветхозаветные даты, а также праздники, имеющие исключительно местное значение. В зависимости от времени празднования Пасхи, а точнее, спустя сорок дней после нее православная церковь отмечает день Вознесения Спасителя.

Содержание

Введение 3
Классификация православных праздников 4
Двунадесятые преходящие праздники 6
Двунадесятые непреходящие праздники 11
Великие и престольные праздники 13
Заключение 16
Список литературы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector