Православная церковь в годы великой отечественной войны

1. В первый день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал всех православных встать на защиту священных границ нашей Родины. Это обращение впоследствии прочитывалось священниками с амвонов. За годы войны митрополит Сергий издал 24 послания к верующим.

2. 23 июня 1941 года митрополит Алексий (Симанский) (будущий патриарх Алексий I) обратился к верующим с просьбой жертвовать денежные средства в Фонд обороны и Советский Красный Крест. За 4 года верующие Ленинградской епархии собрали 17 423,1 рублей.

3. За годы войны Московский Патриархат собрал и перечислил на нужды обороны Родины более 300 миллионов рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов.

4. 26 июня 1941 года в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании Победы. После этого во всех храмах Русской Православной Церкви за Божественной Литургией стала возноситься молитва о победе над врагом. Основой для текста послужила молитва, возглашавшаяся во время Отечественной войны 1812 года.

5. С 16 августа 1941 года советская пресса начала публиковать положительные материалы о Православной Церкви. Всего за весь период войны в центральных газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано более 100 статей и сообщений о патриотической деятельности Церкви.

6. 10 марта 1942 года была издана книга о Русской Православной Церкви «Правда о религии в России». С сентября 1943 года по разрешению правительства СССР был возобновлен выпуск «Журнала Московской Патриархии».

7. Во время блокады Ленинграда в самую страшную и суровую зиму 1941-1942 гг. все православные храмы города получали минимально необходимое количество муки и вина для совершения Евхаристии и для причащения богомольцев. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в Ленинграде было 7 действующих храмов и 19 клириков, включая митрополита Алексия (Симанского).

8. 2 ноября 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организация, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Одним из членов этой комиссии был назначен митрополит Николай (Ярушевич). За все послереволюционное время это было первое назначение духовного лица в официальный государственный орган. Сами же результаты работы комиссии легли в основу Нюрнбергского процесса над фашистскими преступниками.

9. 4 сентября 1943 года состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным И.В. В ходе этой встречи было получено разрешение на открытие новых храмов, духовных семинарий, освобождение священников и архиереев из заключений, а самое главное — созыв Поместного Собора для решения церковных вопросов и для избрания нового Патриарха. Собор состоялся через 4 дня, и новым Предстоятелем Церкви был избран митрополит Сергий (Страгородский). Но 15 мая 1944 года Господь призвал его к себе. С 31 января по 2 февраля 1945 года состоялся второй Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Алексий (Симанский).

10. 8 марта 1944 года состоялась передача частям Красной армии танковой колоны «Димитрий Донской», состоящей из 40 танков Т-34. Она была построена на пожертвования всех верующих Советского Союза. Танки из этой колонны принимали участие во многих крупных боях заключительного этапа Великой Отечественной войны, дойдя Берлина.

11. За годы войны почти 40 священнослужителей были награждены медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», более 50 были награждены медалями «Партизану Великой Отечественной войны». Среди них особенно выделяется священник Федор Пузанов из села Бродовичи-Заполье (Псковская область), который, находясь на оккупированной территории, собрал материальных ценностей на общую сумму 500 тысяч рублей и передал через партизан в Красную армию.

12. За годы Великой Отечественной войны по подсчетам Чрезвычайной государственной комиссии пострадало 1739 храмов и часовен, общий материальный ущерб составил около 3 млрд 800 рублей.

Подготовил священник Александр Бондарев

Православная церковь в годы великой отечественной войны

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. док. / Федер. арх. агентство Рос. гос. архив соц.-полит. истории, О-во любителей церковной истории; Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. — М.: Изд-во Крутиц. подворья; О-во любителей церков. истории, 2009. — (Серия «Материалы по истории церкви»). — 786 с.

В этот сборник документов вошли материалы по истории церкви, отображающие политику Советского государства в отношении Русской Православной Церкви. А также документы, отображающие политику германских властей в отношении религиозных культов и деятельности религиозных учреждений в годы оккупации.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ И СОДЕРЖАНИЕ

6 мая накануне Дня Победы встреча клуба «Благовест» была посвящена теме «Роль Православной Церкви в Великой Отечественной войне». Александр Авдеев и Анатолий Сало подготовили интересные доклады.

Православная церковь в годы великой отечественной войны

О судьбе Русской Православной Церкви в период ВОВ

С приходом советской власти в конце 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения приняли массовый и ожесточенный характер: расстреливали священников, закрывали храмы, священнослужителей судили, подозревая их в шпионаже, без обвинения отправляли в ссылку и репрессировали. В результате этих событий Церковь была почти обескровлена. К 1939 году на всей территории Советского Союза действовало лишь около ста храмов, не было ни одного монастыря, ни одного духовного учебного заведения, на свободе оставались всего четыре правящих архиерея.

22 июня 1941 года, в день Всех святых в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война. В первый день войны глава Православной Церкви Патриарший Местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим со своим посланием. Он благословил всех православных на защиту Отечества.

Оттепель для Православной Церкви наступила в сентябре 1943 года, после того как Сталин принял трех митрополитов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). После этого состоялся Архиерейский Собор, где после единодушного голосования Патриархом Московским и всея Руси был избран Сергий (Страгородский). Впоследствии были открыты духовные учебные заведения, освобождены многие священнослужители, которые находились в тюрьмах и ссылках.

О великих молитвенниках в военный период

В эти годы иеросхимонах Серафим Вырицкий молился о спасении нашей страны и даровании победы.

Православная церковь в годы великой отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) находился в третьей ссылке. Он писал письма во все инстанции с просьбой предоставить ему возможность лечить раненых. По рассказам писателя Ю. Германа «в начале Великой Отечественной войны Сталин вызвал к себе академика Бурденко, главного хирурга Армии, и спросил, чем партия и правительство могут помочь фронтовым медикам. «Нам нужен Войно-Ясенецкий», — ответил Бурденко. И Сталин дал разрешение на возвращение профессора».

Православная церковь в годы великой отечественной войны

Сначала его назначили главным хирургом военного госпиталя в Красноярске. Этот город был самым дальним пунктом отправления тяжелораненых, и к моменту доставки раны часто были тяжело инфицированы. В госпитале военврач Войно-Ясенецкий работал в очень напряженном режиме. В операционной он проводил по десять-одиннадцать часов, выполнял сложнейшие и уникальные операции.

Проповеди духовенства, молитвы, сбор денежных средств — все это приближало наш народ к победе. На средства Церкви и верующих была построена колонна танков имени Дмитрия Донского и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.

О Божиих чудесах на войне

Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Наша страна находилась на грани катастрофы, была паника, страх. В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи Земле Русской. Промыслом Божьим молитвенником был избран митрополит Гор Ливанских Илия из Антиохийского Патриархата. Он молился, и через трое суток в огненном столпе ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что для спасения должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя!

Православная церковь в годы великой отечественной войны

Митрополит Илия передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божьей. В тот период были открыты храмы, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева лавра и Киево-Печерская лавра, а также некоторые монастыри. Священники совершали службу и на оккупированной, и на освобожденной территориях. Служились молебны о даровании победы, ежедневно на богослужениях возносились молитвенные просьбы.

Миллионы верующих людей участвовали в сражениях, отдавали все свои силы на фронтах и в тылу, а Божья Матерь помогала им на протяжении всей войны. Именно православная вера формирует и сохраняет подлинный патриотизм.

Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления. Он видел Божию Матерь, святого пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию.

Матерь Божия стоит пред Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, — говорит Она, — как Я стояла у Твоего Креста». И хотела встать на колени. «Не надо, — сказал Спаситель, — Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

4 ноября 1943 года в день празднования Казанской иконы Божьей Матери был освобожден Киев.

Победа!

Великая Отечественная война закончилась в Пасхальные дни. 6 мая 1945 года Пасха совпала с празднованием дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Именно в этот день немцы прекратили сопротивление, и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и наша духовная победа.

Православная церковь в годы великой отечественной войны

8 мая, в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери (особо чтимой иконы в столице) капитуляцию Германии от имени Верховного Главнокомандующего принимал маршал Георгий Константинович Жуков.

Парад Победы прошел 24 июня, в день Святой Троицы.

В завершении встречи ребята спросили катехизатора храма во имя Михаила Архангела Дмитрия Овчинникова: «Считается ли грехом убийство людей на войне?». Он ответил, что если человек отстаивает свою землю, свою веру, свой дом, то он должен участвовать в войне. Есть война оборонительная, а есть война захватническая. Однако даже если война оборонительная, а в человеке есть садистские наклонности и он убивает с особой жестокостью, это уже будет грехом. Защищать свою Родину, обороняясь, не является грехом. «Грешно будет, если не защитишь», — подчеркнул о. Дмитрий.

Почему же гонимая Церковь не осталась в стороне от защиты Советской Родины? Потому что Русская Православная Церковь никогда не отделяла себя от народа, помогала всем, кто находился в сражениях и оккупации, силой жертвенной любви, мудростью Духа Святого.

Ссылка на основную публикацию