Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

И капитализм, и коммунизм противоречат христианству. Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью Forbes, отрывок интервью опубликован на сайте РПЦ.

«Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный социальный эгоизм противны христианскому мировоззрению. <. > Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии одинаково недопустимо», — заявил он.

Патриарх отметил, что построение «коммунистического рая» стоило жизни сотням тысяч беззаконно казненных. Поощрение же потребительского инстинкта в угоду капитализму сегодня оборачивается деградацией общества и кризисом, от которого страдают миллионы людей.

Так, глава РПЦ указал, что сейчас люди сталкиваются с деятельностью микрофинансовых организаций, которые «попросту грабят доверчивых». «Церковь призывает положить конец этому беспределу, защитить людей от произвола так называемых коллекторских агентств», — призвал патриарх.

Он добавил, что для достижения гармоничного мира человек должен любую свою деятельность, в том числе экономическую, строить на прочной нравственной основе. «Олигарх, не задумывающийся ни о чем, кроме своего кошелька, одинаково отвратителен, где бы он ни жил», — считает патриарх. В то же время, по словам главы РПЦ, есть «сообщество православных предпринимателей», которое развивается и растет. По мнению патриарха, вера помогает деловым людям правильно выстроить ориентиры в своей работе. Он указал, что первым шагом на пути к вере для бизнесмена может стать благотворительность.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл уверен, что капитализм неизбежно потерпит крах, поскольку не пропагандирует семью как базовую ценность. «Для капитализма есть «маленькая» проблема: эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности. Количество потребителей неуклонно снижается, ведь даже при самом высоком качестве жизни — человек смертен. Таким образом, капитализму, который не умеет «производить людей», поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения. Хотя бы опять собирать с них выручку. Эта нисходящая спираль, которая неизбежно закончится крахом», — резюмировал он.

Ранее о кризисе капитализма как современной экономической системы высказался президент России Владимир Путин. Российский лидер указал, что даже в богатых странах неравномерное распределение материальных благ усугубляет неравенство. «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий», — сказал он.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл (Гундяев) 20 ноября отмечает свой день рождения.

Ему исполняется 73 года. В связи с этим OBOZREVATEL решил напомнить, как Кириллу удалось сколотить миллиарды в России и как выглядит его роскошное имущество.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

В свое время Кирилл Гундяев сделал головокружительную карьеру в Русской православной церкви. В 90-е годы он был митрополитом Смоленским и Калининградским и первым в России священником, который пропагандировал христианские идеи через СМИ. Особенной известной была его программа «Слово пастыря».

С 2009 года и до сих пор Кирилл занимает место патриарха Московского и всея Руси. Однако журналисты часто пишут о том, что глава РПЦ в своем немолодом возрасте живет на широкую ногу.

Резиденция патриарха Кирилла

Официальной резиденцией патриарха считается особняк в поселке Переделкино под Москвой. 3-этажное здание размещено на участке площадью в 2,5 гектара.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Помимо основного здания, на территории резиденции патриарха Московского – много дополнительных построек. Это, помимо личных апартаментов, комнаты для гостей, домовая церковь, спортивный и оздоровительный комплекс, хозяйственные помещения, бокс для хранения продуктов.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Также на территории резиденции Кирилла есть парковая зона со скульптурами, пруд, различные хозяйственные постройки.

В интерьере усадьбы – много эксклюзивной мебели, многое из которое привезено из Италии. Фасад напоминает Теремной дворец в Кремле.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Кроме того, Кирилл часто останавливается на Валааме, в Свято-Даниловом монастыре. Есть у патриарха РПЦ резиденции и на Рублевке, на Соловках, в Троице-Лыкове.

А недавно СМИ писали, что духовно-просветительский центр РПЦ, который строится в районе Геленджика, якобы на самом деле должен стать дачей для летнего отдыха патриарха.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Уже будучи митрополитом, Кирилл получил 5-комнатную квартиру в Москве от президента Бориса Ельцина. Квартира, площадь которой составляет 140 квадратных метров, находится в знаменитом Доме на набережной.

Из окон этой квартиры открывается вид на Храм Христа Спасителя, так как расположена она на верхнем этаже дома на улице Серафимовича, 2. По информации риелторов, стоимость такой недвижимости может достигать 300 миллионов рублей (около 120 миллионов гривен).

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Но сам Кирилл никогда не жил здесь. Поначалу квартира была в плачевном состоянии. Когда ее отремонтировали, сюда перевезли коллекцию редких книг, которые собирал еще отец Гундяева.

Яхта Кирилла Гундяева

Помимо прочего, патриарх РПЦ располагает яхтой «Паллада», которая, под данным СМИ, находится на балансе Московской патриархии, а за ее содержание платит российская церковь.

Летом 2019 года на яхте главы РПЦ патриарха Кирилла заметили компанию молодежи, в том числе и почти обнаженную девушку в бикини.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

По слухам, яхту для дополнительного заработка могли сдать в аренду, что объяснило бы нетипичную для духовных лиц компанию полуголой молодежи.

Также пользователи соцсетей высказали разные предположения, каким образом девушка в бикини и ее спутники оказались на яхте РПЦ.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

«Москва, яхта «Паллада» главы РПЦ Гундяева. Девушка в купальнике, наверное, монашка», – написали в Twitter «Записки сумасшедшего».

«На исповедь приходила», «Это уборщица, вы что думали, там убираться не нужно?» – шутили в комментариях.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Ранее OBOZREVATEL писал, что глава РПЦ Кирилл сравнил аборты с языческими жертвоприношениями. Он резко раскритиковал искусственное прерывание беременности во время выступления на Всемирном русском народном соборе.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время литургии в храме Христа Спасителя в День народного единства назвал главное условие для сохранения России, передает «Интерфакс».

Начав службу в церкви, глава РПЦ призвал бога хранить российские вооруженные силы, умудрять власть, а также помогать российскому народу сохранять свою независимость и суверенитет. Кирилл выразил уверенность, что «если сохраним православие, то сохраним и Россию», при этом «если будем жить по законам православия, никто не будет чувствовать себя обиженным».

Материалы по теме

«У чекистов насчет патриарха были другие планы»

«Вывернутое наизнанку христианство»

Священнослужитель добавил, что сейчас перед «очами нашего народа» воздвигается множество соблазнов и ложных идеалов, которые призывают к тому, чтобы народ отказался от веры и свернул со своего исторического пути. О каких именно соблазнах идет речь, патриарх не уточнил.

В конце октября Кирилл раскритиковал «капиталистическое евангелие». По его словам, созидание гармоничного мира невозможно без понимания того, что любую деятельность, в том числе экономическую, нужно строить на прочной нравственной основе. «Стремление к самообогащению как высшей цели жизни, как и самодовольный социальный эгоизм, — противны христианскому мировоззрению», — провозгласил он.

Также Кирилл говорил, что войны XX века были посланы России в наказание. Он отметил, что «у нас есть грехи, за многие из которых мы пострадали, искупив их кровью». По утверждению патриарха, одним из них является богоотступничество, которому подверглись Россия и народ в XX веке. Это произошло не потому, что бог жесток, а потому, что это «преступление, связанное с изменой веры», не могло остаться безнаказанным, добавил предстоятель РПЦ.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Фото сайта patriarchia.ru

Каждый месяц Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) публикует в «НГ» рейтинг 100 ведущих политиков России. Согласно данным за март 2021 года, патриарх Московский и всея Руси Кирилл занял в таблице 34-е место (см. «НГ» от 30.03.21). Это рекордно низкий результат за весь период его руководства Русской православной церковью.

Падение влияния патриарха началось, когда после некоторого сопротивления РПЦ все-таки принудили с 13 апреля 2020 года закрыть храмы для верующих из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. При этом еще в конце апреля прошлого года имя патриарха Кирилла находилось на 20-й строчке рейтинга. В мае того же года он сместился на 23-ю позицию, а в июне занял лишь 26-е место. В октябре предстоятель церкви ушел на самоизоляцию и практически не покидал свой скит в подмосковном Переделкине.

Наиболее высокий рейтинг у главы РПЦ был в 2009 году, когда он только взошел на патриарший престол. Тогда патриарх Кирилл занимал шестую позицию в списке 100 самых влиятельных политиков России. В 2008 году тогдашний патриарх Алексий II был на 10-м месте. До 2015 года патриарх Кирилл входил в первую десятку политической элиты страны.

«В самых разных исследованиях, которые проводились в последние годы, рейтинг патриарха Кирилла складывался из трех составляющих: медийной, социальной (религиозной) и политической», – пояснил «НГР» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «За последний год первая составляющая рейтинга естественным образом просела из-за пандемии. Патриарха было очень мало в медийном пространстве, и соответственно по законам социологии и массового сознания, на которое воздействуют федеральные каналы и интернет, показатели патриарха пошли вниз. Что касается в целом авторитета патриарха как церковного и политического деятеля, то в некоторых исследованиях глава РПЦ занимал высокие строчки в опросах, которые касались уважения к нему как к церковному лидеру. При этом религиозный рейтинг часто отличался от политического. Как церковного деятеля люди склонны уважать патриарха и доверяют авторитету церкви, а вот как политика не рассматривают. Возможно, это связано с тем, что люди в целом не хотят, чтобы церковь занималась политической деятельностью. Но, как правило, при опросах политическая и религиозная составляющие влияния патриарха особо не разделяются, и бывает очень сложно понять, почему рейтинг упал».

Эксперт не видит связи снижения личного влияния патриарха с тем, что недавно выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): доля тех, кто относит себя к православию, уменьшилась на 9% по сравнению с 2017 годом (см. «НГ» от 22.03.21). «Это не церковь теряет прихожан, а уменьшается количество тех, кто культурно идентифицирует себя с православием и православной церковью. Сейчас церковная тематика постепенно уходит из медийного поля и публичного пространства и трансформируется в нечто другое, чем было раньше. Однако, исходя из полевых исследований, видно, что количество активных прихожан растет. Но в массовых опросах это долго не будет проявляться, а может, и никогда не проявится. Есть данные, что от 60 до 80% людей называют себя православными, но количество активных прихожан всегда будет колебаться от 3 до 5%. И если для какого-то прихода или епархии прирост в 500 и даже 1000 человек будет иметь огромное значение, то в общероссийском масштабе это останется в рамках социологической погрешности», – заключил Лункин.

Заведующий кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Михаил Смирнов в разговоре с «НГР» напомнил, что по закону «религиозные объединения не выполняют функции органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь». Кроме того, согласно «Основам социальной концепции РПЦ», «невозможно участие церковного священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной полноты в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах». «Надо полагать, для патриарха Кирилла эта норма не является дежурным набором слов», – сказал Смирнов.

Соответственно о политическом влиянии религиозного деятеля можно рассуждать только с большими оговорками. «Очевидно, что политическое влияние патриарха Кирилла невелико, если вообще можно о таком говорить, – считает социолог. – В системе российской политики и ему самому, и административно-управленческой церковной структуре, которую он возглавляет, отведена традиционная роль инструмента государственной власти. Никакое общение с высшим руководством РФ не является показателем политического влияния религиозных деятелей. Безусловно, какой-то расчет на возможность церковного воздействия на часть общества у светских властей (администрации президента РФ и др.) имеется. Но это не означает политической самостоятельности РПЦ и прочих религиозных организаций. В России никогда верховная власть не допускала такой самостоятельности, и нынешняя – не исключение».

«А вот что касается популярности среди населения, то это уже другая ситуация, – добавил Смирнов. – Уровень этой популярности напрямую связан с репутацией религиозного лидера, которая складывается из его действий и обстоятельств жизни и служения. Я полагаю, что пока преждевременно говорить о резком падении популярности патриарха Кирилла среди последователей русского православия. Действительно, ряд событий за время его патриаршества носили дискредитирующий характер. Но для религиозного сознания не свойственна резкая ревизия сакральных образов, даже если они в чем-то девальвируются. У инорелигиозной и нерелигиозной частей общества репутация патриарха Кирилла также остается в пределах выше критического уровня. Он умный и опытный человек, умеющий себя подать, нередко высказывающий вполне здравые суждения, совпадающие с мнением значительной массы населения. Внутриконфессиональная оппозиция патриарху, которая реально существует, не имеет особого авторитета, а большинству внешних по отношению к РПЦ людей и просто неизвестна. Истории с Кураевым и Романовым не получили широкого резонанса, особенно на фоне подлинных проблем в связи с пандемией. Кстати, позиция патриарха Кирилла в связи с мерами по противодействию распространению вируса встретила понимание у большинства населения».

«Наиболее сложными по последствиям выглядят попытки патриарха инкорпорировать в светское государство и общество религиозное присутствие, выходящее за рамки, установленные действующим законодательством (скажем, «теологизация» в сфере светского образования или форсированное храмостроительство вопреки интересам жителей). Это действительно влечет репутационные потери. И последующему патриарху придется что-то с этим делать. А нынешний патриарх, по всей видимости, уже накопил возрастную усталость, достиг своего максимума и тяготеет к спокойному дожитию в непросто добытом статусе», – заключил Михаил Смирнов.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Тенденции

А ещё надо предать Анафеме сукина сына!

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Священника, который предложил патриарху раскрыть доходы и раскаяться, запретили в служении.

Религия

Неужели у него есть такие враги и неужели он не верит в защиту от Самого!?

Бабло побеждает зло

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл сказал: «К нам обращаются с просьбой устоять, не дрогнуть, продолжить эту независимую линию сохранения единства вселенского православия, а самое главное — сохранения духовной независимости Русской православной церкви от всех центров мирового влияния. Поверьте, это очень непростая задача. У Церкви нет ни армии, у Церкви нет даже достаточного количества материальных средств, чтобы (…) создавать духовную оборону. Именно поэтому мы призываем весь народ быть с нашей Церковью».

Все скидки и промокоды в одном месте

Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!

В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:

• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);

• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);

• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);

• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)

• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);

• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);

• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);

• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);

• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);

• аптеки и здоровье ( Linzi.ru , iHerb, интернет-аптека 36,6);

• и еще куча-куча всего.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл: российский народ сейчас обеспечен всем, кроме самого главного – госидеологии

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Кирилл, выступая в Государственной думе, призвал возродить в России государственную идеологию. По его словам, в стране создался “вакуум веры”.

“У нашего народа есть всё сейчас. Власти обеспечили всем, кроме главного, кроме стержня – я имею в виду, кроме государственной чёткой линии, идеологии, правил для всех. Вера в Бога возводится в нечто факультативное: хочешь верь, а хочешь не верь. Культивируется вседозволенность, говорить о своём атеизме или другой форме безбожия сейчас можно без любых последствий, что влияет пагубно на моральное здоровье не только нации, это прямое следствие падения нашей страны в глазах Бога – высшего судьи. Вакуум веры всегда рано или поздно заполняется огнём божьего наказания, и это не только фигурально может быть, в Библии целые города пали”, – сказал он.

Предстоятель подчеркнул, что Россия рискует стать такой же, как страны Европы.

“Из телевизоров, в школах звучат голоса открытых противников нашей страны, нашей религии, наших традиций. Их цель – навязать нам сценарий, как в Европе, где у церкви фактически отобрали уже право управлять страной, массами, наставлять на путь истинный. И результаты этого мы видим все: это новый Содом, это место в высшей степени отвратное. Они разрешили менять ориентацию как угодно, инородцы на улицах там чувствуют себя как дома, храмы закрывают и делают в них кабаки, публичные дома, брадобрейные… Красные фонари, парады, велопрокаты, всё это прикрывают мнимыми правами человека. Ни в каких, я подчёркиваю, правах человека не записано его право идти против Бога, нет таких прав ни у кого. И если вопрос государственной, объединяющей идеологии у нас не будет решён в положительном ключе в ближайшие годы, я хочу всех предупредить, мы можем пасть так же низко, как Европа. Будет всё, как там”, – заключил он.

Клирик Мелекесской епархии священник Георгий Сухобокий решил обратиться публично к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу по поводу скандала, связанного с самим клириком и правящим архиереем, епископом Диодором.

Напомним, пресс-секретаря Мелекесской епархии, священника Георгия Сухобокого отстранили от служения. 20 октября священник опубликовал на своей странице запись, где сообщил, что уважает Алексея Навального и готов пожать ему руку, хотя раньше его и критиковал. Через несколько дней вышел указ об освобождении Сухобокова от всех должностей. Позже епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор опубликовал в социальных сетях открытое обращение к священнику, в котором заявил, что, во-первых, Сухобокий порицает священнослужителей епархии, во-вторых, епископ рад, что у священника “через десяток лет служения наконец проснулось сочувствие к заключённым”, которое, правда, “не коснулось заключённых из пенитенциарных учреждений Димитровграда”. На инцидент отреагировал и сам Навальный: в своем блоге он “пожал” Сухобокому руку и передал свое “спасибо”.

Приводим текст обращения полностью.

“Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
КИРИЛЛУ

Прошу Вас оказать Ваше Отеческое попечение и разобрать сложившуюся ситуацию.

Бог — свидетель, я не хотел выносить эту информацию на всеобщее обозрение. Но моя христианская совесть подсказывает мне, что о подобном должно быть известно. Поэтому я, подумав и помолившись, решил обратиться к Вам в публичном поле.

31 октября 2021 года я последний раз сослужил за Божественной литургией с епископом Мелекесским и Чердаклинским Диодором в Преображенском кафедральном соборе г. Димитровграда Ульяновской области. За богослужением и после него в этот день произошло следующее.

В преддверии Анафоры, когда Архиерей читал Символ веры, он произнес окончание 7-го члена Символа веры следующим образом: «…Егоже Царствию несть конца». Епископ Диодор читает Символ веры только таким образом, на каждой Литургии, которую совершает. До этого дня я терпел это, но в связи с теми событиями, которые происходят в нашей епархии, и с той травлей, которую против меня воздвиг епископ, я сказал ему прямо: «Извините, Владыка, но в нашей традиции мы читаем „…Егоже Царствию не будет конца“».

Вообще я всегда был не согласен с тем, что епископ Диодор меняет прочтение нашего Символа веры. Я понимаю, что в старообрядческих или единоверческих приходах такое, пожалуй, может являться нормой. Но мы придерживаемся того обряда и той традиции, которая не предполагает таких самочинных изменений. Тем более в Символе веры.

Примерно через 2-3 минуты после этой моей ремарки, епископ Диодор встал на колени и, дождавшись, пока хор допоет очередное песнопение, стал громко — на весь храм — произносить будто бы «молитву», где сказал, что предает меня в руки Божии, чтобы Бог наказал меня. Причем, якобы молясь, он назвал меня не просто по имени — Георгий, а упомянул и фамилию — Сухобокий, чтобы все в храме услышали и точно поняли, о ком идет речь.

Чуть позже произошло еще более вопиющее событие. Когда епископ Диодор преподавал мне Пречистое Тело Христово, обращаясь ко мне, он сказал: «Как Христос на Тайной Вечери преподавал Иуде, так и я преподаю тебе». Когда же преподавал Святую Кровь Христову, епископ Диодор сказал: «От части Иудиной приемлешь».

Когда богослужение окончилось, архиерей стал говорить мне, чтобы я сию минуту уходил из храма, мол, делать мне здесь нечего. Я сразу же из храма не вышел. Тогда епископ Диодор дал поручение всем священникам, диаконам, иподиаконам, алтарникам и другим сотрудникам прихода брать телефоны и записывать каждое мое перемещение по прихрамовой территории.

«На ближайшей неделе на богослужениях тебе появляться запрещается, — сказал он мне. И затем добавил: — На этой неделе, а может и на следующей».

В середине недели епископ Диодор через своих ближайших помощников пытался заставить меня прийти и подписать документы о том, что я согласен с увольнением. Я с ним НЕ согласен и подписывать бумаги не стану.

Затем, видимо, под давлением общественного мнения, епископ Диодор написал мне, что я все-таки могу выйти на службу и совершать богослужения на грядущей неделе. Сегодня я так и поступлю: приду в храм на Всенощное бдение.

Все прекрасно понимают, что жизни мне здесь уже нет и не будет. Епископ Диодор и его ближайшее окружение будут предпринимать все возможное и невозможное для того, чтобы выдавить меня из прихода и из епархии. При этом, разумеется, сами они очень хотят показаться людям добрыми пастырями.

Прошу Вас, Ваше Святейшество, помочь в разрешении данной ситуации.
иерей Георгий Сухобокий”.

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье отслужил литургию в храме Христа Спасителя. В проповеди после службы Патриарх дал рецепт «счастья на земле». Предстоятель РПЦ уверен, что свои усилия человек должен направлять на то дело, которое «откроет перед нами врата Божественного царства».

«И не только после смерти, но уже здесь, на земле, сделает нас счастливыми», – отметил Патриарх Кирилл.

Вместо «веселья в барах и ресторанах» Патриарх предложил пастве заняться «инвестициями размером во всю жизнь». Руководствоваться же следует Евангелием, которое доказало свою безошибочность проверкой тысячелетиями, пишет РИА Новости.

«Применять его надо и в большом, и в малом. С женой или мужем поссорился – посмотрим, как Слово Божие говорит, как из этого кризиса выйти. С детьми нет общего языка, сердце надрывается – откройте Евангелие, а если что не поняли, к батюшке пройдите – растолкует», – посоветовал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Вести.Ru в социальных сетях:

Программы

  • Американский метод
  • Америка с Валентином Богдановым
  • Бельгия с Анастасией Поповой
  • Бесогон ТВ
  • Британия с Александром Хабаровым
  • Вести
  • Вести в 20:00
  • Вести с Алексеем Казаковым
  • Вести-Москва
  • Вести в субботу
  • Вести. Дежурная часть
  • Вести недели
  • Вести.net
  • Вечер с Владимиром Соловьевым
  • Война
  • Вопрос науки
  • Горизонты атома
  • Городские технологии
  • Двенадцать
  • Деловое путешествие
  • День в истории
  • Диалог
  • Индия с Дмитрием Мельниковым
  • Индустрия кино
  • Интервью на «России 24»
  • Интервью с Марией Бондаревой
  • Италия с Асей Емельяновой
  • Инфографика
  • Китай с Александром Балицким
  • Международное обозрение
  • Мнение
  • Мобильный репортер
  • Москва. Кремль. Путин
  • Налоги
  • Наука
  • Научпоп
  • Неделя в городе
  • Новости на «России 24»
  • Погода 24
  • Расследование Эдуарда Петрова
  • Сенат
  • Соловьев.live. Монолог
  • Специальный репортаж
  • Типичная Украина
  • Утро России
  • Факты
  • Формула власти
  • Франция с Анастасией Поповой
  • Футбол России
  • Церковь и мир
  • Энергетика
  • Япония с Сергеем Мингажевым
  • 1/6
  • 5-я студия
  • 60 минут
  • 100 лет назад. Исторический календарь

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Русская православная церковь становится очагом цифрового сопротивления. Патриарх Кирилл: «Все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рождественском выступлении резко раскритиковал разворачивающиеся в стране и по всему миру системы электронного слежения за гражданами.

«Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком… Максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами», — заявил он 7 января в эфире телеканала «Россия 1».

Патриарх уточнил, что позиция церкви в этом вопросе основывается на трактовке слов из Апокалипсиса Иоанна Богослова о том, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. «Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение», — добавил патриарх.

Одновременно он осудил и практику перехода на дистанционное образование, связанную с коронавирусными ограничениями. «Ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании», — цитируют главу РПЦ информагентства.

Кроме того, в своем обращении патриарх призвал верующих «сделать правильные выводы из испытаний, связанных с эпидемией». «Остается только надеяться, что мы с вами этот урок осознали и сделаем из всего того, что с нами произошло и происходит, те выводы, которые помогут нам устроить и внешнюю жизнь, и стяжать внутреннее благополучие», — заявил он.

Под правильными выводами духовный пастырь имел в виду «оставаться верными заповедям, слову Божьему — в этом проявится человеческая мудрость и счастье». Вместе с тем он призвал паству «выполнять все предписания, которые исходят от медицинских и санитарных властей», чтобы «злое поветрие» поскорее прошло.

Санитарные ограничения не помешали ему провести в ночь с 6 на 7 января богослужение в Храме Христа Спасителя. При этом он отметил, что на этой службе людей было даже больше, чем в минувшую Пасху. Единственными препятствиями для попадания в храм были возраст более 65 лет и наличие хронических заболеваний. Накануне патриарх говорил, что неверие в коронавирус так же опасно, как неверие в Бога. Однако богослужения отменять не стал. В Петербурге в храмах также отмечали Рождество — в Казанском и Морском соборах побывал и фотокорреспондент «Фонтанки».

Патриарх Кирилл раскритиковал капитализм и коммунизм

«Сижу в пустом храме. ОМОН разогнал моих старушек, когда те пытались прорваться на службу». Голос знакомого епископа, которому я позвонил, чтобы поздравить с Пасхой, звучал явно растерянным.

Монахи-оппозиционеры

В его бедном провинциальном российском городке и окрестных деревнях верующие — в основном пожилые люди, которые, по словам самого епископа, говорят: «Какие запреты? Может быть, это наша последняя Пасха! А я не знаю, что им отвечать». Я спросил владыку, получил ли он какие-то инструкции от патриархии. «Сказали, что не могут приказать закрыть храмы, и призвали сотрудничать с местными властями. Как это понимать?», — ответил он.

Но в не менее сложной ситуации оказался и сам патриарх Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) служил пасхальную службу в пустом Храме Христа Спасителя в Москве. Одновременно в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, которую многие считают своего рода «православным Ватиканом», утреня и литургия, если судить по онлайн-трансляции, прошли с участием не только братии, но и немалого числа простых прихожан.

Патриарх РПЦ по статусу одновременно является настоятелем (священноархимандритом) лавры. Получается, что консервативные лаврские монахи просто проигнорировали собственного «начальника». Этот факт обязательно заметит епископат и, что немаловажно, Кремль. Просьба патриарха к властям заморозить коммунальные платежи для церкви вызовет раздражение в правительстве, к которому все и так обращаются с просьбой дать денег, и уже вызвала негативную реакцию в соцсетях — мол, вместо того, чтобы просить за беднеющих на глазах прихожан, глава РПЦ просит «за корпорацию».

Атеисты и фундаменталисты против Навального и патриарха

Пандемия показала всем слабость путинской системы управления Россией. И точно так же она обнажила катастрофические последствия заигрывания РПЦ с государством, с одной стороны, и фундаменталистским «активом» из числа активных верующих — с другой. Бесконечные реверансы в адрес Путина, готовность церковного руководства поддержать новую старую путинскую идеологию советского великодержавия, плюс выставленное напоказ богатство части иерархии и клира настроили против РПЦ влиятельное меньшинство — образованных горожан, прежде всего (но далеко не только) молодых.

Именно их готовность участвовать в митингах протеста, волонтерском движении плюс активность в соцсетях деятельно формируют сегодня идейную альтернативу путинизму — а значит, и образ будущего для России. Будущее это не предполагает какой-либо публичной роли для церкви и, в более широком контексте, для религиозной веры. Реакция этих людей на твит Алексея Навального, в котором он поздравил верующих с Вербным Воскресением — отличный пример радикального «нового атеизма», ставшего почти нормой среди активных оппонентов Кремля. По моим наблюдениям, эта тенденция в ближайшие годы не только не изменится, но и укрепится.

С другой стороны, пандемия сделала явным разрыв между высшей иерархией РПЦ и активными верующими, а также монашеством. Большинство этого «актива» видит в христианстве своего рода единственно верную идеологию и питается теориями заговора. Для них коронавирус — либо фейк, запущенный многоликим Западом (ЦРУ, Билл Гейтс, далее по списку), либо испытание веры — искушение. Борьба с ним должна включать презрение к опасности и даже готовность умереть, но никак не отказ от богослужений.

Для этой части верующих патриарх с его красноречием, близостью к светской власти (которую церковный актив считает коррумпированной, прозападной и не слишком православной), «мерседесами» и контактами с «еретиками» из Ватикана — чужой. У этих людей свои герои — прежде всего, старцы, например ныне покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). На этот «актив» ориентируются, а часто и принадлежат к нему, десятки поставленных патриархом Кириллом епископов. В условиях пандемии многие из них почувствовали себя мини-патриархами в своих епархиях (что на самом деле вполне соответствует традиции и канонам) и, по сути, саботировали распоряжения властей о карантине.

Что предпримет Кремль?

Возникла абсолютно парадоксальная ситуация: оппозиционные критики патриарха, требовавшие закрытия церквей (и вообще мест коллективной молитвы), встали, фактически, на сторону нелюбимых ими властей. А вроде бы провластный епископат и заметная группа верующих оказались, наоборот, в оппозиции. То, что из-за боязни конфронтации с монашеством и «активом», а также нежелания потерять доходы, патриарх согласился с закрытием храмов медленно, неохотно и невнятно, не добавило ему очков в глазах Путина. «Если мы с мест видим, что патриарх больше не управляет церковью, то Кремль это заметит и подавно»,- сказал мне один из опытных священников.

Как и то, что, вероятно, самый популярный епископ и православный писатель России, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), наоборот, решительно затворил церкви, прекратил сбор средств с приходов и начал оказывать помощь многодетным священникам и бедным. Патриарх оказался чужим для всех: для власти, которая видит в нем слабого и некомпетентного менеджера; активных верующих, в глазах которых он изменил «истинному Православию»; и значительной части городского среднего класса, для которого предстоятель — очень богатый, оторванный от жизни член правящей корпорации, враг науки и прогресса.

Патриарх Кирилл потерпел крах — как администратор, де факто политик и общественный деятель. Если нынешний режим, возможно, переживет пандемию, то в отношении главы РПЦ есть большие сомнения. Причины добиваться его смещения есть и у многих членов епископата, и у Кремля, и у части общественности, как церковной, так и антицерковной. Но даже если чисто формально он сохранит патриарший трон, авторитету нынешнего предстоятеля несколько весенних недель нанесли такой удар, после которого он уже не сможет оправиться.

Ссылка на основную публикацию