В период смутного времени старообрядческая церковь оказывала огромное влияние на государство и общество. Ее авторитет начал возрастать еще в начале XVII века, когда патриарх Филарет, сосредоточил в своих руках возможность светского и церковного управления. Он планомерно готовил почву для того, чтобы Россия превратилась в настоящее теократическое государство.
Становление влияния православной церкви
В 1649 году было принято Соборное Уложение, которое значительно ограничивало церковь в полномочиях, а также в праве собственности земли и прочего имущества. Однако это не остановило духовенство и руководство монастырей, и они продолжали расширять церковные владения.
Это вызвало волну сопротивления со стороны представителей православной церкви, которыми были созданы специальные организации, целью каких было поднять уровень духовности и благочестия старообрядческих священников и искоренить церковную узурпацию власти.
Возглавил движение против своеволия церкви Стефан Вонифатьев, активными участниками были игумен Никон и боярин Ртищев. После нескольких лет тайной ужесточенной борьбы, так как богословские рассуждения церковные оппозиционеры вели только в ограниченных кругах, Никону удается стать Патриархом.
Сразу же после того, как он стал главой Русской церкви, по религиозному обществу прокатился ряд реформ. Никон изменил ритуал нанесения крестного знамени: вместо двуперстного креста заменил трехперстным. Также были внесены поправки в процедуру проведения церковных ритуалов. Все старообрядческие священники были прогнаны из Москвы.
2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.
28-я лекция «Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Натальей Юрьевной Суховой, профессором, доктором церковной истории, доктором исторических наук, преподавателем ПСТГУ. После лекции Н.Ю. Сухова ответила на вопросы собравшихся.
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
- Церковное управление и имущество Церкви.
- Монастыри и монашество.
- Приходское духовенство.
- Церковная жизнь и церковное искусство.
- Русская Православная Церковь в Польше.
Лекция Н.Ю. Суховой
(продолжительность: 1:17:08)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 46:32)
Данный конспект можно использовать в коррекционных школах 8 вида.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России по теме: Русская православная церковь»
Конспект урока 05.05.2014г.
Педагог : Бектурашвили Светлана Николаевна.
Предмет : История России 9 класс.
Тема урока : Русская православная церковь.
Цель : Познакомить учащихся с русской православной церковью и Патриархом московским и Всея Руси Кириллом.
Образовательные: дать учащимся сведения о развитии русской православной церкви .
Коррекционно-развивающие: закреплять навыки составления полных и аргументированных ответов , продолжать развивать умение работать с текстом : находить ответы на вопросы, ориентироваться в тексте.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к деятельности российской церкви, уважать чужой труд.
Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.
Понятия для запоминания : Рождество, Крещение, Пасха.
Ресурсы урока : компьютер, слайды, карточки с новыми понятиями, фото Патриарха Всея Руси митрополита Кирилла, мини фото митрополита Кирилла, учебники для 9 класса, тетради, ручки, карточки жёлтого и синего цвета, солнышко и тучка, клей.
Этапы урока, примерное время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Методы и приёмы
Организационный момент. 09.40 -09.42.
-Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на то , что у нас сегодня гости и больше на них не отвлекайтесь.
-Вспомните: какое настроение у вас возникает при появлении солнышка…, а какое – при появлении туч. И у нас хорошее настроение будет выглядеть как солнышко, а плохое настроение- будет тучкой .(вешаю их изображения на доску).
-Я вам даю синий квадрат и жёлтый. Подумайте:какого цвета сейчас ваше настроение синего или жёлтого. Покажите квадрат с цветом вашего настроения. У меня желтого. Квадрат другого цвета уберите в начало учебника.
Садятся, обращают своё внимание на гостей.
Показывают квадрат с цветом своего настроения.
-Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?
-О чем шла речь на прошлом уроке?
— Что такое терроризм?
-Кто такие террористы?
— Какие крупные теракты , произошедшие в нашей стране, вы помните?
Актуализация знаний, объявление новой темы.10.00-10.02.
-Вспомните: долгие годы советской власти гражданам запрещалось открыто исповедовать православную религию. Теперь начался возврат к православным традициям русского народа.
-Запишите в тетрадях число: 05.05.14. и тему : Русская православная церковь в России.
Записывают число и тему в тетрадях.
Работа в терадях.
-Все встаньте на физкульт.минутку.
-Упражнение «ленивые восьмёрки».
-Упражнение «Стрелки» для глаз.
-Садимся и продолжаем работу дальше.
Выполняют упражнения по команде.
Изучение новой темы.
-В конце 90-х годов 20 века русской православной церкви возвращают когда-та отобранные у неё советской властью храмы и монастыри. Многие россияне собирают деньги для восстановления храмов и монастырей. Во многих городах России молодые люди в воскресные дни приходят в разрушенные монастыри и помогают монахам восстанавливать их.
-Скажите,пожалуйста, какие православные праздники Вы знаете?
-Россиянам теперь никто не запрещал праздновать православные праздники- Рождество, Пасху и Крещение.
-А какой из этих трёх праздников празднуют первым, …- вторым,…-третьим ?
(вывешиваю названия на доску).
-Многие жители России стали посещать православные храмы, приходить к священникам за советами, крестить своих детей, венчаться в церкви. Так стали восстанавливаться старые русские традиции.
-Запишите в тетрадях : Православные праздники –Рождество, Крещение и Пасха.
— При православных храмах и монастырях открылись воскресные школы, где изучают православие, узнают о святых и мучениках церкви. В воскресных школах священники и монахи рассказывают о православных ценностях, которыми каждый человек должен руководствоваться в своей жизни. Это любовь к ближнему, уважение к старшим, терпение и смирение.
-Откройте учебники на стр.302 , найдите 3-й абзац и прочитайте –какую пользу для людей оказывала церковь.
-Итак: какую пользу для людей оказывала церковь?
-В великие православные праздники теперь ко всему российскому народу по телевидению обращается Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл со словами любви и надежды.
— Посмотрите на экран и запомните как выглядит наш Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл.
-Чтобы лучше запомнить его , я вывешиваю на доску фото митрополита Кирилла, а вам раздаю его маленькие фото – приклейте их в тетрадях и подпишите .
-Так Русская православная церковь постепенно стала возрождать православные традиции в России.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
История — еще материалы к урокам:
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология
988 г. – Крещение Руси при Владимире Красно Солнышко.
1054 г. – избрание первого русского митрополита.
XIV в. – резиденция митрополита в Москве.
1589 г. – введён титул патриарха.
Отношения церкви и государства
1. Церковь – опора государственной власти, так как подтверждает богоизбранность власти, проповедует покорность и смирение.
2. Церковь ↔︎ Государство (о главенстве власти).
1653-1655 гг. – церковные реформы патриарха Никола. Не затронули саму суть христианства, а внесли изменения в некоторые обряды.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по истории «Православие при царях и императорах России» 5-6 класс
Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
МБОУ «Таканышская СОШ»
Нигматуллин Рамиль Марсович
« Православие при царях и императорах России »
Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века
Развивать творческое мышление учащихся; умения и навыки школьников пользоваться компьютерными технологиями; высказывать свое мнение и строить логические цепочки
Формировать знания школьников о последствиях церковных реформ, проведенных в изучаемый период; умения и навыки учащихся определять причинно-следственные связи
Воспитывать школьников в духе толерантности, веротерпимости, гуманизма, уважительного отношения к православным традициям
Учащиеся получают знания о понятиях реформа, смутное время, церковный раскол. Учатся делать самостоятельные выводы и решать учебные задачи.
Учатся понимать ход исторических событий и роли православия в этих событиях, а также в развитии российской цивилизации.
Получают знания о последствиях церковной реформы XVII века и о расколе.
Развивают умения и навыки работы с компьютерными технологиями.
Учащимся прививаются толерантность, гуманистическое мышление и веротерпимость.
Комбинированный урок: обобщение ранее изученного материала, изучение нового материала.
Реформа, Смутное время, Раскол, Патриарх, Святейший Синод
История, Обществознание, ОРКСЭ, Философия и Этика
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебники по истории России
Энциклопедии для школьников и словари
Оборудование : компьютер, презентация, диаскоп, мультимедиа экран, интерактивная доска
Работа фронтальная с элементами работы в группах
Разработка данного блока уроков предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений, изучающих предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Конспект урока и презентация содержат материалы, рассказывающие об истории Православия, начиная с XVI столетия, и завершая началом ХХ века.
Тема блока включает в себя следующие аспекты для всестороннего изучения:
Реформы Православной церкви в эпоху XVI – XX веков
Изменения, произошедшие в результате этих реформ с Православной церковью
Роль Православной церкви в переломные моменты в истории России
Духовность как основа жизни и деятельности общества
Уроки по теме истории Православной церкви могут быть проведены как самостоятельно, так и быть включены как отдельный блок в курс изучения истории и обществознания.
« Православие при царях и императорах России » ( слайд 1 )
Цели и задачи урока
Что изменилось в православной церкви во время правления царей и императоров России
Какие реформы были проведены в вере в России в 16 – 19 веках?
Как изменилась церковь в эти времена?
Как церковь и власть действовали в обществе?
Что дает человеку вера?
Православие при Иване Грозном
Православная церковь в Смутное время
Религиозная реформа при Алексее Михайловиче Романове
Православная церковь и Петр I
Роль православной церкви в царской и императорской России
Учебники и дополнительная литература
Компьютер, диапроектор, экран
Вводная часть урока
В начале урока учитель объясняет тему урока, ставит перед учениками цель и задачи урока ( слайд 1- 2 ). Знакомит их с планом изучения новой темы ( слайд 3 ).
Перед учениками учитель ставит вопросы по изученным ранее темам и создает условия для изучения новой темы (все вопросы высвечиваются на экране – слайд 4 ).
Как Московское царство приняло православие?
Чему и как учил митрополит Алексей
Кто такой Сергей Радонежский и что он сделал?
Как православная церковь помогла русскому народу в освобождении от монголо-татарского ига?
Ответы учащихся обобщаются учителем и дополняются ответами других учеников.
Изучение нового материала
Изучение новой темы начинается с анализа расширение территории русского государства в XV – XVI веках ( слайд 5 ). Учитель рассказывает о том, какие территориальные изменения произошли в России в это время. Затем показывается, что происходило с православной церковью во времена правления Ивана Грозного ( слайды 6 – 7 ). После изучения, ученикам предлагается ответить на вопрос:
« Какие изменения произошли с православной
церковью при правлении Ивана Грозного? »
При изучении вопроса о православной церкви в Смутное время, учитель обращает внимание на следующие аспекты:
— что такое Смутное время
— кто такой Лжедмитрий
— понятие и роль народных ополчений
— о роли патриарха Гермогена, Минина и Пожарского
Православная церковь в XVII – XVIII веках изучается через раскрытие сущности церковной реформы Никона и сущности и последствия раскола, а также изменений в системе православной церкви в результате реформы Петра I ( слайды 12, 13, 15, 16 ).
Завершение изучения темы урока посвящается роли православной церкви в русской истории ( слайд 17 ).
Закрепление изученного материала
В конце учащиеся подразделяются на 2 группы, каждая из которых отвечает на поставленные перед ними вопросы ( слайд 18 ).
Дается творческое домашнее задание (слайд 19)
Используя дополнительный материал составить рассказ о реформе патриарха Никона?
Используя дополнительный материал объясните какую роль сыграла православная церковь в Смутное время?