Охарактеризуйте место православной церкви в духовной жизни

Российская культура всегда находила достойное место, а также высокую оценку в мировой культуре, являясь ее неотъемлемой частью. Десять веков развития российской культуры в большей степени определялось глубоким духовным содержанием, нравственностью и историей верующего народа, чем модными веяниями из Европы.

Православие – это традиционная и культурообразующая религия на Русской земле с 988 года. Православие вплоть наших дней – духовно-нравственный стержень общества. Всегда оно формировало мировоззрение, характер людей, традиции, образ жизни, нормы и идеалы. Этика православия регулирует семейные, рабочие, общественные отношения.

Церковь – это то, что объединяет людей в будни и праздники, в годы лишений и упадка, а также в годы процветания и возрождения. У любого народа гражданские, общественные и национальные идеи неразрывно связаны с духовно-нравственными идеалами.
Каковы же идеалы православия? Истинно православный человек лоялен, терпим к другим вероисповедованиям, относительно равнодушно относится к материальным потерям. Общая идея православия – сиюминутная выгода не важна. Важно то, что превыше земного бытия. Учение Христа говорит об этом:
«. кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? И так будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:40, 42 – 48).

Русский народ проносит эти идеалы через все испытания – он сохраняет милосердие и терпение к каждому, независимо от того, кем он является.
Большой след в православии и его отношении с обществом оставило правительство и идеология, пришедшие после Октябрьской революции 23 января 1918 года. Тогда, после Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», по сути, началось истребление православной веры. Война против верующих людей, священнослужителей, разрушение церквей, уничтожение икон и прочих ценностей.

Однако, православные традиции плотно укоренились в сознании русского человека. Именно поэтому православная религия все еще оставалась самой распространенной на территории советской России. В 90-х годах началось активное восстановление храмов и церквей, люди могли, не боясь, возвращаться в свою веру.
Православие – то, что образовало мораль, идею российского общества. Оно показывает, как важно проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение подчинять даже бытовые проблемы самым высоким духовным идеалам.

©Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — авторский с подробными пояснениями профильными специалистами. Вы сможете скачать гдз, решебники, улучшить школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Вопрос:

Охарактеризуйте место Православной церкви в духовной жизни российского общества.

Подробный ответ:

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

Вопрос по истории:

Охарактеризуйте место Православной церкви в духовной жизни российского общества

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

  • 26.07.2016 03:27
  • История
  • remove_red_eye 13990
  • thumb_up 5
Ответы и объяснения 2
  • 27.07.2016 19:36
  • thumb_up 5

Глава из учебника Аллы Валентиновны Бородиной Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2003 г., Москва, Издательский дом «Покров».

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. Об этом очень точно писал великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский:

«При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. Исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. Эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона Моисеева, хотя начиналась ещё из закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана. (. ) И заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Какими были во второй четверти XIX в. взгляды образованной части общества на пути развития России? Какие идеи формировали общественное мнение? Уход деятелей николаевской эпохи от политических во­просов к философским: шаг вперёд или назад в развитии общественной мысли?

1. Какую последовательность периодов выделяет автор в российской ис­тории?
2. Используя информацию параграфа и источника, дайте оценку позиции П.Я. Чаадаева в отношении прошлого и настоящего России.
3. Согласитесь ли вы с автором относительно отсутствия «почтенных памятников» в отечественной истории к моменту написания данной статьи? Если нет, какие памятники вы назовёте?

1. Объясните, какие исторические события и идеи влияли на умонастроения в российском обществе в 1830–1850-е гг. Каким образом в условиях идеологического контроля, цензуры обсуждались вопросы общественного бытия?

В 1830-е гг. обновляется круг чтения образованного общества: на смену трудам французских просветителей приходят сочинения немецких философов — Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Фихте. Немецкая философия проникнута духом историзма, и обращение к прошлому становится важнее взгляда в будущее.

Напряжённая умственная работа шла и в стенах университетов. Школой воспитания мыслящей молодёжи стал Московский университет. Студенты внимали слову выдающихся профессоров, которые учили юношей анализировать факты, критически их осмысливать, выявлять закономерности. Огромной популярностью пользовались публичные лекции историка Т.Н. Грано́вского. Послушать его размышления о драматических событиях средневековой истории Западной Европы съезжалась вся Москва.

Несмотря на жёсткую цензуру и борьбу государства с тайными обществами и политическими идеями, движение мысли остановить было нельзя. По словам А.И. Герцена, мыслителя и общественного деятеля того времени, «внутри государства совершалась великая работа, — работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная». След­ствием этой работы стало формирование независимого от государства общественного мнения, осознание необходимости глубоких перемен.

2. Сравните взгляды западников и славянофилов на прошлое и перспективы развития России (отношение к историческому опыту Западной Европы; оценка преобразований Петра I; начала, на которые должна ориентироваться Россия; позиция по крестьянскому вопросу и др.). Выделите основные различия. Было ли что-то общее?

1) осуждение реформ петра 1, за разрушение гармоничного строя России, и введение креп. права.

2) Власть царя должна быть неограниченной, но монарх должен считаться с мнением народа.

3) сделать созыв в Земских соборах

4) укрепить роль православия — двух основ самобытности русского народа, сохранение крепостной общины

5) у России должен быть свой самобытный путь развития

1) были за реформы Петра 1

2) развитие России должно следовать Европейскому варианту

3) Отмена крепостного права

4) России нужна конституционная монархия, гарантия прав и свобод

3. Объясните, почему история с публикацией «Философического письма» П.Я. Чаадаева стала знаковым событием в общественной жизни в 1830-е гг.

«Философическое письмо» по-настоящему взволновало общество. Большинство его читателей не одобряло высказанных Чаадаевым мыслей. Пушкин в ответ на статью написал Чаадаеву, что «ни за что на свете… не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Но выступление Чаадаева заставило людей задуматься над многими вопросами российской жизни.

4. Охарактеризуйте место Православной церкви в духовной жизни российского общества.

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

5. Что составляло основное содержание деятельности студенческих кружков 1830-х гг. и кружка М.В. Буташевича-Петрашевского? Чем объяснялась драматическая судьба, постигшая петрашевцев?

Основная деятельность была направлена на отмену крепостного права.

Некоторые участники этих собраний не ограничились обсуждением социалистических идей и говорили о необходимо­сти революционного свержения самодержавия и установления республики. Об этих разговорах стало известно полиции, и все члены кружка в 1849 г. были арестованы и преданы суду.

6. Какие взгляды А.И. Герцена дали основание говорить об особом «русском социализме»?

Он увидел в русской крестьянской общине ячейку, на основе которой в России сможет утвердиться социализм. Для этого необходимо было освободить крестьян от крепостного права со всей землёй и без выкупа, сохранить при этом общину и распространить общинные начала самоуправления на всю страну. Осуществить эти преобразования Герцен надеялся революционным путём. Идеи Герцена получили название «русского социализма» и оказали огромное влияние на последующие поколения русских социалистов и революционеров.

7*. Проведите обсуждение на тему «Властители умов в российском обществе 1830–1840-х гг.: личности, общественные взгляды, круг влияния». При подготовке используйте дополнительную литературу, ресурсы Интернета.

Ответ:

В современной жизни России сложилось две точки зрения на то, как обстоит дело с ролью в нашем современном мире православной церкви. Во- первых, церковь уважаема в обществе и православие считается авторитетной религией. Часто церкви доверяют больше, чем президенту и армии, профсоюзным организациям. Большинство россиян празднует основные церковные праздники,нерелигиозных россиян насчитывается не больше 12%. около 80% россиян отмечают, что русское православие является наиболее близкой для них религией.Во-вторых, количество регулярно посещающих службы хотя бы раз в неделю очень небольшое, оно составляет 1-2 % опрошенных, 60% россиян почти не посещают церковь. Более 90 млн. человек причисляют себя к православным, хотя вообще не ходят на церковные службы даже во время церковных праздников. Авторитет церкви в течение 1994-2000 годов постепенно снижался , православная церковь не стала реальным участником жизни общества в политике и экономике. Она не имела своего мнения по важным политическим вопросам, не создала профсоюзов, крупных благотворительных организаций. Поэтому россияне утратили к ней интерес. Церковь не играет роль защитницы прав народа, слишком сблизилась с властью и поэтому ей недоверяет большинство людей в стране. Выходом для церкви может быть активное участие в судьбе народа, поддержка социальных гарантий для людей и вмешательство в решение важных политических проблем.

Охарактеризуйте место православной церкви в духовной жизни

глава из учебника аллы валентиновны бородиной основы православной культуры. учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2003 г., москва, издательский дом «покров».

культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. величие культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и христианства. духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства россии имеют под собой ту же основу.

православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на земле с 988 года. это означает, что с конца х века православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием православной церкви. христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, , философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

православная церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. у любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. об этом точно писал великий писатель и философ ф. м. достоевский:

«при начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона моисеева, хотя начиналась ещё из закона авраамова, а национальности мусульманские явились только после корана. и заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. в каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Охарактеризуйте место православной церкви в духовной жизни

возможно, появлением земледелия человечество обязано наблюдательности женщин. занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорастают, из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами.

Охарактеризуйте место православной церкви в духовной жизни

Охарактеризуйте место православной церкви в духовной жизни

глава из учебника аллы валентиновны бородиной основы православной культуры. учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2003 г., москва, издательский дом «покров».

культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. величие культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и христианства. духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства россии имеют под собой ту же основу.

православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на земле с 988 года. это означает, что с конца х века православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием православной церкви. христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, , философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

православная церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. у любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными. об этом точно писал великий писатель и философ ф. м. достоевский:

«при начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее. исходила же эта идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и вечностью. эти убеждения формулировались всегда и везде в религию, в исповедание новой идеи, и всегда, как только начиналась новая религия, так тотчас и создавалась граждански новая национальность. взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после закона моисеева, хотя начиналась ещё из закона авраамова, а национальности мусульманские явились только после корана. и заметьте, как только после времён и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться. в каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector