Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

19 августа 1927 года в газете «Известия», которая тогда являлась официальным органом ЦИК СССР, вышла статья со строгим и совершенно нехарактерным для эпохи названием «Обращение временного патриаршего синода». В ней иерархи Русской православной церкви заявляли о признании советской власти.

Это было тем более странно, что лишь недавно отгремела гражданская война и сотни священников стали жертвами красного террора. Церкви закрывались (активно взрывать их стали чуть позже), православный священник наряду с «буржуем» был одним из отрицательных персонажей государственной пропаганды — и вдруг официальная советская газета отдаёт место для публикации синоду.

Осень патриарха

За два года до этого скончался патриарх Тихон. Он стал первым русским патриархом за 200 лет. По легенде, ещё в начале XVIII века царь Пётр на вопрос об избрании нового патриарха взамен покойного Адриана проревел: «Вот вам патриарх!» — и воткнул в стол нож. На этом история русского патриаршества прервалась на столетия. Российские императоры не терпели конкурентов, и, как ни парадоксально, лишь революционные потрясения 1917 года позволили восстановить патриаршество в России.

Но большевикам патриархи были интересны ещё менее, чем императорам. Патриарх Тихон, которого избрали на первом с конца XVII века Поместном соборе, с ужасом наблюдал за разгромом Церкви. Попытки Тихона противостоять большевистскому террору едва не стоили ему жизни.

  • Патриарх Тихон
  • © Wikimedia Commons

Патриарх умер в 1925 году, оставив два завещания. Одно из них, подлинность которого ставится под сомнение, было опубликовано в той же газете «Известия» и содержало в себе удивительные для гонимого властью церковного иерарха обороты:

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть «Своеобразие нашей революции»: почему в России в 1917 году возникло двоевластие

«С глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для Нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет с ними связи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную деятельность».

В другом документе Тихон пытался оставить преемника. Понимая все риски, связанные с патриаршим саном, он назвал сразу троих. Митрополит Казанский Кирилл, непримиримый по отношению к новым властям, находился в ссылке в Усть-Сысольске и в должность вступить не мог (Кирилла расстреляли в 1937 году). Следующий кандидат — Ярославский митрополит Агафангел — тоже пребывал в ссылке, а вскоре оказался в тюрьме. Лишь третий из предложенных Тихоном кандидатов, митрополит Крутицкий Пётр, смог занять пост патриаршего местоблюстителя, но уже в декабре 1925 года был арестован.

  • Митрополит Петр
  • © Wikimedia Commons

Митрополит Сергий

К моменту публикации «Обращения» церковь была расколота. Одна часть церковнослужителей находилась на пороге нелегального положения, позже из них выйдут «катакомбники» — непримиримые, которые так никогда и не признали советскую власть.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть Вся власть солдатским комитетам: как демократия развалила армию Российской империи

Другая часть приняла большевизм на его условиях. Их назвали «обновленцами». Были и третьи, кто успел бежать за границу и занял максимально враждебную позицию по отношению к советской власти (их и осуждал Тихон в своём завещании).

И только костяк высших иерархов пытался устоять в этих условиях, с одной стороны, сохранив верность православной канонической традиции, а с другой — не подставив под удар себя и свою паству.

В этот момент на историческую сцену вышел нижегородский митрополит Сергий (он был заместителем патриаршего местоблюстителя), явившийся одной из самых неоднозначных фигур в новейшей истории православной церкви. Он и стал автором «Обращения временного патриаршего синода».

  • Патриарх Сергий
  • © Wikimedia Commons

Решение о публикации документа, который положит конец сопротивлению Церкви коммунистическому режиму, далось ему нелегко: Сергий успел побывать под арестом.

«Мешает нам, может быть, лишь то, что мешало и в первые годы Советской власти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это — недостаточное сознание всей серьёзности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница божия, неуклонно ведущая каждый народ к предначертанной ему цели», — писал Сергий в «Обращении» на страницах советской газеты.

В том же номере в редакционной колонке «Известия» торжествовали. Православная церковь была полностью повержена. Газета называла позицию местоблюстителя «политическим равнением по пастве» и попыткой «замедлить полный разрыв между народом и церковью».

Путь к спасению

Фактически Церковь шла на полное сотрудничество с антицерковной властью. Московский патриарх не становился одним из «обновленцев», но расписывался в покорности. «Декларация Сергия» вызвала неприятие у представителей Церкви за рубежом и у значительной части тех, кто остался в России. Многие расценили это как предательство.

«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознаётся нами как удар, направленный в нас», — говорилось в «Обращении».

Под «варшавским убийством» имелось в виду покушение на советского полпреда Войкова, одного из соучастников расстрела царской семьи: патриарх осудил покушение на цареубийцу.

Казалось, «Обращение» не имело никакого смысла, ведь оно не уберегло Церковь от репрессий. В конце 1930-х расстреливали даже тех, кто его подписывал. Церкви взрывали, как это сделали, например, с храмом Христа Спасителя. В 1935 году власть упразднила временный патриарший Священный синод, от имени которого и была опубликована «Декларация Сергия». Однако эта попытка компромисса оттянула полный разгром Церкви и в итоге позволила ей выжить.

  • Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)
  • © Wikimedia Commons

И как революция неожиданно смогла возродить патриаршество, так и Великая Отечественная война его спасла. В разгар войны Сталин принял знаменитое решение о частичной реабилитации Церкви. И патриархом стал Сергий. Церкви перестали закрывать, была переиздана Библия, а «обновленческие» структуры потеряли какое-либо влияние в глазах властей и вливались в структуры Московского патриархата.

После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В письме к митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон выступил с анафематствованием большевиков и призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение».

Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей — православной.

Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

О накале обстановки свидетельствует и тот факт, что на заседаниях РКП (б) за год было рассмотрено 34 вопроса о Русской православной церкви. Основным исполнителем решений Политбюро по религиозным вопросам стало Главное политическое управление (ГПУ), в котором этими проблемами непосредственно занималось VI отделение Секретного отдела, возглавляемого . В 1923 г. только в производстве VI отделения находилось 301 следственное дело, по которым были арестованы 375 человек. Всего же в 1921−23 гг. было репрессировано порядка 10 тыс. человек, из которых около 2 тыс. расстреляно. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на сумму в 7 миллиардов 150 миллионов золотых рублей.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

13 октября 1922 года на заседании была создана Антирелигиозная комиссия РКП (б), состоящая из 100 постоянных членов, которая стремилась парализовать церковную жизнь граждан России. Бессменным председателем комиссии был Емельян Ярославский. В 1924 году комиссия приняла решение о создании Союза воинствующих безбожников СССР. Антирелигиозная деятельность стала официальной государственной политикой.

Особенно болезненно новая власть относилась к попыткам Православной церкви духовно окормлять военнослужащих Красной Армии. Митрополит Вениамин, возглавлявший военное духовенство в армии барона Врангеля, вспоминал, что уже как глава военно-духовного ведомства, выступая с проповедью с крыльца Александро-Невского храма в Севастополе он говорил: «Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые». Но противостоять широкомасштабной антирелигиозной пропаганде, развернувшейся в Красной Армии и подкрепленной жесткими репрессивными мерами, церковь не могла.

Даже после окончания гражданской войны, когда началась массовая демобилизация армии, власть была вынуждена учитывать, что количество верующих красноармейцев, даже по официальной статистике, продолжало быть очень высоким. Опрос новобранцев в 20-е годы во время Лужского лагерного сбора показал, что признавали религию и верили в Бога 62,5% призывников, а 56% — посещали церковь.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

В феврале 1923 года на заседании антирелигиозной комиссии был рассмотрен вопрос о методах и формах антирелигиозной работы в Красной Армии. Политическое управление РККА в циркуляре № 47/17 от 7 марта 1923 года ориентировало политорганы на создание в воинских частях групп безбожников и антирелигиозных кружков. Всего же за 1922−1923 годы в войска было направлено 35 циркуляров по различным вопросам антирелигиозной работы: «Об организации кружков безбожников в частях округа», «Об антирождественской компании в частях» В июне 1927 года приказом № 51 вводится «Положение о ячейках союза „Безбожников“ в частях РККА».

Для подготовки «богоборческих» кадров при Агитпропотделе ПУРа в июле 1927 года создаются краткосрочные курсы. Главной задачей пропагандистов атеизма стала ломка сознания верующих солдат, а армии отводилась роль гигантской школы воспитания молодежи в духе атеистического мировоззрения.

Наша гражданская родина»: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

8 августа 1929 года на расширенном заседании выступил Е. Ярославский с докладом об успехах борьбы с религией, после чего на основании принятой резолюции Молотов и Каганович подписали Постановление «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года с изменениями и дополнениями, в частности Указом РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых — могли арестовать, а приходы — закрыть. Главным орудием выполнения постановления стали органы НКВД.

Всего за период с 1918 года по 1931 год только в РСФСР было закрыто 10056 православных обществ («тихоновцев» — 8568, «обновленцев» — 1488). Большой ущерб был нанесен религиозным организациям и других конфессий.

И все же в тяжелейших условиях Русская православная церковь продолжала пастырское служение, используя любые возможности для духовного окормления своих чад. Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны.

После любой войны всегда наступает мир, худой или добрый, хрупкий или прочный, долговечный или скоротечный, но обязательно мир. Поэтому день…

Пехота на овицу

Пытаясь как-то скрасить тоскливое время самокарантина, телеканал НТВ запустил в эфир свежий детективный сериал в жанре «это было в СССР». Называется…

День былой космонавтики

Когда-то давно существовала на нашей планете высокоразвитая цивилизация, которая 12 апреля 1961 года осуществила запуск человека в космос и тем самым…

Сталин с нами

Наряду с художественными фильмами, которые в последнее время оставляют желать лучшего, существует документальное кино, смотреть которое не только…

12 июня — не день России

Для одних 12 июня — это день траура, для других просто лишний выходной, а для некоторых — на самом деле праздник (нетрудно догадаться, для кого). Но…

Что в СССР не получалось без Бога?

Патриарх Кирилл сказал, что в СССР без Бога ничего не получалось. А что не получалось? Строить заводы и фабрики, школы и больницы, детские сады и…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 50 жетонов
  • Социальный капитал 90
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 50 жетонов

Comments

Страница 1 из 2
<< [1] [2] >>

для качества требуются гонения, хотябы бутафорские

так мы настоящих христиан только в Египте и увидим под гнетом от их «титульной религиии», или в трущебах Рио

Где-то читал.
Элиты преклонялись перед польской модой, затем перед французами, затем немцами. Считали их культуру высшей.
Последовательно были наказаны через них. И произошла очистка.

Можно говорить, что Польша, Франция и Германия спасли Россию?

«Но вот, советской власти не стало и православная церковь начала стремительно нагонять католичество на пути обесценивания веры»

Истинная вера с библейских времен жива не в церквях, а в отдельных душах. Православная церковь на Руси владела рабами и кормилась их трудом — церковь давно стала мафиозной структурой, что не исключает наличие верующих батюшек и прихожан в некоторых нищих приходах.
Все остальные христианские течения давно стали откровенно сатанистскими. Христиане = православные.

странно, почему афтор не упомянул такой факт что большевики вернули институт патриаршества, который ликвидировал Петр I. недочет, однако.

большевики-революционеры уничтожали христианство. правильно, так велит талмуд, атеизм и революционная целесообразность..
большевики по-татарски вырезали всю старую элиту, разогнали служителей никчемных муз и гуманитарных наук, всех этих прекраснодушных болтунов и бездельников.
разгромили церковь, расстреляли жрецов старых культов во имя культов новых — культа красной Империи и культа своей личности.
все сделали правильно ради новой Империи.

во всей этой апологетике нет ни одного упоминания что савецкое христианство находилось под полным контролем спецслужб и зачастую под рясой православного батюшки виднелись, как хвост у черта, погоны КГБ.
странно все это.
может быть афтора курирует лэйтенант из конторы ?

Качество православной церкви в СССР выросло?

Гуглите «Никодимов грех». И узнаете — гомо-лобби было основано учителем Гундяева Никодимом (Ротовым) в 60-ых годах. А Никодим был вторым человеком в РПЦ.

Наивно думать, что на более низких уровнях иерархии педерастия в РПЦ не была воведена в закон.

В общем, такие дела.
Большевиков сейчас нет, коммунисты другие стали.

Почему?
Коммунисты были и до Маркса. Маркс написал, что коммунисты должны откинуть духовные ценности и мораль.

Какие последствия?
Духовность и мораль для некоторых непонятны, поэтому об идеалистах.
Среди первых марксистов-коммунистов и большевиков были идеалисты — идеализм был индуцирован дореволюционным обществом.

Постепенно даже идеализм размылся и исчез, особенно в среде рафинированных марксистов в СССР.

Что такое учение Маркса без этих качеств?
Капиталист это учение может использовать для получения бОльших прибылей.
Так же и рафинированный марксист. Но, похоже, ещё жёстче.

Если кто хочет возразить, объясните: какие мотивы у рафинированных марксистов у власти (которые по учению Маркса избавились от морали) с кем-то делиться?

Такую мысль я слышал у проф. Осипова в одной из лекций.
Это, в принципе, не только о вере, но и об обществе справедливо. СССР развалился не от низких цен на нефть, а от того, что в комсомол принимали по достижении возраста всех, а в партию — всех приспособленцев. Класс управленцев был в своей массе сформирован из приспособленцев. Как и сейчас.

Лишённое вкуса, упрощённое до крайности…

Синонимы — бестактное, развязное, пошлое, грубое….

Но у украинцев, малороссов – гарный — отличный, хороший….

На хорошем, вульгарном языке – взаимоотношения Россия – Малороссия….

В настоящее время украинцы перешли на неприличный матерный язык оскорблений России, Русских….

Но с древних времен Бог, Всевышний, приходит с Востока….

В свое время Иона не послушался и отправился в противоположное направление, но был возвращен в чреве кита….

Современный кит – Китай…, Христос сказал – не будет вам большего знамения, чем Ионы пророка….

Если прямо понимать – из Китая в чреве, это основное знамение….

В Библейские времена, Моисей пошел в пустыню, оставив семью….

С позиции современных борцов с Всевышним – этого не может быть, но как сказал Христос – там не женятся и не выходят замуж…, он пи**р – в современной трактовке….

Моисей взошел на гору за десятью заповедями, а народ поклонился золотому тельцу….

Россия в поисках нового миропонимания, а Украина развернулась к ней задом встав раком перед Западом, Америкой….

Подставив зад – кричит, Русские пи**ры…, если Всевышний находит, то в Украинском вульгарном понимании в нее входят….

Моисей, сойдя с горы, вместе с верными – порубал неверных….

Та же участь для неверных в Украине – поклонившихся золотому тельцу запада….

Общеизвестна продажная сущность Иуды, которая захватила власть в Украине, развращая народ западными ценностями и золотым тельцом – воплощенном в их символе $.
Их вульгарное поведение нацелено низвести человека ниже колен, под иуду….

Малороссия – оказалась мала, попала под иуду….

Стрелков-Бендер рассказал самоанекдот или А Стрелков-то голый!

Стрелков, Болдырев и Калашников обсуждают, как они будут обустраивать Россию после прихода к власти:
https://www.youtube.com/watch?v=mMj1BGBlkSw

1. Стрелков при этом рассказал анекдот (36.50):
Мыши собрались и начали обсуэдать — что ж такое, все нас едят. что делать? Пойдёмте к филину, он самый умный. Приходят к филину.. он подумал и говорит: «Превратитесь в ёжиков, их никто не ест». Мыши радостно идут домой, обсуждают, как хорошо будет жить, когда они станут ёжиками. Потом одна самая умная мышь спрашивает: «А как мы превратимся в ёжиков? Пошли обратно к филину, а он им отвечает: «Ну-у, мыши, это уже тактика, а я стратег».

После Февральской революции 1917 года русская православная церковь пережила новый раскол. Обновленцы критиковали патриарха и сотрудничали с большевиками.

Начало раскола

Идея реформации русской православной церкви давно бродила в умах интеллигентов Российской империи. Но первые организации, готовые воплотить теорию на практике, появились лишь в годы первой революции. А после февральских событий 1917 года течение оформилось в «Союзе демократического духовенства и мирян». Эта небольшая группировка вскоре получит поддержку большевиков, ибо члены «Союза» выступали за независимое существование церкви и государства в отличии от Всероссийского Поместного Собора.

Этот Собор заседал целый год, решая духовные и церковные дела после отречения Николая II от престола. Собор не признал советский декрет СНК об отделении церкви от государства и школы, а руководители «Союза демократического духовенства и мирян» горячо приветствовали его. Так наметился новый крупный раскол в русской православный церкви, где на передовые позиции вышли так называемые обновленцы. Их лидером стал священник Александр Введенский, а колыбелью этого движения — Петроград.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Обновленец Александр Введенский проводит службу. Источник: поисков. рф

После того, как Всероссийский Поместный Собор прекратил свое существование, советские власти начали проводить активную антицерковную политику. В то время, как возрожденное патриаршество стало одним из главных «контрреволюционных» врагов, обновленцы пригодились «диктатуре пролетариата». Более того, они получали всестороннюю поддержку от НКВД и советской партийной элиты.

В 1919 году Александр Введенский лично беседовал с председателем Коминтерна и Петроградского совета Григорием Зиновьевым касательного союза между обновленцами и большевиками, ибо на тот момент церковь еще не потеряла своих позиций окончательно. По воспоминаниям Введенского, к расколу церкви были причастен еще и Лев Троцкий. Один раз, он как-то телеграфировал членам Политбюро в 1922 году: «Еще раз повторяю, что редакции «Правды» и «Известий» не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее… Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время, как глубочайшей духовной революции в русском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет».

Борьба с патриархом Тихоном

Русская обновленческая церковь имела духовного и политического врага в лице патриаршества, установленного Всероссийским Поместным Собором взамен многолетнего Синода. Также этот Собор избрал своего патриарха Тихона, который тоже стал основным идейным противником обновленцев. Вскоре Тихон, как и многие другие церковники, был арестован советскими властями. Сам Александр Введенский в мае 1922 года совершал визит к заточенному патриарху, требуя от него сложить свои полномочия и обвиняя в неправильной политике, приведшей к расколу.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Арест патриарха Тихона — одного из принципиальных противников обновленчества. Источник: vyksa.ru

После низложения патриарха председатель ВЦИК Михаил Калинин принял коллегию обновленцев и объявил об учреждении ВЦУ — Высшего Церковного Управления, полностью состоявшего из сторонников Введенского. Они, в свою очередь, с помощью ГПУ при НКВД завладели всем патриаршим наследством: от канцелярии до самих приходов.

Храмы передавались обновленцам в бессрочное и безвозмездное пользование. Уже к концу 1922 года обновленцы получили две трети из восьмидесяти тысяч действовавших церквей. Именно таким образом большевики сделали обновленцев своими партнерами. Но это не давало гарантий, что самих новоиспеченных церковников не спишут со счетов.

Раскол в расколе

Но движение обновленцев обладало рядом недостатков, которые позже очень сильно сказались на их деятельности и существовании вообще. Например, у обновленческой православной церкви отсутствовала четкая структурная организация. К тому же, многие обновленцы тянули одеяло на себя, что вело ко внутренним раздорам. Вот епископ Антони создал свой «Союз церковного возрождения» — организация, которая была намерена опираться на мирян, а не на клириков. А другие обновленцы присоединялись к Введенскому и Александру Боярскому, основавшим «Союз общин древнеапостолькой церкви».

Короче говоря, внутри обновленчества царила раздробленность: было множество кружков и группировок, которые по-разному смотрели на развитие церкви. Тогда как одни выступали за ликвидацию монастырей и института монашества в принципе, другие стремились к некому синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Обновленцы, стараясь закрепиться в сознании простых обывателей, продолжали борьбу против остатков патриаршества. Поместный Собор обновленцев, открытый в Москве в апреле 1923 года, объявил заключенного патриарха Тихона «отступником от подлинных заветов Христа». Но несмотря на это, патриарх Тихон того же года был освобожден из заключения, что было большим ударом по обновленческой церкви. Многие иерархи, клирики и священники каялись в своем грехе отступничества и переходили на сторону Тихона. Кризис внутри обновленческого нарастал все сильнее, ведь его лидеры из-за собственных амбиций не желали идти на компромисс друг с другом. Вскоре освобождённый патриарх запретил иметь с его противниками молитвенное общение вообще. Кто знает, как бы в дальнейшем развивалась борьба между двумя церквями, если бы не скорая смерть Тихона.

Преисполненные чувства энтузиазма от смерти патриарха, обновленцы провели новый собор, однако это было последним событием для этой церкви такого масштаба. Приглашенные на собрание единомышленники Тихона отказывались пойти на мировую. Да и такие резкие реформы как разрешение второбрачия и переход на григорианский календарь не встретили ожидаемой поддержки у населения.

Обновленчество неуклонно шло на спад. Массовые репрессии НКВД в 1930-е годы нанесли невосполнимый урон обновленцам, хоть они и охотно сотрудничали с властями. Еще позже Советы взяли курс на сближение с патриаршеством, оставив реформаторов вне зоны своего внимания. К осени 1944 года от всего этого движения остался единственный приход в Москве, где служил идейный вдохновитель течения Александр Введенский. Его смерть два года спустя ознаменует собой конец истории русской обновленческой церкви.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Усилило разобщенность между епископатом и белым духовенством, снизило активность приходской жизни, способствовало падению интеллектуального и культурного уровня клира и в целом – отрыву церкви от участия в жизни мирян.

25 февраля 1917 года царь Николай II вошедший в российскую историю с прозвищем «Кровавый» отрекся от престола. Произошла буржуазно-демократическая революция. В стране появилось двухвластие, а именно: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Церковь тут же выступила на стороне Временного правительства, 8 марта Синод обратился с воззванием:

«Свершилась воля божья! Возлюбленные чада православной церкви, оставьте в это великое и историческое время свои распри и несогласия. Доверьтесь Временному правительству! Святейший синод усиленно молит господа, да благословит он труды и начинания Временного правительства».

Однако само Временное правительство было негативного отношения к православной церкви. Новым обер-прокурором синода стал Н. В. Львов, который самочинно увольнял епископов и изменив состав синода, введя в него приходское духовенство.

А Декретом от 20 июня было принято решение о праве человека самостоятельно определять свое вероисповедание начиная с 14-летнего возраста и о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения.

15 августа в Москве состоялось открытие Всероссийского поместного собора. Собор имел своей целью определить путь дальнейшего развития жизни церкви и государства. Церковный собор объявил себя вне политики, но высказал свое отношение, к происходящим событиям заявив, что: «социализм явление противоположное христианству – из волн которого выявится свирепая морда антихриста».

Однако союз с Временным правительством не помешал собору в августе 1917 года поддержать корниловский мятеж, направленный на свержение этого же правительства. После разгрома мятежа съезд духовенства снова приступил к переговорам с Временным правительством.

5 ноября 1917 года этот же церковный собор в храме Христа Спасителя избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Тихона (Белавина), а уже 7 ноября произошла Октябрьская социалистическая революция, свергшая Временное правительство.

После Октябрьской революции церковные и монастырские земли передавались в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов без всякого выкупа. Таким образом, церковь оказалась лишенной экономической базы. В декабре 1917 года собор принял постановление «О правовом положении православной церкви в России», в котором выдвигались условия несовместимые с политикой Советской власти, а тем более с реалиями жизни.

Церковь настаивала на том, чтобы государство платило ей ежегодно ассигнования по особой смете в пределах ее потребностей.

23 января 1918 года Советом народных комиссаров был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ответом со стороны патриарха Тихона стало широко сейчас известное воззвание, в котором он призывал верующих не подчиняться новой власти, а саму Советскую власть предал анафеме.

Необходимо отметить, что воззвание патриарха Тихона оказало большое влияние на верующих и духовенство. Для защиты церковного имущества ими были организованы специальные братства. В храмах устраивались ночные богослужения с чтением на молебнах специальной молитвы «О спасении церкви православной».

Важнейшей задачей Советского государства был выход из империалистической войны и заключение мира. Декрет Советского правительства о мире предлагал всем правительствам и народам закончить войну и заключить мир на справедливых демократических условиях. 18 марта 1918 года в день подписания мирного договора, патриарх Тихон опубликовал послание, в котором писал, что «церковь не может благословить заключенный от имени России позорный мир», и призвал союзные державы к оказанию давления на Советскую Россию.

Летом того же года началась гражданская война. Духовенство организовывало полки под названием «полков Иисуса» и «полков богородицы», которые воевали с особым ожесточением. В 1919 году, когда армия Юденича двинулась на Петроград, некоторые представители духовенства бежали к белогвардейскому генералу.

После гражданской войны часть духовенства эмигрировало за границу, организовав Русскую православную церковь зарубежом.

Летом 1921 года страну постигли неурожай и голод, затронувший сорок губерний европейской России, Северного Кавказа, Украину, Сибирь. Голодало более 33 миллионов человек. Ликвидировать голод без закупки хлеба за границей было невозможно. Хлеб можно было получить лишь на золото и драгоценные камни. Колоссальные богатства находились в руках церкви. Голодающие люди обратились к Советскому правительству с просьбой изъять ценности у церкви и использовать их для закупки хлеба за границей.

Церковь обязана в этот момент была прийти на помощь народу. Однакоже, патриарх Тихон в новом своем воззвании фактически отказался на добровольную передачу церковных ценностей и сокровищ на закупку хлеба и заявил, что «важно не то, что давать, а кому давать».

В результате изъятия церковных ценностей в Ростове, Смоленске, Старой Руссе, Шуе сопровождалось кровавыми столкновениями между представителями Советской власти и фанатично настроенными верующими. Открыто враждебно по отношению к изъятию церковных ценностей был настроен митрополит Петроградский Вениамин.

Он заклинал прихожан всех церквей Петрограда не отдавать церковных ценностей «на поругание». Митрополит Петроградский также угрожал Советской власти, что, если она не допустит «самостоятельной организации благотворительной деятельности церкви», то он обратится к верующим с призывом к бунту.

В 1922 году в Москве и Петрограде состоялись открытые судебные процессы над патриархом Тихоном и митрополитом Вениамином.

В это же время часть священнослужителей поспешила «откреститься» от мракобесов и фанатиков патриаршей церкви и была организована обновленческая церковь. Обновленцы сочувствовали Советской власти и желали изменить религиозную жизнь.

Так, в начале 20-х годов Русская церковь распалась на тихоновцев и обновленцев. Внутри обновленческого движения таже существовал ряд группировок: «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Древнеапостольская церковь».

В феврале 1925 года был создан Союз воинствующих безбожников. Союз был создан по инициативе Е. М. Ярославского, который являлся руководителем антирелигиозной пропаганды в стране. Союз выпускал журнал «Безбожник», рассчитанный на пропагандистов.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

После образования советского государства шла ожесточённая борьба с религией, которая не щадила духовных лиц любого вероисповедания.

Однако начавшаяся Великая Отечественная война, с угрозой захвата страны неприятелем, объединила ранее почти непримиримые стороны. Июнь 1941 года стал днём, когда светская и духовная власть начали действовать сообща, дабы сплотить народ патриотизмом для избавления Родины от врага.

Как православная церковь смогла забыть старые обиды и выступить на стороне советской власти

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

В период после революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны только в России перестало действовать почти 40 000 культовых сооружений, закрытых для искоренения религии. И это несмотря на то, что большинство многонационального населения, родившегося до образования Советского Союза, традиционно придерживалось того или иного вероисповедания, которое веками существовало в Российской империи. Так, по статистике 1937 года, из числа неграмотных граждан страны, верующих было 84%; среди образованной части религиозные убеждения имелись почти у 45% населения.

Однако, несмотря на немалое количество приверженцев религии, — церкви, мечети и синагоги массово закрывались, а священнослужители нередко оказывались в тюремных лагерях. Казалось такая явная несправедливость по отношению к религии и её представителям должна была породить среди них многочисленных противников новой власти, желающих избавиться от неё любым способом. В том числе и встав на сторону внешнего врага. Тем не менее, этого не случилось – большая часть уцелевших в ходе гонений священнослужителей, забыв обиды, поддержала советскую власть сразу после нападения на страну немецко-фашистских захватчиков. Уже 22 июня 1941 года, через несколько часов после начала войны, будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Иван Страгородский в миру) через своё «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви», призвал паству встать на защиту Отечества.

Какое значение для советской власти имело «Послание» митрополита Сергия Страгородского

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Все публичные обращения от представителей религии запрещались существующим законом. Однако в тот момент советское руководство сделало исключение, так как понимало, что людям требовалась не только моральная, но и духовная поддержка. Текст же Послания был нацелен на пробуждение государственного патриотизма и доносил с помощью исторических примеров духовную идею боевого подвига, а также значимость для Родины гражданского труда в тылу. Оценив помощь церковного руководства, власть, в свою очередь, в знак благодарности освободила из заключения значительное число священнослужителей.

Более того, начиная с 1942 года в Москве разрешили проводить пасхальную службу и не препятствовали всенощным гуляниям. С 1943 года священники могли находиться на фронте, и в этом же году И. Сталин специально организовал встречу с верховным духовенством страны, чтобы показать единение государства и церкви в борьбе против общего врага. Благодаря этой встрече, в Ленинграде, Киеве и Москве открылись духовные академии, а немного погодя был образован Совет по делам Русской православной церкви и Священный синод при патриархе.

Что делала православная церковь для фронта

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Русская Православная Церковь занималась богослужением и проповеднической деятельностью не только в тыловых и прифронтовых зонах, но и прямо под огнём неприятеля. В ответственный момент обороны Москвы самолёт, имевший на борту икону Тихвинской Божьей матери, совершил воздушный крестный ход, облетев по кругу весь город. Также в тяжёлый период Сталинградского сражения проводил долгие молебны пред Казанской иконой Божией Матери митрополит Киевский и Галицкий Николай. Настоящий подвиг проявили ленинградские священники во время блокады города. Богослужения шли, несмотря на массированный артобстрел и бомбёжку, невзирая на страшный голод и лютый мороз.

К весне 1942 года из шести церковнослужителей только двое преклонного возраста клириков осталось в живых. И они продолжались нести службу: еле передвигаясь от голода, ежедневно выходили на работу, чтобы «поднимать и укреплять в людях дух, ободрять и утешать их в горе». Наравне с воодушевлением гражданского населения и бойцов, церковь участвовала в становлении и развитии партизанского движения.

В очередном Послании митрополита Сергия, которое он написал 22 июня 1942 года, говорилось: «Жители временно оккупированных врагом территорий, кто не может по разным причинам быть в партизанском отряде, должны если не участием, то содействием помогать ему едой и оружием, скрывать от врагов и относиться к делу партизан, как к своему собственному, личному делу». Часто личным примером священники вдохновляли паству на неотложные работы, отправляясь после церковной службы, например, трудиться на колхозные поля. Они шефствовали над военными госпиталями и помогали в уходе за больными и ранеными; в прифронтовой зоне организовывали убежища для гражданского населения, а также создавали перевязочные пункты, пользовавшиеся высокой востребованностью во время затяжных отступлений 1941-1942 гг.

Какую роль сыграла русская Православная церковь в Победе

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Неоценим вклад церкви в виде сбора пожертвований для фронта, чтобы приблизить победу: при этом средства перечислялись не только прихожанами, но и самими священниками. В одном только Ленинграде удалось собрать более 16 млн. рублей, а в период 1941-1944 года церковные сборы на военные нужды СССР превысили сумму в 200 миллионов руб.

О каждом крупном финансовом пожертвовании церковнослужителей или гражданских организаций обязательно сообщалось в газетах «Правда» и «Известия». Церковные перечисления помогали в обеспечении армий оружием и продуктами питания, а также именно за счёт них была создана танковая колония, получившая название в честь Дмитрия Донского, и образована эскадрилья имени святого Александра Невского.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Кроме того, Православная Церковь заметно поспособствовала в создании позитивного образа СССР в глазах союзников, когда решался вопрос открытия 2-го фронта: этот факт отмечался даже германской стороной разведкой. Многие священники, в том числе и те, кто успел пройти через тюремные лагеря или раньше находился в ссылке, внесли личный вклад в Победу, участвуя в боях на фронте или в партизанском отряде во вражеском тылу.

Наша гражданская родина&#187;: почему 90 лет назад Русская православная церковь признала советскую власть

Обращаясь к истории Русской Церкви, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей такого, который бы был призван к кормилу церковной жизни в столь же трудный и трагический период, как выпавший на долю Святейшего Патриарха Тихона.

Когда нарушается обычный ход жизни, когда события опрокидывают в бездну хаоса все и вся, когда кругом гибель и отчаяние, Бог дарует миру Своих святых – богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения.

Эти подвижники веры и благочестия необходимы миру как знамение свыше – чтобы устоять в Истине, чтобы не утратить православный навык в различении добра и зла. И подвиг этих святых исполинов, духовных вождей народа – самый трудный из всех подвигов.

В течение 1918 и 1919 гг. в своих посланиях Патриарх Тихон обличал антирусский характер власти, разоблачал лживое псевдопопечительство о «народном благе» .
Осенью 1918 г. во время разгула красного террора власти предприняли попытку организовать кампанию против Патриарха в связи с делом главы английской миссии Локкарта и провели первый обыск на его квартире 24 ноября 1918 г. Патриарха Тихона заключили под домашний арест.

Основной пункт предъявленных Патриарху обвинений сводился к якобы имевшим место призывам Первосвятителя к свержению советской власти. В ответном письме в Совнарком Патриарх заявил, что он никаких воззваний «о свержении советской власти» не подписывал и никаких действий для этого не предпринимал и предпринимать не собирается; что «многим мероприятиям народных правителей я не сочувствую и не могу сочувствовать как служитель Христовых начал, этого я не скрываю и о сем открыто писал в Обращении к народным комиссарам перед празднованием годовщины Октябрьской революции, но тогда же и столь же откровенно я заявил, что не наше дело – судить о земной власти, Богом допущенной, а тем более предпринимать действия, направленные к ее низвержению. Наш долг лишь указать на отступления людские от великих Христовых заветов, любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и ненависти, и звать всех ко Христу».

Совет объединенных приходов Москвы, понимая, что жизни Патриарха грозит опасность, организовал безоружную охрану из добровольцев у покоев Святейшего на Троицком подворье. Главные обвинения властей сводились к антисоветской и контрреволюционной деятельности Церкви и священства, поэтому, чтобы вывести ее из-под удара со стороны коммунистов, Патриарх Тихон призывает всех отмежеваться от политики. Этот шаг ни в коем случае не являлся компромиссом с безбожной властью. Таким образом Патриарх лишал коммунистов повода к дальнейшему террору против Церкви.

19 февраля 1922 г. Святитель обратился с воззванием, в котором предложил собрать необходимые для голодающих средства «в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления». Однако уже
23 февраля 1922 г. был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей, принятый ВЦИК по инициативе Троцкого и положивший начало разграблению православных храмов и монастырей России. В декрете речь шла о сдаче государству всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней, включая предназначенные для богослужения, причем запрещалась замена драгоценных предметов, имеющих «богослужебное употребление», равноценным количеством золота и серебра.

Попытки склонить Святителя к либерализму явно не удавались. Об этом свидетельствуют неоднократные распоряжения антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) изменить редакцию воззваний, не допустить к публикации составленный свт. Тихоном вариант и даже решение о конфискации тиража опубликованного воззвания. Для проведения тщательной цензуры Е.А. Тучкову поручалось по одному экземпляру всех воззваний до их публикации рассылать всем членам комиссии. Ужесточение цензуры в этом вопросе дошло даже до недопущения к публикации статей и заметок церковного характера без санкции властей.

Сохранившиеся протоколы антирелигиозной комиссии и директивы политбюро, всевозможные ухищрения, ложь, шантаж, провокации в отношении Патриарха, к которым прибегало ГПУ, свидетельствуют о невероятной тяжести положения, в котором находился святитель Тихон. Каждый отказ Патриарха идти на компромисс с безбожной властью сопровождался репрессиями против священников, разорением храмов или даже расстрелом соратников Святителя. Но он не сдался.

Однако поставленная перед ГПУ в конце 1922 г. задача – лишить Церковь той мощи, которой она обладала, ко времени освобождения Патриарха Тихона из тюрьмы была выполнена.

Русской Православной Церкви как целостной организации уже не существовало. Храмы были разорены. Видные представители духовенства репрессированы и сосланы. Церковь раздирали на части дорвавшиеся до власти амбициозные лидеры обновленческих групп, находящиеся в непримиримой вражде друг к другу. По свидетельству покровительствовавшего им Тучкова, такое положение заставляло их заискивать перед властью и вольно или невольно прибегать к мерам добровольного доноса, становясь таким образом информаторами ГПУ.

В 1923 г. проходит обновленческий «собор», на котором присутствуют несколько десятков по большей части незаконно поставленных «архиереев», многие из которых женаты. На этом «соборе» делается лживое объявление о том, что единогласно принято решение о снятии с Патриарха Тихона сана и даже монашества. «Отныне он просто мирянин Василий Иванович Беллавин», – говорилось в определении.

Невероятное напряжение и постоянная борьба подорвали здоровье Патриарха. Видимо, предчувствуя опасность, Патриарх воспользовался правом (предоставленным ему Собором 1917 г.) оставить после себя Рождественское Завещание, указав трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей смерти. Вскоре после этого Святейший был помещен в больницу.

Русская православная церковь в советский период пережила самые трагические времена в своей истории.

Советские власти считали Церковь пособницей царской власти, а значит, своим классовым и идеологическим противником. Они развернули против нее войну сразу по нескольким направлениям. Были приняты законы, идущие вразрез с христианскими нравственными заповедями: потерял юридическую силу церковный брак, впервые в мировой практике разрешили аборты. Закрывались храмы, запрещались церковные Таинства (венчание, крещение и др.). Тех, кто участвовал в них, подвергали преследованиям — например, увольняли с работы. Власти вели антирелигиозную агитацию, насаждали научные теории, доказывавшие ложность любой религии. Шла дискредитация представителей Церкви, уничтожались и подвергались поруганию святыни.

Были вскрыты и выставлены в музее мощи святителя Димитрия Ростовского, преподобного Серафима Саровского и других великих святых. До революции эти мощи считались нетленными, и власти хотели внести смущение в народ, разоблачив «поддельность» этих мощей. Однако с точки зрения церковного учения мощи не обязаны быть нетленными, об этом напомнил верующим в своем послании святитель Тихон, патриарх Московский. Он призвал людей не смущаться и не терять веру, если обнаружится, что некоторые мощи не являются нетленными. Также святитель призвал епископов осмотреть почитаемые мощи и устранить возможные подделки.

Под предлогом борьбы с контрреволюцией были арестованы и расстреляны многие священнослужители, члены их семей и простые верующие. После кончины святого патриарха Тихона в 1925 году власти не разрешили избрать нового патриарха. Однако в народе православные традиции были живы. При переписи населения страны в 1936 году более ¾ ее жителей назвали себя верующими.

С началом Великой Отечественной войны многие территории Советского Союза были оккупированы врагом. Немецкие власти допустили открытие храмов и ведение богослужений. Особенно бурно восстанавливалась духовная жизнь на Северо-Западе страны (Псковская духовная миссия) силами православных священников из Прибалтики, где храмы еще не разорили. Освобождая оккупированные территории, власти приняли решение не препятствовать церковной жизни на них и смягчить гонения на Церковь в целом. В 1943 году православным христианам было позволено выбрать патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский), который до этого носил титул патриаршего местоблюстителя.

Во времена Хрущева началась новая волна гонений на христиан — закрывались храмы, Церковь подвергалась строгому контролю со стороны властей, спецслужбы выявляли и наказывали людей, участвующих в церковных таинствах. Священникам запрещалось учить людей основам православной веры — это считалось религиозной агитацией. Большинство советских людей ничего не знало о Церкви, не имело возможности прочесть Евангелие и другие священные книги.

Так продолжалось до самой Перестройки. Лишь в 1987-1988 годах о Церкви вновь заговорили — в связи с подготовкой к 1000-летию Крещения Руси. Так начинался новый, постсоветский этап в жизни Русской православной церкви.

Изменение политики государства по отношению к Русской Православной Церкви, причины таких перемен. Совещание у Сталина с участием патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (4 сентября 1943 г.). Собор епископов 8 сентября 1943 г. Возрождение духовного образования. Воссоздание организаци­онной структуры Русской Православной Церкви. Поместный со-Гшр Русской Православной Церкви (31 января 1945 г.). Борьба с расколами внутри Церкви. Катакомбная Церковь. Возрождение монастырей. Международная деятельность. Униатская Церковь Западной Украины. Попытка создать международный альянс христианских церквей во главе с Русской Православной Церко­вью. Перелом в государственно-церковных отношениях во вто­рой половине 1948 г. Активизация атеистической пропаганды. Русская Церковь и борьба за мир. Закрытие храмов и новые гоне­ния на служителей Церкви в 1949-1954 гг. Внешнеполитическая деятельность Русской Православной Церкви в 1955-1957 гг. «Хрущевская оттепель» и Церковь.

Тема 13. Русское православие в конце 50-х — 1982 г. XX в.

Конец 50 — начало 60-х гг.: новые процессы, хрущевские го­нения на Церковь. Кадры. Судьбы семинарий. Монастыри. Приходские церкви. Причины возобновления преследований Церкви. Митрополит Никодим и внешнеполитические отношения Русской Православной Церкви. Катакомбная Церковь. Положение Церкви при Л.И. Брежневе. Священнические хиротонии в. 1979 г. Патриаршество Пимена. Внешнеполитическая деятельность Церкви. Жизнь Церкви и новая православная интеллигенция.

Тема 14. Русская Православная Церковь в посттотали­тарном пространстве

Государственная политика по отношению к Церкви в периоды правления Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Рубеж 1986-

1987 гг. — поворотный момент в положении религии и верующих в СССР. Совет по делам религии в годы перестройки. Возрожде­ние Церкви. Собор 1988 г. Жизнь Православной Церкви между соборами. Конфликты и расколы. Избрание патриарха Алексия II. Русская Православная Церковь и внешнеполитические отноше­ния.

1. Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемст­ве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. — М., 1994.

2. В у д г а ф т С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Опыт энцикло­педического словаря. — М., 1996.

3. Дебольский Г. С., протоиерей. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. — М., 1994.

4. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг.Т.2.-М.,1994.

5. Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. — М., 1994.

6. Жития русских святых X-XV вв. — М., 1992.

7. Закон Божий. — М., 1967.

8. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

9. Курс советского уголовного права. Т. 5. — М., 1971.

10. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. — М., 1993.

11. Полный церковно-славянский словарь / Сост. Г. Дьяченко. — М., 1998.

12. Положение о Совете по делам религий при Совете министров СССР (10 мая 1966 г.) // Законодательство о религиозных культах: Сборник материа­лов и документов. — М., 1971.

13. Российское законодательство Х-ХХ вв. — М., 1984-1987.

14. С в. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. — М., 1993.

15. Св. Филарет, митрополит Московский и Коло­менский. Творения. — М., 1994.

16. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. -СПб., 1994.

17. Собрание определений и постановлений Священного Собора Право­славной Российской Церкви 1917-1918 гг. — М., 1994. — Вып. 2.

18. Соловьев В л. О христианском единстве. — М., 1994.

19. Церковно-исторический словарь / Сост. Л. Петров,- СПб., 1996.

Основная литература 1.Голубинский Е.Е. История русской Церкви. — М., 1997.

2. Карташов А. В. Очерки по истории русской Церкви. — М., 1992.

3. I !п коли н Алексей, священник. Церковь и государство (Исто­рия правовых отношений). -Сретенский монастырь, 1997.

4. Никольский Н. М. История русской Церкви. — М., 1988.

5. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX в. — М., 1995.

6. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. К л и б а-п он.-М., 1989.

7. Тальберг Н. История русской Церкви: В 2 т. — М., 1994.

8. Христианство и Русь / Под ред. А. Б е л о в о и. — М. 1988.

Дополнительная литература

1. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. — М., 1990.

2. Богданов А.П. Русские патриархи. 1589-1700. — М., 1999.

3.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. — М., 1994.

4. Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия.

5. Горд иен ко Н.С. Современное русское православие. — Л., 1988.

6. Зеньковский С. Русское старообрядчество.-М., 1995.

7. 3 ы р я н о в П . Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале XX в.-М., 1999.

8. Ильин И. А. Родина и мы. — Смоленск, 1995.

9. Иоанн, митрополит. Жизнь и деятельность митрополита Филарета.

Ю.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. — М., 1994.

11. Карташов А.В. Воссоздание Святой Руси.-М., 1991.

12. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. — М., 1992.

13. Комиссаре н ко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в.

14. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. — М., 1993.

15. Куроедов В.А. Религия и Церковь в советском обществе.-М., 1984.

16. М и л ю к о в П . Н . Очерки по истории русской культуры. — М., 1992.

17. Прошин Г.Г. Черное воинство: русский православный монастырь. Легенда и быль. — М., 1985.

18. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. — М., 1999.

19. Романеи ко Е. Повседневная жизнь русского средневекового мона­стыря. — М., 2002.

20. Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

21. Самсонов A.M. Антифеодальные народные восстания в России и Церковь.-М., 1955.

22. Тальберг Н. Очерки истории императорской России от Николая I до царя-мученика. — М., 1995.

Ссылка на основную публикацию