Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Будьте добры, объясните пожалуйста. Почему иконы Божией матери называются по разному, имею ввиду Казанская, Тихвинская и т.д. как будто речь идёт о разных женщинах. А Иисус всегда Иисус, Николай всегда угодник . Помогите разобраться. Люди к примеру одни предпочитают Казанскую, другие Тихвинскую, а по сути своей это же один и тот же человек-МАТЕРЬ БОЖЬЯ. Или я чего то не понимаю.

Ивлиев Алексей

Почему иконы Божией матери называются по разному, имею ввиду Казанская, Тихвинская и т.д. как будто речь идёт о разных женщинах.

Названия связаны с историей этих икон, а большое количество икон — с особой любовью и почитанием Богоматери на Руси.
см. Образ Богородицы в русской иконографии

Иконография Спасителя также не ограничивается одним образом, это и «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель (Пантакратор)», «Спас в силах», «Спас Оплечный», «Царь царем» или «Христос Великий Архиерей», «Спас Эммануил».

Людмила Анатольевна

Заблокирован

Будьте добры, объясните пожалуйста. Почему иконы Божией матери называются по разному, имею ввиду Казанская, Тихвинская и т.д. как будто речь идёт о разных женщинах. А Иисус всегда Иисус, Николай всегда угодник . Помогите разобраться. Люди к примеру одни предпочитают Казанскую, другие Тихвинскую, а по сути своей это же один и тот же человек-МАТЕРЬ БОЖЬЯ. Или я чего то не понимаю.

Есть книги «Чудотворные иконы», где описаны происхождение икон, где и когда они «пришли» в Россию. Очень интересно. Имена получали от места их первичного пребывания, а иногда и переименовывались. Есть каталоги. И что интересно, Божия Мать лицом похожа на монгольский тип в сибирском каталоге. У меня есть икона 50 ликов Божьей Матери. Но это не все, их гораздо более. Каждая икона несет определенный настрой души человека и отдачи Матери Божьей. «Неупиваемая чаша», способствует отвращение от пьянства. «Прибавление ума» — сама за себя говорит. Это сейчас, посредством компютера мы общаемся почти мгновенно, но были и другие времена, когда люди: родились, крестились и умирали далее своего населенного пункта не выходя. А религию знали, как не странно, и чтили.

С у ществует множество иконописных изводов икон, изображающих Богородицу. И если какие-то иконы можно узнать сразу, то иные отличаются друг от друга мелочами.

Например, Игоревская икона Божией Матери относится к иконографическому типу «Умиление». Игоревская — оплечный (то есть урезанный до плеч) список с Владимирской. На Игоревской, в отличие от «полной» Владимирской, не изображаются руки Пресвятой Богородицы.

Другой вариант оплечного «Уми­ления», где руки Божией Матери и Христа переплетаются, будет, скорее всего, Корсунским образом Богородицы. У него совершенно иное происхождение, и, кроме упомянутого отличия от Игоревской, на Корсунской иконе Христос изображен справа, а не слева, а в правой руке Он держит свиток.

А вот обратный пример: Кас­пе­ров­ская икона Божией Матери иконографически не отличается от Корсунской. Предполагают, что одна — поздний список с другой.

Культурная традиция, в том числе и иконописная, нарастает, подобно органической ткани живого организма, а невозможность провести четкую грань между одними явлениями и другими — верный признак, что традиция жива.

Казанская, Владимирская, Умиление, Тихвинская, Серафимо-Дивеевская — это только малая часть названий икон Божией Матери, которые почитает Церковь. В чем разница между ними и как отличить одну от другой в храме? Разбираемся вместе с «Фомой».

Сколько всего икон Богородицы?

Точную цифру назвать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия, которые почитаются Церковью наравне с другими. Не нужно путать название и тип иконы: к одному типу может относиться несколько сотен образов.

Сколько типов икон Богородицы?

Единого мнения на этот счет нет, богословы и иконописцы называют до 9 типов икон. Среди них есть три основных: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным.

Раз Два Три

Оранта

Еще одно название — Знамение. На этом типе икон Богородица изображается с воздетыми к небу руками в молитвенной позе (в переводе с греческого «оранта» значит «молящаяся»), на Ее груди — образ Младенца Христа: мы видим, как Божия Матерь молится за весь мир перед Спасителем. Самые известные иконы этого типа: «Неупиваемая Чаша», Курская-Коренная, «Знамение», Мирожская.

Мирожская Курская-Коренная Великая Панагия Неумиваемая Чаша

Одигитрия

В переводе с греческого — «путеводительница». На этом типе икон Богородица держит одной рукой Спасителя, а другой указывает на Него. Таким образом Божия Матерь переводит внимание молящегося на своего Сына, Который есть Путь, Истина и Жизнь — так говорил о Себе Сам Господь. Христос одной рукой благословляет Свою Мать, а в другой держит свиток — образ Евангелия. Самые известные иконы этого типа: Смоленская, Грузинская, Иверская, «Троеручица», Казанская, «Страстная», Ченстоховская

Страстная Ченстоховская Смоленская Троеручица Казанская Иверская Грузинская

Елеуса

Еще одно название — Умиление (с греческого языка «елеуса» значит «милующая»). На этом типе икон Богородица, предчувствуя, что Младенцу Спасителю предстоит умереть на Кресте за всех людей, обнимает Его, их лики соприкасаются. Елеуса — самый поздний тип икон Богородицы. Известные иконы этого типа: Владимирская, Федоровская, Почаевская, «Взыскание погибших», Донская, Корсунская.

Феодоровская Почаевская Корсунская Владимирская Взыскание погибших Донская

Акафистный тип

Несамостоятельный тип Богородичных икон. В его основе может лежать любой их трех основных типов с добавлениями различных элементов из гимнографии (чаще всего из акафистов — отсюда и название). Например, икона Божией Матери «Неопалимая Купина» базово относится к типу Одигитрия, но в обрамление центрального образа добавлены ангелы. Самые известные иконы этого типа: «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость», «Живоносный Источник».

Нечаянная радость Неопалимая купина Живоносный источник

Все равно сложно. Как понять, перед какой иконой я стою?

Проще всего прочитать название — как правило, оно написано на самой иконе слева и справа. Это касается вообще всех образов, а не только Богородичных. Но для этого нужно знать основы церковно-славянского языка. При этом важно понимать, что «мы молимся не той или другой иконе. Мы в каждом образе видим одну и ту же Богородицу. И обращаемся к Ней, молясь перед Ее различными образами» (митрополит Рязанский и Михайловский Марк).

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподавателя Коломенской духовной семинарии Ирину Константиновну Языкову.

Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.

Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый. Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь.

В православной традиции насчитывается более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери — «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и многие другие. Все они имеют свою историю и связаны с первообразами, которые приписывают апостолу Луке. Тем не менее, в этом многообразии можно выделить несколько канонических типов изображений Пресвятой Богородицы — в зависимости от ее позы, жестов и одеяний. Они получение распространение после Третьего Вселенского Собора 431 года — тогда утвердилось почитание матери Иисуса Христа как Богородицы. С византийских икон делали списки (копии), которые, попав в новую среду, обрастали своими национальными чертами и легендами. К ним восходят наиболее почитаемые на Руси образы.

Самый древний из них — «Оранта», что в переводе с латинского означает «молящаяся». Первые изображения Богоматери в этом образе, которые находят в римских катакомбах II–III веков, обычно приписывают евангелисту Луке. Иконы этого типа изображают Богородицу в молитвенной позе, известной с библейских времен: в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в сторону руками, раскрытыми ладонями наружу.

Самая ранняя Оранта на Руси появилась в киевском Софийском соборе в XI веке. Это мозаичное панно высотой в 5,45 метра. На нем Богоматерь предстает в синей тунике и золотом мафории — длинной накидке-платке. У золотого нимба над ней записаны греческие буквы ΜΡ ΘΥΜητερ Θεου — «Матерь Божия». Величественная и монументальная фигура получила название «Нерушимая стена» — от слов из 12-го икоса Акафиста к Пресвятой Богородице «Радуйся, отечеству нашему неизменный Покрове и Стено Нерушимая». Приписываемые ей заступничество и покровительство городам позднее проявились еще в одной известной Оранте — иконе «Покров Пресвятой Богородицы».

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

На жизненном пути множество испытаний. Перед иконой Пресвятой Богородицы люди молятся о защите родных и близких, о помощи в трудной ситуации, о том, что невозможно решить ни деньгами, ни умом. По мнению искусствоведов, в мире существует около 700 вариантов святого образа Пречистой Девы и даже разработана их классификация. Вот почему Богородицу изображают по-разному.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

С чем связано разнообразие икон Богородицы

По мнению искусствоведа Ирины Языковой, возглавившей кафедру христианской культуры Библейско-богословского института и написавшей книгу о русской иконе, многообразие вариантов изображения Пречистой Девы связано с тем, что ее почитали в разных странах мира.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Предание гласит, что Богородица у распятия своего сына взяла на себя миссию защиты всего человеческого рода. Вот почему православные разных стран считают, что именно за них более всего молится Пресвятая Дева.

Грузины говорят, что их стране Дева Мария обещала свое вечное покровительство, так как именно здесь прозвучала ее первая проповедь. Афонские монахи почитают Богородицу как игуменью Святой горы. На западе Европы ее называли польской королевой. В Средневековье Ливонию (часть Латвии) именовали «Терра Мариана» — «земля Марии».

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

По словам Ирины Языковой, Богородица была почитаема на Руси с древних времен. Именно в ее честь возвели один из первых христианских храмов во время правления князя Владимира и нарекли его Десятинной церковью (в честь праздника Успения Богородицы).

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

В XII веке по воле князя Андрея Боголюбского в русском церковном календаре даже был введен новый праздник — Покрова Пресвятой Богородицы. Так правитель желал официально подтвердить, что Божья Матерь покровительствует русской земле.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Многообразие вариантов изображения Пресвятой Девы можно объяснить и десятивековой историей христианской культуры, за этот период в ее честь написано потрясающее число икон.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Известно, что многим из них присвоили статус чудотворных, он дается после детального изучения свойств святого образа. Один из ярких примеров –древнейшая икона Богородицы — Владимирская.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Варианты изображения Пресвятой Девы

Посредством создания иконописных образов Богородицы можно раскрыть глубину отношений Бога и человека. Для всех таких ликов характерна христоцентричность — Божья Матерь изображена с Богомладенцем. А также присутствие глубочайшего богословского смысла. Это мнение выражает искусствовед Языкова.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Дева Мария всегда изображена в мафории — покрывале, которое носили все замужние женщины, и тунике — длинном платье. Цвет одеяния отличается разнообразием.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Вот на какие разновидности можно поделить все иконы Богоматери:

  • Оранта – изображает Богородицу с поднятыми вверх руками и Иисуса, лик которого на груди матери в виде медальона. Это классические образы, представленные «Неупиваемой Чашей».
  • Одигитрии – очень распространенные изображения, на которых Дева Мария держит Иисуса, который правой рукой благословляет христиан, в левой же держит сверток. Это образы Казанской Богоматери, Всемилостивой и Всецарицы.
  • Благовещение — вместо Божественного Младенца Богородица изображена в обществе Архангела Гавриила (икона Устюжского Благовещения).
  • Елеуса — Младенец прижался к Матери щекой. Представлены Владимирской, Почаевской и другими иконами.
  • Панахранта — Дева Мария с Иисусом на коленях восседает на троне.
  • Млекопитательница — кормящая Богоматерь.
  • Деисус — Пресвятая в обществе взрослого Сына и Иоанна Предтечи.
  • Успение — лежащая на одре Дева Мария в обществе святых.
  • Одиночная Богородица — портретное изображение Пресвятой Девы. Представлены Боголюбской, Семистрельной иконами, ликом «Умягчение злых сердец».

Главное условие

Какую бы икону ни выбрали для молитвенного обращения, главное, чтобы оно было искренним и чистосердечным. И тогда мольбы обязательно будут услышаны Святыми Заступниками.

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Богоматерь на Руси всегда была почитаемой. Ещё самая первая церковь в Киеве — Десятинная была построена в честь святой Богородицы. С того времени и до наших дней появилось немало священных изображений, которые даже прославились как чудотворные и оказались свидетелями самых важных вех в истории нашей страны.

Икона Богоматери по подсчётам специалистов имеет около семисот образов. Здесь мы рассмотрим иконы, наиболее часто встречающиеся в церквях, узнаем, чем они отличаются друг от друга и какое значение имеют.

Владимирская:

Точная дата создания неизвестна, но считается, что апостол Лука написал её ещё при жизни Богородицы. Первое изображение появилось на простой деревянной крышке стола.

Для иконы Владимирской Богоматери характерно изображение Богородицы и Младенца, которые соприкасаются ликами. Ножка Младенцы согнута таким образом, что видна его пяточка, а руки обнимают Мать за шею, как символ близкого общения души с Богом.

Перед этой иконой молятся об избавлении от различных неприятностей, от ересей и распрей, о прекращении вражды между странами и сохранении России.

Донская:

Всё то же изображение двух святых ликов, однако, в этом исполнении выражение лица Богоматери весьма эмоционально, что является редкостью. По мнению исследователей, эмоциональность – признак принадлежности иконы русским мастерам.

Оригинальная икона выполнена «с секретом», если перевернуть её, то на обратной стороне вы обнаружите другой образ — «Успение Пресвятой Богородицы». Это говорит о том, что над иконой работало два мастера.

Донская Божья Матерь считается заступницей России в сражениях с иноплеменными войсками. В её чудодейственную силу веровал сам Иван Грозный.

Феодоровская:

На первый взгляд икона очень схожа с Владимировской, но есть существенные отличия. Например, то, что Младенец сидит на руке Богородицы, а вместо оголенной пяточки здесь видна ножка до колена. При этом, кажется, что его ноги хотят сделать шаг, и изображены на фоне облачения Святой, которые в отдалении напоминают чашу, как символ избавления.

Икона помогает тем, кто просит у неё о мире в семье, взаимопонимании и счастье в браке. Не случайно второе название у образа — Покровительница невест. Также среди других наиболее частых молитв, звучащих около святыни, — о рождении ребёнка, о лёгких родах и о здоровье детей. Не знаете какую икону купить на свадьбу? Этот образ станет отличным вариантом!

Приобрести деревянную икону Федоровской Богоматери можно здесь.

Казанская:

Казанская икона Божьей матери изображает фронтальное положение Младенца, сидящего на руке Богоматери. Она указывает на Младенца так, что её руки не видно.

Иконе молятся о прозрении, об исцелении от всевозможных болезней глаз и любых других недугов, о сохранении Русской державы. Также этой иконой чаще других благословляют брак (смотрите разделы: венчальные иконы).

Один из самых распространенных и почитаемых образов.

Семистрельная:

Икона отличается от предыдущих тем, что здесь нет изображения Младенца. Только Богородица, пронзённая мечами, которые выступают как символ печали и горечи.

Перед этой иконой молятся о прекращении семейной вражды и милосердии к родным.Часто этот образ можно встретить не только в церквях и домах, но и на рабочих столах, так как читается, что она охраняет от недоброжелателей и преступников.

На нашем сайте вы можете купить икону Семистрельную, выполненную из натурального дерева или заказать ее выполнение по индивидуальным размерам.

Остроабрамская:

Данная икона почитается не только в православии, но и в католицизме. Величественный образ Богоматери полон любви и сдержанности. Святая изображается без Младенца и по пояс, руки в молитвенном перекрёстном жесте. Только этому образу характерна пышная одежда и обилие других деталей.

Иконе Остроабрамской Богоматери молятся, если хотят снять порчу и проклятья. Молитвы перед образом снимают тоску и уныние, спасают от депрессии и прочих душевных недугов, а также защищают от преступников и недоброжелателей.

Отрада и утешение:

Пожалуй, это еще одна самая известная икона Богоматери. Святая держит Младенца на своей руке, при этом прильнув губами к его руке. Более всего привлекают внимание глаза Богоматери. Чистые, пронзительные, чёткие, кажется, что она смотрит в самую душу – это как символ спасения.

В православии считается, что икона Отрада и Утешение спасает от катаклизмов и бедствий, избавляет от грешных помыслов, указывает истинный путь и даёт внутреннюю свободу.

Призри на смирение:

У этой иконы просят помощи не только для живых, но и для мёртвых. Считается, что, если человек умирает и не раскаивается в своих грехах, то живые могут попросить об этом за него у иконы Богоматери Призри на смирение, прочитав соответствующие молитвы. Икона помогает всем ущемлённым, обделённым, гонимым и сомневающимся в вере.

На иконе изображена Богоматерь в короне со скипетром в правой руке. В левой держит Младенца, который находится на её коленях с державой.

Каждая икона по-своему уникальна и требует к себе трепетного отношения, уважения не только в стенах храмов, но и дома. Образ Богородицы – архаичен и многолик.

В нашем интернет-магазине икон вы можете приобрести любые лики святых из натурального дерева, а также купить полочки для икон или домашние киоты для хранения святых образов, вы можете на нашем сайте. Компанию 3dekor отличают широкий ассортимент, доставка по всей России и возможность изготовления по вашим индивидуальным размерам.

Еще статьи по теме:

Интернет-магазин изделий из дерева, готовые и на заказ,
в Москве, Санкт-Петербурге и с доставкой по всей России.

бесплатный звонок по России 8 800 222 31 81
звонок из других стран +7 909 091 11 77
e-mail [email protected], склад

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Сейчас известно о существовании около семисот почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Это неудивительно, потому что Пречистую Матерь очень любят христиане во всём мире. История христианства и некоторых стран тесно переплетена, поэтому особо почитают Пресвятую Богородицу там, где Она жила или являлась. Например, в Грузии, которой Она обещала своё покровительство, на Афоне, где почитается как Игумения Святой Земли, в Европе — как покровительница и заступница Польши. На Руси Богородицу всегда любили очень трепетно. Первая каменная церковь Киевской Руси, Десятинная, была освящена в честь Успения Божией Матери. Что касается иконописных образов Пречистой, то многие из них известны чудесами и исцелениями, совершёнными по молитвам перед ними. Какому верующему не знакомы такие богородичные иконы, как Казанская, Боголюбская, Владимирская, Знамение, Одигитрия (Смоленская)?

Существует четыре типа иконографии Божией Матери: Знамение, или Оранта (от греческого «молящаяся»), Одигитрия («путеводительница»), Умиление, или Елеуса («милующая»), акафистный. Удивительно, но именно они дали основу для создания сотен образов Пресвятой Богородицы, а различные детали добавляли иконописцы, желая отразить какие-то события жизни Церкви или истории своей земли.

Почему популярность изображений Пресвятой Богородицы так велика? Она — главная заступница рода христианского, ходатаица пред Господом и утешительница. Она выше всех святых, ближе всех к Богу. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице», — так обращаются к Пречистой верующие, и не случайно. Вспомним эпизод Евангелия, когда распятый на Кресте Христос, «увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27). Считается, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всё человечество.

К слову, грядёт Успенский пост, который венчает праздник Успения Пресвятой Богородицы. Некоторые люди не понимают, что православные празднуют: ведь в этот день мы вспоминаем печальное событие — смерть Матери Божией. На самом деле Успение — это торжество жизни, поскольку мы празднуем вознесение Пресвятой Богородицы к Её Сыну — Иисусу Христу. Для верующего человека смерти нет, наша жизнь продолжается, только в ином качестве. Великое разнообразие икон Пресвятой Богородицы помогает христианам помнить об этом, верить, что за порогом смерти нас ждёт вечная жизнь, главное — стремиться быть со Христом.

В Православной Церкви почитание Богородицы велико, как велико и число любимых христианами образов Пречистой. Однако такое почитание иногда приводит к тому, что иконы начинают делить по «специализации»: для защиты от пожаров молятся перед образом «Неопалимая Купина», для исцеления от недуга пьянства — перед «Неупиваемой Чашей», и так далее. Получается, что человек привязан к иконе и не понимает, что в его сознании происходит подмена. Надо помнить: мы молимся Божией Матери, а не иконе. Неважно, перед каким образом Богородицы возносить молитвы: Она всё равно всех слышит и помогает. Чудеса совершает не икона, а Господь по прошениям Божией Матери. Так что, если случаются какие-то житейские проблемы или горести, будем обращаться к нашей скорой Помощнице, просить её о заступлении и уповать на Её благодатную помощь.

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца: — Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?

Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия

Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».

— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина… Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях… А это после операции… в позапрошлом году…
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса.
В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Ссылка на основную публикацию