Последствия раскола русской православной церкви

Последствия раскола русской православной церкви

Затевая свою церковную реформу, патриарх Никон вряд ли думал о том, что она приведёт к глобальному расколу

Именно церковная реформа патриарха Никона стала причиной раскола Русской Церкви в XVII веке, отголоски которого чувствуются даже сейчас, так как старообрядцы существуют и в наши дни, не являясь при этом частью РПЦ. В результате реформы все, кто её не принял, были объявлены еретиками и преданы анафеме, и их даже начали преследовать в уголовном порядке. Репрессии и казни старообрядцев стали обыденным делом при царе Алексее Михайловиче, и они порой выливались даже в масштабные бунты, вроде Соловецкого восстания, когда осада монастыря с мятежными монахами продлилась около 8 лет. Интересно то, что сам патриарх Никон, сформировавший положения церковной реформы и добивавшийся главенства над самим царём, в итоге впал в опалу, разжалован в простые монахи и отправлен в пожизненную ссылку в отдалённый монастырь, где впоследствии и скончался. Но, несмотря на это, начало церковному расколу было положено, а противники церковной реформы потерпели поражение.

Последствия раскола русской православной церкви

Читайте также:
25 интересных фактов об Алексее Михайловиче
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги.
Церковная реформа Петра I

Причины церковной реформы и раскола 17 века

Последствия раскола русской православной церкви

Собор 1654 года стал одной из причин церковного раскола, так как на нём Никон закрепил свою реформу, представив отредактированную версию богослужебных текстов

  • Борьба за власть. Патриарх Никон стремился получить как можно больше влияния, и, судя по всему, хотел стать кем-то вроде Папы Римского, только для православных. Он даже выдвинул тезис о том, что “священство выше царя”, что в итоге и привело к его конфликту с самодержцем Алексеем Михайловичем. Вероятно, именно жажда власти патриарха Никона стала основной причиной церковной реформы.
  • Необходимость централизации церкви. В XVII веке успешно шли процессы централизации власти и укрепления абсолютизма, и Никон желал аналогичным образом добиться централизации духовной власти в одних руках, чтобы не позволить царю стать единоличным правителем страны. Его амбиции и стали причиной церковного раскола.
  • Унификация. К тому моменту давно уже назрела необходимость навести порядок в обрядах и ритуалах. С целью их унификации с современными греческими Никон и задумал провести свою реформу.

Суть церковной реформы патриарха Никона

Последствия раскола русской православной церкви

По сути, положения церковной реформы сводились к таким деталям, как тип поклонов, число пальцев и прочему

С чисто технической стороны патриарх решил всего лишь изменить некоторые обряды и тексты богослужебных книг, но этого “всего лишь” оказалось достаточно, чтобы вызвать настоящий церковный раскол. Многие люди не признали церковную реформу Никона, посчитав её неправомерной – именно их стали называть старообрядцами. По сути, церковная реформа патриарха Никона не предлагала никаких значительных изменений, просто обряды и богослужения делались более похожими на таковые в Греции, наследнице Византии, откуда православие и пришло на Русь. Возможно, в будущем Никон планировал объединить русскую и греческую церкви, став главой их всех, но это лишь предположение историков, не имеющее под собой твёрдых доказательств. Как бы то ни было, церковный раскол спровоцировали относительно небольшие изменения в обрядах с ритуалами и текстах религиозных книг. Этого оказалось достаточно, чтобы в результате церковной реформы её сторонники начали беспощадно истреблять её противников.

Задачи и цели церковной реформы 17 века

Последствия раскола русской православной церкви

Целями церковной реформы была централизация духовной власти на Руси, но эффект получился прямо противоположный – произошёл раскол

Начались преобразования после того, как патриарх Никон обнаружил расхождения в некоторых церковных книгах. Сам факт расхождений был не удивителен, так как они многократно правились с греческих и церковнославянских оригиналов, но их необходимо было устранить, чтобы в будущем они не стали причиной раскола. Правда, несмотря на то, что целью церковной реформы была её централизация, именно она и вызвала этот самый раскол, которого Никон хотел избежать. Для закрепления реформы патриарх провёл ряд соборов (собраний), на которых продолжал гнуть свою линию. Современные исследователи полагают, что во многом именно быстрота и резкость церковной реформы в и привела в итоге к расколу. Если бы преобразования проводились не столь поспешно и не так агрессивно, вполне вероятно, таких последствий был не было, так как основная масса населения приняла бы реформу гораздо спокойнее. Так что добиться основной цели церковной реформы патриарху Никону не удалось – вместо того, чтобы централизовать духовную власть, он вызвал раскол в её среде.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона. Вскоре после возведения в сан (1652) патриарх провел церковную реформу, которая, по общему мнению исследователей, сразу же вызвала резкий протест ревнителей старины . Первоначально недовольство исходило от узкого круга лиц, многие из которых прежде были единомышленниками Никона. Самыми видными фигурами среди них были протопопы Иван Неронов и Аввакум Петров. В первые годы правления Алексея Михайловича они вместе с Никоном входили в «кружок ревнителей благочестия», возглавлявшийся царским духовником протопопом Благовещенского собора в Кремле Стефаном Вонифатьевым, и оказывали заметное влияние на церковную политику. Однако реформа, начатая Никоном, превратила бывших друзей в непримиримых врагов.

Последствия раскола не замедлили сказаться в самом ближайшем будущем: в царствование Петра I, разъединённая церковь не найдёт в себе сил противостоять желанию Петра подчинить церковь гражданской власти и, таким образом, развязать себе руки и подменить русскую православную монархию строем, где глава государства обладал диктаторской властью. Раскол явился вехой в русской истории, после которой духовная жизнь государства начала утрачивать свою православную сущность. Степень преследования раскольников в течение последующих более 200 лет во время царствования различных императоров менялась, но только в 1905 г., перед Пасхой, император Николай II даст свободу всем конфессиям (за исключением изуверских). Всё это вносило разделение в государство и создавало почву для распространения всевозможных сект, как русского, так и зарубежного происхождения, подрывая православие.

В 1652 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича Тишайшего занялся реформированием церкви. Нововведения вызвали негодование как среди священнослужителей, так и среди прихожан. Реформы привели к массовым гонениям по всей стране.

Причины реформирования церкви

На протяжении веков духовенство играло важную роль в жизни русского народа. Патриархи стояли на одной ступени с царями. Важно, чтобы церковь вкладывала правильные мысли в головы прихожан. А для этого было нужно провести жесткие реформы. Главные причины изменений внутри церкви:

  • Превращение Москвы в центр православия. Правительство планировало поставить Русь на один уровень с Римом. Для этого важно было русскую богословскую систему, церковную практику подкорректировать под стандарты восточного православия.
  • Объединение украинских и русских церквей. На Украине практиковали греческую обрядность. Поэтому нужно было богослужебные книги, службы привести к единообразной системе.
  • Борьба с язычеством, падением нравов. В XVII веке народ верил суевериям, проводил языческие обряды. Среди священнослужителей преобладала распущенность, леность, пьянство. Все это негативно сказывалось на авторитете церкви.
  • Пересмотр толкования священных канонов. Богослужебные книги содержали много ошибок, описок. Из-за этого церковные обряды стали противоречивыми.

Последствия раскола русской православной церкви

Суть церковной реформы

Реформы патриарха Никона проводились в период с 1652 по 1667 год. В конце 1653 года они были приняты Церковным собором. Важные изменения:

  • Переписывание богослужебных книг в соответствии с греческими образцами.
  • Изменение многих обрядов Русской церкви.
  • Утверждение поясных поклонов при богослужении вместо земных.
  • Совершение крестного знамения тремя перстами.
  • Переписывание икон по греческому образцу.
  • Запрет шатровых церквей.

Реформы Никона спровоцировали церковный раскол. Собор 1666 – 1667 гг. поддержал все нововведения патриарха. Старообрядцы были прокляты. Началось их преследование на государственном уровне. На этом же соборе Никон лишился патриаршего сана. Причина – стремление поставить себя выше государя.

На Руси сформировалась официальная православная церковь и старообрядчество. Первую возглавляли одобренные царем патриархи. Во главе второго стоял протопоп Аввакум. В 1682 году он был заживо сожжен в Пустозерске. Противники реформ стремились доказать, что важно сохранить старину. А также не допустить изменений церковных обрядов, которых приравнивали к неприкосновенным святыням.

Последствия церковного раскола

В старообрядчестве выделилось несколько течений, преследующих разные цели. Главные идеи и требования:

  • Отмена крепостного права, порицание угнетения личности.
  • Демократизация церкви.
  • Отрицание светских наук.
  • Сохранение национальной замкнутости.

В старообрядчестве верили в исторический путь «святой Руси». Это учение в дальнейшем повлияло на идеологию народников, славянофилов. Благодаря расколу в культуре сформировалось направление, поощряющее приверженность обрядам, догмам, постоянное самосовершенствование. Люди ставили духовную жизнь выше плотской.

Последствия раскола русской православной церкви

Реформы Никона не привели к усилению русского православия. Этому мешало старообрядчество. Официальная церковь не смогла усилить авторитет, доказать внутреннюю силу, влияние на массы. Старообрядчество косвенно поспособствовало внедрению западной культуры. В будущем русская православная церковь все силы направила на борьбу с влиянием Европы.

Историки сравнивают церковный раскол в России с зарождением протестантизма на Западе в XVI веке. Но если в Европе противоречия вызвали догмы, то на Руси православные разделились из-за расхождений во взглядах на обряды.

1652 г. — избрание Никона патриархом. Начало церковных реформ.
1658 г. — оставление Никоном патриаршего престола.
1666 г. — церковный собор, отстранивший Никона от патриаршества.

Причины реформы церкви

Утверждение Русской православной церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между Русской церковью и православным Востоком.

Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — условие объединения церквей России и Украины.

Необходимость поднять авторитет церкви путём борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов.

Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов (твёрдо установленных правил), обусловленных отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.

Падение общественной нравственности.

Укрепление новой династии Романовых у власти.

Усиление процесса централизации власти

Конец 1640-х — 1652 г.- «Кружок ревнителей древнего благочестия» [новгородский митрополит Никон (патриарх с 1652 г. ), духовник царя С. Вонифатьев, протопопы (старшие священники) Аввакум, И. Неронов, боярин Ф. М. Ртищев]

Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. Первым патриархом Московским и всея Руси стал Иов.

Задачи

Поднять авторитет церкви в глазах верующих.

Вернуться к первоосновам христианства.

Остановить проникновение западного влияния в Россию

Реформы (1652-1667 гг.)

(конец 1653 г. — принятие их Церковным собором)

Содержание реформ

Позиция Никона (реализована в ходе реформ)

Позиция Аввакума

Исправление богослужебных книг

Исправление обрядов, икон, архитектуры

Новые греческие богослужебные книги

Введение троеперстия, поясных поклонов вместо земных во время богослужения, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей

Древнерусские (византийские) книги

Максимальное сохранение старины

Последствия реформ

Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром.

Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.

Контроль над верующими.

Развитие церковного образования.

Усиление личной власти Никона.

Официальная Православная церковь

Старообрядчество (раскольники, староверы) — совокупность различного рода религиозных организаций, отказавшихся признать церковные нововведения Никона. Глава старообрядчества и идеолог раскола — протопоп Аввакум

Формы борьбы раскольников

Тайное держание веры.

Непосещение и обличение официальной церкви.

Уклонение от переписей и повинностей государства.

Бегство из-под власти царя, поиск находящегося под защитой Бога «сокровенного города Китежа» или страны «Беловодье», находящейся под властью священника.

Самосожжение раскольников (с 1675 по 1695 г. произошло около 40 «гарей», в огне которых погибло до 20 тыс. человек).

Открытые вооружённые выступления

Патриарх Никон

Никон (в миру Никита Минов) (1605-1681 гг.) — седьмой патриарх Московский и всея Руси (1652-1667 гг.). Родился в Нижегородском уезде в семье мордвинского крестьянина. В 20 лет стал священником в своём селе, а в 30 — постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру.

Провёл церковные реформы. Присвоил себе титул «великого государя», в посланиях за границу писался «великим господином и государем».

Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под лозунгом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царём. В 1658 г. оставил патриаршество и удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На Церковном соборе 1666-1667 гг. лишён сана и выслан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. Около 15 лет провёл в заточении, но духом не смирился. В 1681 г. Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Новоиерусалимском монастыре.

Аввакум Петров

Аввакум Петров (1620 или 1621-1682 гг.) — протопоп, идеолог старообрядчества, один из руководителей церковного раскола, выходец из семьи священника.

Служил в Казанском соборе на Красной площади.

В 1653 г. резко выступил против церковных реформ патриарха Никона сослан

с семьёй в Сибирь.

В 1663 г. — возвращён в Москву, продолжил борьбу с официальной церковью.

В 1666-1667 гг. осуждён на Церковном соборе, лишён сана и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме. Написал «Житие» — первое произведение нового жанра — автобиографию- исповедь — и многие другие произведения.

В 1682 г. «за великие на царский дом хулы» был вместе с товарищами заживо сожжён в срубе

4) необходимость переписи священных книг (при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения); Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого‑филолога, выделяя разные способы толкования Священного Писания — буквальный, иносказательный и духовный (сакральный);

5) в феврале 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван собор, приступивший к «церковному устроению», выработке единого пантеона русских святых, введению единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого;

6) во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского государства, «злобой дня» становится проблема с введением троеперстия.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким, проявив себя энергичным владыкой. В 1650 г. Никон принял деятельное участие в расправе над мятежными новгородцами. 22 июля 1652 г. церковный собор избрал патриархом Никона, отстаивавшего принцип «священство выше царства». Противники Никона: бояре, которых пугали его властные замашки, прежние друзья по кружку ревнителей благочестия.

Собор 1654 г. одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Имея поддержку царя, Никон вел дело торопливо, самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты. Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям и встретили нововведения «в штыки». Оппозиция Никону сформировалась и при дворе (боярыня Ф. П. Морозова, княгиня Е. П. Урусова и др.).

В декабре 1666 г. Никон был лишен высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II, находившегося под контролем царя, т. е. светской власти). Причиной стали крайняя амбициозность Никона, усиливавшийся конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Местом ссылки Никона стал Ферапонтов монастырь на Белом озере. Светская власть одержала победу над духовной.

Церковный собор (1666-1667) завершил торжество никониан и грекофилов, отменил решения Стоглавого собора, одобрил реформы и положил начало церковному расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви, получали название раскольников (староверов) и подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Раскол принял формы крайнего противостояния: были затронуты мировоззренческие факторы, полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон Потемкин. Церковный собор 1666 г. предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных всех не принявших реформы.

Последствия раскола

— Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа.

— Реформа проводилась с элитарных позиций.

— Реформа проводилась с помощью насилия, сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

— До раскола Русь была духовно единой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

— Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем». В мироощущении новообрядцев появилось больше материального практицизма, желания быстрого достижения практических результатов.

Пример готового реферата по предмету: История Отечества

Введение 3

1.Мнения историков о причинах церковной реформы 5

2.Реформы церковной обрядности и начало раскола церкви 8

3.Возникновение старообрядческого движения 11

4.Духовно-идеологические последствия раскола 13

Список литературы 20

Выдержка из текста

Обработка литературы дает возможность ознакомиться с материалами по теме исследования; классифицировать их и создать список использованных источников; отобрать ценные исследования, основные, фундаментальные работы; составить общую характеристику области исследования, его значение для развития науки и практики и актуальность темы; выявить основной круг ученых, исследовавших тему, изучить их вклад в разработку проблемы; выявить интересные, но недостаточно освещенные направления исследований, которые могли бы стать целью дальнейших исследований.

В этих трудах (Н. Каптерев, О. Козлов, С. Лобачев и др.) церковный раскол предстает как сложное историческое и духовное явление, которое сильно повлияло на развитие Русской Церкви. Кроме того, отмечается масштабность тех реформ, которые проводил патриарх Никон, тот факт, что эти реформы затронули мировоззренческие основы и ценности, а потому и вызвали столь бурную полемику.

В Византии власть же просто выражала свою подчиненность интересам веры и ее идеалам.Цель: изучить Раскол Русской православной церкви в XVII в, движение старообрядцев. рассмотреть причины Великого Раскола;

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. и истории Русской Православной церкви в целом.При написании данной работы я поставил перед собой цель рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни в середине XVII века, а также определить, какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.

В конце 1950-х гг. наблюдается новый виток антирелигиозной государственной пропаганды. Конечно же, это отразилось и на исторических исследованиях того времени. П.В. Курочкин, проанализировав позицию русского православия в первые годы существования советской власти, пришел к выводу, что деятельность церкви была контрреволюционной до определенного момента .

Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова . Эти авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. Кроме того, в этих работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1).

Рассмотреть историю Поместного Собора и охарактеризовать деятельность патриарха Тихона. 2).

Проанализировать первые конфликты РПЦ с большевистской властью как причину идеологического наступления на Русскую Православную Церковь. 3).

Рассмотреть кампании государства против Русской Православной Церкви. 4).

Изучить процесс начала обновленческого движения РПЦ и специфику взаимодействия между государством и Церковью в 20-е годы.

Нужно отметить, что данная тема имеет и важное общественное значение. Проблема сосуществования религиозных и государственных структур не решена и в наше время, о чем свидетельствует дискуссия, развернувшаяся вокруг закона о свободе совести в 1997 г. Изучение опыта прошлого особенно важно для того, чтобы избежать возможных ошибок и найти действительно взаимоприемлемый вариант взаимодействия государства и религиозных конфессий.

3. Рассмотреть влияние практик социальной работы РПЦ на мироощущение и психоэмоциональное состояние пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (на примере клиентов ГБУСОН РО ДИПИ № 2 в г.Таганроге)

Список источников информации

1. Агеева Е.А. Требник 1658 г.: история издания // Патриарх Никон и его время. — М., 2002.

2. Богданов А.П. Патриарх Никон.//Вопросы истории. № 1, 2004. С. 51– 85

3. История Нижегородского старообрядчества.// http://rpsc-nn.ru/nizhegorodskoe-staroobryadchestvo/82-istoriya-nizhegorodskogo-staroobryadchestva.html

4. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – М., 1996.// http://www.sedmitza.ru/text/439627.html

5. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола.// Российская история. № 2, 2001.

6. Лобачев С.В. Патриарх Никон. — СПб., 2003.

7. Сазонова Н.И. У истоков раскола Русской церкви в XVII веке. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.).

Впервые Синод под председательством Московского патриарха Кирилла прошел не в России, а в Беларуси, в Минске, куда специально прибыли представители РПЦ.

Последствия раскола русской православной церквиФото: Reuters

Причина раскола

РПЦ считает, что решение Константинопольского патриархата, который предоставляет автокефалию Украинской православной церкви, «незаконное» и принято в нарушение всех правил, потому что это территория на протяжении трех столетий была в каноническом подчинении Московского патриархата.

– Та церковь, которая признала раскольников и вступила с ними в общение, сама оставила себя вне канонического поля, – заявил митрополит Волоколамский Иларион (представитель РПЦ).

По его словам, РПЦ надеется, что Константинопольский патриархат «изменит свое отношение к существующей церковной реальности». Но до того времени общения не будет.

Белорусская Православная Церковь присоединилась к решению РПЦ.

Что это значит для православия в Беларуси?

Главная сложность для Белорусской Православной Церкви заключается в том, что Вселенский патриарх отменил действие грамоты Константинополя, подписанной в 1686 году, которая переводила Киевскую митрополию в подчинение Московскому патриарху. А до того белорусские земли, входившие в состав Речи Посполитой, находились в каноническом подчинении Киевской митрополии. И вместе с ней вошли в подчинение Московскому патриарху.

Все последующие годы белорусские земли были канонической территорией Русской Православной Церкви. Сейчас отмена грамоты 1686 года для Киева де-юре означает ее отмену и для Минска.

Поэтому, несмотря на то, что Белорусская Православная церковь выступила с поддержкой в адрес РПЦ по вопросу автокефалии для Украинской православной церкви, статус церкви в Беларуси теперь выглядит неопределенным, пишет Sputnik Беларусь.

Что это значит для верующих?

Кроме того, разрыв такого общения фактически означает запрет на принятие таинств в другой церкви. То есть православные верующие РПЦ не смогут принимать причастие и другие таинства в храмах, которые подчиняются Константинопольскому патриарху. Также верующие Русской православной церкви отныне не смогут причащаться в монастырях Афона. Точнее, могут, но с осуждением РПЦ, если это станет ей известно.

В настоящее время кризис в отношениях между РПЦ и Вселенским патриархом пока не зашел так глубоко, но раскол в православном мире стал реальностью.

Мнение Лукашенко

Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что политики в определенной степени виноваты в ситуации, которая сложилась в православии.

– Мы во многом являемся причиной того, что происходит. И, по моему мнению, надо извиниться за то, что происходит в православном мире, – заявил Лукашенко на встрече с членами Священного Синода РПЦ и Синода БПЦ.

Он подчеркнул, что Беларусь будет делать все, чтобы сохранить единство православной церкви.

– Раскол – это не про нас. Сделаем все, чтобы не было раскола, расколоть нас невозможно, – сказал глава государства.

Кстати

Интересно, что о расколе Православной церкви объявили 15 октября именно в Беларуси. А 27 лет назад также в Беларуси был засвидетельствован факт распада СССР, когда главы правительств трех союзных республик: Борис Ельцин от РСФСР, Станислав Шушкевич от Республики Беларусь, Леонид Кравчук от Украины 8 декабря 1991 года подписали Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), тем самым вынеся «приговор» Советскому союзу.

Потеря былого могущества Византии способствовало тому, что у Русской православной церкви появилась возможность возглавить православное христианство. Россия, приняв Флорентийскую унию, с 15 века начинает именовать себя «третьим Римом». Чтобы соответствовать заявленному, в 17 веке Русская церковь проводит церковную реформу, которая приводит к расколу среди православных людей России и появлению ветви православного течения именуемое как «старообрядчество».
Осуществил реформу в 1653 году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича. Основной целью производимой реформы было согласование православной жизни русского государства с церковными устоями восточно — славянских народов Белоруссии и Украины для облегчения их вхождения в Русское государство.
Было проведено ряд мер канонических и административных актов. Главным из которых было исправление церковных книг. За основу богослужебным текстам послужили греческие книги изданные в 17 веке.
Весной 1654 года был созван церковный собор, в котором участвовали: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, пять митрополитов и четырех архиепископов, епископ, одиннадцать архимандритов, игумены, протопопы. Все они поддержали реформу. Выразивших сомнение данной реформы, епископов Коломенского и Каширского лишили сана и сослали. Оппоненты Никона стали обвинять его в отказе от православных традиций Русской церкви и тоже были сосланы (самый известный противник реформы Аввакум Петров).
После ухода в 1658 году Никона с поста патриарха многие сосланные вернулись в столицу, в том числе и протопоп Аввакум. Репрессии против недовольных ослабли. В 1666 и 1667 годах состоялся Боль­шой Мо­с­ков­ский со­бор. В нем приняли участие два все­лен­ских пат­ри­ар­ха. Реформа была принята, а тех, кому она была не по нраву, предали анафеме. Теперь законом было закреплено гонение на старообрядцев с наказанием в виде смертной казни, в последствии которое приобрело широкие масштабы. Раскол Русской церкви произошел.
Сама реформа не затрагивала основ православия, а в основном касалась обрядов, применяемых в жизни церкви. Например, было принято троеперстное сложение при крестном знамении (у старообрядцев — двухперстное), имя Спасителя следовало писать «Иисус», а не «Исус», применять зем­ные по­кло­ны во вре­мя проведения служ­бы. Изменили фор­му пе­ча­ти на про­сфо­рах. Вместо круг­лой, с изображением восьмиконечного креста, стали использовать квадратную форму с четырехконечным крестом. Так­же следовало убрать в убранстве церкви все изображения Святых, у коих руки были сложены в двухперстное сложение. Иконы с такими изображениями следовало также изъять.
В 1800 годы была предпринята попытка подчинения старообрядцев к нововведениям. Было принято «единоверие», что подразумевало собой разрешение проводить службы по старопечатным книгам. В дальнейшем такие попытки примирить православный расколотый народ Русской церковью проводились не раз. Но только в 1971 году Поместный собор РПЦ признал старые обряды «равночестными и равноспасительными».
После гонений основными центрами старообрядчества сформировались в Поволжье, на юге России, Поморье и в Сибири, там куда они бежали от репрессий и поселились. С конца 18 века такие центры старообрядческой культуры появились и в Москве, в Санкт-Петербурге. После 1905 года старообрядцы активно организовывали общины, строили храмы и издавали свою церковную литературу, открывали благотворительные организации. Старообрядцы внесли большой вклад в сохранение древне-русского культурного наследия России. В настоящее время старообрядческие центры помимо России есть и в Китае, Австралии, Канаде и в ряде других стран.

Последствия раскола русской православной церкви

Церковный раскол в России, прогремевший в середине XVII века, был вызван церковной реформой. Данная реформа была инициирована новым патриархом Никоном, однако, по мнению многих исследователей, значительную роль в начале преобразований и решающую роль в их осуществлении сыграл царь Алексей Михайлович. В результате последствия церковного раскола оказались не только литургическими, приведшими к появлению раскольников-старообрядцев, но и политическими, сказавшимися на судьбе всей Церкви. Причём раскол не преодолён до сих пор, несмотря на явное движение к этому со стороны Русской Православной церкви.

У народа, как обычно, не спросили

Исследователи выделяют три основных последствия церковного раскола. Первое последствие наиболее явное и заключается в непосредственном церковном разделении. Помимо основной Русской Православной церкви, которая стала осуществлять свою литургическую жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, появилось множество групп верующих, в совокупности довольно многочисленных, которые не признали богослужебные нововведения и продолжили осуществлять религиозную жизнь по старым, дореформенным, обрядам — старообрядцы (староверы).

На протяжении долгого времени, особенно с самого момента раскола и до начала XVIII столетия, вплоть до окончания правления Петра I, старообрядцы подвергались преследованиям, в том числе и физическому уничтожению.

Второе последствие затронуло духовную сферу всего российского общества. Прежде всего, было нарушено духовное единство населения, появились основания для вражды на религиозной почве, в силу чего народ уже не был монолитным в религиозном и нравственном смысле. К тому же новые церковные обряды усилили социальную разобщённость. До этого момента церковная жизнь, строившаяся на древних русских церковных традициях, была мощным консолидирующим началом — по одним книгам молились и крепостные крестьяне, и бояре, и царь. Таким образом подчёркивались нравственное единство и равенство всех православных людей. В новых же условиях, когда ставка была сделана на греческие каноны, которые по понятным причинам не могли быть доступны и понятны простому народу, была обозначена линия разделения между большинством населения и богатым грамотным меньшинством.

«Разнообразие обрядов не препятствует спасению»

Третье последствие раскола стало попадание Церкви в зависимость от государства. При проведении церковной реформы патриарх Никон опирался на государственный аппарат, который и насаждал насильственными методами новые церковные порядки. Более того, по мнению учёных, без активности государства проведение реформы было бы невозможно, так как в Церкви существовала серьёзная оппозиция Никону, да и с богословской точки зрения его позиции были уязвимы. Попав в зависимость от власти при Алексее Михайловиче, Церковь продолжала терять своё влияние и далее, пока при Петре I и вовсе была лишена особого положения в обществе, потеряла институт патриаршества и стала по сути одним из ведомств государственного аппарата.

Существование Церкви в таком качестве на протяжении двухсот лет, по одному из мнений, и стало одним из факторов, обусловивших социальные потрясения в России начала XX столетия.

Впрочем, в самой Русской Православной церкви позиция по отношению к реформе, к церковному расколу и к старообрядцам Старообрядцы: особенные православные или отдельная конфессия? Последствия раскола русской православной церкви пусть медленно и неравномерно, но со временем всё же менялась. В начале XVIII века иерархи Церкви почти единогласно и сурово осуждали раскольников как еретиков, практически повторяя все доводы Никона. Через сто лет Церковь уже смотрела на старообрядцев не столь сурово, допуская возможность использования старых обрядов при соблюдении некоторых условий. В начале прошлого века, в условиях политических изменений и либерализации законодательства, в том числе и религиозной сфере, официальный, пусть и во многом формальный, запрет на открытую религиозную деятельность старообрядцев, в том числе возведения собственных храмов, был снят.

Наконец, в 1971 году Поместный собор Русской Православной церкви принял постановление о снятии всех прошлых «порицательных выражений» в адрес старообрядцев и о признании старых обрядов «равночестными» принятым в РПЦ. Было также сказано, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения». Правда, на данный момент эти шаги не привели к возобновлению молитвенного общения между РПЦ и крупными старообрядческими общностями. Так что последствия церковного раскола пока не преодолены.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Последствия раскола русской православной церкви

В XVII веке, пережив Смутное время, Россия стояла на перепутье. Она могла войти в семью европейских держав, постепенно распространяя свое влияние на соседей. Наша страна также могла изолироваться от мира в собственных религиозно-философских догматах или превратиться в теократическое государство, где светская власть полностью подчинена духовным иерархам.

Этот непростой выбор пришлось сделать царю Алексею Михайловичу. Решение, которое он принял, неизбежно привело к расколу Русской православной церкви. Почему же глава нашего государства сначала поддержал реформу патриарха Никона (1605-1681 гг.), а затем сослал его в дальний монастырь?

Вопрос о будущем России

Три пути, которые были открыты перед обновленной Россией, олицетворяли три политические фигуры. Царь Алексей Михайлович видел будущее страны в союзе с другими православными государствами. Патриарх Никон, реализуя свою церковную реформу, рассчитывал на верховенство духовных иерархов над светскими властителями. Протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) – лидер старообрядцев, не принявших реформу Никона – ратовал за традиционную патриархальную Русь.

Сам по себе вопрос – креститься двумя перстами или тремя – не имел принципиального значения для представителей светской и духовной власти. За церковным расколом стояла политическая борьба, это был выбор дальнейшего пути развития государства.

Алексей Михайлович поддержал реформу, инициированную патриархом Никоном и его сторонниками, поскольку унификация церковного обряда в соответствии с греческим каноном (которого придерживались в большинстве православных стран) позволило бы России упрочить свое международное положение. Это бы подтвердило концепцию «Москва – Третий Рим». То есть, наша столица стала бы восприниматься соседними странами как духовный центр всего православия. Поэтому унификация церковного обряда была просто необходима.

Еще одной важной причиной, повлиявшей на решение царя Алексея Михайловича, стало присоединение к России территории Украины, ранее находившейся под юрисдикцией Польши. Произошло это в 1654 году по решению Переяславской Рады. Поскольку в Киеве молились по греческим канонам, церковная реформа помогла бы сближению двух братских народов.

Кроме того, установление единых правил церковного богослужения на территории всей страны позволило бы стабилизировать непростую политическую ситуацию, доставшуюся в наследство от Смутного времени. Нельзя было допускать, чтобы каждый священник мог самостоятельно решать: по каким канонам совершать литургию. Это не способствовало единству Русской православной церкви, а значит, представляло угрозу для страны.

Царь отлично понимал все последствия своего решения. Это было беспрецедентное для русской истории вмешательство светской власти в духовную жизнь народа. Алексей Михайлович стремился укрепить влияние Москвы на соседние страны. Тем самым глава нашего государства предопределил дальнейший путь развития России, которая стала могущественной империей, объединившей многие народы под своей властью.

Царь или патриарх: кто главнее?

Получив полную поддержку царя на проведение церковной реформы, патриарх Никон взялся за ее осуществление с завидным рвением. Первый официальный документ, предписывающий народу креститься тремя перстами – так называемая «Память» – был принят в 1653 году. Многие священники и представители паствы этому воспротивились. Однако Церковный собор 1656 года официально утвердил греческий канон богослужения. И начался раскол.

Патриарх Никон остался в истории как человек решительный, честолюбивый и жесткий в отстаивании своих взглядов. Он считал, что божий закон выше царского, и видел будущее России в создании теократического государства, когда мирская власть подчинена религиозной. Его методы вызвали негативное отношение среди московской политической элиты того времени. Многие бояре, недовольные укрепившейся властью патриарха и его амбициями, стремились настроить царя против Никона. И это им удалось.

Впрочем, Алексей Михайлович и сам не собирался делиться властью с патриархом. В 1658 году отношения между главами светской и духовной власти обострились окончательно. И Никон демонстративно покинул свой пост, удалившись в Воскресенский монастырь. Священнослужитель рассчитывал, что под давлением паствы, оставшейся без своего духовного лидера, царь будет вынужден умолять его вернуться на патриарший престол. Алексей Михайлович этого не сделал.

Несколько лет, проведенные Никоном в Воскресенском монастыре, наглядно показали, что Россия вполне может обойтись без его духовного руководства. Церковный собор, состоявшийся в 1666-1667 годах в Москве, на который прибыли Александрийский и Антиохийский патриархи, официально лишил Никона всех его регалий. Честолюбивый священнослужитель был сослан в отдаленный Белозерский монастырь.

Однако тот же самый собор окончательно утвердил все церковные реформы, реализованные низложенным патриархом. А старообрядцы были приравнены к еретикам. В результате, Россия осталась светским государством, в то же время позиционирующим себя как оплот православия.

Гонения на старообрядцев

Негативное отношение к Никону, сложившееся у московской политической элиты, во многом было связано с жесткостью его методов при реализации церковной реформы. С теми, кто не принял нововведений, сторонники патриарха не церемонились. Они насильно отбирали у людей церковные книги, иконы и другие святыни, если те чем-то не соответствовали греческому канону православия. Затем эти предметы культа прилюдно сжигались.

У людей возникло чувство, что их веру уничтожают по приказу светских властей, а им навязывают другую религию. Раскололась не просто церковная паства, произошло глубинное разделение русского народа. Спасаясь от гонений, учиненных патриархом и руководством страны, старообрядцы бежали на окраины государства. Они стали придерживаться политики изоляционизма, считая всех остальных жертвами заблуждения.

Московские же власти стремились укрепить свои позиции на международной арене. Этот процесс логически завершился в эпоху Петра I, который окончательно направил Россию по европейскому пути развития.

Последствия раскола русской православной церкви

Желание п.Кирилла и п.Варфоломея стать «православными папами» и единолично править в Церкви Христовой, поправ Святые Каноны и её соборность, привели к драматическим последствиям — Церковь встала на грань страшного раскола. За плечами, болящих папством, патриархов видны когти костлявых рук Ватикана. В объятьях которого, в «братской любви» грелись эти православные предстоятели.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД:

УКРАИНА: Предоставление автокефалии украинским раскольникам УПЦ КП «легализует» её в глазах обычных, мало разбирающихся в церковных вопросах людей.

При поддержке Запада начнётся дьявольская информационная кампания: что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — лже церковь, сталинская церковь, церковь оккупантов, церковь чекистов и т.д. Все кто является членом этой Церкви — враги Украины, украинского народа, пособники оккупантов, большевиков и чекистов. В свою очередь украинская (еретическо-раскольническая) Церковь будет преподноситься как истинно православная, «наша» украинская.

Через короткое время 1-2 месяца перед украинцами властями будет поставлен вопрос, а нужна ли нам на (в) Украине большевистско-чекистская Церковь оккупантов? Нужны её Храмы и Лавры? Нужны её прихожане? А дальше, после двух-трех проплаченных провокаций связанных с духовенством и прихожанами УПЦ МП. Начнутся вначале мирные гонения на Церковь, притеснения верующих по типу «майдановской люстрации». Для этих целей правящими этническими банковско-олигархическими группами будут наняты (созданы) банды, которые под видом бандеровцев, перед камерами будут осуществлять задуманное.

Но мирное гонение быстро перерастёт в кровавое, вооруженное противостояние, заполыхают храмы и Лавры. Многие из духовенства Украинской Церкви Московского Патриархата со своими прихожанами встанут на путь исповедничества. Многие обретут святость. Настанет время святых на Украине.

Наши политические и церковные власти (Путин и п.Кирилл) скорее всего будут трусливо взирать на эту бойню со стороны, также как они взирали на людей умирающих в огне Одессы. Будут что-то мямлить, бубнить.

Что будет дальше не знает никто .

ГРЕЦИЯ: Раскол приведет к фактическому отрыву братского греческого народа от Православной Церкви, от России. Сильно осложнится ситуация на Афоне и в Иерусалиме, т.к. там большинство храмов и монастырей за греческой Церковью и в Храме Гроба Господня основные службы идут на греческом языке. Каждый встанет перед выбором: с кем он? С еретиками или с Православной Церковью. Перед выбором встанут и другие поместные Церкви: Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, , Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская,Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. СОБРАТЬ ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Необходимо оперативно искоренить в Русской Православной Церкви глубинные причины, которые привели к катастрофе: восстановить соборность — cобрав Поместный Собор. На нём осудить ересь экуменизма и папизма, восстановить в Церкви всё в соответствии с её Святыми Канонами. На Соборе громко и на весь мир заявить — что Церковь Христова едина и неделима, а католики есть не Церковь, а еретики и вероотступники. Эта мера позволит всем, включая поместные автокефальные и автономные церкви, наглядно увидеть кто еретик, а кто стоит в Истине. Их выбор будет очевиден.

2. ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ДОЛЖЕН УЙТИ НА ПОКОЙ На его место должен прийти сильный, мудрый и решительный предстоятель. Было бы идеально если бы он был из высшего духовенства Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Вместе с п.Кириллом уйдут все «хвосты» (банковские капиталы, яхты, мерседесы, священники-чекисты, священники-сталинисты, папизм, экуменизм и т.д.) Это позволит восстановить доверие верующих людей к духовенству, особенно на Украине.

3. ВОССТАНОВИТЬ РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СУД Все духовенство, которое замешено в гомосексуальных, педофилийных , финансовых и прочих скандалах, в отходе от канонов Церкви — сразу отдавать под церковный суд. Эта мера также позволит восстановить доверие простых верующих к духовенству, отделив падших пастырей от стоящих в Истине.

4.ДЕБОЛЬШЕВИЗАЦИЯ РПЦ МП Соборно предать анафеме большевиков, их вождей (Ленина, Сталина), осудить их идеологию и дела. Потребовать от российских властей проведение полной дебольшевизации: выноса мумии Ленина из Мавзолея, переименования городов, площадей и улиц, снос памятников (идолов) Ленину, ликвидация захоронений в кремлёвской стене, повсеместный демонтаж большевистской символики включая звёзды Кремля. Эта мера позволит убедить весь православный мир, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата — истинная, а не большевистско-чекистская, как на неё клевещут враги.

Эти меры позволят минимизировать разрушительные последствия грядущего раскола. А при определённых условиях обратить его в очистительно-созидательный процесс в Церкви.

«созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» [Мф. 16:18]

Господи на всё воля твоя! Аминь.

Последствия раскола русской православной церкви

Православный общественный деятель Налимов Михаил Алексеевич.

Задание 17 № 40014

В 1653 г. патриарх Никон начал проводить церковную реформу. Укажите три любых последствия данного события.

Могут быть указаны следующие последствия:

1) происходит раскол Русской Православной Церкви на сторонников Никона и старообрядцев;

2) начинаются масштабные гонения на старообрядцев, их преследования;

3) богослужебные книги переписываются по греческим образцам, происходит их унификация.

Бонус №2. Статьи по теме:

1) Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 51-117. http://itexts.net/avtor-andrey-petrovich-bogdanov/514..

2) Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2008. № 3/4. http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=1018

По теме раскола в РПЦ в середине XVII в. рекомендуем телесериал "Раскол" (Россия, 2011).

Основная тема фильма – реформы, проводимые патриархом Никоном, и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
Работа над сценарием велась более двух лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташева, Ключевского, Соловьева, писателя Бахревского.
Показать полностью.
Cъемки проходили в павильонах "Мосфильма", в усадьбе Коломенское, в Ростове Великом, Кандалакше, в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, в Кеми, на Соловках, в Суздале. Для работы над фильмом были созданы масштабные исторически достоверные декорации.

Режиссер: Николай Досталь.
Автор сценария: Михаил Кураев, Николай Досталь.
В ролях:
Дмитрий Тихонов — царь Алексей Михайлович.
Юлия Назаренко — царица Мария Ильинична.
Валерий Гришко — патриарх Никон.
Александр Коротков — протопоп Аввакум.
Дарья Екамасова — Марковна, жена Аввакума.
Юлия Мельникова — боярыня Морозова.
Александр Баширов — юродивый Васька Босой.
Роман Мадянов — боярин Борис Иванович Морозов.

Александр Пыжиков — Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года.

Мало кто знает, что в середине XIX века Россия по сути уже была расколота пополам. Когда в конце 1840-х годов правительство отправило по стране несколько исследовательских комиссий, выяснилась ужасающая картина: миллионы русских людей не считали себя приверженцами официальной церкви и крайне враждебно относились к действующей власти.Целые губернии были охвачены раскольничьей фрондой.
Показать полностью. Существовали бесчисленные сёла, контролировавшиеся представителями старообрядческого движения, где в домах были двойные стены и крыши, чтобы прятать беглых раскольников. В руках весьма успешных купцов-староверов концентрировались огромные финансовые и промышленные ресурсы. По сути, была выстроена вторая, параллельная Россия.Молодой славянофил Иван Аксаков, участник одной из государственных комиссий, писал тогда обречённо: "Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства. а все прочие обратятся к расколу. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно ещё не вполне заражённые члены". Собственно, это и случилось позднее в виде двух русских революций, для которых староверы подготовили щедрую почву.В этой книге впервые показана полная картина последствий духовного раскола русского общества и подлинная роль старообрядчества в истории России.

События, к которым христианская церковь очень долго шла, не могли остаться незамеченными. Многие исследователи видят в расколе весьма трагическую точку в развитии христианства, другие же вовсе не рассматривают 15 июля 1054 года как дату разделения церкви. А.П. Каждан говорит о том, что события 1054 года были, бесспорно, важным эпизодом в истории раскола, но отнюдь не финалом этой драмы. Финал сих событий наступил чуть позже, спустя полтора века.

За взаимным отлучением последовала длительная полемика. Патриарх Керулларий путем переписки вступил в спор с венецианским патриархом Домиником. Патриарх пытался привлечь его на свою сторону, но вес попытки были тщетны.

После разрыва 1054 года усилилось гонение на славянское богослужение в областях, канонически подвластных римскому папе. Это гонение в действительности вылилось в принижение славянской письменности в Истрии и Далмации. Уже через несколько лет после разделения церквей собор в Сплите 1059 года запретил славянское богослужение. Латинский обряд помог распространению венецианской власти в Истрии и Далмации. Хорватский народ надолго оказался в сфере влияния римской церкви. К концу XI века почти все славянские церкви Хорватии были закрыты по обвинению в ереси. Временная уступка была сделана лишь в отношении глаголических книг. Для этого римская курия выдвинула версию о древнем происхождении глаголической азбуки, отнеся ее изобретение к IV веку и приписав его блаженному Иерониму [10; с.54-55].

На момент раскола Византийская империя находилась в достаточно сложном положении и постепенно теряла свою мощь. Государственные перевороты в империи следовали один за другим: от 1055 до 1081 года сменилось восемь императоров. Состояние Восточной империи значительно ухудшилось немного позже. К 11-му веку могущество соседствующих с ней аравитян (сарацин) сильно поколебалось на востоке, вследствие распада их обширного халифата (Багдадского) на множество враждебных друг другу государств, и Византия (при Никифоре, Фоке и Цимисхии) начала было отнимать у них свои области, но это продолжалось недолго. Около середины 11-го века во главе мусульманского мира на востоке стали турки-сельджуки, которые стали еще более жестокими врагами Византийской империи и греко-восточной церкви, чем сарацины. Варварские племена турок-сельджуков еще в конце 10-го века вели кочевую жизнь в районе Каспийского моря, и иногда помогали сарацинам в их набегах. В середине же 11-го века сельджуки, под предводительством своего султана Тогрульбека, постепенно, начиная с Персии, стали завоевывать сарацинские царства Багдадского халифата. Приняв еще раньше ислам и смешавшись с побежденными сарацинами, они продолжали их борьбу с христианским миром.

Византийский император Роман Диоген, желая остановить их нашествие на Малую Азию, выступил сам против них с войском. Но в 1071 году был разбит наголову в Армении и взят в плен. После этого сельджуки вскоре завладели всей Каппадокией, Киликией, Исаврией, Иконией и другими греческими областями, так что почти вся Малая Азия находилась в их руках. Из этих областей образовалось в Малой Азии сильное Иконийское сельджукское царство, столицей которого была Никея. Таким образом, для греко-восточной церкви были потеряны почти все малоазийские епархии. В то же время сельджуки завладели сирийскими городами — Антиохией, Дамаском и другими, принадлежавшими Византии со времен Никифора, Фоки и Цимисхия. Они даже не раз угрожали осадой самому Константинополю.

Только к концу 11-го века восточные христиане получили некоторую надежду на облегчение своей участи, когда на освобождение святой Земли и Гроба Господня поднялись с запада так называемые крестоносцы. Но и эта надежда не сбылась.

К моменту начала крестовых походов на фоне теряющей силу Византии положение пап все более укреплялось. Их универсалистские тенденции находили широкую поддержку реформированных монастырей и высшего духовенства. Улучшилось положение Рима в Южной Италии. Земли ранее принадлежавшие Византии были завоеваны норманнами, которые в последствии стали союзниками и вассалами папы. Немало значимым моментом укрепления папской власти явилась капитуляция перед папой германского короля Генриха IV, когда последний в 1077 году в одеянии кающегося грешника явился к стенам замка в Каноссе. Огромную роль в дальнейшем усилении папства сыграли непосредственно сами крестовые походы.

Крестовые походы, от которых так много ждали византийцы, принесли им много зла. Крестовые походы начались по инициативе пап. Убеждая крестоносцев освободить от власти неверных св. Землю и Гроб Господень, папы имели в виду еще другую цель — распространить, при их пособничестве, свое влияние на востоке и даже подчинить себе восточные церкви. Для пропаганды латинского обряда на востоке и своей власти, они посылали туда, вместе с крестоносными ополчениями, своих епископов, священников и монахов, которые сами лично и с помощью крестоносцев страшно притесняли восточных христиан. Притеснения начались со времени первого же крестового похода (1096 г.). Так, проходя через европейские владения Византийской империи, грубые крестоносцы, подстрекаемые латинским духовенством, с презрением и неприязнью относились к грекам и православной церкви. Были даже случаи ограбления греков крестоносцами. Когда же они пришли в Азию и стали понемногу отнимать у турок греческие области, то своей насильственной пропагандой в пользу латинства и папства совершенно вытеснили православное население востока.

В начале империя страдала от воинов проходивших через ее территорию. Затем был четвертый крестовый поход. Формально поход начался против мусульманского Египта, но впоследствии был обращен в другую сторону — 13 апреля 1204 года крестоносцы овладели Константинополем. До сих пор византийцев притесняли сарацины и турки, теперь же стали притеснять и латиняне.

На завоеванных рыцарями территориях была создана Латинская империя.

Именно в 1204 году наступил финал этой длиной истории. Одна империя была уничтожена другой, а вслед за этим одна христианская церковь уничтожала другую.

Последствия раскола русской православной церкви

Церковная реформа Никона, приведшая к расколу церкви, является важнейшим событием в России 17 века, в результате которого произошли изменения мировоззрения всего общества страны.

По мнению исследователей, главной причиной этого события являлись не разногласия в церкви, а сложившаяся ситуация в политической жизни страны.

Кратко о церковном расколе 17 века

События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.

Последствия раскола русской православной церкви

Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.

При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Последствия раскола русской православной церкви

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно, духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений, среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Основные положения церковной реформы

Изменения, согласно церковной реформе, включали следующее:

  • замену крестного знамения с двупёрстного на троепёрстное, противники реформы называли троепёрстие «кукишем Богу», оскорблением Господа,
  • изменение написания имени Господа с «Исус» на «Иисус»,
  • уменьшение количества просфир, необходимых для проведения литургии,
  • замена земных поклонов на поясные при проведении служб,
  • направление крестных ходов должно быть против солнца,
  • во время пения в церкви двухразовое произношение «Аллилуйя» заменено на трёхразовое.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

Последствия раскола русской православной церкви

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны.

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Последствия раскола русской православной церкви

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Последствия раскола русской православной церкви

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Последствия раскола русской православной церкви

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания.

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

  1. 2. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Билет 19

  1. 1. Предпосылки реформ Петра I. Оценка деятельности Петра I в отечественной и политической историографии.

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Россия и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Краткий рассказ о церковном расколе

Обсуждение необходимости церковных преобразований началось ещё в 1640-е годы, когда в Москве сформировался так называемый «кружок ревнителей благочестия», в который входили представители духовенства, выступающие за унификацию правил проведения богослужения и церковных текстов. При этом, сами члены этой организации не могли выбрать образец, согласно которому бы были внесены изменения. Так, одни предлагали взять в качестве шаблона греческие церковные книги, а другие – настаивали, что образцом должны стать древнерусские книги.

Последствия раскола русской православной церкви

Основные причины церковного раскола

В итоге, все остановились на варианте приведения в порядок церковных обрядов и книг, согласно изначальным византийским канонам. Исследователи выделяют несколько причин этого решения:

  • Стремление русского царя упрочнить авторитет Российского царства среди остальных православных государств. В то время правительственная верхушка всерьёз рассуждала о Москве как о «третьем Риме» (впервые данная теория была выдвинута в пятнадцатом веке в Пскове старцем Филофеем).
  • Так как в 1654 году территория Украины, принадлежавшая Польше, согласно решению Переяславской рады, отошла Российскому государству, в новоприобретённых землях православная литургия проводилась по прежнему по греческим канонам. Унификация обрядов позволила ускорению объединения земель.
  • Несоответствие древнерусского богослужения канонам, принятым в Византии. Внесение важных правок, что и вызвало церковный раскол, являлись второстепенными в плане проведения церковной реформы.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки в государстве. Духовность являлась единственным способом сдержать народное недовольство, связанное с опричниной и Смутой на Руси.

История церковного раскола

Сам же церковный раскол как явление произошёл во время правления царя Алексея Михайловича, который правил страной с 1645 по 1676 годы и остался в российской истории, как человек, стремящийся решить все вопросы, касающиеся благополучия России. При этом, Алексей являлся истинно православным человеком, поэтому духовная сфера была для него одна из приоритетных. Однако, чаще всего, российский церковный переворот связывают с личностью патриарха Никона, которого в миру звали Никитой Мининым (жил с 1605 по 1681 годы).

Впервые Никон познакомился с царём Алексеем в 1646 году и тот почти сразу же назначил его назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а через некоторое время Минин получил от правителя сан Новгородского митрополита. Современники отмечают, что Никон имел огромное влияние на царя. Монарх полностью доверял своему духовнику, посвящая его в самые секретные государственные дела. Вершиной карьеры Никона стал патриарший престол, который он получил после кончины патриарха Иосифа в 1652 году. Этот же год считается началом подготовки к церковной реформе.

Первым, что попало под изменение нового патриарха стали церковные книги, которые по мнению Никона нуждались в тщательной редакции для соответствия их содержания с их греческими канонами. Но, фактическим началом раскола принято считать 1653 год, когда царь с патриархом вводят изменения в правила богослужения, что вызывает волну возмущения в народе и духовенстве.

Последствия церковной реформы Алексея Михайловича

Сама же церковная реформа Алексея привела к:

  • Замене двуперстного знамения, принятым в Византии троеперстным. Именно это нововведение вызвало больше всего возмущений и претензий у противников реформы, так как, по их мнению, теперь люди должны были показывать «кукишь Богу».
  • Написанию вместо имени «Исус» — «Иисус».
  • Сокращению количества просфор для литургии.
  • В церковном пении теперь нужно было произносить вместо двух раз «Аллилуйя» — три раза.
  • Движение крестного хода отныне должно было совершаться не по движению солнца, а против него и др.

В 1660 году Никон был низложен с патриаршего престола по приказу правителя русского государства духовным собором, а немного позже Минина и вовсе лишили священнического сана, сослав в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако, с отстранением патриарха от власти все принятые церковные реформы не были упразднены, а в 1666 году Церковным Собором на официальном уровне был утверждён новый порядок проведения обрядов, а также церковные книги, которые отныне должны были считаться каноничными всей Российской Православной Церковью. Кроме того, согласно решению того же собрания, все сторонники «старой веры» приравнивались к еретикам и отлучались от церкви.

Итоги церковного раскола

Церковный раскол семнадцатого века стал настоящей национальной трагедией для России. Вместо ожидаемого сплочения народных масс, произошло его разделение на тех, кто принял царский приказ и людей, отказавшихся от новых правил, которых позже назовут «старообрядцами».

Вместе с этим, церковные преобразования установили верховенство над Церковью царской власти, что послужило началом к более серьёзным последствиям и переходу духовной сферы в государственное ведомство.

Ссылка на основную публикацию