Монастырь тихвинской иконы божией матери

(Саранской и Мордовской епархии Мордовской митрополии), находится в с. Курилове Ромодановского р-на Мордовии. Основан в 1860 г. первоначально как жен. община, с 1890 г.- мон-рь. Устроение обители связано с деятельностью штаб-ротмистра в отставке помещика Африкана Васильевича Теплова. В 20-х гг. XIX в. он часто посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь. По преданию, прп. Серафим Саровский благословил его организовать в своем имении жен. общину для девушек-«черничек», проживавших в окрестных селах: Михайловке, Константиновке, Ивановке, Ромоданове. Незадолго до смерти Теплов подарил общине надел в дер. Нов. Куриловка. В год кончины прп. Серафима (1833) был заложен и на средства помещика построен крестово-купольный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1835). В 1860 г. Пензенский и Саранский архиеп. Варлаам (Успенский) благословил строительство деревянных келий для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. При 1-й начальнице мон. Ангелине были построены неск. корпусов, гостиный двор, вырыты 2 пруда, рассажен фруктовый сад, заведено хозяйство. В 1851, 1857 и 1858 гг., при мон. Евстолии, Тихвинский храм был расширен, освящены приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Бесплотных Сил Небесных.

4 июля 1890 г. решением Синода община получила статус 3-классного общежительного мон-ря в честь Тихвинской иконы Божией Матери, местный список к-рой сестры почитали как чудотворный. При игум. Рафаиле († 1897) был заложен собор в честь Воздвижения Креста Господня с левым приделом свт. Николая Чудотворца и правым — Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освященный в 1895 г., построены 3 каменных корпуса, основано подворье в г. Саранске. Вместе с тем у игум. Рафаилы возник конфликт с наследниками основателя обители Теплова, отчего приток пожертвований временно оскудел. Пензенский и Саранский еп. Митрофан (Невский; † 1899), посетивший К. м. в 1892 г., отмечал, что «много затруднений, много препятствий и неприятностей приходилось и приходится переносить от тех, предки которых положили основание вашей обители» (Пензенские ЕВ. 1892. № 20. С. 818).

При настоятельнице (1897-1921) игум. Серафиме в К. м. находилось 2 каменных храма, 3-ярусная колокольня (1911), 4 каменных 2-этажных корпуса, 2 деревянных дома, хозяйственные здания; был проложен водопровод. При мон-ре действовали сиротский приют, богадельня, школа для крестьянских детей, иконописная, чеканная, золотошвейная, скорняжная, сапожная мастерские, а также комплекс мелких предприятий для переработки сельскохозяйственного сырья. В 1899 г. был основан монастырский хутор близ дер. Курган. К 1908 г. обитель владела 306 дес. земли, большим садом, животноводческой фермой, мельницей, рыбными озерами, к 1918 г.- 531 дес., в т. ч. 340 дес. пахотной земли, 16 дес. сенокосов, 152 дес. под лесом. Рядом с К. м. была построена одноэтажная каменная гостиница. Особенно много паломников прибывало в мон-рь 14 сент., 8 нояб., а также на храмовый праздник, 26 июня, в день явления Тихвинской иконы, когда крестный ход совершался вокруг села.

В 1895 г. в К. м. проживали настоятельница, схимонахиня, 30 монахинь и 133 послушницы, в 1910 г.- 260 насельниц, в т. ч. 45 монахинь. Причт состоял из священника и диакона (с содержанием 400 и 120 р.).

К нач. XX в. в Крестовоздвиженском храме хранились личные вещи (мантия, подрясник, свитка, лапти) и предметы домашнего обихода (топорик) прп. Серафима, которые он передал Теплову в «благословение», а также чтимая копия Тихвинской иконы Божией Матери, точный список Серафимо-Понетаевского образа Божией Матери «Знамение», серебряный крест с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, сщмч. Игнатия Богоносца и др., деревянный ковчег с частицами мощей неск. мучеников, который открывали во время богослужения. На Тихвинском образе висел сребропозлащенный крест с частицами мощей святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Чудотворца. Теплов передал в К. м. и икону святых Пантелеимона и Харалампия, в к-рую был вставлен ковчежец с частицей ризы Божией Матери.

В 1918 г. ликвидационная комиссия конфисковала у К. м. все земли, а также 22 постройки. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, впосл. отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома, переданного зернохранилищу. Известно, что 4-5 апр. 1918 г. на I Саранском уездном съезде Советов крестьянских депутатов слушали ходатайство представителей К. м. о наделении сестер землей, необходимой для ведения трудового хозяйства, но просьба насельниц была отклонена. 18 дек. 1918 г. постановлением коллегии Саранского уездного земельного отдела в К. м. была организована трудовая община. В 1922 г. монахиням во главе с игум. Антонией удалось зарегистрироваться в качестве сельскохозяйственного товарищества. В 1924 г. в Курилово были переведены 104 насельницы Святой Троицы монастыря (ныне в с. Б. Чуфарово Ромодановского р-на) во главе с игум. Маврикией. Но в 1926 г. К. м. был окончательно закрыт, сестры поселились в окрестных домах или уехали к родственникам, монастырские постройки передали в ведение сельсовета. В зданиях бывш. обители размещался Куриловский детский дом для беспризорников, затем совхозное хозяйство. Оба каменных храма, колокольня и мн. постройки были уничтожены. Большая часть материала (кирпич, доски) использовалась при строительстве животноводческих помещений колхоза «Якстере сокиця» («Красный пахарь»), основанного в 1929 г. Сохранилось лишь 4 корпуса, в т. ч. настоятельский.

Решением Синода от 26 дек. 1995 г. К. м. был возобновлен. Восстановлены гостиница, келейные корпуса, в одном из которых устроена домовая ц. прп. Серафима Саровского, построена деревянная ограда, разбит сад. В обитель из с. Сабанова Ромодановского р-на была перевезена деревянная зимняя церковь с колокольней, воссозданная и 2 нояб. 1997 г. освященная в честь Тихвинской иконы Божией Матери еп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым). Среди святынь К. м.- чтимая Тихвинская икона Божией Матери, к-рую сохранила местная жительница и передала в обитель. Близ мон-ря имеется Тихвинский источник с часовней, пользующийся широкой известностью в Мордовии.

К апр. 2015 г. в К. м. проживали 7 насельниц; с 17 июля 2002 г. настоятельницей является игум. Серафима (Куняева).

Арх.: Антония, игум . История Куриловского Свято-Тихвинского мон-ря // Арх. ФСБ по Респ. Мордовия. Д. 2642.

Лит.: Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907. С. 310-311; Денисов. С. 653; Правосл. рус. обители / Сост.: П. П. Сойкин. СПб., 1910. С. 391-393; Догаева В. П . Ликвидация монастырского землевладения в Пензенской губ.: (1917-1918 гг.). Пенза, 1975. С. 163; Бахмустов С. Б . Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 227-243; он же . Св.-Тихвинский Куриловский жен. мон-рь // Рус. мон-ри. М., 2004. С. 226-233; он же . Православие в Мордовском крае: Ист.-культурол. аспект. Саранск, 2006. С. 237, 352-354, 374; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 145.

Вид с монастырской аллеи
Валерий Долженко
21 июля 2013

Вид от крыльца настоятельского корпуса
Валерий Долженко
21 июля 2013

Апсида, вид с востока
Валерий Долженко
21 июля 2013

Дворядкин Дмитрий
15 сентября 2009

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Собор иконы Божией Матери Тихвинская построен в 1882-1885 гг. Имел три престола: иконы Божией Матери Тихвинской, Вознесения Господня, Всех Святых. В настоящее время заканчиваются восстановительные работы. Колокольня, находившаяся в 5 саженях от храма, не сохранилась.

Согласно архивным ведомостям, после освобождения города от осады «Цивильский стрелец Стефан Иванович Рязанов на указанном месте из любви «делам богоугодным» в 7183 (1675) году построил первую деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, оградил деревянной оградой, поставил кельи для монашествующих». Произошло это в правление митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Заложенная обитель стала именоваться Цивильским Вознесенским мужским монастырем. «30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель». Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства в 1886 году был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

После закрытия монастыря храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 гг. принадлежал детскому дому, с 1946 по 1955 гг. — педучилищу, затем школе — интернату и профтехучилищу вплоть до 1998 года.

Каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание в русско-византийском архитектурном стиле. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма. Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный — чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Ленинградскую область можно назвать настоящим кладезем святынь и объектов культурного наследия. Познакомиться с ее духовным богатством можно не только на групповой экскурсии, но и индивидуально. Например, побывав в одной из самых известных действующих обителей в России – Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

СЛАВА ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

Своей славой монастырь обязан чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «указующая путь»). По церковному преданию, она была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии.

«Эта икона хранилась сначала в Иерусалиме, а потом в Константинополе, – рассказывает руководитель Паломнической службы Санкт-Петербургской епархии клирик Михаил Шастин. – Однако, как говорят летописи, за 70 лет до взятия этого города турками «сия икона взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь»: образ был явлен при стечении народа на берегу реки Тихвинки в 1383 году».

Больше 100 лет икона хранилась в деревянной церкви, выстроенной рядом с этим местом. Но после очередного пожара в 1510 году было решено возвести для святыни чуть поодаль каменный Успенский храм, куда ее и перенесли в 1515 году.

В 1560 году этот храм стал центром основанного здесь монастыря. Кстати, на месте сгоревшей деревянной церкви, где изначально хранилась икона, в XIХ веке построили каменную надвратную. В ней находится еще одна великая святыня монастыря – чудотворная фреска Богородицы.

Слава о ней разошлась по всей стране после исцеления молившегося перед ней неизлечимо больного юноши. Его выздоровление, между прочим, было засвидетельствовано консилиумом врачей.

Внимание привлекает и звонница монастыря. Это единственное в России подобное сооружение, имеющее сразу пять шатровых куполов. Таких конструктивных решений, использованных в объектах культа, в стране вообще сохранилось не так много. Хотя в русском деревянном зодчестве эта форма купола была очень распространенной.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИКОНЫ

Стоит отметить, что буквально в нескольких десятках метров от монастыря совсем недавно открылся культурно-выставочный центр, напрямую связанный с одним из значительных событий уже Нового времени. Оно касается истории не только обители, но и всей России.

«Отец Иоанн мечтал о том, чтобы этот образ возвратился из Америки в Тихвин, – говорит Ольга Гарклавс, младшая дочь отца Сергия и хранитель мемориального дома, – но только после того, как Россия освободится от советской власти».

Ведь на икону положили глаз и большевики. Она чудом сохранилась после закрытия монастыря в 1920-е годы: оказалась в запасниках местного краеведческого музея, тогда как все остальные ценности обители были «экспроприированы» и вывезены в неизвестном направлении.

И только в 2004 году священник Сергий Гарклавс смог выполнить завещание своего приемного отца. Возвращение святыни в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь стало событием государственного масштаба.

Что же касается открытого культурного центра, то там теперь проводятся концерты классической музыки, а также творческие вечера и встречи. Но главное, что в доме можно увидеть экспозицию (около 90 предметов), рассказывающую о жизни Иоанна и Сергия Гарклавсов, а также о спасении чудотворной иконы.

Сам монастырь представляет собой комплекс десятка красивейших храмов и зданий XVI-XVIII веков. Среди создателей храмов — итальянский архитектор Фразини и Николай Бенуа из знаменитой династии русско- французских художников и архитекторов.Как будто игрушечный комплекс белых, красных, голубых храмов с уникальной старинной звонницей в виде нескольких островерхих башен отражается в реке Тихвинке и представляет собой незабываемое зрелище.

История

Тихвинский Успенский монастырь был основан на месте, где в 1383 году чудесным образом явилась икона Божией Матери, до того находившаяся в Константинополе. По преданию, эта икона была написана самим Святым апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы и преподнесена правителю Антиохии. Это одна из т.н. Одигитрий — путеводительниц, среди которых также находящаяся в Успенском соборе Московского Кремля Влахернская икона Богородицы, утраченный список Смоленской иконы, Иверская, Казанская и Владимирская иконы Божией матери.

Икона, которую в России нарекут Тихвинской, в V веке оказалась в Константинополе, в XIVвеке, в разгар иконоборчества, переместилась в Рим, а затем явилась в России. В Сказании об иконе указано несколько случаев, когда Тихвинская икона появлялась в минуты решающих сражений над Ладожским озером. Но впервые на Руси икону увидели в 1383 году, «во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине», вскоре после победы русских войск князя Димитрия Донского над ордами Мамая. Много столетий под этой иконой русские войска шли в бой.

На месте обретения иконы в тот же день начали строить храм. По преданию, во второй день случилось еще одно чудо — заготовленные для строительства бревна вместе с иконой переместились на другой берег реки. Было решено строить храм там, где его указала Богородица. Первый деревянный Успенский храм трижды горел и трижды восстанавливался, но сама Тихвинская икона Божией Матери каждый раз оставалась невредимой. В 1507 году по указу Василия III была заложена каменная Успенская церковь, сохранившаяся до сих пор. Прообразом главного храма Тихвинского монастыря стал главный храм государств – Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Сюда приезжал с молитвой перед венчанием на царство Иван Грозный, дабы подчеркнуть свою принадлежность к византийской традиции.

В 1560 году вокруг Успенского храма был основан монастырь, который сразу же строился «по чину великих обителей» и пользовался покровительством царской семьи. Монастырь нес не только религиозную, но и оборонительную функцию, выдерживая осады, переживая набеги врагов и разорения. И всегда на помощь приходила Тихвинская икона Божией Матери. Одним из главных примеров волшебного спасения стало восстание против шведского гарнизона в 1613 году, когда укрывшиеся за монастырскими стенами тихвинцы вышли на стену монастыря с чудотворной иконой.

Интересно, что в 1945 году находившуюся в западной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» предоставили в пользование православной общине. «Крылечко» построена в 1863 году по проекту представителя знаменитого рода архитекторов и художников – Николая Бенуа, автора нескольких архитектурных шедевров в Петергофе и Санкт-Петербурге (например, фасада Гостиного двора). Более сорока лет «Крылечко» был единственным действовавшим храмом на территории Тихвинского и Бокситогорского районов.

Состояние

Реставрация началась после 1995 года, когда Тихвинский монастырь был передан Русской православной церкви. Началось восстановление Успенского собора. В 2004 году святыня, наконец, вернулась на родину: торжественную службу по этому поводу провел в Тихвине сам патриарх Алексий II.

Сейчас Тихвинский монастырь является действующим объектом культурного наследия народов России федерального значения. В Санкт- Петербурге с 2003 года открыто подворье монастыря – в Храме Дмитрия Ростовского (ул. Дегтярная, 18), при котором работает лекторий и проводятся акафисты Тихвинской иконе. Также в деревне Сенно Ленинградской области есть Троицкий скит, являющийся частью Тихвинского монастыря.

Впечатления

Прежде всего сюда едут поклониться святыне и попросить о помощи Богородицу. Чудотворная Тихвинская икона находится в Успенском соборе — это белоснежный храм с пятью куполами, по углам которого пристроены четыре придела красного цвета. На территории монастыря также располагаются Покровская церковь с трапезной, келейные корпуса и звонница, построенные в XVI-XVII веках. Именно к Покровской церкви относится знаменитая монастырская четырехэтажная звонница в виде частокола из пяти шатровых башенок – колокола для них отливали по приказу Федора Иоанновича и других царей. На колокольне располагается одна из экспозиций исторического и архитектурно-художественного музея. Также можно осмотреть величественную красную фасадом Крестовоздвиженскую церковь и небольшой храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Этот храм называется «Крылечко»: он расположен в башне над главными воротами монастыря.

Рядом с монастырем расположены пруды под названием Таборы: ранее на этой болотистой местности стояли табором войска неприятеля. В самом городе Тихвине можно сходить в усадьбу Римского-Корсакова, чтобы увидеть дом, где родился великий композитор. Неподалеку от монастыря на реке Тихвинке можно увидеть выстроенный 200 лет назад шлюз: в 1811 году была открыта Тихвинская водная система – один из трех водных путей, соединявших Волгу с Балтийским морем. Тихвинская водная система – это выявленный объект культурного наследия народов РФ.

Да и прогулка по старинному городу, который еще в XVI-XVIII веках был крупнейшим ремесленно-торговым центром России, будет незабываемой. Кстати, городу, ставшему домом для чудотворной иконы, в 2010 году присвоено звание «Город воинской славы».

Тихвинская икона — одна из самых почитаемых икон Богородицы в России. Согласно сказанию о ее чудесном явлении, святыня совершила целое путешествие, прежде чем обрести место своего постоянного нахождения в городе Тихвине, но и его ей приходилось оставлять. Сегодня ее списки есть не только в России, но и за рубежом

Т ихвинская икона Божьей Матери относится к самому распространенному типу богородичных икон — Одигитрии. Пречистая держит Младенца левой рукой, а правой указывает на Него как на Небесного Царя. Христос в одной руке держит свиток — символ Евангелия, а другая Его рука застыла в благословляющем жесте. Отличительные особенности, позволяющие не перепутать Тихвинскую с другими подобными образами, — это наклон головы Богоматери и положение ног Спасителя (правая нога заведена под левую так, что выглядывает пяточка).

Эту икону иногда называют «Северной Царицей», так как местом пребывания образа Богородица Сама выбрала город Тихвин неподалеку от Ладоги. А до того как попасть на север, она много столетий, вплоть до XIV века, находилась в Константинополе. За 70 лет до падения Константинополя образ исчез и потом был явлен уже на Руси. Икона стала символом духовной связи России и Византии и знаком особого расположения Пречистой к русской земле.

Всенародную известность икона получила после заключения Столбовского мира со шведами и возвращения России Новгорода и других северных земель в 1617 году. Специально к церемонии заключения договора был сделан список Тихвинской иконы, ставшей порукою мира со стороны России и символом защиты ее северных рубежей.

Тихвинский монастырь, построенный специально для этого образа, после революции был закрыт. Сначала святыня покинула родной город, а потом и вовсе оказалась за рубежом. Вернулась в Россию она только в 2004 году.

День Тихвинской иконы

П раздник Тихвинской иконы Божьей Матери отмечается 9 июля (26 июня по старому стилю). Церковь вспоминает в этот день о чудесном явлении святыни в 1383 году.

Согласно сказанию об иконе, первыми ее увидели рыбаки на Ладожском озере. В необычайном сиянии икона проплыла над ними и остановилась в 30 км от озера, в небольшом селе. Жители построили для иконы часовню и по молитвам перед ней получали разрешение своих горестей и бед. Но вскоре не обнаружили чудотворного образа — он переместился в соседнее село. Так повторялось несколько раз — побывав в одном месте и покрыв жителей небесным светом и благодатью Божьей, икона следовала дальше, пока возле города Тихвин не сошла к встречавшим ее верующим прямо в руки. Но и здесь с одного берега реки, где уже было начато строительство храма, она вместе со срубом перенеслась на другой и наконец нашли.

Поклониться и помолиться к новообретенной иконе стекались верующие из окрестностей, в том числе из Новгорода. Однажды новгородские купцы оказались в Константинополе на приеме у Патриарха. Тогда-то и выяснилось, что чудесно явленная в Тихвине икона, вероятнее всего, та же, что недавно таинственным образом исчезла из Влахернского храма в Царьграде. Печально было константинопольцам потерять свою святыню. Но через 70 лет стало понятно, что так она была спасена от поругания, когда в 1453 году город был захвачен иноверцами. И теперь, через сотни лет, перед Тихвинской чудотворной иконой тысячи людей обретают опору и надежду.

Кстати, после революции возвращение иконы в Россию, в Успенский монастырь, произошло восьмого июля 2004 года, в канун ее праздника.

В чем помогает Тихвинская икона

П равильно будет говорить не о том, в чем помогает Тихвинская икона, а о том, в чем помогает Богородица тем, кто приходит со своими просьбами и нуждами к этому Ее образу.

Известно, что государь Руси Василий III молился о рождении сына у этого образа. И сейчас к иконе по-прежнему идут люди в надежде избавиться от бесплодия. Особо почитается как чудотворный список, находящийся в Латвии, — после молитвы перед ним, как минимум два десятка семей наших современников обрели родительское счастье. Но на самом деле рассказать Божьей Матери о сокровенном желании можно даже перед маленькой картонной иконкой.

На территории Ленинградской области есть немало удивительных и достойных особого внимания мест, к которым тянутся люди.

Один из таких «уголков русской души» — Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, находящийся в городе Тихвин Ленинградской области.

Возник монастырь на месте явления иконы Пресвятой Богородицы — Чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии.

Одигитрия, в переводе с греческого, означает «путеводительница», «указующая путь». По преданию, образ был написан Святым Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Икона была послана вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар Феофилу, правителю Антиохии. На иконе Богоматерь изображена по пояс, на левой руке у нее сидит младенец Иисус, а правой рукой она указывает на него. В левой руке Богомладенец держит свиток, а правой творит благословение.

«Уголок души русской»

В 1383 году, по сообщениям Новгородской летописи, «сия икона Одигитрия взялась из Константинополя манием Божием и перенеслась на Русь».

Увидевшие плывущую по небу икону местные жители, рыбаки долго наблюдали её перемещение, пока икону не опустили несущие её ангелы на одном из берегов реки Тихвинка. В тот же день в месте, где оказалась икона, жители срочно, по общему решению, стали возводить венцы под будущую церковь.

В 1560 году, по личному распоряжению Ивана Грозного, в Тихвине были основаны два монастыря: мужской (так называемый Большой Успенский) — на левом берегу реки Тихвинка и женский (Введенский, или Малый) — на правом берегу.

За образец был взят Успенский собор в Московском Кремле.

Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе Руси, стал не только духовно-просветительским центром, но и воинским укреплением в период Ливонских походов Ивана Грозного.

Успенский монастырь стал одним из немногих рубежей, которые смогли устоять против шведских войск. Военные действия длились с конца мая по 15 сентября 1613 года и окончились изгнанием шведских войск. По легенде, когда бежавшие шведы вернулись с подкреплением, произошло чудо. Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом». Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

Однако строительство монастыря продолжалось. В 1669 году на средства московского дьяка Богдана Силина строится воротная каменная башня «Введенские ворота».

В 1791 году, в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение этой иконы расположено на западном фасаде башни.

С XVIII века при Успенском монастыре существовала богадельня для бедных и увечных людей. Она просуществовала вплоть до закрытия Тихвинского монастыря.

Монастырь был участником многих благотворительных фондов, которые оказывали поддержку раненым и семьям погибших в многочисленных военных кампаниях.

С наступлением революционной смуты 20 века стали проводиться акции по национализации монастырских ценностей. В 1919 году в монастыре размещается пересыльная тюрьма. В середине 1924 года монастырь был закрыт и разорён, как многие другие храмы и обители, хотя богослужения в Успенском соборе продолжались до 1936 года.

Сохранил и спас икону рижский епископ Иоанн. Многие годы владыка бережно хранил её. Перед смертью Иоанн завещал вернуть ее на Родину, когда будет восстановлен Тихвинский монастырь, а до этого времени — хранить ее своему приёмному сыну — протоирею Сергию Гарклавсу.

В 1995 году монастырь был передан церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

А в июле 1997 года в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение. Возглавил богослужение Его Преосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И растёт поток людей в эту обитель .

Храмы обители

Вследствие своей долгой истории архитектурный облик Тихвинского монастыря богат и разнообразен, отличается обилием храмовых построек. Всего он насчитывает восемь храмов.

Старшинство по праву нужно отдать Собору Успения Святой Богородицы, он является самым древним из расположенных на территории монастыря храмов. Дата основания: середина десятых годов XVI века. При строительстве храма учитывалась игра света и тени, западные барабаны сделаны таким образом, чтобы в центре света оказывалась именно икона Божией Матери.

В 1791 г. появилась знаменитая церковь, именуемая в народе «Крылечко», посвященная иконе Божьей Матери. Позже перестраивалась в 1860–1865 годах знаменитым архитектором Н. Л. Бенуа. Имеет в себе элементы псевдорусского стиля. Закрыта позднее других храмов монастыря в 1937 г., однако, ее ожидала более счастливая судьба, в отличие от других храмов уже в 1944 г. она была открыта вновь и с тех пор здесь находили утешение многие верующие.

В 1802 г. была построена Скорбященская церковь, примыкающая к зданию богадельни, сохранившегося и по сей день.

К сожалению, время и политическая история долгое время играли против Тихвинского монастыря. Помимо стертых с лица земли храмов, пострадало внутреннее убранство, стены монастыря. Из невосполнимых потерь следует отметить прекрасные чугунные ворота, дарованные монастырю императором Александром I . Они были специально привезены в 1805 г. из Аничкова дворца. Сейчас на их месте можно наблюдать только арку. Сами ворота были вывезены в неизвестном направлении, след их утерян. Осталось лишь несколько относительно небольших фрагментов, свидетельствующих о прошлой красоте.

Вход в монастырь и фрагменты утраченных ворот.

Но монастырь возрождается. Ежегодно сюда стекаются тысячи паломников поклониться чудотворной иконе Божьей Матери «Одигитрия».

Карта

Дополнительная информация

Куда ехать?

Ленинградская область, Тихвин, Тихвинская улица, 1

240 км от Санкт-Петербурга

60.715659 с.ш. и 28.729066 в.д.

На чем ехать?

На автобусе: с автовокзала Санкт-Петербурга (на Обводном канале) до города Тихвин.

На поезде: с Московского или Ладожского вокзалов до станции Тихвин.

Когда ехать?

Круглогодично, ежедневно с 6:00 до 20:00. В воскресенье и праздничные дни ворота монастыря открыты с 8:00

Сколько ехать?

Время в пути – от 3,5 часов

Надо ли платить за вход?

Обязательно:

Дойдите до знаменитого Тихвинского шлюза. Он расположен на реке Тихвинка неподалеку от монастыря. Это один из 62 шлюзов Тихвинской водной системы, спроектированной еще при Петре I, — одной из трех водных систем, которые соединяли Волгу с Балтийским морем с 1811 по 1968 гг. Шлюз и плотина были восстановлены в качестве музейного экспоната в 1980-е годы, но весенним паводком 2005 года были разрушены. Восстановлены в 2014 году.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 июля. /ТАСС/. Сотни верующих собрались в Тихвинском Успенском монастыре в Ленинградской области, чтобы почтить Тихвинскую икону Божией Матери, которой в 2023 году исполняется 640 лет. К собравшимся в монастыре обратился губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

«Мы имеем счастье каждый год здесь, в Тихвинском монастыре, собираться на праздник нашей святыни. Икона вернулась в Россию, в Тихвин, когда мы с вами стали этого достойны, когда мы стали восстанавливать храмы, когда мы вернулись к Богу, когда поняли, что главное для нас — христианские ценности», — сказал Александр Дрозденко в своей речи.

Праздник иконы начался с божественной литургии. В память о реликвии проходит фестиваль духовной музыки и культуры, в рамках которого перед верующими выступает мужской хор Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря. Также гости праздника услышат колокольные перезвоны и увидят фильм об истории Тихвинской иконы Божией Матери.

Празднование в Петербурге

640-летие христианской реликвии отмечают и центре Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви. В ходе визита в Петербург Патриарх Кирилл отслужил божественную литургию в храме Двенадцати апостолов в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре. На богослужении присутствовал губернатор города Александр Беглов.

«Тихвинская икона Божией матери появилась в наших краях в 1383 году и уже много веков имеет большое значение для России. Она по праву считается покровительницей северо-западных рубежей нашей страны», — отметил губернатор.

Тихвинская икона

Исторически день Тихвинской иконы отмечается 9 июля по григорианскому календарю, а ее историю отсчитывают с 1383 года, когда она впервые появляется в летописях Новгородской Республики. Уже после падения Новгородской Республики московский великий князь Василий III начал строительство в Тихвине Успенского монастыря, главной реликвией которого должна была стать чудотворная икона Божией Матери.

Во время антирелигиозной борьбы советской власти икона была перемещена в Тихвинский музей, откуда она в 1941 году была вынесена немецкой оккупационной администрацией и передана в Псков Псковской духовной православной миссии. В 1944 году икона была вывезена в Ригу, а потом в Германию, откуда она попала в американскую зону оккупации страны.

В 1950 году икона была размещена в Свято-Троицком православном соборе американского Чикаго, где она хранилась до 2004 года. В тот год христианская реликвия была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Успенский монастырь, где чудотворная икона и хранится по сей день.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector