Мария и сергий радонежский

Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Пётр с супругой Екатериной.

Почитание

Предание говорит о том, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к его мощам в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей.

C конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местночтимые святые. С того времени их уже изображали с нимбами и читали пред мощами угодников особую молитву. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасала людей от тяжких недугов.

3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.

Поделиться

Мария и сергий радонежский

Родители и младенец Варфоломей: 1. Рождение. 2. У колыбели. 3. Крещение. Фрагмент иконы «Сергий Радонежский с житием».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

«Прежде же подобаше почтити и похвалити родителеи его…
…не бе лепо такому детишу от неправедны родитиси родителеи…»
Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего
игумена Сергиа Чюдотворца.
Списано бысть от премудрейшаго Епифания

(18) 31 января – день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия игумена Радонежского.

Мария и сергий радонежский

Все, что касается представления о детстве и родителях Варфоломея, в монашестве – Сергия, для нас, по выражению писателя Бориса Константиновича Зайцева «в тумане», только «общий некий дух» можно уловить их жития, вышедшего из под пера Епифания – ученика и первого биографа преподобного Сергия.

По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль.

Отец, хотя и «от славных и нарочитых боляр», жил со своей семьей, по-видимому, просто. Он не раз сопровождал в Золотую Орду князей Ростовских, и из-за тяжелых податей (даней) и хлебных недородов жил небогато. Ярким свидетельством тому является то, что отрок Варфоломей в одиночку был отправлен отцом на поиск потерявшегося скота.

О простоте жизненного уклада родителей, получивших наглядное доказательство необычности их еще не родившегося ребенка, трижды вскричавшего в утробе матери во время Божественной Литургии, Епифаний пишет совсем незамысловато: «Встретив рождение младенца, они позвали к себе родных и друзей, соседей и предались веселью, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя».

О нежной любви родителей своему необычному чаду, отказывавшемуся материнского молока в постные среду и пятницу, свидетельствуют слова агиографа о поисках, правда безуспешных, родителями кормилицы для него.

Принципы семейного воспитания троих сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра также укладываются Епифанием в простую формулировку: «ихже воспита со всякым наказанием в благочестии и чистоте». Под наказанием здесь, естественно, следует понимать наставление, а не насильственное принуждение.

При этом родители проявляли некоторую снисходительность к затруднениям Варфоломея в обучении грамоте и изучению Священного Писания. От них он, по свидетельству Епифания, «много браним бываше», но более – от своего учителя.

В то же время сам отрок скорбел из-за невнимательности и не прилежания в учении, без неприязни к родителям за их укоры, и с чистым сердцем пригласил встретившегося ему при поисках пропавшего скота старца – странника иеромонаха к себе домой, поясняя, что «родители мои зело любят таковыя, якоже ты, отче».

С присоединением Ростовского княжества к Московскому и возникновении гонений на местные роды со стороны московских ставленников, все семейство было вынуждено переселиться из Ростова в селение Радонеж. Получив в лесистом необжитом краю поселение на льготных условиях от сына Московского князя Ивана Калиты, глава семьи уже не мог управлять им по своей старости. Поэтому он возлагал надежды на своих сыновей, но Стефан и Петр, женившись, вынуждены были в большей степени заботиться о своих семьях. Таким образом родители, спасшие от гонений будущего игумена земли Русской, сами нуждались в его непосредственной поддержке.

И не смотря на непреодолимую тягу к иноческой жизни, Варфоломей со смирением взял на себя заботу о родителях до того времени, как они сами приняли решение уйти в монастырь.

Иноческий выбор родителей святого Сергия представляет особый интерес. Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там были погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили.

Древность знала общие монастыри для монахов и монахинь, только соборное определение 1504 года запретило такую практику. Родителям преподобного Сергия при их предсмертном пострижении в монашество, вероятно, были изменены имена. Какие же имена родителей своего учителя упоминает преподобный Епифаний: мирские или монашеские? Известный историк церкви, автор специального труда о Сергии историк Русской Церкви, академик Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что вернее – монашеские.

До своих последних дней, а скончались супруги почти одновременно в 1337 году, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен.

С XIV века Кирилла и Марию почитали, и паломники, исполняя завет преподобного Сергия, прежде чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.

В 1981 году Кирилл и Мария были прославлены в Соборе Радонежских святых, празднуемом 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 3 апреля этого же года, при праздновании 600-летия со дня кончины преподобного Сергия, состоялось общецерковное прославление его родителей, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитва
преподобным схимонахам Кириллу и Марии,
родителем преподобнаго Сергия

О раби Божии, схимонаше Кирилле, схимонахине Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему, вы, преподобнии, вкупе с преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующий на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1 0

Мария и сергий радонежский

Пре­по­доб­ный Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ро­стов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рых он, как один из са­мых близ­ких к ним лю­дей, не раз со­про­вож­дал в Зо­ло­тую Ор­ду. Св. Ки­рилл вла­дел до­ста­точ­ным по сво­е­му по­ло­же­нию со­сто­я­ни­ем, но по про­сто­те то­гдаш­них нра­вов, жи­вя в де­ревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми тру­да­ми.

В жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия по­вест­ву­ет­ся о том, что за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей еще до рож­де­ния сы­на пра­вед­ная Ма­рия и мо­ля­щи­е­ся слы­ша­ли трое­крат­ное вос­кли­ца­ние мла­ден­ца: пе­ред чте­ни­ем Свя­то­го Еван­ге­лия, во вре­мя Хе­ру­вим­ской пес­ни и ко­гда свя­щен­ник про­из­нес «Свя­тая свя­тым».

Мария и сергий радонежский

Пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия ощу­ти­ли на се­бе ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, их бла­го­че­стие тре­бо­ва­ло, чтобы чув­ства бла­го­дар­но­сти к Бо­гу бы­ли вы­ра­же­ны в ка­ком-ли­бо внеш­нем по­дви­ге бла­го­че­стия, в бла­го­го­вей­ном обе­те. И пра­вед­ная Ма­рия, по­доб­но свя­той Анне – ма­те­ри про­ро­ка Са­му­и­ла, вме­сте с му­жем да­ла обе­ща­ние по­свя­тить ча­до Бла­го­де­те­лю всех – Бо­гу. Гос­подь да­ро­вал им сы­на, ко­то­ро­го на­зва­ли Вар­фо­ло­ме­ем. С пер­вых дней жиз­ни мла­де­нец всех уди­вил пост­ни­че­ством: по сре­дам и пят­ни­цам он не при­ни­мал мо­ло­ка ма­те­ри, в дру­гие же дни, ес­ли она упо­треб­ля­ла в пи­щу мя­со, мла­де­нец так­же от­ка­зы­вал­ся от мо­ло­ка. За­ме­тив это, пре­по­доб­ная Ма­рия во­все от­ка­за­лась от мяс­ной пи­щи.

Пра­вед­ность Ки­рил­ла и Ма­рии бы­ла из­вест­на не толь­ко Бо­гу. Бу­дучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они по­мо­га­ли бед­ным, но осо­бен­но свя­то хра­ни­ли за­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: стран­но­лю­бия не за­бы­вай­те, тем бо не ве­дя­ще неции стран­но­при­я­ша Ан­ге­лы (Евр.13:2). То­му же учи­ли они и сво­их де­тей, стро­го вну­шая им не упус­кать слу­чая по­звать к се­бе в дом пу­те­ше­ству­ю­ще­го ино­ка или ино­го уста­ло­го стран­ни­ка.

Мария и сергий радонежский

До нас не до­шло по­дроб­ных све­де­ний о бла­го­че­сти­вой жиз­ни этой бла­жен­ной че­ты, за­то мы мо­жем вме­сте со свя­ти­те­лем Пла­то­ном ска­зать, что сам про­ис­шед­ший от них плод по­ка­зал луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых по­хвал доб­ро­ту бла­го­сло­вен­но­го дре­ва. Счаст­ли­вы ро­ди­те­ли, ко­их име­на про­слав­ля­ют­ся веч­но в их де­тях и потом­стве! Счаст­ли­вы и де­ти, ко­то­рые не толь­ко не по­сра­ми­ли, но и при­умно­жи­ли и воз­ве­ли­чи­ли честь и бла­го­род­ство сво­их ро­ди­те­лей и слав­ных пред­ков, ибо ис­тин­ное бла­го­род­ство со­сто­ит в доб­ро­де­те­ли!

Око­ло 1328 г. пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия пе­ре­се­ли­лись из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. Вер­стах в трех от Ра­до­не­жа был Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь, в то вре­мя од­новре­мен­но быв­ший и муж­ским, и жен­ским. По рас­про­стра­нен­но­му на Ру­си обы­чаю под ста­рость ино­че­ство при­ни­ма­ли и про­сте­цы, и кня­зья, и бо­яре. Дух ино­че­ства со­об­щил­ся от сы­на к ро­ди­те­лям: под ко­нец сво­ей мно­госкорб­ной жиз­ни пра­вед­ные Ки­рилл и Ма­рия по­же­ла­ли и са­ми при­нять ан­гель­ский об­раз.

В этот мо­на­стырь и на­пра­ви­ли они свои сто­пы, чтобы там про­ве­сти оста­ток сво­их дней в по­дви­ге по­ка­я­ния, го­то­вясь к дру­гой жиз­ни. Но недол­го схим­ни­ки-бо­яре по­тру­ди­лись в но­вом зва­нии. В 1337 г. они с ми­ром ото­шли ко Гос­по­ду.

3 ап­ре­ля 1992 г., в год празд­но­ва­ния 600-ле­тия со дня пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­сто­я­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии. Ка­но­ни­за­ция до­стой­но увен­ча­ла ше­сти­ве­ко­вое по­чи­та­ние ро­ди­те­лей ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, дав­ших ми­ру об­ра­зец свя­то­сти и хри­сти­ан­ско­го устро­е­ния се­мьи.

Мария и сергий радонежский

Мольба Кирилла и Марии о даровании дитя

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию.
После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу о сохранении себя и младенца.

Мария и сергий радонежский

Егда крестили отроча
пророчество о нем услышали

Благочестие Кирилла и Марии требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем (означает «Сын радости (утешения)»), ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Родители стали замечать особенное в поведении младенца: с первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.
Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Мария и сергий радонежский

Святые Кирилл и Мария прияша пострижение

По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Согласно этому обычаю, Кирилл и Мария в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который находился верстах в трех от Радонежа и был в то время одновременно и мужским, и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Мария и сергий радонежский

Преставление святых Кирилла и Марии

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и в 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мария и сергий радонежский

Святые скончали дни свои в монастыре иже в Хотьково

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию, преподобный Сергий завещал — прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, и сам преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован.
В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Они также были прославлены в соборе Радонежских святых, чье празднование совершается 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у их гробницы.
В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) — родители преподобного, преобразователя монашества в Северной Руси Сергия Радонежского, преподобные Русской православной церкви.

Содержание

Жизнеописание

Во время беременностей Мария соблюдала пост, избегала мяса, рыбы и молока, питаясь лишь хлебом и растительной пищей. У них были дети Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр. Согласно житию, когда Мария была в церкви беременная Варфоломеем, тот трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо.

Варфоломей, когда ему было около 12 лет, попросил у родителей благословения на монашество, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), его родители, разорившись, из Ростовского княжества переселились в Московское — в город Радонеж, где жили близ церкви Рождества Христова. Кирилл должен был получить поместье, но по старости не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя старший сын Стефан.

В конце жизни Кирилл и Мария вместе приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре в 3 км от Радонежа, в то время одновременно мужском и женском. За ними, уже немощными, ухаживал Стефан, также поселившийся в монастыре после смерти своей жены. Умерли в 1337 году (не позже 1339) в старости, после болезней, благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети похоронили их в Покровском соборе, где и поныне находятся их мощи.

Почитание

Мария и сергий радонежский

Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. К XIX веку почитание их распространилось по России, о чём свидетельствуют месяцесловы того времени, к ним шли за исцелением. 3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18  (31) января, а также в соборы Ростовских и Радонежских святых.

Преподобный Кирилл и Мария были выходцами из знатного боярского рода и проживали свою жизнь в старинном Ростовском княжестве. Благочестивое семейство уже имело одного сына по имени Стефан, как Господь подарил им ещё одного сына, которого пара именовала Варфоломеем. Младшему сыну Варфоломею в будущем довелось стать преподобным Сергием Радонежским.
Праведность преподобного Кирилла и его супруги Марии славилась и была известна не только Господу. Супруги всегда были строгими блюстителями всех божественных статутов, они помогали бедным, однако особо свято берегли заповедь священного апостола Павла: «Страннолюбия не оставляйте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы». Всему этому они учили и детей своих, привязывая им идею не упускать случай пригласить к себе в обитель странствующего инока или другого утомленного паломника. До нашего времени не убереглось более подробной информации о благочестивой жизни этой счастливой пары, однако мы можем совместно со святителем Платоном заявить, что сам порожденный ими плод показал лучше всякой сладкоречивой хвалы добросердечность благословенного рода. Блаженны родители, чьи имена вечно славятся в их потомстве и отпрысках! Блаженны и дети, кои не только не постыдили, но и усилили и возвеличили почет и благородство своих отцов и именитых предков, поскольку подлинное благородство заключается в добродетели!

В конце своего жизненного пути преподобные Кирилл и Мария решили по собственному желанию принять монашество. Они устремились в Покровский монастырь, который был расположен в 3-х верстах от Радонежа, и на тот период связывавший 2 обители: для старцев и для стариц. В этом месте преподобный Кирилл и его супруга Мария провели свои последние дни, готовясь к вечной жизни. Сначала они приняли монашеский постриг, а позднее и схиму. Обремененные старостью и недугами, схимники в течение непродолжительного промежутка времени подвизались в новом звании. Примерно в 1337 г. супружеская чета с миром отошла в царство Божие.

В 1992 году Архиерейским Храмом РПЦ было постановлено причесть преподобного Кирилла и супругу его Марию к лику святых.
Святителем Филаретом Московским были написаны строки, в которых он говорит, что бессмертные мощи святых благоденствуют славой их добродетелей так, что они, часто бывая преуменьшенными в смертной жизни, обретают величество по смерти. И после кончины выказывают в себе духовную силу жизни, чудным образом источающуюся и на окружение. Иисус Христос предпочитает жить в избранниках своих даже физически, поскольку располагает их к внутреннему с Ним общению. Он поселяется в сердце и привносит в него новую жизнь. И тело, беспрерывно очищаемое аскетизмом и подвигами, даже в бренной жизни становится богоносным и переполняется силой Господней для других. А поскольку сила Христова вечна, то самоочевидно, что она, поселяясь в существ человеческих, иже Христовы суть (Гал. 5, 24), и телесам их вещает бессмертие; поскольку силе Господа нету предела, то согласно и то, что она посредством них чудодействует, когда этого соблаговолит Господь. Данное бессмертие и исцеляющая сила, которая исходит из них, учит нас благочестию и подталкивает к подражанию их вере.

Сила заступничества Богоматери, преподобного Кирилла и жены его Марии, а также их сына Сергия проявляется в дивах, которые совершались в течение всей истории Хотькова монастыря. В тяжкий для русского человека и Святой Церкви период не раз выказывалось ходатайство перед Господом за своих земных братьев преподобных Кирилла и Марию, а также их сына Сергия.

Мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских находятся в Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н.

31 Января — День Памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

В Ростовском древнем княжестве Мария
С Кириллом жили, Божий Храм любя,
Церковные обычаи хранили,
О бедняках заботились всегда;

Был сын у них СтефАн, и Бог дарует
Ещё им вскоре сына одного —
Варфоломея, он монахом будет,
И СЕргий будут звать потом его;

Знаменье Своего благоволенья
Подвижнику Господь тогда явил —
Воскликнул он до своего рожденья,
Когда во чреве матери он был;

Во время литургии это было;
Обет супруги сразу же дают —
В Законе Божьем воспитают сына
И на служенье Церкви отдадут;

Сын третий — Пётр — потом у них родится,
Кирилл на обученье всех отдал —
СтефАн и Пётр легко будут учиться,
Варфоломей в учёбе отставал;

Он очень горько плакал и молился,
Чтобы его Господь Сам вразумил,
И инок вдруг таинственный явился —
Дар Божий он тогда в него вселил;

Под старость обеднел Кирилл боярин,
Теперь он будет в Радонеже жить;
Варфоломей же страстно пожелает
Монашеству жизнь вскоре посвятить;

Кирилл с Марией праведными были,
Решили сына сразу поддержать,
До смерти их лишь только попросили
Его с решеньем этим подождать;

Монашество усердно почитают
Кирилл с Марией всей душой своей —
И сами в монастырь уйти решают,
Где проведут своих остаток дней;

И вот в одном преданье говорится,
Что преподобный СЕргий завещал
Родителям сначала поклониться —
(Тем, кто его обитель посещал).

Интересные факты из жизни преподобных
Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.
Светлая ПАМЯТЬ им.

Мария и сергий радонежский

В этот священный день 31 января верующие чтут память святых Кирилла и Марии, которые были родителями преподобного Сергия Радонежскного.

День памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского 31 января, история

У Кирилла и Марии уже был сын Стефан, но вскоре Господь сообщил им, что у них появится еще один сын, Варфоломей, в будущем он станет известен как Сергий Радонежский. Еще до появления на свет Варфоломея Бог показал родителям, что однажды Сергий станет основателем Свято-Троицкой Лавры. В один прекрасный день Мария отправилась на службу в церковь, тогда она была беременна Сергием. Во время службы из чрева Марии раздался громкий звук: Сергий, находясь в чреве, три раза громко воскликнул, и это удивило всех людей, которые присутствовали в церкви.

Мария и сергий радонежский

Варфоломей рос, а тем временем Кирилл и Мария начали воспитывать уже своего третьего сына, которого назвали Петр. Своих детей родители воспитывали в Законе Божьем. Когда пробил час, Кирилл принял решение отдать своих сыновей на обучение грамоте. Стефан и Петр не испытывали проблем в учебе, тогда как третьему сыну грамота не давалась. Варфоломей много времени проводил в слезах и молитвах, и однажды Господь услышал молитвы и направил его на путь истинный. Господь подарил мальчику великий дар – он познал книжное учение.

Старость подкралась к Кириллу незаметно, но он не терял времени и решил отправиться в город Радонеж. Стефан и Петр женились, а Варфоломей, который не был похож на своих братьев, мечтал принять иноческий постриг. Кирилл и Мария почитали монашество, однако они попросили своего сына повременить с исполнением своего намерения до их кончины. Сын послушался родителей и отложил на некоторое время свой постриг.

Мария и сергий радонежский

Когда Кирилл и Мария почувствовали, что они скоро покинут этот мир, они также захотели принять монашество. Преподобные отправились в Покровский Хотьков храм, который находился всего в трех километрах от Радонежа. Примечательно, что этот храм был как мужским, так и женским. Именно в этом месте преподобные провели остаток своей жизни, они приняли вначале монашеский постриг, а затем и схиму. В 1137 году Кирилл и Мария отошли в мир иной.

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии

Мария и сергий радонежский

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Когда мы чтим православных святых, мы не всегда думаем об их родителях, а зачастую даже не знаем их. Но бывают случаи, когда родители почитаемых святых проявляют не меньшую добродетель и оказывают помощь. Так, молитва Кириллу и Марии Радонежским, родителям Сергия Радонежского, помогает в семейных и внутренних делах, а также в браке.

Мария и сергий радонежский

История Кирилла и Марии Радонежских

Знак их сына как Избранника Бога достиг их еще до того, как он родился.

Мария и сергий радонежский

В чем помогают молитвы преподобным?

Спустя годы Кирилл и Мария сначала приняли монашество, а затем схему. Схимонахи Кирилл и схимонаха Мария скончались в 1337 году. Их мощи с тех пор захоронены в Покровском соборе. Говорят, Сергий Радонежский подчеркивал:

Перед тем как пойти к нему, он молится, чтобы его родители положили на гроб.

Поэтому многие верующие считают своим долгом помолиться у мощей его родителей и почтить их память.

День памяти отмечается 31 января, 19 июля (Радонежский собор), 11 октября.

К молитве Кириллу и Марии Радонежским обращаются в следующих случаях:

  • просьба о подарке семейного благополучия.
  • просьба о помощи в воспитании детей;

Мария и сергий радонежский

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О Рабе Божией, схематике Кирилле и схематике Марии! Услышьте нашу смиренную молитву. Даже если ваша временная жизнь умерла естественным путем, но вы не отходите от нас духом, всегда, по повелению Господа, сопровождайте нас, обучая и терпеливо неся свой крест, чтобы помочь нам. Здесь, вместе с нашим преподобным и носителем Бога Отца Серджио, вашего любимого сына, дерзость по отношению к Богу Христу и Его Пречистой Матери приобрела естественность. Так же и сейчас будьте молитвенники и заступников за нас, недостойных рабов Божьих (имена). Пробуди заступников крепости, но верой мы будем жить, твоим заступничеством мы будем сохранены, мы не пострадаем от демонов и злых людей, прославляющих Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, сейчас и навсегда, навсегда и навсегда. Аминь.

Молитва о даровании христианского супружества

Молитва монахам Кириллу и Марии Радонежским поможет обрести семейное счастье и достаток. Девочки используют эту молитву, когда просят Господа прислать им супругу.

Блаженный близнец, воистину земля русского орнамента, преподобный Кирилл и святая преподобная Мария; образ христианского брака, Господь — ваша славная жизнь; славно, они естественно пережили трудные годы для земли и нашего народа, и все боли и искушения этого мира стали одной плотью по своей природе — для этого, из любви к Господу, прославляют вас и ваш брак. Я также смиренно молю вас, уча перед вашим святым образом: молитесь Господу, пошли мне супругу-христианина (супругу-христианину). Одевай бо, как будто нет ничего хорошего для одного человека: Господь исправит мои стези. Она, blazi из нас перед Богом, нашим заступником, просит у меня смирения, кротости и христианского разума. Помогите мне очистить мое сердце от страстей. Вы — учитель и образ чистой жизни в совершенстве природы и заступник за нас, согласно Бозе, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Участник блаженства Христа, честный брак и забота о чадах доброго образа, справедливые Кирилл и Мария, плод благочестия, преподобный Сергий, показавший нам, горячо молятся вместе с ним Господу, чтобы ниспослал нам дух благочестия любовь и смиренную мудрость, и прославляет Спокойствие в мире и единстве разума.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Сегодня с верой и правдой, собравшись вместе, мы прославим двоих блаженных, блаженного Кирилла и добродушную Марию, они молятся вместе со своим любимым сыном, преподобным Сергионом, единственным Богом в Святой Троице, чтобы утвердить нашу Родину в веры, защити наши дома миром и избавь от других искушений, укрепи старость и спаси наши души.

Когда мы чтим православных святых, мы не всегда думаем об их родителях, а зачастую даже не знаем их. Но бывают случаи, когда родители почитаемых святых проявляют не меньшую добродетель и оказывают помощь. Так, молитва Кириллу и Марии Радонежским, родителям Сергия Радонежского, помогает в семейных и внутренних делах, а также в браке.

Мария и сергий радонежский

История Кирилла и Марии Радонежских

Знак их сына как Избранника Бога достиг их еще до того, как он родился.

Мария и сергий радонежский

В чем помогают молитвы преподобным?

Спустя годы Кирилл и Мария сначала приняли монашество, а затем схему. Инок схимонах Кирилл и схимонаха Мария скончались в 1337 году. С тех пор их мощи захоронены в Покровском соборе. Говорят, Сергий Радонежский подчеркивал:

Перед тем как пойти к нему, он молится, чтобы его родители положили на гроб.

Поэтому многие верующие считают своим долгом помолиться у мощей его родителей и почтить их память.

День памяти отмечается 31 января, 19 июля (Радонежский собор), 11 октября.

К молитве Кириллу и Марии Радонежским обращаются в следующих случаях:

  • просьба о помощи в воспитании детей;
  • просьба о подарке семейного благополучия.

Мария и сергий радонежский

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

На раба Божьего, по схеме инока Кирилла и по схеме инока Марии! Услышьте нашу смиренную молитву. Даже если твоя временная жизнь умерла естественным путем, но ты не отворачиваешься от нас духом, всегда, по повелению Господа, сопровождай нас, обучая и терпеливо неся свой крест, чтобы помочь нам. Здесь вместе с нашим преподобным и носителем Бога Отца Серджио, вашего любимого сына, дерзость по отношению к Богу Христу и Его Пречистой Матери приобрела естественность. Точно так же и сейчас будьте молитвенники и заступников за нас, недостойных рабов Божьих (имена). Разбуди заступников крепости, чтобы мы жили верой, мы были сохранены от твоего заступничества, мы не пострадали от демонов и злых людей, прославляющих Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, сейчас и во веки веков и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании христианского супружества

Молитва монахам Кириллу и Марии Радонежским поможет обрести семейное счастье и достаток. Девочки используют эту молитву, когда просят Господа прислать им супругу.

Блаженный Близнец, воистину земля русского орнамента Святые Преподобный Кирилл и Пресвятой Богородицы; образ христианского брака, Господь — ваша славная жизнь; славно, они естественно пережили трудные годы для земли и нашего народа, и все боли и искушения этого мира стали одной плотью по своей природе — поэтому, ради любви к Господу, прославляйте вас и ваш брак. Я тоже смиренно молюсь тебе, уча перед твоим святым образом: Господу молись, в ёжике пошли мне супругу-христианина (супругу-христианку). Одевай бо, как будто нет ничего хорошего для одного человека: Господь выпрямит мои пути. Она пылает перед Богом, нашим заступником, просит у меня смирения, кротости и христианского разума. Помогите мне очистить мое сердце от страстей. Вы — учитель и образ чистой жизни в совершенстве природы и заступник за нас, согласно Бозе, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Участник блаженства Христа, честный брак и забота о чадах доброго образа, праведные Кирилл и Мария, плод благочестия, преподобный Сергий, показавший нам, горячо молится вместе с ним Господу, чтобы ниспослал нам дух благочестия любовь и смиренную мудрость, и прославляет Спокойствие в мире и единстве разума.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Сегодня с верой и правдой, собравшись вместе, мы прославим двух блаженных, блаженного Кирилла и добродушную Марию, которые молятся вместе со своим любимым сыном, преподобным Сергием, Единственным во Святой Троице Богу, чтобы утвердить нашу Родину в Православие, защити наши дома миром, избавь от других искушений, укрепи старость и спаси наши души.

Преподобный Кирилл состоял на княжеской службе и неоднократно сопровождал своих князей во время поездок в Золотую Орду. Можно сказать, что он был на государственной службе, больше того, имел прямое отношение к дипломатии и, как мы знаем, был достаточно состоятельным человеком. Однако Кирилл не пренебрегал и обычным сельским трудом. Может быть, он мог бы обойтись и без этого. Тем не менее, как хозяин, он подавал пример своим работникам, как старший – своим младшим родственникам и сыну. А может быть, получал и искреннюю радость от возможности возделывать свою землю. В любом случае, он не ленился — трудолюбию и уважительному отношению к простому труду у него очень можно поучиться.

Мы не знаем, как он познакомился со своей супругой Марией, почти ничего не знаем о том, как они жили между собой. Однако почему-то именно этой паре Господь дал удивительного сына. Однажды, когда Мария еще была беременна, за Литургией во время Херувимской песни и потом после возгласа «Святая святым» ее младенец во чреве три раза вскрикнул. По идее, это невозможно, но когда речь идет о Чуде, то становится возможным буквально все.

Кирилл и Мария, как люди верующие и церковные, поняли, что их коснулась благодать Божия. Естественно, у них родилось чувство благодарности Богу, и они решили проявить эту благодарность на деле — посвятить чадо Богу.

Ребенок и правда оказался необычным: по средам и пятницам он не пил материнского молока, не пил его и в те дни, когда Мария ела мясо. Заметив это, женщина совсем отказалась от мясной пищи. Сделала она это из любви к сыну, которого не хотела оставлять голодным. Но по сути, она стала питаться как монахиня: по монастырскому уставу монахи не едят мясного.

Не только в воспитании ребенка Кирилл и Мария поступали как истинные христиане. Они жили очень благочестиво, по завету апостола Павла принимали у себя дома странников и этому же учили своих детей. Конечно, не все было идеально. Их средний сын – как раз будущий преподобный Сергий – не очень хорошо учился, грамота никак ему не давалась, и они, не выдерживая, ругали его. Однако мы можем сказать, что ругали не до такой степени и не так, чтобы сын стал сторониться их или перестал им доверять.

Когда в поле будущий преподобный встретил Ангела в иноческом образе и тот помолился о мальчике и дал ему просфору, Варфоломей (так звали Сергия до пострига) первым делом пригласил его в дом, к родителям. Видимо, он доверял им, хотел, чтобы они знали, кто ему помог, а еще – был уверен, что мама и папа примут того, кого привел их сын, хотя он был еще далеко не взрослым членом семьи.

Недалеко от их дома в Радонеже находился Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. В те времена на Руси принять под конец жизни постриг было достаточно традиционным поступком, но, кончено же, постриг принимали не все. Однако, вырастив детей, Кирилл и Мария решили полностью посвятить себя Богу — и, как обычно, не на словах, а на деле.

Несколько лет они прожили в монастыре и в один и тот же год отошли ко Господу.

Нам есть чему поучиться у них – искреннему стремлению ко Христу, реальной, нашедшей отражение в делах вере и какому-то удивительному внутреннему устроению всей их жизни. Далеко не у каждой пары рождается святой ребенок, далеко не каждый ребенок становится таким святым, как преподобный Сергий Радонежский.

Мария и сергий радонежский 30 %

Аннотация к книге «Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и заданиями»

Преподобный Сергий Радонежский — великий русский святой. Его любит и почитает весь православный мир. В этой книге вы найдёте рассказ о жизни и подвигах преподобного Сергия, а ещё яркие картинки, интересные задания и вопросы для малышей, важные христианские понятия и исторические комментарии.

  • Покупатели 1

Книга написана простым и доступным языком, основной текст разбавлен заданиями и вопросами для беседы. Помимо жития преподобного Сергия, рассказывается о быте того времени, о сражении на Куликовом поле. Книга не перегружена информацией, отлично подойдёт для дошкольников. Иллюстрации чудесные, не в угоду современной тенденции рисовать все и всех в две-три линии. Главное, книга допущена к распространению Русской Православной Церковью.

Святые Кирилл и Мария Радонежские – родители преподобного Сергия Радонежского – небесные покровители тех, кто старается воспитать своих детей в вере. Они сумели вырастить своего сына так, что он посвятил жизнь Богу и множеству людей помог найти путь ко Христу. В день памяти этой святой четы митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска.

Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим

Похожие новости

  • 1 февраля 2021 г. В минувшее воскресенье совершалась память родителей преподобного Сергия Радонежского.
  • 1 февраля 2021 г. Глава Бурятской митрополии посетил храм Архангела Михаила города Улан-Удэ.
  • 1 февраля 2021 г. Конференция «Перспективы развития социального служения и благотворительности в период пандемии» прошла в Москве
  • 1 февраля 2021 г. Студенты Екатеринбургской семинарии приняли участие в ледовом шоу.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

11 января. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!

11 января. Мученики 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенные

Читаем Апостол. 11 января

Этот день в истории 11 января

Погода 12 января 2022

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2022 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

31 января. Церковь чтит память преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского.

В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией, еще до рождения сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым».

Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских!

Святые, сравнительно недавно прославленные Церковью, но на протяжении веков почитаемые русским народом, почитаемые за подвиг воспитания великих сыновей, среди которых, как мы знаем, преподобный и богоносный отец наш Сергий Радонежский, столп Русского Православия, светило Русской Православной Церкви.

Мы очень немного знаем о святых Кирилле и Марии и знаем это благодаря житию преподобного Сергия Радонежского. Но единственное, что мы можем сказать про них, — это то, что они имели истинный страх Божий, проводили жизнь свою в исполнении заповедей Христовых и были очень чутки и внимательны ко всему тому, что их окружало: это и Церковь Христова, и те люди, которые находились рядом с ними. Внимание к жизни и непоколебимая вера в то, что все управляется премудрым Промыслом Божиим, позволили им дать миру великого угодника Божия – преподобного Сергия.

Внимание к жизни
и непоколебимая вера в то,
что все управляется премудрым Промыслом Божиим, позволили им дать миру великого угодника Божия – преподобного Сергия.

Сейчас очень многие православные люди почитают святых Кирилла и Марию, преподобных схимонахов, как покровителей православной семьи; испрашивают в святых молитвах, чтобы они перед Престолом нашего Господа возносили свои воздыхания о семьях православных людей. Каждый верующий человек, имеющий семью, и даже не имеющий семьи, а со стороны наблюдающий, как живут эти малые церкви, знает, как это бывает непросто. Все предугадать, все предсказать, проверить, предузнать представляется невозможным человеку, и можно сказать, что без помощи Божией здесь никак не обойтись. Но, по слову Священного Писания, «Тот, Кто Сам искушен был, может и искушаемым помощи» (см.: Евр. 2, 18). Потому мы обращаемся к этим угодникам Божьим и испрашиваем у них заступничества в молитвах о нас.

Если ставить вопрос, какую самую главную добродетель воспитали они в преподобном Сергии, то, наверное, можно было бы смело сказать, что это любовь к Богу и к ближнему. Но с чего начинается эта любовь? Как закладывается эта самая главная добродетель? Здесь, пожалуй, фундаментом был страх Божий. Неслучайно то, что осталось нам от преподобного Сергия, совсем немногие слова — призыв к тому, как спасаться, — начинается именно с этого, главного. «Имейте прежде всего страх Божий», — обращается преподобный Сергий и ко всем нам.

Конечно, следует признать, что именно страх Божий — это самое важное, чего сейчас всем нам в нашей жизни недостает. Да, это именно тот страх, который постоянно держит человека в духовном напряжении, который постоянно человеку свидетельствует, что Жив Господь и видит все, все знает и может наказать.

Если ставить вопрос, какую
самую главную добродетель воспитали они в преподобном Сергии, то, наверное, можно
было бы смело сказать, что
это любовь к Богу и к ближнему.

И вот сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 5, 1–11) в определенном смысле подсказывает нам, с чего человеку нужно начинать, чтобы этот страх Божий стяжать.

Когда апостолы, ловящие рыбу, вдруг видят, что Господь находится среди них, в силу того, что ловитва оказывается огромной, так что уже не в состоянии вдвоем Петр и Андрей вытащить сети и вынуждены позвать на помощь себе других апостолов, к Петру приходит осознание того, Кто перед ним. И Петр падает в ноги Господу и говорит: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8).

Для каждого из нас это свидетельство того, что мы часто неправильно ведем себя по отношению к Богу. Апостолы, почувствовав, Кто перед ними, сразу исповедуют перед Господом свою немощь и свою греховность. Они не могут вытерпеть присутствие среди них Бога всяческих. Так ли ведем себя перед Господом мы?

Да, когда мы живем и находимся вне церкви (вне храма), вне исполнения заповедей Божиих, мы ведь вообще, напрочь забываем о Боге, — Он нам не нужен абсолютно! И только в определенные дни, воскресные, поскольку мы знаем, что надо идти в храм, или когда крепко начинает нас прижимать жизнь, мы обращаемся к Богу.

Мы приходим в храм и начинаем буквально требовать от Него, чтобы Он нам помог, чтобы Он избавил нас от бед, скорбей, болезней и всего того, что связано с нашей плохой жизнью.

Мы встаем на молитву, читая: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины» и затем слова: «Прииди и вселися в Ны». Но ведь как страшно их произносить истинно верующему человеку! Он призывает, чтобы Господь неба и земли пришел и вселился в него. Абсолютно пустой скороговоркой, произнося имя Божие всуе, мы произносим эти слова, совершенно не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Нет ни страха, ни благоговения!

Святая Церковь имеет
великую мудрость, утверждая,
что внешнее переходит
на внутреннее, что сердце не может долго противиться уму.

Но Святая Церковь имеет великую мудрость, утверждая, что внешнее переходит на внутреннее, что сердце не может долго противиться уму. А это значит, что, если человек, доверившись призыву Церкви, будет приходить в храм и благоговейно вставать и молиться, каясь в своих грехах мысленно или на исповеди, будет вести себя скромно и аккуратно, не будет допускать осуждения по отношению к ближним, не будет развлекаться, глядя на тех, кто его окружает, то обязательно это внешнее благоговение, это внешнее делание перейдет на сердце, согреет его и даст, вложит в сердце человека истинный страх Божий. И это будет началом премудрости (Пс. 110, 10).

Будем всегда с большим вниманием и благоговением относиться ко всему тому, чему нас учит Церковь в вопросах воспитания и стяжания добродетелей! Будем стараться стяжать истинный страх Божий — начало не только премудрости, но и истинного вечного спасения.

Проповедь произнесена в храме
иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
в Марьиной роще
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти
прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии,
родителей прп. Сергия Ра́донежского. 11.10.2015

Слушать проповедь

11.10.2015. Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Скачать

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

родители Преподобного Сергия Радонежского [9]
Х[9] Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина.
Читать далее. .

В четырех верстах от Ростова Великого, на открытой равнине левого берега речки Ишни, по пути в Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы — Варницкий монастырь. [1] Построили его наши благочестивые предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений родину великого подвижника земли Русской — Преподобного Сергия Радонежского.

Мария и сергий радонежский

Преподобный Сергий Радонежский и его родители

схимонах Кирилл и схимонахиня Мария

«В наше время, — говорит святитель Московский Филарет (Дроздов), — свидетели подобного происшествия [3]
Х[3] Все последние происшествия и криминальные сводки Сергиево-Посадского округа.
Дорожные происшествия, пожары, криминал, чрезвычайные происшествия, криминальный бизнес и финансовые преступления.

Читать далее. , вероятно, имели бы немало заботы об изыскании причины, произведшей это необыкновенное явление. Более проницательные, может быть, осмелились бы догадываться, что молитвенный восторг благочестивой матери сообщил необыкновенное возбуждение жизни плоду, который носила она во чреве. Но в то время любили не столько любопытные умствования, сколько благоговейное наблюдение путей Провидения, и народ выходил из церкви, повторяя написанное в Евангелии об Иоанне Предтече: «Что убо отроча сие буде» (Лк, 1; 66) Да будет над ним воля Господня. [8]

Незадолго до переселения родителей Варфоломея из Ростова в Московское княжество совершилось важное событие в истории [10]
Х[10] Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. по направлению к Москве. [26]

Мария и сергий радонежский

Преставление родителей преподобного Сергия Радонежского.

Мария и сергий радонежский

Преподобный Сергий у гроба своих родителей: преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

Мария и сергий радонежский

Преподобный Сергий Радонежский — великий святой земли Русской, родился в благочестивой и благородной семье в Тверской стороне при князе Дмитрии Тверском. Его житие (краткая биография) полна чудес и великих свершений, не только духовного, но и светского, сугубо политического характера.

С самого детства младенец Варфоломей не вкушал материнского молока в дни среды и пятницы, если мать его потребляла в эти дни мясо, отказывался от груди кормилицы. Вместе с братьями святой отрок учился грамоте, однако никак не мог ее освоить, отчего сильно печалился.

Отец послал однажды Варфоломея за лошадьми, и тот встретил в лесу старца — монаха, по молитве которого грамота стала легкой и приятной.

Избранность Варфоломея стала всем очевидна еще до его рождения, и все события его жизни лишь подтверждали это. Отрок с самых ранних лет стремился к уединению и молитве, однако родители просили его сначала похоронить их, а потом уже принимать на себя подвиг монашеской жизни.

Он подвизался в пустынном лесном месте с братом Стефаном. В миру остался лишь младший брат Петр.

Популярные молитвы Сергею Радонежскому

Мария и сергий радонежский

У вас появилась уникальная возможность написать онлайн письмо-записку святому Сергию Радонежскому со своей просьбой.

Брат не выдержал пустынной жизни и удалился в монастырь, где стал игуменом. А Сергий принял постриг от старца Митрофана, и основал Троицкий монастырь, названный впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. Мало кто не знает об этом месте, оно — поистине оплот православия во все времена.

Когда хан Мамай двинулся на Русь, Дмитрий Донской просил благословения, и Сергий Радонежский послал с ним на битву двух иноков — Андрея и Александра. События Куликовского боя — самые яркие страницы русской истории, в которых вера православная имеет решающее значение во все времена.

Сергий Радонежский знал о всех событиях битвы, и до ее завершения назвал имена павших. Дмитрий горячо благодарил святого, значение молитв которого невозмодно переоценить. В память о битве князь построил Успенский монастырь, где игуменом стал тоже ученик Сергия — преподобный Савва.

Многие чудеса творил святой, его жизнь была настоящим примером христианского служения, бескорыстия и жертвенной любви к ближнему. Но каждый человек должен отправиться из этого мира в мир высший, и наступило время прощаться для святого Сергия. За полгода до кончины он принял подвиг молчания, поручив стать во главе монастыря любимому своему ученику Никону.

В осенний день преподобный Сергий скончался мирно, от тела его распространилось благоухание, а лицо убелилось как снег. Святой завещал положить его тело с братьями, почившими раньше него, но митрополит Киприан распорядился сделать это в церкви. От князя до крестьянина — многие тысячи людей пришли проститься с преподобным и проводить его в пут всея земли.

Чудеса святого

Чудеса начались еще до рождения святого — он возопил троекратно из материнской утробы во время службы, что было истолковано как посвящение младенца Святой Троице. Так и случилось в дальнейшем — святой имел непрестанное живое общение с Единым в трех лицах Богом.

При жизни святой, помимо поучения братии и мирян, творил реальные чудеса. По молитве его изгонялись бесы и даже воскрешались мертвые: младенец, умерший в отцовских санях по пути в монастырь, восстал из мертвых — Сергий же, по извечной своей скромности сказал отцу, что ребенок замерз, а очнулся от тепла кельи.

Сам святой многократно подвергался нападениям бесовских полчищ, но они не могли победить великого подвижника, защищенного силой Святой Троицы.

Игумен всегда уповал на Господа, и когда не было еды — он не разрешал братии просить милостыни. Господь снабжал усердных тружеников пищей и всем необходимым, порой самым чудесным образом — хлеб, приносимый в обитель неизвестными жертвователями явно издалека был теплым, словно недавно вышел из печи.

В Лавре до сих пор рассказывают историю о крестьянине, который искал разговора с преподобным, но не узнал великого игумена в невзрачном старике, работающем на огороде.

Крестьянин поверил, что этот человек и есть Сергий, лишь когда увидел приехавшего в монастырь князя, который в ноги поклонился тому самому старцу, и просил его благословения. Крестьянин просил прощения у святого, и сам стал усердным монахом в обители Святой Троицы.

О чем молятся святому Сергию?

Самое известное чудо, которое произошло с самим Сергием (тогда он еще был Варфоломеем) — это явление отроку старца в лесу. Отрок освоил грамоту лучше прочих детей, и помня об этом случае, Сергия Радонежского просят о помощи детям в учебе, и он всегда помогает.

После смерти великого святого обитель росла и крепла, она стала крупнейшим монастырем России.

Просить Сергия Радонежского можно о чем угодно — он скорый и могучий помощник каждому, с верой прибегающему к его помощи.

Места святого Сергия

В России находится более семи сотен храмов, освященных в честь великого подвижника, но самым известным сооружением является древняя Лавра — любимое детище святого, древний и великолепный монастырь, где хранятся мощи Сергия прочих великих святых земли Российской. Посещение монастыря — замечательный духовный опыт, рекомендуется всем неравнодушным.

Здесь же, в Лавре, хранятся огромные сокровища не только духовной жизни, но и искусства — иконы великого Андрея Рублева украшают иконостас главного Собора. Сохранилась келья и источник, который по молитве преподобного забил из-под земли, когда нужно было дать жаждущей братии воду для питья.

Икона святого Сергия есть практически в любом православном доме — инок изображен на ней по пояс в иеромонашеском одеянии. Узнать святого нетрудно, но есть и более редкие иконы, изображающие посещения святого Сергия Святой Троицей или Богоматерью.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память преподобных Кирилла и Марии, даровавших миру великого подвижника и молитвенника – Преподобного Сергия Радонежского, почитаемого всем православным миром.

Можно сказать, что родители прославились в сыне своем, ибо плод такой высокой духовной жизни мог произрасти только от глубоко благочестивых супругов.

Называя нашу любимую Родину «Святая Русь», мы с сердечным трепетом всматриваемся в далекую историю России. Читая жития святых Древней Руси, мы поневоле задумываемся, насколько боголюбивыми были наши предки, трудами которых возводились великолепные храмы, монастыри.

Сравнивая периоды особого духовного расцвета России с современным днем, мы сетуем, что прошли те славные времена, когда святость являлась общественным идеалом не только для монахов, но и для простых мирян всякого звания и сословия.

Тем не менее, и тогда не все люди жили свято. Из истории мы помним, как раздирали нашу Русь междоусобицы, как боролись с «лихими людьми» – разбойниками. Но было и нечто очень важное – отзывчивость русского сердца к проповеди покаяния, к исканию Христа.

Нам известны многие примеры искреннего раскаяния преступников, приносивших достойные плоды покаяния изменением жизни, и даже принятием на себя иноческих обетов. Но это было возможно именно потому, что среди них были такие примеры высокой нравственности, как преподобные Кирилл и Мария. Соприкасаясь с евангельской чистотой жизни истинных подвижников, искоркой Божией любви загорались многие души.

Она ждала и молилась. Горячая молитва и взаимная любовь сокращали время разлуки, ибо для настоящей христианской любви нет преград ни во времени, ни в расстоянии.

Молилась благочестивая Мария и тогда, когда носила детей во чреве, прося Господа подать им не только здравие, разум, но и доброе, отзывчивое ко всему святому сердце.

Еще до рождения будущего великого служителя Святой Троицы, нареченного в святом крещении Варфоломеем, Мария была извещена свыше, что это будет необычный ребенок, когда во время богослужения младенец трижды прокричал, пребывая еще во чреве матери. Но важным был и личный пример родительского благочестия и христианской любви, в атмосфере которого возрастал будущий подвижник.

Испив во время Таинства Венчания вино, символизирующие добровольное разделение друг с другом радости и горя, преподобные Кирилл и Мария всегда были верны принесенным Господу обетам. Так поступали и все боголюбивые супруги, явившие миру высоту святости семейной жизни: благоверные Петр и Феврония Муромские, святые Царственные страстотерпцы и многие другие.

Совершая память причисленных к лику святых супругов, важно помнить: чем больше мы прилагаем усилий, чтобы жить по-православному, стараемся лучше относиться к Богу и ближним, тем скорее наши дети будут радовать нас доброй жизнью.

Поздравляя вас с праздником преподобных Кирилла и Марии, хочу пожелать, чтобы и в ваших семьях царила бы такая же искренняя любовь, которая была у родителей Преподобного Сергия Радонежского. Ихже молитвами призываю на вас Божие благословение!

Православный детский сад имени преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей Сергия Радонежского (рейтинг на Zoon - 4.5) — мир, где у самых маленьких исполняются мечты и материализуются глобальные планы.

В православном детском саде имени преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей Сергия Радонежского самые маленькие учатся постигать интересную жизнь вместе с компетентными воспитателями и их помощниками. Развивающие занятия весьма различны. Классы подбираются по возрасту, а это значит, что ваш ребенок будет всегда находиться вместе со сверстниками, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Православный детский сад располагается по адресу: р-н Приокский,, возле станции метро Автозаводская. Вас ждут с Пн-пт: 07:00 - 18:00.

Дизайнера и блогера Артемия Лебедева вызвали в Следственный комитет (СК) для дачи объяснений из-за его поста о святых мощах, сообщил Лебедев в своем телеграм-канале. Слова блогера проверяют по уголовной статье о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий, говорится в опубликованном им документе

По данным СК, Лебедев в своем телеграм-канале выложил «нецензурные высказывания о святых мощах». «Дорогой Следственный комитет! Расскажи мне, пожалуйста, а что такое святые мощи? В каком законе они описаны? Как определяется святость? (…) Вот когда Святой Владимир скидывал в Днепр идолищ языческих — он совершал кощунство с твоей точки зрения? (…) Дорогой Следственный комитет! Засунь себе в жопу все мощи всех святых на свете, включая священный *** Зевса, который родился за 10 000 лет до того бога, на которого ты мне тут ссылаешься на своем богохульном бланке», — прокомментировал проверку СК Лебедев.

Что произошло:

17 декабря блогер опубликовал в своем телеграм-канале пост под заголовком «Мощи», в котором раскритиковал людей, поклоняющихся мощам святых. «Кого должна ***** нога, рука, зуб, волос какого-то святого? (…) Почему в мавзолеях лежат напоказ трупики Ленина, Ким Ир Сена, Мао? Откуда в народе желание поклониться мертвому менеджеру? Почему выстраиваются очереди приложиться к какой-нибудь коробке с перхотью Сергия Радонежского?» — написал тогда Лебедев.

Пост дизайнера раскритиковали коммунисты и представители Русской православной церкви (РПЦ). Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал мнение Лебедева «невежественным, грязным и провакационным», а замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе — «преступным и нравственно неприемлемым». Кипшидзе считает, что своим постом блогер оскорбил чувства верующих.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ра́донежский — топонимическое прозвище. Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) — родители Сергия Радонежского, преподобные Русской православной церкви. Никон Радонежский (1350—1426) — ученик Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря. Сергий .

Примеры употребления слова радонежский в литературе.

Михайловское, Луцинское, село у озера, село Радонежское, Дейгунинское, Тыловское, Ротожь, Протасьевское, Аристовское, Лопастенское, Михайловское на Яузе, два села Коломенских.

О свадьбе великого князя он знал, конечно, но не предполагал, что обвенчать Симеона решится сам игумен Святого Богоявления, тот радонежский, понравившийся ему инок, так скоро возвышенный Алексием.

Дмитрий и допрежь того уступал силе духовной, не понимая вполне, но ощущая то высшее, что струилось от Алексия, от Сергия Радонежского и что присутствовало в этом пламенном игумене, которого едва ли не сам Сергий и назначил ему.

Ростове Великом, откуда вышел целый ряд выдающихся деятелей нашей культуры, вышли Кирилловичи, Стефан и Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, вышел Епифаний Премудрый, вышел Стефан Пермский, креститель зырян — почему эти замечательные духовно-образовательные твердыни не породили твердого непрерывного наследка своего, не превратились в то, во что должны были превратиться?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector