ПРАВОСЛА́ВИЕ (калька с греч. ὀρθοδοξ ί α , букв. – правильное мнение), со времён древней Церкви обозначение приверженности к исповеданию истинной христианской апостольской веры в отличие от ересей , определившее после разделения церквей 1054 конфессиональное самоименование сообщества вост. церквей визант. традиции, находящихся между собой в догматич. и сакраментальном единстве на основе верности решениям Вселенских соборов и святоотеческому преданию; является, т. о., синонимом православной Церкви.
Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части – Восточную и Западную. До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества. Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Особенности веры
В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и Поместных соборов, которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки. Известно, что на первых Вселенских соборах 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом. Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.
Православные церкви
Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.
Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.
Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.
Организация и роль православной церкви
Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные – митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, автокефальные церкви делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.
Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.
Управление
Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.
Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.
Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата – Японская и Китайская, у Иерусалимского – Синайская, у Константинопольского – Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.
История русского православия
После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией. Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский митрополит Илларион. Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Константинопольского патриархата. Во главе церкви встал московский митрополит Иона, а в 1589 году впервые на Руси появился свой патриарх Иов.
Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.
Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.
Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.
Единая по существу Вселенская Православная Церковь состоит из 15 Поместных Православных Церквей. Каждая из Поместных Церквей имеет административную независимость (автокефалию) от других и возглавляется собственным Предстоятелем – патриархом, архиепископом или митрополитом. Главой всей Вселенской Церкви является Господь Иисус Христос.
Название церкви | Основание | Предстоятель | Главный город | Календарь | Языки богослужения |
---|---|---|---|---|---|
1. Константинопольская Православная Церковь | 381 год; патриархат с 451 года | патриарх Варфоломей | Стамбул | новоюлианский1) | греческий, национальные языки |
2. Александрийская Православная Церковь | I в. (ап. Марк); патриархат с 451 г. | патриарх Феодор II. | Александрия | новоюлианский | греческий, арабский, национальные языки Африки, английский и африкаанс |
3. Антиохийская Православная Церковь | I в. (апп. Петр и Павел); патриархат с 451 г. | патриарх Иоанн Х | Дамаск | новоюлианский | арабский |
4. Иерусалимская Православная Церковь | I век; патриархат с 451 года | патриарх Феофил III | Иерусалим | юлианский | греческий и арабский |
5. Русская Православная Церковь | 988 г. – Киевская митрополия в составе Константинопольской Церкви; автокефалия с 1448 г. | патриарх Кирилл | Москва | юлианский | церковнославянский, национальные языки |
6. Грузинская Православная Церковь | I в. (апп. Андрей и Симон); 457 г. – автокефалия от Антиохийской Церкви | патриарх Илия II | Тбилиси | юлианский | старогрузинский |
7. Сербская Православная Церковь | IV в.; 1219г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Порфирий | Белград | юлианский | церковнославянский и сербский |
8. Румынская Православная Церковь | IV в.; 1885г.— автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Даниил | Бухарест | новоюлианский | румынский |
9. Болгарская Православная Церковь | 865 г.; 919 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | патриарх Неофит | София | новоюлианский | церковнославянский и болгарский |
10. Кипрская Православная Церковь | 47 г. (ап. Варнава) | архиепископ Хризостом II | Никосия | новоюлианский | греческий |
11. Элладская (Греческая) Православная Церковь | I в. (ап. Павел); 1850 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | архиепископ Иероним II | Афины | новоюлианский | греческий |
12. Албанская Православная Церковь | X в.; 1937 г. – автокефалия от Константинопольской Церкви | архиепископ Анастасий | Тирана | новоюлианский | албанский, греческий и арумынский (влахский) |
13. Польская Православная Церковь | X в.; 1948 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Савва | Варшава | юлианский | польский, церковнославянский, украинский, в Бразилии – португальский |
14. Православная Церковь Чешских земель и Словакии | IX в. (свв. Кирилл и Мефодий); 1951 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Ростислав | Прешов | юлианский, григорианский | церковнославянский, чешский, словацкий |
15. Православная Церковь в Америке | 1970 г. – автокефалия от Русской Церкви | митрополит Тихон | Вашингтон | новоюлианский | английский |
[1] Новоюлианский календарь – модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом и математиком Милутином Миланковичем. До 2800 года будет полностью совпадать с григорианским календарем. – Ред.
структура православной церкви,pixabay.com
Православие – религиозное направление в Христианстве. Образовалась вера в первом тысячелетии от Рождения Христа в Константинополе. Считается, что на Русь Христианство принесла княгиня Ольга. Случилось религиозное событие в 957 году, когда правительница приехала с визитом в Византию и приняла верование. Но официально Киевская Русь стала религиозной в 988 году, в период правления Владимира Великого.
Данному верованию служит 300 миллионов человек со всего мира, оно является третьим по численности после Протестантизма и Католицизма. Но люди интересуются, как же Константинопольский патриарх может быть основной, если в Стамбуле живет 80% мусульман, а паства отсутствует? Задаваясь вопросом, как вообще устроена наша иерархия Православной Церкви и кто в ней главный?
На эти и другие вопросы мы дадим ответ в сегодняшней статье. Так же, вы узнаете:
- Иерархия, структура православия.
- Какие есть православные церкви?
- Кто самый главный в церкви?
- Кому подчиняется русская православная церковь?
- 15 православных церквей мира, список.
Интересный факт: Самый большой колокол церкви был создан Александром Григорьевым в 1655 году, его вес составлял 128 тонн. Повешен на звонницу в Кремле в 1668 году, но во время пожара в 1701 году – упал и разбился, к сожалению, восстановить масштабное изделие никому не удалось.
Структура православной церкви в мире, и что такое иерархия?
Хотите воспринимать информацию легче? – разберитесь с терминами. Поэтому предлагаем узнать, что такое православная иерархия и, как она влияет на положение церковных деятелей.
Церковная иерархия – должности и чины снизу вверх в порядке подчиненности. Насчитывается всего 17 церковных должностей, начиная от самых низов: люди служат при церкви и выполняют поручения, религиозные обязанности, читают молитвы и носят жезлы отцов. Заканчивая главным назначением: Патриарх – старший отец всей религии, который имеет полную власть в своей епархии. Всего в мире 15 Московских патриархов православия, они отвечают за различные церкви во всех мировых точках. 1 московский патриарх находится в Америке.
На самом деле не все так просто, как кажется, ведь церковная иерархия – имеет 3 священных степени со священнослужителями, которые подразделяются на звания. Так, например: у Епископа есть несколько званий:
- Архиепископ – главный служитель.
- Митрополит – епископ центрального города страны или области.
- Викарий – помощник епископа.
- Патриарх – глава Православной Церкви.
Список православных церквей
15 православных церквей:
- Константинопольская. В 1054 году произошел раскол христианства на православное и католическое верование. Но именно константинопольская церковь до сих пор носит статус №1, а по-современному называется Патриарх Нового Рима и Вселенский.
- Александрийская. Основана святым апостолом Марком, она была построена сразу после константинопольской в Африке, а уже в 3 веке в ней появились первое монашество.
- Антиохийская. Третья церковь по старшинству. Основатели Петр и Павел. Совокупности церквей находятся в Сирии, Ливане, ОАЭ, Омане, Ираке, Кувейте, Бахрейне, а также в Европе, Африке, Австралии и Южной Америке.
- Иерусалимская. Четвертая автокефальная церковь, на ее территории происходили все священные события, которые описываются в Новом Завете, первый апостол – Иаков.
- Русская. Занимает 5 место в автокефальных религиозных зданиях, она имеет самое большое влияние и считается самой крупной в мире.
- Грецкая. Одна из древнейших, по приданию является апостольским жребием Божией Матери.
- Сербская. Массово сербы приняли православие в 610-641 годах, точный период не установлен из-за войн в эти даты.
- Румынская. Находится на территории Румынии, а жалованье ей выплачивает государство.
- Болгарская. Практически за 100 лет до крещения Руси, болгары так же приняли веру, и в 865 году князь Борис окрестил свой народ.
- Кипрская. Основана апостолом Варнавой в 47 году, входит в список самых древних поместных церквей Востока. В 965 году сумела освободиться от влияния арабского ига.
- Элладская. Входит в юрисдикции Константинопольской православной церкви и имеет государственный статус.
- Албанская. Паства албанской церкви проживает в южных районах Албании, поскольку в центральных районах преобладает ислам. Сейчас имеет независимый статус от Константинополя, с 1937 года.
- Польская. Современный статут приобрела в 1940-х годах, после чего поляки приняли верование, а до этого 80% верующих составляли украинцы, белорусы, русины.
- Чешская и Словацкая. Была основана на стыке двух государств Кириллом и Мефодием.
- Американская. Создана в 1794 году и до сих пор не принята ни одной церковью.
Каждая церковь находится на землях государства, от которого походит ее название. Таким способом православие становится масштабной религией, именно поэтому и занимает 3 позицию среди религиозных верований.
Патриархи православной церкви в мире, список
Вся иерархия начинается с церковных служителей, а заканчивается патриархами. Например: Духовенство Русской Православной церкви распределяется на белое и черное. К белому относятся священники, которые имеют право на брак, а к черному – монахи, давшие три обета. Патриарх может начать свою «карьерную лестницу» с простого священника, отучиться в богословском учреждении. Их имена возносятся во время богослужений, другими словами они считаются председателями Церкви. Уточним, что их титул пожизненный. Но помимо окончания специализированных учебных заведений, чтобы возглавить церковь надо:
- Иметь возраст старше 40 лет.
- Титул архиерея.
- Уметь управлять и иметь опыт епархиального ведения церкви .
В их обязанности входит большой спектр действий, которые влияют на развитие главной церкви.
Они награждают высшими церковными наградами, регулируют исполнение постановлений Соборов и Священного синода, назначают руководителей малых церквей, школ.
Каждая церковь из всех вышеперечисленных имеет своего патриарха. Кто возглавляет главную церковь в мире – тот, кто является патриархом константинопольской церкви – Варфоломей 1.
К ознакомлению список патриархов еще 14 церковных заведений всего мира:
ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός , лат. Christianismus), крупнейшая мировая религия, основанная в 1 в. Иисусом Христом . Представлено многочисленными (более 20 тыс.) конфессиями и сектами, каждая из которых претендует на статус истинной Церкви . Крупнейшие из них (2015): католицизм (ок. 1,2 млрд. верующих), разл. деноминации протестантизма (ок. 800 млн.), православие (ок. 280 млн.), древневосточные церкви (антихалкидониты; см. в ст. Халкидониты ) и Ассирийская церковь Востока (70–80 млн. верующих).
Православие, уже многие столетия, активно развивается в различных уголках мира.
Земля русская была, есть и будет православной. Это идет из глубины веков, но со временем православие начало распространятся и на другие страны земного шара. В современном мире православные церкви есть во многих странах, вот только в разных странах, жизнь православных христиан имеет свои, не похожие на других особенности. В каждой церкви сложились свои традиции и устои, хотя иногда кажется, что церковная жизнь православных, такая же, как и в церкви на русской земле. Главными и неотъемлемыми атрибутами русской православной церкви являются, обязательное наличие иконостаса, и, конечно же, отсутствие скамеек. Хотя существуют страны, такие как Польша, Греция и Румыния, где наличие скамеек в православном храме является нормой. Иконостас всегда располагается между северной и южной стенами храма, это одно из главных условий православного храма. Доброта и целомудрие священников, тоже обязательный критерий, без которого православного храма быть не может. В польских храмах, у священнослужителей нет ореола недоступности, к ним можно всегда подойти и поговорить о своих проблемах, причем священнослужители просты в общении. Как правило, в старых русских православных храмах, богослужения совершаются на старославянском языке, а в новых церквях, служба правится уже на более понятном прихожанам языке. Интересен и такой факт, ведь все знаю, что русская православная церковь использует в роли богослужения юлианский календарь, однако есть страны, где придерживаются ново юлианской пасхалии. В каждой поместной церкви, есть свои духовные образы святых, которые не входят в святцы других церквей, но, древние, прославленные Святые, почитаются во всех без исключения храмах. Как бы там ни было, великий христианский праздник Воскресение Христово (Пасху), все православные празднуют в один день.
За границей, а именно в Европе, Русская православная церковь возникла в XVII веке. Ее основателями (согласно преданию), были русские дворяне, купцы и священники. Интересно, ведь после основания церкви в Европе, у России сразу же улучшились торговые, культурные и дипломатические связи с европейскими странами. Первый русский храм появился и был освящен в столице Швеции – Стокгольме, благодаря Столбовскому договору о мире, заключенного между Россией и Швeциeй. Храм был создан из обыкновенного сарая, который прихожане называли «Молитвенный». Священников для служения службы в Стокгольме, направляли из Новгородской епархии, а приезжали они в Скандинавию вместе с купцами. Здесь участвовал в создании православной общины и служил священником Александр Рубец, который был яркой личностью русской эмиграции в Северной Европе. В дальнейшем история русского православия в Швеции связана с именем отца Петра Румянцева, который прослужил в храме Стокгольма более 50-ти лет. В XVIII веке русская православная церковь открылась в Норвегии. Огромный вклад в ее появление и создание внес, все тот же русский священник – Александр Рубец. В это же время, первая русская церковь была построена в Константинополе. Вначале XIX века, а именно в 1827году, в Финляндии, в столице страны Хельсинки, была построена Свято-Троицкая церковь. Через два года на храме были установлены пять колоколов, отлитых на заводе Самгина в России. В конце XIX века, на Свято-Троицкую церковь установили еще два, более крупных колокола, с портретами императора Николая ІІ и его супруги Александры Федоровны. Но, конечно же, массовое появление русских православных храмов по всему миру началось с 1920 года. Они появлялись, как русская эмигрантская церковная организация. Ее основателями были русские священники, бежавшие из России от дьявольского большевистского режима.
Приблизительно в это же время, (в начале двадцатых годов прошлого столетия), оказался в Белграде некий Михаил, который в будущем станет Святителем Иоанном Шанхайским и Сан-францисским чудотворцем. В 1926 году, он принял постриг от митрополита Антония Храповицкого, после чего получил имя Иоанн. Монах Иоанн часто постился, постоянно молился, ежедневно служил божественную литургию, и почти всегда засыпал во время молитвы, стоя на коленях перед иконами. В 1934 году получил сан епископа и отбыл с миссией в Шанхай. С приходом к власти коммунистов, русские священники снова были вынуждены бежать, на этот раз из Китая. Иоанн долгое время жил на Филиппинском острове Тубабао, где была русская община, насчитывающая 5 тысяч человек. Архиепископ Иоанн чувствовал свою ответственность за русских людей, поэтому часто ездил в столицу Соединенных штатов Америки, чтобы уладить все вопросы по переселению русских людей на Североамериканский континент. Его труды были вознаграждены, господь услышал молитвы архиепископа Иоанна, и более трех тысяч русских людей были переселены в Северную Америку, благодаря поправкам в законы, которые принял сенат США. Остальная часть выехала в Австралию. Среди переселенцев был и архиепископ Иоанн, который в 1951 году стал архиереем Русской православной церкви в Сан-Франциско, а спустя десять лет, его миссионерская деятельность принесет обильные плоды. Святой Иоанн известен не только своей миссионерской деятельностью, а и своим даром излечения людей от слепоты и других телесных недугов, поэтому его называют чудотворцем Сан-францисским. Иоанн Шанхайский, сделал очень много, для жизни и процветания православия на Североамериканском континенте.
Широкое распространение по планете, православие получило в ХХ веке, это время стало переломным. В большинстве стран начали появляться православные общины. Больших успехов русские миссионеры добились в Африканских странах. Сейчас в Африке построено более тысяч церквей, а численность православных достигает — 7-ми миллионов человек. Здесь созданы и работаю православные школы, медицинские пункты, духовные семинарии, даже есть несколько десятков монастырей. Считается, что началось все в 1969 году, когда у одного из жителей небольшого поселка в Бенине заболел сын. Отец обращался за помощью в излечении сына к священникам протестантам и даже шаманам, но все тщетно. После этого, мужчина собрал все селение и попросил их молиться Иисусу Христу, и после молитв Господу мальчик выздоровел. После этого община начала называть себя православной церковью, и несла слово Божие по всему Бенину. Это была первая православная церковь, независимая от государства и других церквей. Самое интересное, что тогда бенинцы не знали слово православный, они вообще ничего не знали о православии, но, каким-то чудом посланным свыше, назвали свою церковь, именно православной. В Восточной Азии – русская православная церковь была основана Николаем Касаткиным. Произошло это в Японии, после чего нашла свое распространение по всей Азии. Даже в Северной Корее, есть свой православный храм, в котором служат местные священники. В Центральной и Южной Америке, православие укрепило свои позиции в конце прошлого столетия. Люди все больше и больше вливаются в ряды православия, происходит это в основном в странах Центральной Америки, а вот в Южной, православная миссия присутствует только в Аргентине и Бразилии, и только на региональном уровне. В Австралии достаточно большая диаспора православных людей, поэтому здесь очень много православных церквей, епархий и монастырей. Как ни странно, но православная миссия в Австралии, охватывает даже местных аборигенов. Им проповедует слово Божие священник, по происхождению – абориген. В Новой Зеландии – православие динамично развивается, поэтому за последние несколько лет, число православных в Новой Зеландии увеличилось в три раза, причем есть случаи обращения в веру православную и среди местных народов – Маори.
Слово Божие несут по всему миру русские миссионеры, дабы каждый познал Истинную Веру и правду о Господе Иисусе Христе. Да будет так, да буде помощь Господа нашего Иисуса Христа, всем, кто несет его слово по всему миру.
Православные церкви и приходы существуют во многих странах мира.
Вопрос, видимо, про страны, где Православие является основной религией.
Тогда список таков:
В Египте, Эфиопии, Сирии, Израиле, Турции Православие не носит даже близко главенствующую роль, основная часть населения исповедует иную религию.
Армянская цервовь считается отдельной ветвью Христианства. — 7 лет назад
Православные христиане есть практически во всех странах мира, но официально русская православная церковь представлена в следующих странах: