По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Ва­си­лий Ве­ли­кий ро­дил­ся око­ло 330 г. в Ке­са­рии. В се­мье свт. Ва­си­лия к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны мать Эми­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), сест­ра Мак­ри­на (па­мять 19 июля), брат Гри­го­рий (па­мять 10 ян­ва­ря). Отец был адво­кат, под его ру­ко­вод­ством Ва­си­лий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, за­тем он обу­чал­ся у луч­ших учи­те­лей Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом (па­мять 25 ян­ва­ря), а поз­же пе­ре­шел в шко­лы Кон­стан­ти­но­по­ля. Для за­вер­ше­ния обу­че­ния св. Ва­си­лий от­пра­вил­ся в Афи­ны – центр клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

В Афи­нах Ва­си­лий Ве­ли­кий при­об­рел все до­ступ­ные зна­ния. О нем го­во­ри­ли, что «он так изу­чил все, как дру­гой не изу­ча­ет од­но­го пред­ме­та, каж­дую на­у­ку он изу­чил до та­ко­го со­вер­шен­ства, как буд­то не учил­ся ни­че­му дру­го­му. Фило­соф, фило­лог, ора­тор, юрист, есте­ство­вед, имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в ме­ди­цине, – это был как ко­рабль, столь на­гру­жен­ный уче­но­стью, сколь сие вме­сти­тель­но для че­ло­ве­че­ской при­ро­ды».

В Афи­нах меж­ду Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом уста­но­ви­лась тес­ней­шая друж­ба, про­дол­жав­ша­я­ся всю жизнь. Око­ло 357 г. свя­той Ва­си­лий воз­вра­тил­ся в Ке­са­рию, где вско­ре всту­пил на путь ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Ва­си­лий, при­няв Кре­ще­ние от епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го Ди­а­ния, был по­став­лен чте­цом. Же­лая най­ти ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, он по­се­тил Еги­пет, Си­рию, Па­ле­сти­ну. Под­ра­жая на­став­ни­кам, вер­нул­ся в Ке­са­рию и по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Ирис. Во­круг него со­бра­лись ино­ки. Сю­да же Ва­си­лий при­влек сво­е­го дру­га Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Они под­ви­за­лись в стро­гом воз­дер­жа­нии; при тя­же­лых физи­че­ских тру­дах изу­ча­ли тво­ре­ния древ­ней­ших тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В цар­ство­ва­ние Кон­стан­ция (337–362) рас­про­стра­ни­лось лже­уче­ние Ария. Цер­ковь при­зва­ла к слу­же­нию Ва­си­лия и Гри­го­рия. Ва­си­лий вер­нул­ся в Ке­са­рию, где в 362 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, в 364 г. – в сан пре­сви­те­ра. При им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (334–378), сто­рон­ни­ке ари­ан, в тя­же­лые вре­ме­на для пра­во­сла­вия к Ва­си­лию пе­ре­шло управ­ле­ние цер­ков­ны­ми де­ла­ми. В это вре­мя он со­ста­вил чин Ли­тур­гии, «Бе­се­ды на Ше­стод­нев», а так­же кни­ги про­тив ари­ан. В 370 г. Ва­си­лий был воз­ве­ден епи­ско­пом на Ке­са­рий­скую ка­фед­ру. Он про­сла­вил­ся сво­ей свя­то­стью, глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ве­ли­кой уче­но­стью, тру­да­ми на бла­го цер­ков­но­го ми­ра и един­ства. Сре­ди по­сто­ян­ных опас­но­стей св. Ва­си­лий под­дер­жи­вал пра­во­слав­ных, утвер­ждая их ве­ру, при­зы­вая к му­же­ству и тер­пе­нию. Все это вы­зы­ва­ло нена­висть к нему ари­ан. Все свои лич­ные сред­ства он упо­треб­лял в поль­зу бед­ных: со­зда­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма, ле­чеб­ни­цы, устро­ил два мо­на­сты­ря – муж­ской и жен­ский.

Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Ва­си­лию угро­жа­ли ра­зо­ре­ни­ем, из­гна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: «Смерть для ме­ня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет ме­ня к Бо­гу, для Ко­то­ро­го жи­ву и тру­жусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» ( Пс.30:6 ).

По кончине святителя Василия Великого, его тело было погребено в гробнице отцов, среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников.

Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Святые мощи

Десница святителя Василия находится в Венеции, в православном греческом кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца. В ХVI веке она была преподнесена в дар греческой церкви одним из членов проживавшей там императорской семьи Палеологов. Из захваченного турками Константинополя святыню перевез митрополит Филадельский Гавриил (Севир).

Часть десницы, написавшей Божественную литургию, хранится в большом Метеорском монастыре Преображения Господня в Греции.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию Господню, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Богослужебные (литургические) особенности

Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 1/14 января.

Василий — переводится с древнегреческого как «царственный».

Дни памяти святого Василия:

12 февраля — собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
14 января — день памяти святителя Василия Великого.

Святые с именем Василий:

Святитель Василий Великий (330–379)

Святой происходил из очень необычной семьи: его дедушка и бабушка были мучениками, брат и сестра прославлены в лике святых.

Отец Василия был оратором и законоведом, под его руководством Василий начал изучение наук. Позднее он отправился в училище в Кесарии, где познакомился и подружился с будущим святым Григорием Богословом. Высшее образование Василий получил в Константинополе, где учился у знаменитого ритора Ливания. А затем отправился в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х.

После окончания учебы Василий какое-то время проработал адвокатом, но затем оставил светскую карьеру. Он избрал, как писал сам, «жизнь более совершенную»: святой захотел стать монахом. Василий отправился путешествовать по монастырям, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт святитель позднее положил в основу собственного монашеского устава, который стал одним из самых авторитетных во всем христианском мире.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Вернувшись домой, святой раздал бедным часть своего имущества и вместе с друзьями-единомышленниками создал аскетическую монашескую общину.

Здесь святитель пишет ряд своих богословских текстов и начинает участвовать в догматических спорах, которые волновали тогдашнюю Церковь. Епископ Евсевий рукоположил Василия в пресвитера и доверил ему важные церковные и административные дела. А после его кончины святой возглавил кафедру в Кесарии Каппадокийской и пробыл на ней десять лет вплоть до своей смерти.

Все свои силы и дарования посвятив благу Церкви, епископ участвовал в напряженной богословской полемике с ересями. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры; им же был написан и один из самых богословски выверенных трактатов о святом Духе.

Колоссальная нагрузка не могла не сказаться на здоровье святого. В 40 лет он уже писал о себе как о старике, который цепенеет от времени, телесной немощи и перенесенных страданий. Перед смертью, уже прикованный к постели, Василий Великий успел рукоположить близких учеников и обратить в христианство врача-иудея, который его лечил.

Блаженный Василий, московский чудотворец (1469–1557)

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Один из самых известных русских юродивых, которого при жизни почитал даже царь Иван Грозный. По городу Василий ходил почти нагим, обличая пороки горожан; ночи проводил в молитве на церковной паперти, часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению. На 88-м году жизни блаженный заболел и тихо скончался.

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (1876–1945)

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Известные люди с именем Василий:

Василий Верещагин (1842–1904)

Подвижник, интеллектуал, пострадавший в годы советской власти. Родился в Кинешме Костромской губернии в семье священника. Стал магистром богословия, владел многими языками. В 1910–1911 годах изучал европейскую культуру в Лондоне. Он создал более 10 круж­ков по изучению Священного Писания в Костромской епархии. В 1920 году был рукоположен во священника, принял постриг с именем Василий, с 1921 года — епископ Кинешемский. Святой пользовался большой любовью народа. После прихода к власти большевиков епископа арестовывали и высылали четырежды, в последний раз в возрасте 68 лет. Умер он в ссылке, в глухом селе Красноярского края.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Выдающийся живописец-баталист. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, став самым успевающим на своем курсе, однако от военной карьеры отказался и поступил в Императорскую Академию художеств. С 1867 года Верещагин наблюдал и писал батальные полотна. Особенность его картин заключалась в том, что он показывал не триумф побед, а ужас сражений: самый известный пример — его знаменитое полотно «Апофеоз войны». Верещагин погиб на борту броненосца «Петропавловск» у берегов Порт-Артура во время Русско-японской войны.

Василий Ключевский (1841–1911)

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Знаменитый русский историк, блестящий лектор, создатель научной истории России. Родился в семье бедного священника. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Шесть лет Ключевский работал над магистерской диссертацией «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии. В 1887–1889 годах был деканом историко-филологического факультета Московского университета.

Интересные факты:

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Имя Василий пришло в Россию из Византии. На протяжении нескольких столетий оно было вторым по популярности после имени Иван.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Литургия Василия Великого служится всего десять раз в году: в день памяти святителя Василия — 14 января, а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. Кроме того, в зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Василий Великий — один из самых значительных богословов, наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Его авторитет непререкаем не только в Православной, но и в Католической Церкви. Святитель Василий стал прообразом греческого Деда Мороза. Именно от святителя Василия дети в Греции получают подарки на Рождество.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Благодаря святителю Василию был построен целый город-лечебница «Василиада». Количество зданий здесь было равно количеству болезней, которые тогда были известны; в каждом из них был свой штат лекарей. Была тут и своя «станция скорой помощи» — специальные конные повозки. По сути, это была первая больница в истории.

Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.

Суть празднования

Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.

  • Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
  • Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
  • Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
  • После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
  • В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева.
  • В день Великого Василия садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.

Особенности богослужения

Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.

  • Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
  • Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
  • Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
  • Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.

День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.

Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Иконография

На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.

  • На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
  • В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Иоанн Златоуст).
  • На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
  • В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.

Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.

Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.

В четверг 14 января Православная Церковь отмечает великий праздник Обрезания Господня, а также чтит память святителя Василия Великого.

Обрезание Богомладенца Иисуса Христа было совершено в соответствии с законом, который был установлен для еврейского народа Самим Богом (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3).

По этому закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками.

О самом же Обрезании Господнем упоминается в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21).

В церковный календарь праздник вошел в IV веке. Канон ему был написан преподобным Стефаном Савваитом.

Также 14 января Православная Церковь чтит память одного из самых известных святых отцов, входящего в число Великих Каппадокийцев, богослова и проповедника Василия Великого.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год (Фото: Igor Borodin, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 1 января.

Васильев день отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище — Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, и на праздник прежде всегда готовили блюда из свинины — жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко».

Говорили, что «Василий пополам Святки делит»: с 7 по 13 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год, поэтому его старались провести как можно веселее и сытнее.

Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали — чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд — засевание зерен — должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Об урожае судили и по приметам. Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга — хороший сбор орехов.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Обрезание Господне в 2023 году православными христианами будет праздноваться 14 января. Историю этого Великого праздника Вы сможете узнать, прочитав статью.

Обрезание Господне в 2023 году — 14 января

14 января в 2023 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Новый год — праздник, любимый практически всеми. Его ждут и взрослые и дети. Для того, чтобы новогоднее веселье отмечать подольше существует и Старый Новый год. Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого. О дате праздника в 2023 году, его истории и традициях — читайте в материале КП.

Когда отмечается Васильев день в 2023 году

Васильев день в 2023 году будет отмечаться 14 января. Эта дата неизменна.

История Васильева дня

Изобретатель иконостаса и первый в истории проповедник Василий Великий умер в первый день 379 года. После перехода на григорианский календарь Православная церковь стала чтить память Василия Великого по старому стилю (14 января). В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Традиция празднования известна с четвертого века и отмечается в честь совершения обрезания над Иисусом Христом. День Обрезания Господня отмечается большинством христианского населения нашей планеты.

История Васильева дня у восточных славян берет начало еще в Киевской Руси. Древние наши пращуры связывали с этим праздником различные верования, гадания, приметы. До XVIII века это торжество было довольно популярно, его широко отмечали в семейном кругу.

Изобретатель иконостаса и первый в истории проповедник Василий Великий умер в первый день 379 года. После перехода на григорианский календарь Православная церковь стала чтить память Василия Великого по старому стилю (14 января). В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня. Традиция празднования известна с четвертого века и отмечается в честь совершения обрезания над Иисусом Христом. День Обрезания Господня отмечается большинством христианского населения нашей планеты.

Таким образом, мы получили возможность отмечать сразу два Новых года.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Традиции Васильева дня

Посевание — восточнославянский древний обряд, совершавшийся в Васильев день. Как и многие старинные обряды разных народов, он был обращен к будущему урожаю. Люди с мясом (прежде всего, со свининой), пирогами, другой снедью, ходили в гости, колядовали. Свиное мясо было главным угощением праздника, так как Святой Василий считался покровителем свиней.

В этот день пекли изделия из пшеничной муки и варили кутью с маком, изюмом и орехами. Причем выпечку часто делали в форме фигурок зверей, дающих людям животную пищу — медведей, кабанов, коров, коз. Словом, богатое и сытное застолье с щедривками — застольными песнями — в этот день было непременно.

По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

По окончании праздничной трапезы все односельчане собирались на улице, разжигали костер и бросали в огонь сноп пшеничных колосьев — дидух. Тем самым изгонялось все плохое из прошлого года. Кроме того, в ритуальный костер шла старая ветхая одежда и все предметы обихода, которые принесли несчастья в дом. Васильев день в старину был связан со всевозможными святочными играми, берущими свое начало еще в язычестве.

На праздник было принято умываться чистой водой. Считалось, что умывшись в колодце или роднике, можно было зарядиться энергией для добрых дел на целый год. В Белоруссии на Васильев день в воду клали медные, золотые и серебряные монеты. Медь и золото символизировали твердость и стойкость. Серебро, в основном, клали женщины, чтобы сохранить красоту и молодость.

Популярные вопросы и ответы

Какие приметы существуют у Васильева дня?

Если шел снег или стоял туман, то год будет урожайным. В канун Васильева дня нужно просить прощения и самим прощать. Первый гость в доме мужчина — к счастью, женщина — к несчастью. Деньги в доме — богат весь год. Если звезды до утра погаснут, не будет урожая гороха. Нет луны — весной не будет большой воды. Дует ветер — надует урожай орехов.

Как называли в старину Васильев день?

Овсень, Таусень, Баусень. Ученые проводят параллель с библейским восклицанием «Осанна!». Некоторым в названии слышатся овес и они связывают Васильев день с началом подготовки к посевным работам.

Какие восточнославянские народы празднуют Васильев день?

Кроме русских, украинцев и белорусов традиции праздника есть у словаков, чехов, болгар, поляков и сербов. Православными славянами почитается Василий Великий. Славяне-католики называют праздник Божьей матери Девы Марии. У финно-угорского народа коми праздник называется Василей Лун.

Ссылка на основную публикацию