Краткий конспект по истории России на тему «Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол»

В период смутного времени старообрядческая церковь оказывала огромное влияние на государство и общество. Ее авторитет начал возрастать еще в начале XVII века, когда патриарх Филарет, сосредоточил в своих руках возможность светского и церковного управления. Он планомерно готовил почву для того, чтобы Россия превратилась в настоящее теократическое государство.

Становление влияния православной церкви

В 1649 году было принято Соборное Уложение, которое значительно ограничивало церковь в полномочиях, а также в праве собственности земли и прочего имущества. Однако это не остановило духовенство и руководство монастырей, и они продолжали расширять церковные владения.

Это вызвало волну сопротивления со стороны представителей православной церкви, которыми были созданы специальные организации, целью каких было поднять уровень духовности и благочестия старообрядческих священников и искоренить церковную узурпацию власти.

Возглавил движение против своеволия церкви Стефан Вонифатьев, активными участниками были игумен Никон и боярин Ртищев. После нескольких лет тайной ужесточенной борьбы, так как богословские рассуждения церковные оппозиционеры вели только в ограниченных кругах, Никону удается стать Патриархом.

Сразу же после того, как он стал главой Русской церкви, по религиозному обществу прокатился ряд реформ. Никон изменил ритуал нанесения крестного знамени: вместо двуперстного креста заменил трехперстным. Также были внесены поправки в процедуру проведения церковных ритуалов. Все старообрядческие священники были прогнаны из Москвы.

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.

Краткий конспект по истории России на тему «Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол»

28-я лекция «Синодальный период с 1725 года до конца XVIII века» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Натальей Юрьевной Суховой, профессором, доктором церковной истории, доктором исторических наук, преподавателем ПСТГУ. После лекции Н.Ю. Сухова ответила на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Церковное управление и имущество Церкви.
  • Монастыри и монашество.
  • Приходское духовенство.
  • Церковная жизнь и церковное искусство.
  • Русская Православная Церковь в Польше.

Лекция Н.Ю. Суховой
(продолжительность: 1:17:08)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 46:32)

Данный конспект можно использовать в коррекционных школах 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России по теме: Русская православная церковь»

Конспект урока 05.05.2014г.

Педагог : Бектурашвили Светлана Николаевна.

Предмет : История России 9 класс.

Тема урока : Русская православная церковь.

Цель : Познакомить учащихся с русской православной церковью и Патриархом московским и Всея Руси Кириллом.

Образовательные: дать учащимся сведения о развитии русской православной церкви .

Коррекционно-развивающие: закреплять навыки составления полных и аргументированных ответов , продолжать развивать умение работать с текстом : находить ответы на вопросы, ориентироваться в тексте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к деятельности российской церкви, уважать чужой труд.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Понятия для запоминания : Рождество, Крещение, Пасха.

Ресурсы урока : компьютер, слайды, карточки с новыми понятиями, фото Патриарха Всея Руси митрополита Кирилла, мини фото митрополита Кирилла, учебники для 9 класса, тетради, ручки, карточки жёлтого и синего цвета, солнышко и тучка, клей.

Этапы урока, примерное время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы и приёмы

Организационный момент. 09.40 -09.42.

-Здравствуйте, садитесь. Обратите внимание на то , что у нас сегодня гости и больше на них не отвлекайтесь.

-Вспомните: какое настроение у вас возникает при появлении солнышка…, а какое – при появлении туч. И у нас хорошее настроение будет выглядеть как солнышко, а плохое настроение- будет тучкой .(вешаю их изображения на доску).

-Я вам даю синий квадрат и жёлтый. Подумайте:какого цвета сейчас ваше настроение синего или жёлтого. Покажите квадрат с цветом вашего настроения. У меня желтого. Квадрат другого цвета уберите в начало учебника.

Садятся, обращают своё внимание на гостей.

Показывают квадрат с цветом своего настроения.

-Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

-О чем шла речь на прошлом уроке?

— Что такое терроризм?

-Кто такие террористы?

— Какие крупные теракты , произошедшие в нашей стране, вы помните?

Актуализация знаний, объявление новой темы.10.00-10.02.

-Вспомните: долгие годы советской власти гражданам запрещалось открыто исповедовать православную религию. Теперь начался возврат к православным традициям русского народа.

-Запишите в тетрадях число: 05.05.14. и тему : Русская православная церковь в России.

Записывают число и тему в тетрадях.

Работа в терадях.

-Все встаньте на физкульт.минутку.

-Упражнение «ленивые восьмёрки».

-Упражнение «Стрелки» для глаз.

-Садимся и продолжаем работу дальше.

Выполняют упражнения по команде.

Изучение новой темы.

-В конце 90-х годов 20 века русской православной церкви возвращают когда-та отобранные у неё советской властью храмы и монастыри. Многие россияне собирают деньги для восстановления храмов и монастырей. Во многих городах России молодые люди в воскресные дни приходят в разрушенные монастыри и помогают монахам восстанавливать их.

-Скажите,пожалуйста, какие православные праздники Вы знаете?

-Россиянам теперь никто не запрещал праздновать православные праздники- Рождество, Пасху и Крещение.

-А какой из этих трёх праздников празднуют первым, …- вторым,…-третьим ?

(вывешиваю названия на доску).

-Многие жители России стали посещать православные храмы, приходить к священникам за советами, крестить своих детей, венчаться в церкви. Так стали восстанавливаться старые русские традиции.

-Запишите в тетрадях : Православные праздники –Рождество, Крещение и Пасха.

— При православных храмах и монастырях открылись воскресные школы, где изучают православие, узнают о святых и мучениках церкви. В воскресных школах священники и монахи рассказывают о православных ценностях, которыми каждый человек должен руководствоваться в своей жизни. Это любовь к ближнему, уважение к старшим, терпение и смирение.

-Откройте учебники на стр.302 , найдите 3-й абзац и прочитайте –какую пользу для людей оказывала церковь.

-Итак: какую пользу для людей оказывала церковь?

-В великие православные праздники теперь ко всему российскому народу по телевидению обращается Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл со словами любви и надежды.

— Посмотрите на экран и запомните как выглядит наш Патриарх Всея Руси митрополит Кирилл.

-Чтобы лучше запомнить его , я вывешиваю на доску фото митрополита Кирилла, а вам раздаю его маленькие фото – приклейте их в тетрадях и подпишите .

-Так Русская православная церковь постепенно стала возрождать православные традиции в России.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

История — еще материалы к урокам:

Предметы
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • ИЗО
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Начальная школа
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • ОРКСЭ
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Физкультура
  • Химия
  • Экология

Краткий конспект по истории России на тему «Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол»

988 г. – Крещение Руси при Владимире Красно Солнышко.

1054 г. – избрание первого русского митрополита.

XIV в. – резиденция митрополита в Москве.

1589 г. – введён титул патриарха.

Отношения церкви и государства

1. Церковь – опора государственной власти, так как подтверждает богоизбранность власти, проповедует покорность и смирение.

2. Церковь ↔︎ Государство (о главенстве власти).

1653-1655 гг. – церковные реформы патриарха Никола. Не затронули саму суть христианства, а внесли изменения в некоторые обряды.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по истории «Православие при царях и императорах России» 5-6 класс

Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткий конспект по истории России на тему «Русская православная церковь в 17 в. Реформа патриарха Никона и раскол»

МБОУ «Таканышская СОШ»

Нигматуллин Рамиль Марсович

« Православие при царях и императорах России »

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века

Развивать творческое мышление учащихся; умения и навыки школьников пользоваться компьютерными технологиями; высказывать свое мнение и строить логические цепочки

Формировать знания школьников о последствиях церковных реформ, проведенных в изучаемый период; умения и навыки учащихся определять причинно-следственные связи

Воспитывать школьников в духе толерантности, веротерпимости, гуманизма, уважительного отношения к православным традициям

Учащиеся получают знания о понятиях реформа, смутное время, церковный раскол. Учатся делать самостоятельные выводы и решать учебные задачи.

Учатся понимать ход исторических событий и роли православия в этих событиях, а также в развитии российской цивилизации.

Получают знания о последствиях церковной реформы XVII века и о расколе.

Развивают умения и навыки работы с компьютерными технологиями.

Учащимся прививаются толерантность, гуманистическое мышление и веротерпимость.

Комбинированный урок: обобщение ранее изученного материала, изучение нового материала.

Реформа, Смутное время, Раскол, Патриарх, Святейший Синод

История, Обществознание, ОРКСЭ, Философия и Этика

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебники по истории России

Энциклопедии для школьников и словари

Оборудование : компьютер, презентация, диаскоп, мультимедиа экран, интерактивная доска

Работа фронтальная с элементами работы в группах

Разработка данного блока уроков предназначено для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений, изучающих предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Конспект урока и презентация содержат материалы, рассказывающие об истории Православия, начиная с XVI столетия, и завершая началом ХХ века.

Тема блока включает в себя следующие аспекты для всестороннего изучения:

Реформы Православной церкви в эпоху XVI – XX веков

Изменения, произошедшие в результате этих реформ с Православной церковью

Роль Православной церкви в переломные моменты в истории России

Духовность как основа жизни и деятельности общества

Уроки по теме истории Православной церкви могут быть проведены как самостоятельно, так и быть включены как отдельный блок в курс изучения истории и обществознания.

« Православие при царях и императорах России » ( слайд 1 )

Цели и задачи урока

Что изменилось в православной церкви во время правления царей и императоров России

Какие реформы были проведены в вере в России в 16 – 19 веках?

Как изменилась церковь в эти времена?

Как церковь и власть действовали в обществе?

Что дает человеку вера?

Православие при Иване Грозном

Православная церковь в Смутное время

Религиозная реформа при Алексее Михайловиче Романове

Православная церковь и Петр I

Роль православной церкви в царской и императорской России

Учебники и дополнительная литература

Компьютер, диапроектор, экран

Вводная часть урока

В начале урока учитель объясняет тему урока, ставит перед учениками цель и задачи урока ( слайд 1- 2 ). Знакомит их с планом изучения новой темы ( слайд 3 ).

Перед учениками учитель ставит вопросы по изученным ранее темам и создает условия для изучения новой темы (все вопросы высвечиваются на экране – слайд 4 ).

Как Московское царство приняло православие?

Чему и как учил митрополит Алексей

Кто такой Сергей Радонежский и что он сделал?

Как православная церковь помогла русскому народу в освобождении от монголо-татарского ига?

Ответы учащихся обобщаются учителем и дополняются ответами других учеников.

Изучение нового материала

Изучение новой темы начинается с анализа расширение территории русского государства в XV – XVI веках ( слайд 5 ). Учитель рассказывает о том, какие территориальные изменения произошли в России в это время. Затем показывается, что происходило с православной церковью во времена правления Ивана Грозного ( слайды 6 – 7 ). После изучения, ученикам предлагается ответить на вопрос:

« Какие изменения произошли с православной

церковью при правлении Ивана Грозного? »

При изучении вопроса о православной церкви в Смутное время, учитель обращает внимание на следующие аспекты:

— что такое Смутное время

— кто такой Лжедмитрий

— понятие и роль народных ополчений

— о роли патриарха Гермогена, Минина и Пожарского

Православная церковь в XVII – XVIII веках изучается через раскрытие сущности церковной реформы Никона и сущности и последствия раскола, а также изменений в системе православной церкви в результате реформы Петра I ( слайды 12, 13, 15, 16 ).

Завершение изучения темы урока посвящается роли православной церкви в русской истории ( слайд 17 ).

Закрепление изученного материала

В конце учащиеся подразделяются на 2 группы, каждая из которых отвечает на поставленные перед ними вопросы ( слайд 18 ).

Дается творческое домашнее задание (слайд 19)

Используя дополнительный материал составить рассказ о реформе патриарха Никона?

Используя дополнительный материал объясните какую роль сыграла православная церковь в Смутное время?

Ссылка на основную публикацию